Что лучше для хозяина бухгалтер грамотный или малограмотный
Что лучше для бизнеса: собственный бухгалтер или аутсорсинг?
У Вас появилась гениальная бизнес-идея. Вы составили бизнес-план, зарегистрировали фирму, и начали воплощать свои грандиозные идеи в жизнь. Однако перед каждой компанией очень скоро встает вопрос: как лучше вести бухгалтерию?
Традиционно выделяют три возможных варианта решения проблемы:
Последний вариант является самым дешевым, но он подходит совсем небольшим предпринимателям, у которых есть время и желание собственноручно заниматься вопросами учета и налогообложения. Подобные сервисы предоставляют автоматизированный налоговой календарь и необходимые шаблоны бланков для ведения учета. При этом опыт показывает, что, выбирая этот путь, желательно уметь разбираться в бухгалтерии и налогах. На основании решения Арбитражного суда города Москвы (по делу №А40-28999/18-161-202) интернет сервисы не несут ответственности за онлайн-учет, а их обещания не служат гарантией, а как правило являются частью маркетинговой стратегии.
В результате самыми застрахованными от рисков альтернативами становятся “свой” или “внешний” бухгалтер. В этой статье разобраны плюсы и минусы каждого варианта.
Он всегда рядом и живет жизнью Вашей фирмы. Идеальный кандидат всей душой радеет о ее благополучии, изыскивая возможные пути сохранения баланса интересов собственников и государства.
Поскольку штатный сотрудник всегда в Вашем распоряжении, Вы всегда можете поручить ему дополнительные обязанности, например: ведение кадровой работы, составление договоров и тд. При этом вы не обязаны увеличивать его заработную плату. Более того, рост оборотов компании также не пропорционален повышению его оклада.
Однако, у бухгалтера в штате есть минусы. В первую очередь, содержать бухгалтерию весьма накладно, так как квалифицированный специалист стоит недешево. К тому же, Вы обязаны платить страховые взносы с его зарплаты, что автоматически повышает расходы на оплату труда более чем на 30%.
Бухгалтеру нужно предоставить рабочее место и ресурсы. Без ПК, канцелярии и специального ПО, которое необходимо регулярно обновлять, он не сможет работать. Его также необходимо обеспечить правовыми базами и специальной литературой, в условиях стремительно меняющегося российского законодательства без этого не обойтись.
Бухгалтер может заболеть, уйти в отпуск и даже уволиться в самый неподходящий момент. То есть, непрерывность работы бухгалтерии сотрудник обеспечить не может.
Как и каждый человек, бухгалтер имеет право на ошибку, но его ошибки могут обойтись собственнику очень дорого. Если при налоговой проверке всплывут недочеты, то денежных санкций не избежать, а ответственность штатный бухгалтер несет только в рамках Трудового Кодекса, то есть получить полное возмещение причиненного ущерба невозможно.
Выбирая аутсорсинг, компания, прежде всего, ориентируется на финансовые выгоды. Стоимость услуг аутсорсинговых компаний обычно ниже расходов на зарплату штатного бухгалтера. В первую очередь это связано с тем, что Вам не придется платить за компьютеры, программы, правовые базы, повышение квалификации и т.д.
Аутсорсинг обеспечивает бесперебойность работы бухгалтерии. Если бухгалтер, ведущий учет вашей фирмы, заболеет или уйдет в отпуск, ему найдут замену. На Вас работает целая команда профессионалов: бухгалтеры, юристы, финансовые аналитики. Соответственно, у Вас нет необходимости дополнительно искать сторонних специалистов.
Отношения предпринимателя с аутсорсинговой компанией регулируются ГК РФ. Аутсорсеры несут ответственность за допущенные в работе ошибки, и причиненные ими убытки можно взыскать в полном объеме. Однако в солидной аутсорсинговой компании, заботящейся о своем имидже, обязательно существует система внутреннего контроля, которая позволяет минимизировать вероятность возникновения ошибок в учете.
Сотрудничество с аутсорсинговой компанией тоже имеет подводные камни. Основной проблемой является конфиденциальность: вся финансовая информация Вашего предприятия передается в руки сторонней организации.
Аутсорсер может выполнять ряд различных функций, но за дополнительную работу, скорее всего, будет необходимо доплатить. Все, что не включено в Ваш тарифный план, должно оплачиваться сверху.
Компания становится изолированной от бухгалтерии, и Вы теряете полный контроль над процессом. Удаленное взаимодействие с бухгалтером снижает оперативность решения поставленных задач.
Так как аутсорсеры независимы, у Вас остаётся мало рычагов давления, но в любом случае они обязаны работать в рамках закона. Однако в этом есть свой плюс: Ваша работа тоже останется в рамках закона.
Ваш ведущий бухгалтер не робот, то есть, может заболеть или уйти в отпуск. Хотя Вам обязательно предоставят другого бухгалтера, новый человек не будет знать всех нюансов Вашего бизнеса, ему будет необходимо время, чтобы вникнуть. То есть, возможна ситуация, когда быстро решить возникший вопрос аутсорсер не сможет.
Не все аутсорсеры одинаково полезны.
Подходить к выбору внешнего бухгалтера надо не менее тщательно, чем к выбору штатного. Основное правило: лучше не ориентироваться на самый дешевый сервис. Низкая стоимость обслуживания, как правило, обусловлена невысокой компетентностью привлекаемых к работе специалистов. Качество обслуживание также не гарантируется размером аутсорсинговой фирмы: клиентов много, работа поставлена на поток, контролировать работу своих бухгалтеров сложнее.
Приведем пример из существующего кейса. Один из клиентов перешел к нам на обслуживание, после того как предыдущая аудиторская фирма несвоевременно ответила на требование ФНС. Выяснилось, что бухгалтеры в компании постоянно менялись, а также некорректно вели учет. В результате клиент не только заплатил штраф государству, но и вынужден был оплатить услуги по исправлению многочисленных ошибок предыдущих бухгалтеров.
Минусы сотрудничества с аутсорсинговой компанией можно «свести на нет», если грамотно заключить договор на обслуживание. Главное обратить внимание на ответственность, условия о конфиденциальности, перечень выполняемых операций и отчетности, порядок обмена документами. Важно обсудить подробно все пункты договора и желательно познакомиться с ведущим бухгалтером, чтобы выяснить его нагрузку и сколько времени он сможет уделять вашей фирме.
Если в процессе обсуждения представитель компании-аутсорсера избегает подробностей взаимодействия, а бухгалтер не показывает уровень нужной компетенции, то сотрудничество с такой компанией имеет риски для бизнеса. В худшем случае Вы не сможете контролировать их работу, а решение возникших в результате сотрудничества проблем принесет существенные убытки. Испорченная репутация налогоплательщика может тяжело сказаться на будущем компании.
Порядок действий при поиске квалифицированного бухгалтера должен быть следующий:
Желаем Вам успехов в выборе своих партнеров.
10 признаков крутого бухгалтера, за которым работодатели стоят в очередь
10 признаков крутого бухгалтера, за которым работодатели стоят в очередь
Бухгалтеров не надо пугать, они уже пуганые. Это тяжкое бремя взяли на себя специалисты кадрового рынка, которые каждый год публикуют все более удручающие сводки: напоминают, что бухгалтер – третья по численности в России профессия с высочайшим уровнем конкуренции. И не забывают добавить, что три миллиона бухгалтеров конкурируют не только друг с другом, но и с автоматизацией, аутсорсингом, новыми услугами и программами.
Три миллиона специалистов – звучит, конечно, внушительно. Но давайте будем честны: сколько из этих трех миллионов действительно крутых спецов, за которыми работодатели и клиенты будут стоять в очередь?
Как узнать такого бухгалтера? Легко. У него есть 10 отличительных признаков. О них сейчас и поговорим.
Признак 1. Он одинаково видит и детали, и общую картину.
Хотите узнать, насколько важны детали, – спросите бухгалтера. Одна неверная цифра или крохотная запятая, пропущенная в сумме, могут привести к последствиям размером с Эверест. Так что отличный специалист умеет видеть каждую деталь: цифры, знаки, буквы. Он отлично владеет техниками концентрации внимания, знает свои пределы и чувствует, когда «глаз замылился». Мимо такого бухгалтера не проскочит ни одна ошибка.
Зачем нужны техники концентрации внимания? А затем, что видеть детали в сплошном документе – не так просто, как кажется. На самом деле мы не читаем слова и другие данные отдельно, а воспринимаем их целиком. Помните тот тест, где все буквы в словах перемешены (кроме первой и последней), но вы все равно легко читаете содержимое? Так вот, техники концентрации помогают «обмануть» мозг и видеть каждую деталь. И это не так просто, как звучит.
Но не деталями едиными. Отличный бухгалтер видит не только их. Он может легко переключиться на общую картину, видеть взаимосвязи между разными документами и общую структуру учета.
Один из важнейших навыков структурного понимания учета – умение читать ОСВ. Крутому специалисту достаточно 30-60 минут на то, чтобы по ОСВ составить общую картину жизни предприятия, даже если это новый клиент. ОСВ помогает понять, каких документов не хватает, как выстроена работа с контрагентами, где кроются проблемы учета (налоги, переплаты, неверная система налогообложения и т.п.). Если вы умеете читать ОСВ, значит, вы можете учитывать алгоритмы работы налоговой и просчитывать на два шага вперед.
Признак 2. Не ленится мониторить государственные изменения.
Даже английская королева не меняет платья так часто, как наше государство – законы. Отслеживать все эти бесконечные поправки и нововведения – дело муторное и не слишком увлекательное. Но именно от него зависит скорость сдачи отчетов и максимально разумное использование всех возможностей налоговой системы. Так что отличный специалист всегда держит руку на пульсе.
Сложность только в том, что «держать руку на пульсе» – слишком размытая формулировка, как и «следить за новостями». Где следить? Как часто? На что обращать внимание? Как не потерять тонну времени? Обычно это заканчивается тем, что бухгалтер заходит на новостной сайт «когда вспомнит». А вспомнить он может и раз в неделю, и раз в месяц.
Ларчик открывается просто: с этим навыком надо работать, как с любой привычкой. То есть выполнять действие в одно и то же время, «якорить» его (например, приурочить к утреннему кофе) и первое время вести трекер, пока привычка не закрепится.
Чтобы не потратить на это кучу времени, можно оформить подписку на любую справочную правовую систему (Главбух, Гарант или Консультант подойдут). Да, придется заплатить, но зато вся информация будет в одном месте, да еще и консультации эксперта впридачу.
Ну и, конечно, поговорим о том, за кем следить. Обязательный минимум: Федеральная налоговая служба РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Министерство финансов РФ.
Признак 3. Отслеживает технические новинки, знает новые сервисы и программы для упрощения работы
Знаете, чем прекрасна 1С? Тем, что ее можно «доработать напильником» так, что она будет покрывать все ваши нужды с лихвой и даже снимет с вас часть рутинной работы. Что для этого нужно? Шарить в дополнительных возможностях.
Есть два способа автоматизации: индивидуальная разработка или готовые сервисы. Первый способ хорош тем, что вы гарантированно получаете подходящее решение под конкретные нужды. Но, естественно, это будет долго и дорого. Второй способ хорош тем, что «все уже придумали до нас», у большинства бухгалтеров одни и те же проблемы, и умные люди уже подготовили их решение. Это могут быть и официальные сервисы от 1С, и решения самостоятельных разработчиков.
Большой выбор готовых сервисов можно найти в Маркет42. Это единственный маркетплейс сервисов 1С, где вы можете пользоваться решениями для автоматизации по подписке. Все сервисы можно попробовать бесплатно перед покупкой. И да, необязательно покупать их на постоянной основе, можно гибко управлять автоматизацией: подключать и отключать сервисы по мере необходимости, например, во время отчетных периодов.
Признак 4. Знает, что рутина не стоит времени и сил
Время – единственный ресурс, который невозможно восполнить. Единственное, что мы можем – грамотно его распределять. Допустим, есть два бухгалтера, которые работают по 40 часов в неделю. Но один из них тратит 30 часов на рутинную работу, а другой – 30 часов на решение стратегических задач, повышение квалификации и достижение целей. Как думаете, кто из них быстрее придет к успеху?
Рутина – неизбежное зло бухгалтерской работы. Но ее можно делегировать. Либо другим сотрудникам, либо – роботам. Да, опять про автоматизацию. Про умную автоматизацию, которая освобождает вам максимум времени при минимуме затрат. Например, если у вас два-три новых партнера в год, то вам не имеет смысла покупать дорогой сервис 1С:Контрагент, проще проверить этих ребят вручную. И наоборот, если у вас бесконечный поток документов, 10-15 поставщиков, 50-70 позиций в накладной, то ручной ввод первичной документации сожрет все ваше время и даже не подавится. А на десерт закусит вашими нервами.
Между прочим, именно ввод первичной документации – самый затратный по времени процесс. Первичка – королева рутины, и, если вы готовы начать автоматизировать бухучет, то начинать надо именно с этого. Можно попробовать сервис 1С «Fasta: автоматизация ввода первички». Он тратит не больше 30 секунд на страницу, когда у бухгалтера уходит на нее же 5-10 минут. На сто страниц уже можно сэкономить порядочно времени.
Признак 5. Воспринимает бизнес как друга, помогает ему сэкономить на налогах
Лучший друг бизнеса – это бухгалтер, который пришел помочь. Увы, чаще всего бухгалтеры занимают воинствующую позицию (директор – идиот, клиенты достали) и работают без особой инициативы. Хотя, вроде, всегда при деле и выполняют свои обязанности. Но дело в том, что руководителю без разницы, сколько документов и счетов провел бухгалтер, как ему далось уложиться в сроки с отчетностью и сколько мотков нервов он потратил на общение с налоговой. Руководителя интересует только одно – результат. У бизнеса есть штрафы? Компании удалось сэкономить на налогах?
Отличный специалист знает все боли и потребности бизнеса. И помогает их закрыть. Он фокусируется на глобальных задачах (снизить затраты, оптимизировать налоги, повысить прибыль), а не на конкретном календаре бухгалтера. Именно за таким специалистом «охотятся» руководители.
Совет из практики
Оптимизация налогов – не самый простой и очевидный процесс, но даже в нем можно найти электронного помощника. Например, приложение «Налоговое планирование»
https://mcob.ru/promo/mob-app/ Оно поможет управлять размером налогов перед сдачей отчетов, предоставит все расшифровки и даст рекомендации по снижению.
Еще «Налоговое планирование» подготовит реестры с суммами снижения налогов, вам нужно будет только провести отбор периодам, чтобы не искажать общую картину подвисшими оплатами.
Признак 6. Опережает дедлайны
Работа бухгалтера строится вокруг дат. Зарплаты, налоги, аренды, отчеты – все должно быть готово к определенной дате. И, увы, наш национальный вид спорта – сделать все в последнюю минуту перед дедлайном. И, конечно же, мало кто учитывает, что по закону подлости именно в последнюю минуту пропадают контрагенты, виснут сайты, ломаются компьютеры и обрушиваются все казни египетские. А срыв дедлайна влечет за собой последствия в виде штрафов.
Хороший специалист учитывает это и всегда готовится заранее. И ставит персональный дедлайн на 1-2 дня раньше фактического. Естественно, все это фиксируется в ежедневнике или программе, которая умеет в напоминания: Google календарь, Битрикс, Мегаплан или любой другой электронный планировщик.
Совет из практики
Самые прошаренные бухгалтеры настраивают себе календарь прямо в 1С. Да, так можно было. Можно вести календарь по всем задачам или выделить какую-то одну область. Например, сдачу отчетности. В этом поможет готовое решение – 1С:Отчетность. Этот сервис уследит не только за датами, но и за актуальной формой отчетов, правильностью их заполнения и дальнейшим продвижением.
Признак 7. Не выгорает и умеет вовремя делать передышки
«Работать надо не 12 часов, а головой» – золотой принцип, которому следуют крутые специалисты. Многие почему-то считают, что успешные бухгалтеры живут на работе, но это не так. Не важно, сколько часов вы проводите за работой, важно лишь то, насколько продуктивно вы работаете. Отдохнувший и сконцентрированный специалист за один час сделает больше, чем выгоревший сотрудник – за 8 часов.
Так что не стоит забывать подзаряжать свои батарейки. Предел концентрации человека – 45 минут. После этого обязательно нужно делать короткий перерыв. Можно еще попробовать работать «томатами»: 25 минут работы по таймеру, потом 5 минут перерыва. Так четыре раза, потом – перерыв на 15 минут. Эта система многократно доказала свою эффективность.
Помимо перерывов нельзя забывать и об отпуске. В идеале – выбирать даты отдыха в промежутке между отчетами: в межотчетный период за I квартал и II квартал/полугодие или в передышку между II и III кварталами.
Но да, все мы знаем, что бухгалтер не может просто «встать и выйти в отпуск». Сначала нужно позаботиться вот о чем:
если вы уже знаете суммы, то можно заранее заплатить налоги и страховые взносы;
провести расчеты с поставщиками;
если данные расчета отпускных вы знаете наверняка, то постарайтесь выплатить отпускные тем сотрудникам, которые пойдут в отпуск параллельно с вами.
Чтобы ходить в отпуск и не думать о том, что без вас там все схлопнется, можно обеспечить себе удаленный доступ к 1С, чтобы в случае форс-мажора можно было подключиться и все поправить. Наши клиенты, которые пользуются 1С онлайн, могут потушить пожар, даже если лежат на пляже и потягивают пина коладу.
Признак 8. Прокачивает аналитические способности
Работа бухгалтера сложна тем, что в ней присутствует непрерывный и объемный поток информации, который нужно обрабатывать, вычленять из него самое важное и интерпретировать при принятии решений. Все эти задачи требуют острого аналитического ума. Но это не какой-то дар свыше, а навык.
И, как любой навык, он требует постоянной работы и практики. Аналитические способности прокачиваются, как мышцы, если над ними постоянно работать.
Совет из практики
Существует огромное количество практик и игр, которые позволяют развить аналитические способности. Все, что нужно – прочитать несколько «мануалов» и попробовать разные упражнения. Это могут быть ментальные карты, игры,
SWOT, «Пять почему» и тому подобные практики.
Признак 9. Говорит на международном языке бухгалтеров.
Знание международных стандартов открывает массу возможностей для развития бухгалтера: он может вырваться на международный рынок, привлечь инвестиции из-за рубежа, конкурировать на равных с лучшими специалистами. А на каком языке говорят все финансовые специалисты мира? Конечно, МСФО.
На уровень зарплаты это тоже влияет. Средняя зарплата бухгалтера – 40 000 рублей, а специалиста со знанием МСФО – уже 60 000 рублей.
Курсы по МСФО можно пройти во внерабочее время и получить сертификат. Срок обучения может варьироваться в зависимости от ваших текущих знаний и навыков, но обычно он составляет от 40 до 360 часов.
Признак 10. Понимает важность гибких навыков и развивает их
Hard skills – профессиональные навыки – конечно же, являются основополагающими для бухгалтера, но в современном мире работодатели все больше обращают внимания на гибкие или надпрофессиональные навыки. И вот топ-3 soft skills для бухгалтера:
1. Коммуникабельность и умение работать в команде. Бухгалтеру постоянно приходится общаться: с сотрудниками, руководством, с контрагентами, проверяющими органами, акционерами. Так что навыки общения находятся в топе списка на освоение. Никто не захочет терпеть спеца с отвратительным характером (вспоминаем про три миллиона других бухгалтеров).
2. Умение объяснять сложные вещи простым языком. Бухгалтеру постоянно приходится что-то объяснять: и руководству, и сотрудникам, и клиентам. Если вы умеете донести сложное простыми словами, доходчиво объяснить и показать на пальцах, то вы упростите работу и себе, и другим. Никто не обязан разбираться в бухучете и особенностях заполнения документов, но если вы умеете научить – то вам придется сделать это только один раз, а не сотни, как приходится многим бухгалтерам.
3. Стрессоустойчивость и терпение. Постоянные перемены, горящие сроки, проблемы с сотрудниками и клиентами – увы, такова реальность среднестатического бухгалтера. И то, как вы справляетесь со всем этим – прямой показатель вашего профессионализма. Та сама пресловутая «стрессоустойчивость», которую хэдхантеры пихают во все вакансии, для бухгалтера действительно жизненно необходима.
Гибкие навыки звучат просто, но требуют времени и тренировок. А тренировать их нужно непременно, ведь сейчас на собеседованиях оценивают не hard skills, а soft skills, не базовый интеллект, а эмоциональный. Следуйте за временем, будьте гибкими – и тогда все получится!
Идеальный бухгалтер: кто он и как его найти
Аудиоверсия этой статьи
Бухгалтер — это не только человек, который занимается учетом и отчетностью. Хороший бухгалтер — это защитник бизнеса, который стоит на страже ваших интересов и предотвращает дорогостоящие ошибки.
Найти хорошего бухгалтера — проблема. Особенно, когда сам предприниматель мало понимает в бухгалтерии и налоговых тонкостях. Найти идеального бухгалтера — задача под силам только избранным. В этой статье мы подготовили всю необходимую информацию, которой вы можете воспользоваться, чтобы стать одним из тех, кто найдет в свой бизнес идеального бухгалтера.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
что спрашивать у потенциального бухгалтера на собеседовании,
как проверить действующего бухгалтера,
что делает и как работает идеальный бухгалтер.
А в конце статьи не забудьте скачать чек-лист с проверочными вопросами для бухгалтера на собеседовании.
Сервис
Откройте ИП за 4 шага. Бесплатно и без визита в налоговую
Какие вопросы задавать бухгалтеру на собеседовании
Проверочными вопросами, которые нужно задавать кандидату на должность бухгалтера, поделился Андрей Завьялов, основатель бухгалтерского сервиса «Кнопка» и спикер курса «120 секунд».
«Что такое счет-фактура и чем она отличается от накладной?»
Если бухгалтер объяснил эти термины понятно для вас, значит он как минимум будет разговаривать с вами на человеческом языке. А это уже половина успеха.
«Как бы вы порекомендовали минимизировать налоги у меня?»
Вы сообщаете соискателю систему налогообложения и задаете этот вопрос. Хороший бухгалтер, который заранее подготовился к собеседованию сможет предложить несколько вариантов — например, использовать региональные или отраслевые налоговые льготы.
«Насколько хорошо вы работаете с 1С?»
Уточните, умеет ли бухгалтер работать с системой 1С. Выясните, какая на данный момент последняя версия 1С и задайте вопрос потенциальному бухгалтеру. Ваша задача — смотреть на реакцию. Если человек замялся или пытается выкрутиться, стоит проверить его компетенции более тщательно.
«В чем вы видите задачи, стоящие перед бухгалтерией, и как планируете их решать?»
Если в ответ соискатель на должность главного бухгалтера говорит: «Ведение учета и составление отчетности, а для этого нужно много работать», то такой кандидат не подходит. Важная функция бухгалтерии — предупреждать о последствиях сомнительных операций. Нередко главбухи берут на себя функцию запрещать. А все просто. Принимать решение все равно будешь ты. Задача бухгалтера — с фактами и цифрами показать тебе, какие будут последствия.
Например, вы решили провести корпоратив для сотрудников. Спросите у главбуха: «Сейчас наша компания вынуждена экономить, однако и лишать праздника людей не стоит. Я бы хотел подсчитать затраты: много ли налогов мы заплатим за мероприятие?»
Бухгалтер-формалист ответит так: «Да, сумма может быть большой. Стоимость банкета для каждого работника налоговики могут признать выплатой в натуральной форме. А значит, потребуют уплатить НДФЛ и страховые взносы».
Бухгалтер, который стоит на страже ваших интересов, ответит так: «Если есть деньги на вечеринку, то стоит ее провести — никаких налогов и взносов не возьмут. Да, чиновники пытались приравнивать «шведские столы» к натуральным доходам сотрудников. Но ведь невозможно подсчитать, сколько съел и выпил каждый работник. Суд в таких делах встает на сторону компаний, так что налоговики уже не предъявляют претензий к корпоративам».
120 секунд
Андрей Завьялов также рассказал:как сменить главбуха, чтобы не потерять бизнес,как общаться с налоговой,и еще много других полезных бизнесу лайфхаков в курсе «120 секунд»
Как проверить действующего бухгалтера
Вы ошибаетесь, если думаете, что один раз наняв бухгалтера, закроете вопрос с бухгалтерией и наконец займетесь «действительно важными делами». Работать с бухгалтерией нужно регулярно и стараться выстроить взаимодействие максимально прозрачно для обеих сторон.
I. Раз в месяц (как минимум раз в квартал) запрашивайте сверку с налоговой инспекцией
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам предоставляется бесплатно в течение одного дня. Получить ее можно с помощью электронной подписи. Если вдруг бухгалтер отказывается предоставить эту справку, нужно бить тревогу — он точно что-то от вас скрывает.
II. Время от времени специально проверяйте бухгалтера на внимательность и дотошность
Любой хороший бухгалтер должен проверять пакет документов на комплектность — наличие обязательных документов (актов, счет-фактур, накладных) и их корректность (наличие печатей, подписи, реквизитов, выделенного НДС и т.д.). Дайте бухгалтеру документ, в котором что-то не хватает, или специально допустите ошибку, например, в номере расчетного счета покупателя. Вы увидите, насколько быстро бухгалтер заметит ошибку, предпримет ли что-то, придет ли с этой проблемой к вам.
III. Раз в год запрашивайте у бухгалтера копию базы 1С и передавайте на аудит сторонней компании или другому бухгалтеру
Это обойдется вам в сумму от 3 до 10 тысяч рублей. Это цена вашей уверенности в том, что бухгалтер исполняет свои обязанности корректно и налоговая проверка вам не страшна. Аудит базы 1С выявляет не только недочеты в работе бухгалтера, но и проверяет его на адекватность и порядочность — обратите внимание, как легко бухгалтер выдает вам базу и исправляет ли выявленные недочеты после аудита.
Ваш идеальный бухгалтер делает это
Регулярно дергает тебя и постоянно требует что-то
Особенно это касается нового бухгалтера, который только что вышел на работу. Первое время идеальный бухгалтер будет казаться «исчадием ада», потому что будет постоянно что-то спрашивать, требовать дополнительные документы. Если новый главбух затих, то, скорее всего, ему все равно, а значит, при налоговой проверке возникнут проблемы.
Знает, откуда взялась та или иная цифра
При вопросе, откуда взялась та или иная цифра налога, он быстро, в течение 5–10 минут, со ссылками на документы обоснует свою позицию. Если он этого не может, значит, в учете бардак.
Согласовывает сумму налога и предупреждает заранее
Неприятно попасть в ситуацию, когда налог нужно платить уже завтра, а на расчётном счёте недостаточно денег для этого. Чтобы таких ситуаций не возникало, хороший бухгалтер заранее сообщает о предстоящей к уплате сумме налога. А идеальный бухгалтер ещё и делает всё, чтобы снизить налоговую нагрузку — предлагает методы легальной оптимизации налогов и своевременно вносит все документы в 1С. Часто сумма налога больше только из-за того, что в систему не были внесены документы, которые нужно было принять к расходу. Идеальный бухгалтер помнит про это и требует нужные документы вовремя.
Берет все общение с налоговой на себя
Удивительно, но факт — налоговая зачастую предпочитает взаимодействовать напрямую с предпринимателями. Для первых — это своего рода игра, для вторых — стресс. Поэтому хорошие бухгалтеры берут на себя все общение в налоговой и вплотную с ней работать.
Никто кроме бухгалтеров не понимает бухгалтерский язык, а учить его никто не собирается. Если при общении с бухгалтером вы не испытываете дискомфорта и не теряетесь в догадках, что значит тот или иной профессиональный термин, вам повезло.
Чек-лист
Проверочные вопросы для бухгалтеров на собеседовании