Что лучше договор гпх или самозанятость
«Договор ГПХ с самозанятым»
При этом договор ГПХ с самозанятым на оказание услуг не будет отличаться от стандартного соглашения с другими контрагентами за исключением нескольких нюансов, описанных в этой статье. Сегодня расскажем про все особенности расчета с самозанятыми, а ниже вы найдете договор на оказание услуг ГПХ для скачивания.
Может ли самозанятый работать по договору ГПХ
Самозанятые могут работать по договору ГПХ, но придется учесть ряд нюансов. Во-первых, перед подписанием соглашения необходимо проверить, не работал ли потенциальный контрагент на вас раньше по трудовому соглашению. С бывшими сотрудниками запрещено работать, как с самозанятыми, в течение двух лет с момента увольнения ( статья 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ).
Во-вторых, перед оплатой нужно проверить статус исполнителя. Попросите скриншот выписки из приложения «Мой налог» или воспользуйтесь онлайн-сервисом налоговой службы (потребуется ИНН самозанятого). Если специалист работает, как физическое лицо, и на момент перечисления вознаграждения он добровольно или из-за нарушения правил лишился права на применение «Налога на профессиональный доход», за него придется уплатить НДФЛ и страховые взносы.
В-третьих, после оплаты запросите у самозанятого чек в бумажном или электронном формате и подпишите акт-приемки. Эти документы подтвердят понесенные расходы в спорных с ФНС ситуациях. Чека или акта по отдельности будет недостаточно — об этом ФНС сообщила в письме от 30 октября 2020 года № АБ-4-20/17902@ ).
Самозанятый и ГПХ — в чем разница?
Основные отличия договора ГПХ и самозанятого заключаются в необходимости уплачивать НДФЛ и страховые взносы за исполнителя, который является физическим лицом.
Если на этот же проект заключить гражданско-правовой договор с физическим лицом, придется заплатить НДФЛ (13% х 50 000 = 6 500 рублей) и страховые взносы (30% х 50 000 = 15 000 рублей).
Образец договора ГПХ с самозанятым гражданином в 2021
Если самозанятый зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, можно заключить стандартное соглашение, как с другими контрагентами, на любых системах налогообложения.
Когда спецрежимник — не индивидуальный предприниматель, укажите:
Зафиксируйте ответственность контрагента за невыдачу чека о перечислении вознаграждения. Например, некоторые предприниматели и фирмы добавляют в договор формулировку: «За непредоставление заказчику чека в течение 3 рабочих дней с момента оплаты исполнитель уплачивает штраф в размере 30% от суммы перечисления».
Что указывать в ГПХ с самозанятым, а что нет?
Неправильно составленный договор станет для налоговой службы поводом для внеплановой проверки. Налоговая может признать соглашение недействительным и переквалифицировать его в трудовой договор. Тогда придется уплатить НДФЛ и страховые взносы за исполнителя с момента начала сотрудничества, штрафы и пени.
Чтобы избежать неприятностей, исключите из договора:
Чтобы у надзорных органов не возникло вопросов, добавьте в договор:
Ничего страшного, если какие-то пункты, характерные для трудового соглашения, окажутся в ГПХ (обычно это происходит из-за особенностей деятельности). Если налоговая служба придет с проверкой, будьте готовы доказать гражданско-правовой характер договора. В противном случае придется уплатить штраф в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ.
Можно ли заключить устный договор?
Да, с плательщиками «Налога на профессиональный доход» можно заключать устные договоры ( пункт 2 статьи 159 ГК РФ). Норма распространяется на случаи, когда по закону не требуется нотариальное заверение сделки и заказ исполняется моментально.
Однако Федеральная налоговая служба в письме от 30 октября 2020 года № АБ-4-20/17902@ поясняет, что подтвердить расходы на услуги самозанятых в спорных ситуациях возможно только при наличии подписанного договора, чека и акта приемки. Если в используемой системе налогообложения затраты не влияют на величину бюджетного отчисления, можете без опасений заключать устные договоры.
Расчеты с самозанятыми гражданами по договору ГПХ
Выплачивать самозанятым вознаграждение по гражданско-правовому договору разрешено наличными или безналичным способом. Можно заплатить за услуги наличными, перевести средства на электронный кошелек или произвести оплату с расчетного счета на банковский счет исполнителя.
Если работаете на общей или упрощенной системе налогообложения «Доходы минус расходы» (ОСНО или УСН), можете учитывать расходы на услуги, работы или продукцию самозанятым при расчете величины налога.
Для этого на руках должны быть подписанный договор, акт приемки и чек. Последний самозанятый формирует в приложении «Мой налог » и передает в бумажном или электронном форматах. Если исполнитель выбрал второй вариант, вам распечатывать чек необязательно. По запросу отправляйте документ налоговой службе в цифровом виде (по электронной почте).
При безналичном расчете спецрежимник обязан передать чек до 9 числа следующего месяца, при наличном — сразу в момент оплаты ( пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ).
Совет! Чтобы избежать задержки получения чека, в договоре пропишите ответственность исполнителя за нарушение сроков. Обычно индивидуальные предприниматели и организации устанавливают штраф в размере 20-30% от суммы вознаграждения.
Если самозанятый вернет оплату и аннулирует чек, сделайте то же самое. Не забудьте пересчитать расходы отчетного периода и сумму налога к уплате. Порядок корректировки отчетности зависит от применяемой системы налогообложения.
Что делать, если самозанятый лишился права на применение НПД?
Порядок действий зависит от организационно-правовой формы исполнителя. Если он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, продолжайте работать, ИП сам за себя перечислит налоги в бюджет.
Если специалист работает как физическое лицо, уплатите за него НДФЛ, страховые взносы со всех выплат с момента утраты права на применение НПД и не забудьте сдать соответствующие отчетности. Альтернативный вариант — прекратить сотрудничество во избежание дополнительных расходов.
Может ли самозанятый нанимать работников по ГПХ
В подпункте 4 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ сказано, что «Налог на профессиональный доход» не могут применять предприниматели с официально трудоустроенными работниками. При этом нормативные документы не запрещают привлекать к работе по гражданско-правовому договору других самозанятых или ИП.
Как выгодно оформить сотрудников
Ксения Корчагина, юрист
Есть несколько способов оформить сотрудников и снизить затраты на оплату труда. Вместо трудового договора заключать договоры ГПХ или привлекать самозанятых. Арендовать работников у другой фирмы. Платить серую зарплату или вообще не оформлять работников официально. Разбираемся, сколько стоит такая экономия и как уменьшить риски.
Рассказываем в статье
Выплаты при разных схемах
По договору гражданско-правового характера не придется платить отпускные, 3 первых дня больничного, сверхурочные, взносы на соцстрахование — 2,9%, травматизм — 0,2%. Не нужно оценивать рабочее место по СОУТ. Субъекты МСП платят еще меньше — читайте в статье. У самозанятого не надо удерживать НДФЛ и платить за него взносы. А черная зарплата без оформления работника еще выгоднее. Но надо учитывать и риски.
Прикинем затраты на сотрудника при разных схемах работы. Во всех случаях он получит на руки 30 тысяч рублей.
Ваши расходы | В том числе | |
---|---|---|
Черная зарплата | 31 915 | Затраты на обналичку 6‑15% |
Трудовой договор | 44 897 | НДФЛ 13% Взносы 30,2% |
ГПХ | 43 828 | НДФЛ 13% Взносы 27,1% |
Самозанятый | 31 915 | НПД 6% |
Аутстаффинг | договорные | — |
Способ 1. Работа всерую
Если оформить сотрудника на работу на 12 тысяч, а остальное платить «в конверте». Тогда в любой момент можно прекратить неофициальные выплаты и работник уволится сам. Или не заключать с сотрудником договор вообще, тогда расстаться с ним можно за минуту.
Но это риски. По жалобе работника в инспекцию труда или прокуратуру оштрафуют за неоформление трудового договора. 5-10 тысяч рублей — штраф для ИП, 50-100 тысяч — для организаций.
По иску работника суд обяжет заключить трудовой договор, внести запись в трудовую книжку, выплатить отпускные, уплатить НДФЛ и страховые взносы. А если сумма неуплаченных налогов будет выше 2,7 млн рублей, могут привлечь к уголовной ответственности.
Нужно где-то брать наличные денежные средства для выплат «в конверте». А это чревато налоговыми претензиями и блокировкой расчетного счета службой банка по 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов. »
Снизить риски сложно.
Способ 2. Трудовой договор
При оформлении сотрудника на работу по трудовому договору можно схитрить. Им устанавливают оклад в размере МРОТ, а остальное доплачивают премиями. Премию платят за результат работ. Когда нет результата, как в коронавирусные нерабочие дни, нет премии.
Чтобы не тратить время на ознакомление работников с приказами о премиях, отпусках или инструкциями, автоматизируйте кадровый документооборот в СБИС.
Риски
Налоговая может не принять расходы на премирование. И доначислить налог на прибыль.
Как уменьшить
Точнее формулируйте условия о премировании.
Способ 3. Гражданско-правовой договор
Есть трудовые договоры с приказами о приеме и записью в трудовую книжку. А есть договоры на оказание услуг или выполнение работ. Их еще называют договорами
На такие договоры не распространяется Трудовой кодекс. Поэтому вам не придется оплачивать отпуск, больничный, сдавать СЗВ-ТД в Пенсионный фонд. Платить можно меньше МРОТ и не 2 раза в месяц, а реже. С сотрудником можно расстаться в любой момент, главное — пропишите порядок расторжения в ГПХ договоре.
ГПХ-договор могут переквалифицировать в трудовой по жалобе сотрудника. Инспекция труда оштрафует организацию на 50-100 тысяч рублей за подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Суд может признать отношения трудовыми, взыскать отпускные или восстановить на работе уволенного.
Как снизить риски
Способ 4. Договор с самозанятым
С плательщиком налога на профессиональный доход мы заключаем договор ГПХ, подписываем акты и производим оплату на сумму, указанную в акте. За него не надо платить взносы и удерживать НДФЛ. Он уплачивает налог 6% и присылает нам чек.
Налоговая доначислит НДФЛ и взносы, если сотрудник менее 2 лет назад работал в этой фирме по трудовому договору. Или по договору ГПХ, который ФНС переквалифицировала в трудовой. Подобные нарушения выявляют редко, при выездных налоговых проверках.
НДФЛ и взносы доначислят, если сотрудник перестал быть самозанятым или его доход превысил 2,4 млн рублей. Доначисляют на оплаты, полученные после утраты права на применение НПД.
Как уменьшить риск
Проверяйте статус самозанятого на момент выплаты. Это можно сделать на сайте налоговой. А скоро будет автоматизировано в СБИС Проверка сотрудников.
Способ 5. Аутстаффинг
Работников не включают в свой штат, а берут в аренду у другой фирмы по договору на оказание услуг или подряда. Это называется аутстаффинг или аутсорсинг. Это распространено для клининговых услуг, бухгалтерских, перевозок.
Можно нанимать Индивидуальных предпринимателей. Например, заключать не трудовой договор с директором, а договор на услуги с Управляющим индивидуальным предпринимателем.
При этом способе не надо платить НДФЛ, взносы. А затраты по договору принимать в расходы для уменьшения других налогов.
Риски
Налоговая переквалифицирует отношения в трудовые и доначислит НДФЛ, взносы, НДС или УСН. Если у фирмы-подрядчика нет расходов, характерных для ведения бизнеса. Нет компьютеров для работников, автомобилей для водителей. Нет других заказчиков услуг. Читайте подробнее в статье.
Проверяющим не понравится, когда ИП получают оплату без актов оказанных услуг, ездят в командировки по служебным заданиям, подписывают авансовые отчеты. В деле А70-11827/2017 фирма проиграла 26 млн рублей НДФЛ и НДС.
Как уменьшить
Разделяйте работников в штате и на подряде. Выдавайте пропуска не просто Ивановой, а сотруднику подрядчика Ивановой. Составляйте подробные акты оказанных услуг.
Собирайте документы, подтверждающие наличие ресурсов у фирмы-подрядчика. Это могут быть копии штатного расписания, документы на автомобили для водителей для перевозчиков. Договоры поставки на уборочный инвентарь для клининга.
Проверку подрядчиков можно автоматизировать. В 1 окне СБИС Все о компаниях смотрите численность работников, стоимость активов и судебные споры.
Статус самозанятого гражданина: все плюсы и минусы
На 20 марта 2021 года в России зарегистрировано более 2-х млн самозанятых. «Из тени» начали выходить сантехники, автомеханики, электрики, мастера маникюра, косметологи и люди других профессий. Для чего микробизнесмены оформляют новый статус, от каких проблем он избавляет, а какие создаёт, разбираемся в материале.
Зачем это людям?
Примеров так называемой «охоты» ФНС в соцсетях на кондитеров, мастеров маникюра, сантехников и других незарегистрированных предпринимателей — масса. Если повезет, то выявленный «нелегал» получает только предупреждение и требование оформиться по букве закона, в худшем — ФНС самостоятельно проведет расчет налогооблагаемой базы и налогов и выставит их к уплате, добавив еще и штрафы за незаконное предпринимательство.
Раньше многие не решались зарегистрировать свой бизнес официально, потому что, как индивидуальным предпринимателям (ИП), им, при нестабильном и скромном доходе, пришлось бы платить фиксированные взносы.
С введением специального налогового режима для самозанятых у фрилансеров появилась возможность работать без страха перед неожиданными проверками и серьезно сэкономить. Применение налога на профессиональный доход (НПД) не предполагает покупку онлайн-кассы, и здесь низкие налоговые ставки. Воспользоваться НПД могут как обычные граждане, так и ИП.
Кто может стать самозанятым-гражданином, а кто самозанятым-ИП
Для начала об обычных физлицах. Они могут стать самозанятыми, если:
Уточним, что самозанятый не имеет права продавать товары, ранее приобретенные для перепродажи, а вот те, что он изготовил сам (например, мебель, одежду, бижутерию и т.п.) продавать может. Главное, чтобы такие товары не подпадали под обязательную маркировку или акцизы. Но и здесь есть выход — можно продавать не готовые вещи, а выполненные на заказ.
К примеру, сшить платье и выставить его для продажи на сайте самозанятому запрещено, потому что тогда придется наносить на товары маркировку. Если же заказчики делают индивидуальные заказы на пошив, то самозанятый может заниматься этой деятельностью и ничего не нарушает.
Если вы не можете точно определить подходит ли ваша деятельность под самозанятость, можете запросить разъяснения в своей налоговой инспекции и руководствоваться ими.
Как физлицу стать самозанятым
Как ИП перейти в самозанятые
Что касается ИП, то к ним применяются те же самые ограничения, что и для обычных физлиц. Дополнительно — ИП не может применять никаких других режимов (патент, упрощенная или общая система), кроме самозанятости.
Если вы только регистрируетесь в качестве индивидуального предпринимателя, то сразу не сможете выбрать налоговый режим для самозанятых:
Шаг 1. Сначала вы ждете, когда вас зарегистрируют в качестве ИП и в течение 30 дней с даты в свидетельстве о регистрации уже можете перейти на НПД.
Шаг 2. Скачайте приложение «Мой налог» и пройдите в нем регистрацию (это можно сделать также с помощью банков-партнеров, все крупные банки предлагают такую услугу). Вот и все — вы ИП-самозанятый.
Если вы действующий предприниматель, то необходимо отказаться сначала от других режимов налогообложения (кроме ОСНО, если применяете общую систему, никаких заявлений писать не нужно).
Если при регистрации вы подавали заявление о переходе упрощенную систему (УСН), то нужно писать заявление на ее отмену по форме 26.2-8.
Переходили на ЕСХН − заполняйте и отправляйте в ФНС бланк 26.1-7.
Если применяете патент, придется подождать, пока его действие закончится или досрочно отказаться от патента, отправив в ФНС форму 26.5-4.
НПД подойдет предпринимателям-одиночкам, если у вас есть работники, то использовать режим самозанятости не получится.
В чем плюсы самозанятости для граждан и ИП:
К примеру, сумма налоговой базы составила — 200000 рублей, НПД по ставке 6% — 12000 рублей. 1% = 2000 (200000*1%) рублей, значит к уплате будет — 10000 (12000-2000), а сумма оставшегося бонуса — 8000 (10000-2000).
Есть ли минусы у самозанятости?
Запрет на найм сотрудников тоже ограничивает возможности самозанятого. К примеру, ИП применяет НПД и продает изготовленные им лично кондитерские изделия. Заказов становится все больше и предпринимателю нужен помощник, но нанять его он не сможет, ведь тогда он утратит право на НПД.
Можно попробовать выйти из ситуации — заключить договор подряда с таким же самозанятым. Но тогда есть риск, что подобные отношения переквалифицируют в трудовые и заставят ИП заплатить НДФЛ и взносы за сотрудника, а также пересчитают налоги от дохода уже по ставке 13%, а то и НДС еще насчитают.
Когда самозанятому обязательно понадобится статус ИП
В ряде случаев недостаточно быть просто самозанятым плательщиком НПД. Необходимо иметь еще и статус ИП. Связано это прежде всего с видом деятельности.
Есть виды деятельности, требующие специальных разрешений, которые априори выдаются только предпринимателям.
Например, это относится к такси. Дело в том, что разрешение на деятельность по перевозке пассажиров обычным физлицам не выдается. Поэтому самозанятому таксисту надо быть ИП на НПД.
Причем не имеет значения, в каком порядке оформлять эти два статуса. Можно сначала зарегистрироваться в качестве ИП, а затем перейти на НПД. Или же сначала зарегистрироваться самозанятым, а после этого подать документы на регистрацию ИП.
Есть и другие виды лицензируемые виды деятельности, вести которые самозанятые могут только будучи ИП (полный перечень лицензируемых видов деятельности можно посмотреть в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
Примеры: монтаж пожарной сигнализации, медицинские услуги (например, лечебный массаж). А вот получать лицензию на обучение, если этими услугами занят лично ИП, не нужно. К примеру, можно вести обучение детей рисованию или проводить коучинг для взрослых.
Когда самозанятому потребуется онлайн-касса
При потере статуса самозанятому-физлицу нужно будет зарегистрироваться в качестве ИП, а действующему предпринимателю сменить налоговый режим. В любом случае и тому и другому понадобится онлайн-касса для приема платежей.
Причем не обязательно касса потребуется только при получении оплаты от физических лиц. Если ИП или представитель организации захочет рассчитаться картой (не важно корпоративной или нет) или наличными, то придется выбить чек.
Также, если самозанятый решит сменить или добавить новый вид деятельности, который не подпадает по НПД, ему тоже нужно будет внести коррективы в работу.
Какую кассу выбрать?
Прежде всего это зависит от потока клиентов, количества товарных позиций, услуг, работ, необходимости перемещать кассу (мобильности) и т.д.
Подумайте об экономии на эквайринге. В МТС Кассу встроен функционал по приему безналичных платежей без терминала (через систему быстрых платежей — СБП). Комиссия здесь гораздо ниже и составляет всего — 0,4%-0,7%. Компания также оказывает услуги по регистрации кассы в ФНС и подключению к ОФД и осуществляет техподдержку в режиме 24/7.
Давайте посмотрим на самые популярные модели МТС Касс.
МТС Касса 5А — модель подойдет тем, кто постоянно передвигается — мастерам по вызову, курьерам, экспедиторам и т.д. В этот аппарат встроен эквайринг, поэтому вы сможете не только пробивать на ней чеки при получении наличных, но и получать оплату по картам.
МТС Касса 5 — аналогичная модель, но без бонуса в виде эквайринга (терминал можно подключать отдельно через bluetooth).
Для удобства пользователей предусмотрена товароучетная система, которая встроена в кассу (точно нужна тем, кто работает с маркированными товарами)
Что лучше договор гпх или самозанятость
Самозанятый гражданин работает сам на себя. Он должен беспокоиться за оплату налогов, отчисление пенсионных, чтобы получать пенсионные баллы. Когда гражданин работает по найму и официально трудоустроен, все заботы по уплате налогов берет на себя работодатель. Некоторые компании хотят сэкономить, поэтому переводят своих работников, как самозанятые. Разобрались, что выгоднее: работать по найму или быть самозанятым.
Преимущества для самозанятых
Самозанятые сами выбирают с кем работать и назначают цены на свои услуги. И компанию или предпринимателя, который пользуется услугами самозанятого, нельзя назвать прямым работодателем — это скорее партнер по бизнесу. Хорошо справились с работой? Значит, получите оплату, которую заранее обговорили с партнером.
Ставки по уплате налогов минимальные, т. к. нужно платить от 4% до 6% до 2029 года. В правительстве заявили, что поднимать налоговые ставки для самозанятых не будут. Налог в 4% назначается физическим лицам и 6% юридическим лицам.
Другие преимущества самозанятых перед наемными сотрудниками.
Разрешается быть самозанятым и работать по найму. С зарплаты удержат 13% НДФЛ на основной работе, а по самозанятости заплатите 4%.
Можно подавать на налоговый вычет в 10 тыс. руб. Деньги не дают на руки, но налоговый вычет применяют к процентам для оплаты налогов. Это позволяет вместо 4% для физлиц платить 1−2% налогов.
Вести бухгалтерию и подавать декларацию в налоговую не придется. От самозанятого требуется только сообщить в налоговую, что он ведет профессиональную деятельность и заплатить 4% или 6% с прибыли.
Самозанятым разрешается выдавать клиентам чеки с помощью приложения «Мой налог». Благодаря этому сможете рекламировать себя и свои услуги, расширять клиентскую базу.
Плату за предыдущий месяц по налогам нужно проводить до 25 числа следующего месяца. Если были в отпуске или не работали, ничего платить не нужно.
Недостатки в работе самозанятых
Оплачиваемого больничного нет. Вы работаете сами на себя и если заболели, не получите выплаты.
В какое время выбрать отпуск вы выбираете самостоятельно, но помните, что за нерабочие дни вам никто платить не будет.
Самозанятых никто не заставляет платить пенсионные отчисления. Но это приводит к тому, что не засчитывается трудовой стаж. И если в банке нужно срочно взять кредит, где требуются пенсионные отчисления, вам откажут в выдаче денег.
Если у самозанятого расширяется бизнес, нанимать помощников и дополнительный персонал он не имеет права. Но проблема легко решается, если перейдете на ИП.
Доход у самозанятых ограничен. Если годовая прибыль превышает 2,4 млн руб., придется платить налог по ставке 13%.
Никаких гарантий и пособий. Самозанятые рассчитывают только на свои силы.
Запрещается работать с работодателем, с которым составляли трудовой договор менее двух лет назад.
Преимущества работы по трудовому договору
Если заключили с работодателем трудовой договор, вам предоставят оплачиваемый отпуск, больничный и будут делать все социальные и пенсионные отчисления. В случае производственной травмы наемный сотрудник получает компенсацию и оплачиваемый больничный. Выплачиваются пособия по уходу за ребенком.
Еще одно преимущество работы по найму с договором — идет трудовой стаж. Если захотите оформить кредит, никаких проблем не будет, т. к. вы сможете подтвердить свой доход и взять справку 2-НДФЛ.
Недостатки в работе по трудовому договору
Вы получаете белую зарплату и платите все налоги, включая подоходный. У самозанятых нет никаких гарантий трудоустройства, но зато они получают больше денег.
В трудовом договоре прописаны обязанности трудоустроенного сотрудника. Вам нужно придерживаться графика, установленного компанией. За нарушение установленного графика назначат штраф или уволят.
Получать белую зарплату не выгодно, когда есть неоплаченные долги. Деньги заберут по решению суда.
Если захотите уволиться и трудоустроиться на новое место, где больше платят, придется отработать на предыдущем месте две недели. Нет гарантий, что новый работодатель захочет ждать так долго.
Подводим итоги: что выгоднее — работать по договору или как самозанятый?
Когда есть постоянный поток клиентов, и вы занимаетесь любимым делом, проще платить 4% налогов и быть самозанятым, чем работать по найму и платить 13%.
Самозанятый в любое время может не выйти на работу или уехать по своим делам, но денег за работу не получит.
Если работаете по договору, все налоги за вас платит работодатель. Идет трудовой стаж.
У самозанятого идет трудовой стаж, если он платит в пенсионный фонд.
Если доход самозанятого превышает 2,4 млн руб. в год, придется платить 13% налогов.
В работе по трудовому договору можно рассчитывать на отпускные, больничный, льготы.
Работодатель обеспечивает работника по найму всем необходимым в отличие от самозанятого.
Когда есть постоянный поток клиентов, а это зависит от вашей деятельности, работать в качестве самозанятого выгоднее, чем по найму. Но самозанятые сами заботятся о своем будущем, платят налоги и не получают отпускных и больничных. Каждый решает сам, какой вид деятельности выбрать, поэтому заранее оценивайте свой доход за минусом налогов.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать полезные статьи на почту или в мессенджер.