Что лучше кнут или пряник
Почему «пряник» лучше «кнута»?
Почему «пряник» лучше «кнута»?
Как известно, существует два универсальных метода воспитания — образно говоря, «кнут» и «пряник». Их чередование, по мнению многих политиков, педагогов, дрессировщиков и прочих воспитателей, обеспечивает наилучший результат. Вот наглядный пример.
Начало XX века, Россия, провинциальный город Иркутск. Местные пожарные настолько ленивы и нерасторопны, что жалобы жителей доходят уже до российской столицы. В результате лишается своего места и начальник полиции, и все пожарное начальство. Но все эти перестановки делу помогают мало: деревянный Иркутск полыхает чуть ли не каждый день. Наконец за дело берется генерал-губернатор Муравьев. По его приказу шефом полиции назначается некий совершенно далекий от пожарного дела человек — бывший крестьянин и солдат, дослужившийся до фельдфебеля.
Не обращая внимания на недовольство и ропот местной «элиты», новый начальник засучив рукава берется за работу. И через короткое время скорость выезда пожарной команды, а также ее слаженная работа при тушении пожаров стали вызывать изумление. Муравьев пригласил к себе бывшего фельдфебеля и спросил у него:
— Как тебе удалось этого добиться?
— Очень просто, ваше высокопревосходительство, — ответил тот. — Я их три месяца репетировал на скорость. Ночью давал тревогу, и первый пожарный, выскочивший по сигналу, получал рубль, а последний — десять розог.
Как видим, действительно, сочетание «кнута» и «пряника» дает эффективный результат. И все-таки осмелимся заявить: даже одним «пряником» можно добиться большего, нежели только «кнутом» или их сочетанием.
В одном из экспериментов три группы лабораторных крыс обучали различным трюкам — крутить колесо, выбирать нужную фигуру, взбираться по веревке и т. п. Первую группу обучали при помощи только одного воспитательного метода — наказания. Вторую группу — при помощи и «кнута», и «пряника». Третью — только при помощи различных поощрений. Следует добавить, что воспитателями выступали одни и те же люди. И вот вам результат. Первой группе для усвоения нужных навыков понадобилось в среднем около 30 дней. Второй группе — около 16. А третьей, той, чью учебу подкрепляли вкусной едой и другими поощрениями (например, игрушками), оказалось достаточно 14 дней. Вывод напрашивается сам.
Понятно, что человек — не лабораторная крыса. Но при подобных методиках результаты любого воспитания или психологического воздействия на людей, мне кажется, будут если не идентичны, то более или менее сходны. Вспомните, как воспитывают будущих чемпионов? Криками, критикой и пинками? Нет, наоборот: всячески поощряя и закрепляя в молодом спортсмене сознание и качества победителя. Подзатыльниками и критикой воспитывают только неудачников.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Метод «кнута»
Метод «кнута» Хотя далеко не все наши проблемы родом из детства, страшное и тягостное, порой даже невыносимое чувство одиночества мы впервые испытываем в детском возрасте. В некоторых семьях, называющих себя «интеллигентными», ребенка принято наказывать за провинность
Почему две мотивации лучше, чем одна
Почему две мотивации лучше, чем одна Хотите похудеть и потом не набрать вес? Бросить курить и никогда уже не браться за сигарету? Начать регулярно заниматься спортом… и не бросать в обозримом будущем? Для этого вам придется использовать обе мотивации — как стремление к
Метод кнута и пряника
Метод кнута и пряника Поощряй хорошее поведение девушки, и наказывай плохое поведение. Если она пишет тебе что-то хорошее, говорит тебе комплименты, то ты можешь стать с ней более добрым и мягким. Если не хвалит тебя, или начинает писать грубости, то ты напрямую можешь
Почему мужчины лучше водят ночью
Почему мужчины лучше водят ночью Хотя женщины могут видеть в темноте лучше мужчины, в частности, в свете красного конца спектра, глаза мужчины лучше приспособлены к слежению за дальним объектом в узком поле. Это обеспечивает ему гораздо лучшее — и, следовательно, более
Почему у женщины лучше нервные связи
Почему у женщины лучше нервные связи Правая и левая сторона мозга соединена пучком нервов, который называют мозолистое тело. Этот кабель позволяет одной стороне мозга сообщаться с другой и дает возможность двум полушариям обмениваться информацией. Попытайтесь
Второй шаг. «Живи настоящим» (или о том, почему здесь и сейчас лучше, чем нигде и никогда)
Второй шаг. «Живи настоящим» (или о том, почему здесь и сейчас лучше, чем нигде и никогда) Все мы рано или поздно осознаем, что жизнь значительно сложнее, чем кажется поначалу. И эта истина открывается каждому в свой черёд, кому-то в двадцать лет, кому-то в шестьдесят. И хотя
Четвёртый шаг. «Когда деревья были большими» (или почему «большим» быть лучше, чем «маленьким»)
Четвёртый шаг. «Когда деревья были большими» (или почему «большим» быть лучше, чем «маленьким») Если использовать столовый хрусталь для колки орехов, он разобьётся в мгновение ока. Если же использовать его по назначению, причём аккуратно и бережно, то он продержится
Кнут и пряник
Кнут и пряник Будьте хорошим человеком, но не кажитесь таковым. Ваши доброта, мягкость и любезность очень скоро приедятся. Желание постоянно угождать будет казаться признаком слабости и неуверенности в себе. Соблазнение и обольщение лучше всего удаются, когда в мед вы
Кнут и пряник
Кнут и пряник Эта проблема не нова. Помните историю Одиссея? Он обеспокоен тем, что сирены, которые своим чарующим пением околдовывают моряков, вызывая кораблекрушения в узком проливе, соблазнят и его. Одиссей знает, что не сможет принимать правильные решения, как только
Модель «Потенциальная ловушка» Почему лучше не надеяться на будущее
Модель «Потенциальная ловушка» Почему лучше не надеяться на будущее «Многообещающий мальчик» – тот, кому доводилось слышать подобные высказывания в свой адрес, уже догадался, что скрывается за названием «Потенциальная ловушка». А именно – сизифовы усилия длиною
Источник 5. Кнут и пряник
Почему пять утра обычно лучше одиннадцати вечера
Почему пять утра обычно лучше одиннадцати вечера Призывая людей вставать пораньше, чтобы поработать над своей мечтой, я часто слышу от них оправдание: «Я сова!»Мне кажется, это просто отговорка. Наверное, некоторые люди и вправду предрасположены к тому, чтобы ложиться
Система кнута и пряника
Система кнута и пряника Между прочим, тоже очень действенная методика: можно спокойно уживаться со своими недостатками, если устраивать для себя регулярные поблажки или, наоборот, брать себя в ежовые рукавицы. В зависимости от обстоятельств. Я сам нередко пользуюсь этим
Сцена 5 Как избежать кнута и пряника?
Сцена 5 Как избежать кнута и пряника? «Я знаю, что надо ставить ограничения, твердо говорить „нет“, но мне это не удается, я не люблю ни наказывать, ни поощрять, и я чувствую себя никчемной, мне кажется, что я плохая мать и что все меня такой и видят. Я чувствую себя в ловушке
Кнут или пряник: какой метод воспитания выбирают современные родители
Мы живем в эпоху перемен. За последние десять лет мир открыл для себя огромный пласт новой информации. Время стремительно ускоряется, ученые ставят перед фактом невиданных открытий, появляются неизвестные до сегодняшнего дня бактерии, виды энергии, новые технологии. И мы меняемся вместе с этим миром.
Если раньше женщину, рожавшую в тридцать лет, называли старородящей, то сейчас временной порог сдвинулся, и из роддома благополучно выпускают счастливых мамочек с детьми. Как мне кажется, к вопросу появления на свет ребенка пары стали относиться более серьезно и взвешенно. Я считаю, что ребенок в семье должен быть желанным со стороны обоих родителей. Конечно, это вопрос ответственности, зрелости. Материальная сторона вопроса является очень важной, но прежде всего – желание и любовь. Детям до 5 лет не так важно, сколько стоит игрушка – ее вполне можно купить в недорогом магазине, сделать самостоятельно. Им неважно, в модной коляске с ними гуляют в парке или нет – это, скорее, наши взрослые игры, однако и нас, родителей, можно понять. Если любишь – хочешь, чтобы у твоего малыша было все самое лучшее, и я бы не стала за это упрекать родителей.
Как воспитывать ребенка? Что лучше – кнут или пряник?
На мой взгляд, ни то ни другое абсолютно не подходит. Чрезмерная строгость в вопросах воспитания рождает уйму комплексов, психологических травм, тогда как постоянное заискивание перед ребенком ведет к противоположным проблемам – избалованности, наглости, хамству. Как же быть? Может, найти золотую середину? И кнутом, и пряником? Я ответственно могу сказать, что ни в кнуте, ни в прянике дети не нуждаются. Все, что им нужно, – это Любовь. С самого первого дня появления на свет ребенок ищет любовь, теплоту прикосновений, поцелуи, мамину и папину энергию. Когда этой энергии становится мало – тогда и возникают первые проблемы с поведением. Для меня рождение ребенка полностью перевернуло мой мир. Все, что казалось мне таким важным и значительным: бизнес, карьера – все отошло на десятый план. Я осознала, что поменялась на генном уровне – я стала новой, другой. Кроме огромной любви к сыну, проснулся и материнский страх – мне казалось, что опасности просто охотятся за моим малышом. Я прочитала много литературы, но глобально просто внимательно прислушивалась к своим ощущениям. С каждым днем мы понимали друг друга все больше и больше, не только я изучала сына, но и он внимательно изучал меня. Так я поняла, что для моего ребенка самое невыносимое – это крик, громкая, музыка, конфликты; от этого ему физически становилось плохо. Мы перестроили свой распорядок дня под его режим и старались не мешать ему расти и познавать этот мир. Я много читала и пела ему, у меня не было времени на себя. Был сын и работа. Были и тяжелые времена, когда мне приходилось оставлять ребенка с няней даже на несколько дней. Душа моя разрывалась, но я понимала, что есть золотое правило работающей мамы: когда ты с ребенком – ты не думаешь о работе, когда ты на работе – под запретом мысли о ребенке.
Очень важно не количество часов, проведенных вместе с ребенком, а их качество. Сидеть в интернете, когда твой ребенок без дела слоняется по дому, и считать, что вы проводите время вместе – несправедливо. Вместе – это когда лепим, танцуем, читаем, моем посуду, строгаем, выжигаем, вышиваем всей семьей. Мой сын ненавидит, когда я разговариваю по телефону. В выходные стараюсь вообще не брать телефон: выходные – время с сыном. Но и в будние дни у нас с ним свои затеи: я возвращаюсь с работы, и мы сражаемся на мечах, готовим вместе домашнее печенье, любим играть в шашки и детское домино.
Возвращаясь к теме кнута и пряника, скажу, что любовь и общение – вот настоящие ключики к детским сердцам. Спросить, как прошел день, знать имена друзей, подруг, обсуждать проблемы, делиться взглядами на мир, добро и зло – и любить. Любить! Любить! Да, хорошими родителями быть непросто, а что просто в нашей жизни? Может быть, реализовать свою детскую мечту просто? Или создать бизнес с нуля? Стать отличным спортсменом? Но дети дают столько новой энергии, вдохновения, что сравнить их невозможно ни с чем, конечно, повторюсь, если это – любимые, желанные дети.
Не стоит навязывать детям свои несбывшиеся мечты, делать их удобными. Не переживайте, они еще столкнуться со своими трудностями, жизнь и для них написала свой жесткий сценарий, но нам нужно быть их мощным тылом, опорой, стеной. Оградить их от всех опасностей и несправедливости мы не сможем, но дать им уверенность в завтрашнем дне – это наша обязанность. Что бы ни произошло, ему/ей есть куда вернуться, есть с кем поделиться или разделить свою боль – вот что мы обязаны сделать. Покупать отсутствие внимания и любви – бесполезно, душу ребенка не обмануть, они все понимают и начинают манипулировать. Загнать в казармы и воспитывать солдат – вы уверены, что именно солдата хотите вырастить? Я хочу воспитать личность, которая будет мыслить, рассуждать, думать, иметь собственное мнение. Мне важно заложить в ребенка культурный пласт, чувства, эмоции, правильные ориентиры. Плюс для меня важно, чтобы мой сын вырос настоящим мужчиной, благородным, добрым, смелым, чтобы у него было «дело жизни», которое бы приносило пользу людям, и он получал бы от этой работы удовольствие. В общем, задач много. А пока мы читаем про мушкетеров на ночь, пытаемся слушать Реквием Моцарта отрывками, занимаемся боксом, английским и много, много, много разговариваем. Обо всем: о том, что сегодня у меня заблокировали карточку и в кафе мы смогли заказать себе только пиццу, о блокаде Ленинграда, потому, что его бабушка ее пережила, о фашистах, черепашках ниндзя и о моем новом проекте и тендере, который я очень мечтаю выиграть.
Когда у меня наступает жесткий рабочий график и в выходные нужно ехать в командировки, я беру сына с собой. Сначала думала, что это невозможно. Потом решила, что «невозможно» – это только оправдание, потому что в командировках, конечно, и так сложно, а с ребенком тем более. Но ничего, в аэроэкспрессе мы сочиняем стихи, в самолете смотрим новые мультики, в отеле деремся подушками. Дальше у меня – 8-часовое совещание на площадке со всеми службами, на этот период времени нанимаются три аниматора по 2, 5 часа, обговариваем с ними активности, и пока я с серьезными службами безопасности и администрацией обсуждаю проект, на нас сверху падают воздушные шарики, мыльные пузыри и самолетики. Все с пониманием относятся к бизнес-леди с ребенком. Смотрю на своих друзей и их детей – они не очень отличаются от нас. Все занятые, работают и все имеют детей. Любят, развивают, много времени проводят вместе. И дети у них – умные, воспитанные, понимающие, а значит, новая модель воспитания работает! Мой сын спросил у меня: «Мама, а за что детей бьют? Зачем? Разве нельзя поговорить?». Я считаю, что дети – это прекрасный дар! И наша задача – прежде всего их не испортить своими страхами, криками, установками. Давайте честно зададим себе вопрос: а мы идеальные? Мы многого добились в жизни? Мы чемпионы? Что мы помним из своего детства? С нами играли? Танцевали? Разговаривали по душам? Давайте попробуем сделать наших детей счастливыми. Что для них счастье? Быть с нами! Вместе нырять, рисовать, путешествовать вместе. Мы все разные, и нынешние дети – они другие. Я искренне верю, что они лучше, чище, умнее нас. И они, и их дети изменят мир к лучшему. А наша задача – любить и принимать их!
Наталья Авдеева – предприниматель, business-эксперт, основатель event-агентства «Gold Stream». Наталья – не только состоявшаяся бизнесвумен, но и профессиональный музыкант. Она с успехом окончила дирижерское отделение в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова и Российскую академию музыки имени Гнесиных в Москве. Организация мероприятий для Натальи – любимое занятие, музыка – вдохновение, а семья и воспитание сына – смысл жизни. Успешная бизнес-леди готова поделиться секретами незабываемого мероприятия и рассказать, как выжить в ритме мегаполиса, но при этом оставаться любящей женой и заботливой матерью.
Глава 2: Что лучше использовать: «кнут» (штрафы, наказания) или «пряник» (бонусы, поощрения) и когда лучше использовать «кнут», а когда «пряник»?
Глава 2: Что лучше использовать: «кнут» (штрафы, наказания) или «пряник» (бонусы, поощрения) и когда лучше использовать «кнут», а когда «пряник»?
Не существует позитивной или негативной мотивации. Все зависит от мотивации самого человека. Для одних людей лучшей мотивацией является решение возникших проблем (избежание риска) по достижению результата, а для других само продвижение по направлению результата.
1. Используйте «кнут» и «пряник»
Когда менеджер устанавливает цели для персонала, например увеличить объем продаж на 10 %, то он устанавливает для одних цель, а для других проблему. И если одни достигают цели с помощью мотивации на результат («пряник»), то другие — с помощью мотивации на избегание проблем, которые могут возникнуть («кнут»). При этом и те и другие достигают цели. Люди с мотивацией «пряника», прежде чем двигаться к результату, подумают о тех преимуществах и выгодах (бонусы, поощрения), которые они получат после достижения результата. Если их устроит этот бонус, то они будут нацелены на результат. Люди с мотивацией «кнута», прежде чем двигаться к результату, подумают о тех проблемах (штрафы, наказания), которые могут возникнуть, если они не достигнут результата. Если наказание будет серьезным, то они будут нацелены на результат, чтобы избежать этого наказания.
2. Правильно используйте «кнут» и «пряник»
Самое главное — это правильное применение мотивации к этим людям. Для человека с мотивацией «пряника» мотивация «кнута» будет являться большой демотивацией, а люди с мотивацией «кнута» неохотно воспринимают мотивацию на результат, поскольку призыв к результату начинает их раздражать.
Пример послания сообщения для человека с мотивацией «пряника»: «Есть цель — увеличить долю рынка па 10 %. Достижение этой цели позволит нам подняться на ступень выше, чем наши конкуренты, и соответственно поднять уровень нашей заработной платы». Такое послание, скорее всего, затронет сердца людей с мотивацией «пряника», а людей с мотивацией «кнута» этот призыв будет раздражать, и они будут задавать себе вопросы: «Зачем это нужно? Я не вижу, не чувствую никаких проблем с поведением наших конкурентов».
Пример послания сообщения для человека с мотивацией «кнута»: «Есть цель — увеличить долю рынка на 10 %. Достижение этой цели позволит нам избежать ряд проблем, в частности сохранить наш уровень заработной платы». Такое послание, скорее всего, затронет сердца людей с мотивацией «кнута», а людей с мотивацией «пряника» этот призыв скорее всего введет в заблуждение, и они будут задавать себе вопросы: «Я не вижу, не чувствую никаких перспектив. Что мы получим дополнительно, если достигнем поставленной цели?»
Часто люди обладают смешанным направлением мотивации — и «кнут», и «пряник». Для них вы можете использовать смешанный тип сообщения: «Есть цель — увеличить долю рынка на 10 %. Достижение этой цели позволит нам подняться на ступень выше, чем наши конкуренты, и соответственно поднять уровень нашей заработной платы. Достижение этой цели также позволит нам избежать ряд проблем, в частности сохранить наш уровень заработной платы».
3. Определите мотивацию каждого сотрудника
Мотивацию кандидата можно определить на собеседовании, задав ему два вопроса:
1. Что вы хотите от своей работы лично для себя? И люди с разной мотивацией могут ответить одно и то же, например, денег и карьеры.
2. Что вам даёт карьерный рост? И человек мотивацией «кнута» преимущественно отвечает: «Уверенность в завтрашнем дне» или «Стабильность положения в обществе». Т. е. для того чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, ему необходимо решить проблему карьерного роста, поскольку это может отрицательно сказаться на стабильности его работы в компании.
А человек с мотивацией «пряника» на этот вопрос преимущественно отвечает: «Познание нового» или «Развитие», т. е. для него важен результат — развитие, познание.
Человек с мотивацией «кнута» использует негативную структуру предложений или описывает, как избежать проблем. Например: «Я не должен зарабатывать меньше 300 у. е., заработок в 300 у. е. поможет мне решить все мои проблемы».
Человек с мотивацией «пряника» использует позитивную структуру предложений, указывающую на продвижение к цели. Например: «Я хочу зарабатывать больше, чем 300 у. е., мне необходим этот заработок для движения вперед».
Памятка менеджеру о том, как использовать бонусы и штрафы:
1. Определите направления мотивации каждого сотрудника.
2. Используйте «кнут» и «пряник».
3. Умело используйте «кнут» и «пряник».
Читайте также
A. Когда лучше подавать просьбу в банк
A. Когда лучше подавать просьбу в банк Чтобы наш совет не затерялся между строк, мы дадим его в самом начале. Подавать просьбу в банк лучше всего до того, как вы начали искать квартиру. Те, кто когда-то понадеялся, что всё пройдёт гладко, как у всех, а потом потерял последние
Когда лучше всего начать получать выплаты от Системы социальной защиты?
Когда лучше всего начать получать выплаты от Системы социальной защиты? Работники, имеющие право на пенсию от Системы социального страхования, имеют возможность начать получать выплаты в возрасте 62 лет (ранняя пенсия), в возрасте 65–67 лет, в зависимости от года рождения
Правила расчета отпускных. Когда лучше брать отпуск?
Правила расчета отпускных. Когда лучше брать отпуск? Наш доход за налоговый период также зависит от правил расчета отпускных. Все мы знаем, что такое отпуск, и многие пользуются этой привилегией минимум пару раз в год. Отпуск сегодня составляет 28 календарных дней в году,
Какие технические средства лучше всего использовать?
Какие технические средства лучше всего использовать? Если бы у меня был выбор, то я предпочел бы такое техническое средство, которое можно найти в большинстве конференц-залов и переговорных комнат и легко подключить. Которое можно было бы использовать в помещении любого
13 Где и когда использовать «большой театр»
13 Где и когда использовать «большой театр» Итак, я советую вам отставить в сторону всякое дрожание в коленях и на время забыть кое-какие моральные нормы, все равно они вам теперь уже не понадобятся, потому что сейчас вы вступаете на топкий, болотистый, а местами аморальный
3.6. Когда больше – лучше, или Создаем сеть блогов
3.6. Когда больше – лучше, или Создаем сеть блогов Очень часто в Интернете можно увидеть советы бывалых блоггеров или веб-мастеров, которые утверждают, что не надо создавать множество блогов (сайтов), а лучше хорошо потрудиться над одним, чтобы он приносил неплохую прибыль.
95. Любительские и профессиональные блоги (сетевые дневники) многие считают одним из наиболее эффективных каналов маркетинговых коммуникаций. Какие стратегии продвижения, с вашей точки зрения, лучше всего использовать в блогах?
95. Любительские и профессиональные блоги (сетевые дневники) многие считают одним из наиболее эффективных каналов маркетинговых коммуникаций. Какие стратегии продвижения, с вашей точки зрения, лучше всего использовать в блогах? У меня опыт небогатый, я начал вести свой
Кнут и пряник
Кнут и пряник С тех самых пор, как началось разделение труда, люди повадились с помощью угроз и посулов добиваться от других людей желаемого. В эпоху рабства применялся только кнут без пряника, со временем стали использовать и пряники, как раз с тем расчетом, чтобы
Как лучше всего использовать данную книгу?
Как лучше всего использовать данную книгу? Цель образования – не знания, а действия. Фома Кемпийский Хочу надеяться, что в этой книге вы найдете много полезных идей, которые помогут сократить ваш путь к успеху, а также к сердцу и уму вашей целевой аудитории.Перед тем как
Изменение лучше всего проходит, когда применяется подход АТ (спроси), а не ТТ (расскажи)
Изменение лучше всего проходит, когда применяется подход АТ (спроси), а не ТТ (расскажи) Мы знаем, что именно вы решаете, менять вам поведение или нет, но как сделать, чтобы и другие люди поменяли свое? Конечно же, ни в коем случае не давать им совет, не говорить им, что надо
Наличие цели помогает лучше использовать свое время
Наличие цели помогает лучше использовать свое время Если вы не сумели прояснить цель или эта цель не так уж важна, прикончите встречу. Бейте ее насмерть. Многие собрания засыхают прямо на корню. Если вы честно выполните приведенное выше упражнение и, задавая вопросы
Приходите еще — получите пряник
Приходите еще — получите пряник Если клиент сделал покупку и ушел от вас, получив скорее положительные, чем неприятные впечатления от нашей фирмы, есть шанс, что он вернется к вам, когда ему снова понадобится этот товар или услуга. А чтобы у клиента была причина обратиться
Эмоциональный способ борьбы с ленью: понять, кого пугает кнут, а кого манит пряник
Эмоциональный способ борьбы с ленью: понять, кого пугает кнут, а кого манит пряник Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за
Когда какую технику использовать?
Когда какую технику использовать? У вас может возникнуть резонный вопрос: в каких случаях следует применять рассмотренные выше техники? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет. В различных ситуациях одни техники будут работать лучше, чем другие. Факторами,
ГЛАВА 4 Как лучше использовать ресурсы Фейсбука
ГЛАВА 4 Как лучше использовать ресурсы Фейсбука Руфь никак не могла понять, что может быть интереснее. Она три дня назад разослала в Фейсбуке приглашения на вечеринку в честь своего дня рождения всем близким друзьям. Намечался маскарад. Вот только никто почему-то не