Что лучше эрмитаж или третьяковская галерея
20 самых посещаемых музеев мира в 2020 году: от Лувра до Эрмитажа и Третьяковки
Издание The Art Newspaper представило рейтинг самых посещаемых музеев мира по итогам ковидного 2020 года. Составители списка сравнили эти показатели с результатами 2019 года (везде — в сторону значительного сокращения), а также, где это было возможно, уточнили количество дней, которое музеи были закрыты из-за пандемии (очень много).
В подробный топ-20, опубликованный в издании, попали сразу три российских музея. Впервые в истории самым посещаемым музеем России в списке оказался Русский музей. Он занял седьмую строчку с показателем 1,203 млн человек, при этом посещаемость упала ровно вдвое по сравнению с 2019 годом, а вынужденное закрытие из-за эпидемии продлилось 97 дней. Эрмитаж потерял место в первой десятке рейтинга и занял 11 место: 968,6 тыс. посетителей (на 80% меньше, чем в 2019-м) и 104 дня карантина. 13-й в списке идет Третьяковская галерея: 894,3 тыс. гостей (-68% к 2019 году), 124 дня закрытия.
Топ-20 самых посещаемых музеев мира в 2020 году:
Кроме того, в топ-100, который будет представлен позднее, вошли еще четыре музея из России: на 22-м месте — дебютант музей Фаберже (728,7 тыс. посетителей), на 33-м — Пушкинский музей (564,4 тыс. посетителей, 62% падения посещаемости), на 46-м — Музеи Московского Кремля (424 тыс. посетителей, 86% падения посещаемости), на 81-м — «Гараж» (291 тыс. посетителей, 69% падения посещаемости).
Рейтинг посещаемости мировых музеев по итогам 2019 года можно изучить здесь.
Эрмитаж или Третьяковка? Что скажет искусствоведческая литература?
С давно знакомых эрмитажных стен, \ Чей облик детской памятью продлился, \ Явился мне однажды Поль Гоген, \ И глаз впервые цветом утолился. Владимир Ханан «У Голубой лагуны». Том 4Б «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ГОСПОДИН ГОГЕН»\Поля Гогена
Зачем-то лед залили на Дворцовой, \ Но Эрмитаж пока еще стоит. \ “А Пиотровский просто трусит, баба! \ Колонна, может быть, не упадет. \ Давайте спросим мнение прораба. Егор Фетисов «Нева» 2008, №4 Госпиталь
Да, я был в Эрмитаже. Там все покупное, не наше\ Там мясистые бабы глядят похотливо со стен\ Там какая-то римлянка грудь предлагает папаше\ И какие-то матери плачут о мертвом Христе\ Это все нам чужое и нашей тоски не развеет\ По грядущему миру, простому как шар голубой\ Не возьмут за живое амуры, венеры, евреи\ Только ум искалечат, а нашу не вылечат боль Сергей Стратановский 1981-83 Из сборника «СТИХИ» 1993 ЭРМИТАЖ
Еще мы были в доме Гете… \ Признаюсь, олимпиец наш\ Любил, как видно, навороты —\ В своей квартире Эрмитаж\ Соорудил; второй этаж: \ Хариты, гении, эроты — Алексей Машевский «Звезда» 2006, №12 Еще мы были в доме Гете…
У вас в Москве эмалированных нет чайничков, таких, как в Эрмитаже, нет картин. И вообще, полным-полно начальничков, а у нас товарищ Толстиков один. Юз Алешковский 1966 БЕЛЫЕ ЧАЙНИЧКИ\Андрею Битову
— Что за картина, псих? \ — Это же — эпатаж! \ Ты, пожевав усы, \ Вымолвишь: \ — В Эрмитаж. Сергей Катеринич Крещатик, 2007 N2 Валентину Тарасову\\ Не про тебя галдёж:
Я нe xoчу, чтoбы вce этo длилocь, \ я нe xoчу эту Бoжию милocть\ в вeчный oтдaть эрмитaж. Сергей Магид Из цикла «Не в сезон» 1997-8
Сквозь две арки прошли к остановке, \ мимо детской площадки, парковки. \ По Ордынке продолжили путь. \ Рассказала мне, что в Третьяковке\ ты хотела луну сколупнуть. Александр Переверзин «Новый Мир» 2006, №6 Сквозь две арки прошли к остановке,
Интересны и цели собирательства произведений искусства, положившие начало Эрмитажу и Третьяковской галерее. Как известно, по распоряжению Екатерины 2 для интимных приемов и отдыха царской семьи строились так называемые эрмитажи ( » уединенные уголки»), которые украшались купленными ценными произведениями искусства, выставлявшимися за границей. Императорские коллекции явились основой будущего Эрмитажа. Кстати, до середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так, например, А. С. Пушкин смог получить пропуск в музей только благодаря В. Жуковскому.
Как посещение Эрмитажа перевернуло судьбу купца: Малоизвестны факты из истории Третьяковки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Будучи выходцем из знаменитого купеческого рода, Павел Третьяков (1832-1898) был не только удачливым предпринимателем, но и ценителем изобразительного искусства, на которое у него было особое чутье. Полагаясь лишь на свой художественный вкус, он умел отличить истинное искусство от полотен однодневок.
Он, собирая свою коллекцию, не гнался за актуальными произведениями и модными авторами, его не интересовала техника и вычурная манера. Иногда он покупал полотна вопреки критическим замечаниям публики и искусствоведов. И сломить волю Третьякова практически было невозможно. Будучи убежденным в том, что его коллекция произведений искусства останется на века, он тщательно подходил к каждому своему выбору. Так по тем временам его непрофессиональное мнение противопоставлялось предпочтениям целой Академии художеств.
В каждой работе он прежде всего искал искренность и правдивость и, приобретая картины, слушал только свое сердце. Как-то заказывая Горавскому пейзаж, колекционер писал живописцу: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника. »
Вы удивитесь, но в свое время Павел Третьяков не захотел приобретать в свою коллекцию картины «Девочку с персиками» Валентина Серова и «Портрет неизвестной» Ивана Крамского, отклонив из-за излишней «красивости». Это уже после его смерти эти картины станут достоянием Третьяковки.
На пути к мечте
Павел был старшим сыном Михаила Захаровича Третьякова, владельца льнопрядильной и льноткацкой фабрики в Костроме и держателя пяти лавок в Старых торговых рядах на Ильинке. Он был совсем юным, когда умер их отец. И с 14-летнего возраста подростку пришлось принять все дела отца, чтобы содержать большую семью. Ведь кроме него у матери остались еще четверо детей.
Павел, к счастью, оказался успешным предпринимателем: мануфактура их семьи стала одной из лучших в стране. Огромную роль в общем деле сыграл и младший брат Сергей, поддерживающий Павла во всех начинаниях: от бизнеса и до создания галереи.
А все началось тогда, когда Павел 20-летним юношей, побывав в Санкт-Петербурге, посетил Эрмитаж, что чрезвычайно впечатлило молодого Третьякова. В своей следующей поездке он познакомился с Федором Прянишниковым, владельцем внушительного собрания русской живописи. Увидев его коллекцию, Третьяков загорелся мечтой и усердно занялся самообразованием, собирал литературу по искусству, посещал все выставки читал рецензии. И к тому же начал делать первые шаги в коллекционировании. Павел, еще будучи подростком, частенько любил захаживать на Сухаревский рынок, где были завалы всякой всячины. А в 1854-55 годах на этом же рынке приобрел 20 полотен старых голландских мастеров. Ну а как позже выяснилось, часть купленных картин оказались подделками.
И с того времени Третьяков зарекся покупать старинные работы: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника». И он стал собирать произведения только русских мастеров. Однако были и исключения, когда коллекционер приобретал работы, ушедших из жизни мастеров. Но это были редкие случаи, когда он был уверен в подлинности картины на все сто.
Спустя одиннадцать лет после первых приобретений в галерее Третьякова было более тысячи картин, почти пятьсот рисунков и с десяток скульптур. Молодые художники ходили туда набираться опыта и вдохновения, а уже маститые живописцы искали дружбы и покровительства Третьякова.
Летом 1892 году он передал свое драгоценное детище в дар городу Москве. А через год официально была открыта Третьяковская галерея, ставшая первым общедоступным музеем России.
Кто знает, где найдешь, где потеряешь
К сожалению, Третьяков не всегда имел возможность приобрести понравившееся полотно того или иного художника. Конкуренция на русском художественном рынке существовала всегда, и за некоторые произведения приходилось серьезно побороться.
Так, к примеру, картину «Христос и грешница» (1888, ГРМ) Василия Поленова у коллекционера «перехватил» Александр III, впрочем как и «Запорожцев» *(1890, ГРМ) Ильи Репина. И это в то время, когда Третьяков вел уже с живописцами переговоры о покупке этих картин. Репину пришлось написать для Третьякова авторскую копию, которая после революции оказалась в Харьковском художественном музее.
А еще коллекционеру при жизни не досталась картина Василия Перова «Проводы покойника» (1865, ГТГ), которую он очень любил, однако после национализации коллекций она все-таки попала в его галерею.
Еще один забавный случай из жизни Михаила Нестерова, который так его прокомментировал: «Мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее Павла Михайловича Третьякова. » Так оно и случилось. Нынче целые экспозиции, посвященные творчеству художника время от времени открываются в Третьяковке.
Известный факт, что Третьяков особо ценил портретную живопись, поэтому в конце 1860 Третьяков надумал создать коллекцию «Русский пантеон», состоящую из прижизненных портретов русских знаменитостей. Коллекционер начал делать заказы лучшим художникам-портретистам, и в итоге он собрал великолепный пантеон цвета русской нации.
А так как не всегда знаменитости готовы были служить моделями художникам, одни из-за нехватки времени, иные из-за суеверий, то Третьяков невероятно радовался, если удавалось уговорить позировать того, кто раньше никак не решался быть увековеченным.
Бесценный дар родному городу
После того как Павел Третьяков передал галерею в дар Москве, ее стали называть Городская художественная галерея Третьяковых. В ее собрание вошло более 1800 живописных картин и рисунков и 10 скульптур.
До конца своих дней Третьяков продолжал ежегодно дарить Городской галерее новые произведения искусства. Его брат Сергей Михайлович также передал свою коллекцию французской живописи галерее, вслед на ним и некоторые другие меценаты отдали в фонд свои собрания.
Даже после смерти Третьяков позаботился о своем детище. В завещании он выделил значительные средства на ремонт и содержание галереи, хотя и был пункт, где он возражал, чтобы коллекция пополнялась, опасаясь, что без его присмотра собрание изменит свой характер.
Однако этот пункт, к счастью, выполнен не был, и на сегодняшний день Третьяковская галерея располагает семью зданиями и более чем 170 тысячами произведений. Она является одной из самых крупных и значительных коллекций русского изобразительного искусства в мире.
К слову, в 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 — 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно увеличивалось за счёт подарков и планомерных государственных покупок.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Эрмитаж, Третьяковка и заброшенная усадьба. Какие музеи можно посетить не выходя из дома
Россиян ждет длинная свободная неделя с 30 октября по 7 ноября, но путешествовать и даже выходить из дома в это время врачи не рекомендуют. Заболеваемость COVID-19 в стране растет, а в регионах повсеместно ввели ограничения. Система QR-кодов действует и на Ямале, с 25 октября жители могут посещать досуговые учреждения только по документу.
Хорошо, что онлайн-формат позволяет оказаться в любой точке страны, послушать лекцию и посетить экскурсию с помощью компьютера или смартфона. Если вы любите искусство, заботитесь о своем здоровье или просто соскучились по культурной жизни и путешествиям — эта подборка точно для вас.
По стопам мамонтов
Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского — один из старейших музеев Сибири и главная достопримечательность Салехарда. В нем собрано более 200 тысяч экспонатов, которые рассказывают об особенностях уникальной природы региона и его богатом историко-культурном наследии.
В музее можно изучить экспонаты времен ледникового периода, узнать таинственные истории о камне, который привел к гибели Римской империи, познакомиться со знаменитым мамонтенком Любой. И все это — совершенно бесплатно в виртуальном туре по музею, который доступен по ссылке.
Узнать больше о родном крае можно на виртуальной выставке «Ямал. Тепло Арктики». Экспозиция рассказывает об истории региона за последние 90 лет: от нефтегазовой отрасли до традиций коренных народов Севера. Ранее выставка проходила очно в Салехарде и Ноябрьске, теперь ее можно увидеть онлайн.
Вслед за императорами
Эрмитаж — главная достопримечательность Санкт-Петербурга, он входит в десятку самых посещаемых музеев мира. Коллекция музея включает более трех миллионов картин, скульптур и других экспонатов, лишь малая часть шедевров украшает роскошные залы и стены музея.
Виртуальный тур позволяет ознакомиться с основной экспозицией главного музейного комплекса, посетить Зимний дворец Петра I, Эрмитажный театр, Бриллиантовую и Золотую кладовые. Все экспонаты снабжены подробными комментариями, так что виртуальная экскурсия может занять несколько часов, а то и дней.
Любителям живописи
Третьяковская галерея тоже дает возможность пройтись по своим залам виртуально. «Девочка с персиками» Серова, «Богатыри» Васнецова, бушующие волны Айвазовского, знаменитые мишки Шишкина — шедевры живописи от древнерусской эпохи до XX века хранятся именно там.
На сайте галереи есть и отдельные туры по выставкам. Картины можно рассмотреть в мельчайших деталях, изучить к ним пояснения. А на YouTube-канале сотрудники музея публикуют лекции искусствоведов и авторские экскурсии. Например, пройтись по Третьяковке можно с артистом Сергеем Шнуровым и генеральным директором галереи Зельфирой Трегуловой.
Заброшенная усадьба
В спальном московском районе, в отдалении от шумного центра города затерялся музей-усадьба «Останкино». Мало кто знает об этой сокровищнице, да и местные жители уже не обращают внимания на уютную светло-розовую усадебку с большими окнами и белыми колоннами.
Все потому, что много лет музей находится на реставрации. Он частично закрыт лесами, но работы уже давно не ведутся. Говорят, это связано со сложностями перемещения фондов.
А ведь здание — настоящая жемчужина архитектуры. Тут есть единственный в мире исторический театр XVIII века со сценой и зрительным залом, плафоном и хрустальными люстрами, сохранившимися паркетами и театральной машинерией. Общий фонд усадьбы насчитывает около 20 тысяч различных предметов, и все здесь подлинное.
К счастью, заглянуть в дворец-театр, прогуляться по его залам, пусть и слегка обветшалым, под музыку русского барокко середины XVIII века, рассмотреть вблизи уникальные экспонаты можно виртуально.
Эрмитаж больше чем Третьяковка?
Что касается Эрмитажа: Как известно, по распоряжению Екатерины Второй был создан Эрмитаж. Стены украшались купленными ценными произведениями искусства, выставлявшимися за границей.Ценность многих может вызывать у «гурманов искусства» иронию.Только это самая большая коллекция мирового искусства.Шедевры или нет, но собрание Эрмитажа дает более полное представление обо всех направлениях не только живописи. И дело, не только в занимаемых площадях и количестве экспонатов, а в уникальном собрании разных направлений искусства.
Разные музеи и разные экспонаты.Значение обоих очень высоко, одного как национального искусства, а другого как мирового.Тягаться уровнем и значением совершенно не уместно.
Эрмитаж включает в себя следующие здания и залы:
Общая площадь помещений и зданий Эрмитажа составляет более 180 тысяч квадратных метров, а экспозиционная площадь составляет более 62 тысяч квадратных метров.
В комплекс ГТГ (Государственной Третьяковской галерии) тоже входят несколько зданий и музеев, таких как:
и некоторые другие.
Общая площадь всех построек ГТГ составляет более 36 тысяч квадратных метров.
Так что, по всем параметрам получается, что Эрмитаж больше Третьяковской галереи по своей площади.