Что лучше дистанционное обучение или очное
Очно или онлайн: какой вид обучения выбрать?
Сейчас весь мир незапланированно и очень быстро переходит в формат онлайн-обучения. Если дополнительное образование дистанционно давно не является чем-то из ряда вон выходящим, то, скажем, детские сады, школы и фитнес-клубы в формате онлайн – это довольно непривычно. Тем не менее, это внезапно стало нашей реальностью.
В то же время, глобальный карантин рано или поздно закончится, и многие образовательные учреждения вернутся к очному формату, но, с большой долей вероятности, так же оставят для себя и мир интернета, возможности которого, как уже всем ясно, практически безграничны. В связи с чем у каждого потенциального студента возникнет вопрос, как обучаться: очно или онлайн? Попытаемся рассмотреть плюсы и минусы каждого подхода с точки зрения «как оно было до коронавируса», а также спрогнозировать тенденции рынка образования после всего происходящего.
Очное обучение
Самый весомый и жирный плюс, который в ближайшем будущем никак не закроет онлайн формат, это живое общение. Ты видишь преподавателя, к которому можешь подойти с вопросом на перерыве; ты общаешься и выстраиваешь коммуникацию со своими коллегами по обучению: вы вместе обедаете, затеваете small talk, расслабляетесь, заводите полезные знакомства, с кем-то становитесь приятелями и даже друзьями. Все это не в состоянии дать онлайн обучение, даже несмотря на возможности общения в режиме реального времени, с включением видео.
Далее – дисциплина. Дистанционный формат обычно подразумевает больше самостоятельной работы, чем очный. Организовать себя на учебу, когда ты уютно сидишь в пледе и пьешь чай с бутербродом, сможет далеко не каждый. Психологически проще встать утром, собраться и поехать куда-то, где твое время будет целиком посвящено только учебе.
Еще один плюс – причастность. Находясь в команде, в процессе учебы, ты ощущаешь себя частью чего-то большего, что повышает мотивацию. Кроме того, когда вокруг тебя все занимаются одним и тем же делом, ты невольно включаешься в процесс. В одиночку же чувства причастности нет, и мотивации может быть в разы меньше.
Минусы очного обучения тоже имеются.
Во-первых, оно негибкое. Как правило, дата и время планируются заранее и не подразумевает переносов, и бывает сложно подстроить свою жизнь под конкретный график.
Во-вторых, очное обучение отнимает больше времени. Перерывы, обеды, болтовня, дорога, сборы туда и обратно – все это сжирает массу времени.
Онлайн обучение
Здесь тоже есть существенный плюс: это полное отсутствие границ. Вы можете учиться у самых-самых гуру из других городов и стран, а не ограничиваться своим городом, где, если он не слишком крупный, может просто не быть того или иного вида обучения. Именно это сейчас и происходит в мире: предложения учебных программ со всего света просто завалили интернет, ведь население сейчас обитает именно там.
Еще один плюс – это видеозаписи занятий. Чаще всего студенты получают записи своих занятий, которые в случае чего можно пересматривать. У «очников» есть лишь печатные материалы и собственные пометки.
Большим плюсом также является экономия времени. Скорее всего, многие после окончания вынужденной изоляции задумаются – а есть ли смысл в том, чтобы тратить целый день, а то и не один, на то, что можно пройти за несколько часов лекций, а потом отработать в удобном для себя графике?
Минусы, в целом, уже были озвучены в плюсах очного обучения. Живое общение и причастность – это то, что сложно воспроизвести в онлайн формате, но все говорит о том, что рано или поздно это неизбежно произойдет. Совместные чаты, где обучающиеся делятся своими инсайтами, трудностями, результатами, прекрасно справляются с функцией поддержки мотивации для большинства. Кроме того, за время вынужденной изоляции многие просто привыкнут к онлайн-общению, и необходимость живого постепенно отойдет на второй план. Писатели-фантасты давно предсказывают переход коммуникации (да и вообще жизни) в сеть, и это частично происходит уже сейчас.
Что же касается дисциплины, введение обязательного минимума посещаемости и сданных работ – неплохой инструмент мотивации. Любой может доучиться на минимуме, а те, кому все правда важно и интересно, могут взять больше и углубить свои знания – тут уж выбор за самим человеком.
Выходит, что онлайн обучение не подходит только ярым экстравертам, которым жизненно необходимо личное общение. Таким образом, шансы дистанционного образования плотно обосноваться в нашей реальности очень высоки. Очное обучение, несомненно, останется, и очень скоро перед обучающимися снова появится выбор – очно или онлайн, вот только процент тех, кто выбирает образование в сети, наверняка сильно вырастет по сравнению с временами «до».
Теперь вы знаете плюсы и минусы одного и другого варианта, и при выборе сможете более тщательно проанализировать свои личностные особенности и возможности. В коуч-центре «System ITC» непременно будут действовать оба формата, чтобы каждый нашел способ обучения себе по душе.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Что лучше дистанционное обучение или традиционная форма для образования
На первый взгляд, ответ на вопрос: «что лучше, дистанционное обучение или традиционное», кажется очевидным. Конечно, оффлайн формат, при котором дети физически ходят в школу, эффективнее.
Но, это только первый взгляд. Что если изучить этот вопрос глубже? Ведь практика последних полутора лет, когда в мире случилась пандемия, показала, дистанционное обучение тоже может быть качественным. Просто, от учеников здесь требуется больше самоорганизации, всем участникам процесса нужна техника и умение с ней работать, ну, и учебный процесс нужно адаптировать.
Легко сказать, но сложно сделать, не так ли? Однако, мир это сделал. Вот уже второй год многие школьники завершили дистанционно. Результаты разнятся, но, в целом, удаленка показала, она тоже имеет право на существование. Правда, традиционное образование она не «победила». Большая часть педагогов, школьников и родителей, все же, убеждены, традиционное образование лучше дистанционного, и всеми силами стремятся вернуться к первому, даже подписывали петиции против дистанционного обучения.
Так почему дистанционное обучение лучше традиционного обучения? Мы решили изучить плюсы и минусы обоих форматов. Вы с нами?
Что такое дистанционное обучение?
Дистанционка — обучение на расстоянии. Если точнее, это метод получения образования, при котором школьник взаимодействует с педагогами и учебным заведением посредством цифровых и компьютерных технологий. Контакт осуществляется посредством видеосвязи, мессенджеров, почты, образовательных цифровых платформ.
Что такое традиционная форма?
«Традиционка» или очный формат — это, когда дети ходят в школу физически. Это классно-урочная организация образования на базе учебного заведения. Учитель передает знания и навыки напрямую, при живом контакте с учениками.
В чем сходства и различия?
Сравнение дистанционного и традиционного обучения позволяет выявить их сходства и различия.
Это краткий список главных сходств и отличий дистанционного обучения от традиционного. Для того, чтобы определиться, что же из них, все же, лучше, нужно детально изучить плюсы и минусы каждого.
Плюсы и минусы дистанционного формата
Основное отличие дистанционного урока от традиционной формы обучения — в отсутствии живого контакта учителя с учеником. Оно же — и главный минус. Отсюда вытекают и другие проблемы:
А каковы основные преимущества дистанционного обучения перед традиционным, чем оно лучше?
Преимущества и недостатки традиционной формы
Далее, перечислим достоинства и недостатки традиционного обучения, в сравнении с дистанционным и удаленным.
Далее, перейдем к минусам:
Что лучше?
Итак, мы рассмотрели различия традиционной и дистанционной систем обучения, выявили плюсы и минусы дистанционки и традиционки. Наступил черед подвести итоги, выяснить, заменит ли удаленка привычный формат или до этого еще далеко.
Для начала, вернемся к поставленному в начале статьи вопросу: почему дистанционное обучение хуже традиционного? Беглый взгляд на достоинства и недостатки каждого показывает, сама по себе концепция онлайн — более продуктивная, современная, она лучше и качественнее. Обучающийся имеет возможность самостоятельно отладить ритм и темп обучения. Он учится по собственному графику и сам фильтрует материал. Учитель же играет роль корректирующего звена.
Однако, признайтесь честно, сколько современных детей сегодня готовы к такому режиму?
Выходит, традиционное обучение лучше лишь потому, что вынуждает детей учиться, несмотря ни на что. Всех детей, особенно тех, у кого мотивации к школе вообще нет. Таким образом, даже несмотря на минусы, традиционная школа для основной массы школьников, все же, лучше.
Если же вам повезло иметь старательного и усидчивого ребенка, который, к тому же еще и интроверт, и не нуждается в высоком социальном взаимодействии со сверстниками, смело оставляйте его на дистанционке. С ней он горы свернет, вместо того чтобы прозябать где-то на задней парте, среди более прытких сверстников. А если еще и с учительницей не повезет, можно и психику будущему гению повредить.
Мы рассказали, чем отличается дистанционное обучение от традиционной формы, разобрали их лучшие и худшие стороны. Ваши выводы вполне могут отличаться от наших и нам очень интересно их услышать. Перенесем обсуждение в комментарии?
Чем отличается дистанционное обучение от заочного и что лучше
Здравствуйте! В статье мы расскажем, какие различия есть у дистанционной и заочной форм обучения для школьников и студентов. Разберемся, какую из них выбрать для получения школьного и высшего образования, а также мы составили для вас сравнительную таблицу.
Дистанционное обучение – это получение образования с помощью интернет-технологий. По своему формату оно больше похоже на очное, так как учебный процесс идет непрерывно, в отличие от заочного, при котором студенты посещают образовательное учреждение несколько раз в год.
При онлайн-обучении вы регулярно присутствуете на уроках, выполняете домашние задания, общаетесь с преподавателем, но только все происходит удаленно – занятия проводят через видеоконференцию, а работы принимают в электронном виде.
Можно сказать, что дистанционное или онлайн-обучение – очное, но часто его называют заочным, так как вам не нужно лично приезжать в учебное заведение. Видеолекции можно смотреть в режиме реального времени или в записи. Учебу в онлайн-формате удобно совмещать взрослым с работой, а детям – с кружками и секциями. На онлайн-уроках вы получите больше знаний, нежели при заочном образовании: на дистанте лектор подробно разбирает каждую тему, на заочке – студенты учатся самостоятельно.
При заочном обучении преподаватели меняются каждый семестр – с педагогами и одногруппниками вы встречаетесь только на сессии. При онлайн-обучении вы сможете общаться с другими студентами, учителями и наставниками в общем онлайн-чате ежедневно.
Формы заочного обучения
Есть 2 формы заочного обучения – это учеба с использованием дистанционных технологий и с личным присутствием. Расскажем подробнее о каждой.
Заочная форма обучения
Классическая форма, при которой студенты приезжают в учебное заведение несколько раз в год. Они лично присутствуют на лекциях и семинарах, выполняют практические задания (рефераты, курсовые), сдают зачеты и экзамены.
После сдачи сессии студенты получают список тем для самостоятельного изучения между семестрами. При традиционном заочном обучении преподаватели объясняют самую важную и сложную информацию, но большую часть материала ученики разбирают сами.
Заочно-дистанционная форма обучения
Разновидность заочной учебы, когда часть занятий (преимущественно теоретические лекции) проходят онлайн, например, через Skype или Zoom. В этом случае посещать учебное заведение нужно только для сдачи курсовых, зачетов, экзаменов и для защиты диплома.
Чтобы было понятнее, какие отличия есть у дистанционного образования и заочного обучения, мы составили для вас таблицу:
Обучение | Заочное | Дистанционное |
Можно жить в одном регионе, а учиться в другом | Частично, так как нужно приезжать на сессию | Да, можно учиться полностью в домашних условиях |
Как проводятся занятия | Обычно дважды в год по 2-3 недели, преподаватель начитывает весь курс | Последовательная подача материала. Студент занимается по индивидуальному графику, в среднем 1-2 раза или 4-6 часов в неделю (а может быть и пятидневка). |
Какой формат обучения | Больше теории | Больше практики: упражнения, тесты, кейсы, тренажеры и пр. |
Где брать учебные материалы | Студент берет учебники в учебном заведении или ищет самостоятельно | Предоставляет онлайн-школа |
Возможен ли индивидуальный график | Нет, лекции, зачеты, экзамены по расписанию | Да, можно смотреть уроки в записи, видеолекции и дополнительные материалы остаются у студента навсегда |
Общение с преподавателями | Только при наличии консультаций у преподавателя | Да, во время видеоконференции или через онлайн-чат |
Поддержка куратора | Нет | Да |
Возможность совмещать учебу с работой | Да | Да |
Документ гос. образца | Да | Да, например, некоторые онлайн-школы выдают дипломы о проф. переподготовке и удостоверения о повышении квалификации государственного образца |
Налоговый вычет 13% | Да | Да, в вузах и онлайн-школах, которые работают по гос. лицензии |
Возможность получить высшее образование | Да | Да, в некоторых вузах работают онлайн-факультеты |
Как быстро можно получить профессию | В среднем 3-4 года | От нескольких месяцев до 2 лет |
Что лучше
На вопрос, как лучше и удобнее учиться – заочно или дистанционно – нет однозначного ответа. При выборе формы обучения следует учитывать разные нюансы. Например, если вам нужен только диплом (формально), то, скорее, подойдет заочное образование – в этом случае на учебу требуется не более 3 недель в полугодие.
Если вы хотите получать полноценную профессию параллельно с работой, то лучше выбрать онлайн-обучение.
В школе
Бывают ситуации, когда детей переводят на домашнее или заочное обучение. Различие состоит в том, что в первом случае ребенок учится только на дому, во втором – приходит на уроки 1-2 раза в месяц, чтобы получить задания или написать контрольные и закрыть четверть.
Не в каждой школе есть возможность заочного обучения, и в этом случае лучше учиться дистанционно. Для этого нужно перейти на семейное образование и выбрать частную онлайн-школу.
Учебный процесс в онлайн-школе напоминает традиционную учебу: ребенок изучает весь материал школьной программы, присутствует на онлайн-уроках, делает домашние задания, пишет контрольные, общается с преподавателями, наставниками и одноклассниками – но только все происходит дистанционно.
Онлайн-формат не сказывается на качестве образования: на протяжении учебного года школьника сопровождает куратор, а в конце 9 и 11 классов ученик сдает экзамены на общих основаниях и получает стандартный государственный аттестат.
На нашем сайте собраны лучшие онлайн-школы, которые обучают детей дистанционно. Вы можете выбрать программу семейного образования и экстерната либо курсы по вашим требованиям: цене, сроку обучения, формату и т. д.
В институте
Дистанционное обучение отличается от классического заочного. В первую очередь, формой подачи материала. Если вы учитесь в институте на заочке, то большую часть теории вам приходится изучать самостоятельно. При онлайн-обучении каждую тему разбирает преподаватель, а вы задаете вопросы, выполняете практические задания.
То есть учитесь, как на очном факультете, но только в домашних условиях. Если у вас возникнут вопросы, то можно написать их в чат поддержки. Вы получите электронные учебники, методички, в некоторых случаях даже конспекты лекций, но главное – видеозаписи всех уроков.
На нашем сайте собраны разные образовательные программы для взрослых, в том числе есть онлайн-факультеты вузов. А если вы хотите быстро обучиться профессии, переходите в раздел Профессиональное образование и выбирайте специальности под свои интересы.
Очно или дистанционно?
На чьей стороне правда, будем выяснять с помощью компетентных экспертов и с учетом мнения горожан.
С 11 января все школьники, включая старшие классы, обучаются очно. Дистанционное обучение будут вводить только точечно, исходя из эпидемической ситуации в классе или образовательном учреждении. Такое решение было принято областным оперативным штабом по коронавирусной инфекции по рекомендации Роспотребнадзора.
— Преимущества очного обучения, вербального контакта учителя и ученика очевидны. Переход на дистанционные образовательные технологии с применением электронного обучения являлся мерой временной и вынужденной, так как процент заболеваемости населения и в частности педагогических работников был достаточно высок. На сегодняшний день резкого подъёма заболеваемости в городе не наблюдается. В среде детей и подростков очень низкий процент заболевших COVID-19. А учителя и другие работники школ активно вакцинируются. Всё это позволило детям вернуться в школы и учиться в привычном режиме. В том числе для выпускников лучше, если подготовка к итоговой аттестации будет проходить в очном режиме, системно и в соответствии с «Дорожной картой по подготовке к ГИА», в которой каждая школа планирует мероприятия по подготовке и проведению ОГЭ и ЕГЭ.
Учить есть кому, число заболевших педагогов значительно снизилось. На данный момент выявлено 4 случая заболевания.
В школах приняты меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции: обработаны классы, места общего пользования, заготовлены антисептические средства для рук, составлены графики дежурства учителей для измерения температуры детей при входе в школу. Работники обеспечены масками и перчатками.
Реакция на переход в очный формат разная. У детей среднего и начального звена школы было много эмоций от встречи с одноклассниками, от возможности общаться. И мы лишний раз убедились, что ребенок все-таки должен находиться в обществе, а на постоянной дистанционке может вырасти довольно ущербная личность, возможно, неспособная на контакты, анализ обстановки и принятие решений. Только общаясь, дети готовятся к будущей жизни.
Для старшеклассников важно качество самой учебы. На уроке немаловажен момент эмоций в живом общении между учителем и детьми, с экрана совсем не то восприятие материала. И когда ученик занимается в классе, учитель сразу видит, кто из них чем занимается. Это особенно необходимо детям, которые не привыкли самостоятельно усердно трудиться. На них ситуация с дистанционным обучением влияла негативно, подрывала мотивацию к усидчивому труду. И большая масса детей училась постольку поскольку.
Беседовал со старшеклассниками, и мы пришли к выводу, что дистанционное обучение не лучшим образом влияет на развитие умственных способностей, на физическое развитие организма и на психику.
— Считаю, что очное обучение предпочтительно. Когда складывается неблагополучная эпидемическая ситуация, целесообразно введение при необходимости карантинных ограничений в отдельных классах или школах.
Критической ситуации с заболеваемостью детей новой инфекцией в городе однозначно нет – в большей степени это касается взрослых, а дети обычно только носители вируса. Всего с начала пандемии в городе ковидом переболели 145 детей. Сейчас коронавирус выявлен у 9, а на осеннем пике, в ноябре, было до 20 случаев.
А вот в дистанционном обучении мы, медики, видим определенные риски для детского здоровья. Прежде всего, это большая нагрузка на глаза, поскольку ребенок подолгу работает за компьютером. В этом году нами выявлен большой рост заболеваний органов зрения у детей. По статистике заболеваемости в 2020 году они занимают 3 место после болезней органов дыхания и травм.
Второй риск учебы дома – нарушение осанки, проблемы с позвоночником. В школе дети сидят за специально подобранными по возрасту столами, соответствующими стандартам школьной мебели. Дома они устраиваются, как хотят.
Третий серьезный минус – малоподвижный образ жизни. На дистанционке дети не столь активно двигаются. В основном сидят за уроками, едят, спят. Так развивается гиподинамия с неприятными последствиями: избыточным весом, нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата. Отсутствие смены деятельности также негативно влияет на психологические процессы.
— Я беседовала с детьми, и у них проявляется разное отношение к переходу на очное обучение. Психологический комфорт, общение – одно, а в плане учебы – другое. Те, кто привык дисциплинированно учиться, отмечают, что на дистанционке у них больше времени оставалось на самообразование. У тех, кого надо заставлять учиться, возникали сложности.
Школьники 5-6-х классов с большим удовольствием вернулись в коллектив, даже как будто заново открыли для себя школу. Многие старшеклассники говорят, что им хватало общения на стороне. В подростковом возрасте общение является первостепенной деятельностью.
Самая распространенная жалоба, что на дистанционном обучении потерялась способность структурировать свой день, ребята выпали из временного режима. Отмечают положительно, что теперь расписан день, появилась возможность ходить в кружки и секции.
Для того, чтобы детей комфортно ввести в очный режим школьных занятий, самое главное – соблюдать режим дня. Вовремя отправлять спать, правильно кормить, обеспечить условия подготовки домашнего задания. Но адаптацию не надо растягивать, ведь они не первый раз пришли в школу, а просто вернулись к нормальному ритму жизни.
Педагоги отмечают, что онлайн-обучение было труднее для них и школьников. Учителя охотно перешли к очным урокам.
Мы спросили у родителей, школьников, учителей, что лучше, очное или дистанционное обучение?
Елена Тачилина, мама одиннадцатиклассницы:
— Лучше учиться в школе, где у детей есть живой диалог с учителем. К тому же система дает сбои, дети нервничают, ищут разные пути, бывает, и хитрят. Хотя успеваемость особенно не страдает.
Именно для выпускного класса вижу и плюсы дистанционного обучения. У ребенка есть возможность готовиться к экзаменам по максимуму, а другим предметам уделять меньше времени. Возможно, это и неправильно, но для кого-то может оказаться актуальным, ведь выпускникам важно сдать ЕГЭ на высший балл. А в целом, детям, конечно, необходимо исключительно очное обучение.
Елена Зарубина, заместитель директора школы №13, учитель русского языка и литературы:
Анна Гуслякова, учитель географии школы №3:
Алексей Кузичкин, ученик 7 класса школы №6:
— Мне не нравится учиться дистанционно, и оценки снизились. В школе намного лучше, понятней материал, можно сразу попросить учителя уточнить или разъяснить. И с ребятами рад был встретиться, надоело сидеть дома.