Что лучше водометный или винтовой лодочный мотор
Что выбрать: водомёт или винт?
Вы оказались на финишной прямой в вопросе покупки катера. Уже выбрали тип лодки и материал. Но при выборе мотора у Вас мог возникнуть вопрос: использовать винтовой мотор или водомёт? В этой статье мы рассмотрим оба варианта. Вы сможете определиться с типом движетеля для своих нужд.
Водомёт
Механизм работы водомётного мотора строится на принципе увеличения напора воды в сопле. Увеличение напора воды создаёт реактивную тягу, которая заставляет судно двигаться. Управление катером происходит за счёт изменения показателя скорости и направления напора воды из водомёта. Сила водяного напора зависит от скорости вращения мотора. Изменение направления водного потока происходит с помощью сопловой насадки. Сопловая насадка позволяет регулировать направление движителя катера. В устройстве водомёта предусмотрена реверсивная заслонка, которая может поворачивать поток воды под наклоном вниз и вперёд. С помощью реверсивной заслонки судно может совершать движение задним ходом или тормозить.
Давайте рассмотрим принцип работы водомёта. Вода засасывается из-под днища судна и ускоряется импеллером – специальным винтом, приводимым в движение двигателем. Затем вода с высокой скоростью выбрасывается через сопло, образуя реактивную струю, за счет которой происходит движение судна.
Использование водомёта имеет как свои плюсы, так и свои минусы. К плюсам можно отнести:
К минусам водомёта относится:
Если с выбором водомёта вопросов немного, то при выборе винтового двигателя их становится больше. Существуют разные виды лодочных винтов, выбор которых зависит от цели использования судна. Очень редко возникает возможность достигнуть несколько целей, имея всего один винт. В таких случаях можно приобрести два или три винта, на все случаи жизни, но многим владельцам катеров часто бывает лень заниматься сменой одного винта на другой.
Стальной винт
Плюсы стального винта:
Минусы стального винта:
Алюминиевый винт
Плюсы алюмелевого винта:
Минусы алюмелевого винта:
Наша компания
Катера марки Boat Yаrd проектируются и выпускаются на заводе «Компании Дизель» – российского предприятия по производству дизельных электростанций. Компания работает на рынке с 2006 года, занимает лидирующие позиции по объему производства дизельных генераторов среди отечественных производителей с долей рынка 24%. За 12 лет успешной работы произведено и поставлено клиентам более 12500 дизельных электростанций суммарной электрической мощности 1650 МВт.
В 2020 году «Компания Дизель» открыла новое направление – производство моторных катеров из полиэтилена низкого давления.
ООО «Компания Дизель» следует принципам национальной технологической инициативы в области Маринет. Развитие технологий в рамках приоритетных рыночных сегментов Маринет не только позволит занять лидирующее положение на выбранных мировых рынках, но и повысит конкурентоспособность отечественного судостроения и снизит зависимость от зарубежных технологий, в том числе и в области военного судостроения.
Обзор водометных лодок ПВХ
Содержание
Уже много лет я рыбачу с моторной лодки. Пользуясь японской силой своего мотора, побывал во многих местах, недоступных «безлошадному» рыболову. С появлением моторной лодки ареал рыболовных путешествий у меня радикально увеличился и ежегодно продолжает прирастать новыми водоемами. Благодаря ПВХ-лодке с винтовым двигателем для меня открылись лучшие реки и озера области, и даже заветные рыболовные места в соседних регионах.
Но всегда хочется большего.
У ареала моих возможных рыбалок стали появляться границы. Так, со временем, я стал приходить к мысли, что кроме винтовой лодки мне нужен водометный комплект. Для рыбалки на мелководных и порожистых участках близлежащих рек. Рек, где летом воробью по колено. Но рыба-то там есть!
Стал не спеша изучать рынок водометных средств, присматриваться сначала к моторам-водометам, а затем и к специальным лодкам под водометный мотор.
В чем отличие водометной лодки от лодки под винтовой мотор?
Прежде всего: чем водометная лодка отличается от лодки под винтовой мотор? Первое – высотой подвески мотора. Водометный (Jet – по-английски) мотор предназначен для прохождения мелей и потому подвешивается максимально высоко, и близко своей нижней точкой к днищу лодки. Для этого на водометных лодках устанавливается специальный высокий транец или делается повышающая накладка на традиционный «винтовой» кронштейн. Кроме высоты подвески, для обеспечения надежного водозабора и для увеличения высоты подвески мотора в днище лодок по продольной оси днища делается специальный водоводный тоннель. Длина тоннеля у разных лодок разная, но, как правило, не превышает четверти длины самой лодки. Так вот, за счет этого тоннеля у специализированных водометных лодок всасывающий интейк мотора располагается выше нижней плоскости надувного днища!
Разные производители устраивают этот водоводный тоннель по-разному. Главная проблема, решаемая тоннелем, обеспечить водомет водой, не допуская прохватов (подсосов) воздуха. Также водометные лодки подстерегает опасность «залипания» днища на быстрой и предельно мелкой воде во время движения – т.н. обратная подъемная сила. Для преодоления этой проблемы производители устраивают в днищах своих лодок водоводные канавки или даже целые водоводные каналы. У некоторых лодок такие водоводные каналы имеют огромные размеры и образованы отдельными секциями-трубами днища. Такая трубчатая форма днища с огромными водоводными каналами позволяет лодке не залипать и сохранять подъемную силу даже на предельно турбулентных, насыщенных воздухом огромных валах речных порогов.
Также, спустя какое-то время, я понял, что есть лодки, внешне эффектные, яркие, со множеством «фичек», облепленные брутально резиновой броней, но не представляющие сколько-нибудь серьезного интереса, как китайские игрушки-трансформеры: внешне красиво, но быстро ломаются.
Дополнительную трудность при выборе водометной лодки вызывает, к сожалению, то, что далеко не все производители выкладывают на своих сайтах все параметры своих лодок. Некоторые производители «скрывают» такие параметры лодок: как диаметр основных и дополнительных баллонов, рабочее давление в секциях, допустимый вес мотора и т.п. – этого вам «не подскажет даже ясень», как поет Шнуров. Не понятно, например, указаная мощность мотора – это мощность двигателя или водомета? Ну, а говорить о том, чтобы найти инструкцию на лодку на сайте производителя, это вообще немыслимо.
Априори, покупающим водометную лодку важно знать, что для достижения расчетных (заявленных производителем) параметров скорости и крейсерской грузоподъемности водометные лодки требуют значительно более тщательной навески водометного мотора, подбора угла установки, высоты транца, и т.д.
Весь спектр водометных лодок-ПВХ можно условно разделить на три категории: мелководные, экстремальные и штурмовые.
Виды водометных лодок
Мелководные водометные лодки
У нас есть много рек без бурного течения, ну, просто мелководные. Также, у КАЖДОЙ реки есть верховья, есть исток – мелководный! И рыба там есть, и рыбачить там можно успешно. Кроме того, многим нравится побывать в неизведанных и труднодоступных местах. Одним словом, девиз мелководных водометных лодок – ДВИГАЙ К ИСТОКУ!
Из наиболее подходящих лодок для таких условий, как мне кажется, можно назвать водометные лодки «Флагман». Флагман – известная фирма из Питера с большой историей.
Такое же чудо представляют водометные лодки «Флагман», имеющие патентованную систему днища «DK». DK – это серия двухкорпусных лодок, в которых днище является фактически отдельным (нижним) корпусом лодки. Такая форма днища имеет много плюсов: большая ровная плоскость днища, что дает самую сильную мелкоходность лодке; просторный и удобный кокпит даже при отсутствии фальшбортов; большой аварийный объем днища.
Не лишены, конечно, и минусов DK-лодки Флагман. Конструктивный минус: наличие глухих карманов (под мусор и грязь), образованных защитными полосами ткани в месте внешнего стыка баллонов с днищем по периметру лодки. Это раз. Второй недочет, на мой взгляд: использование листового ПВХ-пластика для формирования задней кромки днища. ПВХ-пластик очень невечен, но в момент продажи выглядит красиво. И третье, вытекающее из большого ровного дна – плохая всхожесть на волну, а значит практическая непригодность к порогам. Те видео, которые есть в сети, штурмов лодкой Флагман порогов, я бы прокомментировал так: танцевать можно и слона заставить.
Дно лодки – штука архисложная, о чем говорит большое количество запатентованных конструкций тоннельных НДНД и количество не очень удачных «полевых» испытаний водометных лодок разных производителей.
Но для относительно спокойных меляков европейских рек «Флагман-DK Jet» – идеальное решение: и по цене, и по весу лодки, и по комфорту и функциональности.
Экстремальные лодки
Под «экстремальными» лодками надо понимать те посудины с водометным мотором, которые в состоянии передвигаться по весьма бурным рекам: с шиверами и порогами 1-2 категории. Из экстремальных лодок, заслуживающих внимания на мой личный взгляд, стоит назвать продукцию фирм «Солар» и «Выдра».
Ну Солар, я думаю, представлять особо не надо: бренд раскрученный, с долгой, довольно, историей. Качество лодок на сегодняшний день находится на весьма приличной высоте. И не смотря на «кусучий» ценник, эти лодки пользуются большой популярностью у многих рыболовов, в том числе благодаря мощной рекламной поддержке.
Однако действительно на первое место среди экстремальных лодок я бы поставил лодки «Выдра». По ряду параметров. Их несколько: скоростные качества, грузоподъемность, экономичность, категорийность применения (пороги) и надежность.
Рассмотрим эти качества по отдельности.
Категорийность. Проходимость порогов лодками Выдра обеспечивается рядом факторов: хорошая всхожесть на волну за счет «правильной» геометрии днища; защита от захлестов (фальшбортами); высокая механическая прочность всей лодки – на излом и кручение – тоже за счет специальной конструкции днища.
Также уникальная конструкция НДНД лодок Выдра обеспечивает непревзойденную грузоподъемность и экономичность этих лодок. Многочисленные совместные испытания тоннельных лодок в условиях горных рек показывали не раз превосходные – реальную грузоподъемность и экономичность лодок «Выдра». Еще плюсом лодок «Выдра» является такой показатель моторной лодки как «ходкость». Я называю этим словом способность лодки двигаться под мотором небольшой мощности.
Вот за эту «выносливость», конструктивную неброскую прочность, отличные ходовые качества на горной воде многие водометные судоводители отдают пальму первенства экстремальным лодкам «Выдра». Даже с учетом приличной цены этих лодок. Как пишут на форуме Амурских водномоторников (сайт «Амурский берег»): «Лодкам Выдра пока альтернативы нет». А люди, реки которых на 90% состоят из горных, знают, о чем говорят.
И мало того, за счет весьма глубокого тоннеля в днище лодки, даже винтовой мотор подвешивается на лодках «Выдра» значительно выше – сантиметров на 8 выше, чем на обычных не туннельных лодках! Опять экономия и дополнительные возможности!
Штурмовые лодки
К этому классу привилегированных лодок относятся ПВХ-суда, чье специальное предназначение – покорение самых труднопроходимых горных рек. Эти лодки легко покоряют пороги 1,2 и даже 3 категории. Многие реки, до недавнего времени считавшиеся непроходимыми, покорены с помощью этих водометных ПВХ-судов. Преодолевая многочисленные пороги, завалы бревен и каменные «надолбы», экипажи этих лодок забираются в такие места, что остается только гадать сколько рассыпного золота они оттуда привозят. Шутка!
Штурмовая направленность этих лодок отражается на конструкции концевиков баллонов – они «тупые», т.е. имеют простые сферические заглушки. Так лодка меньше цепляется концевиками при маневрах за валуны и завалы. (Отметим к слову, что применение таких сферических концевиков на лодках Фрегат не водометных серий смотрится несколько смешно, и конструктивно, на мой взгляд, не оправдано.)
Повторю, на мой инженерный взгляд: днище лодок Фрегат- FM Jet сделано максимально прочно, надежно и непотопляемо. Дополнительно днищевые баллоны защищены снизу специальным слоем ткани – т.н. фальш-днищем. К слову, такая конструкция днища, состоящая из трех баллонов высокого давления, называется, по-моему, тримаран.
Обратная сторона такой «вульгаризации» днища – меньшая ходовая грузоподъемность по сравнению с некоторыми экстремальными и даже мелководными лодками. Это показывают те же сравнительные тесты (видео есть на Ю-тюбе): при большой загрузке Фрегат имеет не самые выдающиеся показатели.
Еще один минус, вытекающий из высокой жесткости днища, точнее, из высокого давления в днищевых баллонах – опасность взрывных проколов этих баллонов. Ну, вспомните сами надувной шарик: чем сильнее его надуть, тем опаснее вероятность прокола. В сети есть достаточно видео обширных повреждений баллонов Фрегата, и даже, приводящих из-за этого к оверкилю лодки на порогах. Еще одна грань медали, так сказать.
В «полу» (фальш-палуба из слоя ПВХ-ткани) лодки сделаны четыре больших незакрываемых сливных отверстия (шпигаты) для стекания забортной воды. Сливные отверстия, расположенные в средней части днища, вызывают законные вопросы в целесообразности такого решения. Теоретически, мусор и песок, попавшие через эти отверстия, могут скапливаться за фальш-днищем.
Нельзя не сказать про фигурный транец, крепящийся к пяти баллонам сразу и предназначенный для силовых «прыжков» стокилограммового мотора: по сложности контура он не уступает концертной арфе. Еще в центре лодки дополнительно вклеен вспомогательный низенький шпангоут для крепления рулевой консоли. Сидушки на ликтросах имеют шнуровую фиксацию положения через специальные отверстия в ликтросе и самих банках. Конструкция в целом – пальчики оближешь!
Красный Фрегат, оборудованный рулевой колонкой, тюнингованный двойной отбойной лентой бортов, снабженный надувным носовым фартуком и вооруженный мощным водометным мотором – способен штурмовать почти любые пороги для достижения самых недостижимых мест!
Досада: эти лодки имеют такую же высокую цену, как и болиды «феррари»…
Фото лодки «Флагман DK» взято с сайта официального производителя.
Фотографии тоннельных лодок «Выдра» «добыты» с сайта официального производителя.
Фото лодок «Фрегат- FM Jet» взяты с сайта производителя.
Какой двигатель лучше водомет или винтовой
Водомет или гребной винт
Водометный лодочный мотор, с завидной регулярностью, подвергается различного рода критике. Но, с уверенностью можно сказать, что резкая отрицательная критика, лишена оснований. А, если быть точнее, то, можно смело сказать, что водомет невозможно заменить во многих ситуациях.Одна из таких ситуаций — это, конечно же, все, что связано с мелководьем. Ведь водозаборник, или скимминг водометной насадки, выступает из-под днища на транце лодки, всего на пару сантиметров. Поэтому, на катере можно смело врываться на береговую территорию, не опасаясь за гребной винт. Ну и горные каменистые речки, это — явно его стихия.
Лучшее качество водометного лодочного мотора, использовано в десантно-штурмовых катерах многих стран. После плотного «скандинавского» стиля швартовки к отлогому берегу, сопло водомета перекрывается дефлектором и обратная струя, направленная к носу катера, позволяет уйти на открытую воду, подмывая корпус судна.
Водометный лодочный мотор не использует гребной винт, а значит, он полностью безопасен для находящихся в воде людей и животных, что объясняет его использование на многих спасательных катерах и лодках. Тем более, существует множество акваторий, где использование гребных винтов просто запрещено. Ну и, конечно, сложно представить гидроциклы с гребными винтами.
Водометные движители, используют, как правило (но, далеко не всегда), на глиссирующих лодках и катерах. Причем, их размер далеко не заканчивается канадской алюминиевой плоскодонкой. Пассажирские паромы и военные катера — тоже входят в их число. И не просто так.
Распространенное заблуждение, что эффективность водомета гораздо ниже, чем гребного винта, проистекает из теоритического анализа 60-х годов, и просто было принято на веру. Впрочем, оно было развеяно в 90-х годах. Правда, речь идет в данном случае, о скоростях, свыше 25 узлов и не обо всех конструкциях. Проблема начального ускорения водометов постепенно решается введением технологических новшеств, одно из которых — изменяемый параметр входного и выходного каналов.
Что касается надежности лодочного мотора с водометной насадкой, то моторесурс самого двигателя, должен быть заведомо выше, чем у аналогичного винтового. Связано это с тем, что нагрузка на мотор никак (почти) не изменяется, в зависимости от загрузки судна. В то время, как для лодочных моторов с гребными винтами, характерны такие явления, как недокрут или перекрут (когда нет возможности быстрой замены ГВ или смены шага лопастей). Стоит отметить, что это применимо не ко всем моделям водометных лодочных моторов.
Распространенная ошибка любителей промчаться по мелководной горной реке с водометным лодочным мотором — забыть (или не знать) о том, что необходимо снять стопор дейдвуда с положения «задний ход». Впрочем, на любом подвеснике это необходимо делать, во избежание потери транца или редуктора ПЛМ, вашей любимой лодки, при втрече подводной части лодочного мотора с препятствием. Справедливости ради, стоит сказать, что, на самом деле, мотание по мелководью с водометом, не так уж безболезненно для привода, как это позиционируется дилерами. Можно легко поймать мелкий камень в водозаборник, а песок, который втречается с импеллером, работает, как хороший абразив. Вследствии последнего, диаметр импеллера постоянно уменьшается (а чашки импеллера — увеличивается), а это автоматически означает, что производительность привода довольно быстро будет падать.
В догонку к вышесказанному: водометный лодочный мотор, вопреки мифам, с удовольствием засасывает в себя разный плавучий мусор. А вот, что бы от него избавиться (не всегда это требуется, конечно, часто, импеллер срабатывает, как блендер), необходимо разобрать насадку, что, по сравнению с гребным винтом, процедура не быстрая. Ведь, после того, как вы намотали на гребной винт какой-либо мусор, достаточно лишь включить заднюю передачу, что бы его очистить.
Преимущества и недостатки
К преимуществам мотора можно отнести:
К недостаткам можно отнести такие свойства, как:
Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.
Водомет или подвесной мотор с винтом
Водометы в качестве движителей лодок и моторов используются в мире уже давно, а точнее с 50 годов 20 века. Изначально это была новозеландская идея. Островитянам необходим был безопасный лодочный мотор, который можно было бы использовать безопасно и надежно на мелководных реках для доставки в труднодоступные места разнообразных грузов. Но для более менее коммерческого и повсеместного применения водометов пришлось ждать около 50 лет. Только лишь в 90-х годах водометы стали конкурировать с традиционными подвесными лодочными моторами как по цене так и по эффективности.
Цены на водометные насадки на лодочные моторы зависят от региона и конкретных поставщиков. В среднем цена на них от 40 до 150 тысяч рублей.
В общем водометная насадка на подвесной мотор — это удовольствие не из дешевых. Плюс к этому нельзя забывать о ремонте, который также значительно ударит по кошельку.
Сравнение водомета и подвесного винтового мотора
Безопасность
Очевидное достоинство заключается в отсутствии гребного винта. Это особенно актуально когда вокруг судна зачастую полно других судов или даже людей в воде. Для применения в спасательной техники это как нельзя актуально, т.к. спасательное судно должно быть как можно ближе к спасаемому человеку. И глушить водомет нет необходимости, т.к. он безопасен на любом расстоянии.
Управление
Водометный движитель дает отличную управляемость и маневренность судну. Вы сможете развернуть лодку или катер на гораздо меньшем диаметре чем с традиционным винтовым лодочным мотором. Для аварийной остановки водомет достаточно просто развернуть на 180 градусов, чего нельзя делать на моторах с гребными винтами, т.к. такой разворот создаст слишком высокую нагрузку на приводной вал, что может привести к его выходу из строя. Водомет же позволит практически мгновенно остановиться без риска сломать что либо и опасности переворота судна.
Универсальность
Лопасти винта повредить на водомете никак нельзя, потому что их там нет, есть только крыльчатка, которая расположена внутри. Так что вы можете спокойно передвигаться по мелководным горным рекам и озерам даже с каменным дном. Производителями рекомендуется держать глубину в 100 мм от дна до нижней кромки мотора, чтобы было свободное пространство для движения воды. С таким типом движителя вы никогда не лишитесь моторной тяги в 100 км. от цивилизации из-за поломки винта и вам не придется тащить лодку, мотор и весь свой скарб на себе.
Недостатки водометного движителя
Мы используем водометные двигатели фирм Mercury и Weber, потому что они и мощные, и надежные, и крутые, что отлично соответствует нашим катерам.
Для тех, кто хочет досконально разобраться как работает водометный движитель
Импеллер
Импеллер (или винт, или рабочее колесо)
— это лопаточная машина, заключенная в кольцо, снижает потери мощности и шумность. Импеллер является главным элементом водометного движителя, преобразующим энергию двигателя в энергию поступательного движения судна. Гидродинамически импеллеры бывают: осевые с цилиндрической и конической ступицей, осе-диагональные, диагональные и шнековые. Каждый из типов имеет свою область использования.
Осевые импеллеры
являются предшественниками всех типов импеллеров водометных двигателей. Отличаются высокими значениями упора на низких скоростях движения. Имеют достаточно низкий кпд и небольшой запас по кавитации, что определяет применение низкооборотных двигателей. Просты в изготовлении.
Осе-диагональные импеллеры
характеризуются достаточно высокими значениями кпд, способны эффективно работать на любых скоростях движения судна. Могут быть применены в компоновке со среднеоборотными двигателями.
Диагональные и шнековые импеллеры
– это наиболее современные импеллеры, проектирование которых могут себе позволить только фирмы, имеющие базу разработки гидродинамики. У таких импеллеров максимальные значения кпд находятся в зонах высоких оборотов двигателей и скоростей движения судна. Вообще, импеллер самая сложная деталь в составе водометного движителя, обычно они изготавливаются литыми с последующей механической обработкой лопастей. Некоторые производители изготавливают сварные импеллеры, заранее обработанные лопасти привариваются к ступице. Такая технология допустима в случае с низкооборотными осевыми импеллерами и совершенно не допустима для высокооборотных движителей. Значительный дисбалансы таких импеллеров, переменные силы действующие на лопасти неизменно приводят к отрыву лопастей, что может в свою очередь привести к разрушению всего движителя. Большинство производителей водометов для малого судостроения
изготавливают импеллеры методом точного литья с минимальной последующей обработкой
. Такая технология дает значительное снижение стоимости изготовления при соблюдении высокой точности геометрии. Импеллеры изготавливаются из нержавеющей стали или коррозионно-стойких бронз и латуней.
Выводы. Что лучше выбрать
Необходимость приобретения того или иного мотора сводится к анализу улучшения или ухудшения качества жизни при его использовании. Смотрите и анализируйте все плюсы и минусы и обратите внимание на то, что для вас важнее в той или иной характеристике.
Что касается мощности, то все производители измеряют мощность своих моторов в точке приложения силы. И для достижения аналогичной скорости с винтовым мотором водомету требуется более мощный двигатель (моторный блок), т.к. водометные моторы имеют меньшую эффективность.
На водометах есть также такая проблема как притягивание разнообразного плавающего мусора ко всасывающему отверстию. Мелкая решетка решит проблему повреждения крыльчатки от крупного мусора, но вот от песка и мелкой гальки она не защитит. Так что водомет рекомендуется периодически гонять в чистой воде для очищения всех его водных каналов от отложений.
Цена тут тоже имеет свою не маловажную роль. Водометы заметно дороже винтовых моторов. Расход топлива у традиционных подвесных моторов также меньше.
На наш взгляд водометный мотор целесообразно покупать лишь при условии не возможности использования винтового подвесного мотора в местах эксплуатации. Это может быть либо малые глубины водоемов и неравномерность глубины, либо применение моторного судна в местах большого скопления людей. В остальных случаях винтовые классические лодочные моторы гораздо эффективнее и практичнее своих водометных собратьев. Но если у вас нет проблем с финансами и вы хотите быть на «гребне волны», то водомет вполне может стать вашим мотором на вашей лодке или катере, т.к. значительных противопоказаний к его применению нет.
Винт vs Водомёт. В каком случае КПД выше?
Модератор: dqdmitry
Винт vs Водомёт. В каком случае КПД выше?
shuvalov » 09 июн 2014, 14:24
Винт vs Водомёт. В каком случае КПД выше?
jeeet » 09 июн 2014, 14:27
Самые лучшие водомёты по пропульсивному КПД — на уровне самых неудачных гребных винтов
Увы. Грубо говоря, среднестатистический типовой гребной винт из магазина имеет пКПД порядка 0,6, водомёт — очень редко когда дотягивает до 0,5. Это большая разница.
Проблема водомётов — в большом паразитном сопротивлении водоводов и прочих деталей. Есть большие проблемы с эффективностью на малых и высоких скоростях. В общем, не вариант.
Водомёты промышленного выпуска применяются в большей степени тогда, когда требуется получить очень высокие маневренные качества — на спасателях, рабочих катерах, скоростных паромах (для швартовки без использования буксиров или мощных подруливающих систем малого хода). В этом отношении водомёты очень хороши и полезны. Но! Для реализации требуется хорошо проработанный управляющий аппарат! Кустарные изделия такого не имеют, и вообще достаточно сомнительны.
Так же, стоит помнить что серийные водомёты достаточно дороги, и по цене вполне сопоставимы с консольными приводами (Arnesson Drive наиболее известен, производится TwinDisk), которые позволяют реализовать очень высокие характеристики частично-погружённых винтов (ориентрировочно — пКПД до 0,65-0,67!) как на очень высоких скоростях (когда водомёты вообще не работоспособны), так и даже на скоростях переходного режима (за счёт позможности использования винтов очень большого диаметра!).
Водомёт или ПЛМ? Выбор. Плюсы и минусы
ctljd
капитан 3-го ранга
ctljd
капитан 3-го ранга
Вот еще загадка———отгадайте что стоит на подводных лодках.? Водомет или винт?
Lenin
лейтенант
Убила фраза наповал, «по сравнению с каноническим водомётом, потому как теория требует, что бы водомётная струя вылетала в воздух, выше ватерлинии». Вы откуда берете эту лже науку. Я несколько лет преподавал предмет Гидравлика в одном из ВУЗов города, и точно вам могу сказать, что водометный движитель это насос который работает под водой на всех режимах. От воздуха отталкиваться у вас неполучиться. Думаю тему эту стоит закрыть, так как она зашла в тупик, в котором бред превысил здравый смысл. Простите если обидел кого. С уважением.
Водомёт своими руками
Собрать водомёт можно из двигателей «Москва», «Ветерок», «Стрела». Наилучшим вариантом при сборке можно считать, если он собран с отличного, уникального «Ветерка 12». Отличительной характеристикой данной модели, является использование в сборке водомёта серийных запчастей, которые легко найти в интернете. Вес собранного двигателя будет тяжелее стандартного на 1 кг. При водоизмещении в 450 л двигатель отлично поддаётся глиссированию и развивать скорость до 25 км/час.
Материалы, используемые при сборке:
Материал, который используется при сборке должен соответствовать всем нормам. Хорошая проходимость лодки достигается путём расположения передней кромки водосборника ниже на 40 мм по отношению днища. Сборка водомёта осуществляется с использованием штатного редуктора, который крепится к двигателю с помощью фланца.
На металлическом листе, делаем разметку лопастей и водозаборника. Получившиеся детали обрабатываются напильником и выгибаются при помощи гибочных валиков. Далее,свариваем поперечные и продольные фасонные вырезки. На бобышку крепится ступица. При сборке всех деталей, общий вес помпы не должен превышать 20 кг.