Что лучше готовый бизнес или с нуля
Как купить готовый бизнес?
Дорогой Т—Ж, расскажи, как купить готовый бизнес? У меня мало опыта, но много энергии. Стоит ли покупать, не имея опыта ведения своего дела?
Что нужно знать заранее? Как не быть обманутым? На что обратить внимание? И какие тонкости нужно соблюсти?
Есть три способа сделать так, чтобы у вас появился свой бизнес: создать его с нуля самому, воспользоваться франшизой, купить готовый.
Создать прибыльное дело с нуля сложно: это требует больших усилий и временных затрат.
Франшиза — это когда вам предоставляются лицензия на использование бренда, расписанные бизнес-процессы (готовый бизнес-план, скрипты общения с клиентами и т.д.), а также помощь от франчайзера для успешного старта и развития. Но еще нет ни клиентской базы, ни помещения, ни оборудования, ни сотрудников.
Чтобы сэкономить время и силы, можно купить готовый бизнес, который уже работает и приносит прибыль. Фактически это покупка компании с поставщиками, клиентами, помещениями и сотрудниками.
Мы много писали о бизнесе по франшизе, поэтому в этой статье рассмотрим вариант покупки работающей компании как готового бизнеса.
Вкратце: как купить готовый бизнес
Консультироваться с экспертами на каждом этапе.
Определиться со сферой бизнеса.
Оценить перспективы рынка и конкуренцию.
Найти готовый бизнес.
Проверить выбранный бизнес.
Если бизнес оформлен на ИП, оформить ИП на свое имя и перевести на себя активы готового бизнеса.
Если приобретаете фирму, выкупить доли предыдущих учредителей или создать новое юридическое лицо и купить активы готового бизнеса.
В чем преимущества покупки готового бизнеса
Когда вы покупаете работающую компанию, можно сразу начинать работу. Не придется искать оборудование, помещение, сотрудников и поставщиков. Известны примерная выручка и чистая прибыль от работы бизнеса.
Уже есть клиентская база, сразу можно получать прибыль.
С какими сложностями придется столкнуться
Даже если купить работающую компанию с прибылью по документам, могут быть проблемы.
У фирмы могут быть долги по налогам, перед поставщиками, арендодателем и сотрудниками.
Реальное состояние бизнеса может быть хуже, чем по документам: выручка и прибыль меньше, оборудованию нужна замена, поставщики ненадежны, сотрудники плохо работают, а продукция некачественная.
Испорченная репутация. В интернете могут быть плохие отзывы о компании, которые повлияют на работу и прибыль, даже если вы идеально наладите процессы.
Что нужно делать
Определитесь со сферой. При покупке готового бизнеса, как и при создании бизнеса с нуля или по франшизе, необходимо отталкиваться от сферы, в которой он работает. Она должна вас привлекать.
Важно оценить свой прошлый опыт и навыки в бизнесе или работе по найму. Лучше покупать тот бизнес, который вам знаком. Если вы работаете в индустрии красоты, например парикмахером, вам лучше покупать салон красоты, а не автомастерскую.
Оцените перспективы. Разберитесь, что происходит на этом рынке, будет ли он расти, какие перспективы и сложности, кто основной конкурент. Поищите лидеров мнений в этой сфере, почитайте их соцсети: иногда этого достаточно, чтобы понять, как обстоят дела с проверками, какие проблемы придется решать и чего точно не стоит делать. Не стесняйтесь задавать вопросы.
Найдите готовый бизнес для покупки. Объявления о продаже бизнеса публикуют в деловых изданиях и газетах, иногда на «Авито». В интернете есть биржи по продаже готового бизнеса, но мы не знаем, насколько они надежны и кому из них можно доверять. Проверяйте информацию о самой бирже и ее владельцах.
Обратите внимание на описание бизнеса в объявлении. Чем больше подробностей указано, тем лучше. Надежнее всего покупать готовый бизнес через брокера: он проверяет компании, помогает с оформлением сделки, рассказывает о нюансах. Лучше заплатить процент брокеру, чем потерять все.
Решите вопрос с деньгами. Взять кредит — вариант опасный. Если это ваш первый бизнес, из-за недостатка опыта дела могут пойти плохо, и вы останетесь с долгами и проблемами. Можно потерять не только вложения, но и личное имущество.
Как проверить готовый бизнес
Готовый бизнес могут продавать из-за того, что нет спроса, зато есть долги и убытки. При этом владелец будет ссылаться на занятость в другом бизнесе, переезд и демонстрировать успехи своей компании.
Нельзя верить всему, что говорит продавец. Нужно тщательно проверить бизнес перед покупкой. Даже после проверки риски все равно остаются.
Вот, что можно сделать перед покупкой компании.
Посмотрите на бизнес глазами клиента. Наймите тайного покупателя или станьте им лично.
Почитайте отзывы о компании в интернете. Их можно найти в сервисах «2ГИС» и «Фламп», на городских форумах и в маркетплейсах. Не всем отзывам можно доверять, это касается и плохих, и положительных.
Может оказаться так, что владелец бизнеса снимает помещение у родственника по очень низкой арендной ставке. Он продаст бизнес вам, его родственник повысит арендную плату, рентабельность упадет. Чтобы снизить риски, посмотрите договор аренды и допсоглашения к нему. Обратитесь к юристу: разобраться в договорах без опыта сложно.
Изучите документы, регламентирующие трудовые отношения. Персонал получает белую, серую или черную зарплату? Заключены ли трудовые договоры и на какой срок? Чем подтверждается квалификация персонала? Что написано в должностных инструкциях?
Можно даже поработать некоторое время в компании, которую собираетесь купить. Так вы поймете изнутри, какие есть проблемы в бизнесе.
Что такое due diligence и как это поможет
Due diligence — это процедура, в ходе которой специально обученные люди проверяют готовый бизнес по всем параметрам. Такая проверка помогает разобраться в сложных финансовых и юридических вопросах и понять, какие проблемы у компании и что дадут вложения.
Вот какие проверки проводят эксперты при due diligence:
По каждому блоку разрабатывают отдельный отчет с оценкой, потом формируют общий.
Существуют юридические и аудиторские компании, которые занимаются именно due diligence. Это может стоить 100 тысяч рублей или больше, но вы точно будете знать, что за актив вы приобретаете. Когда появляются сообщения о покупке крупных компаний, слиянии или инвестициях, почти всегда там проводили due diligence. Иногда это обязательная процедура для банковских операций: кредитов или лизинга.
Что значит купить готовый бизнес
ИП купить нельзя, потому что это просто статус конкретного человека. А вот владельцем компании вполне можно стать официально, даже если раньше она принадлежала другим людям.
Нельзя просто договориться о передаче бизнеса и автоматически стать его владельцем. О смене владельца нужно сообщить государству, как положено по закону. А потом отвечать перед ним за работу компании.
Как получить бизнес, который оформлен на ИП
Покупать придется не бизнес, а активы. На каждом этапе нужен юрист.
Попросите справку об отсутствии претензий со стороны супруга/супруги собственника бизнеса, ведь ИП отвечает по своим обязательствам личным имуществом. Вы можете купить помещение, а потом придет чья-то бывшая супруга и признает сделку недействительной.
Подпишите договор купли-продажи материальных активов: оборудования, остатков товаров.
Договоритесь о переуступке прав аренды и оформите договор с арендодателем. Читайте договор: вам могут предложить субаренду, а на нее есть запрет.
Подпишите соглашение о передаче нематериальных активов. Например, права на использование логотипа, слогана или сайта.
Заключите новые договоры с клиентами и поставщиками. В этом должен помогать предыдущий собственник. Важно не только оформить документы, но и сохранить связи.
Как купить фирму
Процедуру передачи ООО или АО регулирует закон. Есть несколько вариантов перерегистрации бизнеса на нового владельца.
Создается новое юридическое лицо, все активы продаются ему. У новой компании нет долгов и чистая кредитная история. Но поставщики и клиенты могут не согласиться работать с другой фирмой. Банк может не дать кредит, а арендатор расторгнет договор.
Изменить состав учредителей. Вы выкупаете доли предыдущих учредителей. В этом случае сохранится вся кредитная история юридического лица, но теперь вы отвечаете по долгам компании. Зато клиенты и поставщики могут вообще не заметить, что у бизнеса новый собственник.
Покупать фирму без юриста сложно и опасно. Например, вам могут предложить стать директором, а не учредителем. Тогда вы будете платить штрафы за нарушения, но не сможете полностью контролировать бизнес. Всегда консультируйтесь с экспертом.
Прежде чем покупать компанию или оформлять на себя активы, сто раз подумайте. Вместо того, чтобы зарабатывать, вы можете потом годами решать чужие проблемы.
Присмотритесь к франшизам известных брендов. Вы всегда успеете открыть свою пиццерию, кофейню или интернет-магазин одежды. Но сначала узнайте, как все устроено. И всегда вкладывайте в новый бизнес только ту сумму, с которой готовы безвозвратно расстаться.
Всегда консультируйтесь с экспертами
В одной статье нельзя охватить все нюансы покупки готового бизнеса. Вам придется разобраться с налогами, онлайн-кассами, пожнадзором, медосмотрами, гражданской обороной, штрафами, претензиями конкурентов и потребителей, использованием расчетного счета и декларациями. На каждом шагу вас ожидают проблемы и подводные камни.
Если у вас нет опыта в бизнесе, не делайте вообще ничего без консультации с экспертом: бухгалтером, юристом, маркетологом, программистом, кадровиком. Всегда обращайтесь за помощью к профессионалам, чтобы не остаться без денег, перспектив и с долгами.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что лучше: основать новый бизнес или купить существующий?
Если вы хотите жить в своем доме, у вас есть выбор. Вы можете найти место под застройку, получить разрешение, нанять архитектора и строителей, подождать полгода и затем въехать в свое новое жилище. Однако это требует больших затрат и сил, и времени. Для многих гораздо более простое решение — это купить готовое жилье.
Примерно так же обстоит дел и в бизнесе. Начинать «с нуля» всегда тяжело. Предприниматель должен не спать ночами, генерировать новые идеи и постоянно думать о том, как уберечь свое начинание от банкротства.
Купить готовый бизнес гораздо проще. Обычно у предприятия уже существует определенный уровень дохода, кредитный рейтинг и устойчивый круг клиентов. Готовый бизнес привлекателен для финансистов, особенно если видно, что новый владелец способен «влить новое вино в старые меха». Поглощение может сэкономить годы упорного труда и позволяет мгновенно выйти на интересующий бизнесмена рынок.
Подобные вещи являются обычной практикой среди крупных компаний. Очень редко корпорации создают новый бизнес «с нуля», предпочитая купить пусть небольшое, но уже существующее предприятие.
Даже покупка обанкротившихся предприятий может оказаться полезной. Заплатить за него можно минимальную цену, а при правильной постановке дела и определенных финансовых влияниях дело может пойти на лад очень скоро. Кроме того, новый владелец свободен в принятии непопулярных решений, например, увольнении части персонала. Это будет воспринято нормально, ведь «новая метла по новому метет».
Естественно, что покупка готового бизнеса требует определенных усилий. Важно сразу определить, какой уровень владения предприятием вам необходим. Может быть, вас вполне устроит только пай в прибыльном деле, особенно если вы не сильны в стандартной бизнес-рутине: переговорах с поставщиками, контроль за персоналом и т.п. Вы также должны понять, в какой сфере деятельности вы разбираетесь больше всего, ведь дилетантизм — кратчайший путь к банкротству.
Прежде чем покупать готовый бизнес необходимо удостоверится, что вы свободны от различных обязательств. Например, вы могли пообещать своему бывшему работодателю не конкурировать напрямую с его предприятием (такое часто случается, если вы не планируете менять свою профессию). Иногда возникает соблазн нарушить подобные обещания, но ни в коем случае не делайте этого. Последствия могут быть самыми плачевными.
Сам процесс покупки начинается с выяснения, кто и что продает. Владельцы бизнеса не слишком сильно рекламируют свои намерения продать дело, поэтому за информацией желательно обращаться к специальным агентам, которые занимаются подобными вещами. От них вы получите первые данные об обороте компании, ее положении на рынке и причинах продажи.
Затем необходимо создать команду, которая поможет вам избежать различных неприятностей при осуществлении сделки. Конечно, прежде всего, в нее войдут юристы. Предпочтительно, чтобы подобным делом занимался не ваш фамильный адвокат, а специализирующееся на этом юридическое агентство. Не помешают и профессиональные бизнес-консультанты в этой области.
Рекомендуется до поры до времени не афишировать своего желания купить определенное дело. Как при любой сделке слишком явно выраженный интерес может повлиять на цену. Однако и делать каменное лицо, как при игре в покер, тоже не следует. Называйте себя настоящим именем, пусть владелец знает, с кем имеет дело.
После явной демонстрации желания купить тот или иной бизнес, начинается его проверка. Здесь и пригодятся специалисты, о которых было сказано выше. Очень часто то или иное предприятие имеет тщательно скрываемые проблемы, выяснить которые — и есть задача профессионалов.
Финальная часть переговоров — обсуждение цены. Здесь важно предложить не слишком много, и не слишком мало. Почему первое, понятно. Предложив же слишком мало, вы рискуете если не сорвать, то затормозить сделку. А если бизнес достаточно привлекателен, то продавец может найти более сговорчивого покупателя.
Интересно узнать, каким же все-таки образом определяется «справедливая цена». Если с компаниями, чьи акции котируются на бирже, все более или менее понятно, то как быть с «частными владениями». Обычно практикуется следующая формула: компания оценивается в сумму чистой прибыли, заработанной данным бизнесом в течении 7-8 лет. Однако если за предприятие платят наличными (а не обменивают, например, на акции), то покупатель вправе потребовать скидку, иногда достигающую пятидесяти процентов.
Таким образом, например, инжиниринговая компания, зарабатывающая 80 тысяч фунтов в год чистыми, может быть продана за 240-320 тысяч фунтов. А если бы она котировалась на бирже, то цена была бы выше раза в полтора-два. Хотя есть и исключения. Например, компания Great Universal Stores купила онлайнового торговца Jungle.com всего за 7 миллионов, хотя его акции на бирже стоили в три раза больше. Вот что значит сила наличных денег.
Результаты после покупки могут быть самыми разными. Дело может развалиться или, наоборот, принести неожиданную прибыль. Но все-таки покупка готового бизнеса более безопасна, чем создание предприятия «с нуля». Поэтому это лучший вариант для тех, кто не считает нужным рисковать.
Франшиза, готовый бизнес или дело с нуля: с чего лучше начать путь предпринимателя
Франшиза
Преимущества:
— Работа с уже известным брендом. Тебе не придётся с нуля разрабатывать проект и приучать к нему аудиторию. Ты получишь имя, которое уже знакомо потенциальному клиенту, а значит, индекс лояльности будет намного выше. Чем известнее фирма-франчайзер, тем быстрее будет нарастать целевая аудитория, сократятся издержки, и дело скорее преодолеет рубеж самоокупаемости и станет приносить прибыль.
— Не нужно налаживать связи с поставщиками, так как полный список предоставит тебе франчайзер. Более того, высока вероятность, что закупочная стоимость сырья, товаров или услуг будет ниже, чем в случае самостоятельного поиска и заключения договора.
— Отсутствие необходимости разрабатывать свой уникальный стиль. Разработка фирменного узнаваемого стиля может обойтись в солидную сумму, но работая по франшизе, ты сможешь использовать символику, цвета и дизайн партнёра. Более того, для тебя и твоего помещения разработают стиль, который будет соответствовать фирменному оформлению франчайзера, а значит, будет проверен временем и более узнаваем со стороны клиентов.
— Обучение персонала. Франчайзер передаёт полный регламент поиска и обучения сотрудников, после чего проводит аттестацию и помогает с открытием. Также обучает правильному ведению бизнеса.
— Возможность получить полную информацию по проекту. Франчайзер заинтересован в том, чтобы расширить географию заведений и получать дополнительную (хоть и небольшую) прибыль. Поэтому он окажет всю необходимую помощь и составит точные финансовые планы расходов. Тебе не придётся самостоятельно изучать рынок, составлять сметы и расчёты.
— Сокращение расходов на раскрутку и рекламу. Как мы уже сказали, твоё заведение будет узнаваемым за счёт распространённости сети, а на всех дальнейших этапах тебе будет помогать франчайзер. Он сможет дать информацию об открытии на официальном сайте и в социальных сетях компании, а также помочь с выходом на региональные рекламные ресурсы.
— Высокая конкурентоспособность бизнеса. Сотрудничая с известной компанией, ты уже демонстрируешь качество оказываемых услуг. К тому же франчайзер заранее рассчитывает местонахождение других филиалов и располагает их так, чтоб партнёры не конкурировали между собой. На фоне давно работающих организаций бизнес может привлечь любопытных клиентов.
Недостатки:
— Задокументированные обязательства. Вне зависимости от окупаемости бизнеса ты будешь обязан выполнять условия, прописанные в договоре с франчайзером. В них могут входить стабильные выплаты, которые в случае неокупаемости придётся платить из своего кармана.
— Невозможность открытия смежной франшизы. Заключив договор, ты не сможешь открыть франшизу у прямых конкурентов или собственное дело в одном районе с имеющейся франшизой. Франчайзеру это необходимо для того, чтобы и дальнейшие заведения открывались под его эгидой.
— Строго регламентированное сотрудничество с поставщиками. Даже если ты сможешь найти поставщика с более низкими ценами, согласно договору ты не сможешь покупать сырьё, товары и услуги у него. Благодаря таким жестким правилам, франчайзер получает для своих партнёров скидки у постоянного поставщика.
— Требует больших затрат на старте. Если бюджет первоначальных инвестиций ограничен, то открытие франшизы становится непростым делом. Франчайзеру необходима оплата в полной мере, чтобы минимизировать собственные финансовые риски при раскрытии всех деталей работы организации.
— Возможность расторжения договора в одностороннем порядке. Заподозрив партнёра в несоблюдении условий, согласованных в договоре, франчайзер может потребовать приостановления деятельности филиала.
— Большое количество разнообразных франшиз. Одновременно и плюс, и минус: при выборе у тебя разбегаются глаза, и ты не знаешь, что выбрать. К тому же появляется много конкурентов, желающих заработать на пустом месте с минимальными вложениями.
— Паушальный взнос. Единоразовая выплата за право использования бренда. Также, помимо этого, франчайзер устанавливает роялти — ежемесячный платёж, представляющий собой фиксированную сумму либо процент от выручки.
Готовый бизнес
Преимущества:
— Получение готовой бизнес-модели. Так же как и во франчайзинге, тебе не придётся с нуля выбирать отрасль, искать поставщиков и персонал, искать подходящее помещение, разрабатывать логотип и рассчитывать поэтапное увеличение расходов и доходов.
— Регистрация во всех государственных инстанциях. Если бизнес вёлся «по-белому», то тебе не придётся по новой возиться с бумагами и долго ждать подтверждения регистрации. Это сохранит много времени и позволит сразу приступить к развитию бизнеса.
— Имеющаяся клиентская база. Покупая готовый бизнес, ты сразу получаешь и его целевую аудиторию, которая пользовалась услугами на протяжении длительного периода. Благодаря этому ты пропустишь этап «убыточности», связанный с отсутствием клиентов.
— Наличие репутации (что может быть как положительным, так и отрицательным качеством в зависимости от деятельности предыдущих владельцев). Подойдя к этому вопросу внимательно, ты сможешь приобрести бизнес, с которым будет проще взаимодействовать с потенциальной аудиторией и будущими партнёрами.
— Наличие лицензий и разрешений для определённых видов деятельности. Тебе не придётся обращаться в специальные инстанции и проходить процедуры проверки, что поможет сэкономит много сил, времени и денег.
Недостатки:
— Вероятная убыточность бизнеса. Как ты можешь понимать, с прибыльным делом никто бы не расстался. Поэтому стоит разузнать о причинах продажи и быть готовым к сокрытию каких-то деталей. Стоит изучить финансовые отчёты за несколько лет, чтобы определить начало спада выручки и, как следствие, причины.
— Изношенное оборудование. Если организация существует давно, высока вероятность, что владелец просто хочет открыть дело заново, а стартовым капиталом станут твои деньги. Поэтому тщательно просмотри все аспекты — не исключено, что причина в изношенности оборудования, которое может сломаться в любой момент.
— Слишком высокая конкуренция, которая может зависеть от географического расположения или сегмента в целом. Соответственно, от смены руководства положение дел не изменится, а значит, дело будет заведомо невыгодным. Прежде чем покупать готовый бизнес, изучи основных конкурентов рынка.
— Остаточные долги перед кредиторами. Если помещение было взято в ипотеку, то она может перейти к новому владельцу. Так же и со всеми налогами, штрафами и пеней.
— Потеря сотрудников из-за смены руководства. По личным причинам коллектив может предпочесть уйти вместе с предыдущим начальством. Это станет явным показателем для постоянных клиентов, который отпугнёт их.
— Истекающий срок аренды. Если помещение было изначально взято в аренду на долгосрочный период, недобросовестный владелец может решить прекратить ведение бизнеса, полностью продав его. Будучи невнимательным при подписании договора купли-продажи, ты можешь остаться без ничего, а экс-владелец — не понести никакого наказания. Подобная ситуация может случиться и с контрактами поставщиков, после чего в лучшем случае придётся их продлевать, в худшем — искать новых.
— Высокая цена. Покупка готового бизнеса — самый затратный способ открытия бизнеса. Всё зависит от собственной оценки предприятия бывшим владельцем, который постарается максимально (хоть и на ровном месте) набить цену. К тому же на содержание бизнеса потребуются дополнительные средства. В противном случае будет как говорят в народе: хочешь открыть маленький бизнес — купи большой и немного подожди.
Дело с нуля
Преимущества:
— Полная финансовая независимость. В отличие от франшизы, все заработанные деньги будут только твоими (и налоговой).
— Возможность творчески отнестись к оформлению. Если во франшизе тебе придётся придерживаться общего стиля, то в собственном деле интерьер, символика, корпоративные цвета — всё только на твоё усмотрение.
— Свобода в принятии решений. Тебе не нужно ни с кем советоваться и просить разрешения для открытия других заведений. Ты сам решаешь, в каком направлении и как будет развиваться бизнес.
— Возможность создать что-то уникальное. Твоя задумка может и не иметь аналогов в своей сфере, осуществление которой привлечет аудиторию. Франшиза и готовый бизнес чаще всего идут проторенными дорогами.
Недостатки:
— Большие инвестиции. Тебе придётся заплатить значительно больше, чем при покупке франшизы или готового бизнеса. При этом большую часть расходов составит продвижение бренда и его услуг.
— Финансовые риски. Не имея должного опыта в управлении, ты рискуешь допустить ошибки, которые повлекут неоправданные затраты, проблемы с документацией или неправильное позиционирование. В итоге дело может не выгореть, и ты понесешь убытки.
— Много сил и времени на старте. Тебе придётся в буквальном смысле жить на работе и решать возникающие проблемы, а их будет много.
— Поиск поставщиков и сотрудников. Определившись со сферой деятельности, ты должен будешь тщательно промониторить всех поставщиков, чтобы найти максимально выгодные предложения. Что касается сотрудников — соискателей может быть много или не быть вообще. Ты должен быть готов к обоим вариантам — самостоятельно работать первое время и встречаться с претендентами, многим из которых придётся отказать.
— Большая ответственность. Быть начальником — не значит сидеть в кожаном кресле и получать прибыль. Это ответственность перед другими людьми — подчинёнными, поставщиками и клиентами. Будь готов оперативно решать возникшие проблемы и принимать важные решения.
— Регистрация и подготовка документации. Тебе придётся бегать по разным инстанциям, собирать множество документов и разрешений, проходить комиссии и проверки. Это может занять много времени и принести дополнительные затраты.
— Отсутствие деловой репутации. Частному предпринимателю с единичным предприятием будет сложно выйти на крупных поставщиков и партнёров. Для них ты будешь ноунеймом, который, вероятнее всего, не выдержит конкуренции, поэтому свою репутацию тебе придётся создавать с нуля.
Франчайзинг становится всё популярнее. Взять хотя бы бесплатную франшизу автомоек «Акварама», которая за 2018 год открыла 350 портальных автомоек и 390 автомоечных постов по всему миру. Машин становится в городах с каждым годом всё больше и больше, а значит, постоянно растёт спрос на их обслуживание. Но открывать такое дело с нуля очень сложно. Высокая конкуренция, поиск качественного оборудования, неправильное управление — всё это может погубить молодой бизнес. Чтобы этого избежать, стоит сотрудничать с опытными игроками, которые помогут сделать твой бизнес рентабельным и выгодным.