Что лучше домашнее обучение или школа
Что лучше: домашнее или школьное обучение?
Некоторые родители уверены, что только домашнее образование позволит их детям вырасти уверенными в себе и полноценными членами современного общества, а их оппоненты убеждают, что только в стенах школы ребенок может получить не только знания, но и навыки общения с другими людьми. Кто из них прав, мы постараемся разобраться в данной статье, проанализировав преимущества и недостатки как школьного, так и домашнего образования.
Буквально 20 лет назад альтернативы государственному школьному образованию в России практически не существовало. Во времена СССР все дети обязательно должны были посещать общеобразовательные учебные заведения (школы). Сегодня же у родителей школьников появилась возможность выбора: обучение в государственной или частной школе и обучение на дому (домашнее образование).
Одновременно с этим начали разгораться жаркие споры: некоторые родители уверены, что только домашнее образование позволит их детям вырасти уверенными в себе и полноценными членами современного общества, а их оппоненты убеждают, что только в стенах школы ребенок может получить не только знания, но и навыки общения с другими людьми. Кто из них прав, мы постараемся разобраться в данной статье, проанализировав преимущества и недостатки как школьного, так и домашнего образования.
Темп обучения
Обучение в домашних условиях позволяет подстраиваться под способности ребенка к усвоению информации, выбирая тот темп обучения, при котором ученику легче усвоить полученную информацию. В школе же ребенку нужно «подстраиваться» не только под способности к восприятию своих одноклассников, но и под учебную программу, согласно которой на каждую тему отведено определенное количество часов. В итоге, ребенку приходится или скучать на уроке, пока одноклассники пытаются усвоить тот материал, который он уже усвоил, или «догонять» других учеников, запоминая нужную информацию поверхностно (отрывками).
Окружающая обстановка
Дома можно создать максимально комфортные условия для обучения ребенка: начиная от высоты и мягкости стула и заканчивая расписанием занятий. Кроме того, в домашних условиях ученик имеет неограниченный доступ к Интернету, справочным материалам (энциклопедиям, справочникам и т.д) и другой дополнительной литературе. Все это не только способствует стремлению к обучению, но и позволяет получить углубленные знания в тех науках, которые интересуют ребенка. С другой стороны домашняя обстановка определенным образом расслабляет, поэтому ребенок очень легко может поддаться соблазну «пропустить» то или иное занятие в угоду развлечениям. В школе сама обстановка способствует дисциплине, и настраивает на обучение. Необходимо также отметить, что в процессе школьного обучения ребенок учится работать в коллективе, и достигать результатов в командной работе.
Социализация
Одним из основных недостатков домашнего обучения является недостаток общения ребенка со своими сверстниками, что в будущем может отрицательно сказаться на его адаптации в обществе. Практика показала, что «дворовых» друзей для нормального общения недостаточно. Поэтому дети, получающие образование в домашних условиях имеют меньше друзей, чем их сверстники, обучающиеся в школе, и хуже приспосабливаются к различным социальным условиям в последующей жизни.
Педагоги
Если планируется, что ребенок будет получать образование в домашних условиях необходимо понимать, что для получения аттестата о среднем образовании ему придется сдавать общеобразовательную государственную аттестацию, и уровень образования должен, как минимум, соответствовать школьной программе. Как правило, родители не в состоянии самостоятельно обеспечить такой уровень по всем предметам, поэтому лучше всего пригласить репетиторов, которые и будут заниматься с ребенком дома.
Материальный вопрос
Государство гарантирует всем школьникам бесплатное образование. В реальности же школьное образование нельзя назвать полностью бесплатным, поскольку родителям приходится платить за пользование учебниками и питание в столовой, сдавать деньги в фонды школы/класса и на подарки учителям по праздникам. Однако по сравнению с затратами, которые понадобятся при домашнем обучении, школьное образование действительно можно называть бесплатным. При домашнем обучении родителям придется покупать все учебники (именно покупать, а не оплачивать пользование) и оплачивать услуги репетиторов и гувернеров, стоимость которых очень сложно назвать дешевыми.
Вывод
Домашнее образование позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребенку, исключает давление со стороны преподавателей и не задает четких временных рамок для усвоения информации. Одновременно с этим, позволить своему ребенку обучаться в домашних условиях могут только состоятельные люди, которые в состоянии не только оплатить услуги одновременно нескольких репетиторов, но и обеспечить ему возможность общения с достаточным количеством сверстников (то есть, посещение кружков, секций и т.д.).
Школьное образование позволяет ребенку развиваться не только умственно, но и социально, получить опыт командной работы и преодоления трудностей. И все это «почти» бесплатно. Конечно же, об индивидуальном подходе в государственных школах говорить не приходится, однако это легко можно компенсировать, если уделять своему ребенку достаточно внимания, и участвовать в его жизни.
Подводя итог, хочется отметить, несмотря на все преимущества домашнего образования, опыт школьного общения ничто заменить не сможет. Поэтому к домашнему обучению рекомендуется прибегать только в случае необходимости (например, по медицинским показаниям). Если же Вы переживаете, что педагоги в государственной школе не смогут раскрыть всех способностей Вашего ребенка, и не будут уделять ему должного внимания, отдайте предпочтение частной школе, но не оставляйте ребенка дома.
Почему домашнее обучение лучше школьного
Мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что именно меня не устраивает и почему я выбираю семейную форму обучения. Если говорить начистоту, то претензии к школьной системе у меня гораздо более серьезные, чем оторванные от жизни учебные планы и жутко неудобная вторая смена, которая к середине учебного года превращает детей в зомби. Но давайте обо всем по порядку.
Мы приняли решение перейти на домашнее обучение по нескольким причинам. Во-первых, я поняла, что в школе отсутствует четкая и единая метапредметная система. Детям не говорят: «Посмотрите, это Италия. Здесь прекрасный климат и фруктовые деревья. Под этим знойным солнцем Ромео и Джульетта влюбились друг в друга. А еще здесь зародилась великая цивилизация, положившая начало западно-европейской культуре». Школьная программа, увы, нацелена на изолированное друг от друга изучение предметов. Что мы получаем в итоге? Людей, которые умеют решать тесты и выполнять стандартные задания, но не имеют общей картины мира, «сложившегося пазла».
Во-вторых, ребенка выматывали дорога из школы и в школу, бесконечные домашние задания. На секции и любимые занятия не оставалось времени и сил.
В-третьих, квалификация педагогов. Я не утверждаю, что все повально безграмотны. Многие окончили хорошие вузы, ладят с учениками, но не углубляются в свой предмет, не горят им и не способны зажечь других. А для меня это крайне важно. Мне очень близки слова из «Педагогической поэмы» Антона Макаренко: «. Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить». Учителей, которых хочется ценить без конфет, можно пересчитать по пальцам. Более того, со школьных лет помню неприятное чувство, когда понимаешь, что учитель ошибается, а доказать свою правоту не можешь: мнение ребенка не учитывается.
И, в-четвертых, школьный коллектив. Когда мне говорят, что я мешаю социализации ребенка, я предлагаю зайти в школу на перемене и посмотреть, как происходит эта социализация. И в элитной гимназии, и в обычной школе в спальном районе общение детей по большей части ограничивается совместной игрой в гаджеты. И хорошо, если совместной. Когда я провожаю сына на аттестации, часто вижу, что школьные перемены больше напоминают игру в молчанку: дети сидят и поодиночке играют в свои телефоны. Конечно, к старшим классам ситуация меняется: девочки шушукаются в коридоре, парни даже успевают погонять в футбол на большой перемене. Но вот такие прекрасные атрибуты школьной жизни, как турслеты, походы, чаепития, — все те мероприятия, где дети действительно общаются и самоорганизуются, — сегодня практически забыты. И это понятно: учителя настолько загружены бумажной работой — заполнением отчетов, электронных журналов, бесконечных анкет на получение или подтверждение квалификации и тому подобным, — что у них не остается времени на работу с детьми, а тем более на проведение внеклассных мероприятий.
Сегодняшней школе можно многое предъявить, согласитесь. Это и подавление творческих способностей (нестандартные ответы на вопросы и варианты решения задач не только не приветствуются, но и наказываются снижением оценок), и необходимость следовать правилам и образцам, зачастую не имеющим никакой логики. Зубрежка ценится куда выше личных инсайтов. О чем это я? Да о том, что талантливый в математике ученик, увы, никак не может полностью отдаться математике или посвящать ей хотя бы 80% своих сил. Поступи он так — мигом получит двойку за невыученное правило по физике, ненаписанное сочинение по литературе и т. д. Индивидуальные учебные планы обычная средняя школа или совсем не признает, или следует им весьма условно.
Исходя из вышесказанного, сделаю небольшие выводы, и пусть они не покажутся излишне категоричными. На самом деле образованию не нужны ни жесткие учебные планы, ни принудительные задания. Оценки и рейтинги успеваемости — это тоже не про образование. Свои сильные стороны, свои таланты ребенок сможет раскрыть и показать в обстановке, противоположной той, что царит в современной школе. Такая — идеальная, но отнюдь не утопическая — обстановка должна отвечать, на мой взгляд, следующим критериям.
а) Ученики сами управляют своим обучением, его частотой и периодичностью, а также наполнением. При этом речь идет обо всех школьниках, не только о старшеклассниках.
б) Отсутствует шкала, оценивающая учеников, ставящая их выше или ниже других. Вместо этого дети с самого начала учатся считать мерилом успеха только собственные знания — прежние и нынешние.
в) Ученики имеют возможность получать знания в удобном для них темпе и по наиболее приемлемой программе (и если того требуют обстоятельства, то программа должна быть индивидуальный, а не типовой, усредненной).
Фото: Pan Xiaozhen/Unsplash
Именно такая школа гораздо больше соответствует реальной жизни, чем стандартная и привычная. Ведь в конечном счете миру за пределами школьных стен требуются самые разные люди с их уникальными талантами. У американских школьников существует такой интересный документ, как Билль о правах учащихся. Приведу его текст, поскольку он кажется мне очень актуальным:
Каждый ученик имеет право знать, почему он что-то учит, почему это важно сейчас или может быть важным для него впоследствии.
Каждый ученик имеет право задавать вопросы, чтобы понять важность написанного выше.
Каждый ученик имеет право ошибаться и рассказывать о своих ошибках открыто, честно и без стыда.
Каждый ученик имеет право выбрать несколько путей к пониманию концепции, идеи, набора фактов или ряда конструкций.
Каждый ученик имеет право раскрыть себя или свой ум, особенности и интеллектуальные возможности настолько полно, насколько это возможно.
Каждый ученик имеет право задавать вопросы о том, каким образом ему выставляют оценки.
Каждый ученик имеет право на личное пространство в своем воображении и своих мыслях.
Каждый ученик имеет право принимать собственное воображение и мышление серьезно.
Вот когда школа будет отвечать этим пунктам не только в теории и на чиновничьих словах, но и на деле, тогда я скажу (а вместе со мной наверняка и толпа нынешних хоумскулеров): «О’кей, с этой системой все в порядке, мы возвращаемся в школу».
Обложка книги Издательство: Альпина Паблишер
А пока все бонусы от того, чтобы быть хоумскулером, я собрала в один список и назвала его «Почему без школы лучше?». Делюсь им.
1) Вам не нужно подстраиваться ни под одну учебную программу. Эльконин-Давыдов, Школа 2000, Школа России. Да какая разница! На семейном образовании можно учиться по всем программам сразу или ни по одной из них.
2) Больше не нужно покупать школьную форму, скидываться на нужды класса и т.д. Это серьезная экономия. Добавьте то, что нет необходимости покупать навязанные учебники и рабочие тетради, и посмотрите, насколько толще стал кошелек.
3) Дети-хоумскулеры могут приобретать опыт социализации где угодно. Нет необходимости полдня проводить в коллективе одних и тех же 30 человек. Вы сами создаете любой коллектив среди близких по духу людей.
4) В холодное или дождливое утро можно не вылезать из-под одеяла. Дети будут вам благодарны! Проверено на личном опыте.
5) Каникулы можно устроить в любой момент. Отпуск в феврале? Теплые страны в разгар подготовки к ЕГЭ? Да легко! Вы же сами планируете свой график!
6) Ребенок учится у жизни. Тесты, изложения. Они больше не нужны! На семейном образовании мир больше не ограничивается душными кабинетами. Учиться можно у всего, что окружает: люди, природа, свои чувства, друзья, книги, игры…
7) Нет необходимости есть в школьной столовой и сидеть за неудобной партой. Чувствуете, какая в этом кроется забота о здоровье?
8) Ребенок учится выстраивать свой день, распоряжаться своим временем. Основы тайм-менеджмента, закладываемые хоумскулингом, точно пригодятся в жизни.
9) Можно выбирать свой темп обучения. Пройти год за три месяца или растянуть пятый класс на два года. Поступить в первый класс в девять лет или сдать экзамены за всю среднюю школу в 15. Теперь это решаете вы, а не образовательная система.
10) Хоумскулер идет в ногу со временем. Это классно, когда можно перестать решать задачи про купленные 20 столов по 100 рублей или игнорировать современную литературу в пользу одних программных произведений. Мир огромен, а формализованное образование, увы, за ним не поспевает.
12) Дети учатся быть ответственными. У хоумскулеров нет возможности сказать: «Нам это не объяснили», «Я проболел, когда вы проходили Present Simple», «Я не знаю закон Ома — учительница не умеет понятно объяснять». Теперь за всем, что происходит с его учебными делами, ребенок следит сам. Это очень быстро приучает к ответственности.
13) У вас появляется больше возможности общаться с ребенком и находиться рядом.
14) Детям не нужно соревноваться с кем-то, чтобы почувствовать себя победителем. На семейном образовании ребенок учится быть лучшей версией себя, стараться переплюнуть не соседа по парте, а себя вчерашнего, не зависеть от оценок, а самостоятельно оценивать свои знания.
15) У детей-хоумскулеров самая классная учительница. Это уж точно!
16) Дети учатся обращаться с информацией. Интернет становится не только местом для игр, но и бесконечным источником знаний. Книги, видеоуроки, образовательные каналы… Важность работы с информацией сегодня сложно переоценить.
Определимся с понятиями
Домашнее образование — это форма обучения, которая предусматривает изучение общеобразовательной программы вне школы. При этом у школьников остается право на прохождение в образовательном учреждении промежуточных аттестаций, а также государственной итоговой аттестации. Последнюю они проходят наравне с теми, кто учится очно, — в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) в девятом классе и единого государственного экзамена (ЕГЭ) — в одиннадцатом. При успешной сдаче экзаменов учащийся получает аттестат той школы, где он их сдавал.
Для прохождения аттестаций можно прикрепить ребенка абсолютно к любой школе, независимо от регистрации по месту жительства.
«Школа подходит не всем»: мнение за домашнее обучение
Юлия Володько
психолог онлайн-сервиса YouTalk
К тому же, на мой взгляд, требования в начальных классах школы не всегда корректны и полезны. Все эти «две клеточки вниз, три клеточки отступить», «писать только синей шариковой ручкой» отвлекают ребенка от сути того, что он пишет или считает.
В домашнем обучении этих требований нет: ребенок может писать любой ручкой, а, если хочет, и карандашом. Он может не отступать клеточки, писать не только в тетради, но и в альбоме, на доске. А это же такой хороший элемент творчества и игры! И именно в игре ребенок учится быстрее.
Также дети на домашнем обучении (и их родители) обычно быстрее понимают, чем хотят заниматься в жизни, у них быстрее формируются цели. Это происходит из-за того, что ярче видно, какой предмет нравится ребенку, а какой нет. И есть возможность этот предмет изучать более основательно и широко. Часто у таких детей более четкие цели, больше ответственности, нет страха высказывать свое мнение, где-то спорить, нестандартно мыслить. Дети становятся более свободными, независимыми.
Конечно, все очень индивидуально. Но с психологической точки зрения можно выделить следующие главные плюсы домашнего обучения:
О социализации
Именно из семьи ребенок берет самые первые ценности, взгляды, нормы поведения. Это называется первичной социализацией.
В секциях и кружках все-таки неблагоприятная атмосфера встречается в разы реже. Там собираются дети с общими интересами, и они обычно учатся делать одно дело вместе. Подобное взаимодействие не только благоприятно для социализации и психики, но и больше напоминает рабочий процесс во взрослой жизни.
Дети, которым точно нужно учиться дома
Если ваш ребенок робкий и стеснительный, если он с трудом переносит чей-то крик и строгий голос, то ему лучше дать возможность учиться дома. Но не посадить его там, а начинать социализировать через кружки, секции, игру во дворе с другими ребятами.
Хочу еще отметить одаренных или нестандартно мыслящих детей. Есть малыши, подростки с очень пытливым умом, с нестандартными вопросами, умеющие делать свои выводы или имеющие свое мнение. Очень часто они подвергаются давлению со стороны учителей. Случаи из моей практики говорят о том, что это случается не так уж и редко. Таких детей я бы тоже советовала переводить на домашнее обучение, чтобы сохранить их уникальность.
Если же ребенок очень общительный и рад быть в любых коллективах, если это доставляет ему удовольствие, то школа может стать для него комфортным местом. И здесь домашнее обучение можно исключить.
Как решиться на домашнее обучение
Принимая решение о домашнем образовании, родителю стоит оценить свои силы, наличие свободного времени, финансовое положение. Нужно поговорить с ребенком на эту тему, узнать его мнение, объяснить, как и что будет происходить на домашнем обучении, продумать, как он будет общаться со сверстниками, чем будет заниматься в свободное время и т.д.
Также можно всегда пообщаться с родителями, у которых уже есть такой опыт, узнать о сложностях, с которыми они сталкиваются.
И помните, учиться дома можно разными способами:
«Школа лучше»: мнение против домашнего обучения
Ольга Ушакова
директор частной школы и детского сада «Школа Наследие», детский психолог
О социализации
Я сознательно выше не говорила о социализации, потому что этот процесс начинается с 4-5 лет. И практически все навыки общения и формирование нравственных и моральных качеств и оценок заканчиваются к 11 годам. Поэтому, выбирая форму обучения, не стоит рассматривать только аспект социализации. Также важно определиться, что понимается под социализацией. Часто, когда говорят о том, что ребенок лучше социализируется на домашнем обучении, чем в школе, подразумевают просто его комфорт. Родители хотят сделать жизнь ребенка вне школы удобнее, разнообразнее и интереснее. Но забывают про известный факт о том, что в этот момент развитие находится в зоне риска!
Мы не можем избежать неинтересной и даже нудной работы. Очень важно научить ребенка замечать детали, и метод «едва заметных различий» все еще действует. Как бы ни вошли в нашу жизнь интернет и компьютер, развитие мышления лежит в зоне развития восприятия.
Кружок и любые дополнительные занятия — это все же выбор: «не захочу и не пойду». И вот эта необязательность формирует у ребенка, в конечном счете, неуверенность в себе. Ребенок испугался, что не справится, и не пошел на кружок, родители не уделили этому внимания, оставив у дочери или сына комплекс на всю жизнь. Со школой это невозможно: ребенку, что бы ни случилось, все равно придется ходить на занятия каждый день. И это формирует определенные качества характера: когда справляешься с тем, в чем был не уверен, понимаешь, что при старании можешь достичь многого. И это отличное качество для будущей взрослой жизни.
Как проходить аттестацию в школе на домашнем обучении
Каждый, кто решил учиться дома, должен прикрепиться к школе. И каждый год в обязательном порядке сдавать все проверочные работы и экзамены с учениками этой школы. Правила для всех едины, и оценки будут ставить учителя, а не родители.
Учеба без школы. Плюсы и минусы домашнего образования на примере пяти семей
Можно ли вырастить ребенка и дать ему образование без школы? Как организовать учебу дома? Правда ли, что это доступно только богатым? Разбираемся в плюсах и минусах семейного образования вместе с пятью семьями, которые решились на этот эксперимент.
Что такое семейное образование
В России по ФЗ-273 можно получать образование двумя способами:
Родители сами решают, как обучать своих детей. Дети на семейном обучении получают такие же аттестаты, как обычные школьники. Они поступают в вузы по тем же правилам.
Семейное обучение можно начать с 1 класса, а можно в любой момент в любом классе, даже посреди учебного года. Всегда можно вернуться в школу или сочетать эти формы обучения.
Семейное обучение часто называют домашним. Но по закону домашнее (или надомное) обучение — это когда к ребенку домой приходит учитель и проводит с ним уроки, как в школе. Такое обучение возможно по медицинским показаниям.
Почему его выбирают
Пять семей рассказали Znak.com о своем опыте семейного образования. Каждая из них выбрала этот путь по своей причине.
Как организовать учебу
Учить ребенка самому
С этим могут помочь учебные планы и пособия из школы или интернета. Можно выбрать любые — советские, современные российские или даже зарубежные — программы.
Этим путем пошла Наталья К. из Челябинска. Она получила в школе учебный план и организовала учебу дома.
Сложнее всего было с математикой. Наталья составила план подготовки, расписав в дневнике поурочно, какая тема должна быть и какой результат. Выяснилось, что к 7 классу ее дочь ничего не знала о наибольшем общем делителе и о наименьшем общем кратном. «Пришлось осваивать курс математики практически с пятого класса самостоятельно. Дочь сопротивлялась, отказывалась, пыталась привычно болеть. Я ушла на фриланс, и ежедневная пятичасовая математика стала делом чести. Тему квадратных уравнений мы прошли дважды», — рассказала Наталья.
Русским языком в семье занимались каждый день по два академических часа. «Оказалось, что у нас очень способная девочка. Но перед экзаменом мы получили новый сюрприз: нужно было написать сочинение по картине, к такому мы не были готовы. Пришлось вызывать джина из Гугла, составлять план сочинения, объяснять 14-летнему человеку, какие речевые обороты использовать, если картина будет в мрачных тонах, а какие — если в светлых. Сочинение сдали на четверку», — поделилась женщина.
Физику, химию, биологию, географию, историю и обществознание в семье изучали блоками: по две-три недели на каждый предмет, с промежуточными контрольными и самостоятельными.
Через онлайн-школы
Это школы, в которых можно учиться через интернет. Трое наших героев учат детей через портал «Интернет-урок». Учебный процесс там идет так:
По физкультуре пишут рефераты, по ИЗО — рисуют, а потом отправляют фотографии рисунков учителю. «Второстепенные предметы сведены к минимуму. С одной стороны, снижается кругозор. С другой, я себя вспоминаю: что мне дали ИЗО, музыка? Не знаю. Умение петь хором?» — рассуждает Амелин.
Как аттестовать ребенка
Дети на семейном образовании имеют право проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в любой школе бесплатно. Аттестацию также можно пройти дистанционно, через специальные сервисы, но это будет платно.
Спорный вопрос — как часто надо сдавать аттестацию. Закон разрешает не сдавать аттестации до 9 класса. Но желающие могут проходить тестирования хоть каждый год, чтобы проверять уровень знаний.
«У нас в первом классе был тест из 30 вопросов! Причем помочь ребенку невозможно и подсмотреть тоже нельзя, так как наблюдает куратор. Мне это напомнило экзамены в университете. Но все прошло хорошо. Сдали на отлично», — поделилась Наталья Серова.
Что дороже
Семьи расходятся в оценках стоимости школьного и внешкольного образования — все индивидуально.
Как совместить с работой
Родители, которые выбирают семейное образование для своих детей, обычно работают из дома.
Опыт у каждого свой. Одним детям нужно много контроля и помощи — особенно это актуально для начальной школы. Другие, втянувшись, справляются с учебой сами.
Свобода. Главный плюс семейного обучения, которые назвали наши герои, — это более свободный подход к обучению. Учиться можно с той скоростью и в то время, которое подходит ученику. А еще можно поспать подольше, устроить выходной посреди недели и куда-то съездить.
Самостоятельность. С первого класса ребенок надеется только на себя — списать или подсмотреть не получится. К тому же дети учатся планировать свое время.
Фокус — на главное. Материал дается более плотно, ведь мама или педагог не тратят время, чтобы озвучить оценки или отругать тех, кто шумит. В среднем на учебу у детей наших героев уходит по 3–5 часов в день. В онлайн-школах к тому же в начале каждого урока детям рассказывают, где им пригодятся знания, которые они сейчас получат.
Нет конфликтов. Дома ребенка точно никто не обижает, он не беспокоится, что у кого-то круче телефон, нет споров с учителями и стереотипов из серии «девочка должна» или «мальчики так не одеваются».
Все прозрачно. Родители называют в числе плюсов более прозрачную систему оценивания успехов детей. Нет любимчиков, завышения или занижения оценок.
Социализация. Этот пункт вызывает главную родительскую тревогу. На семейном обучении у детей нет непосредственного общения с одноклассниками, не возникает мелких жизненных ситуаций, через которые ты в школе учишься себя вести. Эту проблему решают посещением кружков и секций, прогулками во дворе и встречами с друзьями.
Дисциплина. Ребенку нужна сильная внутренняя мотивация, чтобы учиться. Без контроля со стороны родителей дети могут перестать вести тетради, переписываться в чатах во время уроков.