Что лучше крейсер или линкор или эсминец

В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Российский корвет «Стерегущий»

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Ракетный крейсер «Москва»

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году

Авианосцы

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

Источник

Линкор, дредноут, крейсер, эсминец – что это за корабли, боевое применение, сходство и различия

Названия военных кораблей звучат красиво и загадочно: линкор, эсминец, дредноут, крейсер. Но людям, далёким от военно-морской тематики, порой сложно понять, о чём идёт речь. Постараемся разобраться, что это за корабли и какие боевые функции на них возложены.

Линкор

Слово «линкор», как и многие военные термины, является сокращением, образованным от словосочетания «линейный корабль». Это был класс боевых кораблей с мощным бронированием и тяжёлыми артиллерийскими установками на борту.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминецЗалп главного калибра линкора «Айова». Wikimedia Commons / Phan J. Alan Elliott

Фактически линкоры были наиболее крупными военными кораблями после авианосцев. Они достигали в длину 150-280 метров, а их водоизмещение варьировало в пределах от 20 до 70 тысяч тонн. Численность экипажа такого корабля составляла от полутора до трёх тысяч человек, главный орудийный калибр – от 280 до 460 мм, т.е. в стволе главного орудия спокойно помещался человек. Название «линейный корабль» произошло от тактики боевых действий, при которой корабли выстраивались в линию для усиления ударной мощи.

Линкоры составляли основу боевых флотов во время первой мировой войны. Их основным предназначением была борьба с надводными кораблями аналогичного класса и поддержка сухопутных войсковых операций при помощи своей мощной артиллерии.

Развитие подводного флота и авиации постепенно снижало эффективность линкоров, и морские сражения второй мировой войны это ярко продемонстрировали. Несмотря на толщину брони и большое количество крупнокалиберных орудий на борту, эти корабли в условиях современной войны оказались не слишком жизнеспособными. Они представляли собой большую, хорошо заметную цель, которую довольно легко уничтожить с самолёта или подводной лодки гораздо меньшего класса.

В настоящее время линкоры практически повсеместно выведены из состава военных флотов. Сегодня они либо выполняют функцию музейных экспонатов, либо отправлены на переплавку.

Дредноут

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминецБританский линкор «Дредноут». Wikimedia Commons / US Navy Historical Center Photo # NH 63367

После этого все боевые корабли данного типа, вооружённые артустановками максимального калибра, стали называть дредноутами. В России аналогом дредноутов были линкоры – линейные корабли. С течением времени толщина брони и калибр главных орудий увеличивались, но соответственно росла и стоимость судов. К началу второй мировой войны дредноуты были во флотах всех ведущих государств. Однако боевые действия быстро выявили их слабые места – слабую защищённость против атак из-под воды и с воздуха. Последний дредноут был построен на верфях Британии в 1946 году.

Крейсер

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминецКрейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске. Wikimedia Commons / Александр Вепрёв (CC BY-SA 3.0)

В ХХ столетии крейсерами стали называть боевые корабли универсального назначения, которые выполняли широчайший ряд задач: участвовали в обороне флотилий и конвоев, уничтожали лёгкий флот противника и торговые суда, обеспечивали высадку десантов и оказывали сухопутным войскам огневую поддержку, ставили минные заграждения и т.д. Начиная со второй половины ХХ века военные корабли начали приобретать определённую специализацию и действовать преимущественно в группах. В настоящее время крейсеры сохранились только во флотах США и России.

В настоящее время крейсеры оснащаются газотурбинными и атомными силовыми установками, а также несут на борту весь спектр современного корабельного вооружения – зенитные установки, торпедные аппараты, ракетные комплексы и т.д. Водоизмещение крейсера составляет примерно 10 тысяч тонн. Это наиболее крупные корабли, помимо авианосцев, выполняющие боевые задачи как в составе групп, так и самостоятельно.

Эсминец

Название этого класса кораблей является сокращением от слов «эскадренный миноносец». Первые эсминцы предназначались для формирования минных полей, а их вооружение было довольно слабым – малокалиберная артиллерия и торпедные аппараты. В настоящее время основным предназначением эсминцев является поражение надводных, подводных и воздушных целей в составе эскадры. Кроме того, эсминцы выполняют разведывательные и патрульные задачи, поддерживают огнём высадку десанта, ставят минные заграждения и дымовые завесы.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминецЭскадренный миноносец «Адмирал Ушаков». Wikimedia Commons / Сергей Федюнин, Mil.ru (CC BY 4.0)

Водоизмещение эсминцев в России составляет 6,5 тысяч тонн, в других странах этот показатель варьирует от 2,5 до 10 тысяч тонн.

Источник

Эсминец и фрегат: разговор о будущем

Вроде бы все ясно и понятно с современными классами военных кораблей, но это если просто посмотреть на термины «эсминец» и «фрегат». А если вдумчиво – начинаются вопросы и недоумения.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Да, с первого взгляда все понятно – корабли теоретически различаются по водоизмещению, вооружению, размерам, задачам… Это теоретически. А вот на практике…

А на практике имеет место мировой военно-морской бардак. В общем, явление на волнах насквозь обыденное и привычное, примерно как злой боцман на утреннем построении.

И выясняется, что, собственно, как такового четкого определения классов-то и нет! Совсем нет!

Вот как пример всем известный тип «Арли Берк». Полное водоизмещение 9 000 тонн. Это эсминец.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Вот его оппонент, «Сарыч». Тоже эсминец. Водоизмещение полное под 8 000 тонн.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

А вот иранский эсминец «Джамаран» класса «Moudge».

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

И его водоизмещение… 1500 тонн! То есть, вроде бы это фрегат или даже корвет, но в Иране эти корабли называют эсминцами!

Есть «Замволт» с его почти 15 000 тонн водоизмещения. Есть китайский «Тип 055» с 12 000 тонн. Строится пока, но ведь будет построен.

А уж если в эту эскадру добавить задумку эскадренного миноносца проекта 23560 «Лидер», водоизмещение которого приближалось по бумагам к 19 000 тонн…

То есть, кто что хочет, то и творит.

С фрегатами тоже не все так просто, это вообще, наверное, самый такой противоречивый класс в океанских волнах. Достаточно вспомнить, откуда вообще он произошел. От французов, которые и изобрели этот небольшой, но верткий корабль с одной (позже с двумя) орудийной палубой для борьбы с пиратами.

Так как в основном фрегат занимался патрульной службой, разведкой, эскортом торговых судов и рейдерской службой, которую тогда называли крейсированием. Так и получилось, что некоторые по сути фрегаты стали крейсерами. А когда получили паровые машины, башни и броню, то стали сперва пароходофрегатами, а потом официальными крейсерами.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Орудийная палуба ушла в прошлое, а с ней и само понятие фрегата исчезло примерно в конце 19 века и не появлялось до середины 20-го.

Зато в это время появился миноносец.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Маленький, но очень зловредный корабль с самоходными минами, а позднее торпедами. А позднее появились эсминцы, более крупные корабли, с более сильной артиллерией, основной задачей которых было топить миноносцы, защищая от них эскадры крупных кораблей.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

А во время Второй Мировой войны снова возникли фрегаты. Их вернули британцы, которые для защиты конвоев были вынуждены придумать новый класс кораблей.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Новый фрегат был не так хорошо вооружен, как эсминец и был меньше. Но этот корабль был крупнее сторожевого катера, и мог конвоировать транспорты через океан. А его вооружения было достаточно, чтобы отбиться от самолетов немцев, и – главное – прогнать от конвоя подводные лодки, которые были в то время настоящим бичом божьим для Великобритании.

Получился промежуточный класс между эсминцами и сторожевыми катерами, по факту – корабль противолодочной обороны.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

После войны они были переклассифицированы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года «фрегатами» назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерах эскадренных миноносцев. А затем американцы перешли в британскую систему классификации.

Действительно, британский фрегат был между эсминцем и катером, а американский – между крейсером и эсминцем. А НАТО требовало хотя бы примерного единообразия.

Сегодня грань между фрегатом и эсминцем постепенно стирается. В целом, эсминец пока немного больше фрегата, вооружен несколько тяжелее, возможно быстрее.

Если взять как пример старый эсминец проекта 956 «Сарыч» и сравнить его с фрегатом проекта 22350 «Адмирал Горшков», то по водоизмещению «Сарыч» больше фрегата, 8 000 тонн против 5 400 тонн. Скорость тоже выше у эсминца, 33 узла против 29 у фрегата. Дальность у кораблей примерно одинакова, около 4500 миль.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

А вот в плане вооружения все не так однозначно.

Артиллерийское вооружение сильнее у эсминца. 2 артустановки АК-130 (4 ствола 130-мм) против одной 130-мм установки А-192М.

Зенитная артиллерия сильнее на эсминце. 4 х 6 х 30 мм ЗАУ АК-630 против 2 х 1 х 30 мм ЗАК «Палаш».

Ну и главное вооружение корабля – тактическое ракетное. 2 х 4 ПКР П-270 «Москит» у эсминца против 2 х 8 «Оникс», «Циркон», «Калибр» у фрегата. А в перспективе, у следующих моделей, будет 4 х 8, то есть, 32 пусковых ячейки.

Ну и скажем честно – «Москит» устарел давно. И даже если его заменить на что-то современное, все равно у фрегата получается больше «стволов».

Минно-торпедное вооружение тоже лучше у фрегата.

В общем, понятно, что сегодня новый фрегат намного эффективнее старого эсминца. Кроме того, фрегаты несколько дешевле, правда, так было всегда. Это позволяло штамповать фрегаты, как пирожки.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Примерно такая же развесовка и у японского флота. Только фрегаты типа «Абукума», которых всего-то 6, еще легче по вооружению, чем китайские корабли. Ну а японские эсминцы, что «Конго», что «Атаго», они вообще родственники «Арли Беркам».

Примерно то же самое будет твориться и классом ниже, где корветы (например, корветы проекта 20385 типа «Стерегущий») вполне себе наступают на пятки фрегатам. Те же 2 500 тонн водоизмещения, те же 8 ячеек для пуска ПКР типа «Калибр», «Оникс», «Циркон», тот же «Редут» в качестве ПВО и так далее.

И такой корвет запросто один на один может иному фрегату навалять. Или иранскому «эсминцу», если тот под форштевень подвернется.

Простите, но где тогда разница?

По-хорошему, в мире остается всего два класса кораблей океанской зоны, помимо авианосцев. Это большие корабли (крейсера, эсминцы) и малые (фрегаты и корветы). Грубо говоря, как не вспомнить классификацию Советского флота, где были корабли 1 и 2 рангов.

И главной силой (авианосцы не беру в расчет) в основном большинстве мировых приличных флотов станет эсминец. Который не будет уступать по своим возможностям крейсерам. Те же 112 УВП китайского «Тип 055» мало чем уступают 122 УВП «Тикондероги».

В общем и целом, крейсера уйдут в историю, как когда-то ушли сперва их линейные родственники, а потом и линейные корабли.

Главной ударной силой на море по-прежнему будет авианосец и мутировавший до размеров крейсера эсминец. А в качестве кораблей прикрытия и различных эскортных операций (и пиратов погонять) будут работать фрегаты и корветы, которые очевидно тоже сольются в один класс.

По крайней мере, сегодня весьма непросто становится отличить фрегат от корвета. Но это тема отдельного разговора.

Источник

Новое в блогах

В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Российский корвет «Стерегущий»

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Ракетный крейсер «Москва»

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году

Авианосцы

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

Источник

Надо ли говорить Черчиллю спасибо за суперлинкоры?

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Эра линкоров… Огромных сверхдредноутов, вооруженных не менее огромными орудиями, способными разнести в щепки корабль типа эсминца.

Когда закончилась эра линкоров, знают все любители морской тематики. Закончилась она 7 апреля 1945 года, когда в небо на высоту около 6 км поднялся столб дыма, знаменующий собой конец «Ямато», японского суперлинкора, вооруженного девятью орудиями калибра 460 мм.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Самое интересное в истории «Ямато» то, что он не сражался с одноклассниками. Суперлинкор вообще принял участие в одном сражении, в море Сибуян и ничем таким не проявил себя. А последний поход «Ямато» и вовсе стал точкой экстремума для палубной авиации, уничтожившей суперлинкор ценой потери 5 самолетов.

После ни одной стране мира в голову не пришла мысль о постройке линкоров и дредноутов с приставками «сверх» и «супер».

И, наверное, меньшее количество читателей знает дату начала эры линкоров-дредноутов. Она, дата, весьма спорная. За начало отсчета можно принять закладку или спуск на воду первого сверхдредноута «Куин Элизабет», например. Но я предпочел бы другую дату: 23 октября 1911 года. Именно в этот день премьер-министр Великобритании Герберт Генри Асквит сменил первого лорда Адмиралтейства (аналог военно-морского министра) Реджинальда МакКенна на Уинстона Черчилля.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Именно Черчиллю принадлежит идея увеличения главного калибра линейных кораблей до 381 мм. Сэр Уинстон был хорошо осведомлен о том, что немецкие орудия имеют определенные преимущества перед британскими и потому считал необходимым компенсировать это отставание увеличением калибра и дальнобойностью.

И да, стараниями Черчилля был заложен первый британский (и первый в мире) сверхдредноут «Куин Элизабет», корабль огромного по тем временам водоизмещения (33 000 тонн) и весьма приличной скорости (24 узла).

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Но главное отличие от тогдашних кораблей состояло в артиллерии главного калибра. «Куин Элизабет» нес в четырех башнях восемь орудий калибром 381 мм. Эти стволы метали снаряды на дальность до 21 км с просто великолепной точностью.

Идея установки на корабли орудий больших калибров заразила весь морской мир. Уже никто в кораблестроительных державах не хотел строить линкоры с главным калибром 305-мм. Это было старо и неактуально.

Все страны мира (кто мог себе такое позволить) хотели себе нечто подобное «Куин Элизабет», корабль, способный нанести смертельные повреждения любому броненосцу или дредноуту за счет своих орудий или при явном преимуществе противника использовать свою скорость для того, чтобы спокойно уйти от преследования.

В Первую Мировую войну британцы входили с пятью линкорами типа «Куин Элизабет», и еще пять линкоров следующего типа «Риведж» были построены, когда война шла вовсю.

Извечные соперники британцев, немцы, тоже не сидели сложа руки. Они построили серию линкоров типа «Баден», собственных сверхдредноутов несколько меньшего водоизмещения (32 000 тонн) и скорости хода (22 узла), также вооруженных восемью орудиями 381-мм.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Немецкие орудия стреляли дальше британских, на 37 км.

Эта гонка породила еще один странный класс артиллерийских кораблей – линейные крейсера. Вооруженные «линкоровским» калибром 305-мм, британские корабли типа «Инвисибл» обладали большей скоростью. В ответ немцы построили свои линейные крейсеры типа «Дерфлингер», вооруженные орудиями 281-мм, но сильнее бронированные. Квинтэссенцией класса стал немецкий «Фон дер Танн», лучший представитель этого класса кораблей.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Но линейные крейсера не пережили Первой Мировой и остались только в британском флоте.

На волне линкоромании у британцев появилась идея еще одного класса кораблей. Их обозвали очень смешно: «большие легкие крейсера». Этакие «обезжиренные» линейные крейсера: размером с линейный крейсер, быстроходные, практически не бронированные и с мощной артиллерией.

Были построены три таких корабля. Названия у знающих вызовут улыбки. Это «Фьюриес», «Корейджес» и «Глориес».

Знающие не в полном объеме сейчас скажут: причем тут авианосцы? Да при том, что авианосцами эти корабли стали уже после Первой Мировой, а в строй они попали именно как «большие легкие крейсера». «Корейджес» и «Глориес» были вооружены четырьмя орудиями 381-мм в двух башнях, а «Фьюриес» и того круче – двумя орудиями 457-мм и четырьмя 140-мм.

Переделка в авианосцы оказалась весьма логичной. Большой калибр орудий не всегда имел смысл, если стволов было немного. Тем более, что класс мониторов уже существовал, но мониторы были намного сильнее бронированы.

Третьими в гонку калибров включились американцы. Начав новые проекты практически параллельно с британцами, американцы избрали несколько иной путь развития кораблей.

В 1911 году, почти одновременно с коллегами, американцы заложили, а уже в 1914 поставили в строй «Техас» и «Нью-Йорк», линкоры нового поколения. Водоизмещение кораблей 28 400 тонн, скорость хода 21 узел, а вооружение состояло из 10 орудий калибра 356-мм в пяти башнях и 21 орудия калибром 127-мм.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Идея супердредноута, ощетинившегося стволами, в США пришлась по вкусу и далее последовали линкоры типа «Невада», вооруженные так же 10 орудиями 356-мм, но в четырех башнях.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Кстати, американцы стали первыми, кто начал использовать трехорудийные башни. На «Неваде» было две трехорудийных башни и две двухорудийных.

Отсюда до четырех башен с тремя орудиями каждая был один шаг, и его американцы сделали к 1916 году, на линкорах типа «Пенсильвания».

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Вооружение этих кораблей состояло из 12 орудий калибром 356-мм.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

И таких линкоров, войдя во вкус, американцы изготовили семь штук.

Французы, оказавшиеся в роли догоняющих, создали свои супердредноуты класса «Бретань».

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Это были корабли водоизмещением несколько меньшим, чем одноклассники, около 25 000 тонн. Скорость хода около 20 узлов. Вооружение состояло из 10 орудий калибром 340-мм в пяти башнях и 22 орудий калибром 138-мм.

Итальянцы, у которых с деньгами было еще хуже, чем у французов, ответили постройкой двух линкоров типа «Андреа Дориа».

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Водоизмещение этих кораблей было 22 900 тонн, скорость 21 узел, а вооружение первоначально составляли 13 орудий 305-мм, которые при модернизации были заменены на 320-мм орудия. Вообще 320-мм получились путем расточки 305-мм стволов, так что по сути – выход для бедных.

Япония тоже обзавелась своими свехдредноутами. На базе линейного крейсера «Конго», разработанного британцами, в 1916 году были закончены два линкора типа «Фусо».

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Водоизмещение 34 700 тонн, скорость 24,7 узла, вооружение состояло из 12 орудий 356-мм британского же производства и 14 орудий 152-мм.

К концу Первой Мировой войны класс супердредноутов сформировался окончательно. Фактически все морские мировые державы имели в своем составе супердредноуты, а если точнее – то те страны, которые имели в составе флота такие корабли, являлись морскими державами.

Дело пошло так, что пришлось вводить ограничения. Сразу после окончания Первой Мировой войны и дележки, победителями, Великобританией и США, было предложено всем остальным ограничить количество линейных кораблей во флотах.

В феврале 1922 года в рамках договора об ограничении морских вооружений пять ведущих морских держав, Великобритания, США, Франция, Япония и Италия подписались на то, что будут соблюдать следующие пропорции в размерах линейных флотов:

США: Англия: Япония: Франция: Италия — 5: 5: 3: 1,75: 1,75.

Общий тоннаж линейных кораблей стран-участниц, могущий подлежать замене (по потере или устареванию кораблей), не должен был превышать: для США и Англии — 525 000 т., для Японии — 315 000 т, для Франции и Италии — по 175 000 т.

Кроме соблюдения размеров тоннажа стороны также обязались не строить сами и не заказывать третьим сторонам (интересно, где бы они их взяли) линкоры водоизмещением более 35 000 тонн и не вооружать их орудиями больше 406 мм.

Больше всего от договора «пострадала» Великобритания, которая обычно проповедовала принцип иметь столько кораблей, сколько имеет соединенный флот двух других морских держав.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Германии в этом договоре не было. Вполне естественно, так как для немцев приоритетнее был Версальский договор, по которому Германия вообще практически не могла иметь флота. Потому, как только Гитлер наплевал на Версальский договор, то были построены «Бисмарк» и «Тирпитц», совершенно не предусмотренные договорами.

Патриотически можно сказать несколько слов о России.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Поэтому Морское министерство решило увеличить калибр орудий, а потом и (почему нет?) и заложить новые корабли с артиллерией большего калибра. И 19 декабря 1913 года были заложены четыре линейных крейсера типа «Бородино» полным водоизмещением 36 646 т, вооруженных 12 орудиями калибром 356-мм каждый.

Но революция 1917 года внесла свои правки и Советская Россия достроить линейные крейсера не смогла. Так же в проекте осталось и 406-мм орудие, скопированное с изделия британской фирмы «Виккерс».

Между тем, в не совсем дружественной России Японии в 1917 году вошел в строй линкор «Нагато», вооруженный восемью орудиями 410-мм…

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

В общем, дорогих и красивых игрушек настроили себе все, кто только мог. Естественно, в промежутке между Первой и Второй мировыми войнами, строительством суперкораблей занимались втихую все.

Штаты строили «Северные Каролины» и «Южные Дакоты» с девятью 406-мм орудиями, немцы «Бисмарка» и «Тирпитца» с восемью орудиями 381-мм, британцы «Дюк оф Йорк» с десятью 356-мм орудиями, французы строили «Ришелье» с восемью орудиями 381-мм, итальянцы – «Литторио» с девятью орудиями 381-мм.

Японцы переплюнули всех, построив «Ямато» и «Мусаси» с девятью орудиями калибром 460-мм каждый.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Толку? А его оказалось немного.

Давайте немного по истории. А согласно истории, суперлинкорам и сверхдредноутам повоевать особенно и не пришлось.

Во время Первой Мировой войны состоялось одно-единственное Ютландское сражение, в котором у британцев приняли участие четыре корабля класса «Куин Элизабет». Немецкий супердредноут «Байерн» к началу битвы не успел, и немецкий флот обходился старыми линкорами.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Но немецкие снаряды 305-мм летели и били точнее и увесистее, чем британские 381-мм. Потому и потери были не в пользу британцев. Британский флот потерял 14 кораблей суммарным тоннажем 111 000 тонн и 6784 матроса и офицера убитыми против 11 германских кораблей общим водоизмещением 62 000 тонн и 3058 человек личного состава.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Дебют супердредноутов был не «супер».

Потому неудивительно, что основное количество линкоров и линейных крейсеров было потеряно в результате атак авиации, но никак не снарядами суперлинкоров.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Исключения есть, но они именно что исключения. «Бисмарк», потопивший в артиллерийском бою «Худа» и «Дюк оф Йорк», потопивший «Шарнхорста». Все остальные крупные корабли были потеряны в результате действий авиации или подводных лодок. Даже потопление «Бисмарка» без торпеды, заклинившей рули, кажется очень сомнительным.

Более того, линкоры оказались очень уж дорогими игрушками, и многие страны просто старались не использовать их по прямому назначению. Это касается и «Тирпитца», не участвовавшего ни в одном бою, и японских линкоров. И все равно, судьба настигла эти сверхдорогие игрушки.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

В качестве итога можно сказать, что сэр Уинстрон Черчилль неплохо там оживил деятельность ведущих стран мира в плане создания новый артиллерийских систем, что породило появление новых кораблей. Единственное, чего не учел морской министр Великобритании и будущий премьер-министр – это возрастающей мощи авиации.

Впрочем, это уже настолько избитая тема…

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

Подчеркну, это касалось только класса линейных кораблей. Как видно из истории той войны, крейсера и эсминцы по-прежнему устраивали сражения, по накалу превышающие все, что произошло за Первую Мировую войну. Схватки японских и американских, британских и австралийских крейсеров и эсминцев – это были весьма напряженные события той войны.

А линейные корабли ушли на второй, если не на третий план и применялись весьма эпизодически. Слишком дорого терять, лучше пожалеть.

Здесь исключение – американцы. Они применяли линкоры во время операций по очищению оккупированных территорий японцами в качестве артиллерийских кораблей поддержки десантов. И это было порой даже выгоднее, чем авиаудары, поскольку не подставляло летчиков под огонь ПВО. Линкоры начинали первыми, перепахивая оборону японцев, а потом прилетали самолеты и добивали что осталось. Весьма разумная тактика, направленная на минимизацию потерь.

Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Смотреть картинку Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Картинка про Что лучше крейсер или линкор или эсминец. Фото Что лучше крейсер или линкор или эсминец

В целом же класс линейных кораблей оказался вне зависимости от мощи орудий главного калибра красивыми и грозными кораблями мирного времени, реально способными оказать политическое давление на обстановку в том или ином районе мира.

Тот же «Тирпитц» притягивал к себе внимание и силы британских армии и флота одним своим существованием. И «выдохнули» британцы только тогда, когда окончательно добили линкор, который не сделал за всю войну ни одного выстрела по кораблям противника.

Рост главного калибра линейных кораблей не смог предотвратить падения полезности этих кораблей и в конце концов привел к исчезновению класса в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *