Что лучше мгу или оксфорд
Окcфорд – лучший университет мира, МГУ – на 188-м месте
Впервые за 13 лет лучшим в мире признан университет за пределами США
Оксфордский университет признан лучшим университетом мира изданием Times Higher Education, чей рейтинг ведущих вузов мира, составляемый совместно с информационной службой Thomson-Reuters, считается одним из трех самых престижных списков подобного рода.
Впервые за 13-летнюю историю списка лучшим на планете стал неамериканский вуз. Старейший в англоязычном мире Оксфордский университет открыл свои двери в 1096 году. В нынешнем году Оксфорд оттеснил на второе место Калифорнийский технологический институт, который удерживал первенство в течение пяти предыдущих лет.
За исключением «рокировки» между двумя лучшими вузами мира, лист Times Higher Education остался неизменным: в третьей строке – калифорнийский Стэнфорд, в четвертой – английский Кембридж, за ними – Массачусетский технологический институт, Гарвардский, Принстонский университеты. В десятке лучших – шесть американских вузов.
В основе рейтинга Times Higher Education – научный вес высших учебных заведений. Он определяется по таким показателям, как число публикаций, цитируемость, размер привлеченных грантов, мнения экспертного сообщества, объем совместных работ с иностранными коллегами. «Индекс цитируемости профессоров университетов, лидирующих в нашем списке, измеряется десятками миллионов», – заявили представители Times Higher Education.
Число китайских вузов среди первых двухсот увеличилось в текущем году до четырех, что представляет двукратный рост, причем Пекинский университет вышел на 29-е место, оставив позади один из лучших американских вузов – Нью-Йоркский университет. Это результат усилий китайского правительства, инвестировавшего в последние 8 лет 33 миллиарда долларов в развитие нескольких лучших университетов.
Только один российский вуз попал в число лучших двухсот – МГУ, который находится на 188-м месте. В прошлом году таких вузов в России было четыре. Девять из двадцати четырех высших учебных заведений России, представленных в списке, опустились на более низкие ступеньки.
В нынешнем, как и в прошлом году, американские вузы занимают примерно треть всех мест среди двухсот лучших.
Новое в блогах
На прошлой неделе был опубликован репутационный рейтинг вузов мира по версии журнала The Times Higher Education. Ни один российский вуз не попал в топ-100. В лидерах – англо-американские университеты, которых догоняют вузы Тихоокеанского региона. Этот рейтинг — приложение к основному исследованию издания, в котором наш МГУ делит места в конце третьей сотни с университетами Крита и бразильского Кампинаса. Кажется, это тревожный сигнал, требующий глубокого исследования. Но наши чиновники считают иначе: все дело в неправильных критериях оценки. Стоит разработать подходящие критерии, и лучшие российские вузы окажутся такими же сильными, как Гарвард с Кембриджем.
Рейтингов много, и везде мы – в отстающих
Рейтингов вузов много. Но есть такие, которые беспрекословно признаны мировым образовательным сообществом. Знаменитый Академический рейтинг университетов мира – ARWU – составлен Институтом высшего образования Шанхайского университета. Его авторы ориентируются, в основном, на научные результаты того или иного университета, считают лауреатов Нобелевской премии и медали Филса, число сотрудников, входящих в списки высокоцитируемых учёных по данным Web of Science, число публикаций с указанием вуза в Web of Science, а также число публикаций в журналах Nature и Science. По данным на 2011-й год единственный российский вуз в сотне лучших по версии Шанхайского рейтинга – это МГУ имени Ломоносова. Он опустился с 74 на 77 позицию (впрочем, в 2009 году МГУ был на 78 месте). Санкт-Петербургский государственный университет, как и прежде, занимает 301-400 место (после сотой позиции детализация точного места в рейтинге отсутствует). Других российских вузов в рейтинге нет. В шанхайской десятке – Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт, Беркли, Кембридж, Калифорнийский технологический институт, Принстон, Колумбийский университет, университет Чикаго и Оксфорд. Лучший вуз Азии – Токийский университет – находится на 21 месте, лучшей в континентальной Европе традиционно стала Швейцарская федеральная технологическая школа Цюриха, занявшая 23 позицию.
Есть там и необъяснимые вещи. Не самая престижная во Франции Сорбонна занимает место между 71-м и 80-м, в то время как знаменитая «Ecole Polytechnique», входящая в систему супер-престижных университетов «Гранд Эколь» плетется в конце сотни (между 91-м и 100-м местом). Другие университеты «Гранд Эколь» вообще не попали в рейтинг. В общем, некоторые загадки в рейтинге «Times» присутствуют. Но нас должно волновать вовсе не это. А то, что зафиксировано падение уровня высшего образования в России. По оценкам экспертов, хуже всего у российских вузов с цитируемостью научных публикаций и общим уровнем исследований. То есть, мы проигрываем в науке.
Нужно придумать свой рейтинг
В общем, по логике функционеров от образования нам нужны свои рейтинги. Причем, с такими критериями, которые непременно выведут нас на уровень лучших западных вузов. Член комитета Госдумы по образованию, единоросс Григорий Балыхин, считает, что составление рейтингов вузов можно назвать пиаром по раскрутке собственной системы образования. И что тот факт, что в список престижных учебных заведений, составленный Times Higher Education, не вошел ни один российский вуз, не является показателем качества отечественного образования: «Я видел немало различного рода рейтингов и хочу отметить, что зарубежные рейтинги вузов зачастую не учитывают российскую специфику». Балыхин, как и министр образования Андрей Фурсенко, считает, что необходимо развивать свою рейтинговую систему.
На самом деле, попытка создания собственного глобального рейтинга была предпринята российским агентством РейтОР. В 2007-м году, в первом рейтинге, МГУ занял высокое 5-е место. Критерии, по которым оценивались вузы, кажется, были специально сверстаны так, чтобы доказать: российские университеты – не хуже, а лучше Гарварда и Стэнфорда. И доказали (правда, только нам): Гарвардский, Стэнфордский и Кембриджский университеты в отечественном рейтинге уступают МГУ. А все потому, что изменены критерии их оценки. По мнению экспертов РейтОР, в западных исследованиях крен сделан в научно-исследовательскую деятельность университетов. Они же сделали ставку на достижения вуза не в научной, а в образовательной и социальной сфере (кто бы объяснил, что это значит). Видимо потому, что университетская наука – вообще не в нашей традиции. Если на Западе она сосредоточена в вузах, то у нас – в 470 научных центрах Российской Академии наук (в университетах науки гораздо меньше).
Среди критериев, разработанных РейтОР, – много чисто формальных. Это число программ всех уровней, реализуемых университетом и число обучающихся студентов на одного преподавателя. Учитываются патентные изобретения, зарегистрированные университетом, показатели производительности суперкомпьютера вуза, значение индекса Хирша (он показывает продуктивность ученого и востребованность его работ). Для оценки профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, российские эксперты расширили количество премий, добавив несколько европейских (премия Абеля, Декарта), и наши российские.
Но, видимо, рейтингов РейтОР – недостаточно. Теперь их дело будет продолжено.
По словам генерального секретаря Российского Союза ректоров, Ольги Кашириной «союз ректоров проводит соответствующие консультации с ректорскими союзами различных стран, российскими и международными работодателями, а осенью этого года планирует провести международную конференцию, на которой будут озвучены новые принципы сбалансированной оценочной деятельности в образовании». «Считаю, – сказала Ольга Каширина, – что Россия должна проявить инициативу и объединить мировые академические центры, которые не в полной мере охватываются «англосаксонскими» рейтингами. Объединить не «против», а «за» – совместно с ними формировать более совершенные принципы и инструменты оценки вузов, способные учесть нюансы различных образовательных моделей».
Ольга Каширина полагает: важно, чтобы в России появился признанный мировым сообществом Центр экспертизы академических процессов, который, в том числе, занимался бы оценкой различных образовательных моделей.
Поживем – увидим. Как говорится, сам себя не похвалишь, весь день – как оплеванный.
Сколько стоит обучение в МГУ и Оксфорде?
Согласно академическому рейтингу университетов мира за 2015/16 годы, МГУ занимает 108 строчку среди лучших вузов планеты, а самый известный в мире Оксфорд – 6 строчку рейтинга. Сравни.ру подсчитал разницу между стоимостью образования в России и Великобритании.
Даже святые учились в Оксфорде
Оксфордский университет – первый англоязычный вуз в мире. Точная дата открытия неизвестна, но есть сведения о том, что образовательный процесс был налажен в этом месте с 1096 года. Учреждение хвастается тем, что его окончили 40 лауреатов Нобелевской премии, 25 премьер-министров Великобритании, 12 святых и 6 королей. Для сравнения: МГУ закончили только 11 обладателей Нобелевской премии и один президент СССР.
Оксфордский университет состоит из 38 колледжей, в которых обучается свыше 20 тыс. студентов. Основными преимуществами обучения являются:
Образование получается путём посещения лекций, семинаров, лабораторных работ и индивидуальных занятий с преподавателем.
Диплом МГУ также считается одним из самых престижных в России. В ряде случаев он уступает СПГУ, но, скорее, по политическим причинам. Средний доход выпускника Оксфорда – 84 тыс. долларов в год (данные за 2013 год). Окончившие МГУ по специальности «Компьютерные и информационные науки» зарабатывали в среднем по 92,7 тыс. руб. (данные «Коммерсантъ» за 2015 год).
Сколько стоит обучение в МГУ?
Главное преимущество московского университета – возможность получить бесплатное образование. Для этого на ЕГЭ нужно набрать от 280 до 473 баллов (в зависимости от факультета). У тех, кто недотянул, есть возможность учиться на договорной основе, то есть платно. Стоимость услуги легко найти на сайтах факультетов. Например, очное обучение на историческом факультете обойдётся в 325 тыс. руб. (в 2015/16 учебном году), юрфак стоит 340 тыс. руб., а экономический факультет – 360 тыс. руб. в год.
Для получения диплома специалиста учиться нужно шесть лет. Если к этому прибавить расходы на проживание, питание и мелкие бытовые траты, которые требуют в среднем 20 тыс. руб. в месяц, то без учёта изменения цен, полная сумма расходов составит 3,6 млн руб.
Связи не помогут
Высшее образование в Великобритании платное для всех. Средний конкурс в Оксфордский университет – пять человек на место. Для поступления нужно отлично знать английский язык, иметь много достижений, сдать экзамены и пройти собеседование. Два-три года нужно учиться на бакалавра и ещё три – на магистра.
В среднем обучение для россиян стоит 15 295 фунтов стерлингов (юридический факультет, факультет истории и экономики). За учёбу на факультете компьютерной науки нужно заплатить 22 515 фунтов в год. Посмотреть другие варианты можно на этом калькуляторе вуза.
Это ещё не все затраты. Также стандартный пакет включает сбор колледжа 7 135 фунтов (на бакалавриате 2 933 фунтов) и расходы на проживание, питание, одежду, книги и развлечения – от 8 до 12 тыс. фунтов стерлингов в год. Итого за пять лет нужно заплатить 171 746 фунтов (244 652 долларов США). Но стоит оговориться, что успешные студенты могут получить грант на обучение, который покроет часть или всю сумму расходов. Также предусмотрено множество вариантов кредитования.
Получается, что готовиться к поступлению в британский колледж нужно за 5-10 лет до окончания школы – активно учить английский язык, заниматься исследованиями, участвовать в конкурсах и т.д., а копить деньги, чтобы их хватило на оплату обучения – задолго до рождения ребёнка.
Сколько лет копить на учёбу в лучших вузах мира?
Обучение в МГУ стоит в 5,7 раз дешевле, чем в Оксфорде. Расходы на получение престижного британского образования по курсу на 22 января 2016 года составляют 19,5 млн руб. Для накопления такой суммы придётся 51 год откладывать среднюю зарплату россиянина (32 тыс. руб.). Выходит, что образование за рубежом доступно лишь для богатых людей и то при условии, что их ребёнок имеет большие способности.
Критика
Согласно исследованию Оксфордского университета за 2012 год, 6% выпускников вуза не смогли найти работу за первые шесть месяцев после получения диплома, а несколько человек и вовсе вынуждены были работать официантами. В России та же история – любой выпускник МГУ может трудиться в Макдональдсе или в сфере торговли, где заработная плата может оказаться выше, чем по специальности.
Самые богатые люди в мире с трудом окончили школу или не получили высшего образования. Достаточно назвать хотя бы Генри Форда, Стива Джобса, Билла Гейтса или Марка Цукерберга.
В МГУ, например, учился, но не закончил Михаил Лермонтов. На втором курсе московский вуз покинула Земфира (чтобы записать свой новый альбом), а так и не поступивший по идеологическим соображениям в университет Владимир Познер в итоге стал известным журналистом.
Отличное образование – залог успеха, но не его гарантия. Полученное образование в Великобритании легче окупить за рубежом. В России с дипломом из Оксфорда можно получить высокооплачиваемую работу, но вряд ли она быстро окупит потраченные на учёбу деньги.
То самое MBA: бизнес-образование в России, за рубежом и онлайн
Опыт обучения в МГУ, Оксфорде и в «Нетологии»
MBA — это дорогостоящее образование, которое позволяет научиться предпринимательскому мышлению, свежим взглядом посмотреть на свою карьеру и бизнес, а также просто качественно «перезагрузить голову».
Трое людей, выучившихся на магистров делового администрирования в МГУ, Оксфорде и на онлайн-программе «Нетологии», рассказали, как устроено бизнес-образование, чего от него ждать, и действительно ли оно помогает зарабатывать больше.
К 2017 я проработала менеджером проектов уже 8 лет. У меня уже было высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», которое я получила в РГСУ. Но в какой-то момент я поняла, что этого недостаточно для реализации моих амбиций — мне хотелось занимать более высокие позиции и впоследствии открыть собственный бизнес.
Я пыталась понять, что поможет моему качественному карьерному рывку, и после изучения вопроса пришла к выводу, что получение степени MBA — то, что нужно. Плюс я всегда читала книги по бизнесу, управлению, маркетингу и продажам, так что решилась довольно быстро.
Как выбрать университет, где получить MBA
Университет, в котором я хотела бы учиться, должен был соответствовать нескольким критериям:
Я создала гугл-таблицу и вписала в нее все университеты, где преподают MBA, с рейтингами, стоимостью и сроком обучения, вариантами оплаты и формой обучения. В итоге в мой шорт-лист попали:
Поскольку я не хотела отрываться от работы и влезать в кредиты на обучение, вырисовывались следующие факторы: обучение в Москве, общий бюджет не более 500 тысяч рублей, возможность оплаты по семестрам и очно-заочная форма обучения. В итоге выбор пал на экономфак МГУ.
Обучение длилось 2 года и стоило 380 тысяч рублей. Я платила в рассрочку по 95 тысяч раз в полгода. Это было соразмерно с моей зарплатой, поэтому на обучение я накопила за шесть месяцев, откладывая ежемесячно по 30%.
я заплатила за обучение в МГУ
На экономический факультет я пошла, потому что там было направление «Стратегические менеджмент и предпринимательство» — именно на нем можно было получить нужную базу по созданию своего бизнеса. Ну и моей мечтой всегда было учиться во всемирно известном МГУ — детские гештальты тоже сыграли роль.
Для поступления нужно было отправить:
После отправки мотивационного письма и документов мне выслали бизнес-кейс, на решение которого отводилась неделя. Я получила 8 баллов из 10, после чего меня поздравили с зачислением на курс. В целом отбор мне не показался трудным. Тяжелее всего далось письмо — презентовать себя всегда непросто, особенно в письменной форме.
Как победить выгорание
Как устроено MBA в МГУ
Мне было важно совмещать учебу с работой, в том числе поэтому я и выбрала очно-заочную форму. Изучением предметов и домашней работой старалась заниматься вечером или по выходным. Конечно, некоторые предметы вгоняли в тоску от количества математических вычислений, да и нагрузка на работе накладывала свой отпечаток, но получалось взять себя в руки — я помнила, зачем мне все это нужно. А на время очной недели, которая была раз в полгода, я брала отпуск. Все заочные предметы мы изучали в специальной программе, доступ к которой предоставили в самом начале. Оценка за пройденный предмет выставлялась по результатам написанных эссе, решенных тестов, задач и кейсов. Свою успеваемость можно было посмотреть в электронном дневнике.
Предметы поделены на уроки и поданы в разной форме — видео, аудио, текстовые материалы. У каждого урока свой срок изучения и дедлайн по домашнему заданию, после которого доступ к теории закрывался.
На очной неделе помимо обязательных предметов были мастер-классы от представителей крупных компаний вроде «Яндекса», «Газпрома», Procter & Gamble. Я бы не назвала их суперполезными, но для мотивации и общего кругозора было интересно послушать, как строятся процессы в таких компаниях. В самой группе было около 20 человек, но очные занятия проходили объединенным потоком, поэтому в аудитории нас набиралось около 40.
Несмотря на то что выбрала я экономический факультет, считаю себя гуманитарием, поэтому меньше всего мне нравились точные дисциплины: финансовый менеджмент, ценообразование, количественные методы, стратегическое бюджетирование — те, где надо было, условно говоря, свести дебет с кредитом. Но я понимала, что эти знания мне будут обязательно нужны, поэтому изучала их с удвоенным вниманием.
Этот опыт позволил мне по-другому посмотреть на старт своего дела — я поняла, что мне будет необходимо на первом этапе при открытии бизнеса: какой понадобится бюджет, где искать клиентов, как вести бухгалтерию, какую систему налогообложения мне выбрать, какая юридическая форма подойдет для старта. В моей голове сложилась картина построения своего бизнеса. Я уволилась из компании, в которой работала до этого, и открыла свой видеопродакшен.
Насколько такое образование помогает открыть бизнес
Все студенты на курсе были из разных городов России и стран СНГ. Была даже девушка из Швейцарии. Студенты были из разных сфер, в основном наемные сотрудники. На курсе не было ни одного предпринимателя. И многие шли на обучение, чтобы затем пойти выше по карьерной лестнице.
Первые полгода мы вообще не коммуницировали, поскольку нигде не пересекались. Во время первой очной сессии создали чат и уже там начали активно общаться.
Но тесного общения в итоге не получилось — у всех своя жизнь, работа, семьи. Но было интересно собираться на очные недели и делиться опытом, например, были представители банковской и нефтегазовой сфер, крупных производств. В профессиональной сфере в итоге знакомство с одногруппниками роли не сыграло, но я завела много хороших знакомых, с которыми поддерживаю связь до сих пор.
На мой взгляд, бизнес-образование в большей степени подходит для сотрудников корпораций, которые хотят продвинуться по карьерной лестнице и повысить свою зарплату. Многие из моих бывших коллег после MBA сделали профессиональный скачок. Свой бизнес никто не открыл, но, насколько я знаю, такой цели они перед собой и не ставили. Несмотря на сугубо положительный эффект от обучения, я ожидала, что преподаватели будут в том числе из бизнеса и смогут поделиться собственным опытом, но таких было очень мало — по сути, только на мастер-классах.
Мои преподаватели были в основном теоретиками, которые не сталкивались с реальными проблемами предпринимательства.
Сейчас я понимаю, что при должной усидчивости теоретическую базу можно самостоятельно брать из книг и лекций в интернете, но в университете, конечно, она будет более высокого качества — структурированной и продуманной. Мне кажется, бизнес-образование — это отчасти про повышение самооценки и борьбу с синдромом самозванца: когда ты понимаешь, что за плечами есть такой опыт и новый статус, гораздо увереннее идешь к своим целям.
За время обучения я стала уверенней в себе и в своих возможностях, получила опыт написания реального бизнес-плана. Дополнительно прокачала навыки презентации, поскольку иногда нужно было выступать перед аудиторией и обосновывать возможности реализации проектов. Получение MBA помогло мне сделать большой шаг в сторону создания своего бизнеса и работы на себя.
С помощью налогового вычета я вернула 10% от стоимости обучения. Также после открытия бизнеса я увеличила свой доход, так что оплату на обучение удалось окупить полностью. MBA помогло зарабатывать больше главным образом за счет перестройки мировоззрения: из работы по найму на работу на себя. Я стала более уверенной в своих силах, и мои доходы возросли.
Получить вторую MBA я решил, чтобы просто «встряхнуть мозги». Онлайн-программу «Нетологии» мне рекомендовал человек, которому доверяю. Я посмотрел предметы, список преподавателей, и решил, почему бы и нет.
Как устроено онлайн-MBA
Никаких вступительных испытаний или конкурсного отбора не было. Обучение стоило 600 тысяч рублей. Программа шла с 26 июня 2020 по 25 февраля 2021. Лекции проходили по субботам, начинались в разное время и длились около 5 часов. Семинары, которые больше были похожи на беседы или мозговые штурмы, шли по вторникам и четвергам.
я заплатил за курс MBA в «Нетологии»
Общение на курсе шло исключительно через «Зум». Студенты могли выбрать или естественный звук, где каждый спикер говорил на своем языке, либо только английский, либо только русский. Чаще всего я выбирал английский — и это помогло мне слегка восстановить знания языка, на котором я давно не говорил. Письменные материалы на английском также шли с переводом на русский, так что уровень языка не был проблемой для студентов.
В моей группе было примерно 15—20 человек. После опыта офлайн-MBA учиться онлайн было тяжеловато, потому что, как ни крути, никакой «Зум» не заменит живого общения. Уровень вовлечения несомненно падает. На курсе мне не хватало возможности вживую, в неформальной обстановке, обсуждать полученную информацию. Возможно, по этой причине у меня не осталось каких-то тесных связей с сокурсниками. Это минус, потому что окружение, в котором студент варится, играет ключевую роль в обучении.
Лекции и подача материала
Качество подачи материала и уровень компетенции преподавателей, на мой взгляд, были одинаково высоки что офлайн, что онлайн. Обучение было достаточно насыщенным — к каждой лекции нужно было предварительно готовиться. Лектор высылал материалы: книги, кейсы, упражнения, статьи, которые помогали пониманию и усвоению материала.
После каждой лекции нам выдавали дополнительные домашние задания. Они были короткими, но помогали формировать дипломную работу. Например, в задании по блоку маркетинга нас просили определить ключевую ценность продукта, который мы предлагаем клиенту. В заданиях по стратегии нужно было набросать какие-нибудь идеи по рынкам, в которых мы хотим присутствовать, и по дальнейшим шагам развития.
Дипломная работа в «Нетологии» по сути была планом развития проекта каждого конкретного студента. В моем случае это был Архангельский водорослевый комбинат, которым я руковожу. Это единственное в России и одно из немногих в мире предприятий по комплексной переработке морских водорослей. Каждый раздел обучения превращался в часть плана развития. Блок финансов превратился в финансовую часть, блок стратегии становился общими стратегиями и глобальными направлениями того, куда мы движемся. Мы продумывали все до мелочей: как привлекать людей, мотивировать их, выстраивать финансовую и маркетинговую составляющую бизнеса и еще много чего.
В целом спикеры были подобраны таким образом, чтобы иллюстрировать то, о чем нам говорили на лекциях. Если мы недавно прошли блок финансов, то приходили профессионалы с опытом управления капиталом. Если проходили тему лидерства, то для нас выступали люди с опытом выстраивания лидерской системы, управления персоналом.
Программа мне понравилась, не могу сказать, что меня что-то не устраивало или вызывало отторжение. Учитывая, что я финансист по первому образованию, блок финансов был для меня скорее повторением некоторых азбучных истин. Наиболее интересными блоками для меня стали цифровой маркетинг, лидерство в современном бизнесе, стратегия и цифровая трансформация. Во многом потому что информация в них была наиболее структурирована.
Скажу честно: программа была сама по себе насыщенной, временами даже слишком.
Достаточно тяжело совмещать фултайм-работу и какие-то ошметки личной жизни с полным погружением в учебу.
Кроме этого, онлайн-образование отличается от офлайна тем, что, оказывается, крайне важно менеджерить свое время. Офлайн подразумевает, что у студента есть расписание, онлайн — это по сути экран ноутбука и конспекты. Поэтому критически важно четко структурировать свой график и выделять время на самостоятельную дополнительную работу. Она занимает 2—3 часа в неделю, редко требуется больше.
Результаты MBA
На курсе важно было выделять время на самостоятельное обучение — урывками заниматься сложно. Также важно выделять время на хобби, на спорт или хотя бы на какую-то физическую активность, потому что без должного уровня эндорфинов в крови заниматься сложно.
За время обучения у меня слегка расширился горизонт планирования в бизнесе — он вырос с 2 до 10 лет во многом за счет того, что я просто начал об этом думать, начал общаться с людьми, которые думают подобным образом. Также я прокачал ряд чисто технических навыков: переговорных, аналитических. В ходе разных деловых переговорных игр, которые позволили поиграть с разными переговорными позициями, мне удалось слегка смягчить свойственную мне жесткость ведения переговоров. Скажем так, она не всегда бывает полезна.
В том или ином виде обучение в целом повлияло и на мой уровень дохода, — он вырос. Но «Нетология» в отдельности никакой роли в этом не сыграла. Думаю, причина в том, что повысился уровень рефлексии и возможность извлечь уроки из обсуждений на парах. То есть обучение окупилось не в материальном, а в духовном смысле. Сама по себе учеба не конвертируется напрямую в деньги, но вот оттачивание аналитических навыков, коммуникаций во всем их множестве рано или поздно в деньги конвертируется.
Еще подростком я твердо решила, что буду ученым, и на протяжении многих лет не видела себя за пределами научной деятельности. Я поступила в МГУ, затем в аспирантуру, защитила диссертацию и долгое время работала научным сотрудником в Институте языкознания РАН. Прекрасная академическая карьера, все шло отлично, все получалось, но с каждым годом становилось понятнее, что за пределами науки есть большой интересный мир, которого я совсем не знаю.
В 2016 году я твердо решила, что пора все поменять, но радикально сменить сферу деятельности, не потеряв при этом слишком сильно в деньгах и в профессиональном статусе, не так-то просто. В это же время меня начали посещать мысли об отъезде из России.
Университеты так и позиционируют программы MBA: «Приходите к нам учиться, если хотите поменять свою область, выйти на новый уровень или переехать в другую страну». Потратить год на бизнес-образование казалось в моей ситуации хорошим выбором — как говорят, «это перерыв в учебе, который будет отлично смотреться в резюме». Что именно я буду делать после этого года, было непонятно, но я надеялась, что как-нибудь сложится.
Оставалось выбрать, куда поступать. Тут я не раздумывала слишком долго. Оксфорд один из самых престижных образовательных брендов и очень ценится среди работодателей по всему миру. К тому же это моя детская мечта: я впервые посетила этот университет в 12 лет и с тех пор хотела там учиться, но ни разу не решалась что-то сделать для этого.
Подавать документы только в один университет было неблагоразумно, но я действительно рассматривала мало учебных заведений. В тот период я довольно много работала, а сбор нужных бумаг, их подача и собеседования — трудоемкий процесс, а еще это все очень дорого.
Я отправила документы в Наньянский университет в Сингапуре, и, конечно, в Оксфорд. IE Business School в Испании рассматривала как запасной вариант. На очные собеседования никуда не ездила. Сказала университетам, что у меня нет времени на это, и сдавала все по «Скайпу» — это было стандартной опцией, никто не возражал.
Как поступить в Оксфордский университет
На самих собеседованиях задавали стандартные вопросы в духе «как вы видите свое будущее», «что вас интересует», «чего вы хотите добиться», «какие у вас сейчас мечты». В общем, спрашивали все, что я ожидала услышать на таком собеседовании. В памяти отпечатался один разговор с интервьюером — мы почему-то обсуждали модернистскую архитектуру в Барселоне, и нам было очень интересно друг с другом.
я заплатила за обучение в Оксфорде
Как устроена учеба в Оксфорде
Учебный процесс длится год с разделением на триместры — в каждом разная программа и типы нагрузки. В первом — лекции по обязательным предметам. На них студенты просто слушают, записывают, сдают какие-то работы, групповые и индивидуальные проекты. Довольно уныло, особенно учитывая, что у нас принято по многим предметам проводить семинары и много общаться с преподавателем. Там ничего такого нет.
Меня, человека, выросшего и учившегося в России на гуманитарном факультете, совершенно шокировали письменные экзамены в конце триместра — я привыкла к устным. Это был первый подобный опыт. Особенно это было странно для предметов, где ты просто сидишь и пишешь развернутый ответ на вопрос — намного удобнее было бы подойти к педагогу и то же самое рассказать, подискутировать. Кусок моего письменного экзамена по экономике потеряли, и я провалила этот экзамен. Пришлось пересдавать.
Во втором триместре появились предметы по выбору — они тоже проходили в лекционном формате. В то же время у нас стало больше индивидуальной работы и групповых заданий, и главная радость второго триместра — выездной курс. Весной мы поехали в Африку, изучали перспективы развития локального бизнеса, полторы недели жили в Йоханнесбурге.
В третьем триместре все предметы были элективами по выбору. Тогда учиться было интереснее всего — каждый студент сам выбирал то, что казалось ему важным, актуальным, любопытным. Правда, экзамены были сложнее. Но из-за самостоятельного выбора они не казались таким мучительным испытанием, как итоговая работа по экономике или эккаунтингу.
Сама учеба была довольно интенсивной. С 9:00 до 16:00 мы занимались в университетских аудиториях — и это минимальная нагрузка. Было огромное количество домашних заданий, проектов, групповых занятий. Наш курс был разбит на 4 больших группы (sections) — чуть больше 80 человек в каждой. Внутри каждого такого потока все разбивались на учебные группы (study groups) по 6 человек. Утверждалось, что группы составляли так, чтобы в них были люди с разным бэкграундом из разных стран, хотя это, конечно, было не совсем так. Лекционные занятия проходили в большой группе, а вся проектная работа велась в учебных.
В Оксфорде складывается такая среда, где очень тесно переплетены академическая жизнь и менее формальная составляющая. Балы, обеды, неформальное общение — все это тоже часть учебы.
Правда, я насладилась этим гораздо меньше, чем многие мои одногруппники, просто потому, что я весь год продолжала работать, и времени на веселье не хватало.
Денег тоже было жалко, балы и ужины стоят дорого — всем поступающим я рекомендую предусмотреть это как особую статью расходов.
Самое яркое мое воспоминание за все время обучения — курс про Африку и так называемый предпринимательский проект. Мы с приятелями делали работу про ответственное производство в Индии, и это был мой первый опыт создания бизнес-кейса с нуля. Мы делали все — от продуктового предложения и маркетинга до моделей дистрибуции. Не могу сказать, что это был колоссально удачный опыт, но он запомнился. До сих пор в своей нынешней работе я иногда пользуюсь теми наработками.
Что касается Африки, то это было неожиданно. Оказалось, что до Оксфорда я почти ничего о ней не знала. Знала про культуру древнего Египта и один раз была в Марокко — вот и все знания. За несколько недель во время этого курса и подготовки заданий к нему я перекопала колоссальное количество информации: как на лекциях, так и самостоятельно. Узнала о том, как устроены драйверы рынка, что вообще происходит в африканском финансовом мире, как все работает. И, конечно, на курсе было очень много ребят из разных стран Африки, общение с ними много дало.
Во время учебы я продолжала работать в Институте языкознания, писала статьи, руководила одним международным проектом. Кроме этого, у меня были проекты на фрилансе, я занималась маркетинговым консалтингом. Работа занимала много времени, но в часах ее трудно оценить: у такого рода деятельности есть пики и спады. Балансировать работу и учебу удавалось плохо. Я всем говорю, что так можно, но так не нужно делать никогда, потому что учеба — это интенсивный процесс, в который надо погружаться с головой.
После завершения программы мне действительно удалось найти совсем другую сферу — сначала я работала в Лондоне в крупной компании, специализирующейся на impact-инвестициях, а сейчас занимаюсь образованием в «Яндексе». Применять полученные знания на практике мне удается в ограниченном объеме, потому что многое, чему нас учили, скажем, в сфере финансов, никак не связано с моей нынешней деятельностью, а что-то не очень применимо в российском контексте. Точно пригождаются знания из сфер коммуникаций, маркетинга и брендинга. Но нередко сталкиваясь с какой-то новой задачей, я думаю: «ну почему же нас этому не учили, а учили, как работает конвейер на машиностроительном заводе».
MBA повлиял на мой доход: сейчас зарабатываю примерно в два раза больше, чем я зарабатывала до обучения. Не знаю, случилось бы это, если бы я осталась на прежней траектории.