Что лучше доцент или профессор

Академическая карьера: как выглядит работа преподавателя в вузе

Круто быть профессором. Все тебя уважают, прислушиваются к твоему мнению. Но чтобы стать профессором, надо пройти несколько ступеней академической карьеры. Спросили молодого преподавателя, доцента и профессора, каково это — работать в вузе.

Основные ступени академической карьеры в России

Во всех российских вузах существует единая система должностей, от начальной к высшей:

Академическая карьера: как выглядит работа преподавателя в вузе

Должность доцента и профессора не стоит путать со званиями, которые присваивает Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Должности подразумевают определенный набор обязанностей, а звания носят статусный характер.

О работе профессора в вузе рассказывает Мира Борисовна Бергельсон

О работе профессора в вузе рассказывает Мира Борисовна Бергельсон

Профессор Профессор Вышки, академический руководитель программы «Языковая политика», доктор филологических наук. Училась в МГУ им. М. В. Ломоносова, защитила докторскую диссертацию в Институте языкознания РАН. Всегда была нацелена на научную и исследовательскую работу.

— Мира Борисовна, с чего началась Ваша академическая карьера?

— Не сразу. Я хотела в аспирантуру, но попасть я туда не могла из-за того, что в Советском Союзе евреев старались не пускать в науку, а у меня еще конфликт был по политической линии. Так что претендовать я могла только на работу вне академии. Это потом уже, в новой России, все ограничения сняли. И тогда я сумела поступить в заочную аспирантуру в Институт языкознания, и то не сразу, и через три года защитила кандидатскую диссертацию. А после, уже совсем в новые времена, меня пригласили в МГУ на должность доцента.

— А как Вы получили должность профессора?

— Для этого нужно было защитить докторскую диссертацию, и я это сделала, но довольно поздно. Вуз я закончила в 1979 году, в 1985 защитила кандидатскую и только в 2006 — докторскую. И вот после этого уже можно было получить должность профессора и определенные полномочия, которые с ней появляются.

— О каких именно полномочиях Вы говорите?

— Первая — читать определенное количество часов студентам. Все-таки преподавательская деятельность в университете считается первичной, и учебная нагрузка достаточно большая. Но все равно меньше, чем у преподавателей, потому что они ведут семинары. А вот профессор обычно ограничивается лекциями. Кроме того, очень важная составляющая — руководство научно-исследовательскими работами студентов: курсовыми и дипломами. Еще я — член диссертационного совета в Вышке. Это значит, что я участвую в защитах кандидатских и докторских диссертаций.

Еще я руковожу собственным научным проектом, в котором работает много студентов. И обязательно надо публиковать свои исследования. Не скажу, что меня прямо уволят, если я буду меньше публиковаться, но точно спросят, в чем дело.

— Возникают ли у Вас какие-то трудности в работе?

— Мне давно уже надо сдать одну статью. Но это очень трудно: надо, чтобы был какой-то отрезок времени, чтобы прочесть текст, сосредоточиться на нем, на идее… Но времени почти нет. И вот от этого я немножко страдаю. Я вообще люблю проводить исследования, выяснять, как что-то устроено. Но после того, как ты понял, немного скучно это объяснять другим… Не хочу сказать, что это плохо, но для меня самое важное — это поиск, а не донесение идеи.

— Что для вас особенно ценно в работе профессором?

— Университетский профессор может оказать большое влияние на судьбы молодых людей, которые у него учатся.

Приятно понимать, что 10, 20, 30 людям я все же как-то помогла в выборе профессии.

— Как Вы думаете, что нужно, чтобы стать профессором?

— Чтобы работать в академической сфере, вам должно быть интересно одновременно и читать, поглощать информацию, перерабатывать ее в голове и иметь желание сделать что-то свое. Еще нужно быть готовым к тому, что придется преподавать. Всегда надо быть в форме, на гребне знаний, и соответствовать требованиям молодых коллег. Надо понимать, что это работа не по часам. С одной стороны, ты хозяин своего времени, не надо сидеть в офисе с 9 до 6. Но ты также можешь работать с 6 вечера и до полуночи. Так что я советую выбирать эту профессию людям амбициозным, любознательным и любящим не рутину, а динамику.

О работе доцента в вузе рассказывает Денис Юрьевич Зубалов

Преподаватель Вышки, доцент, PhD* по специальности «Лингвистика». Родился в России, вырос на Кипре. Учился в Университете Кипра и Университете Эссекса (Великобритания). Увлекся наукой во время собственного исследования.

— Денис Юрьевич, как Вы оказались в сфере высшего образования?

— Я решил идти на преподавателя английского, потому что мне очень нравился язык, и на Кипре очень хорошие условия для преподавателей в целом — государственная служба там ценится. Когда я поступал в вуз, то понятия не имел, что пойду в науку. Но где-то на третьем курсе у нас появилась «Социолингвистика». Мне это так понравилось, и я подумал: «Почему бы не сделать собственное исследование?». И пока делал, решил, что я буду заниматься наукой — то есть я понял, как это работает.

— Почему Вы решили переехать в Россию, если все высшее образование получили за границей?

— Я планировал продолжать работу в Европе или в Англии. Но на самом деле, не так легко найти работу, как только получаешь докторскую степень. Сейчас очень много людей пишет диссертации, а вакансий в университетах открывается не так много. И вузы обычно ищут специалистов, которые могли бы и активно публиковаться, и классно преподавать. А когда ты только заканчиваешь вуз, у тебя нет опыта. Но мне повезло в этом плане: в Вышке была открыта вакансия постдока* — специально для тех, кто только что защитил диссертацию. На тот момент Вышка уже зарекомендовала себя как один из лидирующих вузов, и это тоже сыграло свою роль при переезде. А после постдока меня уже взяли доцентом на постоянную работу.

*Постдок (постдокторантура) — западная практика. Тем, кто недавно закончил аспирантуру, может понадобиться дополнительная ступенька, чтобы адаптироваться к роли полноценного преподавателя, и постдок в этом помогает.

— Что представляет собой должность доцента в рамках университета?

— В первую очередь мы в вузе для науки, поэтому самое главное — проводить свои исследования и публиковать статьи, участвовать в конференциях. На втором месте идет преподавание: ты выбираешь предметы по своему направлению и учишь студентов.

И третья часть — это административная работа: например, я переводил и оформлял сайт Вышки. Какое-то время был академическим руководителем магистерской программы. И еще бюрократические дела: отчеты, ведомости.

Есть поговорка-шутка среди людей, которые работают в академической сфере. Приходит лето, и у всех экзамены заканчиваются. Один научный сотрудник говорит: «Вот, наконец-то лето, сейчас я отдохну». А другой ему в ответ: «Ну конечно, у тебя там куча статей недописанных». И мы действительно все лето пишем статьи, собираем данные, ездим в экспедиции.

— Что Вы можете посоветовать тем, кто планирует академическую карьеру?

— Если вы хотите посвятить свою жизнь научной карьере, берите тему для исследований, которая действительно вас волнует.

Еще нужна выдержка и целеустремленность. Нужно разрабатывать навыки коммуникации, потому что сегодня наука — это не только личные исследования, а лаборатории с разными командами, с разными университетами, с коллегами из-за рубежа. А в целом занятие наукой — это безумно увлекательный процесс: ты познаешь что-то новое и делишься этим с обществом.

О работе приглашённого преподавателя в вузе рассказывает Елизавета Крюкова

Приглашенный преподаватель Вышки. Работает с сентября 2021 года, изучает «Языковую политику» в магистратуре, репетитор. Решила стать преподавателем на 2 курсе.

— Елизавета, почему Вы решили преподавать именно в университете?

— Я очень давно это решила, на самом деле. Наверное, на курсе втором бакалавриата, когда я стала куратором первокурсников — помогала им адаптироваться в университете. И это так меня воодушевило! Этот обмен энергетикой, когда я понимаю, что я могу чему-то научить. Студенты действительно получают эти знания, они их применяют, и они за это благодарны. И еще мне нравилась межкультурная коммуникация, которую я изучала в бакалавриате той же Вышки, и я подумала, что классно было бы это совместить, то есть преподавать что-то связанное с межкультурной коммуникацией. В принципе, сейчас так и получается. У четверокурсников я веду часть этого предмета.

— Расскажите подробнее о Вашей должности — приглашенный преподаватель. Что это значит?

— Я работаю по часам и получаю зарплату по часам, и она приходит не раз в месяц, а раз в 2-3 месяца, в зависимости от длины семестра. Еще у меня немного меньше каких-то обязанностей: я не провожу консультации студентам на постоянной основе, не могу принимать пересдачи.

— Большая ли у Вас нагрузка в целом и как Вы с ней справляетесь? Ведь Вы все-таки еще учитесь.

— Пока у меня три предмета, со второго семестра начнется еще один. Обычно я преподаю в первой половине дня, а сама учусь вечером. Но иногда занятия идут почти впритык: я веду пары студентам, отдыхаю полчаса и иду на учебу.

— Что еще входит в Вашу работу в Вышке, кроме преподавания?

— Все зависит от предмета. Иногда программа хорошо прописана, даже подготовлены презентации, так что самой готовить материалы не нужно. А бывает, что мне самой надо многое составлять: подбирать литературу, изучать тему, с нуля составлять презентацию… И еще я отвечаю за выставление оценок и слежу за посещаемостью.

— Что Вы можете посоветовать молодым преподавателям?

— Во-первых, научиться тайм-менеджменту. Потому что если не научиться это делать в первые недели две, то дальше уже не получится — только если на каникулах. Во-вторых, быть готовым к тому, что обмен энергией со студентами на занятии необходим — то есть очень важно приходить к ним бодрым. И в-третьих, надо быть уверенным в своих знаниях.

Если вы ещё не определились со своей будущей профессией, вероятно, вам необходимо проконсультироваться с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.

Источник

Современная наука многогранна, а занятые в ней ученые носят самые разные звания. Они зависят и от исследовательских заслуг, и от страны проживания. В России и многих странах постсоветского пространства сохранилось научное звание «доцент». Это аналог американского ассистента профессора или лектора.

Что лучше доцент или профессор. Смотреть фото Что лучше доцент или профессор. Смотреть картинку Что лучше доцент или профессор. Картинка про Что лучше доцент или профессор. Фото Что лучше доцент или профессор

История и современность в наименовании научных работников

Термин «доцент» — это форма латинского слова, в переводе она обозначает «обучать» или «учить», что, конечно, применимо к современным работникам высшей школы. В российских вузах эта должность появилась в середине XIX века как ступень между магистром и профессором.

До 30-х годов прошлого века эта должность и звание оставались неизменными. После реформ образования такое наименование было упразднено, и появились научные сотрудники. Однако со временем возникла необходимость функционально разграничивать работников институтов, занимающихся исключительно наукой, и тех, кто совмещал исследовательскую деятельность с обучением студентов.

В современном российском вузе доцент — это работник, занимающийся научно-педагогической деятельностью, обязательно имеющий определенные достижения в своей области знаний. Чаще всего кандидат или даже доктор наук. Кроме того, предъявляются определенные требования к преподавательской работе и общественным обязанностям.

Профессор и доцент: сходства и отличия

И профессор, и доцент — это работники университетов и других вузов, занимающиеся исследовательской, научной, преподавательской и административной деятельностью. Однако у сотрудников, занимающих эти должности, есть существенные отличия.

Что лучше доцент или профессор. Смотреть фото Что лучше доцент или профессор. Смотреть картинку Что лучше доцент или профессор. Картинка про Что лучше доцент или профессор. Фото Что лучше доцент или профессор

Профессора — это научные работники, занимающиеся в основном исследовательской деятельностью, имеющие немалый практический стаж и огромный багаж знаний. Чаще всего они являются докторами каких-либо наук, либо кандидаты, но с изданными монографиями. Это признанные в своей области исследований деятели, заслужившие определенное доверие научной общественности.

Профессора ведут очень небольшую педагогическую деятельность, обычно только в сфере своих научных интересов. Основная их работа направлена на подготовку аспирантов и исследования по своей теме. Профессора обычно занимают ведущие административные должности в вузах.

Независимо от того, доцент — это должность или ученая степень, его положение в условной иерархии университета несколько ниже. Чаще всего это кандидат определенных наук, имеющий практический опыт и преподающий дисциплины своей специальности.

Выпускникам аспирантуры, успешно защитившим диссертацию, присуждается звание кандидата наук. При наличии не менее трех лет педагогического стажа и солидного багажа научных изданий они могут сразу претендовать на должность доцента.

Как стать доцентом после изменений в законодательстве РФ 2013 года

Современная российская наука все дальше уходит от советских корней. Меняются номенклатуры научных специальностей. Изменился и порядок присвоения звания «доцент». Это раньше достаточно было проработать определенный срок на кафедре. Теперь необходимо приложить несколько больше усилий.

Что лучше доцент или профессор. Смотреть фото Что лучше доцент или профессор. Смотреть картинку Что лучше доцент или профессор. Картинка про Что лучше доцент или профессор. Фото Что лучше доцент или профессор

В 2013 году были приняты новые правила присвоения ученых званий и степеней. Отныне упраздняется должность «доцент по кафедре». Остается только научная специальность, и кандидатуру рассматривает непосредственно Минобрнауки, с привлечением экспертов из различных областей.

Теперь для того, чтобы получить научное звание доцента, необходимо:

Тем не менее вопрос о том, доцент — это должность или ученая степень, остается открытым. Вузы сохранили за собой номенклатуру работников с соответствующей записью. Теперь эта должность присваивается не по кафедре, а по учебному заведению в целом. Чаще всего на данную должность избираются сотрудники, уже имеющие ученую степень доцента и защищенную кандидатскую диссертацию.

Квалификационные требования к должности доцента

Большинство аспирантов хотят защитить кандидатскую диссертацию и впоследствии получить звание и должность доцента. Научное достижение считается неотчуждаемым, и даже если кандидат наук перестанет заниматься наукой, присвоенное звание остается навсегда.

Что лучше доцент или профессор. Смотреть фото Что лучше доцент или профессор. Смотреть картинку Что лучше доцент или профессор. Картинка про Что лучше доцент или профессор. Фото Что лучше доцент или профессор

Другое дело должность «доцент». Это работа, связанная чаще всего с преподаванием определенных дисциплин, проведением семинарских и практических занятий, руководством курсовых и дипломных работ. В трудовом договоре должны быть четко прописаны обязанности и права доцента.

Карьера доцента

Большинство современных ученых четко ориентированы на карьерный рост. Этому способствует грантовая система оплаты труда и большие возможности для особо талантливых представителей науки.

Что лучше доцент или профессор. Смотреть фото Что лучше доцент или профессор. Смотреть картинку Что лучше доцент или профессор. Картинка про Что лучше доцент или профессор. Фото Что лучше доцент или профессор

Для молодого ученого предоставляется три карьерных пути:

Любой вариант имеет свои достоинства и недостатки. Выбирая перспективу дальнейшего движения, ориентироваться следует только на особенности личности.

Зарубежные аналоги звания доцента

Такое разделение на кандидатов и докторов наук, также на доцентов и профессоров, практикуется только в России и странах бывшего соцлагеря.

В большинстве европейских стран и в США отсутствует такая промежуточная ступень. Молодые ученые защищают научную работу и сразу получают звание доктора наук. После этого они могут претендовать на должность профессора. Аналогом доцента является американский «ассистент профессора» или европейский «лектор».

Источник

Должности, степени и звания в вузе

Что лучше доцент или профессор. Смотреть фото Что лучше доцент или профессор. Смотреть картинку Что лучше доцент или профессор. Картинка про Что лучше доцент или профессор. Фото Что лучше доцент или профессор

Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно.

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

Список академических должностей

8. Научный сотрудник

3. Ведущий научный сотрудник

4. Главный научный сотрудник

11. Старший преподаватель

13. Старший научный сотрудник

7. Младший научный сотрудник

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Список административных должностей

Ведущий научный сотрудник

Главный научный сотрудник

Зам. генерального директора

Зам. главного редактора

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

Младший научный сотрудник

Руководитель (заведующий, начальник) группы

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

Старший научный сотрудник

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени:

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая «почётная степень» доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней. Так, различают звания по специальности и по кафедре. Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания — и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью. Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания.

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного званияаттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК, точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

Похожие « общественные академии » довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков », имеющих красивые «фантики », с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *