Что лучше метро 2033 или метро last light
Metro: Last Light VS Metro 2033
Enfor95
Локализатор
—>
Сравнительный анализ
Итак начнем. Первое, что мы видим после запуска игры – меню. В Metro 2033 главное меню – это комната, в которой Артем пишет свои воспоминания, создаваемые игроком в процессе игры. Интерьер комнаты разбит на зоны – пункты меню игры. Например, печатная машинка – новая игра, медвежонок на полке – титры, а выход из комнаты – выход из игры и т.д.
В Metro:Last Light главное меню – это модифицированная дрезина, с установленными на неё экранами и переключателями, каждый из которых соответствует одному пункту меню. Под переключателями крутится лента, на которой время от времени отображаются советы от разработчиков. Перед тем как камера «сядет» за дрезину, нам показывают бойца в защитном комбинезоне, который через некоторое время разворачивается и уходит вдаль туннеля. Интересно, что при выходе из игры в меню дрезина уже не стоит на месте, а едет.
После просмотра небольших роликов начинается сама игра. Сначала игрок берет планшет с компасом и зажигалкой. В планшете отображаются текущие задачи, а компас помогает найти дорогу, если игрок заблудится (что при такой линейности случается крайне редко). В обеих играх планшет выглядит и работает одинаково. Другое дело зажигалка.
Далее стоит упомянуть о часах. В обеих играх серии часы играют очень важную роль: на поверхности они показывают время, на которое хватит фильтров (за это отвечает специальная кнопка), уровень освещенности и текущее время(причем не игровое, а то которое у вас стоит на часах компьютера, удобно!). Стоит заметить, что часы у Артема в Metro 2033 и Metro:Last Light различны.
В первой – аналоговые, и уровень освещенности показывается тремя лампочками (красный – видно, желтый – могут заметить, зеленый – почти не видно, ничего не горит – не видно).
Во второй – цифровые. Причем лампочка одна (светит– видно, не светит – не видно), так же нет кнопки «посмотреть время», вместо этого есть клавиша смены фильтра в противогазе.
Допустим, что во время перестрелки кончился фильтр. Срочно менять! Но учтите: монстры благородством не отличаются – ждать, пока вы замените фильтр, они не будут.
Не волнуйтесь – Артем не закрыл лицо от ужаса, он протирает забрало противогаза, которое имеет свойство пачкаться от крови, слизи и проч. За это также отвечает соответствующая кнопка.
Конечно существует и другое снаряжение (например аптечки, динамо-машинка, фонарь и т.д.), но оно не претерпело изменений.
Далее стоит поговорить о графике. Она стала определенно лучше, NPC перестали выглядеть как клоны из лаборатории (хотя все же близнецы встречаются). Но важные персонажи, во второй части заметно отличаются от своих предшественников.
Взять хотя бы Ульмана:
Хан еще более менее похож (хотя без фразы «Это я, Хан» его вряд ли узнал бы даже Артем):
Разработчики добавили много интересных разговоров, которые «случайно» можно подслушать. В отличие от Metro 2033, их хочется слушать.
Например, разговор детей и актера из театра теней
или посмотреть на импровизацию жонглера
и не все посиделки будут заканчиваться удачно.
и не все посиделки будут заканчиваться удачно.
Теперь перейдем к способам прохождения. В первой части было много критики в сторону стелс-режима. В Metro:Last Light придраться не к чему. почти. Иногда противники не реагируют на вас, даже если заметили. К счастью, это случается крайне редко.
Их можно выкручивать (тихо и болезненно)
или разбивать (громко и безболезненно)
В заключение, хочется сказать, что в Metro: Last Light есть свои достоинства и недостатки так же, как и в Metro 2033. Например, иногда NPC встают как вкопанные вместо того, чтобы открыть дверь. Но это с лихвой компенсируется деталями, на которые я обратил ваше внимание в данной статье. Надеюсь, что некоторые захотят поиграть в игру или пройти заново. Особенно если вы не посетили местный стриптиз-бар театр. Кстати вместе с игрой вы получаете Metro Last Light benchmark (лежит в директории Steam\SteamApps\common\Metro Last Light), с помощью которого удобно тестировать настройки игры.
Не ешьте жёлтый снег. Обзор серии Metro
Серия «Метро» всегда вызывала у меня противоречивые чувства. С одной стороны мы имеем не слишком заезженный сеттинг постъядерной России, атмосферу, мистику, демонстрацию быта простых выживших, неплохой геймплей в первых двух частях, интересные персонажи, а для кого-то стрельбу и стелс. С другой стороны мы имеем нелогичность и дыры в этом самом сеттинге, атмосфера рушится сразу, как только появляется «пылитота», мистика сливается в третьей игре, история наполнена клюквой и дырами, многие персонажи не раскрыты, геймплей в третьей игре не ровный, а на открытых локациях унылый, стрельба деревянная, а стелс однообразный.
За появление этих игр стоит спасибо трём людям. ЭДмитрию Глуховскому: создателю вселенной, писателю и сценаристу игр
Я не писатель и не сценарист, но автору ли книг «Метро» говорить, что «Ведьмак» Сапковского — это трэш?
Андрею Прохорову: креативному директору и, в силу обстоятельств, актёру озвучки 4A Games 🙂
Ну и Дину Шарпу, который в 2010 году работал в THQ, а сегодня является генеральным директором 4A Games
Маленькая игра с большой перспективой.
Я узнал о франшизе в 2010 году, когда вышла игра Metro 2033 от 4A Games. Она состояла из выходцев из GSC Game World, которые ушли из студии за год до релиза Теней Чернобыля. Издавала игру компания THQ. Не THQ Nordic, а просто THQ.
Первая часть Metro — это линейный сюжетно-ориентированный шутер от первого лица. Местом действия игры является постъядерная Москва 2033-го года, в частности, Московский метрополитен. Во вступительном ролике мы видим седовласого человека, пишущего мемуары на станции ВДНХ. Этот человек рассказывает вкратце о мире игры. Запомним этот момент. Она нам пригодиться в будущем. Главным героем игры является житель станции ВДНХ по имени Артём. Данная станция подвержена атакам со стороны Ботанического сада от мутантов «Чёрных» и нет, расизм и чернокожие здесь ни при чём. Данные мутанты отличаются тем, что жертвы их нападения сходят с ума и в итоге умирают. На ВДНХ приходит сталкер по прозвищу Хантер, друг Александра Сухого, отчима главного героя. Если что, Сухой — это фамилия. В ходе разговора, на станцию совершают нападение мутанты, однако ими оказываются не чёрные, а упыри. Отбившись, Александр и Хантер начинают спор, но спор прерывает солдат ВДНХ, который сообщает об атаке чёрных. Наблюдая последствия атаки, Хантер принимает решение отправиться в разведку. В случае, если он не вернётся, Артём должен будет отправиться в Полис, найти человека по прозвищу «Мельник» и обо всём рассказать и отдаёт свой жетон, чтобы Артёму поверили. Хантер не вернулся и с этого момента начинается путешествие главного героя.
Если говорить про сюжет, то в этой игре он самый удачный. Здесь нет столько «пылитоты» и голливудщины как в Metro Last Light, нет столько противоречий, сюжетных и лорных дыр, как в Metro Exodus и даже есть некая серая мораль. Именно серая, а не клюквенная, как в Metro Last Light, и не банальная, как в Metro Exodus. Благо в игру не стали добавлять бред из книг, вроде каннибалов червепоклонников, но 4A Games не была бы собой, если бы не добавила их в переработанном и более политизированном виде в другой части. Запоминающихся персонажей здесь мало. Вспоминаются только Ульман (весельчак и шутник в Ордене), Хантер (суровый боец), Мельник (глава Ордена), Хан (весьма загадочный и интересный персонаж) и Бурбон (бандит и первый напарник Артёма), однако раскрытия этих персонажей не ждите.
Часы в серии игр метро, выполняют функцию таймера. Они показывают, на сколько времени хватит фильтра для противогаза. Кстати о нём. Из-за высокого уровня радиации на поверхности и ядовитого воздуха в тоннелях, жители постядерной России вынуждены использовать противогазы. Фильтров хватает на 5 минут, т.к. они производятся кустарно. Ну и ещё стекло противогаза может разбиться. Полоски здоровья в этой игре нет, но восстанавливается оно медленно и чтобы мгновенно его восстановить, нужно использовать аптечки. Также в этой игре есть зажигалка и планшет, в котором написано текущая задача для игрока и компас, который указывает в сторону текущей цели. Зажигалка в этой части практически бесполезна. Освещение? А зачем? Ведь есть обычный фонарь. А вот в нём есть практическая польза. Помимо освещения, с его помощью сжигать пауков в Metro 2033 Redux, Metro Last Light и Metro Exodus, а также с его помощью можно обнаружить призраков.
И раз уж речь зашла о призраках. Не самое последнее место в Metro 2033 занимает мистика. Главному герою предстоит столкнуться с призраками, голосами, доносящимися из труб, и аномалиями. К тому же в игре имеются элементы хоррора. Яркий пример: Библиотека имени Ленина.
Что могу сказать в целом? Metro 2033 мне нравится больше, чем остальные части. Я говорю именно об оригинальной версии. Redux версия хоть и улучшает графику (которая мрачную картинку превращает в яркую), но упрощает многие вещи, включая стелс, а также вводит элементы, которые рушат атмосферу, например, тир на станции Проспект Мира. Хотя в оригинале тоже встречаются такие моменты, например, названия станций, написанных на английском. Но я всё таки советую вам ознакомиться с данной игрой или её Redux версией.
Луч надежды, обернувшийся напором клюквы
В 2013 году вышла Metro Last Light. России игра издавалась под названием «Метро 2033: Луч Надежды». Весьма странное названия для игры, действие которой происходит в 2034 году… Но не суть. Разработчики всё те же, сценарист тот же, а вот издатель изменился. Издателем этой игры стала компания Deep Silver, которая купила права на франшизу, после банкротства издательства THQ.
Мда… символизма на постерах и концепт-артах, прямо таки Тарковский style
Сюжет… Сюжет это, от чего плевался очень долго.
Сюжет игры не основан на книге «Метро 2034», сценарий был написан с нуля, а писал его непосредственно сам автор «Метро 2033» и «Метро 2034» — Дмитрий Глуховский… И лучше бы он этого не делал. Вы можете спросить, и что? Что плохого в сюжете Metro Last Light? Плохо в нём то, что это, какая-то агитка. Ощущение, что я Красный Рассвет посмотрел. Вся эта политическая муть, зачем она? Если первая часть политики касалась в двух-трёх уровнях, то Metro Last Light просто ей пропитана. Даже на простые станции, где политика, казалось бы, не причём, ты приходишь, чтобы преследовать персонажа, который с этой политикой связан. И от этого атмосфера рушится. Ощущение, что я не в постъядерной России, где всюду мутанты, аномалии, призраки, радиация и в этих условиях люди выживать пытаются. А как-будто я на Дамбе Гувера стою через 200 лет после войны, когда уже новая цивилизация родилась и сейчас махач с Легионом Цезаря начнётся.
Объясните мне: зачем это всё? Дмитрий, объясните мне, зачем вы всё это написали? Ну подробно о клюкве в серии книг и игр Metro я вам говорить не буду. За меня это уже сделал Даниил с канала Taganay, если кому интересно. У меня только одно предположение: просто 4A Games очень сильно хотели продавать игру на Западе. Они даже бойцов Ордена «Спарта» стали называть «Рейнджерами». Даже Мельник, Мельник, блин, который офицер ГРУ, называет своих бойцов рейнджерами. Странно, что нет американца с диким акцентом… А стоп… точно.
Ну и разумеется, шутейки в стиле «Гы гы гы. мы разрабы Сталкера и с 2004-го любим на текстурах слово „х*й“ писать. А давайте, что то новое напишем? гы гы гы»
Что я могу сказать про персонажей? Персонажи здесь запоминаются куда сильнее, но не из-за своей крутой истории, а из-за клешированности. Встречаются и персонажи из первой части, одного из которых даже не сразу узнаешь.
Но и это ещё не всё. К игре выходили DLC. Причём DLC в лучших традициях западных компаний. Нам даются не только пушки, но и уровни. Уровень-музей с полигоном, аля Call of Duty Modern Warfare 2, уровень с огнемётом, где мы минут 20 ходим и всё выжигаем, уровень «Башня», где вроде как должны были раскрыть одну сюжетную линию, но этот сюжетный ход вырезали (клятый Дин Шарп 🙂 ), фракционные уровни за Красную Линию. Рейх и за Кшатрия Полиса, о последнем чуть позже и поподробнее. Ну и уровни за персонажей из компании. Дело в том, что в ходе игры, оставались некоторые вопросы по самим персонажам в духе «А что было вот с ним? А что было, пока я выбирался оттуда» и т.д. Замечу, что в данных уровнях персонажи, за которых мы играем, говорят в процессе.
Что я могу сказать в целом о Metro Last Light. Это моя самая НЕ любимая часть. Здесь атмосфера убита в угоду вау-эффектов и «пылитоты», но если не обращать на всё это внимание, то данная игра может принести вам удовольствие.
Глуховский забыл
Metro Exodus вышла в феврале 2019 года. Эксклюзивно в Epic Game Store. Из-за чего у многих игроков было негодование, и это понятно. Но я эту тему мусолить не буду. Тем более сейчас вы можете купить эту игру в Steam. Я лучше скажу вот что: Дмитрий Глуховский, который по собственным словам и по словам Андрея Прохорова являлся сценаристом игры, он хоть в прошлые части играл и диалоги персонажей читал? Или он как создатель ДжоДжо — просто забыл? Ну обо всём по порядку.
Стелс здесь, на уровне Last Light, но появилась возможность отвлекать врагов с помощью пустой банки. (Привет Far Cry). Концовок также 2 и если хотите добиться хорошей, то вам придётся забыть про стрельбу по всему, что движется. В чём проблема геймплея Metro Exodus? Многим не понравилось то, что на открытых локациях слишком пусто. И тут я соглашусь. Больше половины знаков вопроса на карте отмечают не какое-нибудь интересное место, а лишь логово, каких-нибудь кикимор или поста бандитов. Все доп. квесты заключаются в форме: «Эй! Вон там, короче что-то есть. Иди проверь» или «Эй. Слушай. Мне кое-что надо вон там. Сходи и принеси». Никакой интересной истории. Вся история локаций раскрывается в записках… Бич нашего времени. Нет, в Metro Last Light и Metro 2033 Redux тоже это было, но там главный герой записывал СВОИ переживания и мысли, а не записки какого-то мёртвого NPC. Шататься по локациям быстро надоедает. Если на Каспии ещё можно побаловаться на «Буханке», то на «Волге» ты только и думаешь, как бы мне переплыть берег и не привлечь мутантов. Короче говоря: Если Metro Last Light напоминал Call of Duty со стелсом, то Metro Exodus — это смесь S.T.A.L.K.E.R. и Far Cry.
Кстати о S.T.A.L.K.E.R. 4A Games всё ещё остаётся собой. Мало того, что они до сих пор пихают везде слово из 3 букв, так ещё и звуки с текстурами из самого первого Сталкера используют. Я не шучу. Вы на ВДНХ на пол посмотрите. Это текстуры из ТЧ.
Про сюжет. Здесь с ним тоже всё не так хорошо. И тут проблема вот в чём. Сюжет игры частично слизан с книги «Метро 2035» и главный твист, из-за которого и происходят события игры, выглядят не то что нелепо, но противоречат прошлым частям игр и книг. Да и сама Metro Exodus и её концовка противоречит книге «Метро 2035». В чём именно противоречие? Например, помните во вступлении Metro 2033 седовласого человека, который пишет мемуары? Так вот — это Артём. Он же, блин, свалил из Москвы! (Глуховский забыл №1) Помните, главным твистом Metro Exodus является то, что вся Москва изолирована от остального мира и все москвичи кроме Артёма считают, что весь мир мёртв. Но. В Metro 2033 и тем более в Metro Last Light есть люди, которые утверждают, что говорили с жителями за пределами Москвы. В Metro Last Light на уровне «Катакомбы» в самом начале есть боец «Спарты», который говорит с торговцем о том, что он связался с петербуржцами и рассказывает, что к ним на самолёте кто-то прилетал из Москвы. (отсылка на «Путевые знаки») А также он говорит про Полярные Зори и о том, что и с ними он сумел связаться. И это всё он говорит при Артёме и других спартанцах, а рядом ещё и Анна стояла, которая в Metro Exodus Артёму не верила. Вы можете сказать, что это просто отсылка и всё такое. И я бы так подумал, но в Metro Exodus на уровне Лето один из персонажей говорит про те же самые Полярные Зори! Точь в точь, что говорил спартанец в Metro Last Light. Просто отсылка — это труп с монтировкой и очках, а это уже конкретная ошибка. (Глуховский забыл №2)
Ну и мораль в духе «От нас скрывают! Всюду ложь! Все гады!»
К Metro Exodus выходило 2 ДЛЦ. «Два Полковника», который должен был прояснить некоторые моменты, и «История Сэма», которая повествует нам о том, что произошло с этим персонажем после основных событий игры. «Два полковника» мне очень сильно напомнило ДЛЦ уровень из Metro Last Light, где мы 20 минут ходили с огнемётом и всё выжигали. Здесь мы делаем тоже самое, только это первые 20 минут. А дальше простой линейный геймплей с банальным сюжетом «ааа! власти всё скрывают и делают это из своих личных интересов». Открыли Америку. Второе ДЛЦ в разы лучше. Там есть интересные персонажи, уровень большой, но не открытый, а в целом линейный. Появилось даже подобие сайд-квеста с интересной развязкой про двух братьев. И конфликт с серой моралью. Именно, что серой, а не коричневой, к которой привык Дмитрий Глуховский.
Про атмосферу. Вот здесь у меня случился диссонанс. Во-первых, исчезла тема мистики. Теперь всё мистическое в игре представлено лишь глюками главного героя. Во-вторых, серия «Metro» меня цепляла тем, что выживать приходилось в руинах мегаполиса, а в Metro Exodus по большей части мы путешествиям по пустыни, и глубинке. Причём глубинка эта очень сильно напоминает ЧЗО с их плакатами 1980-ых годов
Метро проделало большой путь. Как бы я не критиковал игры 4A Games, но их любят. Ни одна часть серии не оставила меня равнодушным. Эти игры заставляли меня пугаться, бомбить, недоумевать, местами скучать, местами радоваться и получать удовольствие. И пусть для меня лично, лучшей игрой в сеттинге постапока на территории нашей страны является Atom RPG, «Метро» для меня остаётся той франшизой, которая всегда вызывает разные эмоции. Если же вы хотите углубиться в данную вселенную, то рекомендую вам книги Сергея Москвина и в особенности Сурена Цормудяна. А у меня на этом всё. Всем пока
Metro: Last Light и Metro 2033: Сравнение обновленных версий с оригиналами
Появились 4K-скриншоты, системные требования и технические подробности Final Fantasy VII Remake для ПК
Путешествия на земли льда и пламени: Ubisoft тизерит специальный анонс по Assassin’s Creed Valhalla
Премиальная антигравитационная гонка: Saber Interactive анонсировала Redout 2
Представлен новый трейлер Scorn — многострадальный хоррор выйдет на Xbox Series X|S и PC в октябре 2022 года
Alan Wake 2 создается на модернизированной версии движка Northlight Engine — Remedy готовит технологический рывок
Xbox Series X [Xbox Scarlett]
Все о сервисе Steam
В сети появились сравнения обновленных версий Metro: Last Light и Metro 2033, входящих в сборник Metro: Redux, с их оригиналами.
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:
Metro 2033: Луч надежды
За Metro: Last Light мы следили с самого первого анонса, еще с той поры, как разработчики из 4A Games объявили со сцены в Киеве, что главной фишкой продолжения станут кооператив и мультиплеер. Мы смотрели на игру на Е3, ездили на презентации в Москве, общались с создателем вселенной Дмитрием Глуховским, заглянули к разработчикам в офис и наблюдали уйму сборок игры на разных стадиях создания.
В плане ожиданий «Луч надежды» стал для нас одной из главных игр 2013 года. И вот, плотно наигравшись в нее всей редакцией, мы готовы оценить оправданность этих ожиданий.
Держитесь правой стороны эскалатора
В пику тому, что говорил Сергей Орловский на недавней КРИ-2013, отечественные ААА-проекты продолжают выходить. Пусть и всего один, да к тому же украинский, но все же. Уже первая игра по вселенной «Метро-2033» попала строго в точку — она выглядела как солидный западный блокбастер и вдобавок отличалась совершенно уникальной атмосферой. Нарочито лубочный постапокалипсис, полный ретро-ностальгии по Советскому Союзу, шапок-ушанок, балалаек и традиционной самогоночки вызывал массу теплых чувств у соотечественников и приятно удивлял игроков иноземных.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в сети уже проскочила новость о том, что в первую неделю продаж «Луч надежды» разошелся тиражом, превышающим продажи оригинала за три месяца. А в Америке копий продолжения и вовсе продано больше, чем копий оригинала за все три года! Кто знает, как сложилась бы судьба THQ, успей они выпустить игру сами.
Курс сразу же был взят «на запад» — от разработчиков требовалось довести игру до наивысших стандартов качества, а для этого: починить стелс, улучшить графику, накрутить побольше событий на единицу времени и при этом поднять планку качества еще на уровень выше. О сюжете вопрос не стоял — Дмитрий Глуховский как раз начинал трудиться над прямым продолжением книги «Метро-2033».
Первая часть закончилась тем, что Артем, главный герой, успешно направил довоенные армейские боеголовки на логово Черных — загадочных гуманоидных существ, которые нагоняли страх на всех обитателей метро. Вот только после яркой вспышки и доклада об успешной ликвидации целого вида крупных млекопитающих Артем вскоре понял, какую ошибку совершил. Ведь Черные совершенно не собирались уничтожать людей. Напротив — они пытались выйти на контакт, пусть и своеобразными методами. И к тому же они были единственной надеждой человечества на возвращение на поверхность.
А что касается Артема, ему поручают довести начатое до конца — на территории Ботанического Сада обнаруживается еще один выживший Черный, которого герою приказано добить.
Хотя, конечно, у Артема на этот счет находятся свои соображения.
Пути развития
На первый взгляд, «Луч надежды» почти не отличается от оригинала. Игра держится на тех же трех «геймплейных китах», попеременно сменяющих друг друга: перестрелки в тоннелях чередуются с вылазками на зараженную поверхность, а в промежутках мы заняты исследованием мирных станций, на которых кипит подземная жизнь. Но если присмотреться, размах проделанной работы становится очевиден.
К примеру, в первой части много жалоб поступало на стелс. Мол, неудобен он — враги замечают Артема сквозь любые препятствия, мигом поднимают тревогу, и, как ни крути, игра все равно сводится к массовому побоищу. Редкий энтузиаст находил в себе силы действовать тихо дальше первых уровней.
Теперь же любителям скрытного прохождения живется едва ли не легче, чем выступающим в открытую. У них появился индикатор освещенности (встроенный в наручные часы, но, в отличие от Гарретова кристалла, всего двухпозиционный — видно/не видно), и, если Артем прячется в тени, его там и не найдут, пока не подсветят фонариком. А этого не произойдет, если он не будет шуметь и наглеть, высовываясь на освещенные участки.
Возможно, разработчики даже немного перестарались с хладнокровием врагов. Иногда они могут игнорировать крадущегося Артема, даже если в пятне света покажется его рука или нога. Но такова цена за баланс между двумя стилями прохождения — теперь игрок действительно волен выбирать, как ему удобнее пробираться через укрепления противника.
На свежем воздухе
Выходы «в свет» оставляют двоякие чувства. С одной стороны, панорамы разрушенной Москвы завораживают и пугают — показательным примером стала презентация игры на КРИ-2013. Конференция, как вы помните, проходила в гостинице «Космос» — и, как по заказу, во время презентации Артем вылез на поверхность прямо напротив разрушенного «Космоса». Сидящие в зале журналисты и зеваки нервно заерзали на стульях. А потом начали присматриваться.
Проблема в том, что с московскими достопримечательностями разработчики обошлись достаточно вольно. По их словам, архитектура должна в первую очередь работать на геймплей, а потому игровая Москва похожа на Москву реальную очень условно. Дома расположены не в том порядке, в котором им положено,— а так, чтобы образовывать лабиринт для Артема. Памятники на заднем плане маячат совершенно не там, где находятся исторически. А из Мавзолея — страшно сказать — куда-то делась мумия Ленина!
Исторические места даже близко не идентичны натуральным, что бросится в глаза всякому, кто видел их вживую. Хотя, казалось бы, при той скрупулезности, с которой они описаны в романах, в игре было бы тоже разумно воссоздать их в точности.
Досадно и то, что путешествия по поверхности строго линейны, как и вся остальная игра. Собьетесь с маршрута — попадете в смертельную ловушку или уткнетесь в искусственную преграду.
Мимолетный гость
Зато визиты на населенные станции метро оставляют исключительно положительное впечатление. Они здесь действительно живые, и жизнь эта нимало не вращается вокруг главного героя. Персонажи на станциях заняты своими делами, они работают, отдыхают, общаются. В какой угол ни загляни — там обязательно разыгрывается какая-нибудь сценка, дополняющая картину мира. И углы эти расставлены густо-густо, из-за чего простой переход из точки А в точку Б порой растягивается едва ли не на часы — пока не прослушаешь все диалоги и не пощупаешь все активные предметы. Если где-то валяется гитара — на ней можно сыграть, тлеющей сигаретой — затянуться, а кое-кто из встреченных персонажей может и платные стриптиз-услуги оказать.
Не все изначальные задумки в игре удалось реализовать полностью. Рассказывает Дмитрий Глуховский:
Подход, если честно, даже слегка удивительный. Куча усилий вкладывается в то, что игрок имеет шанс никогда не увидеть, — при том, что сейчас принято водить его за ручку к каждой достопримечательности, чтобы, не дай высшие силы, чего не пропустил. На наш взгляд, это работает строго в плюс, ведь разработчики поощряют в игроках тягу к исследованиям. А удовольствие от того, что ты нашел нечто такое, на что не наталкивался больше никто, несравнимо ни с чем.
При всей своей мрачной атмосферности «Метро: луч надежды» — игра изрядно ироничная. Киевские разработчики поместили в нее бессчетное множество пасхалок, начиная от характерных имен персонажей (гитарист Виктор Минчук, предатель Павел Морозов) и заканчивая развесистой клюквой в виде медведей-мутантов в Александровском саду. Студию 4A Games даже успели обвинить в национализме и ненависти к русским, на что они, впрочем, только пожимают плечами, ведь ничего такого они в виду не имели.
Мир «Метро-2033» в исполнении 4А Studios изобилует мелкими деталями. И именно стремление к проработке всех этих мелочей — та самая черепаха, на которой стоят все три вышеперечисленные кита. В какой еще игре у персональной дрезины главного героя есть имя (кстати, знакомьтесь, Регина), а разговоры можно подслушать не только на мирных станциях, но и прямо в стане врага? Крадешься порой в тени к патрулю и слушаешь, как они обсуждают бытовые проблемы и предаются воспоминаниям о прошлых заданиях. И уже прямо рука не поднимается их убивать — ведь не их же вина, что судьба разнесла нас по разные стороны баррикад.
К сожалению, игре не хватило проработки в другом — в техническом исполнении. Нет, выглядит она замечательно, только сломанные скрипты и периодические вылеты могут сильно подпортить впечатление. Причем касается это не только версии для ПК (где обилие патчей уже давно приравнено к норме), но и версии для консолей — на редакционном Xbox 360 «Луч надежды» намертво завис дважды, чего никакая другая игра себе никогда не позволяла. Удивительно, куда смотрели омбудсмены из Microsoft и Sony, когда брали игру на сертификацию?
В сегодняшнем выпуске Игромании-анбоксинга мы распакуем коллекционное издание «Метро-2033: луч надежды». Издание ограниченное — всего 4000 штук, и выпущено только на территории России.