Что лучше tix или оплати
БрестСИТИ. Новости
ТОП за неделю
Что происходит в Бресте
Рубрики новостей
Транспорт Бреста
Выберите район
Еще один способ оплаты проезда появился в Бресте — «Оплати»
Приложение на смартфоне, сканирование QR-кода в транспорте. Стоп! Так в Бресте же есть TIX, зачем еще одно? Давайте разбираться.
С момента появления в нашем городе возможности оплатить проезд в общественном транспорте электронным способом прошло уже более двух лет (TIX появился в феврале 2018-го). За это время количество пассажиров, приобретающих электронные талоны заметно прибавилось, однако в общей доле реализованных билетов их количество невелико. В Бресте только 3% пассажиров используют электронную оплату проезда.
Проблема в приложении или нежелании горожан пользоваться новой системой оплаты? Однозначно сказать сложно
Кстати, что касается TIX — то приложение продолжает работать, никто отключать его не собирается.
Что представляет собой «Оплати»
Сегодня в Бресте презентовали мобильный платежный сервис Оплати™. Журналистам сразу на входе предлагали его протестировать, установив на своем смартфоне. Для активации необходимо ввести индивидуальный номер из паспорта. Зачем, спросите вы, вводить свои персональные данные, если вы просто хотите оплатить за проезд?
На самом деле приложение «Оплати» — это гораздо больше, чем просто сервис для оплаты проезда. По сути это электронный кошелек, с помощью которого вы можете совершать еще массу других платежей и покупок. Например, доступны платежи ЕРИП. Есть карта с обозначенными «точками», где принимают оплату по QR (по Бресту нам выдало 5 мест на данный момент). Кроме этого, можно совершать платежи между кошельками (перевести напр. деньги родственнику). Понятно, что подобные банковские операции должны быть идентифицированы.
Вот как выглядит на Андроиде установленная программа (нам даже зачислили 1 руб, из которого 60 копеек мы потратили на тестовый проезд).
На каких маршрутах в Бресте можно попробовать?
В Бресте систему планируют обкатывать на автобусных маршрутах №7 и №16.
Тем, кто пользовался приложением TIX, ничего объяснять не надо: запускаете приложение, открываете в нем QR-сканер и наводите на код. Отметим, что GPS (геолокацию) мы не включали, только интернет. Может нам просто повезло, но код «схватывался» очень быстро даже с расстояния метра.
В небольшую поездку отправился и заместитель председателя горисполкома Вадим Кравчук, чтобы проверить, как работает новое приложение.
Как оплатить проезд в автобусе телефоном
В 2020 году появилось сразу 2 новых способа, как оплатить проезд через телефон. Жители не только Минска, но и других городов Беларуси смогут пользоваться услугой.
Платёжная система «Оплати™»
В разработке цифровой системы принимали участие «Белинвестбанк» и компания LWO. Результатом совместных усилий стал высокотехнологичный сервис «Оплати™». Возможности приложения не ограничиваются покупкой билета в общественном транспорте. С помощью QR-кода и системы расчёта ЕРИП можно совершать денежные переводы и платежи, создавать общие чаты и совместные кошельки. При этом, не имеет значения, какой банк вас обслуживает.
Впервые систему оплаты опробовали в Борисове. С момента запуска технологии было продано около 1 5000 000 билетов. Каждый день электронные оплаты в транспорте совершают свыше 17 000 человек. После столь успешной реализации проекта мобильный платёжный сервис стал доступен жителям столицы, областных городов и ещё 26 населённых пунктов.
Мобильный сервис «TIX»
С 1 сентября оба мобильных сервиса доступны в любом наземном транспорте.
Как пользоваться приложением «Оплати»
Чтобы оплатить билет, необходимо установить приложение на мобильный телефон. Для этого воспользуйтесь подробной инструкцией:
Как работает приложение «Оплати»?
Оплата общественного транспорта может осуществляться тремя способами.
Для оплаты необходим бесперебойный доступ в сеть. Только так электронные деньги снимутся с вашего кошелька и поступят на счёт транспортной компании. Оплатить проезд через приложение «Оплати» возможно, как при наличии доступа в Интернет, так и точке Wi-Fi.
Как контролёры проверяют электронные билеты?
Сотрудник транспортной службы сканирует QR-код с экрана мобильного устройства при помощи специального аппарата. При успешном платеже на устройстве контролёра высвечивается статус «Оплачен».
Если в телефоне села батарея или пропала связь, но вы произвели платёж, контролёр также может отследить достоверность оплаты. Для этого он запросит последние 4 цифры номера вашего телефона.
Как пользоваться сервисом «TIX»
Приложение автоматически определяет остановку и номер вашего маршрута. Ещё одна особенность инструмента – оплата багажа весом не более 20 кг. Осуществить её можно только после покупки билета на рейс.
Чтобы начать пользоваться «TIX», пройдите следующий алгоритм:
Произвести платёж можно и не заходя в транспорт, а ожидая его на остановке. С помощью приложения можно оплатить не один, а сразу несколько билетов – удобно для совместных поездок. Сервис уже поддерживает четыре языка: русский, белорусский, английский и польский. Разработчики нацелены на дальнейшую оптимизацию приложения. В перспективе – оплата в том числе метро и абсолютно любого вида транспорта.
Зная, как оплатить проезд в автобусе телефоном через «Оплати» или «TIX», больше не нужно стоять в очередях за талоном у водителя или искать остановку с киоском «Минсктранс». Оплата проезда стала быстрее, доступнее и проще. Можно с комфортом доехать до пункта назначения и не опасаться контролёров.
Однако и у приложений есть существенный недостаток – необходимость постоянного доступа в Интернет. В ином случае придётся возвращаться к традиционному способу оплаты – талонам.
Сканер лица, Cashew, «Оплати» и Tix: испытали сервисы оплаты проезда в транспорте
В последние пару лет в Минске (да и в целом по Беларуси) появились сервисы, которые позволяют забыть мнущиеся бумажные талончики и будто бы обгрызенные жетоны. Оплатить проезд можно банковской картой, смартфоном или часами, QR-кодом, приложением и (с недавних пор) даже лицом. Мы опробовали все доступные способы современной оплаты проезда и делимся впечатлениями.
Приложение связывается с транспортом возле вас по Bluetooth и предлагает оплатить поездку. Обычно распознавание происходит быстро: автобус/троллейбус/трамвай определяется на расстоянии 5—7 метров. Но иногда нужно закрыть приложение и вновь открыть его, уже находясь в транспорте, — и тогда появится нужная машина.
Важный нюанс: необходимо приобрести электронный билет, а потом погасить его. Просто покупка цифрового билета не означает оплату проезда.
Талонов можно покупать сколько угодно, а списание происходит с привязанной к приложению банковской карты. Доступны билеты на обычные (75 копеек) и экспрессные (90 копеек) маршруты.
Контролеры за несколько дней поездок с оплатой через Tix не встретились ни разу. Думается, проблем с ними из-за оплаты через мобильное приложение быть не должно: все-таки сервис работает довольно давно, и сотрудники «Минсктранса» явно в курсе такой схемы оплаты.
Что показалось странным: поездка долго остается активной после выхода из транспорта (при активации следующей поездки предыдущая автоматом закрывается). Это не критично, потому что сейчас стоимость фиксированная и не зависит от количества остановок или времени в пути, как это реализовано в других странах. Но если такая система появится в Беларуси, даже пару лишних минут могут стать поводом для гневных писем разработчикам.
«Смотри и проходи» (M-Belarusbank)
В метро действует самая удобная и понятная система оплаты проезда — с помощью банковской карты либо в физическом виде, либо через ее привязку к Apple Pay, Samsung Pay и всем устройствам, которые поддерживают подобные технологии. В наземном транспорте такое тоже хотели внедрить, но в результате мы получили QR-коды. «Минский метрополитен» на банковских картах не остановился, и уже пару недель на трех станциях («Площадь Ленина», «Немига», «Институт культуры») действует оплата посредством сканирования лица.
Для активации этой системы нужно пройти квест. Точнее, если вы клиент «Беларусбанка», то все элементарно. Если же нет, будет чуть сложнее. Первым делом нужно скачать мобильное приложение «Беларусбанка» и привязать к нему банковскую карту Mastercard, причем любого банка. И вот тут возникла проблема: приложение ни в какую не хотело регистрировать карточку стороннего банка, требуя некий пароль. Предлагалось получить его в инфокиоске «Беларусбанка», так что пришлось идти и привязывать карту таким образом. Наконец инфокиоск распечатал бумажный чек с паролем — карта сразу же появилась в M-Belarusbank.
Потом нужно добавить свое лицо в приложение «Беларусбанка»: даем доступ к камере, только вписываемся в поле на экране — приложение сразу же спускает затвор, не давая опомниться. Лучше бы создание снимка шло в ручном режиме. Почему-то фотографии получаются сильно размытыми (с камерой смартфона все в порядке). Несколько дублей ситуацию не исправили.
На странице сервиса сказано, что система определяет 75—125 точек на лице. Много ли это? Face ID от Apple создает объемную маску из 30 тыс. точек.
Стоит отдать «Беларусбанку» должное: запускать систему сканирования лица при обязательном масочном режиме — смелый шаг. Хотя на сайте сказано, что система распознает лицо «даже при повороте головы, плохом освещении или частичном перекрытии лица, например, очками или медицинской маской». В нашем случае она не всегда сразу узнавала лицо даже без маски. И в целом по работе системы есть нарекания.
Во-первых, уверенно идти через турникет, мимолетом бросив взгляд на сканер, не выйдет: к устройству нужно наклониться. Во-вторых, не хватает строки прогресса: мол, сканирование начато, не двигайтесь. Несколько раз возникла дурацкая ситуация: стоишь посреди турникета, наклоняешься к сканеру — тот не реагирует. Отворачиваешься, снова смотришь — выдает ошибку и просит приложить карту. Охранники метро начинают коситься в твою сторону. Снова наклоняешься к сканеру — и надо же, лицо распознается. В-третьих, сканер установлен близко к сенсорам, которые отвечают за «атаку» заградительными конструкциями. Подойдешь еще чуть-чуть ближе — и они сработают.
«Смотри и проходи» с натяжкой можно назвать удобным сервисом. Но если честно: непонятно, зачем он нужен. Это быстрее оплаты жетоном или картой? Да ни разу. Наоборот, получается дольше, потому что нет гарантии срабатывания с первого раза. Вышел в город и забыл вообще все: банковские карты, наличные, телефон, — а оплатить проезд надо? Ну, пожалуй, тогда «Смотри и проходи» действительно будет незаменим. Но часто ли возникает такая ситуация? Прямо сейчас это просто новая порция технологичности для тех, кому уже кажется скучным оплачивать проезд с помощью телефона, умных часов или NFC-кольца.
Cashew (M-Belarusbank)
В отличие от Tix и «Оплати», Cashew — это не отдельное приложение, а интегрированный в приложение «Беларусбанка» инструмент, который позволяет считывать QR-коды и проводить через них оплату напрямую с привязанной карты. В общественном транспорте наклеек Cashew мы не видели, а в маршрутных такси они есть. Правда, не во всех, и иногда сложно понять, можно ли оплатить проезд через Cashew. К примеру, на двери маршрутки №1547 (с нее в прошлом году и началась тестовая работа сервиса) наклейки не было, а в салоне оказались распечатанные QR-коды с инструкцией по оплате.
Оплата проезда максимально простая. Заранее покупать билеты или переводить деньги на сторонний счет не нужно. Запускаем камеру, наводим на QR-код — и после подтверждения сразу же оплачиваем. В эту же секунду с переднего ряда послышался голос робота, сообщающего об оплате проезда пассажиром на седьмом месте.
Похоже, QR-коды индивидуальны для каждого места, и не всегда они расставлены верно: например, я ехал на десятом месте, а оплата была за седьмое:
Это явно не принципиально для водителей (лишь бы пассажир не ехал зайцем), но все же. И другой момент: не на всех спинках сидений были QR-коды, а несколько наклеек расположили под потолком — не очень-то удобно (но тут скорее придирка). Наверняка многое зависит от перевозчика: следит он за удобством пользования или «абы было».
Cashew используется не только для оплаты транспорта — в этом смысле он схож с «Оплати» (к тому же оба работают через QR-коды). На сайте проекта указана цифра в 2 тыс. партнеров, которые принимают оплату по QR, среди которых — общепит, шиномонтаж, крупные магазины.
«Оплати»
С этим приложением поначалу возникли сложности: если другие сервисы предполагают обычную привязку карты, то здесь нужна авторизация в МСИ (межбанковской системе идентификации). Тогда же и выяснилось, что требуются актуальные паспортные данные. Самому обновить их невозможно — нужно обращаться в банк. И здесь вторая загвоздка: банк подает актуальные паспортные данные «в течение недели», как потом сказали в техподдержке, и ускорить процесс нельзя. В реальности данные освежили на третий день, и лишь тогда удалось войти в приложение. Понятно, что описанная ситуация, возможно, редка. Но в моем случае просто скачать «Оплати» и начать с ним работу не получилось — пришлось ждать целых три дня.
Для покупки талона через «Оплати» нужно отсканировать наклейку с QR-кодом — обычно они есть на дверях транспорта с наружной и внутренней сторон, а также в салоне. Если код не распознался, можно ввести идентификационный номер, который указан под QR-кодом на наклейке. Сканер срабатывает мгновенно, даже при довольно тусклом свете проблем не возникло.
Контролерам достаточно предъявить QR-код купленного талона. Разработчики предусмотрели ответ на излюбленный аргумент любителей бумажных талонов: вот разрядится телефон — и попадешь на штраф! На самом деле нет: в FAQ «Оплати» сказано, что контролер может «проверить наличие электронного билета по последним 4 цифрам мобильного телефона пассажира».
В отличие от Tix, функционал «Оплати» не заканчивается покупкой талонов, а, по сути, с него лишь начинается. Это полноценный платежный сервис, который позволяет проводить оплату как с помощью встроенного инструментария ЕРИП, так и по QR-коду. Нюанс в том, что деньги списываются не с банковской карты, а сразу со счета. Следовательно, перед оплатой нужно этот счет пополнить с использованием банковской карты. Такая схема позволяет обойти комиссии международных платежных систем (они забирают себе определенный процент с каждой транзакции, но здесь системы в операциях не задействованы).
При нынешней ситуации с оплатой проезда выбрать один сервис и пользоваться только им не выйдет: в маршрутках котируются Cashew и «Оплати», в наземном транспорте — Tix и «Оплати», а в метро подойдет банковская карта с бесконтактной оплатой или «Смотри и проходи». Идеальным решением стал бы единый способ оплаты для всего транспорта — но такого, видимо, в ближайшее время не будет.
Читательница: купила билет в TIX, транспорт не отобразился — контролеры выписали штраф. Комментарии разработчика и «Минсктранса»
В редакцию Onliner обратилась читательница Татьяна, которая рассказала случившуюся с ней неприятную историю. Девушка постоянно пользуется приложением TIX для электронной оплаты проезда. На днях из-за некой технической неполадки Татьяна влетела на штраф от контролеров-ревизоров, хотя талон был куплен. «Минсктранс» и компания-разработчик TIX объяснили, почему так произошло.
«Это все показалось контролерам неубедительным»
Принцип работы TIX похож на использование обычного талона: сперва покупаете один или несколько билетов, потом заходите в конкретный транспорт и активируете (пробиваете) талончик. То есть, как и в случае с обычным талоном, просто купить билет в TIX недостаточно: нужно использовать его в определенном автобусе, троллейбусе или трамвае, и лишь тогда поездка считается оплаченной.
— Я всегда езжу на работу общественным транспортом, пользуюсь для оплаты приложением TIX. Всегда все четко работало: захожу, покупаю талон, программа определяет транспорт, и, собственно говоря, все просто и удобно. Сегодня, войдя в трамвай, я купила билет и ждала, пока программа идентифицирует транспорт. TIX распознал остановку, но было написано, что транспорт не найден. И соответственно, в данный момент вошли контролеры. Я показала в приложении, что билет куплен, показала, во сколько (то есть при входе в трамвай), также попросила контролера постоять немного рядом, дабы убедиться, что программа действительно не распознает транспорт. Но это все показалось контролерам неубедительным, они вывели меня из трамвая и выписали квитанцию для уплаты штрафа, — рассказывает Татьяна.
Сумма небольшая — 14 рублей, но осадочек остался: «Если светофор не работает и я перешла дорогу, я ведь не оплачиваю штраф за переход не по правилам». Пресс-секретарь «Минсктранса» Елена Громыко объяснила, что ситуация здесь все же другая:
— Электронный билет, купленный через мобильное приложение TIX, идентичен разовому проездному документу на бумажном носителе (талону).
Наличие талона без отметки компостера не подтверждает оплату проезда.
Электронный билет пассажира не был погашен, соответственно контролеры выписали штраф за безбилетный проезд.
Получается, контролеры действовали в рамках полномочий: точно так же они оштрафуют пассажира, который едет с неиспользованным талоном.
«Были обращения и от других пользователей»
Разработчик TIX, компания СООО «Системные технологии», признала проблему и связалась с читательницей для урегулирования вопроса. Ситуацию прокомментировал заместитель генерального директора Сергей Кравченко:
— У нас сотни тысяч пользователей, и они гасят все поездки. Тем не менее, есть вопросы — мы это признаем. Они были и до сих пор сохраняются. Вопросы связаны с работой инфраструктуры, которая обеспечивает так называемый умный платеж: когда не надо ничего касаться [прикладывать карточки или устройства к терминалам], сканировать коды или еще что-нибудь. Мы уже разобрались в проблеме, были обращения и от других пользователей — несколько за последнюю неделю. С нашими партнерами, компанией по обеспечению работы инфраструктуры, уже проработали план и завтра-послезавтра проведем работы по модернизации инфраструктуры в транспорте, чтобы такие ошибки не повторялись.
С девушкой мы уже связались и лично извинились, передали небольшой подарок от нашей компании. Понимаем, что такие случаи могут быть. К сожалению, технологии — достаточно сложная вещь, и не всегда они работают так, как нам бы хотелось.
Мы еще будем проводить дополнительный анализ работы компонентов инфраструктуры. Возможно, сказались и те морозы, которые у нас были. Несколько датчиков могли выключиться. Вероятно, девушка столкнулась как раз с этим кейсом.
В Минске более 2300 единиц общественного транспорта оборудованы датчиками. Мы проверили их, выявили сбойные, и уже завтра будет проходить замена.
В сервисах «Оплати» и Tix были перебои. Проблему уже решили
Читатели Onliner сообщили о сложностях при оплате общественного транспорта через сервисы «Оплати» и Tix. В официальном телеграм-канале «Оплати» подтвердили проблему, но отметили, что она не на стороне компании.
— Уважаемые пользователи, в текущий момент наблюдаются технические проблемы в работе сервисов. Проблемы связаны с доступностью провайдера облачных сервисов, — сказано в сообщении «Оплати».
Разработчик сервиса Tix «Системные технологии» тоже отметил проблему, уточнив, что, по предварительным данным, она не на стороне компании. «Системные технологии» готовит комментарий, мы опубликуем его сразу после получения.
Дополнено
Выяснилось, что проблема на стороне А1: «В настоящее время наблюдаются трудности в работе одного из элементов IT-инфраструктуры. Наши технические специалисты работают над восстановлением работы сервиса. Приносим извинения за временные неудобства!»
Также читатели говорят, что «заправочное» приложение «Белоруснефти» тоже работает с перебоями.
Комментарий Павла Зыля, исполнительного директора по финансовым сервисам СООО «Системные технологии»:
— На текущий момент наблюдается аппаратный сбой в дата-центре нашего провайдера А1, в связи с чем сервисы TIX, Drive&Pay и «Дзякуй» временно недоступны пользователям. Мы внимательно следим за ситуацией, держим ее под контролем и ждем восстановления работоспособности пула серверов А1. Мы приносим свои извинения нашим пользователям и постараемся сделать все возможное, чтобы сервисы заработали в ближайшее время.
Обновлено
В 10:30 работа сервиса восстановлена, сообщил А1.
«Оплати» более подробно прокомментировал ситуацию:
— Технические проблемы работы сервисов «Оплати» решены. Полностью восстановлены все процессы внутри мобильного приложения. Сбои произошли из-за технических проблем у провайдера облачных сервисов центра обработки данных «А1», из-за чего частично или полностью были недоступны ресурсы, размещенные в облаке.
Техническая поддержка «Оплати» продолжает решать вопросы индивидуально с каждым пользователем, кто обратился через сайт в официальные чаты «Оплати» с проблемами в момент сбоя системы. Приносим извинения за доставленные неудобства!