Что лучше атомная или дизельная подводная лодка
Неатомные подлодки против атомоходов
“Не одобрен” и “не согласован” означает, что сроков нет.
Долгая и безрезультатная эпопея с созданием отечественной ДЭПЛ с воздухонезависимой установкой (ВНЭУ) наводит на простую мысль: нужна ли она вообще?
Во-первых, не получается.
Во-вторых, какова потребность в лодках, оснащенных ВНЭУ, для российского флота?
Что касается первого пункта, то в России объективно наблюдается отсутствие технологической базы для производства анаэробных силовых установок (разумеется, при наличии массы патентов и идей). Вы много слышали про отечественные топливные элементы? Попытки делались неоднократно. В 2005 году усилиями Российской академии наук и компании «Норильский никель” была учреждена Национальная инновационная компания “Новые энергетически проекты” (НИК НЭП) в области водородной энергетики и топливных элементов. Как и любая компания, содержащая в своем названии “инновации”, НИК НЭП быстро ликвидировалась (в рамках решения “Норникеля” по избавлению от убыточных активов).
На сегодняшний день появление электрохимических генераторов российского производства похоже на научную фантастику. Менее сложный по конструкции двигатель Стирлинга имеет свои проблемы (охлаждение, жидкий кислород), при том объективно создает вчетверо больший уровень шума, чем ЭХГ.
Отечественные аналоги паротурбинной установки закрытого цикла (ПТУЗц) по типу французской MESMA также отсутствуют. Ко всему, такой двигатель — не лучшее решение; ПТУЗц обеспечивает вдвое меньшую дальность хода по сравнению с ЭХГ.
Дизель-электрические ПЛ каждые 2-3 дня всплывают на поверхность для подзарядки аккумуляторных батарей. От использования шноркеля (РДП, для работы дизеля на перископной глубине) в боевых условиях лучше отказаться. Лодка становится беспомощной; из-за грохота дизелей она не слышит ничего, а её слышат все.
Идея об оснащении ДЭПЛ гибридной силовой установкой (дизель + вспомогательная анаэробная ЭУ), которая сможет продлить нахождение в подводном положении, родилась далеко не сегодня. Первые экспериментальные образцы (например, советский проект А615, построено 12 лодок) использовали дизельную ЭУ закрытого цикла с сжиженным кислородом и поглотителем углекислого газа. Практика показала высокую пожароопасность такого решения.
Современные неатомные подлодки используют значительно менее мощные, но более безопасные ВНЭУ, примеры которых были рассмотрены выше. Стирлинг, ЭХГ или ПТУЗц.
При экономичном расходе химсоставов и окислителя они способны непрерывно находиться под водой на протяжении 2-3 недель. При этом лодка не лежит на грунте, а может непрерывно двигаться на 5 узлах. С точки зрения специалистов, этого вполне достаточно для скрытного патрулирования в указанном квадрате и «подкрадывания» к проходящим мимо позиции вражеским кораблям.
Главная проблема — стоимость. Сравнительный анализ зарубежных НАПЛ показывает, что современная лодка с ВНЭУ обходится военному флоту по цене 500-600 млн. евро за штуку.
Как показывает мировая практика, примерно за такую же сумму можно построить лодку, способную находиться под водой не 2-3 недели, а пару месяцев. При этом ей не требуется ползать 5-узловым ходом, экономя окислитель.
Оперативная скорость 20 узлов на протяжении большей части похода. Скрытное развертывание в любой точке океана. Неограниченный маневр и сопровождение корабельных ударных групп.
Это “Рубин”. Серия из шести французских АПЛ, ставших самыми маленькими атомными подлодками в мире. При длине корпуса 74 метра их надводное водоизмещение составляет всего 2400 тонн (подводное — 2600 т).
По официальным данным, малютка “Рюби” получилась в шесть раз дешевле американского “Сивулфа” (≈350 млн. долл. в ценах 1980-х гг.). Даже с поправкой на инфляцию сегодняшняя стоимость такой лодки может сравниться с самыми “продвинутыми” НАПЛ стран Европы и Дальнего востока. Немецко-турецкий контракт — 3,5 млрд. евро за шесть субмарин с ЭХГ; Япония — 537 млн. долл. за подлодку “Сорю” с более простым и дешевым двигателем Стирлинга.
“Рубин”, этот миниатюрный атомоход, не является супергероем, способным сокрушить любого и безраздельно доминировать в морских глубинах. Один из многих типов АПЛ третьего поколения со скромным набором характеристик. Но даже при своих компромиссах “Рубин” на голову превосходит по боевым возможностям любую “дизелюху” со вспомогательной ВНЭУ.
Подобно тому, как надводные корабли с тепловым двигателем (дизель — КТУ — ГТУ) абсолютно превосходят морских средства с альтернативными источниками энергии (ветер, солнечные батареи и т.д.). Слишком слабые и ненадежные полумеры, неспособные обеспечить длительную и надежную выработку требуемого кол-ва энергии.
В 2009 году АПЛ «Изумруд» (фр. Emeraude) была привлечена к сканированию океанского дна и поиску обломков Эйрбас А330, разбившегося Южной Атлантике. Хороший пример, описывающий возможностей и операционную зону действия атомных ПЛ.
Как и любое техническое решение, ВНЭУ имеет свои преимущества и недостатки. Одним из главных “плюсов” движения под водой с использованием Стирлинга и ЭХГ называется повышенная скрытность лодки. Параметр, от которого зависит все.
Во-первых, меньшие габариты, а следовательно, меньшая площадь смачиваемой поверхности и меньшие гидродинамические шумы при движении. Продиктованные меньшими размерами неатомных подлодок.
Но, как указывалось выше, атомоход “Рюби” мало отличается по размерам от ДЭПЛ. По длине французская АПЛ идентична “Варшавянке”. Причём ширина корпуса “Рюби” меньше на два метра.
Тем не менее, наиболее заметным источником шума (особенно при малых скоростях), является силовая установка. Неатомные подлодки лишены гудящих насосов, обеспечивающих круговорот теплоносителя в реакторе. У них нет турбозубчатых агрегатов и мощных холодильных машин — только бесшумные аккумуляторы. Воздухонезависимая установка при работе не создает заметного шума и вибраций.
Все это, разумеется, верно: крадущаяся в глубине ДЭПЛ тише самого тихого атомохода. С одной поправкой: это различная техника для решения различных задач. Какая польза от высокой скрытности НАПЛ, если она просто неспособна в подводном положении пересечь океан? Так же, как неспособна сопровождать эскадру (АУГ или КУГ), идущую крейсерским ходом 18-20 узлов.
Два разных вида техники.
Выбор зависит от концепции применения ВМФ. Несмотря на очевидные преимущества ДЭПЛ (повышенная скрытность “черных дыр”, относительно низкая стоимость), США перестали строить “дизелюхи” еще 60 лет назад. По их мнению, оборонять побережье им не от кого. Все боевые действия ведутся на удаленных морских ТВД в европейских водах, Азии и на Дальнем Востоке. Там, куда могут добраться в срок только подводные атомоходы (не теряя скрытности и ни разу не поднимаясь на поверхность).
Аналогичного мнения придерживается Великобритания, где последние ДЭПЛ были сняты с вооружения в 1994 году. В настоящее время британский подводный флот полностью состоит из атомоходов (11 единиц в строю).
Шум — один из демаскирующих факторов в подводной войне.
Другой перспективный способ обнаружения связан с тепловым следом подлодки. Субмарина с реактором тепловой мощностью 190 МВт отдает морской воде 45 млн. калорий в секунду. Это повышает температуру воды в непосредственной близости от ПЛ на 0,2°С. Разница температур, достаточная для внимания чувствительных тепловизоров.
Шведская НАПЛ типа “Готланд” оперирует мощностями иного порядка. Два “Стирлинга” вырабатывают под водой полезную мощность 150 кВт, с учетом КПД, тепловая мощность машин составит 230. 250 кВт.
190 и 0,25 мегаватт. У вас еще остались сомнения?
Правильно, сравнение некорректно. Вывод реактора лодки на полную мощность возможен только при исключительных обстоятельствах. На малых скоростях (5 узлов) атомные подлодки используют считанные проценты номинальной мощности реактора. Так, стратегическому 667БДР хватает 20% мощности реактора, причём только одного борта (18% — автоматическое ограничение системы управления и защиты реактора “Бриг-М”). Реактор другого борта держат в “холодном” состоянии.
Итого: из двух ЯР используется только один (90 МВт), на минимальной мощности (около 20%).
В дальнейшем основная часть этих мегаватт “теряется” на турбине. Джоули теплоты конвертируются в джоули полезной работы. Подводный ракетоносец высотой с 7-этажный дом приводится в движение. Перегретый пар (300°) на выходе из турбины превращается в 100-градусный “кипяток”, который направляют в конденсатор. Там он охлаждается, но не до абсолютного нуля, а всего лишь до 50°С. Вот эту разницу температур и требуется “рассеять” в забортном пространстве.
На практике тепловая следность подлодки определяется не тепловыми выбросами двигателя, а перемешиванием водных слоев при прохождении ПЛ. В этом смысле атомные ПЛ даже имеют преимущества перед НАПЛ. Форма их корпуса идеально подобрана для подводного хода, в то время, как большинство “дизелюх” вынужденно имеют выраженные “надводные” очертания (там, где они проводят половину своего времени).
Среди стран-эксплуатантов ПЛ с воздухонезависимым двигателем — Израиль (тип “Долфин”), Швеция (“Готланд” и Проект А26), Греция, Италия, Турция, Ю. Корея и Португалия (немецкая ПЛ тип 214), Япония (тип “Сорю”), Бразилия, Малайзия, Чили (французский “Скорпен”). Примечательно, что сами французы, строящие отличные НАПЛ для других стран, полностью отказались от неатомных подлодок в пользу атомоходов (10 единиц).
Высокий спрос на ПЛ с анаэробной ЭУ формируют страны, желающие иметь современный и боеспособный флот, но не имеющие возможности построить и эксплуатировать АПЛ.
Атомная лодка — это не только корабль. Это сопутствующая атомная отрасль, технологии перезарядки ЯР, выгрузки и утилизации отработанного топлива. Инфраструктура базирования с особыми мерами безопасности и контроля.
У России, США, КНР, Франции и Великобритании эти технологии накапливались десятками лет. Остальным пришлось бы начинать все сначала. Поэтому для Греции, Малайзии и Турции иллюзия выбора между АПЛ и “дизелюхой” со вспомогательной ВНЭУ (по цене атомохода) имеет единственное решение. Неатомный подводный флот.
У России все иначе.
По состоянию на 2017 год военно-морской флот располагает 48 атомными подводными лодками и 24 ДЭПЛ, в т.ч. шестью новыми “Варшавянками” с обновленным гидроакустическим комплексом и крылатыми ракетами “Калибр”.
Атомные “акулы” предназначены для действий в любой точке Мирового океана. Дизель-электрические “Варшавянки” — рациональное решение для ближней морской зоны. Для действий в районах, для которых предназначены эти подлодки, наличие ВНЭУ не имеет большого значения. Двигаясь под водой самым медленным, 3-5 узловым ходом, “Варшавянка” переползет Черное море (от Крыма до побережья Турции) всего за одни сутки. Причём сделает то максимально тихо, в отличие от Стирлинга. Аккумуляторы не создают никакого шума.
Выбор между дорогостоящей ПЛ с анаэробной ЭУ и миниатюрным атомоходом (по типу французского “Рюби”) для России не имеет большого значения. В существующих реалиях и текущей концепции применения ВМФ для них просто не находится места.
Дизель или атом: перспективы пятого поколения подлодок пока не однозначны
Глава Объединенной судостроительной корпорации, которая отвечает за постройку новых судов для нужд российского военно-морского флота, Алексей Рахманов заявил, что строительство в России неатомной подводной лодки пятого поколения может начаться уже через пять лет.
Россия сейчас строит подлодки третьего поколения
Отметим, что в настоящее время МВФ РФ по части неатомных подводных судов пополняется подлодками типа «Варшавянка», которые были спроектированы еще в восьмидесятые годы причем для пополнения флотов не только военно-морских сил бывшего СССР, но и государств Варшавского договора.
Несмотря на то, что проект 636.3 был модернизирован с учетом требований времени, а сами такие лодки были многократно проверены в контексте китайского, алжирского и вьетнамского военных заказов, жизнь не стоит на месте, поэтому России нужно уже в самое ближайшее время иметь на замену готовый вариант новой подлодки.
Сотрудник Центра анализа и технологий капитан третьего ранга в отставке Максим Шеповаленко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что оба проекта «Варшавянки» являются подлодками третьего поколения.
Сотрудник Центра анализа и технологий капитан третьего ранга в отставке Максим Шеповаленко
Россия так и не построила неатомные подлодки четвертого поколения
По словам Шеповаленко, подлодками четвертого поколения у нас должны были стать боевые корабли проекта 677 «Лада».
Спуск подлодки проекта «Варшавянка» на Адмиралтейских верфях
Здесь можно отметить, что подлодка «Санкт-Петербург» начала строиться в 1997 году и была спущена на воду в 2004, но так и не была полноценно принята на вооружение и находится сейчас в режиме так называемой опытной эксплуатации.
В качестве причины такого поворота дел обычно назывались проблемы с субподрядчиками, в чем нет ничего удивительного, поскольку для России на рубеже девяностых-нулевых годов действительно было сложно реализовать с нуля какой-то принципиально новый военный проект и, тем более, поставить его в серийное производство.
Подлодки «Варшавянка» – это вынужденное решение
По этой причине в Москве решили вернуться к подлодкам типа «Варшавянка», поскольку эти корабли успешно шли на экспорт и была возможность с помощью таких модернизированных судов быстро обновить плавсостав нашего ВМФ.
Подлодка «Санкт-Петербург» на параде в одноименном городе
Поэтому на сегодня нет смысла строить подлодки четвертого поколения на базе проекта девяностых годов 677, а лучше сразу перейти к более современным боевым кораблям.
Впрочем, по этому вопросу, как считает Шеповаленко, придется много размышлять – например, будет ли это двухкорпусная или однокорпусная подлодка, а также многие другие объективные технологические моменты для таких военных кораблей.
Пока не ясно, нужны ли нам неатомные подлодки пятого поколения
При этом, неудивительно, почему до сих пор нет утвержденного проекта по этому типу военных кораблей, поскольку существуют серьезные сомнения в том, а стоит ли нам вообще развивать неатомный подводный флот или пойти по примеру американцев, которые полностью отказались от «дизелей» еще в семидесятые года прошлого века.
Все это, по мнению Шеповаленко, ставит серьезные вопросы по подлодкам пятого поколения – нужны ли они нам вообще или нужны только для того, чтобы поддерживать уровень экспорта наших военных кораблей, где мы постепенно теряем свои позиции, как раз из-за того, что не имеем в своем распоряжении работающие проекты неатомных подлодок четвертого поколения.
Так что, по целесообразности этого военного проекта в Министерстве обороны будет очень большая дискуссия, из-за чего в настоящий момент нельзя воспринимать эти слова Рахманова, как руководство к действию.
Живучий «Палтус». Почему Россия делает ставку на дизельные субмарины
Вторая жизнь
«Алроса», долго остававшаяся единственной боеспособной подводной лодкой Черноморского флота, стоит теперь в Севастополе у стенки 13-го судоремонтного завода в ожидании модернизации. Как РИА Новости сообщили на днях в Оборонно-промышленном комплексе, на Балтику ее передадут не ранее 2020-го — впереди масштабный ремонт.
Что касается Балтийского флота, то сегодня в его составе числятся две субмарины проекта «Палтус» — «Выборг» и «Дмитров». Обе в почтенном возрасте. Первую планируется передать парку «Патриот» в Кронштадте вместе с эсминцем «Беспокойный» в качестве выставочных экспонатов. Второму кораблю уже более тридцати лет, и в настоящее время подлодка находится на ремонте на Кронштадтском морском заводе.
Тише воды
Главная особенность «Алросы» — водомет, установленный вместо лопастного гребного винта. Построенную по опытному проекту 877В субмарину спустили со стапелей завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1988-м. После испытаний лодка перешла внутренними водными путями на Черное море и в декабре 1990-го была включена в состав Черноморского флота.
Благодаря необычному движителю, «Алроса» — самая скрытная лодка из всех «Палтусов», и без того отличающихся предельно низким уровнем шумности. Водомет создает реактивную тягу за счет выталкиваемой струи воды и, в отличие от классического винта, производит существенно меньше шума. Такими устройствами оснащены, например, американские атомные субмарины Seawolf. Изначально планировалось, что ВМС США получат порядка тридцати таких лодок, но из-за дороговизны серию сократили до трех единиц.
По его словам, судьба подлодки складывалась очень драматично, а проект водометного движителя, несмотря на все плюсы, продолжения так и не получил. Во многом потому, что подлодка вошла в состав флота в самые сложные для ВМФ России годы.
«Ее можно назвать символом тех кризисных лет — безвременья для русского флота и судостроительной отрасли. Причем «Алроса» была единственной на тот момент субмариной Черноморского флота. Ее эксплуатировали, что называется, в хвост и в гриву, в ходе многочисленных ремонтов толком не обслуживали, не проводили серьезной модернизации. Что касается возможного перебазирования, то для мелководной Балтики по характеристикам она подходит идеально. По-хорошему, ее изначально следовало туда отправить», — отмечает Славин.
В период раздела советского Черноморского флота между Россией и Украиной судьба «Алросы» решалась довольно болезненно. В 1992-м часть экипажа присягнула Украине и попыталась захватить корабль, но благодаря слаженным действиям остальных моряков уплыть «за бугор» ему не дали. В 1997-м лодка окончательно отошла Черноморскому флоту России.
Хищное семейство
Проект 877 «Палтус» зародился еще в начале 1970-х, когда конструкторам ЦКБ «Рубин» поставили задачу разработать новое семейство дизель-электрических подлодок со сниженным акустическим полем. Добиться высокого уровня скрытности кораблей удалось за счет применения малошумного оборудования, шумопоглощающего покрытия корпуса и целого комплекса технических решений для борьбы с возникновением и распространением акустических возмущений по корпусу. Андреевский флаг на борту первой лодки подняли в 1982-м.
В итоге «Палтусы» получились компактными, живучими, глубоко автоматизированными и комфортными для экипажа, численность которого снизили до минимума — лодку обслуживают полсотни моряков. Всего по проекту 877 построили более четырех десятков кораблей, часть из которых пошла на экспорт.
Сегодня модернизированные «Палтусы» выпускаются под индексом 636.3. За бесшумность и скрытность в НАТО их прозвали «черными дырами». На вооружении ВМФ России стоят шесть таких лодок. Все базируются на Черном море.
Наряду с торпедами калибра 533 миллиметра главный ударный аргумент субмарин проекта 636.3 — новейшие крылатые ракеты «Калибр-ПЛ». Именно «Палтусы» стали первыми в истории современной России подводными кораблями, осуществившими боевые пуски крылатых ракет по реальным целям — в Сирии. Субмарины засекают цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей расстояние, на котором их может обнаружить вероятный противник. «Палтусы» продолжают действовать в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.
Следующие шесть таких подлодок достанутся морякам Тихоокеанского флота. Первая поступит в 2019-м. При этом ранние модификации подлодок проекта 877 тоже в строю. В основном они сосредоточены на Тихоокеанском и Северном флотах.
О выдающихся характеристиках и высоком модернизационном потенциале подводных лодок проекта 877 «Палтус» говорит и то, что их охотно покупают на мировом рынке вооружений. Так, по десять подлодок приобрели Китай и Индия, шесть — Вьетнам, еще по несколько единиц — Иран и Алжир. Немало образцов осталось и в странах бывшего Варшавского блока.
М1: Какие берега Сирии? Вы сами берега попутали. У КР «Томагавк» на этой АПЛ дальность 970 км.
По имеющимся данным, в этом инциденте участвовала российская дизель-электрическая подводная лодка класса «Варшавянка» (Kilo-class), которую называют «Черной дырой» на Западе из-за ее удивительной бесшумности. Ее добычей стала британская ударная атомная субмарина класса «Эстьют» (Astute). «Два российских фрегата и один противолодочный корабль, — сообщила лондонская газета „Таймс», — тоже участвовали в преследовании британской подводной лодки в тот момент, когда она маневрировала и пыталась сделать так, чтобы намеченные сирийские военные цели оказались в радиусе действия ее крылатых ракет „Томагавк».
По имеющимся данным, эта субмарина класса „Эстьют» потратила несколько дней на то, чтобы избежать обнаружения, а само противоборство было напряженным и опасным». Британская субмарина так и не смогла запустить свои крылатые ракеты в ходе совместного удара американских, британских и французских сил по сирийским химическим объектам, и поэтому стали появляться сообщения о том, что ей помешали российский подводные лодки. Российские подводные лодки класса «Варшавянка» базируются на российской военно-морской базе в сирийском Тартусе, сообщила газета «Таймс» со ссылкой на анонимные британские военные источники.
О серьезности произошедшего инцидента свидетельствует тот факт, что американские самолеты вынуждены были прикрывать британскую субмарину. «Эта британская подводная лодка находится под защитой Военно-морских сил США, а патрульные самолеты P-8 начали в среду на прошлой неделе свои полеты в восточной части Средиземного моря для обнаружения российских кораблей и подводных лодок», — сообщила газета «Таймс».
«Судя по всему, это была первая подводная дуэль при подготовке к нанесению ракетного удара», — отметила газета «Таймс».
Веб-сайт российского агентства Sputnik тут же сообщил об этом инциденте, хотя в его сообщении было больше ссылок на британские средства массовой информации, чем на российские военные источники. «Подводные лодки класса «Варшавянка», имеющие на своем борту впечатляющий арсенал торпед, а также крылатых и противокорабельных ракет, британские военные эксперты называют «значительной угрозой, — подчеркивалось в сообщении агентства Sputnik. — Британские субмарины класса «Эстьют», для сравнения, имеют ограниченную огневую мощь и способны нести на своем борту около 20 крылатых ракет «Томагавк».
Российские подводные лодки действительно смогли выследить британскую субмарину? Как это часто происходит с Тихими Службами, то есть с подводным флотом, нам, находящимся над волнами, сложно узнать о том, что произошло в реальности. С учетом того, что Россия была заранее предупреждена о готовящейся атаке на Сирию, представляется весьма вероятным, что ее военно-воздушные и военно-морские силы занимались в районе восточного Средиземноморья поиском оснащенных крылатыми ракетами подводных лодок. Верно и то, что субмарины с атомной силовой установкой имеют более высокую скорость и больший радиус действия, однако меньшие по размеру дизель-электрические подводные лодки класса «Варшавянка» (ее водоизмещение составляет около 2300 тонн, тогда как водоизмещение «Эстьют» равняется 7400 тоннам) более успешно действуют в прибрежных водах. Кроме того, «Варшавянки» обладают дополнительными характеристиками в области снижения шумности, в том числе звукопоглощающим покрытием корпуса. Помимо этого, ее корпус изолирован от двигателей с помощью резиновых прокладок, что также способствует снижению шумности.
Однако это вовсе не обязательно означает, что российские подводные лодки обладают лучшей маневренностью, чем британские. Субмарины класса «Эстьют» — это современные подводные корабли, которые находятся на вооружении с 2001 года. Что касается «Варшавянок», то у них весьма успешная конструкция, однако они были разработаны еще в период холодной войны и производятся с 1980 года.
«Я очень сомневаюсь, что „Варшавянка» пыталась обнаружить субмарину „Эстьют» или вела за ней наблюдение, — отметил бывший американский офицер-подводник Брайан Кларк (Bryan Clark) в беседе с корреспондентом журнала „Нэшнл интерест». — „Варшавянки» не предназначены для противолодочных действий, и, кроме того, они имеют пассивную гидроакустическую станцию старого образца. Они используются, в основном, для борьбы с надводными кораблями, для чего в ее арсенале имеются ракеты и торпеды, а также способны поражать цели на берегу с помощью крылатых ракет. „Варшавянки» оснащены дизельными силовыми установками, и поэтому, в отличие от атомных субмарин, они вынуждена каждые 2 — 3 часа всплывать на поверхность для забора воздуха».
«Что касается „Эстьют», то это тихая атомная субмарина, но если русские используют активный эхолокатор, то при определенном везении они могут ее обнаружить, однако сомнительно, чтобы они могли преследовать ее в течение продолжительного времени», — добавил Кларк, который в настоящее время является старшим научным сотрудником Центра стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments).
Сирийский инцидент, несомненно, подольет масло в огонь дебатов по поводу того, сохраняют ли, по-прежнему, атомные подводные лодки преимущество по сравнению с самыми современными и чрезвычайно тихими дизельными подводными лодками с воздухонезависимыми двигателями (air independent propulsion). Россия продолжает работы по созданию дизельных подлодок, оснащенных воздухзонезависимыми силовыми установками, однако та «Варшавянка», которая находилась в тот момент у берегов Сирии, вероятнее всего, к ним не относится.
«В настоящее время разрыв в области малозаметности между западными и российскими подводными лодками значительно сократился по сравнению с той ситуацией, которая существовала на протяжении почти всего периода холодной войны, — подчеркнул Ник Чайлдз (Nick Childs), эксперт в области военно-морских сил британского Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies), в беседе с корреспондентом журнала «Нэшнл интерест». — Верно и то, что современные дизель-электрические субмарины определенно имеют преимущество в области малошумности по сравнению с атомными подводными лодками.
Вместе с тем, подводные лодки с атомными силовыми установками имеют много других тактических преимуществ, включая скорость и мощность. Американские и британские подводные лодки, судя по всему, никому не уступают в области малозаметности. Кроме того, они имеют на борту самые мощные и самые чувствительные датчики, и это в первую очередь относится к субмаринам класса «Эстьют».
Так что же мы можем сказать по поводу этого инцидента? Вот мнение Чайлдза: «Я бы не стал делать какие-то выводы на основе неподтвержденных сообщений. Существует много возможных причин, по которым Соединенное Королевство не применило в этом конкретном случае запускаемые с подводных лодок ракеты».
Вы еще напишите, что наша подлодка корпусом директриссу стрельбы перекрыла. Или вы побоялись, что она таки торпедой шарахнет?
Интересные факты
«Варшавянка» – одна из самых бесшумных подлодок в мире, что достигается благодаря электрическому двигателю и особой конструкции корпуса. В НАТО из-за этого получила название «Черная дыра».
Крылатые ракеты «Калибр» позволяют подлодке незаметно подкрадываться к цели и уничтожать ее на расстоянии до 500 км.
Главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.
Характеристики
Длина лодки – 74 м, ширина – 10 м; скорость хода (надводная) – 17 узлов, подводная – 20 узлов; предельная глубина погружения – 300 м, подводное водоизмещение – около четырех тысяч тонн; экипаж – немногим более 50 человек.