Что лучше пластик или алюминий лодка

Как правильно выбрать лодку для охоты и рыбалки

Надувная, пластиковая или алюминиевая? Пожалуй, таким вопросом задавался на этапе выбора моторной лодки любой рыболов. А ведь и в самом деле, какой посудине отдать предпочтение, чтобы и по собственному карману сильно не ударить и в комфорте и функционале не прогадать?

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Самый бюджетный вариант — это лодка из ПВХ.

Купить плавсредство для рыбалки на компанию из двух-трех человек можно в среднем за 45–50 тысяч рублей.

Тысяч в 60–70 встанет небольшой бензиновый моторчик китайского производства.

Правда, за «пэвэхашками» закрепилась дурная слава: дескать, в сравнении с жесткокорпусными судами они не слишком прочны, у них хуже управляемость, да и уровень комфорта гораздо скромнее (ни специальных отсеков, ни кармашков).

СПЛОШНОЕ НАДУВАТЕЛЬСТВО

Неоспоримое преимущество надувников — это удобство транспортировки и хранения.

Для зимовки плавсредства достаточно свободного уголка в гараже или даже на балконе квартиры, а чтобы доставить «шлюпку» к воде, нужен просто пустой багажник в авто. Еще одно достоинство надувников — небольшая глубина осадки, что делает возможным эксплуатацию лодки на мелководье.

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Наиболее часто в качестве рыбацкой шхуны встречаются лодки из алюминия. ФОТО ANDSHEL/WIKIMEDIA.ORG (CC BY-SA 4.0)

Стоит ли всерьез рассматривать лодку из ПВХ в качестве рыбацкой шхуны, особенно если учитывать ее прочностные характеристики, ведь подводная коряга или крючок блесны могут отправить суденышко на дно?

На самом деле современные надувные моторки не так страшны, как многим представляется. Их изготавливают из особо прочного поливинилхлорида толщиной почти в миллиметр. Такой корпус не то что корягой не продырявить, а даже по битой бутылке, притаившейся у кромки берега, можно чиркануть без последствий.

Что касается слабой управляемости, то здесь надувные лодки однозначно проигрывают жесткокорпусным судам.

На некоторых моделях есть надувной киль, который в целом благотворно влияет на поведение моторки в виражах, но когда даже такую продвинутую посудину из ПВХ сравниваешь с простым алюминиевым корпусом, то разница более чем очевидна.

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Для мелководья лучше всего выбирать моторки с низкой глубиной осадки. ФОТО АНТОНА ЖУРАВКОВА

Кроме того, для такого типа лодок, какими бы большими и современным они ни были, есть свой довольно низкий потолок в подборе движка. К сожалению, мощный мотор и надувная «шлюпка» — понятия несовместимые.

Если давать объективную оценку надувным конструкциям, то можно сказать, что под рыбацкие нужды такие лодки вполне подходят, правда, с одной оговоркой: на большой воде на «пэвэхашке» будет не очень комфортно, особенно на волнах. А вот для небольших водоемчиков это самый практичный и недорогой вариант.

КРАСОТА В ПЛАСТИКЕ

Моторные лодки из пластика не очень почитаются рыболовами. Причина в том, что «корабли» из этого материала производители чаще затачивают под отдых на воде, нежели под сидение с удочкой.

И ведь действительно, выбор чисто рыболовной лодки из полимерных материалов ограничен двумя-тремя моделями. С чем это связано, сказать трудно, ведь в конце концов у пластика есть ряд неоспоримых преимуществ.

Он никоим образом не взаимодействует с окружающей средой, а благодаря специальным компонентам, добавленным в пластик, днище судна не обрастает ракушками, что особенно актуально при эксплуатации на море, и долгие годы сохраняет свои первоначальные эксплуатационные свойства.

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

ФОТО АНТОНА ЖУРАВКОВА

Жесткие дно и борта делают такие лодки пригодными для комфортного использования в больших акваториях (тут, правда, нужно сказать, что комфортность пребывающих на борту зависит не только от материала изготовления плавсредства, но и от его длины).

И есть одно но: если лодка сделана из стеклопластика, то она очень хрупка. Достаточно напороться даже на малом ходу на валун, и пробоина обеспечена. Есть, конечно же, катера из современного, так называемого ABS-пластика, который, как бампер автомобиля, не колется, а вминается.

А последний писк — лодки из полиэтилена, которые можно использовать при –30°, если, разумеется, найдется не скованный льдом водоем. Но стоимость «моторок» из таких материалов очень высока.

АЛЮМИНИЕВАЯ СЕРЕДИНА

Пожалуй, чаще всего на воде встречаются алюминиевые рыболовные лодки (резиновые и весельные шлюпки в расчет не берем). Их выбор поистине велик.

Тут тебе экземпляры и для ловли на удочку, и для спиннинговой охоты, и для троллинга, и универсальные.

Алюминиевые моторные лодки, в отличие от пластиковых или ПВХ, наилучшим образом адаптированы для нужд любителей рыбной ловли.

Всевозможные ящички, рундуки, полочки и кармашки создают комфорт, когда все нужное находится под рукой, а не мешается под ногами. Крепкий корпус, изготовленный либо по сварной, либо по клепочной технологии, практически не боится встречи с подводными булыжниками.

К неоспоримым преимуществам алюминия можно отнести продолжительность навигационного сезона. Иными словами, рассекать на такой моторной посудине можно аж до первых льдов. Еще один плюсик — на алюминиевые моторные катера можно ставить мощные моторы.

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Современные лодки из ПВХ прочны, долговечны и способны выдерживать жесткую эксплуатацию. ФОТО АНТОНА ЖУРАВКОВА

И все-таки многие владельцы «алюмишек» ворчат: дескать, через год-два эксплуатации что сварные, что клепаные лодки начинают подпускать воду, да и краска на днище так или иначе стирается о камушки и песок.

И тут же сами с собой вступают в спор, говоря, что используют свои катера жестко, и в хвост и в гриву, а незначительное подпускание воды — самое страшное, что с ними случается.

Дать однозначную рекомендацию, какую лодку выбрать, невозможно. В конце-концов все зависит от бюджета и поставленных задач.

Представьте себе: вы купили пластиковый или алюминиевый катер, и сразу же возникает масса сопутствующих проблем и финансовых трат. Где хранить?

Нужен отдельный гараж или аренда места на лодочной станции, а это удовольствие в пересчете на 12 месяцев не из дешевых. Если мы все-таки выбираем гараж, то лодку надо на чем-то возить, следовательно, раскошеливаемся на прицеп. Другое дело — надувная моторная лодка.

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Чтобы перевезти алюминиевый катер, понадобится прицеп, а это дополнительные финансовые траты. ФОТО PIXABAY

Для пользования на малых водоемах и на мелководье однозначно подойдет именно она: ее удобно транспортировать, хранить, и стоит она вменяемых денег. Но, увы, минимализм в плане комфорта, а также невозможность использования на большой воде нивелирует все ее плюсы.

Поэтому если вы владелец загородного дома близ широких рек и огромных водохранилищ или имеете фазенду на берегу моря, то вам лучше обратить внимание на лодки из современного пластика или алюминия.

Дмитрий Зленко 2 августа 2018 в 05:28

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Про парковку машины у реки и дом в водоохранной зоне

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Все свое ношу с собой

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

История необъяснимых промахов по утке

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Нельзя терять самообладание на охоте

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во «Вконтакте» или на «Facebook».

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Который раз читаю статью ни о чем. Реально кадровый голод. Пишут все кому не лень.
Автор статьи даже терминологией не владеет, но уже фантазирует.
Для начала хотя бы ознакомился, что такое катер, что такое мотолодка, шлюпка и т. д.

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Не совсем понятно, почему статья называется «Как правильно выбрать лодку для охоты и рыбалки»? Рассмотренные в ней лодки имеют отношение к рыбалке, но для охоты они практически не пригодны. Вернее, некоторые типы рассмотренных лодок могут быть использованы как средство доставки к месту охоты. Лодки, предназначенные непосредственно для охоты совсем другого типа и это очень серьезное и ответственное оборудование, описание которого требует отдельной специальной статьи. И в совершенстве овладеть которым весьма непростая задача.

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть фото Что лучше пластик или алюминий лодка. Смотреть картинку Что лучше пластик или алюминий лодка. Картинка про Что лучше пластик или алюминий лодка. Фото Что лучше пластик или алюминий лодка

Уточним: сланец – это камень.
А лодки РИБ имеют жесткий корпус, а не слани (правильнее сказать пайолы).

Источник

Что выбрать: алюминиевый катер или пластиковый. Материалы корпуса.

Подавляющее большинство лодок серийного производства, выпускавшихся предприятиями нашей страны для продажи населению и выпускающихся поныне, изготовляется с корпусами из легких сплавов — дюралюминия (при клепаной конструкции) и алюминиево-магниевых сплавов (при использовании сварки). Это характеризует Россию как развитую страну, т.к. крупносерийное производство подобных судов требует достаточно сложного оборудования и достаточного собственного производства алюминия. Кроме России алюминиевые лодки крупносерийно производятся только в США и Австралии.

Дюралюминий — сплав алюминия с медью (около 4 %), магнием (1,5 %) и марганцем (0,5 %) — принадлежит к так называемым недеформируемым и термически упрочняемым сплавам. Для постройки лодок чаще всего применяют листы из дюралюминия Д16АТ, подвергаемые закалке для достижения высокой прочности. Это позволяет применять для наружной обшивки сравнительно тонкие листы: 1,5—2 мм для днища и 1,2—1,8 мм для бортов (при длине лодки 3,5—5 м). Попытки согнуть дюралевый лист в обычном холодном состоянии под малым радиусом приводят к появлению трещин в материале, поэтому необходима предварительная термообработка — отпуск. Заготовка нагревается до 350 °С, затем ей дают остыть на воздухе. После гибки деталь нужно вновь закалить нагревом до 500 °С и охлаждением в воде.

Хотя в принципе сварка дюралюминия возможна, при постройке корпусов малых судов она не применяется. При нагреве металла в зоне сварного шва происходят явления, подобные отжигу, при которых сплав утрачивает прочность. Обычно прочность сварных соединений дюралюминия составляет 40—60 % прочности основного металла.

Существенным недостатком дюраля является его сравнительно низкая коррозионная стойкость, особенно в морской воде. Причиной тому являются образующиеся в воде электролитические микропары алюминий — медь. Особенно интенсивно коррозия развивается в соленой морской воде, поэтому эксплуатация лодок с корпусами из дюралюминиевых сплавов в морских условиях не рекомендуется. Обычно листы металла, выходящие с прокатного завода, покрывают тонким слоем чистого алюминия — так называемым плакирующим слоем, для защиты дюралюминия от коррозии в процессе производства и хранения металла. Готовые корпуса из дюралюминия нуждаются в тщательном лакокрасочном покрытии по специальной схеме.

Основной принцип конструкции дюралевых лодок — в подкреплении тонкой обшивки большим числом продольных ребер жесткости — стрингеров, которые опираются на сравнительно редко расположенные шпангоуты.

Алюминиево-магниевые сплавы АМг составляют группу термически неупрочняемых деформируемых и свариваемых легких сплавов. В мелком судостроении наибольшее распространение получили сплавы марки АМг5 (5 % магния), предназначенные для листовых конструкций и АМг61 для листов и профилей. Листы и профили из этих сплавов обладают пластичностью, позволяющей подвергать их гибке в холодном состоянии, хорошо свариваются в среде защитных инертных газов (чаще всего применяется аргоно-дуговая электросварка) прочность сварных швов обеспечивается не ниже 90 % основного металла. Сплавы типа АМг обладают более высокой коррозионной стойкостью, чем дюралюминий, и могут использоваться для корпусов судов, эксплуатируемых в морской воде.

Алюминиево-магниевые сплавы обладают несколько меньшей прочностью, чем дюраль, поэтому обшивку лодок приходится делать более толстой, чтобы обеспечить при эксплуатации ровную, без вмятин, поверхность корпуса. А в случае изготовления сварного корпуса очень трудно избежать коробления тонкой обшивки при ее сварке с набором: по сравнению со сталью алюминий обладает в 2 раза более высоким коэффициентом линейного удлинения при нагреве, поэтому и деформации при сварке соответственно больше. Все это заставляет использовать для наружной обшивки листы толщиной не менее 2 мм, а при сварке корпусов длиной более 5 м — уже толщиной 3—4 мм.

Первой отечественной цельносварной лодкой из легких сплавов является мотолодка «Крым»; ее опытные образцы были изготовлены в 1969 г. Тогда ее конструкция в известной мере копировала клепаный корпус — с большим числом продольных ребер жесткости, привариваемых к наружной обшивке. Длительный опыт эксплуатации позволил выявить слабые места в этой конструкции — соединения продольного и поперечного набора и т. п. и рекомендовать более рациональную схему подкрепления днища — в виде П-образных штампованных поперечных флоров, привариваемых к обшивке по фланцам. Для уменьшения коробления обшивки в процессе сварки уменьшены протяженность и калибры сварных угловых швов, увеличен объем контактной электросварки.

Другой путь уменьшения объема сварки корпуса — применение штампованных конструкций обшивки с ребрами жесткости в виде гофров или зигов.

Для постройки пластмассовых корпусов в отечественном судостроении используются исключительностеклопластики. Исходными материалами для них являются ненасыщенные полиэфирные смолы и армирующие стеклонаполнители в виде тканей, холстов и жгутов (ровницы). Постройка или формование корпуса лодки производится в матрице — обычно разъемной по килю наружной форме корпуса. Поверхность матрицы тщательно шпаклюется и полируется, благодаря чему наружные поверхности корпуса лодки получают блестящую глянцевую поверхность. При формовании на матрицу сначала наносят разделительный слой, например, из поливинилового спирта или воска, который обеспечивает свободное отделение готовой обшивки от поверхности матрицы. Затем наносят декоративный слой связующего — смолы с соответствующими добавками — ускорителем и инициатором, а также пигментом для окрашивания этого слоя в желаемый цвет. После желатинизации декоративного слоя начинается формование обшивки, которое состоит в последовательной укладке слоев армирующей стеклоткани и тщательной прикатке их валиками к поверхности формы. В зависимости от толщины армирующей ткани таких слоев укладывают 4—8 (для корпусов длиной до 6 м).

Стеклоткань придает пластику необходимую прочность. Наиболее прочный и плотный пластик получается при использовании тонкой ткани сатинового переплетения типа Т-11-ГВС-9 по ГОСТ 19170—73 (прежде эта стеклоткань выпускалась с индексом АСТТ (б)-С2О). При собственной толщине ткани в 0,38 мм один ее слой в обшивке дает толщину 0,5 мм. Другой тип тканей, используемых для формования корпусов лодок, — стеклорогожа или ткань жгутового переплетения. Эта ткань более толстая — например, марки ТР-07 имеет толщину 0,7 мм, поэтому для получения той же толщины обшивки, что и при использовании сатиновой ткани, достаточно уложить вдвое меньшее количество слоев рогожи. Однако плотные жгуты волокон рогожи хуже пропитываются связующим и при слабой прикатке слоев к матрице такая обшивка нередко фильтрует воду. Поэтому часто обшивку формуют из тканей обоих типов: наружные слои делают из сатиновой стеклоткани (при большой толщине прокладывают также один-два промежуточных слоя между стеклорогожей), внутренние — из стеклорогожи.

Для формования используется еще так называемая стеклосетка СЭ — очень тонкая и редкая ткань, хорошо пропитываемая связующим. Уложенная в самый наружный слой, она выравнивает поверхность, скрадывает грубую текстуру нижележащего слоя стеклоткани и хорошо держит слой окрашенного связующего.

При использовании любого стеклонаполнителя стараются выдержать соотношение массы связующего со стеклотканью примерно 1 : 1. В отечественном судостроении получила применение полиэфирная смола типа НПС-609-21М — менее токсичная и более дешевая, чем эпоксидные смолы ЭД-5 и ЭД-6, используемые чаще всего для ремонта.

Толщина обшивки легких пластмассовых гребных лодок составляет обычно 2,5—3 мм, глиссирующих корпусов длиной до 5 м — 4—6 мм, толщина их бортов — 3,5—5 мм. Как правило корпуса гребных лодок не нуждаются в подкреплении набором, их жесткость и прочность обеспечивается благодаря различного рода высадкам и гофрам в обшивке, а также пенопластовым заполнителям и банкам. Днище глиссирующих лодок подкрепляют продольными стрингерами и флорами из фанеры или пенопласта, оклеенного снаружи стеклопластиком.

Значительное число гребных лодок строится в России из шпона — древесно-слоистого пластика, выкленного из тонких (0,5—1,5 мм) и узких (50—200 мм) полос, которые получаются лущением с вращающейся круглой заготовки — березового чурбана. Чурбан предварительно пропаривают и лист шпона снимают с него ножом по спирали. Из нескольких слоев, накладываемых друг на друга перпендикулярно, склеивают обычную фанеру. Узкими полосами шпона можно покрыть поверхность любой кривизны, а если их склеить на этой поверхности в несколько слоев, то после высыхания клея получится легкая и прочная скорлупа. Иногда лодки из шпона называют лодками из формованной фанеры.

Шпоновая (скорлупная) обшивка обладает такими ценными свойствами, как монолитность и эластичность при небольшой объемной массе. Как и стеклопластик, она нуждается в минимальном подкреплении набором, в то время как готовая скорлупа практически при такой же толщине весит вдвое легче пластмассовой. Формование корпусов из шпона механизировано — лодки запрессовывают в автоклаве при температуре 60 °С и давлении 3 кгс/см2. Склеивание полос шпона, которые располагают на форме-болване, под углом 45° друг к другу (обычно три-пять слоев), производят на водостойком клею ВИАМ-БЗ. Толщина готовой обшивки составляет 4,5—5 мм. Корпуса шпоновых лодок не имеют шпангоутов, обшивка подкрепляется килем, стрингерами и привальными брусьями; поперечную жесткость корпусу придают банки.

Дерево как судостроительный материал используют и при изготовлении сравнительно крупных яхт и при самостоятельной постройке катеров. Однако и здесь классическая конструкция деревянного корпуса заменяется на обшивку, клеенную из узких реек, отдельные поясья которой надежно соединены между собой при помощи водостойкого клея и гвоздей. Гнутоклееные или ламинированные конструкции используют и при изготовлении таких деталей набора корпуса, как шпангоуты, киль, бимсы, и т.п. Благодаря этому удается изготовить корпусные детали из небольших по размерам качественных заготовок древесины. В своем классическом виде — с наборной клинкерной обшивкой (кромка на кромку) — деревянные корпуса можно видеть только на гребных лодках-фофанах.

Недостатки древесины как судостроительного материала хорошо известны: дерево впитывает влагу и рассыхается, изменяя свои размеры, подвержено загниванию и повреждению древоточцами, имеет неодинаковую прочность при нагружении вдоль и поперек волокон; постройка легких и прочных корпусов связана с тщательным отбором древесины и высоким качеством работ.

Для наружной обшивки деревянных судов применяют сосну, ель, кедр; для набора корпуса кроме сосны используют дуб и ясень — твердые и очень прочные породы древесины. Некоторые широко распространенные породы, например, береза, осина, бук, ольха для постройки корпусов лодок непригодны. Они сильно впитывают влагу, легко загнивают, особенно в контакте с металлическим крепежом, и не обладают достаточной прочностью.

Для обшивки, палуб и надстроек малых судов широко применяется фанера.Наиболее прочной и водостойкой является бакелитовая фанера марок БФС и БФВ по ГОСТ 11539—73, которая выпускается толщиной 5, 7, 10 и 12 мм. Эта фанера имеет большую объемную массу — 1,2 т/м, при окраске с нее необходимо удалять наружный слой смолы.

Там, где наиболее важны прочность и небольшая масса конструкции, используют 5-слойную авиационную фанеру марок БС-1, БП-1 и БПС-1 по ГОСТ 102—75. Слои этой фанеры склеены бакелитовой пленкой и смолой С-1; она выпускается толщиной от 1 до 12 мм. Для корпусов небольших моторных лодок при условии тщательного наружного покрытия корпуса (лучше всего оклейка стеклопластиком) может быть применена строительная фанера марок ФСФ или ФК по ГОСТ 3916—69.

Фанера, как и любой другой листовой материал, нуждается в хорошем подкреплении набором с тем, чтобы исключить ее «работу» как мембраны — со знакопеременными колебаниями. Современная тенденция — к применению преимущественно продольного набора, опирающегося на редко поставленные жесткие поперечные шпангоутные рамы или переборки. В качестве набора используются фанерные же элементы конструкции, такие как выгородки рундуков, воздушных отсеков и т.п. Ряд небольших гребных лодочек строят без традиционных реек в соединении по скуле и килю — здесь используют проволочные скрепки и склейку по пазам снаружи и изнутри лентами из стеклоткани на эпоксидном связующем.

Фанерные лодки могут служить в течение 10—12 лет при правильной конструкции и хорошей защите наружной поверхности. Большое значение имеет надежное закрытие всех кромок фанеры по скуле, транцу, по линии борта — именно отсюда начинается расслоение фанеры и ее загнивание.

Стальные корпуса малых судов довольно редки. Вследствие большой объемной массы стали использование этого материала становится оптимальным при сравнительно больших размерениях судов — длине 6 м и более. Такие корпуса строят из обычной углеродистой стали марки Ст.3 по ГОСТ 380—71 или из стали повышенного качества марки Ст. 15 по ГОСТ 1050—74. Толщина наружной обшивки на лодке длиной 6 м составляет от 1,2 мм, на катере длиной более 12м — до 3 мм. Набор делается из полос, полособульбов и угольников соответствующих размеров (обычно высотой профиля от 25 до 60 мм в указанных пределах длины 6—12 м).

Наиболее простой и дешевый способ постройки стальных корпусов — сварка. Однако даже опытным сварщикам сложно обеспечить качественный шов при толщине металла немногим более миллиметра. Так как обшивку при сварке сильно коробит, то обычно берут листы толщиной не менее 2 мм, что существенно утяжеляет корпус. При клепаной конструкции можно выбрать минимальную (0,8—1,2 мм) толщину листов. Стальные корпуса не только тяжелее аналогичных по размерам деревянных, пластмассовых и алюминиевых, но и требуют большего внимания при эксплуатации.

Лодки из дюралюминия и особенно алюминиево-магниевого сплава выносливее и долговечнее, хотя профилактический малярный ремонт им также необходим ежегодно — каждую весну. В клепаном корпусе с большим числом деталей набора довольно сложно поддерживать чистоту. В море и на речных стоянках в районе агрессивных сточных вод дюралевый набор и, реже, обшивка начинает интенсивно разрушаться; в нормальных же условиях срок службы алюминиевых лодок превышает 15 лет.

Пожалуй, большинство выпускаемых в настоящее время алюминиевых лодок имеют недостаточно высокое качество отделки, не позволяющее сравнивать их с лодками из стеклопластика. Владелец дюралевой лодки испытывает ряд неудобств, натыкаясь постоянно на острые кромки листов и штампованных деталей. Алюминиевые лодки при плавании на волнении «гремят» и резонируют при работе подвесного мотора; нередко в них появляется течь от ослабевших заклепок.

Лодки из стеклопластика — самые дорогие, но, купив такую лодку, можно сэкономить и деньги, и время. Весной, когда владельцы деревянных или дюралевых лодок еще выжидают погожих дней для окраски, пластмассовую лодку уже можно спускать на воду. Отпадают заботы о поддержании лодки в порядке при хранении на берегу, о защите ее от коррозии и загнивания. Корпус не набухает — его масса не увеличивается от намокания; в принципе он может служить очень долго (25—30 лет).

Пластмассовые лодки — самые элегантные по внешнему виду, отличаются высокими эксплуатационными качествами: ведь при их проектировании конструктор имеет возможность применить наиболее оптимальные обводы корпуса. Однако при недостаточно тщательном соблюдении технологии изготовления или неудачной конструкции эти преимущества будут сведены на нет. Прежде всего, стеклопластик не любит абразивного трения. Если корпус не имеет хорошей защиты от истирания, например, защиты киля или обшивки с внутренней стороны корпуса, где часто на нее наступают, то через несколько навигаций лодка будет нуждаться в серьезном ремонте. Другая опасность — открытая поверхность армирующей стеклоткани, которая быстро изнашивается под воздействием внешней среды и истирания. Следовательно, купившему пластмассовую лодку все же не следует уповать на то, что лодка не будет нуждаться в наблюдении за ее состоянием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *