Что лучше ps5 или xbox
Какую некстген-консоль мне выбрать: PlayStation или Xbox? Гайд
PS5? Xbox Series X? А, может, Xbox Series S?
Если ваш геймерский кругозор не ограничен парой вечных игр вроде Доты, то в ноябре вам предстоит принять непростое решение: какую из консолей лучше купить и стоит ли это делать вообще? Мы попробуем разобрать плюсы и минусы каждой консоли, которые понятны из имеющейся информации.
Больше новостей и мемов – в нашем инстаграме про игры
PlayStation 5
Плюсы:
• Ее эксклюзивы будут удивлять графикой – посмотрите хотя бы на Demon’s Souls из стартовой линейки. Или вспомните, как потрясающе выглядела The Last of Us 2, сделанная под «ноутбучное железо 2013 года», то есть PS4.
• Наконец-то система охлаждения не будет реветь как турбина. По крайней мере, это нам обещает Sony.
• Уже на запуске будет обратная поддержка «99% из тысяч протестированных игр для PS4».
• Новый геймпад DualSense выглядит внушительно и, судя по отзывам, его приятно держать в руках. Также обещают интересные применения продвинутой вибрации и адаптивных курков, способных менять сопротивление нажатия.
• С играми в долгосрочной перспективе проблем не будет: продолжения Spider-Man, God of War, Horizon Zero Dawn, Ratchet & Clank и других хитов внутренних студий PlayStation наверняка будут выходить регулярно, как и новые проекты.
• Подписчики PS Plus получат доступ к 18 играм с PS4 – вполне возможно, каких-то из них у вас не было, ну а для тех, кто пропустил предыдущее поколение, это просто роскошное предложение.
• PS5 будет поддерживать текущие шлемы PS VR, а в будущем Sony наверняка выпустит новое поколение устройства.
Минусы:
• Нет обратной совместимости с играми для PS One, PS2 и PS3.
• Стартовая линейка консоли очень скудная: всего несколько проектов, из которых действительно важными эксклюзивами можно назвать только Demon’s Souls и Marvel’s Spider-Man: Miles Morales.
• Игры подорожают до 5499₽, а дополнительный геймпад обойдется почти в 6 тысяч рублей – впрочем, это новая реальность, от которой не получится долго бегать.
• 16 сентября стало известно, что большие эксклюзивы вроде Horizon Forbidden West и Marvel’s Spider-Man Miles Morales выйдут еще и на PS4. Получается, можно еще примерно год посидеть с консолью прошлого поколения без серьезных потерь.
• По сухим цифрам PS5 несколько слабее Xbox Series X – это может негативно сказаться на мультиплатформенных играх.
• У консоли всего 825 ГБ собственной памяти, пусть и очень быстрой – вероятно, много игр сразу установить не получится. Sony рассказала, что в консоли есть слот NVMe для установки дополнительного SSD, но пока непонятно, насколько просто будет выбрать подходящий накопитель и сколько он будет стоить.
• PS5 просто огромна: 39 см в высоту, весит 4,5 кг.
5 вещей, которые мы требуем от некстген-консолей
PlayStation 5 Digital Edition
В целом то же самое, но есть несколько особенностей.
Плюсы:
• Легче на 600 грамм, у корпуса нет «грыжи» с щелью дисковода.
• Вы экономите примерно 9000₽ и не теряете ничего, кроме возможности читать диски.
Минусы:
• Упомянутая экономия может оказаться временной: вы теряете возможность продавать пройденные игры и покупать дешевые б/у диски.
• Не получится посмотреть ваши Blu-Ray фильмы.
• При покупке коллекционной версии какой-нибудь игры вам, возможно, придется дополнительно брать копию в цифре, чтобы поиграть. Хотя издатели вроде Ubisoft постепенно перестают класть игры в особые издания.
• Digital Edition может оказаться дефицитной, поскольку ее производят в меньших объемах, чем обычную модель. В то же время версию без дисковода наверняка будет сложнее продать на вторичном рынке через несколько лет.
Xbox Series X
Плюсы:
• Судя по всему, это самая мощная некстген-консоль.
• Действительно бесшумная – Microsoft доказала свое умение делать эффективные системы охлаждения еще с Xbox One X.
• На ней можно играть в значительную часть библиотеки 3 предыдущих поколений Xbox, причем многие игры получили ощутимые графические улучшения.
• Xbox Game Pass – самый выгодный игровой сервис по подписке. В нем пара сотен хороших – местами отличных – игр разного калибра. Тут бывают и случайные игры AAA-класса вроде Final Fantasy XV, и все игры Xbox Game Studios в день релиза, и практически вся библиотека EA. К слову, в Game Pass будет доступен S.T.A.L.K.E.R. 2 прямо в день выхода. На фоне грядущего подорожания игр это настоящая киллер-фича.
• Функция мгновенного возобновления игры ровно с того же кадра, на котором вы остановились – это работает и при переключении между несколькими играми, и даже после перезагрузки консоли. Вероятно, в PS5 будет что-то похожее, но Sony пока не показала такую возможность.
• Встроенное хранилище на 1 ТБ и возможность расширения с помощью специальных карт памяти, вставляющихся в разъем сзади консоли.
• Series X будет дружить со всеми аксессуарами от консолей семейства Xbox One.
• На геймпаде появилась кнопка Share.
Минусы:
• У Xbox есть эксклюзивы относительно PlayStation, но все игры консоли будут доступны и на PC с Windows 10.
• Большинство крупных игр Xbox Game Studios выйдут, в лучшем случае, в 2021 году, а то и позже.
• Как минимум до конца 2021 года Microsoft не планирует выпускать настоящие некстген-игры, все релизы будут доступны и на старой Xbox One.
• Halo: Infinite, которая должна была сопровождать запуск консоли, переехала на 2021 год. Теперь в первые месяцы остается играть только в мультиплатформу.
• Series X значительно меньше PlayStation 5, но в телевизионную тумбу, скорее всего, не влезет из-за необычной формы корпуса в виде башни.
• Подставка на днище консоли несъемная – при размещении горизонтально (это допустимо) она будет выглядеть странно).
• Геймпад почти не изменился, он все еще по умолчанию работает от батареек, хотя многие считают это плюсом.
Xbox готовится уничтожить PS5. Чем может ответить Sony?
Xbox Series S
Примерно то же, что и Series X, но меньше, дешевле и слабее.
Плюсы:
• Консоль действительно крошечная – ее справедливо называют «самым маленьким Xbox».
• Самый дешевый некстген-опыт из всех.
• Поддержка игр всех поколений Xbox.
• Все те же фишки, что и старшей Series X: быстрый SDD, трассировка лучей, мгновенное возобновление игр.
Минусы:
• Максимальное разрешение в играх – 1440p вместо 4K.
• При запуске игр с Xbox One будет использоваться их базовая версия, без улучшений для One X.
• Есть опасения, что не все игры будут выглядеть и работать на Series S, как на Series X. Хотя Microsoft обещает, что отличаться будет только разрешение.
Надеюсь, перечисленные выше черты консолей помогут вам определиться с выбором. При наличии достаточной суммы лучше всего, разумеется купить либо обе старшие консоли, либо PS5 и Xbox Series X – так вы не упустите ни одну игру и всегда сможете выбирать лучшие версии релизов.
Чтобы сэкономить, можно взять только PS5 – там наверняка будут главные хиты поколения. В то же время вариант с покупкой Xbox Series S и оплатой Game Pass самый бюджетный – вы потратите меньше 30 тысяч и будете завалены играми, оптимизированными под вашу систему. Наконец, «золотая середина»: PS5 Digital Edition и Xbox Series S – дешево, дает доступ ко всем новым играм.
Опять-таки, если даже этот материал не помог вам определиться, то подождите до следующего года – тогда позиция каждой консоли на рынке и ваше отношение к ним прояснятся.
Игры для PS5 будут стоить 5499 рублей. Почему?
Прошел демо-версию Crash Bandicoot 4: It’s About Time. Кажется, не зря ждем игру 22 года!
Следим за ценами и скидками на PS5 на нашей обзорной странице с промокодами для Sony Playstation 5.
Оба плохи: сравнение UX консолей Playstation 5 и Xbox Series X
Существует проблема, над которой я размышляю уже несколько лет: удобство пользования видеоигровыми консолями гораздо ниже, чем работа со стандартными потребительскими приложениями, но об этом редко говорят.
В 2020 году и Microsoft, и Sony выпустили консоли «нового поколения», которые объективно обладают значительно худшими интерфейсами, чем ежедневно используемые вами программы.
Изначально я думал, что это связано со сложностью использования контроллера, у которого вместо курсора кнопки и джойстиков.
Я потратил несколько месяцев на тестирование Xbox Series X и Playstation 5, мучаясь при этом от мелких недоработок. И хотя я по-прежнему считаю контроллер ограничивающим фактором, причиной этой проблемы он не является.
Вам необязательно быть фанатом какой-то из этих консолей, чтобы получить удовольствие от статьи — я составил её таким образом, чтобы уроки, связанные с UX, относились к и общему дизайну ПО.
Давайте приступим к делу:
Бенчмарки
Для начала я покажу вам хорошее упражнение для сравнения одного продукта с другим (полезное для исследования конкурентов).
Поначалу оно кажется слишком простым, чтобы иметь какую-то ценность, но благодаря многолетнему использованию этой методологии во многих отраслях я могу подтвердить её эффективность.
Я создал список из 30 «стандартных» задач, разделил его на 3 категории и при выполнении этих задач фиксировал показатели.
Все эти данные можно посмотреть здесь, а я приведу три примера:
Для начала давайте посмотрим, сколько действий (нажатий на кнопки) необходимо для выполнения нашего списка задач:
Общее количество действий
В среднем, для выполнения сравнимой задачи на PS5 потребовалось на 29,8% больше операций ввода, чем на Xbox.
Это полезные данные, но важно также будет узнать распределение кликов и задач.
Как видно ниже, Playstation не просто чуть более неуклюжа в некоторых задачах, но и требует больше усилий для выполнения большинства задач.
Примечательным примером этого является Control Centre, по умолчанию переключающий фокус на activity cards, что вынуждает пользователя переходить вниз, а затем в стороны, чтобы добраться до нужного пункта меню.
Но не будем преждевременно делать вывод о том, что у Xbox интерфейс лучше, есть и другая метрика, на которую стоит ориентироваться: количество значимых экранов.
Например, при покупке игры через магазин Xbox вы по очереди увидите эти три страницы:
1. Home
2. Store
3. Game
Опытные пользователи быстро пройдут все эти экраны благодаря мышечной памяти. Но новым пользователям нужно «переварить» каждый экран и его содержимое.
В основном это происходит на подсознательном уровне, но увеличивает их когнитивную нагрузку — например, чем больше опций ты видишь, тем больше тебе нужно понимать, и тем больше усилий для этого требуется.
Когда бОльшая часть контента (или действий) на окне просмотра меняется, я называю это «значимым экраном».
Если вы ещё раз взглянете на пример с Xbox выше, то увидите, что изменились не только кнопки, но и структура, цвета, шрифты и даже контекст.
Для понимания того, на что ты смотришь, требуется обработка, поэтому мы также должны учитывать количество значимых экранов для каждой задачи.
Общее количество значимых экранов
Любопытно, что ситуация по сравнению с бенчмарком «количество действий» противоположная. Хотя на Playstation большинство задач требует больше действий, на самом деле интерфейс более целостен и имеет меньше значимых изменений.
Это значит, что в среднем, для выполнения задач на Xbox требуется на 19% больше «смены значимых экранов».
Если мы снова взглянем на распределение, то увидим, что больших выбросов нет (это всегда стоит проверять дважды).
Но есть один нюанс, который стоит учитывать при использовании бенчмарка «значимые экраны»: сколько информации пользователю нужно обрабатывать на этих экранах?
Например, с увеличением возможных действий (или путей) на каждом экране увеличивается и объём усилий, необходимых для понимания.
Чтобы продемонстрировать это, покажем абстрактную версию панели Playstation рядом с модифицированной версией, где на 50% больше кнопок (по количеству, а не занимаемой площади).
Оригинал
На 50% больше
Вы видите, что при увеличении количества действий всё кажется более сложным — это интуитивное ощущение.
Xbox имеет большее количество значимых экранов, но это гораздо менее важно, если на самом деле он не показывает больше информации.
Чтобы протестировать это, я записал каждый интерактивный элемент в окне просмотра во время выполнения этих задач, например, все возможные пути, по которым может пойти пользователь, что даёт нам лучшую аппроксимацию объёма когнитивной нагрузки на каждом экране.
Возможные действия в окне просмотра
Подивившись тому, насколько несущественна разница (примерно 1%), мы можем выдвинуть гипотезу.
Во-первых, мы можем отказаться от утверждения о том, что Xbox требует «меньше операций ввода», потому что в одном окне просмотра у него одновременно видно больше опций. Если бы утверждение было верным, то при выполнении задач мы бы видели гораздо больше «потенциальных действий».
Однако Xbox требует меньше операций ввода, потому что его меню более эффективны. Он сконфигурирован таким образом, что повседневные задачи выполняются проще.
Или, по крайней мере, проще чем на Playstation 5.
Неожиданный поворот: обе консоли плохи
Дальше естественно было бы выбрать победителя. Но это несправедливо, учитывая, что, по моему мнению, UX обеих консолей ужасен.
Если вы составите список всего ПО, которым пользуетесь повседневно (Google Docs, Mac Mail, IOS, Twitter, TikTok. ), то все эти программы, вероятно, будут лучше обеих консолей, причём значительно лучше.
И Playstation, и Xbox не хватает эмпатичного дизайна и процесса знакомства пользователя с интерфейсом, и в них сделаны сотни очевидных ошибок UX.
На самом деле, вам нужно знать не только то, что ошибки существуют, но и как на них учиться, и в конечном итоге усовершенствовать свой продукт (к какой бы отрасли он ни относился).
Поэтому давайте выберем несколько ошибок и разберём их подробнее.
Четыре примера плохого UX с их анализом
1. Трофеи против достижений
У обеих консолей есть система отслеживания внутриигровых достижений, всплывающих на экране при разблокировке.
Они используются в качестве психологической награды за выполнение задачи, которая в противном случае казалась бы бессмысленной, например, нахождение всех коллекционных предметов.
Но нужно сделать так, чтобы пользователь ощутил всплеск эндорфинов (вознаграждение), не отвлекаясь от геймплея.
Playstation в течение 6 секунд показывает следующий баннер:
На первый взгляд, он неплох.
Но если пользователь решил, что не будет всегда стремиться к получению определённого трофея, баннер вызывает фейспалм — откуда он знает, за что эта награда?
Ценность награды гораздо выше, если ты знаешь, что это такое или почему ты её получил. Это обогащает процесс игры.
Xbox использует эту психологическую особенность с большей эффективностью: он демонстрирует 10-секундное уведомление, в котором каруселью отображается основная информация.
В неё включается описание ачивки, сообщающее почему/как вы её получили.
Да, разумеется, на обеих консолях можно нажать кнопку и посмотреть описание этой ачивки, но это отвлекает от игрового процесса, поэтому смысл этого теряется.
Уведомление о трофее на Playstation больше похоже на лутбокс — ты знаешь, что он у тебя есть, но нужно совершить действие, чтобы знать, какой именно.
2. Допущение о технических знаниях
Уже подробно задокументировано то, что апгрейд внутреннего накопителя Playstation — неудобная операция: пользователю нужно в буквальном смысле открутить винты устройства, а если они незнакомы со сборкой PC, то, вероятно, никогда такого не делали.
Однако при этом редко упоминают ПО, а ведь с ним дела почти столь же плохи.
Если предположить, что вы незнакомы с разборкой и сборкой PC, то при этом процессе вы можете столкнуться со следующими проблемами:
Теперь представьте, что вы собрали всё обратно, на нервах подсоединили консоль и включили её. Руки дрожат, а консоль показывает вам вот такие экраны:
Я бы охарактеризовал это как экран для разработчиков — на нём есть вся необходимая информация, но отсутствует эмпатия и человеческий подход.
Вместо того, чтобы успокаивать негативно настроенного пользователя, экран усиливает его тревогу.
Самым важным для этих экранов являются поддержка и успокоение пользователя.
Например, можно было бы добавить строку текста, поясняющую, что скорость чтения SSD пользователя выше, чем рекомендуемая.
3. Непроизвольный когнитивный диссонанс
В процессе первоначальной настройки (обеих консолей) пользователя спрашивают, в каком режиме питания должна находиться консоль.
С большой вероятностью это станет импульсивным решением. Учитывая то, что пользователь не знает подробностей, например, сколько энергии экономит режим или насколько быстрее будет запуск, сложно сделать рациональный выбор.
На самом деле это приемлемо, ведь настройку можно изменить позже и изначально она не влияет на игры.
Но спустя ещё несколько экранов пользователя спрашивают, хочет ли он включить функции удалённого подключения…
Здесь стоит отметить небольшое смещение контекста. Ранее вас просили подумать о питании и мощности, и вы (наверно) задумывались о влиянии на окружающую среду.
Но теперь контекстом являются функции (об энергии даже не упоминается), и кто откажется от включения дополнительных функций?
Здесь задействуется несколько искажений, но один, а именно когнитивный диссонанс, редко встречается в сфере ПО: это вид психического дискомфорта, вызываемый наличием двух конфликтующих мнений. Например, когда вы выбираете включение функций удалённого подключения, вам нужно решить, были ли вы правы раньше, или вы правы сейчас.
Xbox совершает малозаметную ошибку — не просит пользователя принять решение после того, как он получит всю информацию. Нет никакого смысла задавать этот вопрос в два этапа.
4. Эффективные, но неинформативные меню
Иногда у вас в гостях бывают друзья, которые хотят сыграть в игру, но вы не хотите, чтобы они проходили её под вашим аккаунтом. Кроме того, многие игры не позволяют делать несколько сохранений в одном аккаунте (например, «Call of Duty: Warzone»).
Гостевые аккаунты — это удобный способ загрузки временного профиля без выполнения всего процесса создания аккаунта.
На Xbox для добавления гостя достаточно одной кнопки:
Для опытных игроков этого должно быть достаточно. Но консоль даже не пытается обучить новых пользователей тому, как это работает.
Для сравнения: на Playstation эта система реализована гораздо лучше.
Очевидно, что Playstation предоставляет пользователю контекст, необходимый тому для принятия решения (и чтобы научиться тому, как это работает).
«Меню быстрого доступа» зачастую эффективны, но для казуальных пользователей (или для нечасто используемых функций) их эффективность может быть ниже.
Мне кажется, что эта тенденция в целом характерна для UI Xbox.
Всё рассчитано на эффективность (что и показывают бенчмарки), но с точки зрения обучения исполнение часто очень некачественно.
Подведём итог
Позвольте мне подвести итог этому исследованию:
Повторный обзор PS5 и Xbox Series X спустя год использования. Мелких отличий хватает, а крутых некстген-игр почти нет
Погорский оценивает одомашненные консоли.
Год назад – в ноябре 2020-го – сменилось очередное поколение консолей: Xbox Series X (и младшая Series S) заменила Xbox One, а PS5 заняла место PS4. Xbox закончила предыдущее поколение на отстающей позиции, PlayStation уверенно лидировала.
При этом новые консоли получились на первый взгляд практически идентичными. Оценивать и тем более сравнивать их между собой тогда было сложно – слишком важны неочевидные нюансы, слишком неопределенно будущее.
Теперь я провел более чем достаточно времени с каждой консолью и готов оценить их достоинства и недостатки свежим взглядом.
У PS5 все еще есть странности, которые давно стоило исправить
Что до сих пор радует
Что пока огорчает
Xbox Series X – отличная платформа для игр, которые пока не вышли
Что до сих пор радует
Что пока огорчает
В целом вывод по обеим консолям остался почти тем же, что и год назад. У них практически паритет по мощности и возможностям, но у каждой есть несколько неприятных подводных камней, которые все еще предстоит исправить обновлениями, ревизиями или сменой курса платформодержателей.
Зато PS5 и Xbox Series X объединяет то, что первые по-настоящему мощные некстген-эксклюзивы обеих платформ в лучшем случае выйдут в 2022 году. Именно они определят, какая консоль все-таки лучше – и для каждого это будет субъективное решение.