Что лучше сопрано или меццо сопрано
Женский голос меццо-сопрано. Как его выявить при обучении вокальному мастерству
Голос меццо-сопрано редко встречается в природе, но зато имеет очень красивое, сочное и бархатистое звучание. Найти певицу с таким голосом – большая удача для преподавателя, этот голос имеет широкое применение на оперной сцене, и в различных направлениях музыки.
Меццо-сопрано с красивым тембром проще поступить в музыкальные учебные заведения, а в дальнейшем найти работу в оперном театре, ведь певиц с меццо-сопрано всегда не хватает и их не так много, как женщин с высокими певческими голосами.
Из статьи вы узнаете, как формируется прекрасный женский голос и где можно найти ему достойное применение.
Чем отличается меццо-сопрано от других голосов
В итальянской школе так называют голос, который раскрывается на терцию ниже драматического сопрано. В переводе на русский язык «меццо-сопрано» означает «немного сопрано». Он имеет красивое бархатистое звучание и раскрывается не на верхних нотах, а на среднем участке диапазона, от ля малой октавы до ля второй.
При пении более высоких нот богатый, сочный тембр меццо-сопрано теряет характерную окраску, становится тусклым, резким и бесцветным, в отличие от сопрано, голос которых начинает раскрываться на верхних нотах, приобретая красивое головное звучание. Хотя в истории музыки известны примеры меццо, которые могли не терять своего красивого тембра даже на верхних нотах и легко пели сопрановые партии. В итальянской школе меццо может звучать как лирико-драматическое или драматическое сопрано, но по диапазону быть ниже этих голосов примерно на терцию.
В российской оперной школе этот голос отличается сочным и богатым тембром, иногда напоминая контральто – самый низкий голос у женщин, который может петь теноровые партии. Поэтому меццо-сопрано с недостаточно глубоким и выразительным тембром относят к сопрано, что часто составляем много трудностей для этого голоса. Поэтому многие девушки с такими голосами уходят в эстраду и джаз, где могут петь в удобной для себя тесситуре. Сформированное меццо-сопрано можно разделить на лирическое (близкое к сопрано) и драматическое.
В хоре лирические меццо-сопрано поют партию первых альтов, а драматические – вторых вместе с контральто. В народном хоре они исполняют партии альтов, а в эстрадном и джазовом направлении меццо-сопрано ценится за красивый тембр и за выразительные низкие ноты. Кстати, многие современные исполнительницы на зарубежной эстраде отличаются характерным меццо-сопрановым тембром несмотря на другую подачу звука.
Основными отличиями меццо-сопрано от других голосов являются следующие признаки:
Почему меццо-сопрано трудно определить
Этот голос больше других вызывает споры преподавателей, потому, что выявить у детей и подростков его очень трудно. Меццо-сопрано формируется позже других голосов, поэтому девушек с несформировавшимся голосом в хоре ставят во второе и даже в первое сопрано, что для них представляет большие трудности и может вообще отбить интерес к занятиям. Иногда высокие детские голоса после переходного возраста приобретают характерное меццо-сопрановое звучание, но чаще меццо-сопрано получаются из альтов. Точно определить меццо-сопрано можно к 18 или 19 годам. Но и тут преподаватели могут ошибиться.
Дело в том, что не все меццо-сопрано имеют яркий и выразительный бархатный тембр, как у оперных певиц. Часто они звучат красиво, но неярко в первой октаве и после неё только потому, что их тембр не такой сильный и выразительный, как у знаменитостей мирового масштаба. Оперные голоса с таким тембром нечасто встречаются в природе, поэтому девушек, не соответствующих оперных требованиями автоматически относят к сопрано. Но на самом деле у них просто недостаточно выразительный для оперы голос. В этом случае решающим будет диапазон, а не тембр. Вот почему меццо-сопрано трудно определить с первого раза.
У детей до 10 лет уже можно предположить дальнейшее развитие меццо-сопрано по грудному тембру и неразвитому верхнему регистру голоса. Иногда, ближе к переходному возрасту, высота и выразительность голоса начинает снижаться и при этом расширяться грудной регистр голоса. Но точный результат будет виден уже после 14 или 16 лет, а порой и позже.
Известные певицы – СПИСОК
Меццо-сопрано востребовано не только в опере. В народном пении, джазовом и эстрадном направлении есть много певиц с таким голосом, тембр и диапазон которого позволяют найти женщинам достойное применение. Конечно, у эстрадной певицы труднее определить размах голоса и доступные ему тональности, но по тембру можно выявить характер голоса.
Самые известные оперные певицы с таким голосом это Елена Образцова, Чечилия Бартоли, Эллина Гаранча, Кэтрин Дженкис, Магдалена Кожена, Юлия Лежнева, обладающая редким типом этого голоса – колоратурным меццо-сопрано, и многие другие.
Среди народных артисток нашей страны с голосом меццо-сопрано можно назвать Людмилу Зыкину и Надежду Бабкину (драматическое меццо-сопрано). Несмотря на пение в народной манере, меццо-сопрано выдаёт бархатистый тембр и окраска голоса.
Эстрадные певицы с меццо-сопрано отличаются глубоким грудным звучанием голоса. Окраска этого голоса хорошо слышна у таких певиц, как Слава, Наталья Орейро и Надежда Грановская.
Автор – Аристархова Мария
Что лучше сопрано или меццо сопрано
Здравствуйте, уважаемые студенты. Сегодня последняя лекция 4 модуля и последняя лекция этого курса. Искренне надеюсь, что эти лекции пошли вам на пользу. И последняя лекция наша будет посвящена женским голосам.
Итак. Женские голоса.
Самые распространенные арии для этого голоса:
Для колоратурного сопрано написано очень много красивых романсов: «Здесь хорошо» Рахманинова, «Соловей» Алябьева, «Сказки венского леса» Штрауса, «Взрыв смеха» Обера, а также концертные вокализы Рахманинова, Глиэра, Ракова.
Исполнительницы: Антонина Нежданова (Л-К), Валерия Барсова (К), Милица Корьюс (К), Гоар Гаспарян (К), Алла Соленкова (К), Бэлла Руденко, Галина Олейниченко, Евгения Мирошниченко, Кэттлин Бэттл (К), Монсерат Кабалье (Л-К), Д. Сазерленд (Л-К).
Лирико-колоратурное сопрано — голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению колоратурных партий, но способный также и к пению лирических партий. К таким певицам надо отнести Нежданову, Степанову, Барсову, Ренату Скотто, Беллу Руденко, Олейниченко, Сазерленд.
Самые распространенные арии для этого голоса:
Лирическое сопрано уже не обладает такой степенью колоратуры, но зато голос этот мощнее и шире по звучанию, звучит светло, серебристо. Рабочие ноты вверху не переходят до третьей октавы.
Наиболее характерные арии:
Попутно следует отметить, что партию Марфы исполняет более легкое сопрано, а партию Татьяны – крепкое или лирико-драматическое сопрано.
Исполнительницы: М.Кузнецова, Е.Цветкова, Рената Скотто, Мария Биешу, Мирелла Френи, Тамара Милашкина.
• Эльза – Вагнер «Лоэнгрин»
• Чио-Чио-Сан – Пуччини «Мадам Батерфляй»
• Марфа – Римский-Корсаков «Царская невеста»
• Иоланта – Чайковский «Иоланта»
• Татьяна – Чайковский «Евгений Онегин»
• Прилепа – Чайковский «Пиковая дама»
Иногда для этих голосов пишут также образы пожилых женщин, иногда – характерно-комических.
Эти крепкие голоса не столь распространены в жизни. Одной из причин уменьшения числа драматических голосов, может быть, является все время повышающийся строй оркестра (с 424 колебаний в 1858 году до 440 колебаний сейчас).
Голосом драматического сопрано обладали Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.
Женский голос грудного темного, теплого тембра с диапазоном от ля малой октавы, до ля — си второй октавы.
Исполнительницы: Надежда Обухова, Вера Давыдова, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, Ольга Бородина, Людмила Симонова, Тереза Берганца, Чечилия Бартоли (колоратурное меццо-сопрано).
Очень редко встречающийся самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами. Диапазон его – от соль малой октавы до фа-соль второй. Но в истории вокального искусства были и иные голоса с большим диапазоном. Самый сочный грудной тембр этого голоса проявляется на участке соль малой – соль первой октавы. Сейчас партии, написанные для этого типа голоса, заменяются исполнением меццо-сопрано.
Самые известные арии:
Обладательницы этого типа голоса: Раиса Котова, Марта Понтрягина, Кэтлин Ферриер, Биляна Ковач (Черногория), а так же Антонова, Збруева, Мариан Андерсон.
Ваша задача в качестве домашнего задания
2. А как бы вы охарактеризовали свой тип голоса?
delvin_stil
The shadows of the past
Колоратурное меццо голос очень редкий, по тембру и тесситуре близок к сопрано, но тем не менее отличается от него большей бархатистостью, приглушенностью тембра. Эти голоса могут при желании исполнять как партии написанные для меццо, так и партии для низкого сопрано. Именно колоратурные меццо исполняют партию Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник» в оригинальной тональности, тогда как сопрано поют её выше.
Мерилин Хорн, колоратурное меццо сопрано, обладавшая бархатным тембром, звонкими почти сопрановыми низами, голос её свободно достигал самых нижних контральтовых нот. Стоит обратить внимание на то, что в отличие от обычного колоратурного меццо, у Хорн очень плотный тембр, впрочем, она ведь совершенно свободно пела и Кармен, партию написанную далеко не для колоратурного голоса.
Una voce poco fa ария Розины из оперы «Севильский Цирюльник»
Для сравнения Кармен. Кстати даже тут, где колоратуры нет, ощущается, что она владела ей, столь легки её переходы между нотами в быстрых местах.
Вообще, Хорн сложно отнести к какому-либо типу меццо, она была в этом плане феноменальна, но все-таки ближе всего она именно к колоратурным, как минимум потому что она могла так петь.
Чечилия Бартоли. Вот с этим голосом не возникает никаких вопросов, это именно колоратурное меццо с шикарной техникой. Бархатистость тембра тут сочетается с потрясающей подвижностью голоса, у Хорн, к примеру, такой подвижности не было.
Сегидилья Кармен. На мой вкус Бартоли уже не очень справляется с этим произведением.
Джойс Дидонато. Обладает самым легким голосом среди упомянутых тут певиц. Часто звучит почти как сопрано. Одна из лучших Розин на мой вкус.
Una voce poco fa. Стоит обратить внимание на звучание последней верхней ноты. Также её отличает прекрасная артистичность.
Кармен она не поет даже на концертах, во всяком случае мне об этом ничего не известно.
Ombra mai fu Гендель. Стоит обратить внимание на прекрасную кантилену и владение динамикой голоса.
Что лучше сопрано или меццо сопрано
Что такое меццо-сопрано и чем же оно так отличается от других? Тембр голоса, который можно отнести к меццо-сопрано, довольно редко встречается в природе женских голосов по отношению к тому же сопрано. Для меццо-сопрано характерно глубокое, сочное бархатистое звучание. Рабочий диапазон такого голоса – от ля малой до ля второй. В этой тесситуре тембр становится мягким, насыщенным, объёмным. Но обозначенные рамки диапазона не говорят о том, что певица не может исполнить ноты выше или ниже, конечно может, но за пределами этих регистров тембр меццо-сопрано теряет своё характерное звучание, становится тусклым, резким и бесцветным, в отличие от сопрано, которое в данной тесситуре только начинает раскрываться. Но, справедливости ради, надо сказать, что существует много исполнительниц – обладательниц меццо-сопрано, которых приписывают к сопрано за недостаточность густого тембрального окраса, который является визитной карточкой этого тембра. И зачастую таким певицам приходится уходить в эстраду или джаз, чтобы петь в удобной для себя тесситуре, что никак не умоляет их таланта и возможностей, а часто даже раскрывает их потенциал, ведь не каждый певец или певица рождены для оперы, да и не всякий истинный меломан и любитель музыки предпочтёт оперу другим жанрам, тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но вернёмся к нашему меццо.
Как же нам отличить и выявить именно меццо-сопрано? Вот несколько признаков истинного меццо-сопрано:
Таким образом при небольших различиях в диапазоне меццо-сопрано и сопрано важно понимать, что меццо-сопрано отличает насыщенность, густота и бархотность звучания. Иногда в опере некоторые партии сопрано отдают меццо-сопрано, чтобы придать героине глубину и драматичность.
Тембр меццо-сопрано являет собой совокупность черт как сопрано так и контральто. Это также выявляет его уникальность. Певицы с таким голосом способны исполнять свои партии, придавая им бархатистость контральто в нижних регистрах и звонкое наполненное звучание сопрано в верхних.
Такая уникальность имеет и свои сложности, и не только в определении этого тембра у певицы, но и правильной постановки такого голоса. Во-первых, тембр у девушек окрашивается примерно к 20-ти годам (а зачастую в этом возрасте музыканты уже активно выступают), а во-вторых, педагоги выделяют три регистра, а значит два переходных тона, что также вносит дополнительные тонкости в постановке голоса.
Обладательницами такого необыкновенно красивого тембра являются Елена Образцова, Надежда Обухова, Людмила Зыкина, Тамара Синявская. Из зарубежных исполнительниц можно выделить Чечилию Бартоли, Джойс ДиДонато и ещё много прекрасных певиц.
музыка Mezzo-soprano
Cecilia Bartoli
Чечилия (или Сесилия) Бартоли (итал. Cecilia Bartoli, род. 4 июня 1966 года, Рим) — выдающаяся итальянская оперная певица (колоратурное…
Elīna Garanča
Элина Гаранча – меццо-сопрано восходящая звезда оперного искусства, которая выступает на самых знаменитых оперных сценах с ведущими…
Lorraine Hunt Lieberson
Лоррейн Хант Либерсон (англ. Lorraine Hunt Lieberson, 1 марта 1954, Сан-Франциско – 3 июля 2006, Санта-Фе) – американская певица…
Elīna Garanča
Элина Гаранча – меццо-сопрано восходящая звезда оперного искусства, которая выступает на самых знаменитых оперных сценах с ведущими…
Katherine Jenkins
180 576 слушателей
Magdalena Kožená
Магдалена Кожена (чеш. Magdalena Kožená; род. 26 мая 1973, Брно) — чешская певица (меццо-сопрано).
Родилась в семье учёных (отец — математик,…
Joyce DiDonato
Вики-статьи пока нет.
Janet Baker
Вики-статьи пока нет.
Marilyn Horne
Американская оперная певица, меццо-сопрано, Мэрилин Хорн родилась 16 января 1934 году, в Брэдфорде, штат Пенсильвания. Творчество Мэрилин…
Christa Ludwig
Криста Людвиг (нем. Christa Ludwig; род. 16 марта 1928, Берлин) — немецкая оперная певица (меццо-сопрано). Прославилась прежде всего как…
Anne Sofie von Otter
Анна Софи фон Оттер (швед. Anne Sofie von Otter; р. 9 мая 1955, Стокгольм) — шведская певица (меццо-сопрано).
Родилась в семье дипломата,…
Jennifer Larmore
Вики-статьи пока нет.
Luca Turilli’s Dreamquest
Лука Тури́лли (итал. Luca Turilli; родился 5 марта 1972 года в Триесте, Италия) — итальянский гитарист, клавишник и композитор. Основатель…
Vesselina Kasarova
Вики-статьи пока нет.
Denyce Graves
Вики-статьи пока нет.
Agnes Baltsa
Вики-статьи пока нет.
Teresa Berganza
ТЕРЕСА БЕРГАНСА родилась 16 марта 1935 года.
Тереса Берганса училась в Мадридской консерватории и у Лолы Родригес Арагон.
Дебют Тересы…
Susan Graham
Вики-статьи пока нет.
Bernarda Fink
Вики-статьи пока нет.
Brigitte Fassbaender
Вики-статьи пока нет.
Simone Simons
Симоне Симонс (нидерл. Simone Simons; родилась 17 января 1985 года) — голландская певица, являющаяся ведущей вокалисткой в готической…