Что лучше стендап или квн
Шоу «Игра» на ТНТ — что известно о «новом КВН» со стендап-комиками?
17 сентября 2021 г.
Объявлена дата премьеры шоу «Игра» на ТНТ — 26 сентября. Ведущим будет Евгений Чебатков, члены жюри — Гарик Харламов, Нурлан Сабуров, Юлия Ахмедова и Гарик Мартиросян. Команды конкурируют за крупнейший денежный приз в истории российского телевидения — 30 миллионов рублей.
В распространенных каналом пресс-релизах раскрывается структура шоу в целом и первого сезона в частности. Всего в сезоне сыграют 12 команд в формате чемпионского турнира. Команды будут разделены на поколения — «старики» и «молодые». В финале выступят четыре команды без разделения.
Судя по описанию к опубликованному ТНТ ролику, канал позиционирует шоу как турнир комиков, собранных с разных площадок. При этом они будут соревноваться между собой по правилам и в формате, приближенным к КВН.
Скоро тебя ждет самое масштабное комедийное шоу в истории ТНТ! Это историческое событие для мира юмора, которое объединит комиков двух десятилетий и всех площадок — от стендап-клубов до телепрограмм и YouTube-проектов. Все главные звезды комедии примут участие в „Игре“, чтобы сделать до неприличия смешное шоу
— говорится в описании.
В 13-минутном ролике под названием «Эксклюзив до эфира», показали полное выступление одного из коллективов — «Наша команда». На сцене появляется Иван Абрамов, играет на синтезаторе и поет пародийную песню про членов жюри, в котором сидят Гарик Харламов, Нурлан Сабуров, Юлия Ахмедова и Гарик Мартиросян. После этого он представляет состав «Нашей команды», в которую кроме него входят Расул Чабдаров, Филипп Воронин и Алексей Щербаков.
Комики много шутят над собой, обыгрывая, например, скандал с высказываниями Ивана Абрамова о своей жене.
После этого Иван Абрамов (прославился еще в КВН) и Алексей Щербаков (никогда в него не играл и признавался, что не любит) разыгрывают конфликт. В нем — главное противоречие между современной комедией и устаревающим проектом Первого канала. Многие комики уверены: юмор — не соревнование, его не нужно судить.
— Леш, это проект «Игра», люди тут соревнуются в юморе.
— Зачем?
— Чтобы понять, кто смешнее из них.
— Так и так же понятно: над кем смеются сильнее — тот и смешнее.
— Но здесь это решают члены жюри.
— А зал нахрена тогда?
— Чтобы по их реакции жюри поняли, кто смешнее.
— А без их реакции — жюри дебилы, не поймут?
— Мне кажется, Лех, не стоит жюри называть дебилами.
— Почему?
— Потому что люди, поверь мне, любят обижаться.
— Как они поймут, что им надо обидеться, если им реакция зала на подскажет?
И все же победителей в «Игре» будет выбирать именно жюри. Оценок, как в КВН, не будет, но каждый судья будет отдавать свой голос одной из команд в конце конкурса.
Если бы в шоу был тотализатор, в котором нельзя ставить на себя, то поставил бы на „Лену Куку“, потому что они — мои друзья. Самое экстремальное для меня в „Игре“ — выступать в „Нашей Команде“
— прокомментировал свое участие в шоу сайту ТНТ Алексей Щербаков.
В «Игре» примут участие 85 комиков из 12 команд. Среди участников — Рустам Рептилоид, Тамби Масаев, Дмитрий Кожома, Айдар Гараев, Иван Абрамов, Илья Макаров, Варвара Щербакова, Эмир Кашоков, Денис Дорохов, Азамат Мусагалиев.
Stand-up-комики о том, как создают монологи для выступлений
Галым Калиакбаров, 33 года, город — Нур-Султан, Stand-up-комик, @galymkaliakbarov
О начале пути
Как создавать материал
Самое главное — записывать любую мысль из жизни. Даже если это очень смешная шутка, и вам кажется, что вы ее никогда не забудете — это не так. Лучше сразу все записать. Когда пишешь целенаправленно шутки, то, скорее всего, получится литературный текст. На выступления лучше выходить с подготовленными тезисами и записывать все на видео или диктофон.
Темы для своих монологов я обычно беру из жизни, например, когда просто иду в супермаркет, могу увидеть что-то интересное или странное. Из этого может записаться одна шутка или даже целое выступление. Людям нравится комедия наблюдений, потому что они узнают себя, сталкиваются с разными ситуациями в повседневной жизни.
Stand-up-комик должен быть честным. Когда на сцене говоришь, что действительно беспокоит, то люди чувствуют и лучше проникаются этим. Они видят, что у человека есть определенная позиция. Stand-up хорош тем, что здесь комик не обманет зрителя, и зритель не обманет комика. Все честно.
Можно развить чувство юмора, существуют определенные книги, но зачастую это такой навык, который нужно развивать постоянно. Если перестать выступать и шутить, то, как в спорте, мышцы начинают ослабевать.
Всем кажется, что заниматься Stand-up легко, но здесь нужно быть готовым к тому, что это большой путь. Практически у каждого комика есть хотя бы одно провальное выступление, но обычно их сотни. И каждый раз хочется бросить заниматься этим делом. Но потом все равно возвращаешься. Важно быть готовым к тому, что это стресс.
Всем кажется, что заниматься Stand-up легко, но здесь нужно быть готовым к тому, что это большой путь
В других видах сценических выступлений есть музыка и необязательно стоять одному. В Stand-Up есть только комик и микрофон. Особенно сложно, когда выступаешь долго, например, час.
Stand-up — это единственный вид сценического выступления, где есть хеклеры — люди, которые могут выкрикивать и мешать. Нужно уметь им отвечать, это отдельный навык.
Кто вдохновляет
Из комиков меня вдохновляет Луи Си Кей. Я расписывал его концерты, записывал, смотрел структуру его выступлений. В основном вдохновляют комики, которые прошли какой-то путь. Например, Билл Берр, у которого долгое время были несмешные выступления, но он продолжал выступать и сейчас это один из топовых комиков в мире.
Я люблю Stand-up за энергию. Когда ты говоришь шутку и люди смеются, происходит какая-то магия и неописуемое состояние эйфории.
Медет Калибеков, 31 год, город — Алматы, Stand-up-комик, @kalibekov_medet
О начале пути
Как создавать материал
Сначала я собираю заходы — начало шуток. Считаю, что хорошая шутка зависит от того, настолько хорош заход. Поэтому к этой части шутки я отношусь внимательно и серьезно. Когда я собрал достаточное количество заходов у себя в телефоне, в заметках, я сажусь писать шутки. В целом каждая шутка для меня как задачка в математике.
По времени, чтобы написать пять минут смешного материала, у меня уходит две недели времени. Темы я не выбираю, а, скорее всего, темы выбирают меня. Шучу о том, что происходит со мной.
Темы я не выбираю, а, скорее всего, темы выбирают меня
В Stand-up вы должны быть готовы ко всему. Чем выше у вас интеллект, тем вы лучше шутите и импровизируете. Трудностей много, и этим Stand-up хорош.
Научиться шутить легко. По сути, все мы умеем это делать, просто надо чуть-чуть понять суть шутки и стендапа. Если вы достаточно мотивированы, у вас все должно получиться.
Кто вдохновляет
Я следил за творчеством Константина Пушкина, который выступал в тогда еще никому неизвестном жанре Stand-up на шоу «Смех без правил» на ТНТ. Я разбирал его шутки, хотел понять, как он заставляет все это работать. Хочу быть таким же крутым, как он.
Нурсултан Айдаров, 24 года, город — Бишкек, Stand-up-комик, сценарист, @nursultanvtoroi
О начале пути
Мой друг по КВН пригласил меня в качестве зрителя на «Открытый микрофон». Я понял, что это Stand-up, где мог выступить любой желающий, через неделю я тоже выступил.
Философия Stand-up мне понравилась больше, чем КВН
Как создавать материал
Процесс создания материала начинается с записи в заметках. Это может быть любая мысль или наблюдение, которое кажется смешным. Затем это можно обсудить с другом-комиком, который еще подаст идей сверху. После идешь в бар и выступаешь, записывая на диктофон. Затем все это слушаешь, где смеялись, где нет. И так, пока тебя самого не удовлетворит.
Мы, в Salem Stand Up, проверяем монолог по полтора месяца, потом снимаем на YouTube, то есть на один 8-минутный монолог уходит один-два месяца. В США на часовой концерт у комиков уходит по два-три года работы. В Москве выступают по несколько раз в день. Мы в Центральной Азии выступаем два, три раза в неделю, так как у нас пока не развита эта индустрия.
Темы для монологов я выбираю из жизни, если мне есть, что по тому или иному поводу сказать. Если боюсь что-то говорить, например, про религию или политику, то не говорю.
Чтобы научиться шутить, нужно читать книги, иметь нестандартную точку зрения и бороться с несправедливостью, хотя бы делать вид, что с ней борешься.
По моему мнению, комик должен быть смелым, злым, добрым, образованным, и самое главное — честным с самим с собой и со своей аудиторией.
В Stand-up важно быть готовым к неудачам и несмешным выступлениям. Они случаются, и нужно понимать, что это часть работы над материалом. Трудности в том, что в какой-то момент вы всегда шагаете в туманное завтра, никто не гарантирует в этом деле успех. Еще нужно быть готовым к тому, что ты будешь делать это бесплатно.
Как устроен российский стендап Статьи редакции
Редактор портала о комедии GoStandUp.ru Вячеслав Протасов отвечает на важные вопросы о российском стендапе.
Стендап-комедия («Stand-up comedy») — юмористический жанр, в котором комик выступает перед живой аудиторией с монологом собственного сочинения. Это могут быть короткие шутки, истории из жизни комика или его наблюдения. Зачастую комик говорит о личных переживаниях и пережитом опыте.
Это типичное для российского стендапа определение. В то же время на сцене может находиться не один комик, монолог может быть пародийным или музыкальным, а его автор — пребывать в образе. На самом деле жанр не имеет чётких границ, и в него легко вписывается стиль выступлений большинства юмористов на российском ТВ.
Кто и когда в России первым стал называть себя стендап-комиком, мы точно не знаем. Это не важно, ведь жанр, существующий на Западе десятки лет, мог перенести на российскую сцену кто угодно. Массовый интерес к новой комедии появился уже в эпоху интернета.
В 2009 году по соцсетям разошелся стендап Эдди Мёрфи под названием «Raw» в русскоязычной озвучке Владимира Завгороднего. Выступление 1987 jn года — второй и последний записанный на видео большой концерт, после которого комик ушел делать карьеру в кино. Переводчик нашел «Raw» случайно, изучая статью на «Википедии», в которой перечислялись фильмы с самым большим содержанием слова «fuck». Он так громко смеялся, что жена попросила перевести ей шутки.
После этого он сделал и опубликовал полную озвучку концерта. Завгородний идеально подстроился под скорость речи Эдди Мёрфи и его интонации, но самое главное — органично переложил на великий и могучий все 223 «fuck».
Примерно в это же время появились переводы концертов Джорджа Карлина — злобного дедушки американского стендапа, которого в США считают одним из лучших комиков всех времён. Карлин умер в 2008 году, а многие из переведённых концертов вышли ещё в 1990-х. Но его шутки, как и шутки Эдди Мёрфи, за это время не утратили актуальность.
Благодаря бурно развивавшимся соцсетям стендап получил вирусное распространение: короткие шутки расходились на цитаты и публиковались с картинками, а длинные биты (тематический блок в монологе — примечание TJ) вырезали из концертов и публиковали в видеозаписях и на YouTube.
Западные стендап-комики рвали шаблоны: человек на сцене — не обязательно клоун, а уморительные шутки могут быть построены на логике, метких наблюдениях и собственном опыте. В стендап-комедии мы увидели то, чего не давало ни одно российское юмористическое телешоу — индивидуальность артиста. На сцене стоит один человек и отвечает за всё, что происходит.
Концерты западных комиков стали переводить регулярно. Появились и быстро выросли паблики во «ВКонтакте» — AllStandUp и Rumble. В какой-то момент количество переведённых за год концертов перевалило за сотню. В итоге на русском языке есть выступления всех более-менее известных англоязычных стендап-комиков. С субтитрами или закадровым голосом можно найти любой концерт Джорджа Карлина и Луи Си Кея, а некоторые озвучены несколько раз.
В 2013-м появилось телевизионное шоу на ТНТ, где комики с пафосом и задором раннего «Камеди клаба» представили новый жанр. В России про стендап узнали широкие массы. Если отбросить сравнения с американской сценой, получилось одно из самых качественных и успешных юмористических шоу в нашей стране.
Stand-up комедия — возможно, самый доступный вид искусства. На сцену со своей историей может подняться даже новичок. Не нужны никакие условности и допущения. Вместо «Представьте себе случай в семье. », или монолога с бумажкой можно просто начать говорить. Без миниатюр, танцев и коллективного творчества, обращаясь напрямую к зрителю в зале.
За десятки лет развития стендап на Западе стал плодородной почвой для всей комедийной культуры. Почти все, кто смешит американского зрителя в кино и на ТВ — начинали с микрофоном на сцене. Мы знаем Эдди Мёрфи как актёра, но он был более успешным как стендап-комик. Робину Уильямсу и Джиму Керри в кино повезло больше, но в начале пути они разрывали залы своими монологами и кривляниями.
Комедия — такое же ремесло, как и все остальные. Ей нужно учиться и постоянно практиковаться.
На Западе стендап-комики десятки лет пишут шутки и выступают на сцене почти каждый вечер, прокачиваясь в актерском и сценарном мастерстве. Только после локального успеха на городских сценах они попадают в телевизор, заключают контракты с Netflix, становятся авторами ситкомов и шоу. Посмотрите выступления лучших западных комиков, любой их монолог — готовый сценарий для уморительного скетча. Они создают комедийный контент для всего мира — фильмы, сериалы, шоу. В своих выступлениях поднимают важные социальные вопросы, влияют на политику и мысли людей.
Витрина и одновременно единственное успешное стендап-шоу на российском телевидении — StandUp на канале ТНТ. Качественная калька западной комедии на наш лад. Другие каналы тоже пытались запустить свои шоу, но «Ленинградский Stand-up клуб» (СТС) и «Стендап от Paramount Comedy» не закрепились в телевизионной сетке надолго. ТНТ умеет делать долгоиграющие комедийные шоу, плюс они завербовали почти всех лучших на момент создания программы комиков.
Интернет. Начать знакомство можно с западных комиков. Паблики во «ВКонтакте» AllStandUp и Rumble делают переводы почти в промышленных масштабах. Из качественной российской альтернативы стендапу на ТНТ можно посоветовать два сезона «Стендапа от Paramount Comedy» — новых выпусков, скорее всего, уже не будет, но всё уже вышедшие есть в интернете.
Живая комедия. На Западе стендап — это прежде всего живой формат. Телезвездами становятся немногие, но комиков в одних только Штатах десятки тысяч. Они делают комедию в комедийных клубах и обычных барах по всей стране, зарабатывая шутками на жизнь. В России всё развивается примерно по тому же сценарию, но пока в более скромных масштабах: на пару десятков телевизионных комиков приходится около тысячи неизвестных широкой публике.
Если вы хотите увидеть настоящую стендап-комедию, то лучше всего пойти на живое выступление. Найти стендап в своем городе можно через паблики в соцсетях или в афише на GoStandUp.ru.
Да. И они могут стать для вас открытием. Нурлан Сабуров, прежде чем попасть на ТНТ, выступал в Екатеринбурге, Слава Комиссаренко мочил комедию в Минске, а Стас Старовойтов устраивал самые первые стендап-концерты в родном Томске. Возможно, прямо сейчас где-то в вашем городе выступает будущая звезда комедии.
Пока в России всего два настоящих полноценных клуба, где все посвящено стендап-комедии. Оба находятся в Москве. Совсем недавно открылся StandUp Store Moscow — ещё одно детище Руслана Белого и компании. Здесь выступают в основном комики из StandUp шоу и участники «Открытого микрофона» на ТНТ.
Другое место силы — Stand-up club #1 на Новом Арбате, который работает уже почти три года. Здесь много комиков, которые так или иначе были связаны с ТНТ, но в итоге решили идти своим путём. Комики развивают альтернативное телевидение — на YouTube.
В нашем стендапе пока нет настоящих звёзд. Пожалуй, единственный, кого без труда узнает любой россиянин — Павел Воля. Паша мог бы стать голосом своей огромной аудитории — вспомнить дерзкую молодость и делать злую и актуальную комедию о том, что творится вокруг.
Проблема в том, что ни ему, ни зрителям, которым нравится юмор ТНТ, такие сложности не нужны. Шутки Воли поверхностны и шаблонны, он достойный продолжатель российского эстрадного юмора, называющий свои концерты стендапом.
Комики из StandUp шоу пока не дотягивают до всенародной узнаваемости. Полными залами в регионах они обязаны в первую очередь всё той же аудитории ТНТ, а не популярности жанра или влиятельности кого-то из резидентов программы в отдельности. Их фактически нет в интернете — смотреть стендап на Rutube всё равно, что подключать видик к современной плазме. Да и туда они выкладывают только то, что было в эфире.
Есть и те, кто собирает полные залы без телеэфиров — YouTube-блогеры. Для них стендап — форма коммуникации с подписчиками и возможность хорошо заработать. В разное время со стендапом выступали BadComedian, Юрий Хованский, Дмитрий Ларин, Мэддисон. Пожалуй, единственный из них, кого без натяжки можно назвать профессиональным стендапером — Данила Поперечный. Он записал уже три сольника, постоянно выступает и ездит с концертами, побывал в «Вечернем Урганте» и «вДуде». Но пока его слава больше не о стендап-комедии, а о том, что он говорит на своем канале.
У стендапа в России с каждым годом всё больше поклонников. В стендап-комедию переходят те, кто ещё недавно играл в КВН или показывал миниатюры. Телевидение не успевает реагировать так быстро, но, возможно, это и не нужно — западные комики уже мигрировали с кабельных каналов на стриминговые сервисы. Их российским коллегам Netflix только снится, и они бесплатно выкладывают свои выступления на YouTube.
Настоящая комедия живёт и развивается на городских сценах. Её зрителю не так важно, кто именно шутит, гораздо важнее — как и о чем. Уже сейчас почти в каждом большом городе можно послушать местных стендап-комиков. Пока что они кочуют между чужими площадками и почти не зарабатывают, но всё намного лучше, чем пару лет назад. В Москве уже появились первые коммерчески успешные стендап-клубы, а значит будут и в других городах.
Российский юмор перестраивается с коллективного творчества на индивидуальное. Но должно пройти много лет, прежде чем российские стендаперы дорастут до западных коллег.
Что лучше стендап или квн
Клуб веселых и низвергнутых: как КВН стал социальным лифтом и почему перестал им быть
Культовой юмористической передаче в 2021 году исполнилось 60 лет. Александр Масляков-сотоварищи воспитали, без малого, всю верхушку российского юмора (от основателей Comedy Club и Гарика Харламова до популярных стендап-комиков), в выпускниках также числятся большие телевизионные боссы и политики (даже один глава государства). Однако последние лет десять и преданные зрители, и сами игроки, и даже некоторые члены жюри гудят в один голос : «КВН уже не тот». Разбираемся, так ли это на самом деле и почему.
К 60-летнему юбилею легендарная телеигра пришла в странном статусе. С одной стороны, выпускники КВН теперь везде. Не только в юморе, не только на ТВ. Но и в кино — того же «Холопа» писали, продюсировали бывшие кавээнщики. В театре — Андрей Бурковский на днях вернулся в труппу МХТ имени Чехова. В музыке — там не только Александр Ревва, но и Пелагея. Даже в анимации есть свои люди — продюсер сериала «Маша и Медведь» Дмитрий Ловейко в юности играл в знаменитой новосибирской команде. кавээнщики делают карьеру и в политике — как покойный министр печати Михаил Лесин или президент Украины Владимир Зеленский.
Однако некогда главный поставщик талантов забарахлил и снизил обороты. Даже патриоты игры откровенно признают, что проблемы есть. «Последние несколько лет это смотреть нельзя. Если за весь вечер есть хотя бы одна хорошая шутка — это уже победа. А двух-трех уже не бывает». Это слова Леонида Ярмольника, некогда постоянного члена жюри. Что же произошло?
Первые игры КВН тренировали скорее находчивость, чем чувство юмора. Вот, например, конкурс «Керамика». Студенты двух университетов соревнуются, кто лучше склеит разбитый кувшин и больше расскажет об истории гончарного ремесла. Или вот конкурс домашнего декоративного искусства: кто более креативно украсит комнату с помощью красок и клея. На YouTube полностью выложен один выпуск сезона 1964 года (МАДИ против МЭИС). Там участники среди прочего блуждают по лабиринту, шагают на ходулях, танцуют венгерский народный танец. Все очень молодые и симпатичные. Ведущие в том числе: уже опытный профессионал телевидения Светлана Жильцова и студент МИИТа Александр Масляков. Это одна из первых передач КВН с его участием.
А самый первый КВН вышел в эфир в оттепельном 1961 году. Название он получил в честь марки первого советского телевизора. Авторы концепции и сценаристы — врач Альберт Аксельрод, инженер Михаил Яковлев, журналист Сергей Муратов — вышли из самодеятельности и хотели перенести свой опыт на ТВ. Перед КВН Аксельрод успел поучаствовать в создании студенческого театра-студии «Наш дом» при МГУ. Как пишет исследователь Белла Остромоухова, эта экспериментальная студия в духе авангардных идей 1920-х годов превратила театр в клуб, где зритель и артист имеют равные права. И КВН воплощал тот же идеал. На экране «все свои», все непрофессионалы, от авторов до оркестра и жюри. «Столь дружеская атмосфера в зале как бы выплескивалась через край телеэкрана и втягивала в орбиту игры телезрителей».
Зрительный зал «Телевизионного театра» (ныне Дворец на Яузе), где проходили съемки «Клуба веселых и находчивых». / Борис Кавашкин/РИА Новости
Популярность программа завоевала с первых же выпусков, хотя чему удивляться — это была единственная на телевидении игра и единственная молодежная развлекательная передача. А в скором времени она стала еще и откровенно юмористической — тоже единственной («Вокруг смеха» появилась позднее).
Уже с середины 1960-х годов шуток становится все больше, и фокус с конкурсов на эрудицию и смекалку смещается в сторону откровенной сатиры. Программа впитывает элементы капустника, СТЭМа — студенческого театра эстрадных миниатюр, творчества агитбригад (именно оттуда родом фирменная «линейка» и прием отстраненного общения: когда говорят друг с другом, но смотрят в зал). Но КВН сохраняет соревновательный, игровой компонент, который и обеспечил формату популярность и долголетие. Под влиянием программы клубы веселых и находчивых распространились по всей стране, а опубликованные сценарии игр стали готовой инструкцией и примером для подражания.
Когда в 1971 году передачу КВН закрывают за вольнодумство, движение КВН продолжает существовать и развиваться.
Команды Московского государственного педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза и Первого Московского медицинского института им.И.М.Сеченова участвуют в конкурсе «Умелые руки». Ведущая — Валентина Леонтьева. / Владимир Блиох/РИА Новости
Логично, что в эфир КВН (триумфально) вернулся в перестройку — в 1986 году. Помимо Маслякова, который к тому моменту сделал успешную телекарьеру (например, был первым ведущим «Что? Где? Когда?», вел программы «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты!», «Адреса молодых»), инициаторами возрождения игры стали Андрей Меньшиков (некогда капитан команды МИСИ) и Борис Салибов (бывший участник одесской команды). Именно он автор слов кавээновского гимна. Вернуться предложили и Светлане Жильцовой, но она отказалась. Единственным ведущим (а впоследствии и руководителем программы) стал Александр Масляков. В 1997-м он зарегистрировал компанию «АМиК» («Александр Масляков и компания») и стал производить передачу для телеканала на основании эксклюзивного контракта.
И это не единственная перемена. За 15 лет телевидение сильно изменилось. А с ним — и зритель. И КВН пришлось несколько переизобрести. Никакого духа самодеятельности — игра превратилась в красочное, динамичное шоу с постоянными (более или менее) жанрами конкурсов. И юмор стал на порядок профессиональнее и острее. Объявленная политика гласности расширила границы возможного. Шутка новосибирской команды «Партия, дай порулить!» (отсылающая к известному лозунгу «Партия — наш рулевой») превратилась в один из символов эпохи (соавтор шутки — Константин Наумочкин, продюсер сериала «Воронины»).
В 1990-е передача преумножила популярность и придала новый импульс КВН-движению во всех постсоветских странах, да и не только там. «КВН является единственным отечественным «блокбастером», который в лучшее эфирное время перекрывает по рейтингу любой американский боевик», — заявил тогда генпродюсер ОРТ (сейчас Первый канал) и постоянный член жюри Константин Эрнст. Спустя годы он же добавит: «…в философско-историческом аспекте, то девяносто процентов того, что является русским entertainment сейчас, сделано людьми, прошедшими КВН. Людьми, которые играли, писали, администрировали — в общем, варились в этом энергетически насыщенном бульоне». И будет абсолютно прав.
Самодеятельность (КВН, капустники, СТЭМ) в годы оттепели тоже стала трамплином в творческую профессию для очень многих людей: писателей (Эдуард Успенский, Александр Курляндский), драматургов (Григорий Горин), эстрадных артистов (Геннадий Хазанов, Михаил Задорнов), эстрадных авторов (Аркадий Хайт). Но в большинстве случаев тот КВН остался просто ярким фактом биографии — ученого, врача, архитектора и далее по списку профессий. Возродившись, постсоветский КВН приобрел и новый лоск, и новое призвание — стал настоящим социальным лифтом для тысяч людей из провинции, источником кадров для вечно голодных индустрий шоу-бизнеса, кино и ТВ.
Как обычно, у сказки есть теневая сторона.
В зрительном зале слева направо: дочь президента Татьяна, его супруга Наина Иосифовна, внучка Маша и Борис Николаевич Ельцин наблюдают за игрой КВН. Дмитрий Донской/РИА Новости