Что лучше акварель или масло
Акварель или масло? Как сделать выбор?
Акварель или масло? Как сделать выбор, если Вы начинающий художник?
Среди людей, далёких от живописи, и тех, кто совсем недавно прикоснулся к изобразительному творчеству, бытует мнение, что нет ничего общего между живописью масляными красками и акварельными.
Отчасти так оно и есть, но, как правило, начинающий художник ищет разницу совсем не там, где её следует искать.
Давайте проведём воображаемую дуэль между двумя техниками и посмотрим, кто победит, кто фехтует лучше, чья рапира острей.
Сначала речь пойдёт об акварели, сравнение её с фехтованием будет более чем уместно, и вот почему.
Акварель предполагает стремительную работу, она не терпит мучительных поисков и исправлений. Кисть должна порхать, как бабочка, как ночной мотылёк, танцуя причудливым узором над бумажным листом.
У художника-акварелиста есть верный помощник, который вносит свою незаменимую лепту в создание произведения — это вода. Она не стоит на месте, её движения завораживают, она так причудливо смешивает цвета, что повторить намеренно порой невозможно.
Следуя подсказкам, опытный акварелист мастерски ведёт дуэль и изящно побеждает, его образы воздушны, прозрачны и легки. Работа с акварелью — не марафон, а спринтерский забег, в котором за короткое время достигается максимальный результат.
Безусловно, из любого правила есть исключения. Особо искусные мастера смогли подчинить себе даже такой непокорный художественный материал, работая акварелью длительно и многослойно.
В чём же прелесть акварельных картин? Конечно, в прозрачности красочного слоя, в атмосфере воздуха, пронизывающего работы, выполненные в этой технике.
Далее следует перечислить арсенал, составляющий амуницию акварелиста. Список будет краток, а именно: коробка с акварельными красками, кисти и бумага. Из дополнительных мелочей: баночка для воды, палитра, губка для смачивания рабочей поверхности, папка для бумаги.
Как выбрать нужные кисти, краски и бумагу, если Вы понятия об этом не имеете, дам ряд рекомендаций.
Классические кисти для акварели — белка и колонок. Также на рынке представлены синтетические кисти и натуральные щетинные, которые будут нужны в отдельных случаях. Вам необходимо иметь минимум одну кисть (лучше больше, но и одной будет достаточно), круглую, большого размера, желательно беличью.
Работая всей кистью, Вы сможете раскрывать большие плоскости, а касаясь бумаги только её кончиком, вносить точные детали в рисунок.
Кстати, чем раньше Вы откажетесь от маленьких кисточек, тем быстрее Вам покорится акварель. Я знал мастеров, виртуозно работающих щетинными кистями, наблюдал захватывающий дух процесс, когда жёсткая щетина в руках мастера касалась нежной бумаги и происходило волшебство. Вообще, у опытных художников масса отработанных приемов и эффектных решений.
Выбор красок не так велик как, например, у художника, работающего в масляной технике. Отечественные краски фирмы “Невская палитра” вполне могут удовлетворить и начинающего художника, и профессионала. Это действительно отличный выбор, нет смысла переплачивать за импортные аналоги.
Остаётся ещё один важный элемент — бумага, которая может быть разной — от дешёвого ватмана до профессиональной акварельной. Здесь каждый сам решает, что ему по карману, на чём совершенствоваться, постигая мастерство акварелиста.
Скажу, что специальная бумага отличается от обычной, как день от ночи. Попробовать писать на ней обязательно стоит, а там решите, на чём остановить свой выбор.
Следующая часть статьи будет посвящена масляной технике живописи, избранной мной и любимой более всех остальных, поэтому текст будет значительно длиннее.
У художника, работающего масляными красками, нет союзников. Водой он не пользуется, а растворитель нужен более для очистки кистей, нежели разбавления красок. Ему не на кого надеяться, кроме себя. И результат покажет всё, на что способен мастер. Но в противовес фокусам с водой он имеет безграничный технический потенциал, который может предоставить масляная техника живописи.
Если бы творческая задача художника состояла только в подражании созерцаемому миру, безусловно, масляные краски взяли бы пальму первенства, но это далеко не главное.
Начинающий художник, восхищенный тем, как гладко он может “выкрашивать” реалистическую картинку, даже не подозревает о гигантском потенциале масляных красок.
Забеги на короткие дистанции здесь также могут быть. Техника “а-ля прима” применяется в эскизах, этюдах, коротких работах как подготовительных, так и рассчитанных на один сеанс.
Важным отличием масляной живописи является возможность длительной работы, то есть сеансов может быть бесконечное множество. Вы можете писать, пока не достигнете заветного результата.
Казалось бы, зачем так много? Акварелист и за один приём успевает добиться задуманного. Так оно и есть. Задачи, которые решает акварель, лежат в её природе. Лёгкость, прозрачность, воздушность — эти качества достигаются минимумом сеансов.
Никто не станет восхищаться замученным, затёртым до дыр акварельным листом, на котором краски утратили свою прозрачность. И напротив, в масляной живописи холст может быть наглухо забит толстым слоем краски, но не потерять от этого привлекательности.
Собственно, вся прелесть масляной живописи в ней самой, живописный слой самостоятелен вне зависимости от сюжета. — Как так? — спросите Вы. Именно так и есть. Вам случалось стоять подле полотен М. Врубеля, К. Коровина, Н. Фешина, Ф. Малявина, позднего Левитана или современных художников, ведущих свои поиски в области колорита и цветовой выразительности?
Когда выпадет случай, понаблюдайте, что в этих работах воздействует на Вас? Только ли сюжет, замысел картины, или, прежде всего, автор говорит с Вами игрой цветовых пятен?
Мне часто приходится видеть работы начинающих художников, в которых они доказывают себе и окружающим, что умеют рисовать. То же самое я вижу у подавляющего большинства считающих себя сведущими в деле написания картин. Изобразить кошечку похоже, нарисовать пейзаж похоже или аккуратно раскрасить портрет — это самые простые, а если быть точным, самые пустые задачи в искусстве.
Осознав всю прелесть работы с цветом, Вы никогда не променяете масляные краски на другие, ведь каждая картина, выполненная в этой технике — Космос, Галактика, творить которую можно бесконечно.
Повторюсь, пока масляные краски для Вас — лучший способ подражать, создавать иллюзию, Вы понятия не имеете, что есть живопись, и, скорее всего, Ваши работы — бледные учебные картинки. Да, наверное, Вас хвалят за эти картинки неискушенные зрители, и в то же время приводит в бешенство критика профессионалов. — Что им ещё не хватает, что им вообще от меня надо, чем я хуже? — негодуете Вы.
Порой беседа двух художников напоминает спор слепого с глухим. Один восторженно говорит о цвете, а другой считает краски лишь средством ровно раскрашивать рисунок.
Если Вы относите себя ко второй категории, то знайте, цвет в живописи может быть абсолютно автономен, как самостоятельный выразительный язык.
Что я имею в виду под понятием “цвет автономен”? Это обширная тема, главная в живописи. Цвет — это работа с тепло-холодностью оттенков и верно взятыми отношениями.
Тема нашей статьи — сравнение двух техник — акварельной и масляной, о цвете Вы можете прочесть здесь: http://grigoryevalexandr.ru/zvet-v-jivopisi.html
В масляной живописи велик диапазон технических возможностей, и буквально каждый может найти свои нотки в личном исполнении даже банальных сюжетов.
Что Вам потребуется для работы масляными красками? Однозначно, с финасовой стороны Вы понесёте большие потери, оснастив своё рабочее место всем, что необходимо.
Фирм, выпускающих масляные краски, значительно больше, есть даже опасность растеряться в объёме предложений. Я рекомендую использовать отечественные краски, не переплачивая за более дорогие аналоги.
Холсты Вы можете натянуть и загрунтовать сами. Это будет дешевле, а главное, надежнее, впрочем, на рынке есть огромный выбор уже готовых.
Кисти рекомендую приобрести щетинные плоские, они долго служат, не теряя своих качеств. Потребуется ещё мольберт или переносной этюдник. Акварелисту он тоже не помешает, но можно обойтись и папкой, к которой есть возможность прикрепить бумагу.
В качестве растворителя рекомендую использовать пинен или простой скипидар, если его пары Вас не беспокоят.
Вспоминаю себя, написавшего первую работу масляными красками, мне тогда казалось, что я настоящий художник. Прошло много лет, всё это время я постигал технику масляной живописи. Сейчас, когда у меня есть право делать подобные выводы, я не спешу говорить, что я всё могу. Чем больше знаешь, тем больше осознаешь свою беспомощность.
Путь познания бесконечен, нам всем есть чему учиться. В воображаемой дуэли между акварелью и масляными красками нет победителя, потому что победы совершаем мы сами, и неважно, какая из техник тому способствует.
Желаю Вам найти свой художественный материал, который раскроет Вас как интересного, яркого, самобытного художника, а для этого придётся поработать с разными красками.
Возможно, Вам будет полезна моя более ранняя статья. Вот ссылка: “Свет и цвет в живописи”.
Этот блог читают 3875 начинающих (и не только) художников, пока пьют кофе у мольберта. Читай и ты.
Спасибо,Александр!Очень полезная статья!
Интересно, но статья как бы отвечает на волнующий меня сегодня вопрос. Какой материал выбрать. Еще не так давно мне было ясно, что нет ничего лучше масла. Хотя с маслом я еще и не сталкивалась. Просто большинство шедевров живописи созданы именно маслом. Но ближе познакомившись с акварелью, я ощутила её удивительное и ни с чем не сравнимое очарование. И чаша весов качнулась в сторону акварели. Это замечательный материал. Но мне кажется он больше подходит для этюдов. Написать акварелью большую картину наверное невозможно. В силу ее прозрачности и легкости в большом формате она будет проигрывать маслу.Ее «музыкальный» диапазон гораздо беднее масляных красок. Посему обязательно буду осваивать масло. И в дальнейшем, выбор материала будет сделан в зависимости от поставленной задачи. Большое спасибо, Александр, за статью! За помощь нам — начинающим художникам ).
АКВАРЕЛЬ ОНА ТАКАЯ ВОЗДУШНАЯ
Спасибо! Интересная статья.
Эта статья наконец-то заставила меня задуматься, почему я всё-таки так люблю масло. И ответила же себе! Акварель-это всё же более релаксационный материал. Там чаще происходит чудо, за которым можно даже понаблюдать. Ух ты, как здесь потекло, а тут смешалось так круто! Я конечно не говорю о мэтрах акварельной живописи, которые наверняка всё знают и видят наперёд. А масло? Ничего случайного (я сейчас не о какой-то там интуитивной живописи). Каждый мазок выверен чуть ли не с математической точностью. Но это конечно
только в том случае,если ты обладаешь какими-то знаниями (композиции, колорита, больших отношений цветовых пятен и т.д.). Иногда и браться за работу не решаешься не потому,
что боишься чистого холста (я,кстати, никогда этого не боялась и не боюсь, тьфу-тьфу-тьфу).
А потому что спрашиваешь себя:»А готова ли я сейчас напрячь мозг и думать, думать и ещё раз думать?» Так что живопись маслом сродни разгадыванию кроссвордов (тренировка мозга). Это однозначно! Раньше я об этом и не подозревала. Ну а о достоинствах самого материала уже столько сказано и пересказано. Это само собой!
Оксана. я бы даже сказала, не «кроссвордов». а сравнила, как это ни странно. с высшей математикой.. Сколько всего нужно просчитать.. Это же задача с огромным количеством неизвестных!
Янтарная! Да. Выражение «математическая точность» и в моём комментарии присутствует. Вот даже в данный момент разгадываю очередной ребус под названием «чёрное на чёрном». Теоретически понимаю, а исполнить пока не получается.))
Так в акварели еще больше просчитывать надо:))) Пуф-пуф и крутое пятно-это, конечно, здорово, но тогда у тебя два пути: 1. Ты сделал именно это пятно, потому что здесь нужно именно оно( а это огромная школа и опыт), 2.Ты пляшешь свою картину уже от этого пятна, а здесь мозгу надо поднапрячься, чтобы раскрыть все гармонично и завораживающе.
А «оо как потекло, прикольно»- это когда ты осваиваешь цвета и бумагу, как она с краской и водой играет.
В общем, не умаляйте достоинства акварели!
Александр, спасибо! Выбор материала, наверное зависит и от характера человека. Я как «торопыга» всегда любила акварель по мокрому:))) Но и перед маслом никогда не паниковала (впервые рисовала маслом на стене в квартире своего дома, потому что знала, что стены окрашены масляной краской, мне было 12 лет:))) Надо отдать должное родителям — спокойно восприняли мои «художества». Масло, конечно, немного напрягает меня своей медлительностью, но есть время подумать(. ), что порой необходимо. В поездках, для зарисовок беру с собой акрил и бумагу или картон…
Спасибо за интересную статью.Сама предпочтение отдаю гуаши и акварели. Самый доступный, недорогой материал
С удовольствием прочитала статью и,завтра прочитаю её своим молодым ученикам (уча других продолжаю учиться).
В отношении, акарель или масло у меня нет вопросов. Обе эти техники заполнили меня и пропитали насквозь. Акварель люблю именно за скорость,спонтанность и укращение строптивой, а масло за размеренность, неторопливость,ощущение весомости краски её поддатливость и маслянистость,возможность обдумывать последующие ходы и добиваться созвучия со своими ощущениями. Спасибо, Александр за чудесную статью.
Интересная статья, Александр! Мне она тоже помогла расставить все точки над i. Выбор материала созвучен способу мышления, свойствам характера, особенностям душевной субстанции личности. Мне, любящей неторопливо созерцать, размышлять, вдумчиво анализировать все процессы, происходящие и внутри меня, и в окружающем мире, просто «доктор прописал» — масло. Акварелисты говорят, что оно проще — ха-ха! Если красить, как забор, то — да, но речь ведь о ЖИВОПИСИ, о которой так хорошо написал в статье Александр. Переливы жизни в разнообразном проявлении, её дыхание, миг и вечность подвластны маслу в руках настоящего художника. Так хочется приблизиться к этому, и здорово, что масляная техника позволяет вновь и вновь возвращаться к работе, что-то переосмыслено исправлять или вносить, мучительно уточнять, бесконечно доводить до совершенства и … родить, как драгоценное дитя, пусть даже чуть «лягушку».
Нет смысла искать превосходство графики над живописью и наоборот. Акварель непредсказуема, тем и хороша…в известном смысле свободна. Виртуозы делают чудеса, да, за очень краткое время. А масло это все-таки иной труд.Главное и тем, и другим не создавать просто копии реалистичности и академии…надо суметь показать себя, если есть, что показать..)
Нравится рисовать акварелью, но как только сделаешь перерыв,считай начинай все сначала. Теряется легкость и воздушность, за что я ее и люблю. Больше пишу маслом.
Здравствуйте. А я не делаю выбор между акварелью и маслом. Акварель обожаю, но пишу маслом. Они у меня в упряжке- «масло»- тащит, «акварель», как молодая резвая лошадка, вдохновляет!
Мое предпочтение акварели, можно сделать быстро хорошую работу. Для детей, девушек и женщин просто находка для творчества, она воздушная,нежная,экономичная. Рекомендую! От живописи маслом много грязи,нужна мастерская, в которой можно сушить, натягивать холсты, скалачивать рамы,надо много сил на перетаскивание работ,нужна машина. Сам процесс работы требует терпения и времени. У меня совсем нет времени ждать, люблю сделать быстро, иначе получается только хуже,пропадает интерес,появляется ужасное чувство ненависти.
Здравствуйте, Волнушка! Вы правы, для живописи масляными красками нужна ещё и мастерская, а это самая затратная часть — не все могут себе позволить отдельное помещение для работы. Согласен с Вами, что прежде нужно слушать себя, к чему душа лежит, тем материалом и работать. Спасибо Вам и всем, кто оставил свои комментарии, мне важно слышать ваши мнения.
Александр, уверена, что у 90% читателей Вашего блога, с упоением осваивающих масляную живопись, нет отдельных мастерских, зато есть огромное желание освоить эту прекрасную технику широчайших возможностей. Как говорится, было бы желание, а оно притянет всё необходимое!
Согласна с Вами, Ольга. Не мастерская и натянутые холсты делают художника, а художник организовывает мастерскую и натягивает холсты.
Я тоже очень люблю акварель и масло, потому что они живые и дышат в подсохших работах. Наверное это каким-то образом связано со спецификой светопреломления. Гуашь и акрил по моим ощущениям «не настоящие». Сложно объяснить, можно только провести аналогию с ощущением живых цветов и бумажных. От этих красок трудно добиться того, чтобы они передавали прозрачность или светоносность. В моём субъективном представлении они мёртвые, формальные, плакатные что-ли.
Что лучше акварель или масло
Сегодня я хочу разобрать наиболее популярные техники в живописи, которыми в настоящий день пользуются начинающие и профессиональные художники. На сегодняшний день существует огромное множество техник рисования, которые придутся по душе любому человеку, что только собирается или уже давно приобщился к многогранному миру живописи. Выбор – брать в руки кисть или остановить свой выбор на карандаше и угле – полностью зависит от вашего настроения.
Но какие техники и материалы предпочитают художники в наше время? Многие любят акварельную живопись за её лёгкость и компактность, а кто-то же предпочитает масляные и акриловые краски. Но для любых красок существуют различные приёмы, которые помогут как можно лучше раскрыть настроение картины. Какие же это приёмы? Обо всём по порядку.
Для начала стоит раскрыть приёмы и техники для акварели, ведь она по сей день стоит в огромном приоритете у художников.
Используя технику «по-сырому» вы можете создавать пейзажи, наполненные лёгкостью. Рисуя, художник предварительно смачивает лист водой, а уже потом наносит краску. Эта техника позволяет получить лёгкие прозрачные оттенки и плавные переходы из одного цвета в другой. Техникой «по-сырому» прекрасно получается рисовать небо и реки, а при умелом подходе можно передать настроение пейзажа. Но главной сложностью такой работы будет являться то, что мазки могут проявиться не так, как изначально планировалось. Также стоит заметить главную проблему – текучесть акварели.
Техника нанесения акварели слоями имеет также ещё одно название – «лессировка». В этой технике художник наносит краску одним мазком поверх другого, уже просохшего. Преимущество этой техники в том, что акварель не расползается по листу, а нанося один слой за другим, можно добиться интенсивности цвета. Обычно эту технику используют для создания реалистичности картины.
Многие живописцы отдают своё предпочтение технике, имеющее красивое название «ALaPrima». А-ля прима предполагает завершение картины за один сеанс. Как правило, большинство акварельных набросков сделано таким образом. Работа, выполненная а-ля примой, имеет большое цветовое разнообразие, которые полностью передаёт атмосферу окружения художника и его настроение.
Акварель многогранна, её применение полностью зависит от фантазии того, кто ей пользуется. Можно попробовать посыпать невысохшую работу солью, и тогда после высыхания получатся причудливые разводы. Можно также перед выполнением рисунка предварительно смять лист бумаги – тогда законченная работа получит объем и интересную фактуру. С акварелью можно комбинировать и тушь, и пастель, и другие материалы.
Наряду с акварельными красками идут также и масляные. Писать картины масляными красками не только сложно и трудоёмко, но и довольно затратно. Хорошие масляные краски стоят в среднем около 1000-1500 за палитру из шести цветов. Помимо самих красок нужен грунт для холста и различные разбавители. Но преимущества масляной живописи зачастую окупают цену материала и сложность нанесения красок.
Современные художники пользуются техникой «а-ля прима», которая имеет право существовать и для масляных красок. Так же, как и в акварели, художник выполняет рисунок маслом за один сеанс. Преимущество а-ля прима в масле сложно не оценить: поскольку масляные краски сохнут в среднем 5-7 дней, довольно удобно выполнить картину за один раз, а не дожидаться высыхания слоя, чтобы потом наложить на него последующий.
Таким образом, главный недостаток масла состоит в его довольно длительной просушке. Окончательное высыхание красок заканчивается приблизительно после полутора-двух месяцев после завершения работы. Ещё один недостаток – сложность промывки кистей от пигмента, но некоторые художники используют для нанесения небольшие гибкие металлические лопатки – мастихины. Лично я мастихины очень люблю – ими можно создавать интересную текстуру и рисовать пастозно, то есть делать рисунок рельефным, к тому же, мастихины очень легко очищать от краски – достаточно протереть тряпочкой.
И, наконец, мои самые любимые краски – акриловые. Их особенностью (и, к некоторому огорчению, недостатком) является быстрое высыхание. По цене они приблизительно стоят на одном уровне с маслом. Но если рисовать акриловыми красками по плотной акварельной бумаге, то не потребуется дополнительного грунтования, а разбавляются они обычной водой.
При рисовании акриловыми красками также используется техника «а-ля прима» и лессировка. Поверх просохших слоёв акрила можно нанести хорошо разбавленную водой краску, и тогда в картине появится лёгкость.
Для акрила применима техника «импасто», в которой художник жёсткой кистью или мастихином наносит густые слои краски, создавая сильный рельеф. Но иногда не особо качественные акриловые краски осядают в процессе высыхания. Именно поэтому при покупке красок следует не скупиться на хорошие краски и обращать внимание на производителя.
Нужно сказать, любой художник выбирает материал и техники, следуя своим личным предпочтениям. В этом обзоре я рассказала о наиболее популярных приёмах современных художников, но опираться на эти приёмы – значит ограничивать себя. Можно комбинировать различные приёмы и материалы, и тогда получится работа, не лишенная авторской задумки и индивидуальности.
Как научиться рисовать красками: применение гуаши, акрила и масла начинающими художниками
Научиться рисовать мечтают не только дети, тем более что у многих взрослых есть таланты, оставшиеся нереализованными. Существуют разные легкие техники, позволяющие выполнять рисунки красками для начинающих. Проще всего учиться творчеству с гуашью, также можно использовать акварель или масляные краски, но для работы с последними нужны определенные навыки.
Набор художника – составляющие
Чтобы научиться рисовать, не обойтись без красок. Покупать лучше сразу качественные краски, ведь слишком дешевые хуже ложатся, следовательно, процесс обучения будет менее продуктивным. Новичку не стоит тратиться на профессиональный набор: чтобы начать рисовать с нуля, достаточно иметь основные цвета:
Проще всего работать с гуашью, но взрослый или школьник вполне может справиться с акварелью. Идеальный вариант – не обычная детская, а акварель для художников, которая имеет лучшее качество. Бюджетные наборы из 24 цветов стоят 400-500 рублей. В принципе, для художника достаточно и пяти тонов (красный, синий, желтый, белый, черный), а остальные можно создать путем смешивания. Для соединения красок нужно сразу купить палитру. Форма, материал могут быть любыми. В продаже есть круглые, овальные, квадратные палитры, изделия из дерева, пластика. Размер палитры тоже остается на выбор пользователя.
Не менее важно выбрать хорошую кисть. Начинающим достаточно трех кистей, разных по размеру. Также можно дополнительно купить тонкую кисточку для выполнения точечных рисунков, мелких деталей. Популярнее всего беличьи кисточки – они отлично вбирают воду, дольше отдают ее, потому рисуют без пятен, полос. Такая кисть хороша для лессировки или создания четких контуров.
Подойдет художнику-новичку и колонковая кисть – круглая, с острым кончиком. Ею тоже удобно прорабатывать тонкие контуры, изящные детали в технике рисования акварелью. Обязательно в наборе должна быть плоская широкая кисточка для заливки. Ею выполняют фон или полосы по большой площади холста, листа бумаги. Со временем в коллекцию кистей обычно добавляют веерные, линейные, ретушные. Важно осмотреть кисти на предмет надежности соединения ворса и ручки – оно должно быть очень крепким.
Прочие принадлежности в наборе художника:
Также для составления набора художника нужно купить баночки для кистей, влажные салфетки, хлопковые тряпочки. Для работы с маслом потребуется мастихин – лопатка для густой краски, удаления засохшего материала и нанесения красивых мазков. Еще стоит купить масленки с зажимами (простые или двойные), которые содержат краску и легко крепятся к палитре.
Техники рисования акварелью
Изучать различные способы рисования нужно поэтапно, переходя от самых легких к сложным. Вначале большинство художников применяет срисовку, затем начинает проявлять фантазию и создавать собственные шедевры. Начинать обучение работе с акварелью рекомендуется с описанных ниже техник.
Рисование плоской кистью
Если рисунок придуман, следует пошагово выполнить такие действия:
По окончании работы надо промыть кисть, выжать насухо, убрать ею все сгустки краски внизу последнего мазка, не допуская обесцвечивания рисунка. Чтобы придать картинке текстурированность, можно оставить ее сохнуть под наклоном.
Градиент
Вначале нужно также проработать квадрат, прямоугольник (в дальнейшем это будет требующийся художнику рисунок). Затем следует предпринять такие шаги:
При помощи градиента можно создавать очень интересные переходы, которые ложатся в основу будущей картины.
Акварельная глазурь
Техника глазури требует фантазии художника, с ее помощью хорошо выходят пейзаж, изображение осени и лета, ландшафта. Описание техники на примере ландшафта:
Смысл глазурирования в том, что все слои краски взаимодействуют друг с другом, накладываются один на другой и при перекрытии дают еще более интересные эффекты.
«Мокрая» техника
Перед выполнением рисунка нужно смочить лист бумаги водой. Конечно, бумага нужна плотная, не раскисающая. Смачивание производят при помощи губки, предварительно отжав ее. Влага должна равномерно распределиться по листу и не блестеть, в противном случае воды на ней слишком много.
Далее на бумаге можно выполнять любой рисунок, например, осенний букет:
Не стоит сочетать на одном рисунке холодные и теплые тона, это даст визуальный диссонанс.
Рисунок сухой кистью
В такой технике рисовать несложно. Краску нужно брать на сухую кисточку, затем выполнять мазок на бумаге. Предварительно рекомендуется выполнять набросок карандашом. Вначале наброски будут довольно грубыми – например, очертания неба, стволы и ветки деревьев, река. После высыхания первого слоя добавляют детали, создают тени, прорисовывают текстуру. Затем делают фон вокруг, расставляют нужные акценты.
При рисовании нужно менять давление на кисть, что позволит добавить или убрать фактуру. Важно, чтобы кисть после промывания и промакивания не оставалась слишком влажной. В противном случае краска не будет давать эффекта фактурности, станет смотреться плоско.
Без лишней влаги
Техника хорошо подходит для рисования облаков, потоков света. Перед началом работы нужно приготовить несколько губок или спонжей для лица. Вначале выполняются мазки сухой или влажной кистью, затем они растираются губками. Важно не тереть лист сильно, чтобы не повредить бумагу. Высветления можно сделать бумажными полотенцами. После при необходимости проводятся контуры рисунков и акценты тонкой сухой кистью.
Обесцвечивание высохшей краски
В данном случае выполняется осветление уже высохшего рисунка. Нужные участки требуется смочить тряпочкой, осторожно протереть сухой кистью. Лучше всего применять кисти с жесткой щетиной, которые могут немного соскрести краску. Действия должны быть аккуратными, иначе есть риск повредить бумагу. Вместо использования тряпочки допустимо сбрызнуть бумагу из пульверизатора, а потом смочить влагу бумажным полотенцем. Еще один вариант – осторожно потереть рисунок наждачной бумагой, тогда смачивать его предварительно не надо.
Гуашь для начинающих
Обычно учиться рисовать гуашью рекомендуется еще в детском возрасте – с 4-6 лет. Она очень легко наносится, не плывет, в работе намного проще, чем акварель. Рисунки гуашью могут быть самыми разнообразными – природа, животные, цветы и деревья, фрукты и т. д. Взрослые рисуют гуашью настоящие пейзажи.
Выполнять рисунки можно не только на бумаге, но и на холсте, фанере, дереве, ткани, даже на камнях, гальке. Для этой цели лучше приобретать не детскую, а художественную гуашь, которая имеет высокое качество. Вначале выполняется набросок карандашом, после он закрашивается. Начинают с темных цветов, постепенно переходя к светлым. Смешивать краски надо с учетом цветового круга, иначе в результате получится серый тон.
Особенности масляных красок
Художники с опытом очень ценят масляные краски, которые в специализированных магазинах представлены в широком ассортименте. В составе красок присутствуют минеральные вещества, органические и синтетические компоненты. Разбавляются они не водой, а льняным маслом, что придает яркость, насыщенность тона. Сохнут краски долго, зато рисунок можно в течение определенного времени корректировать. Для разведения подсохшей, загустевшей краски тоже применяется специальное масло, которое реализуется в художественных отделах.
Виды масляных красок
Существует три типа масляных красок:
Также масляные краски бывают прозрачными, непрозрачными. Вторые более плотные, не пропускают свет. Если упаковка отмечена знаком «*», такой материал очень стойкий, долго служит. Чем больше звездочек, тем выше качество краски.
Правила и техники рисования
Картина, написанная маслом, выглядит очень красиво. Мазки смотрятся каждый сам по себе, хотя добиться такого эффекта довольно сложно. Основных техник две: в одно покрытие (алла-прима) и в несколько слоев. Для многослойного наложения красок придется постараться – работать быстро, материал не разбавлять, знать его свойства и то, как будет смотреться один тон поверх второго. Расход масла на многослойное нанесение обычно большой.
У однослойного рисунка есть свои минусы. Так, со временем мазки могут потрескаться из-за сжимания краски, поэтому большинство профессионалов подсушивает первый слой и наносит как минимум еще один. Так затраты материала можно снизить.
Рекомендации при работе с маслом:
Как правильно рисовать акрилом: советы начинающим
Акриловые краски сочетают свойства масла и акварели, они не выгорают, им не страшна вода. Накладывать слои можно прямо на предыдущие, не дожидаясь их высыхания. Для начала лучше купить набор из 6 цветов, после расширить до 18. Рисовать акрилом стоит на бумаге, холсте, ткани, стекле, пластике, камнях. Разводят краску водой, растворителями. Применяются такие техники:
Для придания рисунку завершенного вида можно наносить отдельные штрихи фломастерами, маркерами, карандашами, пастелью. Вначале выполняют простые картинки, потом переходят к натюрмортам, видам из окна, портретам. Для обучения полезно будет применять технику абстракции – делать пятна и добавлять детали, придавая им образ.
Советы по работе с акрилом таковы:
Рисунки на ткани
Тканевые рисунки делать довольно сложно, потренироваться лучше на иной основе. При наличии опыта вполне можно рисовать по шелку, синтетике, натуральным тканям. Вначале ткань нужно постирать, погладить, натянуть на раму или расположить на ровном основании. Под ткань подложить клеенку, сделать рисунок специальным фломастером для материи. После выполнить художественную роспись. Проще всего работать по готовым трафаретам, но можно сделать рисунок и самостоятельно. Спустя сутки сушки нужно прогладить изделие утюгом, через 2 суток его можно постирать.
Картины на холсте
Для акрила холст является идеальной основой. Краски нужно заранее подготовить, развести водой. Если планируется смешивание, лучше применять специальный растворитель, иначе материал быстро засохнет. Палитру надо периодически сбрызгивать водой. Начинают рисовать самые крупные детали, по мере проведения более мелких линий меняют кисти на тоненькие. Норма разведения красок водой для создания более прозрачных тонов составляет менее 20%.
Рисунки на бумаге
Впервые стоит попробовать рисование именно на бумаге. Поскольку структура красок плотная (это, по сути, жидкий пластик), обычная тонкая бумага не подойдет. Лучше взять картон или особую толстую бумагу. Также рисунки можно выполнять на бумажных обоях, которые уже наклеены на стены. Это популярный дизайнерский прием, позволяющий украсить однотонный материал и придать комнате оригинальный вид.
Роспись по стеклу
Картинки на стекле выглядят очень красиво, напоминают готовый витраж. Контуры будущего рисунка делают тонким маркером по эскизу, который подложен под стекло. После послойно наносят краски, формируя нужные сочетания цветов, акценты, более светлые и темные зоны. В окончание работы на картину наносят акриловый лак.
Краски дают бесконечный простор для фантазии. Научиться рисовать несложно. Даже не имея таланта, можно выполнять красивые рисунки при достаточной старательности и упорстве.