Что лучше гидроусилитель или электроусилитель руля
ГУР или ЭУР: определяем что лучше?
На старых автомобилях типа Москвич или «копейка» рулевое управление не имело каких-либо вспомогательных приспособлений, позволяющих упростить усилия водителя, направленные на вращение рулевого колеса.
Электроусилитель или гидроусилитель руля
Эти времена остались в прошлом, и теперь каждый автомобиль, сходящий с контейнера, оснащён усилителем руля (электрическим (ЭУР) или гидравлическим (ГУР)).
Стоит разобраться что лучше: ГУР или ЭУР?
Исторические факты
В прежние времена работа водителя была сложной. Поворот руля требовал от человека немалых усилий. Если на легковом автомобиле это было ещё более-менее возможно, то в случае с грузовым транспортом такая проблема стояла достаточно остро.
Российские конструктора впервые оснастили системой гидравлического усилителя руля автомобиль ГАЗ «Чайка». Впоследствии такой системой стали оборудовать уже все обычные серийные автомобили «для народа».
Несколько позже был изобретён электрический аналог усилителя руля. Он должен был улучшить возможности транспортного средства и не иметь недостатков, которые были у ГУР. В настоящее время мнения водителей разделились. Одни считают, что электроусилитель оправдал надежды инженеров и является лучше ГУР. Другие по-прежнему считают, что гидравлическая система гораздо лучше ЭУР. Как же дело обстоит на самом деле? Какие конструкционные особенности ЭУР и ГУР и чем они отличаются? Будем разбираться.
Гидроусилитель руля и принцип его действия
Гидроусилитель руля представляет собой систему, которая состоит из трубопроводов низкого и высокого давления. Благодаря установленному насосу в них циркулирует особая жидкость. В целом алгоритм работы выглядит следующим образом:
поршневой насос под высоким давлением подаёт жидкость (масло) в систему. В движение насос приводится с помощью ремня коленвала;
масло подаётся на распределительный механизм, который связан с встроенным в рулевой вал торсионом. Когда руль не вращается, в гидроцилиндр масло не подаётся. Но с началом вращения рулевого колеса раскрываются масляные каналы, и жидкость поступает в гидроцилиндр. Важно отметить, что именно распределитель считается самой уязвимой частью ГУР, так как он довольно чувствителен к качеству масла;
в полости гидроцилиндра происходит следующее: поступающее масло приводит в движение шток и поршень, которые, в свою очередь, передают его на передние колёса. В итоге получается, что масло передаёт энергию от поршневого насоса к гидроцилиндру;
замыкается вся система с помощью соединительных шлангов. Благодаря этому масло постоянно циркулирует по шлангам высокого и низкого давления. По одним оно движется к гидроцилиндру, а по другим вновь возвращается в масляный бак.
Гидросистема является довольно сложной и капризной. Очень важно, чтобы была соблюдена полная герметичность, был качественный фильтр и необходимый объем масла.
Гидроусилитель руля схема
Водителю непременно нужно следить за натяжением приводного ремня насоса, уровнем жидкости внутри системы и своевременно производить замену фильтра и масла.
Электроусилитель руля и принцип его действия
Электроусилитель руля представляет собой систему, в работе которой принимают участие: электродвигатель, датчик крутящего момента и блок управления. Сама система является довольно компактной и мощной по сравнению с ГУР. К тому же ЭУР анализирует скорость, с которой движется автомобиль и обороты его двигателя. Благодаря этому мощность электродвигателя на малых скоростях является максимальной, а на высоких, наоборот, минимальной. Алгоритм работы выглядит следующим образом:
датчик при повороте рулевого колеса регистрирует данные о вращении торсионного вала;
блок управления после получения и обработки сведений об оборотах двигателя и скорости движения автомобиля, запускает электродвигатель;
электродвигатель максимально облегчает вращение руля в необходимую сторону.
Электроусилитель руля схема
Стоит отметить, что во многих автомобилях предусмотрено отсоединения блока ЭУР от датчика скорости. Для этого существует специальная кнопка. Такой факт позволяет усилителю работать максимально эффективно.
Преимущества и недостатки гидроусилителя
Можно выделить следующие преимущества ГУР:
он обеспечивает комфортную работу водителя на любых скоростях движения;
система выдерживает любые нагрузки, является достаточно мощной для того, чтобы эффективно работать на грузовиках и внедорожниках;
производство гидравлических механизмов дешевле, чем изготовление ЭУР, и поэтому транспортные средства, оснащённые ГУР, стоят на порядок дешевле.
Гидроусилитель руля комплект
Среди недостатков гидравлики громоздкость системы, внимательность к ней при эксплуатации, своевременная диагностика и проведение профилактических мероприятий, а также её зависимость от двигателя, что приводит к определённой трате его мощности. К тому же система не сразу реагирует на действия водителя.
Преимущества и недостатки электроусилителя
Стоит отметить следующие преимущества электроусилителя:
наличие нескольких режимов применения;
экономичность;
компактность;
на работоспособность системы не влияют ни изнуряющая жара, ни сильные морозы;
простота обслуживания;
быстрота реакции на действия водителя.
Недостатком такого механизма можно считать плохую работу и неожиданный выход из строя при движении на плохих дорогах. ЭУР может перегреться и не работать, пока не остынет.
Электроусилитель руля комплект
Мощность у такого типа усилителя руля недостаточная для установки его на грузовики и внедорожники. Поломка устройства грозит вылиться в дорогостоящий ремонт или полную замену механизма.
Сравнительный анализ ГУР и ЭУР
Конечно же, каждый водитель имеет свои предпочтения как в марке автомобиля, так и в типе рулевого управления. Если сравнивать две системы, то ГУР представляет собой более простое устройство, которое не зависит от электронного управления. Оно не имеет программных сбоев и не перегревается на просёлочной дороге.
Однако подобная система требует приобретения расходных материалов и их периодической замены: масло, фильтр, шланги и прокладки. Связано это с тем, что многочисленные соединения и уплотнения подвержены высоким нагрузкам, вследствие которых изнашиваются. Важно своевременно производить диагностику состояния системы ГУР и проводить профилактические действия для поддержания её работоспособности.
Устройство электроусилителя руля
Устройство электроусилителя руля
Электроусилители не нуждаются в расходных материалах, не имею соединений, способных вывести систему из строя. Это делает такие устройства более прогрессивными и надёжными.
Если говорить об удобстве управления, то гидравлика обеспечивает лучшую обратную связь и на крутых виражах чувствовать пределы возможностей транспорта. ГУР не реагирует на удары и вибрации на плохой дороге.
ЭУР же требует установки специального демпфера, способного гасить колебания. Вибрации и ударные нагрузки делаются электросистему уязвимой и могут привести к уменьшению срока её службы.
В отношении надёжности и эффективности гидравлическая система не способна выдерживать длительную эксплуатацию в предельных режимах. В крайнем положении руль не должен находиться более 10–15 секунд. В противном случае узел перегреется и отключиться. Для его перезапуска понадобиться время. Также использование гидравлики подразумевает некоторую потерю мощности двигателя.
Управление автомобилем на плохой дороге
ЭУР создают лишь дополнительную нагрузку на генератор и не отбирают у мотора мощность и не тратят при этом дополнительное топливо. Абсолютно спокойно система реагирует и на длительную работу в крайнем положении руля. Отключается электродвигатель только при езде по бездорожью, вязкому снегу и ухабам.
Преимуществом ЭУР также можно назвать наличие нескольких режимов работы:
Настройки довольно легко менять на ходу. Для этого достаточно нажать на специальную кнопку и выбрать нужный режим.
Если говорить о применении усилителей рулевого управления, то ГУР может быть установлен практически на любой автомобиль. А вот ЭУР обладает ограниченным крутящим моментом и его нельзя устанавливать на грузовой транспорт, внедорожники и крупные представительские лимузины.
Jeep Wrangler Recon
На внедорожники не рекомендуется устанавливать ЭУР
ЭУР или ГУР? Муки выбора!
Еще до установки колес подходящего размера я все чаще убеждался, что нужно ставить какое-то усиление на руль. Хотя я и катаюсь с ярыми адептами, отрицающими все подобные блага человечества, ссылаясь на якобы «палевный» шум ГУРа в лесу, усложение конструкции и т. п. «ерунду», но мысль об усилении не давала мне покоя. Да и никакого удовольствия нет когда поездка превращается в борьбу с рулем! Возможно, кто-то успокаивает себя тем, что он суровый парень и не боится трудностей, поэтому усилитель руля — лишняя блажь в конструкции УАЗа, но я считаю иначе! Короче, я решился!
Но теперь возник вопрос к какому ополчению прильнуть?! )))
Начитавшись про ЭУР и вдохновившись тем, что при поломке у меня руль становится с усилием обычного, я раздобыл некоторый комплект от Тойоты Филдер.
Приобрел и убрал до часа «Х», потому как занят был капиталкой мотора. А потом был занят капиталкой КПП. Соответственно час «Х» никак не наступал, так как после коробки я увлекся раздаткой. ))))) А там уж и колеса подошли к своей очереди, отодвинув установку ЭУР на неопределенный срок. )))))
Выделил-таки я время на изучение содержимого коробки с ЭУР.
Повертел я в руках сие изделие. Вроде все четко, но как-то не то. Не вращается вал. А ведь он должен вращаться, даже в отключенном состоянии. Из-за этой хваленой особенности и пал выбор в сторону ЭУР.
Сначала подозревал в саботаже блокировку замка зажигания.
Решил разобрать и посмотреть внутри.
Все это дело я, конечно, очистил, смазал, но вращаться редуктор не заставил. Двигатель в отличном состоянии, крутит четко. А редуктор не поддается. Заржавел какой-то из подшипников. Там делов-то открутить, снять и пересмазать. Но как-то запал и вдохновение у меня относительно ЭУР упали. Задолбался я каждую деталь реинкарнировать, ладно то уазовские, но япономобильные руины ввели меня в ступор )))
А тут еще и ободрыши сделал и поставил на свой Бобик. Покатался. Почитал, погуглил, поизучал. И понял. ЭУР не для моего формата. ЭУР втыкать только в стоковые колесики. Так что хорошо, Бог отвел!
А значит надо ГУР!
Но какой? Родной, который стоит в районе 50 тыр и кторый все называют говном или снова колхозить химеру?
Снова в интернет! Башка пухнет от мнений и решений.
И вроде все нахваливают БМВ. Советуют полазить по бээмвэшным разборкам, поискать соответствующие детали. Капец! В моем Мухосранске Стерлитамаке хорошо, что есть хотя бы продуктовые магазины и торговын центры. )))) Выбор разборок очень ограниченный и найти нужную деталь можно только на ГАЗель, ВАЗ и на ту иномарку, которую позавчера какой-нибудь мажорик по пьяни втер в столб.
И тут вселенная распростерла свои объятья и одарила меня объявлением на Авито от Максима Иванова. Комплект ГУР БМВ на УАЗ. 16 тыр. Убедительно против уазовских 50. И не надо мотаться по разборкам и металлоприемкам. Типа купил, поставил, немного постучал молотком, поставил, еще постучал или подпилил и вуаля — можно езить!
Основным доводом в пользу ГУРа было то, что усилие прилагается от редуктора к тягам. ЭУР же усиливает движение рулевого колеса, то есть редуктору достается по полной со всех сторон. Хотя тоже можно поспорить… Ну, да ладно…
Как уже стало понято из фотоснимков, я — счастливый обладатель запчастей для обоих вариантов рулевого усиления! )))))
Но, в итоге, устанавливать буду ГУР от БМВ, скомплектованный Максимом Ивановым.
Все описание работ буду излагать здесь, максимально объективно (хотя не верю в существование такого понятия в принципе), надеясь, что все получится и мои колесики можно будет поворачивать одним пальцем!
Метки: бобик rat look, гур в уаз 31512, уаз на ободрышах, усилитель рулевого управления в уаз, гур в уаз своими руками
Комментарии 70
Гур! Я в инете нашёл гур на баханку за 20тыр. Болгарка, сварка и итог кручу одним пальчиком! Как ездил 3 года на 33 колесах с блокировкой в обоих мостах теперь не представляю)))) просто сказка с Гуром! Гур наш какой то, но почти новым купил!
Я сначала думал, что блажь все это, что на УАЗе можно ездить с обычным рулевым редуктором. Пока не прокатился на УАЗе коллеги по работе. Прокатился и охренел. И больше не хочу пыжиться в лесу за рулем, выезжая из колеи и выруливая меж деревьев.
Так я тоже давно мечтал но не решался поставить гур, но у меня то ещё блокировки ижтехно в обоих мостах, там если передок включён, на асфальте просто было не повернуть руль, сейчас пальчиком!
Значит я верной дорогой иду, товарищ!
Конечно верной, уж не пожалеешь это точно!
Гур! Я в инете нашёл гур на баханку за 20тыр. Болгарка, сварка и итог кручу одним пальчиком! Как ездил 3 года на 33 колесах с блокировкой в обоих мостах теперь не представляю)))) просто сказка с Гуром! Гур наш какой то, но почти новым купил!
Ты шутишь 20т, гур на уаз можно поставить на много дешевле о каких 20к идет речь
Гур! Я в инете нашёл гур на баханку за 20тыр. Болгарка, сварка и итог кручу одним пальчиком! Как ездил 3 года на 33 колесах с блокировкой в обоих мостах теперь не представляю)))) просто сказка с Гуром! Гур наш какой то, но почти новым купил!
А на буханку так вообще 1500 и болгарка сварка и счастье
Например? Я взял почти новый за 20, новый такой стоит 35
Ну на какой уаз сначало обозначься?
Это всё искать надо, тем более редуктор, где то заказывать, ждать… А тут купил, 1 час и Гур работает!
Ну хозяин барин, речи о времени не было
Тоже лежит гур от бмв. Брал за 3000. Драйвовчанин один помог. У него в Ростове разборка у знакомых. Полный комплект, с радиаторов мет.бачком и т.д. Ну правда крепление и сошку варить.
Бачек ГУРа в комплекте одноразовый, в смысле его при каждом ТО менять надо. Так же его трубки снизу отлично обжимаются вплоть до перекрытия сечения если жижа будет горячей, а при больших колесах горячей она будет! У меня в бортовике УАЗа есть отчет с фото что стало с пластиком бачка. www.drive2.ru/l/545253314846000299/
Так что лучше железный, он хоть и дороже, но не подкинет таких «подарков» и фильтр в нем легко меняется и стоит мало.
Ясно. А железный нужно самому колхозить или есть готовые варианты?
Заводской конечно. www.avtoall.ru/bachok_gaz…rousilitelya_bagu-087886/
Диаметр у них одинаковый, пластиковый под размер железного видимо выпускают. По высоте чуть-чуть выше будет.
Фильтр туда www.avtoall.ru/element_fi…z_uaz_gura_ekofil-055211/
Спасибо за ценный совет. Обязательно учту во время доработки.
А фильтр, как я понял, вставляется прямо в бачок?
Да, там внутри торчит ось, на нее одевается фильтр и крепиться шплинтом с пружинкой и шайбой. Сверху вставлена перегородка-сеточка до которой положено наливать жижу.
Можно и пластиковый пока оставить, но на моем опыте лучше в его трубки запрессовать металлические трубки от обжатия. Металлический может где-то на разборке купить, он же почти вечный — масло внутри плещется )))
Спасибо за ценный совет. Обязательно учту во время доработки.
А фильтр, как я понял, вставляется прямо в бачок?
поясню
короткую тягу поменял — вот тебе сток, имею в виду вот эту
ежели катки большие — конструкция газ 66 роляет
(по оформлению — тут да, скорее всего проблемнее)
опять же…колонка то родная, короткую тягу поменял — вот тебе сток
имхо
Оформления никакого не будет, машина кроме леса нигде не ездит, так, иногда вылазки за пивом, но под чутким контролем наличия гайцов.
ГОРУ очень прикольный вариант. Но не такой бюджетный как то, что я приобрёл. Только поэтому. Если бы были халявные запчасти на ГОРУ, конечно поставил бы.
Проникнуть к военным и скрутить с шишиги. 🤣
В нашем городе все воинские части расформированы уже лет 10. Я никак не военный, не служил и рад этому. Поэтому уж как-нибудь так…
А вообще, если машина из леса не выезжает, то поставить третий мост и перейти на «бортовой поворот». 😉
Вот бы суперпроходимец получился бы!
😂😂😂
Три моста! Не задумывался, но интересно! Как пойму, что двух не хватает, буду знать в какую сторону «копать».
И поверх, можно будет гусиницы надевать, если совсем топь.
И плавать будет лучше. 🙂
Для начала нужно достроить то, что запланировано. Так и не получилось полноценно испытать машину во всех режимах. После установки усилителя руля, заделки всех дыр планируется понижение в раздатку и лебёдка. Вот уже после этого минимума можно будет делать какие-либо выводы. Пока всё нравится, едет как танк, но всегда есть, что нужно улучшить.
А лучше, две раздатки, последовательно.
Причем, в одно, понижение, к примеру, 3, а во второй — 2.
Тогда получится выбор понижения 1/2/3/6.
Можно, но не могу представить как это будет всё состыковано. На драйв искал, всё поверхностно, подробных отчётов нет.
На Соболе видел. И на Греет Волл, как у меня. 🙂
Ставят вторую РК от шишиги.
Просто промежуточный карданчик делают.
Обычно из двух фланцев.
Ну и карданы к мостам менять.
Управление РК, лучше тросами.
Проще и вибрации меньше передаются.
Оформления никакого не будет, машина кроме леса нигде не ездит, так, иногда вылазки за пивом, но под чутким контролем наличия гайцов.
ГОРУ очень прикольный вариант. Но не такой бюджетный как то, что я приобрёл. Только поэтому. Если бы были халявные запчасти на ГОРУ, конечно поставил бы.
мой опыт (может пригодится)
б/у комплект от газ 66 можно купить за недорого (авито, юла, итп.)
ремкомплекты для его ТО продаются (тоже по сути копейки )
по насосу, ставил наши, ино, нш
ино насосы — надежны, имеют байпас клапан, клапан стабилизации оборотов
когда все это подключаешь, да еще радиатор простенький (газ /уаз) в систему, тады вообще шик
дешево и сердито — нш, все вышеуказанные датчики, радиатор адаптируются ( ручной работы естественно больше)
наши (стандартные) насосы — по возможности идут лесом
по ощущениям — подобная конструкция (управление золотником на тяге) несколько валовата ( не критично, просто особенность)
но прет… когда первые пару раз подобное делал, не устанавливал клапан перегруза, при неправильном расчете, регулировке (упор поворота не соответствует ходу штока) поперечную тягу ломает гнет на раз ( на руле сие практически не ощутимо)
еще один немаловажный плюс этой конструкции — праведное распределение нагрузки по шаровым опорам
на пальцах:
гипотетически представим что каждое колесо имеет сопротивление в 500кг
в подобной конструкции цилиндр толкает /тянет поперечную тягу, которая поворачивает колеса
т.е — на цилиндре имеем 1000кг, на рулевых пальцах (у колес) 500кг
короткая тяга (два рулевых наконечника) рулевая колонка практически не нагружены
теперь представим стандарт (те же 500кг на колесо)
усилие с обеих колес (500+500) идет на короткую тягу и колонку ГРУ
т.е каждая деталь после поперечной тяги — два рулевых наконечника короткой тяги, сама тяга, рулевая колонка (её крепеж) испытывают нагрузку в 1000кг
учитывая что гряземесы всяко лифтят, кроят, самопалят сошки, итд — нагрузка тут шибко не желательна
Ну и не забываем выживаемость — умер у вас в лесу ГУР 66, порвало шланг, итд… тупо скинули ремень и юзаете стандартную конструкцию
минусы — ощутите 2мм люфт в золотниковом механизме тяги управления, ну и понятно, нагрузка на короткую тягу, колонку станет стандартной суммируется с колес (500+500=1000)
однако…проблемы не вижу — аварийный режим на то и аварийный:)
Сори что так подробно рассказал (понимаю что сами все это знаете)