Что лучше vrb или freesync
Почему играть с AMD Freesync лучше, чем без него. AMD FreeSync vs Nvidia G-Sync
Трехмерные игры завораживают. Новейшие технологии погружения в виртуальное пространство практически стерли границы между рисованным и живым мирами, а о том, что наше физическое тело всё еще здесь, по эту сторону экрана, и игровые образы – лишь картинка, напоминает… отсутствие поддержки монитором AMD Freesync.
Какой бы дорогущей ни была видеокарта, каким бы шустрым ни был игровой компьютер, без этой чудо-технологии изображение будет дергаться и подвисать. Итак, разберемся, что такое AMD Freesync и почему он так важен для игр, а также сравним его с аналогом конкурента Nvidia G-Sync.
Такой же важный, как FPS
Чем выше частота смены кадров в секунду (FPS), тем лучше качество графики, тем более реалистично и плавно меняется геймплэй. Это аксиома. Когда FPS достигает 60 и выше, по логике вещей изображение должно приближаться к идеалу, ан нет: от дрожи и лагов это не спасает. И дело здесь вовсе не в криворукости разработчиков игр, а в отсутствии синхронности работы GPU (графического процессора) и монитора.
Обычные мониторы без поддержки AMD Freesync обновляют картинку с одной постоянной частотой, а GPU «рисует» каждый кадр с различной скоростью, причем разница довольно значительная. На рендеринг сложных изображений может уходить в 2-10 раз больше времени, чем простых. Если передача кадра на монитор не совпадает со временем обновления экрана (а в реальных условиях так и происходит), то вывод этого кадра задерживается до следующего обновления или его готовая часть совмещается с частями предыдущих кадров. И в том, и в другом случае на экране возникают артефакты – разрывы, дефекты и рывки изображения.
Попытки сгладить картинку при помощи V-Sync – синхронизации вертикальной развертки монитора и частоты кадров, проблему не только не решают, а усугубляют – в этом режиме к артефактам добавляется снижение FPS, а обновление экрана и скорость рендеринга все равно остаются рассогласованными.
AMD FreeSync – и есть та палочка-выручалочка, которая убирает этот камень преткновения. Она заставляет монитор обновлять картинку с той же частотой, с какой происходит отрисовка кадров. Управление синхронизацией берет на себя графический процессор AMD Radeon.
FreeSync обеспечивает плавность картинки без влияния на частоту смены кадров и значительно повышает уровень зрительного комфорта в процессе игры.
В 2017 году AMD FreeSync сделал еще один шаг в развитии – дорос до версии 2. Первое отличие второго поколения этой технологии – интеграция функционала HDR 10, который открывает разработчикам игр возможность встраивать в свои продукты функцию автонастройки дисплея – установки оптимальных параметров для конкретной игры без участия пользователя.
Кроме того, во FreeSync 2 реализована технология LFR. Она устраняет артефакты геймплэя, возникающие при низкой скорости рендеринга, путем вставки в видеоряд дополнительных сглаживающих кадров.
Какие мониторы и видеокарты поддерживают AMD FreeSync
Совместимые мониторы несложно опознать по лейблу с логотипом AMD FreeSync, который изображен на картинке в начале статьи. Сегодня их выпускают практически все производители, причем у Acer, Asus, AOC, Philips, Samsung, LG, HP и некоторых других в ассортименте не единицы, а десятки моделей таких аппаратов с разными характеристиками. Например:
Мониторов с поддержкой FreeSync 2 HDR пока не слишком много. На начало 2019 года в продажу поступило 11 моделей, среди которых:
Для работы в режиме FreeSync монитор должен подключаться к видеокарте через интерфейсы HDMI или DisplayPort 1.2a и выше – в них реализован протокол Adaptive-Sync, необходимый для управления динамической частотой обновления дисплея.
Видеокарты AMD Radeon имеют поддержку FreeSync, начиная с серии R9 3xx, в том числе R9 Nano, Fury и Fury X. Кроме того, она есть у R7 360, некоторых представителей серии R9 2xx, мобильных GPU RX 5xx и у процессоров AMD A10 со встроенным видеоядром Radeon R7 и новее.
Функционал FreeSync реализован в видеодрайвере AMD Catalyst версии 15.3 и более поздних. Драйвер выпускается для операционных систем Windows 7, 8, 8.1 и 10.
AMD FreeSync vs Nvidia G-Sync
Технология динамического изменения частоты обновления экрана есть и у конкурента AMD – компании Nvidia, и называется она G-Sync. Принцип работы FreeSync и G-Sync во многом похож, но у AMD управление синхронизацией возложено на видеопроцессор, а у Nvidia – на монитор, в который встроен специальный контроллер. Это обуславливает достоинства и недостатки обеих технологий.
Итак, за счет чего FreeSync выигрывает у G-Sync и наоборот:
Так что же лучше: FreeSync или G-Sync? Применение обеих технологий дает картинку примерно одинакового качества, поэтому назвать одну явным лидером, а вторую отстающей, увы, не получится. Графика в игре зависит от многих факторов и в большей степени – от характеристик, производительности, сочетания железа, также от свойств самой игры. Технологии улучшения графики только раскрывают заложенный в устройства потенциал. Если вам больше нравится продукция Nvidia, значит, для вас лучше G-Sync, если AMD – то FreeSync. И то, и другое однозначно неплохо, так что лучший помощник в выборе – ваш личный вкус.
FreeSync против G-Sync: что лучше?
G-Sync и FreeSync могут вывести гейминг на новый уровень, но какая из технологий лучше?
Если вы когда-либо наблюдали разрывы экрана при игре на ПК, то знаете, насколько это раздражительно. В таком случае идеально разработанная видеоигра становится испорченной грубыми горизонтальными линиями и заиканием. Вы можете включить V-Sync, однако при отсутствии действительно высокопроизводительной системы, это может сильно повлиять на общую производительность.
И Nvidia, и AMD усилили попытки решить эту проблему, сохранив частоту кадров, и оба производителя обратились к технологии адаптивной синхронизации, чтобы наконец решить столь глобальную проблему. Но давайте разберемся, чтобы выяснить, какой же вариант все-таки лучше.
Производительность
G-Sync и FreeSync предназначены для сглаживания игрового процесса, уменьшения задержки ввода и предотвращения разрывов экрана. Обе технологии используют разные методы для достижения данных целей, но на самом деле их отличает то, что одна из них тщательно охраняется, а вторая — используется в открытую. В то время как G-Sync от Nvidia добавляется путем включения чипа в конструкцию монитора, FreeSync использует функциональность видеокарты для управления частотой обновления монитора, используя стандарт Adaptive Sync, встроенный в стандарт DisplayPort, — в результате имеем разницу в производительности.
Пользователи отмечают, что, хотя разрыв и заикание уменьшаются при включенной FreeSync, некоторые мониторы имеют еще одну проблему: эффект Ghosting. Суть его заключается в том, что, когда объекты движутся по экрану, то оставляют изображения своей последней позиции, и это выглядит как тень. Это баг, которого некоторые люди вообще не замечают, но это действительно раздражает.
FreeSync и G-Sync также испытывают проблемы, когда частота кадров не синхронизируется постоянно в пределах диапазона обновления монитора. G-Sync имеет проблемы с мерцанием при очень низкой частоте кадров, и, хотя технология обычно компенсирует это, есть исключения. FreeSync, тем временем, имеет проблемы с заиканием, если частота кадров падает ниже заявленной минимальной частоты обновления монитора. Некоторые мониторы с FreeSync имеют чрезвычайно узкий диапазон адаптивной синхронизации, и если ваша видеокарта не может обеспечивать частоту кадров в этом диапазоне, возникают проблемы.
Кажется, что большинство пользователей, сравнивших две технологии, все же предпочитают качество G-Sync, которое не показывает проблем с заиканием при низкой частоте кадров и, таким образом, является более плавной в реальных ситуациях.
Выбор
Одним из первых отличий, о котором вы услышите, когда речь заходит о технологии адаптивной синхронизации, помимо общего соперничества между AMD и Nvidia, является разница между закрытым и открытым стандартом. Хотя G-Sync является запатентованной технологией Nvidia и требует разрешения компании и сотрудничества, FreeSync бесплатна, и её реализация — цель программы, а не способ заработать деньги. Таким образом, с поддержкой FreeSync доступно больше мониторов.
С другой стороны, G-Sync существует дольше, и она управляется Nvidia, нынешним лидером в производстве графических процессоров. Это может помешать расширению лидерства AMD в совместимых мониторах, но сейчас технология все еще имеет преимущество.
В большинстве случаев вы не можете смешивать и сочетать две технологии. Хотя сами мониторы будут работать независимо от марки видеокарты, для функций FreeSync и G-Sync конкретно требуется графический процессор AMD и Nvidia соответственно. Вы должны выбрать Nvidia или AMD, а затем приобрести монитор соответственно.
Если вы предпочтете Nvidia, модуль на мониторе будет выполнять большую часть тяжелой работы, связанной с регулировкой частоты обновления. Это будет отражено на цене за дисплей, поскольку каждый производитель должен платить Nvidia за технологию. Положительным моментом является то, что эта технология была выпущена еще в начале 2014 года, поэтому она доступна даже на мониторах по цене от 28 000 рублей, например, Acer Predator XB241H.
Модуль G-Sync также выполняет большую часть тяжелой работы, поэтому, пока монитор совместим, вы можете использовать карты младшего поколения. Nvidia перечисляет совместимые опции, которые варьируются от Titan X и 1080 Ti до 1050, цены на которых стартуют от 9 500 рублей.
Вы не будете платить больше за монитор с FreeSync. В отличие от G-Sync, производитель не может увеличивать цену за включение технологии. Таким образом, FreeSync часто поставляется в дисплеях с 1440p и частотой обновления 144 Гц (там, где нет аналогов G-Sync), а мониторы без этих функций могут стоить всего около 10 000 рублей.
Вам также понадобится карта с поддержкой FreeSync, которая традиционно была присуща только видеокартам AMD, а также APU и консолям, таким как Xbox One, которые используют AMD APU. Но это традиционное разделение между G-Sync и FreeSync теперь стало более размытым благодаря видеокартам от Nvidia, способным поддерживать FreeSync.
Все это стало возможным из-за обновления драйвера, которое позволяет графическим картам серии GeForce GTX 10, GeForce GTX 16 и GeForce RTX 20 работать с мониторами на FreeSync. Обычно он работает, но есть одна загвоздка — гарантированно работа обеспечена только на мониторах FreeSync, которые сертифицированы как совместимые с Nvidia G-Sync. Это означает, что карты были тщательно протестированы и одобрены Nvidia для обеспечения бесперебойной работы FreeSync по всему диапазону. Вот текущий список сертифицированных мониторов
Заключение
Без каких-либо других компонентов вы потратите не менее 28 500 рублей на монитор с G-Sync (1080p) и графическую карту GTX 1050; гораздо больше, если вы хотите устройство, которое может обрабатывать 4K-игры. И все же за менее чем 19 000 рублей вы можете достичь базового уровня совместимости FreeSync с Asus VG245H, упомянутым выше, и картой, подобной Radeon RX 550, которая запустит игры в 1080p с достойной производительностью. Хорошей новостью для AMD является то, что вплоть до RX 580 (которая является отличной видеокартой для игр в 1440p), цены вполне сопоставимы с периферией Nvidia. Это означает, что вы сможете получить столь же мощный графический процессор без G-Sync Premium.
Учитывая ценовой разрыв, вы можете задаться вопросом, почему кто-то предпочел бы G-Sync. Ответ прост – она лучше. Технология адаптивной синхронизации от Nvidia обеспечивает более стабильную общую производительность. Стоит также отметить, что, когда речь заходит о высокой производительности и играх в 4K, видеокарты Nvidia в настоящее время являются настоящим королем производительности. Переход на FreeSync и, следовательно, покупка графического процессора AMD Radeon, может означать покупку оборудования, которое обеспечивает меньшую отдачу от затраченных средств.
К счастью, новая совместимая с G-Sync программа предоставляет покупателям множество новых возможностей. Если вы уже обладаете картой Geforce GTX 10-й серии и выше, то можете купить более дешевый монитор с FreeSync, который уже сертифицирован для работы с картой.
В конечном итоге обе технологии в значительной степени достигают своих целей и предоставляют опыт, превосходящий V-Sync. Ваш выбор будет зависеть от того, предпочитаете ли вы общую эффективность, или же первоклассный игровой опыт.
VRR — что такое «адаптивная синхронизация частоты кадров»?
Содержание
Содержание
Геймеры бывают разные: одним важен сюжет, а графика остается на втором плане, другие готовы отдать все, чтобы выжать из компьютера как можно больше заветных кадров в секунду. Но, как активно и часто они ни улучшают для этого игровую систему, визуально не все оказывается гладко: как ни крути, в играх остаются разрывы изображения. Производители нашли, как это исправить — при помощи технологий адаптивной синхронизации кадров, например, VRR. Разберемся, что это такое и чем отличается от остальных технологий.
Представим, что монитор включается и выключается шесть раз в секунду, то есть, работает с частотой 6 Гц. За это время видеокарта успевает подготовить шесть кадров. Они работают синхронно: каждый кадр отображается ровно в момент включения дисплея, поэтому на экране показывается вся информация без изменений. Если видеокарта способна подготовить за тот же промежуток времени не шесть, а семь кадров, то монитор с частотой развертки 6 Гц не сможет отобразить все отрисованные кадры в правильном порядке, но кое-как попытается это сделать. Так как один кадр всегда остается лишним, в какой-то момент на дисплее окажется изображение, составленное из двух кадров, наложенных друг на друга.
Это явление известно как «тиринг». Оно проявляется независимо от мощности процессора, видеокарты, а также «крутости» телевизора и монитора. В результате постоянного «подселения» лишних кадров к тем, которые попали по адресу во время включения монитора, в непрерывном геймплее возникают сдвиги и разрывы. Чтобы исправить это и вернуть игровому процессу плавность, производители придумали технологии синхронизации частоты кадров. Среди уже известных способов, которые мы обсуждали в отдельном материале, есть и совсем новые — например, VRR.
Вспомним основные технологии:
V-Sync — программный способ синхронизации кадров. Технология поддерживается на уровне софта, поэтому может быть включена в любой игре и любом проекте. Принцип работы прост до безумия: драйвер считывает частоту обновления монитора и ограничивает количество кадров, выдаваемых видеокартой, до этого значения. Например, при частоте развертки монитора 60 Гц вертикальная синхронизация ограничит график кадров на отметке 60 fps. Для большинства игровых задач этого достаточно: разрывы исчезают, картинка становится плавной.
Безупречная работа этой функции продолжается ровно до тех пор, пока видеокарта способна обрабатывать необходимое количество кадров в секунду. Если же графический ускоритель снизит частоту хотя бы до 59 fps, то V-Sync автоматически установит ограничение, кратное двум. Тогда на экране станут отображаться не 59 или 60 кадров, а ровно 30 — так, чтобы монитор снова работал синхронно с каждым кадром. В этом и заключается главный недостаток вертикальной синхронизации, который удается обойти с помощью новых технологий.
G-Sync — фирменная технология синхронизации кадров NVIDIA, которая значительно отличается от программного метода. В этом случае не кадры подгоняются под частоту монитора, а частота монитора устанавливается динамически таким образом, чтобы каждое включение монитора соответствовало одному готовому кадру. Естественно, технология обладает ограничениями: работа синхронизации возможна в пределах от 30 fps до 240 fps. И пока тандем не выходит за рамки этих ограничений, все выглядит идеально. Стоит видеокарте сфальшивить и опустить частоту кадров ниже минимума, как волшебный «джисинк» превращается в обычную вертикальную синхронизацию.
Работа этого метода зависит от аппаратных возможностей монитора и видеокарты. Для активации G-Sync пользователю необходимо подружить совместимый дисплей с «зеленым» ускорителем не старше 10-го поколения. Ограничения обусловлены проприетарностью технологии: NVIDIA разрешает использовать свои наработки только в рамках лицензии, расходы на ее приобретение производители мониторов перекладывают на покупателей. Туда же они включают стоимость дополнительного модуля — что-то вроде отдельного компьютера в корпусе монитора, который отвечает за работу синхронизации. Отсюда завышенная стоимость мониторов с поддержкой этой функции.
FreeSync — технология синхронизации кадров от компании AMD. По традиции производитель превращает сложные вещи в простые и делает дорогое волшебство доступным каждому. Поэтому «красная» технология работает так же хорошо, как G-Sync, но не требует установки дополнительного компьютера в монитор, а также разрабатывается в открытом порядке — без лицензий и «переплат».
Вторая версия FreeSync поддерживает расширенный диапазон частот от 9 Гц до 240 Гц. При этом для активации синхронизации кадров подойдет не только фирменный ускоритель, но также любые видеокарты NVIDIA не старше 10-го поколения. Таким образом, для использования этой технологии достаточно обладать подходящим монитором или телевизором.
VRR (Variable refresh rate) — относительно свежая технология адаптивной синхронизации. На самом деле, это собирательное название для всех алгоритмов синхронизации. Поэтому для технологии, о которой идет речь в материале, лучше использовать название HDMI Forum VRR.
Приставка «HDMI» в расшифровке аббревиатуры говорит о том, что VRR является частью одноименного стандарта передачи данных. И это не первая попытка создать технологию, привязанную к разъему. Ранее функцию под названием VESA Adaptive Sync получил стандарт DisplayPort — те же «кадры», только в профиль.
С появлением новой версии HDMI телевизоры и передающие устройства научились понимать высокую частоту развертки в разрешении 4К, автоматически распознавать контент и подстраивать работу телевизора под игры, а также регулировать частоту обновления экрана динамически, как это делают игровые мониторы с поддержкой G-Sync и FreeSync. Соответственно, VRR работает идентично перечисленным выше технологиям, но имеет несколько преимуществ.
VRR может работать не только на устройствах с поддержкой HDMI 2.1, но также и через HDMI 2.0. Даже в таком режиме пользователь получает эффект плавной картинки. Отличие только в максимальном разрешении и частоте развертки. Если HDMI 2.1 переваривает до 120 fps в разрешении 4К, то HDMI 2.0 ограничен частотой 60 Гц.
С появлением VRR производителям игровых консолей больше не нужно использовать дополнительное ПО в прошивке, чтобы реализовать работу FreeSync или G-Sync. Все уже давно предусмотрено в HDMI, который они, в любом случае, реализуют в своих системах. Более того, производителям телевизоров также можно вздохнуть полной грудью и избавиться от забот по реализации проприетарных технологий синхронизации частоты.
При подключении ПК или консоли к телевизору с поддержкой FreeSync режим HDR Dolby Vision отключается. Технология синхронизации AMD является отдельной функцией и занимает часть ширины потока HDMI, поэтому некоторые полезные надстройки деактивируются. С VRR такого не случится. Для этой технологии адаптивной частоты выделен собственный канал, используя который, функция не мешает работе остальных сигналов и потоков.
На чем работает
Даже на начальном этапе распространения функции большинство видеокарт и современных телевизоров оказываются совместимыми с VRR. Технология привязана к стандарту передачи данных и не может быть «вырезана» производителем телевизора или графического ускорителя. Поэтому она поддерживается не только новыми устройствами, но даже прошлогодними видеокартами типа NVIDIA RTX 2000 или AMD Radeon RX 5000 серии. Ходят слухи, что в будущем поддержку новой технологии получат даже устройства со встроенной графикой Intel.
VRR активно интегрируется в телевизоры LG, начиная с моделей 2020 года, а также в модели Samsung серий Q80 и Q90 и новее. Поддержка технологии заявлена и производителями игровых консолей: Xbox One, Xbox Series и PlayStation 5. До обновления ПО предыдущие консоли Microsoft работали только с Freesync, а прошлые устройства Sony до сих пор довольствуются обычной вертикальной синхронизацией.
Как включить
Для активации VRR необходима не только аппаратная совместимость комплектующих, но и программная поддержка со стороны операционной системы. VRR появилась в Windows 10 после обновления до версии 1903, где функция существует как дополнение к G-Sync и FreeSync, а не отдельная самостоятельная технология.
Разработчики заявляют, что включение опции не влияет на работу остальных технологий синхронизации, а лишь дополняет их в тех проектах, где нет поддержки других алгоритмов. Например, в играх с DirectX 11, а также в случаях, когда режим работы G-Sync не покрывает задачи пользователя: не хватает диапазона поддерживаемых частот, или поддержка G-Sync и FreeSync просто отсутствует в мониторе.
Чтобы включить адаптивную синхронизацию частоты в Windows 10, необходимо:
После этого отправляемся в Настройки:
Система:
Дисплей:
Настройки графики:
И нажимаем «Включить VRR»:
Работает?
Чтобы убедиться в работе VRR, подключим игровую сборку с графическим ускорителем NVIDIA RTX 2070 Super к телевизору линейки LG 916NANO и запустим игру без поддержки G-Sync или FreeSync. Панель обладает разрешением 4К, а также поддерживает современные плюшки: HDR, Dolby Vision, HFR, LFC и все актуальные технологии синхронизации частоты кадров. Не забываем проверить настройки в панели управления видеокартой. Для AMD ищем пункт FreeSync, а для NVIDIA надстройку G-Sync:
После успешной активации режима адаптивной надстройки частоты телевизор сообщит об изменении профиля работы, после чего в игровых настройках графики необходимо отключить классическую вертикальную синхронизацию. Правильная настройка покажет себя в геймплее. Если все настроено верно, в игре исчезнут разрывы изображения и смена кадров станет плавной. Как в этом примере:
Третий — лишний?
Очередная технология адаптивной синхронизации не обещает стать единственным решением, которое заполнит рынок и вытеснит остальные методы. Наоборот, каждый производитель развивает собственный стандарт, улучшает его и модернизирует, что играет на руку пользователю и производителям аксессуаров. Выбирай любую технологию и все равно попадешь в цель. Появление VRR на рынке игровых устройств не стало революцией, как это было с выходом технологии NVIDIA. Но кое-что полезное новый алгоритм все-таки принес — это глобальная стандартизация и упрощение технологий, что помогает активно «въезжать» на рынок игровых устройств даже самым бюджетным моделям телевизоров и мониторов. Как ни удивительно, это снова идет на пользу потребителю — профит, да и только.