Что лучше устная речь или письменная
Разница между письменной и устной речью
Первоначально существовала только устная, то есть звучащая, речь. Затем были созданы специальные знаки, и появилась письменная речь. Однако разница между этими способами общения заключается не только в применяемых средствах, но и во многом другом. Рассмотрим подробней, чем отличается письменная речь от устной.
Определение
Письменная речь – графическая система, служащая для закрепления и передачи информации, один из способов существования языка. Письменная речь представлена, например, в книгах, личных и деловых письмах, служебных документах.
Устная речь – форма языка, выраженная в произносимых и воспринимаемых на слух высказываниях. Общение с применением устной речи может происходить при непосредственном контакте (дружеская беседа, объяснения учителя на уроке) или опосредованно (телефонный разговор).
Сравнение
Развернутость
Письменная речь характеризуется как контекстная. То есть вся необходимая информация заключается только в самом тексте. Такая речь часто бывает обращена к неизвестному читателю, и в этом случае не приходится рассчитывать на дополнение содержания деталями, которые обычно понятны без слов при непосредственном контакте. Поэтому письменная речь предстает в более развернутом виде. В ней наиболее полно раскрываются все существенные моменты, описываются нюансы.
Устная речь чаще всего предполагает объединение собеседников конкретной ситуацией, понятной им обоим. При таком положении вещей многие детали остаются несказанными. Ведь если произносить вслух то, что и без того очевидно, речь получится скучной, даже нудной, неоправданно длинной, педантичной. Другими словами, устная речь имеет ситуативный характер, и поэтому она является менее развернутой, чем письменная. Зачастую при таком общении для понимания друг друга бывает достаточно лишь намека.
Применяемые средства
Отличие письменной речи от устной состоит в том, что у пишущего нет возможности воздействовать на адресата средствами, которые есть в арсенале у говорящего. Выразительность письменных текстов обеспечивается постановкой пунктуационных знаков, сменой шрифтов, использованием абзацев и прочим.
При устном общении многое можно показать интонацией, взглядом, мимикой, разнообразными жестами. К примеру, сказанное «прощай» способно в одной ситуации означать «до встречи, я буду ждать», а в другой – «между нами все кончено». В разговоре даже пауза может быть многозначительной. И иногда случается так, что произнесенная речь потрясает слушателей, а те же слова, просто записанные на бумаге, не производят абсолютно никакого впечатления.
Особенности построения
Мысли на письме должны быть изложены в предельно понятной форме. Ведь если в разговоре слушатель имеет возможность переспросить, а говорящий – пояснить и уточнить что-то, то такое непосредственное регулирование письменной речи является неосуществимым.
К письменной речи предъявляются требования орфографии и синтаксиса. В ней также присутствует стилистический компонент. К примеру, в речи, обращенной к слушателю, допускается использование неполных предложений, поскольку остальное подсказывает ситуация, а незаконченные конструкции на письме во многих случаях считаются ошибкой.
Возможность обдумывания
Вся ответственность за содержание письменного текста ложится на автора. Но вместе с тем он имеет больше времени на обдумывание фраз, их исправление, дополнение. Это во многом относится и к таким разновидностям устной речи, как доклад и лекция, которые тоже подготавливаются заранее.
Тем временем разговорная речь осуществляется в определенный момент общения и направлена на конкретных слушателей. Эти условия иногда вызывают затруднения у говорящего. Неумение выражать мысли, незнание того, что следует дальше сказать, стремление исправить уже произнесенное, а также желание высказать все разом приводит к заметным ошибкам. Это прерывистость речи или, напротив, нерасчлененность фраз, ненужное повторение слов, неправильные ударения. В результате содержание речи может остаться понятым не до конца.
Продолжительность существования
Рассмотрим, в чем разница между письменной и устной речью относительно срока действия каждой из них. Обратимся к письменной речи. Важным ее свойством является то, что текст после написания будет длительно существовать независимо от присутствия автора. Даже если сочинителя уже нет в живых, важная информация дойдет до читателя.
Именно то, что течение времени не оказывает влияния на письмо, дает человечеству возможность передавать из поколения в поколение накопленные знания и сохранять историю в летописях. Между тем устная речь живет только в момент звучания. При этом присутствие автора является обязательным. Исключение составляют высказывания, записанные на носители.
Письменная речь против устной
Письменная речь против устной
Одна из самых больших ошибок, допускаемых ораторами, состоит в том, что они не учитывают различия между письменной и устной речью. Если вы просто пересказываете написанный текст, то ваша речь не выглядит непринужденной и связь с аудиторией обрывается.
Ниже приведены два варианта сказки «Новое платье короля». Первая версия – это оригинал, написанный Хансом Кристианом Андерсеном; вторая версия – это моя адаптация сказки, которая подойдет для выступления.
Я провел немало часов, размышляя над тем, как преподнести эту сказку в публичном выступлении наилучшим образом. Когда я понял, какую методику нужно использовать, то был поражен. Данное произведение помогло мне проникнуть в самую суть, научило меня правильно рассказывать со сцены написанные истории.
Эта методика настолько проста, что вы сможете применять ее для передачи любой прочитанной вами информации. Никогда не пересказывайте то, что прочитали или написали, без использования техник адаптации, описанных в этом разделе. Существует огромная разница между статьей и выступлением. Чтобы превратить статью или написанную историю в речь, используйте следующие способы адаптации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4.7. Речь
4.7. Речь Общая характеристика речи. Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом.
7. Речь
7. Речь 1. Речь и ее функции.2. Виды речи.1. Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему
Речь Непонимание Любое сообщение можно не понять — по результату это то же самое, что не слышать и не видеть. В психологии принято выделять четыре уровня непонимания:— фонетический;— семантический;— стилистический (синтаксический).Очень упрощенно можно сказать, что в
Речь Известно, что когда человек радуется, он улыбается. Известен и другой эффект: если некоторое время растягивать губы в улыбке, то становится смешно и весело. Зная этот простой закон взаимосвязи, можно работать так же и с другими нашими функциями. Речь отражает наш
Скрытые возможности устной речи
Скрытые возможности устной речи Швейцарский лингвист Ш. Балли в структуре любого высказывания выделял два основных элемента: диктум и модус. Диктум – это основное содержание, смысл высказывания, а модус – проявление отношения говорящего к содержанию. Ш. Балли указал,
Письменная речь
Письменная речь Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от
Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи
Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной
5.3. Взгляд лингвиста: детская речь как речь разговорная
5.3. Взгляд лингвиста: детская речь как речь разговорная Как было сказано выше, англоязычные специалисты по ДР практически все без исключения психологи. Анализируя ДР, они опирались на авторитет англоязычных же лингвистов. Последние, будучи последователями Хомского,
Речь Многих собак обучают издавать звуки, напоминающие слова, которыми пользуется человек. Но это не речь. Одна весьма выдающаяся собака действительно подражала звукам, которые произносил ее тренер. Это называется «акустической имитацией» — феномен, часто
Эффективность устной речи
Эффективность устной речи Одну и ту же мысль можно обычно выразить как устно, так и письменно. Можно раздать людям написанный текст, чтобы они познакомились с Вашими идеями, а можно выступить перед ними и устно изложить те же самые идеи. Как Вы думаете, в каком случае
1. Искусство и техника устной речи
1. Искусство и техника устной речи Качество речиЛекция может быть усвоена слушателями, особенно в массовой аудитории, только при том условии, если она хорошо произнесена. Действительно, нельзя не учитывать того, что воспринимать длинную речь на слух вообще нелегко. Тем
Речь-призыв, или Побудительная речь
Речь-призыв, или Побудительная речь Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы,
Речь – обсуждение факта, или Судебная речь
Речь – обсуждение факта, или Судебная речь Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство[3]. Судьи, прокурор, адвокаты
Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь
Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к
Речь Все, о чем говорилось в предыдущих главах, все самые, казалось бы, элементарные упражнения со свечками, игры с машинками, «язык пальцев», разнообразные формы работы с карточками, адаптированные пересказы первых книжек – все это существует не само по себе. Это
Что важнее устная или письменная речь?
Что важнее устная или письменная речь.
И устная и письменная речь важны.
Так как с помощью устной речи мы можем с собеседником общаться.
Письменную речь мы используем часто когда пишем например : подписываем важные документы,
Конечно же мы не должны забывать и устную речь и письменную важна каждая.
3 доказательство того что письменная речь лучше устной?
3 доказательство того что письменная речь лучше устной.
Почему устная речь важнее письменной?
Почему устная речь важнее письменной?
Нам задали написать в пяти предложениях доказательства что устная и письминная речь одинаково важны?
Нам задали написать в пяти предложениях доказательства что устная и письминная речь одинаково важны.
Доказать что устная речь важнее письменной?
Доказать что устная речь важнее письменной.
Напишите на что вы сможите ответить) пожалуйста помогите).
Докажите что устная речь важнее письменной?
Докажите что устная речь важнее письменной?
Почему устная речь важнее чем письменная?
Почему устная речь важнее чем письменная?
Помагите плиз?
Нужно доказать что устная и письменная речь одинаково важны!
Часть речи слова скреплён — причастие, образовано от глагола скрепить. Морфологические признакиНачальная форма : скреплённый (именительный падеж единственного числа мужского рода) ; Постоянные признаки : страдательное, прошедшее время, совершенный в..
О : 1) Остолбенел ; 2) Око ; 3) Обледенел. Йо : 1) Йод ; 2) Йодированный ; Вроде бы так).
И, а, но, однако, да = и, да = но сочинительные если, что, чтобы, потому что, так как, когда, как, как будто подчинительные.
День и ночь оканчиваются мягким знаком. Ь.
Сравнительная таблица на тему «Устная и письменная речь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сравнительная таблица устной и письменной речи
Вербальное общение при помощи языковых средств, которые воспринимаются на слух.
Фиксация устной речи с целью ее сохранения в пространстве и времени.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Выражена буквами (графическое изображение)
Грамматические и лексические особенности
Наблюдаются повторы, неполные, простые предложения.
Четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции.
Использование несловестных средств общения (жестикуляция, мимика, интонация, изменение позы)
Особое значение приобретает строгий отбор лексических и грамматических средств
Нормативный аспект. Предъявляемые требования.
Прежде всего – орфоэпические нормы (ударение, произношение)
Прежде всего – орфографические и пунктуационные нормы.
Адресация и возможность восприятия
Конкретная, реже абстрактная. Непосредственная (через звучащее слово). Воспринимается сразу – одновременно с процессом говорения.
Абстрактная, реже конкретная. Опосредственная (через систему графики и орфографии). Может быть осмысленна при многократном обращении к тексту.
Говорение и аудирование.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Доклад на тему «Инновационные технологии в логопедии».
Практикум работа с ребенка
Конспект занятия «Автоматизация звука [с] в прямых слогах и словах (по авторской технологии Е.Ф. Архиповой)»
Конспект открытого логопедического занятия по теме: «Животные жарких стран»
Что такое РСА. С чем можно перепутать. Способы медицинского обследования. Структура занятия.
Внедрение инновационной технологии-Монофон планирование
Дополнительная образовательная программа учителя-логопеда «Наш друг-Звук» (по обучению грамоте)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5389409 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста
Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь — это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от конкретной ситуации. Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися. Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е. было бы в собственном смысле слова текстом.
Текст (лат. textum — ткань, сплетение, соединение) — это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему. Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное. При этом не следует забывать, что есть такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).
Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:
1) содержание текста;
3) основная мысль текста;
4) раскрытие темы текста;
5) позиция автора текста.
Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.
Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.
Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме.
Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.
Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.
Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.
Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.
Стили устной и письменной речи (функциональные стили)
Каждый народ, обладающий письменностью и культурой, имеет свой литературный язык: стандартный, нормированный язык, который обслуживает все области общественной жизни. Литературный язык применяется на всей территории данной страны, ему обучают в школах, на нём издаются законы, ведётся административно-правовая деятельность, на нём выходят газеты, книги, ведётся теле- и радиовещание. Владеть литературным языком должен каждый грамотный человек.
Стиль речи (функциональный стиль) — это разновидность литературного языка, обслуживающая ту или иную сферу общественной жизни и имеющая свои особенности в лексике и грамматике.
В рамках каждого функционального стиля существуют свои жанры (т. е. относительно устойчивые типы текстов, выработанные для определённой ситуации общения), свои особые нормы композиции речи, предпочитаемые синтаксические конструкции, особые пласты или группы слов и выражений, иногда даже особые нормы графического оформления текста и свои нормы пунктуации.
В русском литературном языке принято выделять пять стилей речи. Это разговорный стиль и несколько книжных стилей: официально-деловой, публицистический, научный и художественный. За каждым из них стоит своя сфера общественной жизни, своя типовая речевая ситуация и свои типовые цели. В каждом из них ведущую роль играет устная или письменная форма, диалогическая или монологическая организация речи.
Обобщим в таблице особенности функционирования каждого стиля речи в обществе.
Общие особенности функционирования стилей речи в обществе
Какую сферу общественной жизни обслуживает
Особенности ситуации общения
Основные цели речи
Разговорный
Неофициальная обстановка, чётко ограниченный круг известных автору собеседников, двустороннее, не подготовленное заранее общение в режиме реального времени, «здесь и теперь».
Непринуждённое общение, обмен личной информацией и личными оценками
Устный диалог без расчёта на повторное воспроизведение.
Официально-деловой
Строго нормированная официальная обстановка, потенциально открытый круг читателей в рамках служебной иерархии, одностороннее общение с расчётом на возможную временную дистанцию между автором и получателем (адресатом).
Служебное воздействие на читателей посредством информирования о принятых решениях по службе или реакции на них.
Письменный монолог с расчётом на неоднократное воспроизведение.
Публицистический
Общественная деятельность, средства массовой информации
Официальная обстановка, максимально открытый круг читателей и слушателей, одностороннее общение с расчётом на возможную временную дистанцию между автором и адресатом.
Сообщение о фактах или событиях, значимых для всего общества, их оценка с определённой идеологической позиции.
Письменный (или записанный средствами современной техники) монолог с расчётом на неоднократное воспроизведение.
Научный
Официальная обстановка, потенциально открытый круг читателей в рамках научного сообщества, одностороннее общение с расчётом на возможную временную дистанцию между автором и адресатом.
Сообщение о научно значимых фактах и их оценка с определённой научной позиции.
Письменный монолог с расчётом на неоднократное воспроизведение.
Художественный
Официальная обстановка, максимально открытый круг читателей, одностороннее общение с расчётом на возможную временную дистанцию между автором и адресатом.
Эмоционально-эстетическое воздействие на читателя.
Письменный авторский монолог (в эпосе и лирике), диалог персонажей (в драме) с расчётом на неоднократное воспроизведение.
Как видно из таблицы, самые большие различия по общим особенностям функционирования стилей речи возникают между разговорным стилем и всеми книжными. Основные же различия между книжными стилями связаны с особенностями ситуации общения и с основными целями речи.
Необходимо отметить, что многие жанры книжных стилей могут исполняться и устно. Но это не противоречит тому, что их ведущим типом речи всё равно остаётся письменный монолог, потому что даже исполнение таких жанров, как лекция или доклад, требует от говорящего предварительного обдумывания и записывания текста, а значит, подготовки. Курсы лекций часто издаются в виде книг или брошюр.
Отметим также, что в речевой практике образцы чистого функционального стиля встречаются редко. Обычно тот или иной жанр предполагает их смешение. Например, жанр аналитического отчёта совмещает черты официально-делового и научного стилей.
Отметим теперь в табличной форме общие особенности языка каждого стиля речи.
Общие речевые и языковые особенности разговорного стиля
Различные жанры бытового диалога
Очень свободная, поскольку неподготовленная, непредумышленная, характеризуется частыми речевыми повторами, перестановкой логических шагов.
Обилие неполных предложений. Наличие обращений, бессоюзных сложных предложений. Характерны нарушения грамматических норм письменной речи и уместного порядка слов. Стандартный порядок слов «перевёрнут» по сравнению с письменной речью: главная информация ставится в начале реплики, а не в конце её, как в письменной речи. Характерно отсутствие причастий и деепричастий, а также причастных и деепричастных оборотов.
Наличие большого пласта просторечий. Много слов с яркой эмоциональной окраской, большое количество оценочных суффиксов. Отсутствует пласт пассивной лексики, нет терминов. Большое количество фразеологизмов (устойчивых выражений) просторечного характера.
Общие речевые и языковые особенности официально-делового стиля
Жёсткий набор жанров со строгими рамками. Основные жанры: постановление, протокол, приказ, докладная записка, заявление, справка, отчёт и т. д.
Очень жёсткая композиция в рамках каждого жанра, часто требующая особого расположения частей на поверхности бумаги. Например, в заявлении подпись ставится внизу, наименование адресата — в правом верхнем углу и т. д. Композиция имеет обязательный характер. Для некоторых жанров (например, платёжная квитанция) существуют особые графические шаблоны.
Обилие специфических канцелярских синтаксических оборотов, типичных для каждого жанра (например: во исполнение постановления приказываю…; настоящим довожу до Вашего ведения… и т. п.). Обилие безличных глаголов, причастных оборотов, приложений к именам собственным, характеризую-щих официальный статус лица или организации (например, заведующий кафедрой русского языка МГУ доктор филологических наук профессор Иванов И.И.). Обилие сокращений необщеупотре-бительного характера. Наличие неопределенной формы глагола для выражения приказа (согласовать, оплатить и т.д). Обилие списков и перечней с собственным пунктуационным оформлением. Отсутствие вопросительных и восклицательных предложений, обращений.
Наличие большого пласта лексики книжного характера (оказать помощь, боестолкновение, иметь место, допустить факт, вступить в контакт, официальные лица и т. п.). Отсутствие пласта пассивной лексики, слов с эмоционально-оценочной окраской, фразеологизмов.
Общие речевые и языковые особенности научного стиля
Жёсткий набор жанров, рамки которых имеют скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Основные жанры: научный доклад, научная статья, научный отчёт, научная рецензия, монография, диссертация.
Композиция имеет рекомендательный характер. В рамках одного жанра допустимо несколько типовых вариантов композиции.
Обилие безличных и пассивных конструкций, вводных конструкций со значением логического оформления высказывания. Обилие осложнённых и сложных предложений. Наличие большого количества цитат, сносок, ссылок. Преобладает прямой порядок слов в предложениях.
Наличие большого пласта терминов. Наличие специфических графических знаков (цифр, формул, грaфиков и т. п.). Отсутствие пласта пассивной лексики, слов с эмоционально-оценочной окраской, фразеологизмов.
Общие речевые и языковые особенности публицистического стиля
Традиционный набор жанров, рамки которых имеют достаточно размытый характер. Основные жанры: очерк, публицистическая статья, репортаж, публицистическая рецензия, интервью.
Композиция в основном лишена строгой обязательности. Поощряется вариативность.
Наличие синтаксических конструкций эмоционально-выразительного характера (риторических вопросов, восклицаний, сравнений, обращений, неполных предложений и т. п.). Наличие частиц, вводных слов с эмоциональной оценкой.
Наличие большого пласта эмоционально-оценочной лексики, фразеологизмов. Использование изобразительно-выразительных средств (метафор, эпитетов и т. п.). Наличие ходячих образных выражений типа люди в белых халатах, чёрное золото, голубые каски.
Общие речевые и языковые особенности художественного стиля
Грамматика и лексика
Традиционный набор литературных жанров, рамки которых имеют достаточно размытый характер. Основные жанры эпоса: роман, повесть, рассказ. Основные жанры лирики: элегия, сонет, ода. Основные жанры драмы: трагедия, комедия, драма.
Композиция отличается внешней свободой, однако всегда обоснована авторским замыслом. Некоторые жанры имеют строгую композицию (например, сонет).
Лексическая и грамматическая специфика напрямую связаны с особенностями художественной формы и художественного содержания произведения. В поэзии синтаксис выражается в рамках стихотворных форм (строфы, строки), что приводит к созданию больших поэтических периодов. В зависимости от замысла используются яркие выразительные средства: сравнения, метафоры, эпитеты, метонимии, перифазы, гиперболы, литоты и т. п. В художественных целях могут использоваться средства других функциональных стилей.
Способы связи предложений в тексте
Выделяются два основных способа связи предложений в тексте: последовательная (цепная) связь и параллельная связь.
Последовательная (цепная) связь
Наконец, на страницах поэмы появляется Плюшкин, человек, не только лишённый каких-либо положительных качеств, но почти потерявший человеческий облик.
Он кажется человеком, попавшим в катастрофу, одичавшим на каком-то необитаемом острове.
Катастрофа превратила в руины его некогда процветающее имение, его дом похож на свалку, его одежда — «сплошная прореха».
В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Плюшкина. Во втором предложении эта информация становится основой для нового сообщения (Плюшкин похож на человека, попавшего в катастрофу). Основой для сообщения в третьем предложении становится информация второго предложения.
Поясним сущность цепной связи схемой.
Более глубокое нравственное падение человека демонстрирует образ Собакевича.
Собакевич неприветлив, жаден и груб.
Он кулак, т. е. умеет выжать свою выгоду из всего, не смущаясь сомнительностью сделки.
Он, кажется, мошенник: из-за выгоды готов пойти даже на шантаж.
В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Собакевича. Эта информация становится предметом для характеристики в остальных предложениях.
Поясним сущность параллельной связи схемой.
В речевой практике оба основных способа часто совмещаются.
Средства связи частей текста
Части текста связаны друг с другом по смыслу. Эта смысловая связь обычно проявляется на разных языковых уровнях текста.
Перечислим основные языковые средства связи частей текста.
Повторы лексического характера (повтор ключевых слов, наличие однокоренных слов, наличие слов, по-разному обозначающих одно понятие, наличие слов одной смысловой группы).
Повторы грамматического характера (прежде всего повторы форм наклонения и времени сказуемых).
Связь посредством местоимений (местоимение замещает имя, использованное в предыдущей части).
Связь посредством союзов (союз в начале следующей части текста связывает её с предыдущей).
Связь посредством вводных слов, которые указывают на порядок развёртывания мысли в тексте.
Рассмотрим на конкретном примере, как связаны предложения в тексте.
Один за другим появляются перед глазами читателя помещики — владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин. Такая последовательность в произведении не случайна. Автор «Мертвых душ» словно стремится представить своему читателю образцы всё более и более глубокого духовного падения русских помещиков. Изображая пороки этих людей, он от раза к разу, если можно так сказать, усиливает степень гротеска.
Укажем основные языковые средства, которые используются для связи предложений этого фрагмента.
Для связи первого и второго предложения
Предложения связывает указательное местоимение такая.
Для связи второго и третьего предложения
Предложения связывают слова произведение (во втором предложении) и «Мертвые души» (в третьем предложении), по-разному обозначающие одно и то же понятие.
Для связи третьего и четвёртого предложения
Для связи предложений используется указательное местоимение этих, личное местоимение он.
Последовательное расположение частей текста
Данная тема представлена в государственном экзамене тестом, где из четырех предложений в произвольной последовательности надо составить связный текст. Приведем образец такого текста.
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
Чтобы успешно решать подобные тесты, необходимо знать, что последовательность расположения частей текста определяется двумя его основными чертами:
Однако для решения теста этих знаний самих по себе недостаточно.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение
Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.
Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.
Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.
Приведем примеры разных видов описания.
Описание предмета, животного или человека
Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.
На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).
Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).
Описание места
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
Описание состояния (среды или человека)
На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).
Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).
Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?
Приведем примеры повествования.
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. После добавьте сливочного масла по вкусу.
Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
(от тезиса к аргументам).
(от аргументов к выводу).
Приведем примеры рассуждения.
Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.
Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о БОВО Д’АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.
Основная задача автора, использующего этот тип речи
Основные вопросы, характерные для данного типа речи
Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.
Каков предмет описания?
Какие признаки для него характерны?
Сообщить о последовательности действий или событий.
Какова последовательность действий (событий)?
Что происходило сначала и что происходило потом?
Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.
В чем причина данного явления?
Что из этого следует?
Каковы следствия данного явления?
В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).