Что лучше сдавать русский или белорусский

Что сдавать на ЦТ: беларуская мова vs русский язык

Никого из абитуриентов не обойдёт стороной ЦТ по одному из государственных языков. Даже тем, кто не очень хорошо усваивает гуманитарные знания, придётся поднажать и основательно подготовиться к экзамену по русскому или белорусскому. Ведь от его результата зависит ¼ успеха при поступлении на желаемую специальность. Какой язык сдавать лучше? Адукар разберётся в этом вместе с тобой.

В первую очередь всё зависит от личных предпочтений и способностей. Кому-то ближе великий русский язык и его грамматика, камусьці па густу мілагучная беларуская мова і яе асаблівасці. Если сложно определиться, можно проанализировать свои отметки по каждому предмету и выбрать тот, что даётся легче. Но если для тебя это не выход, давай рассмотрим другие аспекты.

Равные условия

Белорусский язык из года в год сдаёт меньше людей, чем русский. К примеру, на ЦТ 2019 года русский язык сдавало почти в 3 раза больше абитуриентов.

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Ранее методика подсчёта результатов ЦТ предполагала больше баллов за задания, с которыми справилось наименьшее количество абитуриентов. Уже два года баллы считаются по новой методике, где уже нет такого правила. При хорошей подготовке у каждого абитуриента есть шанс получить высокие баллы. Баллы за каждое задание по русскому и белорусскому отличаются минимально.

Уровень знаний

Учитывай свою степень подготовки к ЦТ по русскому и белорусскому. Проверь знания на РТ, прорешай ЦТ онлайн. Проанализируй, изучение какого языка даётся тебе лучше, какой легче воспринимается. Не ведись на стереотип, что знать правило «як чуецца, так і пішацца» достаточно, чтобы набрать высокий балл на ЦТ по белорусскому. В обоих языках хватает сложностей.

Нацыянальная свядомасць

Калі табе неабыякавы лёс беларускай мовы, ёсць сэнс падтрымаць яе. Не пашкодзіць трошкі напрудзіцца і вывучыць мову да ЦТ. Дастаткова сапраўды захацець гэтага — і прыроджаная беларускасць дапаможа. Потым ты зможаш паказаць сваю адукаванасць ва ўніверсітэце, бо курс беларускай мовы ёсць на ўсіх спецыяльнасцях. Не можешь выбрать — не выбирай.

С 2017 года у абитуриентов есть возможность сдать на ЦТ четыре предмета. Ты можешь писать тест по русскому и белорусскому, а потом выбрать сертификат для подачи документов, в котором балл выше. Надеемся, что ты в любом случае будешь стараться. Ведь возможность эффективно совместить подготовку к ЦТ по русскому и белорусскому языкам есть.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Источник

10 отличий белорусского ЦТ от российского ЕГЭ

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Месяц назад мама, давно ставшая экспертом в вопросах ЕГЭ, Мария Кучерова объявила о старте своего нового проекта. Теперь она хочет разобраться, как изменилось классическое советское образование на территории бывшего СССР. Мария рассказывает, чем отличается белорусское ЦТ от нашего ЕГЭ.

Расскажу вам подробно, как в Белоруссии устроены экзамены для поступления в вуз.

1. Белорусские школьники сдают четыре классических (для советского образования) обязательных выпускных экзамена, которые проводятся в своей школе.

Русский или белорусский языки (по выбору) — письменно (изложение);

иностранный язык — устно;

история Беларуси — устно.

Как видите, система вполне себе совковая, но как-то они живут без ЕГЭ в школах, и небо на землю не упало. Хорошо это или плохо — не мне судить. В 2018 году ждём результаты PISA по белорусским подросткам (исследование проводится среди пятнадцатилетних школьников).

2. Централизованное тестирование организуется только для абитуриентов ССУЗов, ПТУ и вузов.

Получается, что ЦТ проводится только для желающих продолжить обучение. Это очень правильно. В зависимости от количества полученных баллов, можно попробовать поучаствовать в конкурсе на бюджетные места либо в среднее специальное учебное заведение, либо в профессионально-техническое училище, либо в высшее учебное заведение. Максимальный балл ЦТ — 100.

3. Пункты проведения ЦТ не располагаются в школах, оно проводится в вузах, колледжах и техникумах.

Здесь моё «Браво!», помноженное на миллион. Каждый должен заниматься своим делом. У школы нет задачи готовить школьников к поступлению, каждый выпускник сам берёт на себя эту ответственность. Реформу российского ЕГЭ надо начинать именно с этой краеугольной проблемы. ЕГЭ не место в средней школе!

4. Участие в ЦТ платное.

В 2017 году — 2,3 белорусских рубля (

70 российских рублей), есть льготные категории граждан. Регистрацию каждый участник должен пройти самостоятельно (с этого года это можно сделать дистанционно). Репетиционное тестирование тоже платное — 7 белорусских рублей (

212 российских рублей). SMS-оповещение о результатах тоже платное. Так что, как видите, всё по-взрослому.

5. ЦТ проходит в установленные сроки по всей стране и не предусматривает досрочного этапа.

В 2017 году ЦТ проходило с 12 июня по 2 июля. Выдача сертификатов — с 10 июля. Получается, сроки проверки вполне щадящие — ждать окончания всей вступительной кампании нужно всего лишь один месяц, а не два, как в России.

6. В конкурсе при поступлении большую роль играет средний балл аттестата об общем среднем образовании.

Не забывайте, что в Белоруссии десятибалльная система оценок в школе и вузах. Средний балл по десятибалльной шкале (целое число и первая цифра после запятой без округления) умножается на десять и прибавляется к баллам ЦТ. Таким образом, красный аттестат может принести 100 дополнительных баллов абитуриенту. Согласитесь, это тоже логично и правильно.

Пора прекращать у нас, в России, эту пагубную практику полного недоверия школьным учителям

Оценки в аттестатах должны участвовать в конкурсной ситуации при поступлении в российские вузы. 11 лет учёбы в школе не должны ограничиваться и концентрироваться только на результатах ЕГЭ.

7. Результаты ЦТ нельзя опротестовать на апелляции.

Тестовые материалы проходят пятикратную проверку и исключают ошибки. Задания с развернутым ответом (аналогичные творческой части ЕГЭ) отсутствуют, что полностью снимает вопрос субъективности проверки работы экспертами. Задания состоят только из вопросов с несколькими вариантами ответов, а также вопросов, требующих небольшого развёрнутого ответа.

В России недавно отказались от так называемой «угадайки» в КИМах ЕГЭ (задания с выбором ответа), а в белорусских тестах они составляют львиную долю всех экзаменационных заданий. Дело в том, что в ЕГЭ в подобных вопросах можно было выбрать только одни вариант ответа из четырёх. В белорусском варианте тестов ответов может быть несколько, причём засчитают вам каждый правильный ответ.

Система шкалирования в ЦТ сложная: каждый правильный ответ имеет повышающий коэффициент в зависимости от того, сколько человек ответили на этот вопрос правильно по всей стране

Представляете, они ежегодно сначала собирают всю статистику результатов ЦТ по всем регионам и лишь потом присваивают повышенные коэффициенты, исходя из живой, реальной сложности для конкретных абитуриентов конкретного года выпуска.

Главное мутное место российского ЕГЭ — это, безусловно, апелляция результатов. В Беларуси эта проблема решена вот таким образом, то есть на уровне содержательной части тестовых вопросов. Нет таких заданий, которые проверяются вручную, а значит, нет повода думать о субъективности проверки.

8. Материалы ЦТ хранятся в архиве 75 лет.

Для сравнения: в России все материалы по ЕГЭ хранятся 5 лет.

В личном кабинете материалы вообще хранятся лишь год. Я пыталась на днях скачать из личного кабинета сына сканы его ЕГЭ по информатике, которые он сдавал в 2016 году, но, увы, они уже были недоступны.

9. Результаты ЦТ действительны два года.

Это новшество с 2017 года, до этого они были действительны только один год. Жёстко, конечно. В России результаты ЕГЭ действительны четыре года.

10. Выпускники имеют право участвовать в ЦТ только по четырём предметам (на выбор).

Здесь всё тоже очень строго: до 2017 года абитуриенты вообще могли сдавать ЦТ только по трём предметам.

Все, кто читали мою статью «Письмо министру образования: пять важных вопросов о ЕГЭ, на которые нет ответов», конечно, помнят, что я спрашивала, почему ЕГЭ проводят в России именно на базе школ. Когда я узнала, что в Белоруссии принципиально не хотят объединять выпускные экзамены и вступительные по примеру ЕГЭ, то мысленно аплодировала мудрости чиновников.

Многие в республике призывают к тому, чтобы тоже ввести ЕГЭ, но я думаю, что российский опыт наглядно демонстрирует, что торопиться в этом вопросе точно не стоит. У белорусских учителей, конечно, есть проблемы, и никто этого не отрицает, но российские коллеги могут завидовать им белой завистью, поскольку среди этих проблем нет подготовки к ЕГЭ и безумной погони за рейтинговыми показателями.

Очень порадовал меня тот факт, что белорусский школьный аттестат имеет такой значительный статус (по сравнению с российским). Впрочем, у вас может быть и другое мнение.

Хочу отметить ещё один важный аспект: в Белоруссии есть разница в восприятии выпускника и абитуриента. Человек, решающий продолжить обучение, должен быть лишён инфантильных иллюзий. Многие защитники российского ЕГЭ больны, на мой взгляд, болезнью, которую я называю «культом Фроси Бурлаковой». Они говорят, что ЕГЭ — это шанс для провинциальных самородков на социальный лифт.

Я против того, чтобы масштабные образовательные реформы строились по принципу блага для меньшинства, даже если это меньшинство — самые одарённые. Все дети должны быть в равных условиях!

Если продолжить сравнительный анализ образовательных систем разных стран, то уместно будет упомянуть, что финское чудо, то есть их значительный взлет в плане реформирования образования, строится в том числе на решении, что пристальное внимание в обновленной финской школе будет обращено не к одаренным детям, а именно к отстающим, проблемным. Финны сделали на это ставку и не прогадали!

Кстати, для поиска талантливых школьников в большинстве российских вузов уже сформирована чётко выстроенная система альтернативного поступления. Говорить о том, что провинциалу закрыт путь в престижный вуз без ЕГЭ, может только неосведомлённый человек. Во всех статусных университетах в России есть огромное количество внутренних предметных олимпиад и творческих конкурсов, где можно проявить себя и значительно облегчить поступление. Хороший вуз сам заинтересован в поиске жемчужин и бриллиантов.

Вот моя чёткая позиция в этом вопросе. Если человек хочет учиться в престижном университете, он должен понимать, с какими трудностями логистики и подготовки ему придётся столкнуться. Есть статистика, подтверждающая тот факт, что выпускников из провинции стало больше в столичных вузах России. Но какие выводы мы из этого делам?

Для меня — это больная мозоль. Я очень хочу, чтобы когда-то провинциальные вузы были не менее престижными, чем в крупных городах. И чтобы максимально стерлась разница между уровнем жизни в столице и провинции. Сегодня, конечно, я понимаю мотивацию выпускников из регионов. Они хотят нормальной жить, и я только за. Однако не вижу ничего сложного в том, чтобы приехать с чемоданом поступать в вуз своей мечты.

Всем оппонентам, пишущим, что на поездку нет денег, предлагаю задуматься, как при отсутствии денег на одну поездку туда и обратно только лишь на экзамен человек вообще планирует жить в Москве, например, учась на очном отделении. Если государство публично поощряет массовый отток талантливой молодежи из провинции, то, на мой взгляд, это решение проблемы малой кровью.

Предлагаю вам пройти белорусское централизованное тестирование онлайн.

Тестовые задания взяты с сайта «Решу ЦТ Беларусь».

О качестве тестовых материалов судить не могу, тут требуется экспертное мнение. Очень большая просьба к неравнодушным российским учителям-предметникам оставить свои комментарии именно о содержательной части белорусского ЦТ. Интересен именно сравнительный анализ, и Ваше мнение на вес золота. Хочу собрать хоть какую-то статистику по этому вопросу.

Тест по русскому языку считаю вполне корректным. А тот факт, что ЦТ по литературе вообще отсутствует, вызывает только уважение к белорусским коллегам. Убеждена, что ЕГЭ по литературе — это полная дискриминация учебного предмета.

Планирую продолжить летопись-исследование и приглашаю всех желающих принять участие в моём проекте.

Источник

Эксперимент. Как я сдавала ЦТ наугад и что из этого вышло

«ЦТ — это лотерея», — такая мысль твердо держится в моей голове с 2013 года. Тогда я пришла в универ и увидела сомнительную картину: люди с высокими баллами по тестированию на парах демонстрировали совсем не тот уровень знаний, что «натыкали» крестиками в клеточках. Спустя семь лет я поразмыслила: нельзя же формировать убеждение лишь по нескольким эпизодам — пришло время поставить эксперимент и дать системе шанс. Я благополучно зарегистрировалась на ЦТ и пошла сдавать его наугад. Сразу спойлер: пороговые баллы набрала — в пед или сельскохозяйственный вуз должны взять. Но обо всем по порядку.

Предметы выбираю по наитию: смотрю весь список — что откликается в душе, то и беру. Белорусский и русский языки люблю давно — выбираю. Биология? Хоть со школьных времен ничего не помню, но интересно. Следующим хотела выбрать китайский, но для его сдачи придется ходить в другой корпус. Далеко от дома, лень. Беру физику: в принципе, я в ней смыслю так же, как и в китайском (никак). Вот и набралось четыре предмета — это максимум, на который может зарегистрироваться один абитуриент.

Эксперимент

Мои экзамены проходят в главном корпусе БНТУ. В университетском дворике асфальт размечен линиями для дистанцирования. Абитуриенты топчутся и толпятся: молодым коронавирус не страшен. С крыльца вещает сотрудник университета: мол, становитесь по человеку на линию — хотя бы впереди.

«Удачи вам, ребят! Не ниже восьмерки должно быть у каждого!» — подытоживает он и запускает вчерашних школьников и меня в корпус.

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

25 июня. Это первый день, сдаю белорусский язык. На входе в аудиторию висит дозатор с антисептиком, экзаменаторы в масках и перчатках, рассадка строго по правилам профилактики. Примерно треть абитуриентов пришли в масках и респираторах (на следующих экзаменах их будет все меньше и меньше).

11:00, начало тестирования. Нам раздают бланки ответов, а потом и задания. По белорусскому языку у меня 9-й вариант (по какой-то случайности он попадался мне три раза из четырех). Система такая: во всех заданиях части A (их 30) ставлю крестики на втором варианте ответа, клеточки в части B (здесь 10 заданий) заполняю тем, что помню (а помню немного, особенно в отношении правил).

Результат. В итоге ЦТ по белорусскому языку я сдала на 31 балл при пороговом 9. В части A у меня ни одного правильного ответа, но 4 частично верных, в части B — 8 правильных и один частично верный. Неверных ответов оказалось 27 из 40 (26 в части A и 1 в части B). Максимальное количество первичных баллов для тестирования по белорусскому языку — 80 (они равны 100 тестовым), у меня получился 21.

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

А как сдали другие? Средний балл ЦТ по белорусскому языку в этом году составил 53,26, в 2019-м — 51,41. В 2020-м гораздо больше «стобалльников» — 78 человек, год назад их было 42. Два человека показали нулевой результат.

27 июня. ЦТ по русскому языку. В этом году тестирование по математике и русскому языку провели в два дня: они самые посещаемые, а эпидемическая ситуация не айс. Такая разбивка вызвала много споров среди репетиторов и абитуриентов. Дело в том, что в первый день ЦТ по русскому языку выдавали с 1-го по 5-й варианты, во второй — с 6-го по 10-й. Как рассказал преподаватель математики и физики, соучредитель центра «100 баллов» Евгений Ливянт, задания с первого по пятый вариант были схожими с заданиями с шестого по десятый и отличались незначительно. На экзамене по математике это исправили и дали разные вариации. Но это уже другая история.

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Я попала на второй день ЦТ по русскому языку и снова получила 9-й вариант. Моя методика решения проста: в части A ставлю крестики напротив ответов 1, 2, 3, в части B отвечаю по памяти, которую съели рутина и быт.

Результат. Русский язык поддался манипуляциям хуже, чем белорусский, — получилось набрать 24 балла при пороговых 9. Здесь тоже не вышло угадать ни одного ответа в части A, лишь частично верными стали 5 крестиков. В части B ситуация выглядит чуть лучше (но мы же помним, что я ее не совсем угадывала): 5 верных ответов и 1 частично правильный. Фейловыми оказались 29 ответов из 40 (25 в части A и 4 в части B). Самое большое количество первичных баллов по русскому — 80, у меня получилось набрать 16.

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Средний балл среди сдававших ЦТ по этому предмету РИКЗ пока не объявил (год назад он был 52,34), но известно, что 27 абитуриентов получили «соточки» (36 в 2019 году), а 19 человек показали нулевой результат (в прошлом году 17).

4 июля я пришла на ЦТ по биологии. Охранники на входе в БНТУ спрашивают, где позитивный настрой, и желают удачи. Ни то, ни другое мне не нужно. Приятно идти на экзамен с легкой душой и без всякого волнения: все-таки от результата не зависит моя дальнейшая судьба. В тесте по биологии попался 1-й вариант (всего их было два, а не десять, кстати). Если в задании по языкам может быть хоть один, хоть три или пять правильных ответов, с естественными и точными науками чуть проще: в каждой графе можно поставить только один крестик. В части A отмечаю все первые варианты, в части B пишу наугад, ибо школьная программа по биологии в моей жизни стала синонимом слова «амнезия».

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Результат. С моей нехитрой методикой удалось заполучить 24 балла, порог по биологии — 19. Предсказуемо посчастливилось угадать ответы только в части A — 8 правильных. В части B 1 ответ оказался частично верным (там нужно было цифрами указать какую-то последовательность — ответила 123). Неправильным стал 41 ответ из 50 (30 в части A и 11 в части B). Максимальное количество первичных баллов по биологии равно 62, у меня получилось 9.

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

В прошлом году средний балл по биологии составил 51,78, нынешний пока не объявлен. В этом году 100 баллов набрали 55 абитуриентов, в прошлом таких было 43. Нулевой результат показали трое.

10 июля. Мой последний экзамен — физика. Зашла в аудиторию и подумала, что попала на школьную олимпиаду: уж очень много ребят, которым на вид лет 13—15. Говорят, это олимпиадники, которые хотят проверить свои знания.

Мне снова попадается любимый 9-й вариант. Если на предыдущих ЦТ я из интереса читала задания, то здесь это было бессмысленно и беспощадно: все 11 школьных лет я не любила и не понимала физику от слова «вообще». В части A решила поиграть в «елочку» — ставила крестики таким образом: 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1… По части B все же пришлось пробежаться глазами, чтобы вписать хоть что-то. Собрав в кучу остатки микромозга, в задачах проводила манипуляции с данными — просто арифметическими действиями.

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Результат удивил. По физике, которую я знаю, как любой новорожденный, удалось заработать 39 баллов (. ). Пороговое значение — 19. Правильными стали 4 ответа из части A и (внимание!) 1 из части B. Это была какая-то задача, ответ нужно было записать числом. Свершилось чудо, иначе не назовешь. Частично правильных ответов по физике в этом году не предусмотрено, неверными оказались 32 (20 в части A и 12 в части B). Наибольшее количество первичных баллов — 44, у меня вышло 6. По сей день не могу отойти от мысли, что я будущий Шелдон Купер.

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

В этому году 100 баллов по физике получили только три абитуриента (в 2019-м их было 15). Нулевой результат показали 19 человек (в прошлом году — 15). Средний балл этого года неизвестен, но год назад он составлял 51,08.

Как работает новая система подсчета баллов и сколько бы у меня вышло при старой?

Проанализировать новую систему подсчета баллов (она введена в прошлом году) нам помогает Евгений Ливянт, преподаватель математики и физики, соучредитель центра «100 баллов». Напомним, при новой системе стали учитываться частично правильные ответы, для подсчета баллов используется специальная методика, в основу которой положен метод преобразования распределения частот первичных баллов к нормальному распределению. При выполнении теста абитуриенты набирают первичные баллы — это сумма баллов за каждое верное или частично верно выполненное задание. После определения первичных баллов, набранных абитуриентами, каждому возможному значению первичного балла в автоматическом режиме ставится в соответствие тестовый балл на нормализованной шкале.

Обоснование такое: в прошлом году директор РИКЗ Юрий Миксюк рассказывал, что «методика работает четко, она закрыта от внешнего вмешательства».

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

— Старая система была процентной. Тогда абитуриент мог на легких вопросах набрать от 30 до 80 баллов. Сегодня абитуриент, у которого больше первичных баллов, обязательно получит больше тестовых (директор РИКЗ утверждал, что по новой системе на ЦТ оценивается полнота знаний, в том числе благодаря введению частично правильных ответов. — Прим. Onliner). Если абитуриент за определенное время не набирает баллов и не решает заданий, это либо пробелы в знаниях, либо недостаточный их объем, которого не хватило, чтобы справиться за предоставленное время.

Абитуриенты поступили в колледжи с баллами, которые не снились некоторым вузам

Также Юрий Миксюк подтвердил, что «проблема угадывания существует», но ее сводят к минимуму. Правда, он не рассказал, как это делается. Говорит, новая методика никак не повлияла на угадывания — параметры остаются прежними. Уменьшить процент счастливчиков, как считает директор РИКЗ, можно благодаря повышению пороговых значений ЦТ.

— Люди, которые набирают по 20 баллов на ЦТ (аналог 2 баллов в школе), не должны учиться в вузах, — сказал спикер.

Репетитор Евгений Ливянт считает, что новая система подсчета не очень правильная, но все-таки понятная. Однако оказалось, что в этом году ЦТ рассчитывалось по какой-то другой схеме, в отличие от всех этапов репетиционного тестирования. По словам Ливянта, результаты ЦТ его учеников отличались от итогов РТ.

С наибольшей вероятностью подсчет баллов производится довольно сложным образом, этот механизм просчитала экономист Ирина Ковальчук. Если в двух словах, то репетиционное тестирование рассчитывалось по первичным баллам, установленным в прошлом году, а централизованное — по свежим. В части A за правильный ответ (на задание любой сложности) дается один балл, в части B — два. На примере математики и физики: в части A — 20 заданий (можно набрать 20 первичных баллов), в B — 12 (соответственно, 24 первичных балла). Итого получается 44 первичных балла, что равно 100 тестовым.

— Это единственное, что можно гарантированно просчитать. Все остальное пересчитывается в 100-балльную шкалу по принципу так, чтобы средний балл всех результатов был чуть выше 50. Заранее эту шкалу опубликовать нельзя, потому что тогда необязательно средний балл будет выше 50. Они проверили, посчитали первичные баллы, а потом подгоняют таблицу таким образом, чтобы средний балл был 50—54. Поэтому шкала перевода первичных баллов в тестовые будет меняться каждый год перед публикацией результатов ЦТ, — считает Евгений Ливянт. По его словам, при новой системе все равно проигрывают лучшие ученики, которые усердно готовились к экзаменам.

Почему? Тот, кто набрал 22 первичных балла (то есть половину из возможных), получит 69 тестовых из 100, за 10 первичных баллов из 44 — 52 тестовых из 100. Логика немного рушится. Подтверждает это и мой пример с физикой: за 6 первичных баллов из 44 я получила 39 тестовых из 100.

— По теории вероятности 4 балла можно набрать методом тыка. То есть всего в части A 20 задач, на каждую по пять вариантов ответов. Задание из части B вы угадали каким-то чудом! У вас, наверное, фантастическая интуиция, — говорит Евгений Ливянт. — По старой системе оценивания вы бы получили в районе 15 баллов, а так у вас вышло 39.

Абитуриенты рассказывают, как получили 100 баллов на ЦТ

Самое неприятное, по мнению репетитора, что новая система непредсказуема: сложно ожидать, какой результат ты получишь при решении тех или иных заданий.

— Молодой человек вступает в жизнь, а ему показали пример неуважительного отношения. Что ему гарантировали? Что все задания будут соответствовать школьной программе и в какой-то степени третьему этапу РТ. Но молодые люди увидели обратное. В этом году количество учеников, которые сдавали ЦТ, на 16% меньше, чем в прошлом. Демографическая картина при этом сильно не менялась — снизилась на 1—2%. Главная причина — наши ребята уже поступили в Россию и Польшу. Это я говорю по своему опыту и опыту моих коллег, которые готовили абитуриентов к ЦТ, — рассказывает репетитор.

Евгений Ливянт уверен: в то время как ЦТ у нас только появилось, оно было на порядок лучше российского ЕГЭ и украинского ВНО. А сейчас, считает преподаватель, мы отстаем от России и Украины, как «Запорожец» от Mercedes.

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Старая система подсчета баллов, отмечает Ливянт, тоже ему не нравилась, потому что была непонятной: если она даже десять раз справедливая, но непонятная, все будут подозревать какой-то подвох.

— Сначала новая система нашла положительный отклик среди коллег, родителей и учеников. Изначально говорилось, что каждому заданию будет присвоено некое количество баллов и что в сумме будет получаться 100. И все сказали: отлично! Это правильно, что ученик будет знать, что за задачу A1 он получит, скажем, 0,5 балла, за A5—A8 — по 1 баллу, за другие, допустим, по 1,5 балла, за B12 — Гран-при — 7 баллов и так далее. Но суть будет понятна: чем сложнее задача, тем больше баллов за нее можно получить. Так же считается на олимпиадах, например. В моем понимании система образования должна быть справедливой, — считает он.

Однако сейчас предсказать количество баллов за то или иное задание нельзя: их мы узнаем только после оглашения результатов тестирования.

Истории тех, кому не хватило баллов для поступления даже на платную форму

Тем не менее преподаватель считает, что ЦТ — это то, чем может гордиться наша система образования. До начала 2003 года на вступительных экзаменах была коррупция. Об этом говорил и президент страны Лукашенко.

— Тотальная коррупция на вступительных экзаменах началась в конце 1980-х и продлилась до начала 2000-х. Оказалось, это можно исправить. И ЦТ было большим достижением, но я боюсь, что это достижение уничтожат: ломать не строить. Преподаватели жутко боятся, если форма экзаменов изменится. То есть ты готовишь ученика к соревнованию, но заранее знаешь, что оно будет нечестным, — подытоживает Евгений Ливянт.

Помечтаем. Куда я могу поступить со своими баллами?

А теперь самое интересное. Что мне делать со своими баллами и какой вуз сможет принять меня на бесплатное обучение? В качестве примера рассмотрим вариант с тремя сертификатами ЦТ плюс средний балл школьного аттестата. Итоговая сумма баллов у меня такая: 31 (белорусский язык) + 24 (биология) + 39 (физика) + 82 (аттестат) = 176. Не будем останавливаться на наборе предметов и засчитаем эту сумму как универсальную: вдруг с таким же успехом я набрала бы 24 балла по математике, химии или китайскому языку — теория вероятности не отрицает такого исхода событий. Дальше смотрим проходные баллы на некоторые специальности вузов за прошлый год и останавливаемся на подходящих.

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

БГУИР. С такой суммой баллов можно влезть на бюджет на инженера по инфокоммуникациям: проходной балл прошлого года — 170. Правда, здесь нужны сертификаты ЦТ по языку, физике и математике, но мы же условились не брать предметы в расчет.

БНТУ в прошлом году принимал на автотракторный факультет будущих дизайнеров гусеничных и колесных машин с 109,3 балла.

Что стало с ребятами, которые набрали минимальный балл на ЦТ десять лет назад

БелГУТ. Гомельский универ должен встретить меня с распростертыми объятиями на военно-транспортном факультете и выучить на специалиста по управлению, инженера путей сообщения — строителя. В прошлом году попасть сюда на бюджет можно было с 159 баллами. Этот же вуз год назад принял студентов с моим баллом (176) на управление подразделениями транспортных войск, восстановление и строительство искусственных сооружений.

БрГУ манит специальностью «Мелиорация и водное хозяйство». Чтобы поступить на инженера, в 2019-м нужно было набрать 151 балл.

Могилевский университет имени Кулешова открывает для моей суммы баллов преподавательский путь: в прошлом году на преподавателя физики и информатики брали с 146 баллами. И это бюджет.

Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть фото Что лучше сдавать русский или белорусский. Смотреть картинку Что лучше сдавать русский или белорусский. Картинка про Что лучше сдавать русский или белорусский. Фото Что лучше сдавать русский или белорусский

Поступить на эколога и инженера по охране окружающей среды в Могилевский государственный университет продовольствия год назад можно было с 156 баллами, на инженера-механика машин и аппаратов пищевых производств — с 159, на инженера-механика низкотемпературной техники (холодильников и кондиционеров) — с 172.

Пройти на специалиста по управлению танковыми подразделениями и инженера в Военную академию можно было с 170 баллами.

Мозырский педуниверситет имени Шамякина открывает для меня две возможности. В прошлом году на учителя информатики и математики поступил абитуриент, набравший в сумме 147 баллов, на педагога-инженера в строительстве — 164.

ГГУ имени Скорины в том году брал на бесплатную заочку будущих инженеров лесного хозяйства, которые набрали от 157 баллов.

Поступить на юриста на факультет милиции Могилевского института МВД в прошлом году можно было, набрав 175 баллов.

«Пригодился ли мне диплом при трудоустройстве? Вообще нет!» Истории тех, кто брал кредиты для учебы в белорусских вузах

Год назад в Гродненский государственный аграрный университет брали с 107 баллами на агронома, с 138 — на агрохимика, с 104 — на зоотехника.

Двери сельхозакадемии в Горках (БГСХА) почти всегда открыты для таких, как я. С баллом 176 и меньше можно было поступить на агрономию (60), селекцию и семеноводство (103), агрохимию и почвоведение (76), защиту растений и карантин (115), плодоовощеводство (79), зоотехнию (63), птицеводство (110), промышленное рыбоводство (140) и многое другое.

«ЦТ — это лотерея», — снова вертится в голове. Но пусть я буду неправа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *