Что лучше crusader kings 2 или europa universalis 4
Blogame.ru
Автор топика
Аккаунты
Еще топики автора:
ТОP-10 игр
По жанру
Прямой эфир
pinuskabesr 10 марта 2018, 01:39
Difinition 15 февраля 2018, 09:29
Difinition 14 февраля 2018, 14:40
Difinition 14 февраля 2018, 14:38
Difinition 14 февраля 2018, 10:48
Skald 4 сентября 2015, 14:20
RomanViktorov 19 апреля 2015, 16:13
InnerMan 14 апреля 2015, 13:29
Блоги
Europa Universalis IV: первый взгляд, сравнение с Crusader Kings 2
Это не обзор, не оценки и вообще ничего подробного, просто мое первое впечатление. Хотя я приложу неплохое видео, которое позволит заинтересовавшимся узнать больше об игре. Вместе с тем, вполне осознаю, что, наверное, здесь мало кого интересуют подобные игры.
Europa Universalis IV
Жанр: стратегия, политика, дипломатия
Разработчик: Paradox Interactive
Выход игры: 16.08.2013
Русский язык: есть любительская неофициальная качественная русификация от Strategium
Игра в стиме: store.steampowered.com/app/236850/
*На момент написания топика стоимость игры 700 руб
Просто я буквально вчера, даже сегодня ночью купил Europa Universalis IV, установил и… получил весьма двойственные впечатления. Я не играл в предыдущую часть EU3. На творения Paradox Interactive подсел совсем недавно — с их прошлой игры Crusader Kings 2.
И наивный думал, что разработчики взяли лучшее от двух серий и объединили в новой своей стратегии. Сейчас я понимаю, насколько я заблуждался. Игры разные и про разное.
Я посмотрел пару обзоров перед покупкой, но в них главного не увидел. Сейчас уже я нашел нужный обзор. Если бы я увидел его вчера, то и мои ожидания от игры были бы другими. Так что кто хочет получить представление об игре, смотрите следующее видео:
ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ EU4 от CRUSADER KINGS 2
Итак, главное отличие в том, что мы не играем тут за правителя и династию, а играем за государственную машину.
В Crusader Kings 2 была особая домашняя атмосфера за счет того, что ты воспитывал наследников, отправлял их на обучение или обучал сам, занимался династическими разборками, радовался полученным положительным трейтам (особым умениям, приобретаемым в ходе воспитания). Там ты руководил семьей и помогал семье, радовался появлению на свет первого сына и начинал планировать его будущее. Все было очень персонализировано и завязано на личностях. Советники назначались из числа придворных, женихов дочерям выбирал из представителей двора. Обиженные и обманутые вассалы плели интриги против короны. Сотни и сотни личностей делали историю в CRUSADER KINGS 2
Не даром, именно она вывела проприетарные разработки PARADOX для стратегов-гурманов на новый уровень популярности.
И, увы, ничего этого нет в Europa Universalis IV. Потому что игра другая. И, конечно, только я виноват, что не понимал этого.
Теперь мне предстоит понять, в чем же заключается шарм EU4. Сможет ли она что-то противопоставить затягивающему механизму генетической селекции наследников в CK2.
Из плюсов, которые уже успел заметить в первый день:
Режим IronMan. Это даже не режим «железного человека», а скорее режим «стальные яйца»
Потому что в этом режиме запрещено перезагружаться. Сохранение одно автоматически обновляемое и хранится оно в облаке Стима. Т.е. нельзя взять и перезагрузиться после неправильно принятого решения, и нельзя играть в бесконечные save-load для срабатывания мизерного шанса на какое-нибудь полезное событие.
Напомню, что в CRUSADER KINGS 2 приходилось ограничивать себя только самостоятельно от подобных эксплоитов. И я даже составлял их список: Игра в Crusader Kings 2 без эксплойтов — повышаем интерес геймплея в разы
Графическая составляющая. Хотя никаких революций нет, движок используется все тот же. Но графика еще приятно похорошела. Юниты теперь передвигаются более динамично, все инидкаторы заполняются в реальном времени, а не рывками. Мелочи, а приятно.
Логичность +. Теперь можно самостоятельно и более детально выбрать условия перемирия. Можно сразу забрать несколько провинций, навязать какие-то дополнительные условия и выплату котрибуции. В CK2 приходилось отщипывать чаще всего по одной провинции. И для полного завоевания какой-нибудь даже малой страны войну приходилось развязывать много-много раз.
Более логичным является и то, что теперь casus belli не обязателен для объявления войны. Напасть можно когда хочешь и против кого хочешь. Однако нападение без casus belli приведет к последствиям. Это и есть правильно, когда тебя сдерживают не отсутствием кнопки «Напасть», а заставляют лишний раз подумать о последствиях.
То же самое касается и формирования коалиций государств против агрессивно расширяющегося игрока. Это обещает создать логический препон на пути непрерывной экспансии. В CK2 полный захват всего и вся был лишь вопросом времени.
ВЫВОДЫ
Для выводов пока рано.
Многое еще предстоит увидеть. Я прошел только обучение (кстати, обучение стало еще более дружелюбным и интерактивным).
Пока остаюсь в сомнениях. Селекцию наследников и завязанность на персоналиях очень хотелось бы вернуть. В то же время логичность и стройность модели взаимоотношений стран в EU4 импонируют. Возможно, нужный гибрид получится в… Crusader Kings 3
Отдельное спасибо ребята из Strategium за работу над переводом. Без них, боюсь, я бы даже не сунулся в такие игры.
Ну и хотелось бы узнать, у кого-нибудь из сейчас присутствующих вообще вызывают интерес подобные «замудренные» игры?
Crusader Kings – лучшая (и хардкорнейшая!) серия стратегий на свете. С инцестом, безумием и мемами!
А еще здесь есть Крестовые походы!
1 сентября, в день знаний, вышла Crusader Kings 3. Все грамотные люди давно изучают историю не в школах, а именно по проектам Paradox Interactive, и, конечно, про новую игру мы тоже напишем отдельный текст.
Но сейчас, на случай, если вы никогда не играли в Crusader Kings 2, давайте пробежимся по ключевым вещам, за которые эту серию так любят.
Лучшее сочетание стратегии с RPG. Особенно на глобальном уровне
Crusader Kings – это серия стратегических игр с элементами RPG, в которых можно делать все в заданных рамках (часто их даже раздвигая). Рамки ограничены периодом в 600 лет – с 800-х годов по 1400-е. Вы можете выбрать любую страну, княжество или графство в Европе, части Африки, Индии и половине Азии и начать свое честное (или нет) и добросовестное (или нет) правление.
Главное отличие CK2 от других серий Paradox – именно в заточенности на ролевую составляющую. Игра не превращается в симулятор покраски карт красивым цветом. Если в Europa Universalis от короля вам нужны только шестерки в трех статах, то здесь все гораздо сложнее, ведь в первую очередь вы играете не за страну, а за персонажа. И хоть число базовых стат только немножко выше (5), но количество различных бонусов и ситуаций, зависящих от них, уходит далеко за сотни.
В итоге мы получили игру, в которой ваш простой граф аквитанского удела может не только умереть, не оставив наследника и подарив вам геймовер, но и дорасти до императора всей Франкии за свою короткую жизнь. И это привело к тому, что.
Игра породила миллион мемов
Заявление, к которому не готовы любители более популярных игр: Crusader Kings 2 – самая меметичная игра в истории. Фанаты Доты достают мемы про Паджика и Течиса, а Денди бежит танцевать гангам-стайл, но смотрите сами:
1. Это единственная игра, где вы можете с помощью небольшого бага заменить жителей страны на лошадей. А затем и вовсе превратить одну отсылку к Калигуле в людской геноцид.
2. Это единственная игра, которая на релизе тормозила из-за того, что все греки каждый день просчитывали, кого можно кастрировать, а кому – вырезать глаза.
3. Это единственная игра, в которой соблазнение Папы Римского не просто странная деталь, а вполне рабочая стратегия, позволяющая пользоваться его властью над католическим миром без особых проблем.
И это мы еще даже не копнули в самую суть Crusader Kings.
Семья важна почти как в Sims
Огромная роль в игре, как я уже говорил, уделена ролевой составляющей. Отсюда растет желание создать прекрасную семью – ведь развитие династии чуть ли не важнее получения новых территорий.
Работает все почти так же, как у вашей девушки в Sims, но только в 20 раз больше инцеста и убийств. И эту игру недаром часто называют симулятором инцеста – куча как меметичных, так и сравнительно адекватных стратегий (например, при игре за зороастрийцев) строятся на нежелании делиться священной кровью с соседними князьями.
Игра, конечно, такую практику не поощряет – вы можете получить страшную надпись о кровосмешении, которая убьет все статы и здоровье ребенка. Но если вам нравится выстраивать генеалогическое древо Карла II Околдованного, то вас никто не сможет остановить.
Но играть суперсложно – в первый раз вам будет очень больно
Ну и после всего, конечно, можно наконец-то высказаться и о геймплее. Если вы не знакомы с играми Paradox, то соболезную. Если знакомы, но CK2 прошел мимо вас – не спешите радоваться, ведь игру, наравне с симулятором постройки социалистических коммун Victoria 2, считают сложнейшей из всех гранд-стратегий студии.
Ведь в итоге вы получаете все лучшее, что есть в других гранд-стратегиях – от Civilization до Europa Universalis, но еще чуть больше. Вы не просто красите карту, но и наслаждаетесь прогрессом своей династии, следите за тем, как ваш пятый кузен пытается удержать власть в небольшом уделе на севере Германии, а третья дочь получает все побережье Северной Африки после удачного Крестового похода. Именно ради таких моментов люди играют в CK2. И именно на такие моменты я буду проверять Crusader Kings 3.
Напоследок стоит отметить, что Crusader Kings 2 бесплатна в Steam уже долгое время. К сожалению, без многих DLC игра не так приятна и интересна, но это все равно отличный старт.
Что лучше crusader kings 2 или europa universalis 4
Crusader Kings II
Depends which setting you like more, and whether you want to focus on colonization, technology and politics, or character relationships, religion and the feudal system. I prefer EU4 because it’s just more interesting to me.
By politics in EU I meant the different government types and national ideas. Gives you a lot more choices as to what kind of country you can play.
I haven’t even tried it. I just jump in and if I have questions, I read the manual or ask on the forums:
I actually prefer CK2, and it comes down to the emphasis on people, instead of numbers.
EUIV is in my opinion more of an abstract numbers and strategy game like the Civ Series. CK2 skews more towards being a RPG.
It really depends what you are looking for.
There is a free demo available for each game.
Best idea is to try them out (both demos include tutorials and a short burst at the full campaign).
I’m playing a game right now as Denmark. Although CK2 is not exactly my thing because of the focus on diplomacy, I went into it thinking ‘hell yeah let’s do this, I’m gonna build a massive empire, I’m gonna change the face of Europe, and when I import it into EU4 we’re gonna have badass high-tech Aztecs to fight’. 20 years later, I’m thinking ‘good God, how am I supposed to get through four centuries of this?’ The warfare is unengaging to me and peacetime is a drag. And I’m really not the backstabbing, scheming type so playing CK2 feels like being a bureaucrat trying to put everything in order until the clock runs out.
I’ve played other PDS games, and I’ve never completed a campaign. Usually I’ll be doing well, so well that I don’t see the point in going on. In CK2, even when there’s a challenge I find it a bit of a chore to play, and I mainly put it down to the ‘blob vs. blob’ combat. Somehow, EU warfare feels more fluid and intuitive. CK2 is mostly about merging all your armies and smashing it into the enemy army. Ok, it gets a little more complex when you factor in retinues and when you have money to train the troop types you want.
And the existence of random events that give you traits you as a player do not want really kills this game as an RPG for me.
Europa Universalis 4
Если бы где-то в мире проводился конкурс на самую неторопливую игру, Europa Universalis IV финишировала бы в нем. последней и завоевала чемпионский титул. Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Парадокс? Ну да, на логотипе разработчиков так и написано.
Добрый Старый Свет
Мы уже как-то раз писали, что учиться играть в стратегии от Paradox нужно не только в плане освоения и понимания механики и геймплея, но и в более глубоком смысле. Europa Universalis IV требует терпения, усидчивости, умения созерцать — потому что львиную долю времени в игре вы будете именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры — а потом подолгу смотреть, как ваш план (или импровизация) воплощается в жизнь.
«Европа 4» — такой же инструмент для проведения исторических экспериментов, как и ее предшественница семь лет назад. На нашей совести — судьба отдельного взятого государства. Мы вольны управлять им как нам заблагорассудится: наращивать королевскую рать и драться с соседями по материку, создать целый штат купцов и подчинить себе торговлю, разыскать Новый Свет и присвоить себе его богатства. да мало ли что.
Игровые средства довольно точно симулируют внутреннюю и внешнюю политику. Взять показатель стабильности: чем он выше, тем больше собираемый налог, меньше риск восстания — ярче свет и легче дышится. Уйдет в минус — добро пожаловать в тартарары! И инфляция тут есть и любит становиться гиперинфляцией, если вам везет на золотые месторождения. А еще — всевозможные показатели экономики, торговли, усталости от войны, довольства и недовольства, военные и морские традиции, — и за всем нужно посматривать, не забывая про план на случай форс-мажора.
На Западном фронте без перемен
Ну и война, конечно. Здесь война — это частный случай дипломатии, а не хлеб насущный, как где-нибудь в Total War, и не заноза в заднице, как в Civilization V. Война может оказаться полезной только для ее инициатора и для тех, кто был к ней готов и нашел ей применение. Как то — вытрясти деньжат со старых неприятелей, чтобы расплатиться с долгом по кредиту, или принудить побежденного освободить несколько малых народов, которые наверняка захотят с нами дружить.
Война на измор тут не приветствуется. Захват провинций или даже полная аннексия возможны только в случае, если у врага небольшая территория, а у вас — чудовищный перевес в вооруженных силах. При этом показатель агрессивности державы-инициатора взлетит под потолок, что плохо отразится на мнении окружающих стран. Поверьте, они запомнят ваши захватнические аппетиты и пойдут на все, чтобы предотвратить новые жертвы. Поэтому воевать следует аккуратно, оглядываясь на общественность и расходы.
Важно всегда помнить, сражения — это далеко не высшая точка в Europa Universalis. Монаршие интриги, возня в Папской курии, торговые свершения и колонизация — такие занятия куда полезнее и приятнее. А мордобой если и допускать, то дозированно, по случаю и обязательно с выгодой. Впрочем, как уже говорилось, по большей части вы будете следить за результатами своих трудов и ждать новых. Подобный неторопливый, воистину стратегический игровой процесс не всякому окажется по душе. Но попробуйте все же настроиться на эту длинную-предлинную волну — возможно, что государственные дела окажутся интереснее всех прочих.
Карл у Клары украл корону
Paradox не решились на глобальные перестройки механики. Europa Universalis 4 отличается от третьей части довольно сильно, но — незаметно: большинство инноваций видны только наметанному глазу, а не знакомый с серией человек и вовсе не найдет никаких различий, кроме графических.
Серьезной операции подвергли систему внутреннего управления страной: административный, дипломатический и военный ресурсы. Они накапливаются благодаря умениям правителя, навыкам ваших советников и некоторым менее значимым факторам.
Применяются новые «ресурсы» почти всюду. Например, в переговорах — многие действия требуют растраты накопленных «голубков»: например, заключение мирного договора чревато большими расходами этого ресурса. Военные очки можно потратить на обучение военачальников и их содержание. Очки управления расходуются на повышение стабильности (и чем чаще повышаете — тем дороже) или внедрение приобретенной провинции в состав государства (раньше этот процесс происходил сам). Кроме того, все ресурсы тратятся на постройку зданий — понемногу там, понемногу сям. Новая система достаточно гибкая, но в то же время постоянно ставит перед тяжелым выбором: куда вложить очки, а с чем повременить.
ЭТО ВАЖНО: количество дипломатических связей напрямую влияет на поступление соответствующего ресурса. В пределах четырех стран штрафа не будет, но если назаключать альянсов на пол-Европы, вскоре запасы очков дипломатии иссякнут.
Править караваны
Разработчики собрали заново систему национальных идей. Пять групп по шесть проектов переплавили в здоровенную таблицу из пятнадцати идейных последовательностей, разделенных на три группы — дипломатическую, административную и боевую. Каждая из идей составлена из семи «перков», которые придется открывать один за другим. Идей хватит на все случаи жизни и воинствующему монарху, и предприимчивому президенту. Сверх того у каждой страны есть своя персональная идея с «перками» — они открываются сами, когда вы изучаете идеи по выбору. Система довольно громоздкая, зато гораздо шире и глубже, чем раньше.
Торговые схемы тоже переписали почти что с чистого листа. По новым правилам торговые центры не просто служат вместилищем для купцов — через них тянутся ниточки торговых путей со всего мира! И чтобы поиметь с них прибыль, придется расставить своих толстосумов на одном из таких путей. Один будет «транслировать» денежную мощь центра «вниз по течению», к следующему «буферу», где должен «караулить» следующий купец, ну и так далее. Естественно, без целого синдиката предпринимателей торговую империю не сколотишь: бизнес теперь не так доступен и прост.
ЭТО ВАЖНО: в Europa Universalis 3 агенты (дипломаты, шпионы и т.д.) работали как ресурс: если вы отправите колониста за океан, назад он не вернется, а новые колонисты будут «рождаться» с определенной частотой. Четвертая часть превращает «людей-расходников» в полноценных личностей, которые возвращаются в штаб, выполнив задание.
Если дела пошли худо и страну раздирают разногласия, на поверхность «всплывает» еще один немаловажный элемент игры — повстанцы. Иногда это озверевшие от засилья буржуев крестьяне, но гораздо чаще — мини-фракции, которые желают добиться своего. Националисты захотят избавиться от вашего господства, еретики — поменять религию, некоторые бунтари намерены примкнуть к другой стране. И если раньше разговор с ними был короткий, то сейчас их можно либо традиционно одолеть в бою, либо выделить объем военного ресурса на усмирение, либо даже согласиться с требованиями, если повстанцы захватили какой-нибудь важный объект. При этом армии восставших могут достигать численности в двадцать полков (что, возможно, не предел), а это серьезная сила.
Многие детали попросту полетели за борт. Ползунки управления, к примеру, — такая штука гораздо органичней смотрится в «Дне Победы 3». Ликвидировали рыцарей плаща и кинжала: с их куцым списком заданий успешно справляются дипломаты. Ничего такого, о чем стоило бы жалеть.
Самый большой упрек в адрес Europa Universalis 4 — консерватизм. Не так уж много изменено в игре, не тянет она на продолжение. А ведь раньше у Paradox поколения различались кардинально (сравните хотя бы День Победы 2 и День Победы 3). Игра в обновленном виде нисколько не потеряла, только обрела. Но в дружелюбии к новичкам ее по-прежнему не упрекнешь — если уж собираетесь браться за «Европу», готовьтесь тщательно изучать всю подноготную.