Что лучше литол или графитка
Гараж. Солидолографитная смазка.
Графитовые смазки, первоначально изготавливаемые для смазывания деталей тихоходных механизмов, благодаря своим уникальным свойствам получают всё более широкое распространение в технике.
Графитная смазка — описание
Характеристики графитовой смазки определяются компонентами, из которых она состоит. Состав графитовой смазки (устаревшее название «графитная УСсА») в советское время устанавливал ГОСТ 3333-80. Упрощенное описание её изготовления выглядит примерно так: синтетическое или органическое вязкое масло (полученное из нефти) загущается добавлением в него кальциевого мыла и графитового порошка. Если максимально упростить – солидол перемешивается с толчёным графитом.
Применение в составе смазки такого материала, как графит, не случайно – его использовали для уменьшения трения между деталями ещё 300 лет назад. Графит, как известно – это не что иное, как углерод (уголь), но в более «рыхлом» состоянии, в результате чего он способен заполнить микроскопические неровности в деталях (царапины, раковины, следы от режущего и обрабатывающего инструмента и т.д.). Такое «заглаживание» поверхностей значительно снижает коэффициент трения. Солидол же обеспечивает жидкостное трение деталей – в общем, работает, как любая другая смазка, но в сочетании с графитом, позволяет последнему удерживаться в зоне трения деталей – валов, шестерён и т.д.
Наиболее распространена графитная смазка в её обычном исполнении – густая консистентная мазь серого цвета. Но сейчас она выпускается и в виде аэрозоля, что делает более удобным её нанесение тонким слоем. В продаже есть также и меднографитная смазка-спрей, с добавлением медной пудры – об использовании её в автомобиле скажем чуть позже. В зависимости от области применения графитной смазки, в настоящее время можно выбрать подходящую по составу – главное различие видов таких смазок заключается в веществе, играющем роль загустителя масла, который может быть:
1. Углеводородным.
2. Органическим.
3. Неорганическим.
4. Мыльным.
Изготовление графитной смазки своими руками в настоящее время имеет смысл только в плане удовлетворения любопытства – имеющиеся в продаже смазочные материалы недороги, а добиться чистоты и тонкого помола графита можно лишь, изрядно потрудившись. Впрочем, для приготовления «графитки» для бытовых нужд достаточно тщательно перемешать графитный порошок с любой консистентной смазкой – от литола до ШРУСа.
Назначение и применение графитной смазки в технике
Что можно смазывать графитной смазкой у авто?
Вот наиболее распространённые варианты её применения:
смазка рулевых шарниров, рулевых механизмов (кроме тех, в которых используются трансмиссионные масла – у последних выше противозадирные свойства);
— смазка шаровых опор;
— защита электрических соединений от коррозии;
— смазка противоскрипных шайб в рессорах.
Также можно смазывать графитной смазкой суппорта, вернее, их направляющие. Для предотвращения «прикипания» тормозных барабанов и дисков к фланцам ступиц идеально подойдёт меднографитная аэрозольная смазка – только нужно избегать её попадания на рабочие поверхности или сразу смывать обезжиривающим составом.
Кроме того, нанесение смазки на резьбу во время сборки после ремонта значительно облегчит откручивание болтов и гаек при последующих ремонтах. Некоторых автолюбителей интересует, можно ли смазывать подшипники графитной смазкой. Вообще, пока «графитку» при изготовлении закрытых подшипников не используют – видимо, в настоящий момент применение графита в смазывании высокоточных деталей ограничено, но утверждать, что так будет и дальше, нельзя – разработки новых смазочных материалов не прекращаются. Но пока в этом случае на вопрос, что лучше: – литол или графитная смазка, можно ответить, что использовать литол более предпочтительно.
Автомобилисты использовали «графитку» даже для защиты деталей выхлопной системы во времена всеобщего дефицита. Наносили смазку на новый глушитель, на котором после выгорания солидола образовывалась прочная защитная корка, не боящаяся воды и устойчивая к появлению глубоких царапин от веток, мелких камней и песка.
Проводит ток или нет графитная смазка
При защите электрических соединений она не создаёт дополнительного сопротивления, в отличие от других смазок, поэтому ею можно защищать даже силовые контакты – например, при подсоединении «плюсового» провода к стартеру. Это очень важный момент – защита контакта плохо проводящим ток покрытием может привести к его нагреву и возгоранию проводки.
Литол vs Графитовая смазка
В общем сейчас все подшипники смазываю обычным дешевым Литол-24, но почитав форумы понял, что народ использует Графитовую смазку. Имеет ли она какие-то преимущества перед Литолом? Намного ли дороже? Где брать, там же в автомагазах?
Сцылку! Одну, две, три. Я не видел ни одной.
Сравнимо с литолом, а то и дешевле.
Миша а чем плохо/хорошо наличае молибдена?
ПыСы: вот, чего нашёл про свой Кастрюль:
Castrol MS 3 Grease универсальная пластичная смазка с антифрикционными свойствами. За счет использования очень эффективной антиокислительной присадки обеспечена высокая стойкость к окислению. Присадка MoS2 придает этому материалу хорошие антифрикционные свойства.
Кроме того, Castrol MS 3 Grease содержит присадки, улучшающие адгезию, антикоррозионные свойства и восприимчивость к давлению.
Castrol MS 3 Grease обладает чрезвычайно устойчивой консистенцией и термостойкостью.
Castrol MS 3 Grease применяется там, где трущиеся детали могут приостанавливаться или колебаться (например, при низких скоростях скольжения или высоких давлениях) или обладают довольно плохими поверхностями, т.е. везде, где условия эксплуатации уже не допускают гидродинамическое смазывание. Так, например, Castrol MS 3 Grease применяется для смазывания шарниров, в том числе ШРУС, карданных валов, подшипников скольжения, опорно-сцепных устройств со шкворнями, подшипников колес, подшипников качения и прочих узлов в промышленности и в автомобилестроении.
Хоть и рекламная информация, но по крайней мере назначение смазки соответствует тому, где её применяю.
ПыСы2: Кастрюль LMX находится в той же линейке, что и мой кастрюль. В описании написано примерно то же самое. Есть ли ощутимая разница у разных Кастрюлей? 🙂
[Сообщение изменено пользователем 03.04.2009 23:37]
Антинаучный «тест» смазок.
Собственно, сразу предупреждаю, что данное «исследование» нисколько не претендует на какую-либо научную или практическую ценность. Поэтому любители читать мои аналитические простыни могут не читать дальше ).
Несколько раз заходил на драйве разговор за то, чем мазать болты ). Тезисы о чудотворном Литоле я пытался опровергнуть, но каждый раз это заканчивалось срачем «литол наше фсе». А на самом деле, вопрос этот интересный и для меня. Я уже обращался к этой теме в заметке о смазывании болтов. Собственно, если уж мы и нарушаем баланс добавлением смазки, надо хотя бы чтобы был толк, а как известно, лучший критерий проверки теории — практика.
Прекрасно отдавая себе отчет об отсутствии у меня необходимой технологической базы для даже самых примитивных тестов, я решил просто «поиграть» в рамках занятий с дочерью по теме сил трения и применяемых смазок. Заодно вот и смазки на смываемость решили посмотреть.
Специально для этих целей, пожертвовав семейным бюджетом докупил классические солидол (Ж) и графитку (что как известно тот же самый солидол с добавлением до 10% мелкодисперсного графита), литол-24 у меня и так был. Также были куплены болтики на Южке, к ним гаечки и шайбочки. Есть ли покрытие у болтов, и какое — естественно неизвестно. Смазки просто из того что было под рукой, совершенно разного назначения — ведь нас всех интересует, куда бы применить купленную смазку.
Итак, в нашем забеге принимает участие 6 смазок:
Литол-24 (минеральное нефтяное масло загущенное мылом лития или комплексом лития, что сомнительнее). Производитель не хухры мухры, а Fine Metal Powders (Екатеринбург).
Солидол (минеральное нефтяное масло, загущенное мылом кальция) — производитель Рикос
Графитная (Усса) — солидол с добавлением графита, производитель Рикос.
Textar Hydrotec — полигликолевая смазка целевого применения в тормозах (направляющие и тормозные поршни).
Huskey HTL-500 — синтетическое масло с неизвестным мне, но «стабильным загустителем» и добавлением PTFE (грубо говоря с тефлоном или фторопластом). Между прочим, разрешена законами иудаизма и ее почти можно есть )))
Comma CE500G — минеральное масло загущенное бентонитом, с добавлением 8.5% медной пыли.
Сразу замечу, что у каждой из этих смазок есть свои достоинства, которые этот тест не раскроет. Более того, я уже заранее предполагаю фаворитом дешманский солидол. Также замечу, что поскольку я «не сижу на смазках» в чем меня некоторые упрекают, и не «купил 80 смазок» — у меня тут отсутствуют некоторые достойные представители, которые могли бы одержать победу. Также, есть интересная тема с покрытием болтовых соединений герметиком или пушсалом с расстопом (минусы в эксплуатационном нанесении).
Поэтому можно рассматривать эту затею лишь как развлечение и обучение для ребенка и бессмысленную трату денег.
Методология проста. На каждый болт накручивается гаечка, шайбочка и опять гаечка (солидолу второй гаечки не хватило, но графитка тот же солидол). Смазка наносится пальцами на всю поверхность данной конструкции, включая свободную резьбу, причем под крайней гаечкой резьба промазывается тоже. Так у нас получается есть «гаечка» без промазанной резьбы, и с промазанной резьбой.
Потом в банки наливается раствор соли, выдерживается несколько часов, затем взбалтывается (имитация воздействия воды при проезде луж) и сливается, и банки выставляются сохнуть тоже несколько часов. Затем солевой раствор заливается снова.
Итерации будут повторяться до момента пока не появятся следы ржавчины на всех участниках. Возможно, периодически рассол будет заменяться раствором московского реагента. Я в раздумия, добавлять ли песок и грунт в рассол для пущей имитации пескоструйного воздействия влаги — что вы думаете?
Процесс стартовал вчера — можете посмотреть, кому интересно, как мы с ней это делали.
Видеопруф посредственного качества
Вот, как-то так. Кто хочет добавить в «тест» какие-то свои идеи — пишите в комментариях.
И помним — чем больше мы дадим детям знаний и умений, тем больше у них будет воды чтобы принести нам в старости. Шутка.
Монгольские дети, говорят, пасут стада с 4 лет. У нас другая реальность, но не будем отставать. Пускай пасут машины! 🙂
Всем удачи.
Литол или графитовая смазка
Сделаю обзор автомобильных смазок и представлю их вашему вниманию, потому что это вызывает всегда много вопросов.
— Универсальные смазки. Данные смазки сочетают в себе ингредиенты нижеперечисленных смазок и способны решать большой спектр задач.
Из всех универсальных смазок, что я пробовал (WD-40, Liqui Moly, Higear итд), хотел бы выделить универсальную смазку UNI-M. Смазка реально стоит дешевле других (325 рублей), а качество на уровне, даже лучше. Она гибридная и еще содержит в себе твердые вещества, которые хорошо влияют на качество смазки, уменьшают трение. В общем идеальное соотношение цена-качество!
В общем кому интересно, видео ниже, там все подробно рассказывают:
— Медная смазка. Паста или спрей — все равно.
Она нужна однозначно для узлов с повышенным давлением — резьба болтов, гаек, шпилек, привалочных плоскостей ступиц колес и даже обратной стороны тормозных колодок.
Основные ее преимущества — держит экстремально высокую температуру (до 1000 град.) (нужно в деталях тормозной и выхлопной системы), также работает при больших давлениях (резьба).
— Литиевая смазка, литол. Смазка универсальная, не обладающая специальными супер-способностями. : ) Применяется в слабонагруженных шарнирах и узлах трения. Допускается для смазки электрических контактов, аккумуляторных клемм. Также значительно замедляет коррозию, водостойка. Работает в широком диапазоне температур (-40.+120).
Нужно сказать, что она имеет много разновидностей, схожих по свойствам и составу. Отличаются ценой и особенностью применения. Среди них выделю «пушечное сало» — ингибитор коррозии, ЦИАТИМ-201 — для электромеханики и собственно Литол-24 — простейший универсальный продукт, которым «кормят» обывателей. Солидол с присадками, в общем, но тоже вполне годится.
— Графитная смазка. Или графитовая. Хотя лучше все же графитовая, поскольку она сделана не из графита, а с его добавлением. В литол. Это снижает температурный рабочий диапазон (-20.+60), увеличивает вязкозть и добавляет так называемый «сухой» компонент смазки, который смягчает трение металла по металлу засчет своей взвешенной структуры, образуя тонкую защитную пленку между поверхностями, даже когда «мокрый» компонент уже не справляется или загрязняется. Достигается противозадирный и антифрикционный эффект. Это также повышает «время жизни» смазки.
Ее можно применить в нагруженных узлах трения, в подшипниках качения и прочих трудных ситуациях, но… с поправкой на температуру. Поэтому ее, как правило, применяют для смазки цепей вело- и мототехники, промышленной аппаратуры, работающей в «теплых» условиях.
— Цинковая смазка (типа «Вымпел»). Уже вполне себе «взрослая» смазка, представляющаяся литиевой с добавлением мелко-дисперсного цинкового порошка и прочих «сладостей». По свойствам похожа на графитовую, но работает в более широком диапазоне температур (-40.+120).
Тут уж пожалуйте в нагруженные узлы и подшипники автомобиля русских широт. Подвижные детали подвески — прямое назначение.
— Молибденовая смазка (типа «Шрус»). На самом деле, это так же литиевая с добавкой порошка дисульфида молибдена. Повышены антифрикционные и противозадирные характеристики, увеличена пластичность и «время жизни» смазки.
Для ШРУСОВ, карданных передач и подшипников смазка как нельзя кстати. Молибденовая присадка позволяет переносить более тяжелые нагрузки и продлевает жизнь самым тяжелонагруженным узлам автомобиля.
Резюме.
Я бы для своей машины взял как минимум универсальную смазку (Uni-m), медную смазку для резьбы, цинковую и молибденовую для всего остального.
Более тяжелые нагрузки для молибденовой, менее — для цинковой.
Из наших смазок неплохо «выглядит и пахнет» ООО «ВМП», производящая смазки в тубах (типа тюбика зубной пасты) и ведерках под названием «Римет». Бело-сине-красные этикетки. Эти смазки, по моим ощущениях, сильнее всего похожи на заморские по запаху, консистенции, цвету и прочему. Цена и доступность тоже радует.
Исправления и дополнения.
— Силиконовая смазка. Помогает размягчить и «восстановить» резину, обладает водоотталкивающим эффектом, создает на поверхности тонкий слой мягкого силикона.
В автомобиле применяется для размораживания и профилактики замерзания замков и личинок дверей, для устранения скрипов пластика панели и металла дверных петель, ручек, лязга замков. Также состав хорош для смазывания резиновых уплотнителей машин, в том числе и оконных, для продления их срока службы и частичного восстановления свойств. Также может применяться для смазывания тросов привода капотабагажника и механизмов стеклоподъемника для облегчения их работы. Полезная вещь, как оказалось.
— Универсальные смазки полезны, но не являются панацеей. Сверяйте заявленную производителем рабочую температуру и сферу применения с вашей задачей.
Первоначальное назначение графитового смазочного материала было смазывание узлов и механизмов тихоходных транспортных средств. Так как постоянно появляются новые виды техники, не только ТС, графитовая смазка начала иметь широкое применение.
Что такое графитовая смазка
Такие средства, как смазочные материалы не имеют технических характеристик, они имеют физико-химических характеристики. Такие характеристики зависят от того, из каких веществ данная смазка состоит. Раньше графитная смазка называлась — Графитная УСсА. ГОСТ (Государственный стандарт) 3333-80.
Графит — это измельченный уголь. Смазка поэтому получается зернистая. Измельченный графит заполняет микротрещинки, неровности, раковины, тем самым снижая трение и защищая от коррозии.
Графит можно использовать с литолом или солидолом. Графит с такой смазкой держится дольше.
Плюсы и минусы
Если использовать литол, например, Литол-24, или солидол вместе с графитовой смазкой, то такая смесь будет иметь следующие свойства:
Недостатком графитовой смазки является то, что она абразивные, то содержит твердые частички. В высокоточных соединения деталей твердые частицы будут создавать сопротивление и царапать соприкасающиеся пары.
Загуститель графитной смазки
В основном, в качестве загустителя графитной смазки применяют солидол.
Графит на основе солидола
Использование солидола в качестве загустителя высоко не поднимает стоимость графитной смазки из-за недорогой цены солидола.
Густая смазка серого цвета.
Форма выпуска
Современные технологии позволяют выпускать графитовую смазку в виде аэрозоли. Это позволяет наносить смазку не лопаткой, тонким распылением.
Продается еще графит смешанная с медной пудрой. Называется меднографитная смазка спрей.
Виды загустителей графитных смазок:
Своими руками графитную смазку делать не имеет смысла, так как стоимость оригинальной не высока, а добиться заводских характеристик в домашних условиях невозможно добиться.
Применение графитовой смазки
В узлах машин и механизмов, где нет высокой точности, высоких квалитетов, взаимодействия сопряженных деталей, там применяется графитовая смазка.
Такая смазка отлично подходит для смазывания механизмов зубчатой пары. Она поглощает удары, колебания возникающие в результате торцевого биения или осевого люфта.
Смазку наносят тавотным шприцом, гидравлическим или пневматическим пистолетом.
Применение в быту
Так как графитовая смазка не боится воды, то ее использую для смазки дверных и воротных петель, замков.
Применение в узлах машины
Графитная смазка используется для смазки:
Меднографитная аэрозоль отлично подходит для смазки тормозных барабанов и дисков к ступичным фланцам — это защита от прикипания.
После монтажа резьбовых соединений надо смазывать или литолом, или солидолом, или графитовой смазкой. Потом намного легче будет откручивать гайки.
Часто спрашивают, можно ли смазывать графитной смазкой подшипники качения и скольжения. Некоторые подшипники смазывают графитовой смазкой.
Также смазывают конец глушителя. Когда смазка выгорит от температуры, образуется прочная пленка, которая защищает от влаги, от гниения металла.
Проводит ли электрический тог графитовая смазка
Смазка не создает электросопротивления, в то время как другие смазки создают сопротивление току. Поэтому графитовой смазкой можно смазывать контактные соединения.
Производители
Так как применение графитовой смазки очень широкой, а не такое, например, только для космической промышленности, ее делают почти все изготовители моторных масел.
Популярный графитки фирмы Felix (Феликс), Oilright (Ойлрайт). Как правило, минимальный объем тюбика — 100 грамм. Максимальный — бочок 180 кг.
Килограмм стоит около 100 рублей.
Видео
Тем, кто любит создавать своими руками, графитовую смазку также есть возможно изобрести.
В этом видео рассказывается о нескольких видах смазок: медная, алюминиевая, графитная и керамическая.
Чем смазывать суппорта и направляющие.
Пластичная смазка
Пластичная смазка, она же консистентная смазка, получается добавлением загустителей в жидкие минеральные или синтетические масла. Масла, присутствующие в смазке называются базовыми.
Самая главная характеристика пластичной смазки – пенетрация, то есть проникающая способность или мера густоты. Измеряется она, согласно NLGI (Национальный Институт пластичных смазок США), погружением стандартной воронки в пластичную смазку при температуре 25 С в течении 5 секунд. Чем больше число, тем более мягкая пластичная смазка. Измеряется пенетрация по шкале 0,1 мм. Классификация пластичных смазок исходит в первую очередь из этих параметров. Так, особо твердая смазка пластичная – это 85 – 115, а очень жидкая пластичная смазка, как гласит классификация пластичных смазок по консистенции NLGI, это 445 – 475. Есть и промежуточные варианты, которые и являются наиболее популярными.
Также классификация пластичных смазок учитывает температуру каплепадения, то есть температуру, при которой пластичная смазка образует капли и свободно стекает с наклонной поверхности. Температура, при которой смазка переходит в жидкую фазу, называется температура плавления. Кроме того, пластичные смазки характеризуются такими параметрами: маслоотделение, которое должно быть минимальным, водостойкость, защита от коррозии, вязкость, стабильность механическая, сопротивление сдвигу.
Основное применение пластичных смазок – подшипники. Исходя из сферы действия, классификация пластичных смазок включает в себя: консервационные пластичные смазки, которые наносятся на металлические поверхности для защиты от внешнего воздействия на длительное время, уплотнительные пластичные смазки наносятся на резьбовые соединения, арматурные смазки, а также антифрикционные, которые как раз защищают трущиеся поверхности подшипников ступицы.
При смене пластичной смазки, имейте в виду, что очистить поверхность от старой смазки полностью практически не возможно. От того, какая пластичная смазка была нанесена, зависит поведение новой смазки, в первую очередь важно, какой используется стабилизатор. Легко смешиваются консервационные материалы, с загустителями в виде тугоплавких углеводородов (парафин, церезин) и продукты, загущенные стеаратом натрия или оксистеаратом лития. А вот плохой совместимостью отличаются смазки с загустителями в виде силикагеля, стеарата лития и полимочевины.
Литиевая смазка
Разработана была литиевая смазка еще в 1940 году, но массовое использование она получила только в 80-х годах. Тогда литиевая смазка потеснила простую смазку на основе литиевого мыла — литолы. Впрочем, говорить о том, что литол в ближайшее время исчезнет из витрин магазинов, говорить не приходиться, поскольку цена литола существенно ниже и в отдельных узлах автомобиля его вполне хватает. Литол прежде пришел на смену солидолу, благодаря более высокой водостойкости, стабильности на трущихся деталях. Однако и солидол по-прежнему может использоваться в автомобиле.
Литиевая смазка же более универсальна, она водостойка, работает в широком температурном диапазоне и при сильных вибрациях. Литолы иногда называют также простой литиевой смазкой, а смазка с добавлением солей лития получает название комплексная литиевая смазка. Самая популярная простая силиконовая смазка в России это Литол-24. Литол-24 представляет собой мягкую мазь вишневого или коричневого цвета.
Смазка силиконовая
Силиконовая смазка изготовлена из силиконового масла и загустителя. Смазка силиконовая для авто находит свое применение в резиновых уплотнителях, в цепях. В этом и состоит ее достоинство — она не портит резину, поэтому используется силиконовая смазка для уплотнителей в первую очередь. Силиконовая смазка после нанесения и высыхания образует силиконовую пленку, которая одновременно защищает обрабатываемую поверхность и не портит ее. Силиконовая смазка водителями применяется иногда и для обработки кузова и колесных дисков.
Графитная смазка
Графитная смазка получается загущением нефтяного масла кальциевым мылом и графитом. Свойства графита позволяют ему легко связываться с окислами неблагородных металлов, образуя защитную пленку. Графитная смазка уже давно заслужила популярность среди автомобилистов. Так, эффективна графитная смазка для нанесения между листами рессор, для смазывания тросового привода стояночного тормоза, открытых зубчатых передач и др. Графитная смазка обладает высокой термостабильностью, что также делает ее привлекательной для использования в автомобильных узлах. Кроме автомобильной отрасли графитная смазка используется и в быту – для смазывания дверных петель, также графитная смазка отличное средство для велосипедной цепи.