Что лучше география или история

Почему школьники не любят географию

История с географией

Уроки географии редкий школьник называет среди любимых, хотя именно этот предмет может мотивировать к путешествиям как по родной стране, так и по миру. Но все чаще ученики нехотя открывают учебники, с трудом разбираются в климатических поясах, полезных ископаемых и тектоническом строении земной коры. Им вторят родители: география у детей вызывает ужас, ведь нужно заучивать мудреные определения, пробираться через меандрирование и оврагообразование… Какая уж тут заинтересованность в познании мира и изучении карты?

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история
О чем спорят учителя?

Письмо на эту тему пришло недавно и от нашей читательницы Галины Сыроежкиной: «Я начинала работать с трех часов в неделю в 6-м классе, а теперь один час. Дошло до абсурда: родную страну изучаем всего час в неделю! Вы назовете другой школьный предмет, где можно обсудить демографическую ситуацию в стране, азы финансовой грамотности, фермерские хозяйства, агрогородки, мясо мраморное и халяль? Где при изучении любой темы можно проводить профориентацию: ПВТ, «Великий камень», «Бремино-Орша», музей-усадьба Ильи Репина «Здравнево», Руба, «Доломит»?» Об увеличении часов на географию говорят сегодня во многих странах — от США до России, причем акцент в зарубежных аудиториях делают именно на богатстве родной страны.

На сайте Национального института образования изучаем, сколько времени отведено на географию в каждом из классов. В 6 — 7-х — всего 35 часов в год, то есть по уроку в неделю. В 8-м классе чуть больше — 70 часов, или по 2 в неделю. Для 9-го класса 52 часа. Что же касается старшей школы, то на базовом уровне изучение этого предмета для 10-классников предусмотрено по 2 часа в неделю, а для 11-го класса — по одному. Да, говорят педагоги, новые учебники по географии красочные, вот только ученикам их освоить сложно, в том числе из-за темпов: в начале изучения предмета, к примеру, на климат — всего час или лишь по уроку на каждый из материков.

Современные школьники не любят географию, но новые программы и учебники должны это исправить.

Что изменилось в программе?

У Петра Лопуха, главного научного сотрудника лаборатории математического и естественнонаучного образования Национального института образования и соавтора учебных пособий «География» для 7-х и 8-х классов и «Человек и мир» для 5-го класса, другое мнение. Часов на географию в 6 — 11-х классах стало даже больше, чем лет 10 назад, а часть материала по предмету осваивают еще в 5-м классе на уроках «Человек и мир». В 2015 году началось обновление учебных программ по всем предметам, в том числе и по географии. Их внедряют поэтапно, в этом учебном году по новой программе работают 9-классники. Содержание образования усовершенствовали, упростили и сделали материал более занимательным. И все же, убежден Петр Лопух, предмет «География» нельзя построить как комментарий к индивидуальным туристическим маршрутам:

— Современные дети путешествуют, в том числе за рубежом, гораздо активнее, чем их сверстники в Советском Союзе. Учитель имеет возможность опираться на полученные в поездках впечатления. Но построить изучение географии только на этом невозможно по многим причинам, в том числе научным, методическим, социальным и этическим. Наряду с удовлетворением индивидуальных познавательных интересов в области географии важной задачей изучения является усвоение учащимися основ географической науки, научных представлений об устройстве, функционировании географической оболочки Земли. И здесь нельзя обойтись без изучения соответствующей терминологии.

В итоге физическую и экономическую географию теперь изучают в разных классах. Ученики 6-х и 7-х классов осваивают более доступный для их возраста материал по физической географии и географии материков и океанов, а вопросы социально-экономической географии (политическая карта, население, хозяйство) — в программе у 8-классников. Семиклашки больше не изучают «новую глобальную тектонику», не обязательны для усвоения понятия «карст», «польдеры», «марши». Под сокращение попали и объекты географической номенклатуры, среди которых Верхоянский хребет, Месопотамская низменность, плато Патагония и многие другие. Только на уровне формирования представлений (этих тем не должно быть в проверочных и контрольных) в 6-м классе говорят о мелкомасштабных, среднемасштабных и крупномасштабных картах, континентальной и океанической земной коре, очаге и эпицентре землетрясений, низких, средних и высоких горах, старичных озерах, а в 7-м классе — об истории исследований материков и их особо охраняемых природных территориях. Из учебной программы исключены и некоторые практические работы, среди которых «Построение гипсометрического профиля», откорректирован и раздел «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся», что исключает возможность завышать требования к ученикам.

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или историяфото белта.

Что нового в учебниках?

Ольга Сарычева, заместитель начальника методического центра Национального института образования, соавтор учебных пособий «Человек и мир» для 5-го класса и «География» для 7-х и 8-х классов, подчеркивает: новые учебники отличаются большей доступностью изложения и ориентированы на практику, кроме того, в них много иллюстраций, которые помогают лучше понять материал.

— В ходе анкетирования около 70% учащихся 6-х и 7-х классов ответили, что им интересно изучать географию по новым учебным пособиям, а 90% педагогов отметили, что их достоинством является большое количество вопросов и заданий, которые учат применять географические знания в повседневной жизни. Например: «Представьте, что вашей семье необходимо выкопать на даче или в деревне колодец. В какое время года его удобнее копать и почему?» Кроме основных текстов, есть дополнительные, направленные на развитие интереса к учебному предмету. Скажем, из них можно узнать, что единого понятия «город» не существует. В некоторых странах к городам относят поселения с численностью от 1.000 человек, в США — 2.500, в Беларуси — 6.000, а в России — 12.000.

Все активнее внедряются в учебный процесс и технологии. В учебнике для 7-го класса рисунки «оживают» с помощью смартфона или планшета, в итоге можно увидеть природные процессы, за которыми не понаблюдаешь в реальной жизни: дрейф континентов и их частей, движение литосферных плит, формирование циклона. В 8-м классе есть возможность лицезреть технологические процессы основных производств вроде добычи нефти, производства стали или сборки автомобилей. А через QR-коды в учебных пособиях для 6-х и 9-х классов — перейти к дополнительным материалам на Национальном образовательном портале.

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧЕНИКОВ?

Учитель Копыльской средней школы № 2 им. Тишки Гартного Анатолий Сикорский — обладатель медали Франциска Скорины (уже более 30 его учеников связали свою жизнь именно с географией):

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

— К сожалению, география перестала быть престижным предметом, потому что ее сегодня мало куда нужно сдавать при поступлении. И чтобы заинтересовать детей, я их… жалею. Спрашиваю лишь самое важное. Вот и сейчас в 7-м классе за урок нужно объяснить по новой теме четыре листа текста, а еще практическая работа, контурные карты заполнить, причем атласов у учеников дома нет, получают по одному на парту… Поэтому об опросе нет и речи, на него просто не остается времени. Такие моменты и такие объемы информации отталкивают детей от предмета…

Анатолий Сикорский на одной из республиканских конференций предложил вместо некоторых сложных тем делать акцент на краеведении. Это куда эффективнее, особенно при изучении географии Беларуси, которая сейчас в 9-м классе: прошли тему промышленности — следующий урок на примере своих предприятий, топонимику — опять урок на примере своего района. Зааплодировали все коллеги. Педагог убежден: о любви к малой родине недостаточно лишь говорить, ее нужно воспитывать.

Источник

Какой ЕГЭ легче сдавать?

Легкость экзамена — понятие относительное. Кому-то проще писать сочинения, другие быстрее запоминают формулы или налету называют исторические события. Однозначного ответа, какой ЕГЭ легче сдавать, нет. Но мы постарались определить относительно простые в подготовке и написании предметы ЕГЭ, опираясь на возможные критерии их сложности.

Минимальный балл для поступления в вуз

Рособрнадзор определяет минимальный порог баллов, преодоление которого позволяет абитуриенту подавать документы в вуз. В 2020 году больше всего баллов необходимо по обществознанию и информатике – 42 и 40 баллов.

В списке предметов ЕГЭ с низким порогом оказались: профильная математика с 27 баллами, иностранный язык с 22 баллами, а также литература и история, одинаково требующие 32 балла для поступления.

Стоит помнить, что несмотря на приказ, каждый вуз может устанавливать свои внутренние минимальные баллы. Поэтому сверяться лучше с правилами конкретного университета.

Может быть и обратная ситуация: некоторые ЕГЭ сложные, и много баллов набрать не так просто, поэтому и порог низкий. Ведь профильная математика вряд ли легче русского языка.

Какой ЕГЭ легче сдавать?

Время проведения экзамена

Длительность экзамена напрямую зависит от количества заданий или их сложности. К тому же, при долгой концентрации есть вероятность просмотренной ошибки. Так что тем, у кого экзамен короче, может быть гораздо проще его сдать.

Информатика, история, литература, обществознание, профильная математика и физика — самые долгие экзамены, на их сдачу выделяется 3 часа 55 минут. На сдачу биологии, русского языка и химии дается 3 часа 30 минут. Еще меньше, 3 часа 15 минут — на иностранный язык. И быстрее всего закончится экзамен по географии, через 3 часа. Выходит, что по данному критерию выигрывают иностранные языки и география.

Соотношение частей экзамена

Задания ЕГЭ для каждого предмета делятся на два типа: требующие краткий или развернутый ответ. Последние невозможно решить наугад или волей случая прийти к правильному ответу, допустив ошибку в процессе решения.

Предмет

Всего заданий

Задания с развернутым ответом

Меньше всего заданий, для которых нужен подробный ответ, встречается в ЕГЭ по русскому и иностранным языкам, информатике и химии.

Жалобы на предметы ЕГЭ

Еще одним важным показателем легкости экзамена служит отсутствие жалоб при его сдаче. Так, следует помнить предметы ЕГЭ, о проведении или результатах которых в последние годы отзывались отрицательно.

В этом году в центре внимания оказалась химия. Выпускники назвали задания слишком сложными, выходящими за рамки школьной программы. В 2016 году говорили о сложности другого предмета — профильной математики. Тогда даже была создана петиция о пересмотре критериев выставления баллов, так как задачи «повышенной сложности» из второй части оказались слишком сложными.

Выпускники могут срезаться не только на излишне сложных заданиях, но и на вопросах, не имеющих точного ответа — задания с развернутым ответом могут трактоваться по-разному. В 2018 году многим не засчитали эссе по иностранному языку: тексты, в которых слово «успех» не упоминается в каждом абзаце, посчитали не соответствующим теме «Ранний выбор карьерного пути — ключ к успеху».

Какие ЕГЭ в 2020 году сдали лучше всего?

Получить высший балл за экзамен не так просто, поэтому по числу стобалльников можно судить о сложности предмета. Больше всего счастливчиков среди сдававших литературу — 2.5% из 46.755 человек. Чуть больше 1% из 81.695 выпускников получили 100 баллов за химию и почти столько же из 11.841 за географию. По русскому языку и информатике также высокий результат — 100 баллов у почти 0.64% всех сдававших экзамен.

Сложнее всего выпускникам далось обществознание: только 0.14% смогли получить за экзамен высший балл. И отдельно стоит отметить профильную математику — о ней известно только то, что 6% из 362.000 получили больше 80 баллов. Вероятно, что стобалльников среди них тоже не много.

Идея: вероятно, вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора ЕГЭ с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия по подготовке к экзаменам. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.

Источник

Проблемы географического образования. Интервью с деканом геофака МГУ Сергеем Добролюбовым

По мнению авторов «Концепции развития географического образования», географическое образование находится в состоянии деградации. В чем причина?

– Причины две. Первая состоит в том, что географию в школе перестали считать одним из основных предметов. На географию отводится мало часов, например, 1 час в неделю в 5–6-х классах. И это на первом, начальном этапе изучения предмета, когда у детей формируются ключевые географические понятия: карта, климат, рельеф… В то время как одночасовые курсы неэффективны и не позволяют закрепить знания.

Вторая причина – уровень квалификации педагогов. Зачастую директору невыгодно приглашать преподавателя географии, поэтому этот предмет в школе ведут непрофильные учителя – историки, физики, биологи. А география, вообще говоря, предмет сложный, и человеку, не получившему специальное образование, вести его очень непросто.

В результате перечисленных факторов система географического образования неизбежно деградирует. При этом в обществе не чувствуется запроса на более глубокое изучение географии, и, соответственно, директора школ улавливают этот, как теперь принято говорить, message.

И у школьников невольно формируется отношение к географии как к предмету второстепенному, второсортному, который не обязательно учить, поскольку она входит в число предметов по выбору. Только ЕГЭ по географии сдают лишь 3% выпускников, а ЕГЭ по обществознанию – больше половины.

Однако в концепции предусмотрено введение вступительного экзамена по географии при приеме на направления «Экономика», «Туризм», «Международные отношения» и другие.

– Я бы к этому списку добавил еще факультеты журналистики. Например, у нас сейчас на журфаке МГУ читают курс географии. Это необходимо для понимания страноведческих проблем, размещения природных ресурсов, источников загрязнения, причин природных опасностей, глобальных изменений климата.

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Что касается концепции, то она до сих пор только рекомендована к исполнению, хотя ее основные положения были упомянуты в выступлении Президента РФ В. В. Путина в апреле 2017 года. Идет борьба в министерстве и в профессиональных кругах.

А как неоднократно в своих выступлениях подчеркивал президент географического факультета МГУ Николай Касимов, география наравне с историей и литературой формирует мировоззрение гражданина страны. Но если престиж и значимость истории и литературы поднимают на государственном уровне, то география пока в невыгодном положении.

Реально ли увеличить количество часов на изучение предмета?

– Было бы неплохо, но где взять время в плотном школьном расписании? Например, нельзя не учитывать требования к изучению национальных языков в республиках.

Есть и другой путь, который представляется мне весьма целесообразным, – уйти от узкопредметного обучения к интегрированному. Тем более что география предоставляет для этого колоссальные возможности: она связана с историей, физикой, экологией.

Следует ли менять структуру и содержание курса географии в школе?

– На мой взгляд, не хватает заключительного, обобщающего курса по географии в старших классах. В 7-м классе, когда ученик изучает географию материков, он еще многого не знает – физики, химии, биологии, а в 10–11-х классах можно было бы преподавать этот курс на новом уровне уже приобретенных знаний.

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Как сделать географию интересной для подростков? Уделять больше внимания практике, проектной деятельности, экспедициям и походам?

– Да, все это очень важно. Такие занятия в школе должны проводиться обязательно. Очень многое лучше усваивается в природных условиях: проблемы экологии, состояние водоемов. Можно проверить в школьной лаборатории химический состав снега, дождевой воды.

Необходимо максимально использовать и ресурсы внешкольной деятельности. Например, при МГУ есть Школа юного географа, которая действует уже более 60 лет. Половина руководителей факультета, включая меня, окончила эту школу. Благодаря этому мы осознанно выбирали свою специальность. Дистанционные технологии обучения расширяют доступ к таким занятиям для детей, живущих далеко за пределами МКАД.

Много интересных акций проводит Русское географическое общество, в том числе ежегодные фестивали в дни ноябрьских школьных каникул в Центральном доме художника, на это мероприятие учителя приводят группы школьников. Большое значение для популяризации науки имеет Всероссийский географический диктант, его центральной площадкой второй год подряд выбран МГУ с участием президента РГО Сергея Шойгу.

Но все же интерес к предмету способны пробудить только учителя-энтузиасты, а их, к сожалению, не так много среди преподавателей географии. Очень важно, чтобы в педвузы приходили заинтересованные молодые люди. И классические университеты могли бы решать задачу подготовки педагогических кадров, но сейчас выпускников таких вузов сразу в школу не возьмут. Если раньше выпускники классических университетов, включая МГУ, свободно шли в школы преподавать профильные предметы, то теперь им надо оканчивать либо педагогическую магистратуру, либо дополнительный факультативный модуль по педагогике и психологии. К сожалению, конкурсы в педвузы на географические факультеты не очень большие, поэтому и отбор идет не из самых лучших.

Читайте и смотрите также:

Как поступить на географический факультет МГУ?

– У нас конкурс составляет 4–5 человек на место. К сожалению, с введением ЕГЭ общий уровень эрудиции абитуриентов понижается. Их натаскивают на ЕГЭ. Они слабо владеют письменной и устной речью.

В то же время велика роль олимпиад для отбора абитуриентов: мы принимаем в МГУ как по результатам наших олимпиад («Покори Воробьевы горы», «Ломоносов»), так и региональных олимпиад первого и второго уровней. Победители олимпиад занимают у нас до 50% бюджетных мест. Победители всероссийских и тем более международных олимпиад зачисляются на 1-й курс без экзаменов. Практика показывает, что олимпиадные студенты – самые лучшие.

Но есть одна социальная проблема: у нас сократилось число абитуриентов из отдаленных регионов. Эффект ЕГЭ, о котором так много говорят, не отразился на академической мобильности. Родители боятся отпускать своих детей в столицу, где жизнь дорогая и небезопасная.

Кроме того, в регионах – и это положительный факт – сейчас действуют крупные федеральные университеты: в Красноярске, Владивостоке, Ростове, Калининграде, других городах. Местные власти делают все возможное, чтобы привлечь лучших выпускников в такие центры, поскольку есть статистика, например, по Мурманской области, согласно которой лишь 3% молодых людей, уехавших на обучение в Москву и Санкт-Петербург, возвращаются на малую родину. Поэтому в МГУ повышается доля абитуриентов из Центрального региона.

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Где работают выпускники вашего факультета?

– Мода на профессии приходит и уходит. 15–20 лет назад все хотели быть экономистами и юристами, поэтому большинство поступали на экономическую географию зарубежных стран, надеясь трудоустроиться в международные фирмы. Есть прикладные аспекты географических наук, которые пользуются у студентов повышенным спросом, – это картография и геоинформатика, гидрология, ряд других.

Нужны специалисты по окружающей среде, по Арктике. Летом наши студенты нарасхват: разные компании берут их для проведения экологических изысканий при разработке в зоне вечной мерзлоты и в прибрежных районах морей нефти и газа.

К сожалению, у нас нет системы госзаказа на выпускников и прогноза на специальности, которые будут востребованы в ближайшем будущем. Министерство образования и науки за это не берется, и это самая большая проблема в высшем образовании. Хотя, конечно, в эпоху столь стремительных перемен даже краткосрочные прогнозы строить сложно.

В наше время главное не знания, а компетенции, переучиться с учетом требований конкретной специальности для данного этапа развития экономики и технологий можно всегда.

Преимущество классического университетского образования как раз в том и состоит, что оно дает широкую базу, широкий спектр знаний и компетенций, которые позволяют человеку выбрать то, что ему интересно и важно.

На ОГЭ и ЕГЭ по географии выпускникам с трудом даются задания, связанные с картами. В чем причина проблем?

– Активная работа с картами происходит на первом этапе изучения географии, в 5–6-х классах, потом этому уделяется меньше внимания. Иногда задания на ГИА бывают слишком сложными, что вызывает отторжение у школьников. Например, на вступительных экзаменах на геофак МГУ, где большие конкурсы, сложные задания закономерны, а для ЕГЭ можно было бы разработать задания попроще.

Сейчас в школах используются как печатные, так и интерактивные карты. Надо ли полностью перейти на интерактивные?

Мы пока не готовы полностью перейти на мультимедийные карты. Для этого у каждого школьника должен быть планшет большого размера, который не родители ему покупают, а выдает школа. Печатные атласы, несомненно, тоже нужны. Их надо уметь читать и извлекать из них полезную информацию.

Приведет ли реализация концепции к достижению заявленных в ней целей и результатов?

– Не все целевые показатели, указанные в концепции, реализуемы. Например, удвоение числа абитуриентов на географических специальностях вузов до 2021 года. Достичь этого показателя нам не удастся – у нас продолжается демографическая яма. Из года в год уменьшается количество выпускников школ, следовательно, число абитуриентов мы увеличить не сможем.

Сокращается и количество географических факультетов в вузах – их объединяют с другими, близкими по профилю. Сложновыполнимыми можно назвать и пожелания авторов концепции по увеличению среднего балла ЕГЭ по географии и всероссийских географических диктантов (тестирований) на 20% к 2023 году.

Рост количества кружков, клубов и секций географической направленности в России на 30% к 2021 году возможен в том числе за счет региональных отделений Русского географического общества. Богатые регионы могли бы тоже найти средства на эти цели.

Источник

География

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.

Содержание

История географии

География Древнего Востока

Уже в 2 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже IX—VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.

Античная средиземноморская география

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Досократическая философская традиция уже породила немало предпосылок к появлению географии. Древнейшие описания Земли носили у греков название «периодов» (περίοδοι), то есть «объездов»; название это применялось одинаково к картам и описаниям; им пользовались нередко и впоследствии вместо названия «география»; так, Арриан называет этим именем общую географию Эратосфена. Одновременно употреблялись также названия «перипл» (περίπλος) в смысле морского объезда, описания берегов, и «периегез» (περιήγησις) — в смысле сухопутного объезда или путеводителя. Страбон противопоставляет «периплы» с их перечислениями гаваней, как односторонние описания мореходов, не собирающих сведений о странах, удалённых от берегов, — «периегезам», содержащим в себе подробное описание стран, и таким географическим трудам, как Эратосфенов, имевшим задачей астрономическо-математическое определение величины земного шара и вида и распределения «обитаемой земли» (ήοίκουμένη) на его поверхности. Название «периегезов» Страбон придает и частям своего собственного сочинения, подробно описывающего известные тогда страны, иногда, впрочем, смешивая термины «периегез» и «перипл», тогда как другие авторы явственно отличают «периплы» от «периегезов», причем у некоторых позднейших авторов название «периегез» употребляется даже в смысле наглядного представления всей обитаемой земли. Есть указания, что «периоды» или «периплы» (рядом с документами или грамотами об основании городов, «ктизисами») были первыми греческими манускриптами, первыми опытами применения заимствованного у финикийцев искусства письма.

Составители географических «объездов» назывались «логографами»; они были первыми греческими писателями-прозаиками и предшественниками греческих историков. Геродот пользовался ими немало при составлении своей истории. Немногие из этих «объездов» дошли до нас, и то более позднейшего времени: некоторые из них, как «Перипл Красного моря» (I век н. э.) или «Перипл Понта Эвксинского» — Арриана (II в. после Р. X.), составляют важные источники по древней географии. Формой «перипла» пользовались в позднейшее время для описания «обитаемой земли», совершая вокруг неё как бы мысленный, воображаемый объезд. Такой характер имеет, например, география Помпония Мелы (I век н. э.) и прочие.

Название «объезд» было в данном случае тем более подходящим, что древнейшее представление греков о Земле соединялось с представлением о круге. Это представление, естественно вызываемое круглой линией видимого горизонта, встречается уже у Гомера, где оно имеет только ту особенность, что земной диск представлялся омываемым рекой «Океаном», за пределами которой помещалось таинственное царство теней. Океан — река уступил скоро место океану — морю в смысле внешнего моря, омывающего кругом обитаемую землю, но понятие о Земле, как о плоском круге, продолжало жить долго, по крайней мере в народном представлении, и возродилось с новой силой в средние века. Хотя уже Геродот насмехался над теми, которые воображали себе Землю правильным диском, как бы выточенным искусным столяром, и считал не доказанным, чтобы обитаемая земля была окружена со всех сторон океаном, однако представление, что Земля есть круглая плоскость, несущая на себе в виде острова круглую же «обитаемую землю», господствовало в период древнейшей ионической школы. Оно нашло себе выражение и в картах Земли, которые также делались круглыми и первая из которых приписывается обычно Анаксимандру. До нас также дошло известие о круглой карте Аристагора Милетского, современника Гекатея, исполненной на меди и изображавшей море, землю и реки. Из свидетельств Геродота и Аристотеля можно заключить, что на древнейших картах обитаемая земля изображалась также круглой и омываемой кругом океаном; с запада, от Геркулесовых столбов, середина ойкумены была прорезана внутренним (Средиземным) морем, к которому с восточной окраины подходило восточное внутреннее море, и оба эти моря служили к отделению южного полукруга Земли от северного. Круглые плоские карты были в ходу в Греции ещё во времена Аристотеля и позже, когда шаровидность Земли уже была признана почти всеми философами.

Анаксимандр выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму цилиндра, и сделал революционное предположение, что на другой стороне «цилиндра» также должны жить люди. Он издавал и отдельные географические сочинения.

В IV в. до н. э. — V в. н. э. античные учёные-энциклопедисты пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих изысканий явилось умозрительное представление о Земле как о шаре (Аристотель), создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций. Кратет Малльский, философ-стоик, изучал строение земного шара и создал модель — глобус, также он предполагал, как должны соотноситься погодные условия северного и южного полушарий.

«География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея содержала сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек. Эратосфен Киренский впервые измерил дугу меридиана и оценил размеры Земли, ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). Страбон был родоначальником страноведения, геоморфологии и палеогеографии. В трудах Аристотеля изложены основы гидрологии, метеорологии, океанологии и намечается разделение географических наук.

География Средневековья

До середины XV в. открытия греков были забыты, и «центр географической науки» сместился на Восток. Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам. Это учёные и путешественники — Ибн Сина, Бируни, Идриси, Ибн Баттута. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами, а также новгородцами, достигшими Шпицбергена и устья Оби.

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Венецианский купец Марко Поло открыл для европейцев Восточную Азию. А Афанасий Никитин, ходивший по Каспийскому, Чёрному и Аравийскому морям и достигнув Индии, описал природу и жизнь этой страны.

Эпоха Великих географических открытий

XV—XVII века — расцвет географии на фоне всеобщего подъёма культуры и науки. География стала важнейшей наукой, обогатилась сведениями о природе и населении почти всей суши, начала делиться на общую и частную. На карте Меркатора были показаны реальные очертания материков, а на карте Леонардо да Винчи — гипотетический Южный материк. В России же создали «Большой чертеж» Российского государства в 1627 году.

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Эпоха экспедиций

В XVII—XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретенных знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янсзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Джеймс Кук, открыв Гавайи и Большой Барьерный риф. Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток.

М. В. Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент, а при Екатерине II составил первый кадастр землепользования. Кроме этого, он предложил идеи о непрерывном изменении лика Земли под влиянием внутренних и внешних сил, о движении воздушных масс, о слоях земных и т. д.

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков

Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Реклю, Тюнен). География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества.

В России сформировались: Русское географическое общество, мощные географические школы, представители которых (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.

В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии.

Географические открытия

Карта как основа географических исследований

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта — наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.

Географическая картина мира и географическая культура

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Физическая география

Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, составляющие её природные комплексы и компоненты.

Основу физической географии составляет общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение занимается изучением закономерностей географической оболочки в целом, ландшафтоведение изучает ландшафтные комплексы.

Социально-экономическая география

Социально-экономическая география изучает территориальную организацию общества, подразделяется на четыре отраслевых блока (со своими разделами:

Страноведение и Геоурбанистика — дисциплины, посвящённые комплексному описанию отдельных территорий и изучению проблем их развития.

Персоналии

Учёные, внесшие значительный вклад в становление географии как науки

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-учёных)

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Что лучше география или история. Смотреть фото Что лучше география или история. Смотреть картинку Что лучше география или история. Картинка про Что лучше география или история. Фото Что лучше география или история

Самые знаменитые учителя
Бахтарова Марина Владимировна (Россия, Саратов)

Основные географические проблемы

Проблемы, стоящие на пути развития географии и географических наук.

Основные географические дискуссии

Данные дискуссии до сих пор актуальны в географии, играют огромную роль в географической науке и, возможно, не имеют однозначного решения. Многие из географических дискуссий сосредоточились вокруг терминологии, классификации и других внешне формальных построениях. Однако терминология и классификация — не что иное, как концентрированное изложение теоретических взглядов учёных, и за дискуссией об определении стоят целые научные школы, теории и гипотезы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *