Что лучше аспирантура или второе высшее
Второе высшее или аспирантура
Что делать, если на руках диплом о высшем образовании. А душа рвется учиться дальше? Где продолжить свое обучение? Чем отличается второе высшее от аспирантуры? Что больше пригодится в жизни? В этих вопросах решила разобраться Ирина Комбачева. Помогли специалисты.
Итак, сначала разузнаем об аспирантуре.
Проректор по учебной работе Воронежского государственного университета (ВГУ), доктор философских наук, профессор Елена Николаевна Ищенко рассказывает, что перед сдачей вступительных экзаменов в аспирантуру, надо пройти собеседование с предполагаемым научным руководителем. Его итоги будут учитываться при решении о допуске к вступительным экзаменам. Также надо предоставить комиссии реферат по специальности и научные публикации.
Аспирантура – это серьезная, трудоемкая работа.
Проректор по научной работе Института экономики и финансов «Синергия», доктор экономических наук, профессор Владилен Андреевич Прокудин рассказал, что можно поступить в аспирантуру технического вуза, имея гуманитарное образование. В случае успешной сдачи вступительных экзаменов.
Такое возможно, если абитуриент получил, например, среднее техническое образование или самостоятельно изучал технические науки. Однако, приемная комиссия вправе отказать абитуриенту, если его будущий научный руководитель сочтет уровень подготовки недостаточным для написания кандидатской диссертации.
В аспирантуре можно учиться бесплатно, на бюджетных местах. На платном отделении обучение в аспирантуре ИжГТУ обойдется от 43000 до 48000 рублей за первый год обучения в зависимости от специальности.
Елена Николаевна Ищенко из Воронежского государственного университета говорит, что есть государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Именно по ним поступающие в аспирантуру сдают вступительные экзамены по:
1. специальной дисциплине;
2. философии;
3. иностранному языку, необходимому аспиранту для выполнения диссертационного исследования, и определяемому высшим учебным заведением.
Владилен Андреевич Прокудин из института экономики и финансов «Синергия» успокаивает: диссертация может быть защищена на стыке двух специальностей. Однако степень присуждается только по предметам науки: технические, экономические, физико-математические и т.д.
Аспирантура — это три года учебы. Ускорить процесс можно, если поступать с уже подготовленными материалами для диссертации. Например, выбрать тему дипломной работы, которую затем можно развить в кандидатской диссертации. Это часто практикуется в Институте экономики и финансов «Синергия».
Если душа рвется дальше учиться, то после окончания аспирантуры можно поступить в докторантуру для защиты, уже докторской диссертации. Другой путь — продолжить учиться — это прикрепление в качестве соискателя по иной специальности. Например, кандидата технических наук в качестве соискателя экономического вуза.
Конечно это все при условии, что защита кандидатской диссертации прошла успешно.
Владилен Андреевич говорит, что есть опыт работы на руководящих постах не менее трех лет в бизнесе – есть третий путь – обучение по программе МВА для получения диплома мастера бизнес- администрирования. «Возможность получения данного вида образования в нашем вузе давно практикуется, в том числе и диплома МВА университета Дарем (Англия)».
За три года очной аспирантуры надо будет заплатить 230 тысяч рублей, заочная обойдется дешевле – 160 тысяч за 4 года. Но есть и бюджетные места.
Стоимость обучения в Воронежском государственном университете на коммерческой основе в 2007/08 учебном году колеблется от 27 до 43 тысяч рублей в год. Сейчас в университете обучается более 600 российских и иностранных аспирантов, а также более 400 соискателей ученой степени. Университет ведет подготовку по 76 научным специальностям.
Турыгин Юрий Васильевич из Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ) считает, обучение в аспирантуре существенно повысит стоимость выпускника на рынке труда, но уточняет, что многое зависит от личных качеств человека.
Елена Николаевна Ищенко из Воронежского государственного университета: «Несомненно, обучение в аспирантуре повысит «стоимость» выпускника на рынке труда, т.к. защита кандидатской диссертации предполагает глубокое знание исследуемого предмета, и, главное, наличие собственных суждений и оценок, возможностей применения теоретических знаний на практике. Бесспорно, такой специалист будет лучше разбираться в обстановке, он будет способен стратегически мыслить и принимать правильные решения».
Владилен Андреевич Прокудин из института экономики и финансов «Синергия»: «Обучение в аспирантуре, безусловно, повышает стоимость выпускника на рынке труда, если его диссертационная работа отвечает требованиям развития отрасли, сферы, в которой он работает или намерен работать. В первую очередь это касается наукоемких отраслей, научно-исследовательских и проектных институтов, государственных и муниципальных организаций, а также всей образовательной сферы. Пример – сотрудники государственного аппарата, думские деятели, которые подчеркивают наличие у них ученых степеней».
Теперь о втором высшем. Но с ним все значительно проще.
На основании Федерального закона об образовании, второе высшее образование платное.
Стукалова Ирина Борисовна, проректор по учебно-методической работе Института экономики и финансов «Синергия», зав.кафедрой маркетинга и коммерции, рассказывает, что для поступления надо пройти собеседование про профилирующему предмету. Такие же условия и в Воронежском государственном университете.
Срок обучения вирируется от 2-х лет (в магистратуре) до 5-ти в соответствии с учебным планом. Существуют очно-заочная (вечерняя) и заочная формы обучения (программа выходного дня).
Каждый учебный год в Воронежском государственном университете обойдется от 27 до 35 тысяч рублей.
«Синергия» дороже, 64 тысячи. Это для владельцев технического или экономического первого диплома. Гуманитариям надо еще доплачивать по 7 тысяч рублей за каждый семестр высшей математики. Конкурс примерно 1.2 – 1.3 человека на место. «Синергия» обеспечивает места для прохождения практики, которые потенциально могут стать местом работы студентов. Кроме того, следует отметить, что база практик и вакансий формируется в основном из предприятий и организаций, в которых работают выпускники программ второго высшего образования и МВА. В вузе существует специальная структура, которая занимается вопросами связи с выпускниками и трудоустройством выпускников.
Конкурс в Воронежском государственном университете скачет от престижности факультета, от 2,33 до 43,92 человека на места. ВГУ вошел в «десятку» российских вузов с точки зрения востребованности выпускников на рынке труда. В университете существует самостоятельное структурное подразделение – Служба содействия трудоустройству выпускников. Есть соглашение с главным управлением государственной службы занятости населения Воронежской области, постоянно оказывается помощь в организации временной и неполной занятости студентов и трудоустройства выпускников.
И три ответа на самый главный вопрос. Какие соискатели более востребованы на рынке труда? У которых два диплома? Или у которых диплом + аспирантура?
Проректор по учебной работе ВГУ, доктор философских наук, профессор Елена Николаевна Ищенко: «Однозначно ответить на вопрос нельзя. Это зависит от многих факторов, главным из которых является то, какую сферу деятельности выберет для себя выпускник вуза. Существует ряд профессий, в которых необходима узкая специализация. Естественно, что в этой ситуации наиболее востребованным будет молодой кандидат наук. Однако, в связи с быстрым изменением конкурентной ситуации на рынке труда, востребованными оказываются лица, способные работать «на стыке» специальностей, обладающие знаниями из разных областей. Так что выбор своей индивидуальной образовательной траектории человек должен совершать самостоятельно, с учетом особенностей будущей профессии».
Проректор по научной работе Института экономики и финансов «Синергия», доктор экономических наук, профессор Прокудин Владилен Андреевич: «В конечном итоге ответ на данный вопрос содержится в топ-менеджменте бизнес-организации. Весьма важно, какого вуза, или какого диссертационного совета дипломы. Если, по мнению руководителя, уровень знаний по профилю, по характеру работы высок и специалисту эти знания нужны для работы, то можно не сравнивать что лучше, два диплома, или диплом + аспирантура. Если же речь идет о научно-исследовательской и проектной организации, то для карьеры нужен диплом + аспирантура. Это весьма важное преимущество.
Кандидатская или докторская степень дает интеллектуальную свободу и свободу творчества, их обладатель гораздо более независим от работодателя, для него мотивация работой может служить важнейшим стимулом жизни.
Мотивация работой становится все более важным направлением менеджмента в зарубежных фирмах».
Проректор по учебно-методической работе Института экономики и финансов «Синергия», зав.кафедрой маркетинга и коммерции Стукалова Ирина Борисовна: «Как правило, соискатели, имеющие два диплома, востребованы на должности среднего менеджмента. Соискатели, имеющие специальность и ученую степень, востребованы на должности топ-менеджмента».
Думайте сами, решайте сами, где именно учиться. Но все-таки учиться.
Что лучше аспирантура или второе высшее
что весьма напрягает. помогите советом, что сейчас нужней?
Аспирантура очень дорого получается!( боюсь не справиться( и будет жалко, если деньги на ветер. вторая вышка в два раза дешевле обойдется!
Добавлено через 2 минуты 49 секунд
Скорее всего, кроме самореализации, повышения интеллекта и корочки(которую можно будет показать внукам и детям), ничего не получишь
а почему бы даже и ради этого не пойти??
в том то и дело, что не знаю. только закончил. столько дорог кажется в 23 года. и этого хочется и того) страшно упустить время и шансы. да и желание) страшно выбрать не тот путь.
— боязнь рынка труда и желание любой ценой затянуть свою учебу
— желание успеть везде и получить все высшие образования, какие возможно
Все это ерунда. Работать идти надо, а все, что в жизни потребуется, учится на практике и путем самообразования
— боязнь рынка труда и желание любой ценой затянуть свою учебу
— желание успеть везде и получить все высшие образования, какие возможно
Все это ерунда. Работать идти надо, а все, что в жизни потребуется, учится на практике и путем самообразования
+100.
Зачем? Мне на практике не встречались люди которым пригодилось бы сразу два высших образования.
IvanSpbRu, у нас на предприятии и к.э.н. встречаются. И ценятся.
В этом году даже двух товарищей отправили в заочную платную экономическую аспирантуру. За счёт предприятия.
Всякие тренинги по тим-билдингу с разнообразными коучерами
А вот это, действительно, фуфло полное.
IvanSpbRu, у нас на предприятии и к.э.н. встречаются. И ценятся.
В этом году даже двух товарищей отправили в заочную платную экономическую аспирантуру. За счёт предприятия.
IvanSpbRu, чего-то Вы сегодня необычно категоричны 🙂
У нас экономистов отправляют на серьёзные курсы по ценообразованию в проектном деле, по расчётной оценке эффективности инвестиций в электроэнергетике и т.д.
Я считаю, что это нужно, как для предприятия, так и для самих работников.
nauczyciel, Вам просто повезло с предприятием. Похоже, Ваше руководство на самом деле думает о развитии сотрудников, обучает их нужным вещам, а не новомодным фенькам, и поощряет реальное повышение квалификации.
— боязнь рынка труда и желание любой ценой затянуть свою учебу
— желание успеть везде и получить все высшие образования, какие возможно
Все это ерунда. Работать идти надо, а все, что в жизни потребуется, учится на практике и путем самообразования
Добавлено через 1 минуту 53 секунды
Мне на практике не встречались люди которым пригодилось бы сразу два высших образования.
У меня два высших, и оба профильные. и оба пригождаются.:)
Добавлено через 7 минут 58 секунд
ЮричЪ, если
можно спокойно эти три года работать по специальности. почему нет?
нелепо звучит наличие экономиста в небольшой строительной фирме
А что такого?
И всё-таки лучше завести трудовую и вписать туда должность экономиста.
хочу пусть маленькое, но свое дело)
Для этого в общем случае вообще образования не надо, тем более второго высшего или учёной степени 😉
второе высшее среди молодежи становится, как мода,фетиш. Кто то и третье идет получать)Хочется выделяться)
Да, есть такая мода. Студенты мне мои тоже, бывает, заявляют.
Я всегда предлагаю выделяться профессионализмом и, соответственно, заработком.
Добавлено через 9 минут 40 секунд
IvanSpbRu, у нас в конторе есть инженеры-экономисты, занимающиеся подготовкой ТЭО, конкурсной документацией, расчётами эффективности инвестиций и т.д.
Но это ведь отдельная специальность, причём техническая.
Ни один отдельно подготовленный инженер и экономист, из тех, которых знаю (с двумя ВО), почему-то не может полноценно сочетать две отдельные специальности так, как это делает инженер-экономист.
ЮричЪ, правила форума почитайте насчет неинформативных названий тем.
По существу, вопрос уже не в первый раз поднимается. Сказать что-то новое. Ну три страницы сообщений в этой теме уже написали, но в принципе, я бы сказал, если всерьез рассматривается вопрос «что лучше, аспирантура или второе высшее», то Вам не нужна ни аспирантура, ни второе высшее. Ибо глупости это всё.
Или, добавлю, по медицинским. Или получение кандидата и трудоустройство в контору к nauczyciel:D
IvanSpbRu, в моей конторе нет ничего удивительного. Много таких.
Ink, я беспартийный 😉
+1. Ну. можно еще и юридическое.
Димитриадис, а почему не медицинское, к примеру? Или философское? :rolleyes:
Но эти менеджеры не в состоянии освоить ни курсы, ни СПО, ибо им «дали установку на продажу». Они вообще не видят смысла отличать киловольты от киловаттов, а вопросы о устройстве товаров, которые они продают, относят к капризам заказчиков. И считают вполне нормальным на такие вопросы по сути не отвечать.
Что верно, то верно. Но это уже проблема не второго высшего, а общей культуры в принципе, и моделей поведения специалистов по продажам, увы:D
Для неугомонных: аспирантура или второе высшее?
Многие успешные студенты, когда срок обучения в вузе подходит к концу, задумываются о продолжении образования. Когда человеком движет желание продолжить получать удовольствие от преобретения новых знаний, открытий в науке и себе, перед ним возникает выбор: пойти в аспирантуру, или, например, получить второе высшее образование? Еще вариант: ограничиться «беззаботным» посещением различных курсов, тренингов на протяжении профессиональной карьеры, так как аспирантура и второе высшее предполагают выполнение большого числа, мягко говоря, формальностей, а также — много систематического труда. В каком случае, что выбрать, как понять, нужна ли тебе аспирантура? Ответы на эти вопросы мы попытались найти у аспирантов, молодых кандидатов наук, преподавателей вузов и экспертов.
Можно ли идти в аспирантуру не за диссертацией?
Ни для кого не секрет, что в аспирантуру студенты поступают порой для самых прозаических целей: например, провинциалы, чтобы получить жилье в Москве или Петербурге, юноши, чтобы отложить службу в армии. По словам руководителя магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Высшей школы экономики Петра Сафронова, таких людей — до половины контингента аспирантов.
А как быть тем, кто хотел бы в аспирантуру, но не уверен, что готов к карьере ученого или преподавателя? Если желание поступать, силы и возможности есть, надо идти, считает доцент факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук Григорий Прутцков.
«Не нужно отказываться от аспирантуры, если не планируешь быть ученым, преподавателем, так как возможности ее применения расширились и написание диссертации не стало единственной целью обучения в аспирантуре. Защита выпускной квалификационной работы предоставляет аспиранту статус преподавателя-исследователя. Это повысит его рейтинг: он получит статусную строку в резюме, а также реальные плюсы, если он захочет быть, например, учителем в школе», — считает Григорий Прутцков.
Петр Сафронов добавляет, что люди в нашей стране до сих пор представляют себе карьеру слишком линейно: если из вуза — в аспирантуру, значит — будущий преподаватель, но современные карьеры очень гибкие.
Если студент идет в аспирантуру с активным научным интересом и желанием написать диссертацию, то не лишним будет убедиться в том, что на кафедре его ждет «живой» коллектив, который его поддержит, потому что наука — это всегда командная работа. В противном случае, начальный интерес может быстро потеряться, предупреждает Петр Сафронов.
Аспирантура vs второе высшее
Некоторым людям просто очень нравится учиться, иногда они получают по нескольку высших образований. В каких же случаях целесообразно вчерашнему студенту сразу браться за второе высшее и нужно ли вообще?
Важнейшее отличие второго высшего от аспирантуры — оно, обязательно, платное. По мнению Сафронова, такие траты для самих обучающихся малообоснованны.
«Второе высшее — это для людей практиков, которые добирают навыки, которых не хватает в текущей профессии, и оплачивает их получение работодатель. Когда сам человек, за свои средства, получает второе высшее, это странно, потому что в большинстве стран мира работодатели софинансируют подобные проекты», — считает эксперт. «Что касается статусности, то работодателю сейчас даже первое образование не очень нужно, в том смысле, что многие из них не очень удовлетворены качеством высшего образования, даже в наиболее престижных вузах», — добавляет он.
Однако, по мнению Григория Прутцкова, сценарий со вторым высшим, сразу после первого, допустим, если человек кардинально ошибся с выбором первого вуза и во время учебы понял, чем он, действительно, хочет заниматься. Всем известно, что в 17 лет подростки нередко совершают выбор под давлением мнения родителей или иных авторитетов.
Плюсы, минусы аспирантуры и советы из первых уст
Аспирантка второго года журфака МГУ имени Ломоносова Мария Хвалибова отмечает, что обучение в аспирантуре, если подходить к нему серьезно и ответственно, будет отнимать много времени и сил, и совмещать работу с учебой тяжело. Однако неработающих аспирантов практически нет, добавляет Прутцков, поэтому к повышенным нагрузкам надо быть готовым.
Кроме того, образование в аспирантуре надо разнообразить.
«Это должно быть не просто подготовкой к сдаче кандидатского минимума, но образованием в широком смысле: новые дисциплины, новые знания, новые специализации. Это очень помогает при подготовке своей темы», — считает кандидат наук, окончивший аспирантуру журфака МГУ в 2014 году, Игорь Говряков. Он добавляет, что аспирантура — еще более самостоятельный формат обучения, чем студенчество.
Говряков пройденным этапом жизни доволен. «Благодаря аспирантуре я научился тому, как писать диссертацию, написал ее, чему очень рад. Аспирантура дает возможность влиться в научное сообщество, показать, на что ты способен. Я влился и доказал», — отмечает он.
Финансовые перспективы и утечка мозгов
Ни для кого не секрет, что аспиранты в России чаще всего получают чисто формальную, мизерную, стипендию, именно поэтому вынуждены работать. Какие у аспирантов есть возможности улучшить материальное положение?
По словам Сафронова, если оставаться в России, то аспирант и его научный руководитель могут пытаться получить гранты. Наиболее талантливые выпускники могут уехать в аспирантуру за рубеж, и это становится все более распространенной версией. Это приводит к нешуточным цифрам «утечки мозгов»: только по программе «Глобальное образование», в год из России уезжает от одной до полутора тысяч молодых ученых. К ним нужно добавить тех, кто едет не по программе, итого счет идет на тысячи.
«Многие возвращаются спустя какое-то время, потому что найти на академическом рынке постоянную позицию довольно сложно. Однако больше половины уехавших уже не возвращается в страну», — резюмирует эксперт.
Уровни российского высшего образования
В 2011 году Россия полностью перешла на Болонскую систему высшего образования. С этого времени учеба в вузах проходит по трем уровням:
Бакалавриат
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно.
Как учиться и поступить
Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год.
Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.
Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.
На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.
Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:
Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.
Специалитет
Считается следующим, более высоким уровнем высшего образования, хотя поступить в него, как и в бакалавриат, можно сразу после школы. От бакалавриата он отличается тем, что по ФГОС его программы ориентированы на более глубокую практическую подготовку в определенной отрасли. В дипломах выпускников в графе «квалификация» записывают не просто «специалист», как у бакалавров – «бакалавр», обозначая уровень полученного образования, а указывают конкретную профессию: например, «инженер-судоводитель», «врач-кибернетик», «режиссер цирка», «юрист», «математик, механик, преподаватель».
Специалитет – это своего рода ускоренный курс «бакалавриат + магистратура», который проходят не за шесть, а за пять лет. Именно поэтому сразу после специалитета можно поступать в аспирантуру, а после бакалавриата – нет: для углубленных занятий наукой бакалавр не может перепрыгнуть ступеньку магистратуры, а специалист – да. Больше того, если выпускник специалитета соберется поступать в магистратуру, для него она будет считаться вторым высшим образованием, поэтому не может быть бесплатной. Эта норма содержится в законе об образовании, по которому повторное обучение по программам одного и того же уровня допускается только на платной основе.
Поступление и учеба
В специалитете учатся 5 лет, на некоторых направлениях – до 5,5 года. На заочных и очно-заочных отделениях срок обучения увеличивается на один год, но примерно половина программ только очные.
Порядок поступления в специалитет такой же, как и в бакалавриат: на базе 11 классов или СПО (среднего профобразования) + школьный аттестат. Вступительные экзамены – ЕГЭ и (или) внутренние испытания вузов. При поступлении в вузы конкурс в бакалавриат и специалитет проходит раздельно.
На большинстве направлений высшего образования есть программы и бакалавриата, и специалитета, но на некоторых – требующих углубленной всесторонней подготовки – есть только специалитет. После перехода на Болонскую систему исключительно пятилетнюю учебу в вузах оставили для военных, врачей и фармацевтов, представителей большинства творческих профессий – актеров, режиссеров, художников, продюсеров и других профессионалов сферы искусства. В целом в специалитете меньше направлений подготовки, чем в бакалавриате.
Все направления подготовки в специалитете перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.
Магистратура
Следующий после бакалавриата уровень образования. Магистратура нужна, чтобы углубить полученные в бакалавриате знания по выбранному направлению, дополнить их практическими навыками и подготовить студентов к научной работе. Поэтому все специальности бакалавриата «дублируются» в магистратуре – их коды совпадают, за исключением шифра, обозначающего уровень образования. Например, в бакалавриате есть направление «Картография и геоинформатика» 05.03.03. В магистратуре ему соответствует одноименное, но с кодом 05.04.03 (вторая группа цифр – это указание на уровень высшего образования, в этом конкретном случае – магистратуру).
Учиться в магистратуре 2 года, на очно-заочных и заочных программах (их немного, и они есть не на всех направлениях) – на 3–6 месяцев дольше. Выпускники получают диплом с квалификацией «магистр».
Порядок приема
В магистратуру поступают по экзаменам, которые вузы проводят сами. Есть университеты, которые заменяют тестирование по предметам, изученным в бакалавриате, конкурсом портфолио.
Поступить в магистратуру можно с высшим образованием любого уровня – после бакалавриата, специалитета или даже аспирантуры, если вдруг после занятий наукой захочется радикально изменить направление деятельности. При этом только для бакалавров, впервые поступающих на программу более высокого уровня, учеба будет бесплатной. Выпускники специалитета и аспиранты могут учиться в магистратуре платно. Но есть одно исключение – для тех, кто получил университетский диплом до 2010 года. До этого времени в документах об образовании им присваивали квалификацию «дипломированный специалист». Именно так сформулированная запись дает право претендовать на бесплатную учебу в магистратуре после специалитета или аспирантуры.
Для продолжения учебы необязательно выбирать то же направление, что уже изучено в бакалавриате. Поступить можно на какую угодно специальность, главное – сдать вступительные экзамены. Если филологу захочется в магистратуре изучать кибернетику или архитектуру, никто не запретит ему сменить род профессиональной деятельности.
Все направления подготовки в магистратуре перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.
Подготовка кадров высшей квалификации
Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».
Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:
При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.
Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.
Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:
В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.
Все направления подготовки в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и ассистентуре-стажировке перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.
Уровни российского вузовского образования
Базовое образование для поступления на учебу
Срок очного обучения
Квалификация после завершения учебы
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)
Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)
Магистратура или специалитет
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук
Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое
Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)
Специалитет или магистратура
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук
Специалитет или магистратура в области искусства и культуры
Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы