Что лучше свидетельство или удостоверение
Разница между свидетельством и удостоверением
Человечество использует огромное количество документов для подтверждения значимых фактов. К числу таких бумаг относятся свидетельства и удостоверения, которые зачастую путают между собой. В чём различия указанных документов и какими атрибутами они должны обладать?
Определение
Свидетельство – это документ, подтверждающий юридический факт или событие (рождение ребёнка, заключение брака, успешное окончание курсов). На нём в обязательном порядке указывается вид официальной бумаги, дата выдачи, уполномоченный орган, а также иные важные атрибуты.
Удостоверение – это документ, обладающий данными о личности владельца и о правах (обязанностях), которыми оно наделяется (управление транспортным средством, получение пенсии, льготы по инвалидности). Среди обязательных атрибутов официальной бумаги – фотография и анкетные данные (ФИО) владельца, информация об организации (государственный орган, предприятие).
Сравнение
Итак, из самого определения понятий можно уловить разницу между указанными документами. Свидетельство подтверждает совершение определённого факта (рождение человека, прослушивание курса лекций, прохождение технического осмотра). Удостоверение же подтверждает принадлежность документа владельцу. При этом свидетельство не наделяет лицо какими-либо правами и обязанностями лицо (лиц), в нём указанных. Действует оно бессрочно, так как сам факт уже произошёл.
Удостоверение наделяет только одно лицо определёнными правами и обязанностями. Срок действия документа ограничен, что указывается на документе. На удостоверение обязательно клеится фотография, которая заверяется печатью: без неё официальный документ недействителен.
Свидетельство и удостоверение о повышении квалификации
Согласно ФЗ № 273 и поясняющему его 76-ю статью приказу Минобрнауки № 499, после окончания программы повышения квалификации слушателю выдается удостоверение (не диплом – его получают те, кто прошел профпереподготовку). Но законодательство все-таки допускает свободу выбора вида документов о получении дополнительного профобразования (ДПО), в то же время устанавливая некоторые ограничения, касающиеся и удостоверений о повышении квалификации.
Удостоверение – свидетельство – сертификат
По закону программа ДПО, к которому относится и повышение квалификации, может (но не должна) завершаться итоговой аттестацией – неважно, в каком формате она пройдет, учебное заведение вправе выбирать его самостоятельно, но главное – чтобы она вообще была. Только в этом случае слушателю курсов выдадут удостоверение о повышении квалификации.
Если программа не предусматривает итоговой аттестации, то учебное заведение может выдавать какие угодно документы собственного образца – свидетельства, сертификаты, да хоть почетные грамоты или памятные дипломы участника, но никак не удостоверения о повышении квалификации. В случае если выпускник курсов не справился с итоговой аттестацией или частично освоил программу и его отчислили, он может претендовать только на справку об обучении. В ней укажут промежуток времени, в течение которого слушатель посещал занятия. Факультативно перечислят изученные модули – это по желанию образовательной организации.
Пример бланка справки об обучении на курсах повышения квалификации, рекомендуемый Минобрнауки
Официально свидетельства, сертификаты – это документы об обучении, а удостоверение – это документ об образовании и квалификации. Из этой формулировки вытекает законодательно установленная разница в юридической силе сертификатов и удостоверений:
Фактически оба типа документов – удостоверение и свидетельство – дают право заниматься соответствующей оконченной программе профессиональной деятельностью, но:
Проще говоря, статус удостоверения выше, чем значимость сертификата или свидетельства, поскольку их можно получить, окончив школу или 9 классов со справкой, а не аттестатом и отучившись на курсах подготовки рабочих или младших служащих. Работодатель вправе сам решать, достаточно ли при приеме в число сотрудников наличия у кандидата свидетельства об окончании курсов ДПО, или он хочет видеть у себя в штате специалиста с удостоверением о повышении квалификации, для получения которого обязательно наличие полноценного профессионального базового образования – среднего или высшего.
Примерные (рекомендованные, но не обязательные) образцы бланков удостоверений и их заполнения содержатся в письме Минобрнауки № АК 608/06.
Бланки
Единой формы удостоверений о повышении квалификации нет – все учебные заведения основного и дополнительного профобразования вправе разрабатывать ее по своему усмотрению: соответственно, документ может иметь какой угодно вид – жестких стандартов в отношении размера, формы и цвета нет.
По ФЗ № 273 в круг полномочий образовательных организаций входит приобретение готовых или заказ выпуска изготовленных по собственным образцам бланков документов, которые выдаются после окончания учебы. При этом закон не обязывает делать удостоверения или свидетельства о повышении квалификации исключительно защищенными от подделок.
Тем не менее федеральные и региональные органы власти имеют право требовать от подведомственных или находящихся на территории субъектов РФ образовательных организаций соблюдения определенных стандартов бланков удостоверений о повышении квалификации. Минобрнауки рекомендует местным органам, контролирующим ДПО, настаивать на выдаче документов, выписанных на защищенных бланках, так как благодаря этому:
Перечень предприятий, которые могут изготавливать защищенные полиграфическими способами бланки документов о ДПО, есть на сайте ФНС. Все образовательные учреждения имеют право на свое усмотрение выбрать изготовителя, которому поручить выпуск удостоверений. По эскизам заказчика типографии могут печатать стандартизованные бланки с дополнительными отличительными защитными знаками.
Заполнение
Удостоверения выписываются на русском языке, допускается использование иностранного, если это определено внутренним регламентом учебного заведения. Заполнять документ от руки не рекомендуется – предпочтительнее отпечатать на принтере, шрифт должен быть черным.
В удостоверении (свидетельстве или сертификате) о повышении квалификации указываются:
Возможно указание полученной квалификации и темы выпускной работы.
Документ подписывает должностное лицо образовательной организации (директор, его зам по учебной части и другие ответственные сотрудники) – от руки черной, синей или фиолетовой пастой, тушью или чернилами. Использовать факсимиле запрещено. Заверяются удостоверения, свидетельства или сертификаты о повышении квалификации печатью учебного заведения.
С 1 сентября 2013 года информация о выданных удостоверениях о повышении квалификации вносится в ФИС – Федеральный реестр сведений о документах об образовании. Оператор этой системы – Рособрнадзор, он рассылает учебным заведениям рекомендации о том, как и какие данные вносить в эту общегосударственную базу. По утвержденному сейчас порядку в ФИС фиксируются:
За своевременность внесения сведений в информационную систему и их достоверность несет ответственность образовательная организация.
Номер защищенного бланка удостоверения о повышении квалификации – 12-значный. Первые две цифры – это код региона, в котором находится учебное заведение; следующие две – номер лицензии предприятия-изготовителя (однозначные дополняются слева нулем); с пятого до двенадцатого символа – 8-значный учетный номер изготовителя.
В учебной организации факт выдачи удостоверений о повышении квалификации фиксируется в книге регистрации. В записи указываются:
Также Минобрнауки рекомендует регистрировать сведения о названии программы, присвоенной квалификации, сроке обучения – для того, чтобы совпадали данные, внесенные в ФИС и имеющиеся в образовательной организации.
Удостоверение о курсах повышения квалификации может быть выдано:
Доверенности и уведомления о вручении хранятся месте с ведомостью выдачи удостоверений о повышении квалификации.
Срок действия
Удостоверение о повышении квалификации действительно максимум 5 лет, но это негласное правило – ни в одном из федеральных нормативных актов, регулирующих получение дополнительного профессионального образования, таких ограничений нет. Они естественным образом вытекают из установленной законами периодичности повышения квалификации. Для большинства профессий – это как раз 5 лет.
Если специалист обязан проходить повышение квалификации каждый год (например, аудитор) или каждые три года (как педагоги), то его документ о предыдущем дополнительном профобразовании фактически будет иметь силу соответственно 1 или 3 года. Поэтому срок действия удостоверения о повышении квалификации не указывается в документе, а определяется отраслевыми нормативами.
При желании специалист может по собственной инициативе проходить программы повышения квалификации ежегодно, даже если профстандартом или ведомственными приказами установлена другая периодичность, к примеру, раз в пять лет. В этом случае он получит по итогам каждого курса новый документ, но старый у него не отберут, и он останется действительным. Удостоверение, свидетельство или сертификат о повышении квалификации – персональные, именные документы, распоряжаться которыми могут только их обладатели.
Как отличить учебный центр от шарашкиной конторы
И получить не только корочку, но и знания
Некоторые образовательные организации ничему не учат, а просто торгуют удостоверениями и дипломами.
Если вы приходите в учебный центр за знаниями, вас может ждать неприятный сюрприз. Я пять лет проработал методистом в сфере дополнительного профессионального образования и знаю, как компании имитируют обучение и продают корочки.
В этой статье я расскажу, как отличить нормальный учебный центр от фиктивного.
Почему некоторые учебные центры ничему не учат
Любая организация сталкивается с государственными требованиями к образованию сотрудников.
Например, все руководители и специалисты при поступлении на работу должны пройти обучение по охране труда. На это Минтруд дает месяц, а потом раз в три года нужно будет обучаться повторно.
Ответственные работники на опасных производственных объектах обязаны каждые пять лет получать удостоверение о повышении квалификации по промышленной безопасности. За этим следит Ростехнадзор.
Специалисты по организации строительства обязаны проходить повышение квалификации раз в пять лет.
Допустим, небольшая фирма выигрывает тендер на выполнение каких-то работ для корпорации. А у этой корпорации есть свои требования к образованию любого специалиста, который допускается на ее объекты. Перед победителем тендера встает задача: быстро и недорого заполучить нужные документы на сотрудников, чтобы приступить к работам.
В организациях привыкли полагаться на свои системы оценки навыков и знаний, и все эти внешние требования кажутся им чем-то формальным. Тем более что контролирующие органы проверяют только сами дипломы и удостоверения, а не знания сотрудников. Так и рождается спрос на корочки. Учебные центры быстро нащупали золотую жилу: выдают бумажки для трудоустройства и прохождения проверок, а сами экономят на себестоимости обучения.
А директора этих организаций часто возмущались, что учебный центр дергает их по пустякам. Им было лень позаботиться даже о том, чтобы сотрудники заполнили итоговые тесты с готовыми ответами.
Иногда образовательный процесс в таких учебных центрах проходит незаметно для самого ученика. Работник может даже не догадываться, что он уже где-то «обучился» и получил корочку, которая успешно осела в отделе кадров.
Работу учебных центров контролирует Рособрнадзор, который и должен пресекать подобные махинации. Но плановые проверки проходят раз в три года. За это время хитрецы успевают подготовиться и нарисовать обучение во внутренней отчетности.
Недобросовестные учебные центры живут за счет корпоративных клиентов, регулярно заказывающих необходимые документы из-за текучки кадров и периодичности самого обучения. Не выйдет один раз получить нужный диплом или свидетельство и на этом успокоиться — нужно освежать знания.
Несмотря на тщательную маскировку, опознать фиктивные образовательные организации несложно. Для этого достаточно:
Опишу весь процесс пошагово.
Как выбрать лучший ИТ-курс
Как проверить учебный центр по реестрам
Проверить лицензию. Нельзя просто открыть организацию, назвать ее учебным центром и начать выдавать дипломы — сначала нужно получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Если у организации нет действующей лицензии, она не вправе оказывать образовательные услуги. Любые дипломы и удостоверения от нелегального учебного центра — просто бумажки.
Скан лицензии можно найти на сайте учебного центра. Но нужно еще и проверить, что лицензия не аннулирована, а продолжает действовать. Чтобы это сделать, надо воспользоваться специальным реестром на сайте Рособрнадзора.
Проверить аккредитацию — для обучения по охране труда. Если организация проводит обучение по охране труда, она должна получить не только лицензию на образовательную деятельность, но и аккредитацию Минтруда.
Эту аккредитацию можно проверить в реестре Минтруда.
Проверить, подключена ли организация к ФИС ФРДО. Чтобы бороться с поддельными дипломами, удостоверениями и свидетельствами, Рособрнадзор создал ФИС ФРДО — федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении».
Все образовательные организации обязаны подключиться к ФИС ФРДО и вносить в систему информацию о дипломах, удостоверениях и свидетельствах. Срок внесения для документов о дополнительном профессиональном образовании — не позднее 60 дней с даты выдачи.
Но не все образовательные организации спешат выполнять это требование. Например, в одном центре, где я работал, тянули до последнего: подключение вело к дополнительным затратам и мешало мухлевать с датами выдачи документов. Дело в том, что там за дополнительное вознаграждение делали срочные корочки, которые нужны «еще вчера» — вплоть до прошлого года. А подключение к ФИС ФРДО усложняет жизнь: оформлять документы задним числом уже труднее из-за ограничения в 60 дней.
На сайте Рособрнадзора можно проверить, подключен ли учебный центр к ФИС ФРДО. Если нет, значит, он не готов вовремя делиться с государством данными о результатах своей работы. Я рекомендую избегать подобных образовательных учреждений.
Как проверить сайт учебного центра
Рособрнадзор установил требования к содержанию и структуре сайта образовательной организации. Если учебный центр их нарушает, это говорит об общей небрежности и безответственности его сотрудников.
Если перед вами одностраничный сайт-визитка с одним лишь продающим текстом, советую поискать для обучения другую организацию. Особенно опасайтесь слоганов в духе «быстрое обучение без отрыва от производства» — часто именно так формулируют свое предложение торговцы корочками.
На сайте должен быть раздел «Сведения об образовательной организации». Этот раздел состоит из нескольких подразделов, с помощью которых можно понять, насколько реально и законно обучение.
Расскажу про самые важные подразделы.
Документы — здесь стоит взглянуть на отчеты об исполнении предписаний органов контроля. Рособрнадзор проводит проверки и выносит предписания, если что-то не так. Образовательная организация обязана на своем сайте отчитываться о выявленных нарушениях и работе над ошибками.
Если учебный центр хвалится долгой историей, но не выкладывает никаких предписаний и отчетов, то возможны три варианта:
Для примера я изучил пять докладов региональных министерств о результатах проверок образовательных организаций за 2020 год.
Статистика по плановым проверкам образовательных организаций
Количество плановых проверок | Выдано предписаний | |
---|---|---|
Свердловская область | 182 | 179 |
Тверская область | 55 | 55 |
Орловская область | 52 | 50 |
Мурманская область | 44 | 44 |
Хабаровский край | 47 | 47 |
Почти каждая проверка заканчивалась выявленными нарушениями. Это нормально: предписание можно получить за любую мелочь — например, за отсутствие нужной формулировки во внутреннем документе или неправильную структуру сайта. Обычно учебные центры быстро исправляют недочеты и отчитываются об этом.
За свою карьеру я прошел две проверки, и после обеих приходилось поднимать практически с нуля всю нормативную базу, обновлять локальные акты, срочно наращивать методический материал. Подобные проверки держат учебные центры в тонусе.
Поэтому отчеты об обнаруженных и устраненных нарушениях будут хорошим признаком: организация работает и заботится о прозрачности своей деятельности.
Подраздел «Образование» раскрывает информацию об образовательных программах. Учебный центр обязан подробно описывать ход обучения и все темы, по которым проводятся занятия. Для этого он выкладывает на своем сайте файлы с учебными планами и методическими материалами.
Если этого подраздела нет или он пустой, то вам предлагают кота в мешке. Учебные центры неохотно публикуют свои программы по двум причинам:
Мне приходилось заимствовать чужие программы, когда я создавал новые курсы.
Преподавателя с нужным профилем у нас не было, а нанимать его не хотели, вот я и выкручивался: занимался банальным рерайтингом. Обычно такие программы никто не читал — это были срочные заказы от организаций, которым требовались только конкретные корочки.
Также в подразделе «Образование» должен храниться скан лицензии на осуществление образовательной деятельности. Но некоторые учебные центры почему-то выставляют лицензию на главной странице или в других подразделах — в «Документах» либо «Основных сведениях».
Подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав». Обязательно проверьте информацию о преподавателях, их образовании, квалификации и стаже работы. Если такого раздела нет или он пустует, вероятно, обучение пройдет в формате самоподготовки со сдачей единственного итогового теста.
В шарашкиных конторах обычно маленький преподавательский состав, хотя заявленных курсов может быть очень много. Руководству учебных центров невыгодно искать преподавателя под каждую учебную программу. Поэтому мне как методисту иногда приходилось читать лекции по темам, в которых я не разбирался. Материал я брал в интернете: рефераты, книги, случайные статьи. Повезло, что никто не задавал мне вопросов, — ученики тоже сидели для галочки.
Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса». Чтобы выдавать корочки, не нужны учебные аудитории, бумажные и электронные пособия, компьютерные программы, тренажеры. Достаточно принтера и бумаги.
А вот чтобы давать полноценные знания, все это необходимо. В идеале подраздел о материально-техническом обеспечении должен включать инвентаризационную опись всего, что есть в учебном центре, от компьютеров до стульев. Чем подробнее, тем лучше.
Подраздел «Платные образовательные услуги» должен содержать образец договора. В нем прописывают сроки освоения программы, форму обучения, вид выдаваемого документа и условия расторжения.
Если в договоре не указаны конкретные сроки, конечная стоимость услуг и вид выдаваемого документа, то учебный центр может попытаться вытянуть из вас побольше денег. Например, попросить заплатить за изготовление корочки, учебные материалы или подключение к системе тестирования в интернете.
Сначала читать, потом подписывать
В этом же подразделе нужно проверить утвержденные цены на каждую программу обучения. Недобросовестные центры не публикуют свои прейскуранты, чтобы устанавливать разные цены с выгодой для себя. Обычно они завышают стоимость для случайных физлиц, чтобы отсечь их, и делают скидки для организаций, которые закупаются оптом.
О чем спросить сотрудников учебного центра
Позвоните в учебный центр и еще раз уточните информацию, которую нашли на сайте. Бывает, что сайт наполнен всеми необходимыми данными и выглядит убедительно. Но при разговоре с менеджером оказывается, что нужных преподавателей сейчас нет, а учебный полигон на ремонте.
Попросите описать порядок обучения. Задайте вопрос: «Как будут проходить занятия?» Центр с фиктивным обучением предложит вам самостоятельно читать лекции, а в конце сдать итоговый тест в электронном виде.
К подобному дистанционному обучению формально не придраться. Поэтому оно популярно у работодателей, которым важно быстро и дешево получить необходимые корочки для сотрудников. Но учтите: по сути это самообучение, а качество материала может оказаться низким.
Если не нашли на сайте программу обучения, спросите, как с ней ознакомиться. Это не закрытая информация и не коммерческая тайна. Если сотрудники центра отказываются показать программу, то либо ее не существует, либо они боятся, что вы потребуете следовать ей в обучении.
Узнайте, будут ли живые лекции и семинары. Платить преподавателю всегда накладно, поэтому учебные центры стараются как можно больше курсов перевести на дистанционку. В результате обучение превращается в самоподготовку с маленькой себестоимостью.
Узнайте о материальном обеспечении учебного процесса. Хороший учебный центр готов предоставить аудиторию и учебный материал. Если речь идет об обучении рабочей профессии, то нужно спросить о практических занятиях: есть ли станки, тренажеры, специальное оборудование.
Спросите, заключается ли договор об оказании платных образовательных услуг. Отсутствие договора — явный признак шарашки. К тому же без договора вы не сможете получить налоговый вычет за обучение.
Уточните, защищены ли бланки дипломов и свидетельств от подделки. Защищенный бланк и подключенность учебного центра к ФИС ФРДО — гарантия того, что учащийся, его работодатель и государство смогут убедиться в подлинности документа.
У Минобрнауки есть методические рекомендации по разработке удостоверений о повышении квалификации и дипломов о профессиональной переподготовке. Например, ведомство советует выпускать документы на специальных бланках с защитой от подделки. Каждый бланк обладает уникальным номером, что позволяет легко убедиться в подлинности документа.
Не все учебные центры прислушиваются к рекомендациям Минобрнауки — они необязательны для применения. Дело в том, что защищенные бланки усложняют процесс подготовки документа и повышают себестоимость обучения.
Защищенный бланк не гарантирует качество обучения. Он лишь показывает, насколько организация заботится о своем бренде: стремится ли оградить его от возможных подделок.
Основные документы, удостоверяющие личность: возможные планы по систематизации и единому регулированию
4zeva / Depositphotos.com |
В Госдуму внесен проект федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность». Документ разработан депутатом нижней палаты парламента Сергеем Ивановым в целях определения правового статуса основных документов, удостоверяющих личность, и систематизации установленных различными нормативно-правовыми актами документов, удостоверяющих личность россиян в стране и за ее пределами, а также иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Законопроект 1 закрепляет правовые основы документов, удостоверяющих личность, устанавливает требования к их оформлению, а также регулирует деятельность по изготовлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению таких документов.
Остановимся на ключевых моментах инициативы.
Четкая терминология
В ст. 1 проектируемого закона планируется закрепить понятие «документ, удостоверяющий личность». Под таковым будет пониматься материальный объект установленного образца с зафиксированной на нем информацией о персональных данных физического лица, позволяющей установить личность и правовой статус его владельца. Одновременно разъясняется, какие документы будут считаться основными (они выделены в законопроекте из общего перечня документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России или за ее пределами и документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина и лица без гражданства на территории нашей страны). Также терминологический аппарат предусматривает расшифровку понятия «уполномоченные государственные органы» (к ним отнесены органы внутренних дел, органы юстиции, орган в области внешнеполитической деятельности, орган в области транспорта и коммуникаций, осуществляющие в пределах своей компетенции оформление, выдачу, замену, изъятие и уничтожение документов, удостоверяющих личность).
Принципы правового регулирования в сфере документов, удостоверяющих личность
Требования к оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению документов, удостоверяющих личность, планируется привязать к принципам:
Перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ
В проекте сформирован перечень из девяти основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. В их числе:
Оговорено, что иные предусмотренные законодательством документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, не являются основными. Хотя в некоторых случаях, прямо прописанных в федеральных законах, к удостоверяющим личность документам могут быть отнесены также водительское удостоверение, военный билет, справка об освобождении из мест лишения свободы и актовая запись о рождении.
Причем возможность совершения гражданско-правовых сделок гражданами РФ связывается с наличием любого из трех документов – удостоверения личности гражданина РФ, паспорта гражданина РФ и свидетельства о рождении, а для иностранцев и лиц без гражданства – только одного (вида на жительство).
Требования к основным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ
Проект закона содержит требования, касающиеся не только оформления основных документов, удостоверяющих личность (на русском языке в виде документа на бумажном или пластиковом носителе), но и содержащихся в них данных. Речь идет о минимальном наборе сведений – таких, как: имя полностью (Ф. И. О. и другие части имени при наличии); дата и место рождения; пол; национальная принадлежность (по желанию гражданина); гражданство; фотография; наименование органа, выдавшего документ; номер и серия документа при наличии; дата выдачи документа и дата истечения срока действия документа, если такой установлен; подпись гражданина; иные сведения в случаях, предусмотренных законодательством.
Некоторые новеллы законопроекта
Главной новеллой можно признать введение нового вида документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, – удостоверения личности гражданина РФ. Речь идет о документе (исключительно на пластиковом носителе), удостоверяющем личность и подтверждающем гражданство РФ. По замыслу парламентария, удостоверение личности россияне будут получать с 14-летнего возраста сроком на 10 лет. Причем граждане РФ, выезжающие на постоянное место жительство за пределы страны, должны будут сдать удостоверения личности в органы внутренних дел. Иные особенности использования удостоверения личности на пластиковом носителе должно будет установить Правительство РФ (например, пока в законопроекте не уточняется, нужно ли будет получать такое удостоверение на пластиковом носителе гражданам старше указанного возраста).
Согласно законопроекту в паспортах граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов, может появиться новая отметка – об обязанности платить алименты.
Особенности выдачи и ограничения на использование основных документов, удостоверяющих личность
Наконец, вводится ряд запретов – например, на принятие в залог документов, удостоверяющих личность, а также на идентификацию физического лица по копиям таких документов.
Отметим, намерение урегулировать статус основных документов, удостоверяющих личность, отдельным федеральным законом было высказано еще при принятии Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232. Так, преамбула документа гласит: «В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, постановляю». Таким законом может стать рассматриваемый законопроект в случае его одобрения Госдумой, Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Если это произойдет, то новые нормы начнут действовать со дня их официального опубликования, за исключением положений об удостоверении личности – их планируется применять начиная с 1 января 2021 года (после утверждения Правительством РФ формы, порядка оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения такого документа).
1 С текстом законопроекта № 845287-7 «Об основных документах, удостоверяющих личность» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.