Что лучше парламентская или президентская республика
Президентская республика и её признаки
В мире существует свыше двух сотен государств, отличающихся друг от друга формой правления. Последняя определяет то, каким образом осуществляется управление государственными структурами, и как происходит контроль за выполнением указов правительства.
Что это
Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль отведена президенту, имеющему очень широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности:
Данная форма правления появилась в Соединенных Штатах Америки в конце 18 века, но спустя практически 3 сотни лет не потеряла важности. Однако на данный момент данный политический строй присущ государствам Латинской Америки.
Признаки
Основным признаком президентской республики является единоначалие – главой правительства президента. Он контролирует работу исполнительной ветви власти, набирает кабинет министров и следит за их деятельностью. При этом данный тип политического строя существует только на бумаге. В каждом государстве имеются свои особенности. Например, в Мексике выборы главы государства происходит исходя из желания каждого гражданина, а в Америке данная процедура передается так называемым выборщикам.
Второй немаловажный признак данного тип политического строя – способ формирования правительства является внепарламентским. Именно президент назначает тех людей, которые будут следить за исполнением его указов, и они же будут отчитываться напрямую перед своим руководителем.
Третий признак – четкое разделение ветвей власти. Президент не может своим указам освободить от должностей сотрудников парламента, а они не могут никак влиять на кабинет министров.
Правительство в президентской республике
Практически во всех государствах основную роль в жизни общества играет исполнительная власть. В президентской республике с ней связаны определенные особенности в связи с полным подчинением главе государства. Именно он формирует кабинет министров.
Вносить изменения в эту государственную структуру также можно без необходимости согласования своих действий с гражданами страны. Однако в части государств имеются дополнительные изменения в законодательства. Благодаря им представители парламента получают возможность влиять на работу министров и президента.
Отличие от парламентской республики
У двух типов политического строя имеется один важны общий фактор – выбор всех правительственных структур производится на конкретный срок. Основное же отличие заключается в том, что в президентской республике главой государства является президент, а в парламентской – парламент. Собственно, это и понятно из названия. В первом случае президент также:
Во втором типе политического строя главенствующую роль занимает именно парламент. Данный орган следит за работой правительственных структур, определяет вектор внутренней и внешней политики, а также формирует бюджет на календарный год и следит за его расходом. Президент в таком государстве также присутствует, но главенствующую роль не занимает.
Форма правления
Как уже говорилось, особенности президентской республики по-разному раскрываются в разных государствах. Это зависит от исторических событий на ее территории, особенностей проживающих на территории национальностей и так далее.
Россия
Согласно Конституции, исполнительная и законодательная властные ветви равны друг другу, из-за чего политический строй в Российской Федерации зачастую обозначается как смешанная республика. По-другому ее можно назвать президентско-парламентской.
В законодательстве Соединенных Штатов Америки прописано, что США гарантируют каждому штату в составе республиканскую форму правления. Она реализована в виде президентской республики. Единственное отличие – роль парламента играет Конгресс. При этом глава государства и данный орган не могут влиять на работу друг друга.
Украина
У данной страны политическим строем является парламентская республика. Выборы президента (главы государства) происходят путем тайного голосования. В должности он находится пять лет. Основные задачи и функции – представление страны на международной арене, назначение различных должностных лиц и так далее.
Франция
Главный законодательный документ Франции был написан в середине 20 века. С тех пор не менялась главная его составляющая – вся власть сосредоточена у органов исполнительной власти. Самым главным действующим лицом является президент, контролирующий работу всех государственных органов, а также является гарантом суверенитета государства, целостности территории и соблюдения всех законов и договоров. Обладает существенным количеством различных возможностей, среди которых выделяется возможность распустить нижнюю палату парламента.
Суперпрезидентская республика
Данный тип политического строя встречается далеко не везде и является довольно специфичным. Особенность заключается в том, что у президента имеется огромное число разнообразных полномочий. Ее признаками является отсутствие разделение власти. При этом глава государства контролируют работу каждой из ветвей при их наличии. Ни одна властная структура или орган не могут влиять на работу президента.
Чаще всего встречается в восточных странах и странах Латинской Америки. При этом стороннему наблюдателю может казаться, что управление осуществляется так, как должно согласно определению данного типа политического строя. Является одной из форм авторитаризма.
Новое в блогах
Что предпочтительнее для россиян «ПРЕЗИДЕНТСКАЯ» или «ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА»?
Теперь мы можем легко удостовериться в том, что президентское правление хорошо выполняет свою историческую функцию, но при этом
у нас НЕТ уверенности, что оптимальный путь развития общества найден правильно.
Александр Иванов # ответил на комментарий Татьяна Седых 18 февраля 2014, 22:52 Доказательств здесь быть не может, только обоснование посредством рассуждений.
Без вертикали люди не только станут свободнее сами, но и станут понимать, что и другие тоже стали свободнее, а следовательно политики вынуждены будут действовать гораздо осмотрительнее, осторожнее, корректнее.
Александр Иванов # ответил на комментарий Татьяна Седых 19 февраля 2014, 05:17 Человеки могут не понимать, что такое- «свобода», но вполне могут почувствовать бОльшую степень свободы для своего умозрения, их просыпающийся ум начнёт видеть то, что прежде было ему недоступно.
ЧЕЛОВЕКИ наделены этим даром в существенно меньшей степени, поскольку для того, чтобы решить проблему необходимо прежде её создать.
Александр Иванов # ответил на комментарий феникс вторая попытка он же 18 февраля 2014, 22:44 На чём основана убеждённость?
Александр Иванов # ответил на комментарий саша цыпук 19 февраля 2014, 10:06 Как можно доверять президенту, которому тщательно отбирают вопросы из числа поступивших от народа и не менее тщательно готовят заранее ответы на них?!
Вот, если бы он сам дал команду отобрать самые неприятные вопросы и искренне ответил на них, тогда было бы совсем другое дело!
Виталий Шеремета # ответил на комментарий Александр Иванов 20 февраля 2014, 13:24 Может ли служить примером интернет-опроса данный опрос, как по-вашему?
———
При массовости например в миллион, ДА.
Александр Иванов # ответил на комментарий Антон Горемыкин 19 февраля 2014, 17:50 В президентской администрации, боюсь, сосредоточены ещё более мелкие пигмеи, а обходятся они в несколько раз дороже, чем будут обходиться партийные пигмеи.
Институт президентства, по сути, является «политическим ПИГМЕЙСТВОМ В ЗАКОНЕ»
Что лучше парламентская или президентская республика
Школа Парламентаризма | Пермский край запись закреплена
Битва мнений: парламентская или президентская республика?
Битва мнений — это рубрика, где два участника проекта высказывают свою позицию на заданную тему, а остальные слушатели выбирают, что им ближе.
Вопрос первой битвы: Какая республиканская форма правления наиболее эффективна при управлении государством — президентская или парламентская.
Олег Матвеев — президентская республика.
Президентская республика наиболее эффективна, чем парламентская республика, так как в любых, особенно в кризисных ситуациях, когда необходимо принять политическое, экономическое или другое решение, то процесс принятия этих решений в президентской республике происходит гораздо быстрее процессуально и менее напряженно и конфликтно с точки зрения противоборства мнений по данному решению.
Влада Казанцева — парламентская республика.
Наиболее эффективной является парламентская республика, так как в данном случае больше полномочий по решению того или иного вопроса у парламента. Таким образом, существует возможность поиска оптимального решения путем анализа и обсуждения достоинств и недостатков позиций сторонников различных взглядов, политических направленностей, что делает процедуры принятия решений более демократичными в отличие от президентской.
А что думаете вы? Оставляйте ваши мнения в комментарии. Лучшие получат символические подарки от проекта.
Стремление найти некую универсальную систему организации власти (и вообще чего-либо) утопично. Как правило, мы справедливо подвергаем критике ту систему, при которой живём, но часто ошибаемся в определении альтернатив этой системы и приписываем ей мнимые достоинства (Дж. Сартори).
Показать полностью. Если отвергается президентская форма, то это не означает, что её полная противоположность – парламентская система – представляет собой благо. Нет «волшебного ингредиента» для успешной демократической консолидации, единого для всех: выбор разных институтов ведёт к разным результатам. У каждой формы правления есть свои положительные и отрицательные стороны, а потому возвеличивание одной формы и жёсткая критика всех других – это крайняя позиция. Формы правления на политический режим должно рассматриваться с учётом дополнительных (вмешивающихся) переменных, так как связь между формой правления и демократией – это не «арифметика», а «алгебра» политики. Выявление достоинств и недостатков систем нужно проводить в контексте институциональных, политических, экономических, социальных, культурных и прочих условий их возникновения и функционирования. К тому же те или иные черты могут по-разному проявиться в различных ситуациях, а значит, не могут быть однозначно отнесены ни к разряду позитивных, ни к разряду негативных характеристик системы. Как отмечает С. Фаббрини, каждая из трёх форм (президентская, парламентская, полупрезидентская) лишь отчасти приближается к «хорошему» правлению. Кроме того, необходимо учитывать, что институционализация формы правления не единовременный акт, а относительно длительный процесс, посредством которого форма правления приобретает ценность и устойчивость. Как пишет Александр Поуп: «О формах власти спорить – блажь и грех; Тот лучше всех, кто правит лучше всех». Осознание проблем, которые возникают в процессе поиска лучших форм правления и внедрения их в политическую практику, критическое отношение к распространённым стереотипам о лучших формах правления и стремление их преодолеть будут способствовать глубокому осмыслению политической жизни, что в конечном итоге станет одним из условий конструирования оптимальных, эффективных и демократических систем власти.
Разница между парламентской и президентской республикой
Большинство современных стран мира — республики. Чаще всего они бывают президентскими либо парламентскими. В чем особенности тех и других?
Факты о парламентских республиках
В парламентской республике ведущую роль в системе государственного управления играет высший законодательно-представительный орган власти. Он формируется при непосредственном участии граждан страны — в ходе выборов. В большинстве современных стран парламент представлен депутатами, которые принадлежат к какой-либо политической партии. Но в его структуре, конечно же, могут быть и беспартийные представители интересов народа.
Ведущая роль парламента в политической системе соответствующего типа республик заключается в том, что его депутаты назначают правительство (как минимум его главу, часто — также и министров). При этом кандидатура премьер-министра, как правило, выдвигается из числа депутатов лидирующей партии.
Пример типичной парламентской республики — ФРГ. Глава немецкого правительства, федеральный канцлер, назначается Бундестагом — высшим органом законодательной власти ФРГ. Он руководит министрами, а также напрямую участвует в их назначении, предлагая их кандидатуры федеральному президенту. Канцлер также определяет количество глав ведомств, сферу их полномочий. Глава правительства ФРГ формулирует ключевые направления национальной политики Германии, которых должны придерживаться и министры.
Факты о президентских республиках
В президентской республике ведущую роль в системе государственного управления, в свою очередь, играет президент — глава исполнительной ветви власти и одновременно — государства. Он получает свою должность также посредством всенародных выборов. В зависимости от демократической традиции, сложившейся в конкретной стране, кандидат на должность президента может находиться в составе какой-либо партии (как в США) либо быть беспартийным (как в России).
Ведущая роль главы государства в президентских республиках выражается в разных аспектах. Как правило, это связано с очень широким кругом его полномочий в части внутренней и внешней политики.
Что касается назначения правительства и министров — в президентских республиках, как и в парламентских, данная процедура, как правило, требует участия высших законодательных органов власти. Однако кандидаты на должность премьер-министра, а также глав ведомств обычно предлагаются президентом страны.
Примеры типичных президентских республик — Россия и США. В РФ в руках главы государства сосредоточены огромные полномочия. Иногда Россию называют «суперпрезидентской» республикой. Можно отметить, к слову, что Президент РФ формально не относится к исполнительной ветви власти. Но на практике он оказывает очень большое влияние на деятельность Правительства и министров.
Так, по предложению Президента РФ на свою должность утверждается Премьер-министр (его кандидатуру должны одобрить депутаты Госдумы — нижней палаты российского Парламента), по прямому его распоряжению — заместитель Председателя Правительства, а также главы министерств (их кандидатуры предлагаются, в свою очередь, Премьер-министром).
В свою очередь, Президент США формирует Кабинет США, согласуя должности работающих в нем Секретарей (их полномочия близки к тем, что имеют российские министры) с Сенатом — верхней палатой американского парламента. Отметим, что должность Премьер-министра или близкая к ней (которая могла бы, к примеру, звучать как «глава Кабинета») в США не учреждена.
Сравнение
Главное отличие парламентской республики от президентской в том, что в государстве первого типа ведущую роль в системе государственной власти играет ее высший законодательный орган, назначающий главу правительства — лицо, обладающее наибольшей полнотой политической власти. В странах второй категории максимальные полномочия — у президента, возглавляющего исполнительную ветвь (или непосредственно влияющего на ее работу).
В парламентских республиках население страны принимает прямое участие — на уровне общенациональных выборов — чаще всего только в формировании высшего законодательного органа. В президентских — народом напрямую избирается также и глава исполнительной ветви власти.
В современных парламентских республиках, как правило, тоже есть должность президента. Но он играет роль, существенно отличающуюся от той, что характерна для глав государств второго типа. Президент в парламентской республике, во-первых, не всегда избирается народом, а во-вторых, его деятельность подотчетна высшему законодательному органу власти. Полномочия президента в парламентских республиках часто сводятся к выполнению формальных функций — подписанию уже согласованных другими органами власти договоров или, например, открытию первых заседаний только что избранных палат законодательного органа власти.
Стоит отметить, что роль парламента, в свою очередь, в президентской республике может оказаться очень значимой. Как мы отметили выше, Госдума как одна из палат, формирующих высший законодательный орган власти РФ, утверждает Премьер-министра. В США сенат — верхняя палата национального парламента — утверждает Секретарей Кабинета. Но в обоих случаях кандидатов на соответствующие должности в исполнительной ветви власти выдвигает глава государства. В этом смысле у него полномочий больше, чем у высшего законодательного органа.
Изучив то, в чем разница между парламентской и президентской республикой, зафиксируем ее основные критерии в таблице.
Республика президентская или все-таки смешанная… По следам отдельных высказываний Президента в послании Федеральному собранию
На 15.01.2019г. пришлось слишком много событий: сначала не привычное по времени послание Президента ФС, потом встреча Премьера и Президента и, наконец, в качестве апофеоза – как гром среди ясного неба – добровольная отставка Правительства в соответствии с ч. 1 ст.117 Конституции. Чуть позднее в тот же вечер стало известно о новом, весьма неожиданном, кандидате в Премьеры (теперь уже Премьере) Михаиле Мишустине, но на фоне случившегося ранее это событие можно было воспринять гораздо спокойнее, тем более в контексте операции «технический премьер».
Среди прочего в послании господин Президент заявил:
«При этом, уважаемые коллеги, хочу подчеркнуть следующее, при этом убеждён, что наша страна с её огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться, я скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности Правительства, как и право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия. Также за президентом должно оставаться прямое руководство Вооружёнными Силами и всей правоохранительной системой. Но и в этом случае считаю необходимым сделать ещё один шаг для обеспечения большего баланса между ветвями власти».
Президент в очередной раз заявил, что Россия – президентская республика, причем «сильная», такой она и должна оставаться. Этот тезис достаточно типичен для нашего информационного пространства, высказываний высокопоставленных (и не очень) лиц и обыденного правосознания: поскольку исторически в России глава государства (неважно – монарх или президент) – это «наше все», разумеется, при республиканской форме государственного устроения республика может быть только президентской.
К сожалению, эта мысль повторяется вновь и вновь; в очередной раз она прозвучала из уст первого лица государства, как бы легитимировав обоснованность заявлений о президентской форме нашей республики. Более того, из Послания следует, что эта идея была сделана одним из факторов конституционных преобразований («Россия – республика президентская, такой она и должна оставаться»).
Президент единолично контролирует Администрацию: он может по своему усмотрению смещать ее членов, Конгресс лишь выражает согласие на их назначение (но не назначает их). Как сказано в Конституции США (абз. 2 отдела 2 ст. II Конституции США), Президент
«имеет право, по совещании и с согласия сената, заключать трактаты, если две трети сенаторов одобрят их; назначать послов, уполномоченных консулов, судей верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов, о назначении которых не сделано постановлений, и должности которых установлены законом; но конгресс может, по своему усмотрению, предоставить назначение таких низших должностных лиц одному президенту, или судам и начальникам отделов».
Однако, возвращаясь к США, главное в контроле Президента над Администрацией все-таки заключается в том, что Конгресс не имеет полномочия выразить Администрации (такого самостоятельного органа нет вовсе) и его отдельным членам вотум недоверия, так же как и Администрация, ее члены не могут поставить перед Конгрессом вопрос о доверии к ней (ним). Доверие/недоверие к Администрации – прерогатива Президента США.
Несмотря на, можно сказать, полный контроль Президента над Правительством, ГД целиком не устранена от воздействия на него. Помимо согласия (в ближайшем будущем – утверждения) ГД, которое требуется Президенту для назначения Премьера, ГД уполномочена вотировать недоверие Правительству (ч. 3 ст. 117) и отказать Правительству в доверии (ч. 4 ст. 117), когда само Правительство поставит этот вопрос перед ГД.
Таким образом, в отличие от Президентской республики в Российской Федерации контроль над Правительством разделен между Президентом и ГД. Разумеется, речь идет о юридической стороне вопроса, о реальном (политическом) раскладе сил говорить не вполне уместно, поскольку в этом контексте любые рассуждения о влиянии ГД на Правительство становятся беспочвенными.
Если перейти к парламентской республике, то вполне понятно, что разделенного контроля над правительством в ней нет, правительство формируется и контролируется парламентом и подотчетно только ему. Поэтому когда Президент в Послании утверждает, что Россия должна оставаться «сильной президентской республикой» и вместе с тем предлагает уполномочить ГД утверждать Премьера, то есть принимать решение, без которого сам Президент не сможет его назначить на должность, – это шаг в сторону парламентарного государственного строя, от которого сам Президент и предостерегает, так как при Россия «стабильно существовать и развивать» при нем не сможет. Правда при сохранении неприкосновенности ч. 4 ст. 111 замена слова «согласия» на слово «утверждение» в ч. 1 ст. 111 не повлияет (совсем) на перераспределение полномочий по формированию Правительства и изменение «баланса» ветвей государства.
Таким образом, в доктрине достаточно определенно зафиксированы признаки форм республики, они воспроизводятся в конституционной практике многих государств. Однако можно ли сказать, что традиционные для нашего публичного пространства высказывания о президентском характере нашей республики беспочвенны и являются скорее данью установившейся централизации политической системы? То есть имеются ли для них предпосылки в самой Конституции?
И именно при анализе этого вопроса обнаруживаются как раз те положения, которые действительно позволяют зафиксировать доминирование Президента Российской Федерации в государственном устройстве, на это указывают, как минимум, две конституционные нормы:
Как представляется, именно ч. 4 ст. 111 и чч. 3, 4 ст. 117 являются фундаментальными в плане определения формы нашего государственного строя – последнее решение в споре между Правительством (де-факто – Президентом) и ГД будет принимать Президент. Ни одна из этих норм не предполагается к пересмотру. Это означает только: анонсированный «бОльший баланс» между ветвями государства – нереализуeмое пожелание, если, конечно, он изначально не был лукавством перед камерами.