Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз

Тосол или антифриз? Просто о сложном.

Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Смотреть фото Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Смотреть картинку Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Картинка про Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Фото Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз

Я думал, что в наш век информационных технологий уже все знают, что тосол — это антифриз, просто хреновый. Но до сих пор мне крайне часто встречается заблуждение, что это разные вещи. Так же в интернете я постоянно натыкаюсь на массу псевдонаучных статей на тему различий между охлаждающими жидкостями. Поэтому я решил собрать здесь воедино все свои знания об ОЖ.

Но начну с главного. Фраза «тосол или антифриз» это примерно как «автомобиль или жигули», «бензин или АИ-95», ну или, в конце концов, «обувь или лабутены».
«ТОСОЛ»- марка несуществующего ныне антифриза из несуществующей более страны СССР.

Практически все автомобильные антифризы, они же охлаждающие жидкости, изготавливаются из смеси этиленгликоля и воды. Этиленгликоль — это такой дешманский спирт, благодаря которому этот раствор не замерзает. Но у этой смеси есть два глобальных недостатка, не позволяющие использовать её в чистом виде. Первое, она очень коррозионно-активна. Второй — кавитация. Это такие взрывающиеся пузырьки в движущейся жидкости, выгрызающие металл. Для устранения этих недостатков добавляют присадки. Тут и начинаются отличия антифризов. И самая главная хрень заключается в том, что на них нет международных стандартов, как, например, на масло. Нельзя просто пойти и купить универсальный антифриз по маркировке, как, например, масло качества SN по стандарту API, и уровнем вязкости по SAE 5w40. Де-факто все пользуются внутренним стандартом VW, которые обозначают свои ОЖ G11, G12, G13. Но если у вас, вдруг(!), не VW, начинаются проблемы: этих букв в руководстве к своей машине вы не увидите. И разобраться, что к чему, довольно сложно. Все производители рекомендуют только «свои» жидкости. Например, в лансере залита DIA QUEEN SUPER LONG LIFE COOLANT. Что это такое в переводе на язык «ЖЭ» от VW доподлинно не знает никто. Скорее всего ничего. Она сама по себе, как и ОЖ множества других автопроизводителей.

Итак, по составу антикоррозионных присадок большинство антифризов делятся на 4 основные группы. Но имейте в виду, что это разделение достаточно условно, и группы могут пересекаться. Например, лобридный антифриз может быть и G12++ и G13, отличаясь основой.

Традиционные антифризы (Traditional coolants) в качестве антикоррозионных присадок содержат неорганические вещества, в основном силикаты натрия. Их не стоит применять по двум причинам: срок службы этого типа антифриза максимум 2 года и он покрывает всю систему охлаждения изнутри защитной силикатной плёнкой. Эта плёнка по структуре очень напоминает накипь. Она осложняет теплообмен, со временем трескается и отваливается. Засоряет каналы, может вывести из строя термостат. В местах разрушения этой защитной силикатной плёнки начинается интенсивная коррозия, поэтому синий/зеленый заводской антифриз отечественных машин так любит желтеть. Часто этот тип антифризов называют G11, но это не так! Фольцвагену такие антифризы уже давно в кошмарных снах не снятся, и у них нет для них обозначения. Именно к этому типу антифризов относится наш нищебродский ТОСОЛ и ещё куча антифризов из анашана по 100р за литр. Настоящий «ТОСОЛ» был придуман в 1971 году и на него даже есть ГОСТ 28084-89. Но тот «ТОСОЛ» не имеет никакого отношения к современным жижам. Максимум, что вы можете купить сейчас, это ГОСТ на этот антифриз, а не сам «ТОСОЛ», сделанный по нему. Точно так же, как настоящие «мовиль» и «пушечное сало» остались в прошлом веке.

Гибридные антифризы (Hybrid) G11, да-да, это именно они имеют обозначение VW TL 774-C G11 по классификации VW group, а не «традиционные». Содержат в себе и карбоксилаты и неорганические ингибиторы (силикаты, фосфаты или нитриты). Намешали их так хитро, что работает и неорганика, и карбоновые кислоты, не выпадая при этом друг от друга в осадок. Казалось бы, должны быть лучше обычных силикатных, но НЕТ. Это компромисс в цене. Срок службы — до 3х лет, и нерастворимый шлам от них тоже будет.

Карбоксилатные антифризы G12 в качестве ингибиторов коррозии содержат соли органических карбоновых кислот. По маркировке VW это TL774-D G12. Карбоксилатные ингибиторы не образуют плёнки, они работают только в очагах возникшей коррозии. Карбоксилатные антифризы имеют срок службы более 5 лет и отлично защищают от коррозии. Теплоотдача у них значительно выше, из-за отсутствия толстой силикатной плёнки. Есть только одно жирное «НО» — чтобы получить все эти плюшки, их надо заливать в чистый двигатель с нуля. А вот смешивать с силикатными категорически нельзя. На сегодня это оптимальный выбор ОЖ по соотношению цена/качество/долговечность.

Карбоксилатные антифризы VW TL 774-F G12+. Информации по ним очень мало, основное отличие в том, что они смешиваются и с G12 и с G11. Всё остальное одинаково с G12, в том числе и срок службы 5 лет.

Лобридные антифризы (Lobrid) VW TL 774-G G12++ Главное отличие от G12 — смешиваются с G11 и имеют неограниченный срок службы при заводской заливке. Кроме карбоновых кислот содержит в себе небольшое количество (до 10%) минеральных ингибиторов (силикаты, нитриты, фосфаты) и работают не только в очагах коррозии, но и обладают лучшим защитным действием на аллюминий при высоких температурах.

Про цвета антифризов вообще отдельная песня. Производители их делают в соответствии со своими дизайнерскими предпочтениями, поэтому любой антифриз может быть любого цвета. Единственное, G12 чаще всего бывает красных оттенков. Поэтому выбирать антифриз по цвету — полнейшая глупость.

Что в итоге? А в итоге всё плохо из-за отсутствия единого стандарта на ОЖ. Поэтому я вывел для себя простое правило — не смешивать ОЖ разных производителей и марок. На всех своих машинах я использую только G12 только одного производителя. Потому, что у одного производителя его антифриз G12 может оказаться несовместимым с G12 другого и при смешивании выпадет осадок, или произойдёт взаимная нейтрализация пакетов присадок. Или и то и то вместе ) А про «ТОСОЛ» в наших реалиях давно пора забыть.

Источник

Антифриз или тосол, что лучше заливать в систему охлаждения автомобиля.

Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Смотреть фото Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Смотреть картинку Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Картинка про Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Фото Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз

История эволюции охлаждающей жидкости – тосола, антифриза

Основной недостаток воды, который обнаружился очень быстро, видимо в первую зиму, это ее кристаллизация, обычное замерзание при минусовых температурах. Для решения этой проблемы были предложены альтернативные жидкости и растворы, по которым мы кратенько и «пробежимся».

Из энциклопедии о нем можно узнать следующее: Глицерин — бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос — сладкий). Кстати, глицерин до сих пор применяется в антифризах. В последствии выяснились пару значительных минусов глицирина, как жидкости применяемой для охлаждения ДВС. Это все же относительно высокая температура замерзания. Ну и главный минус, это значительная вязкость, если еще проще, то он словно кисель. Такая консистенция ОЖ сказывается на полезной мощности двигателя, из за необходимости гонять раствор по системе охлаждения двигателя. То есть, снижет КПД, от которого зависит динамика автомобиля и наше с вами настроение во время поездки.

Этиловый спирт, именно тот спирт, который входит в состав многочисленных алкогольных напитков употребляемых человеком, а также широко используется и для антифризов и тосолов. Плюсы этилового спирта очевидны: относительно безвреден для человека, имеет низкую температуру замерзания, обладает низкой вязкостью. Конечно, основное пагубное свойство этанола всем известно – алкоголизм, но в этой статье не об этом.
Кроме того, немного не по теме, но стоит добавить, что этанол является противоядием при отравлении некоторыми токсичными спиртами, такими как метанол (см. выше) и этиленгликоль (расскажем далее), это не значит что он реагирует с ними, просто при попадании в организм происходит конкурентное окисление живых тканей именно с ним и в последствии невозможность окисления с другими ядовитыми спиртами в организме.

Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Смотреть фото Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Смотреть картинку Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Картинка про Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Фото Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз

(Внимание: Этиленгликоль ядовит и может проникать в организм даже через кожу тела. Он сладкий на вкус, но вот пробовать его не надо, ведь при приеме уже 35 см кубических внутрь, данная доза для человека может быть смертельной. )

Присадки в тосоле и антифризе, как основные критерии выбора ОЖ

Из списка упомянутого выше видно, что в основном в состав тосолов и антифризов входят спирты, то есть жидкости с низкими температурами замерзания. Также важно выбрать спирт с низкой вязкостью. Кроме того, стоит заметить что для антифриза и тосола важно отсутствие явного негативного влияния на металлы двигателя, для повышения антикоррозионных свойств материалов, с которыми тосол, антифриз взаимодействует. В основном, все это решается путем добавления специальных присадок в тосол или антифриз. По типу антикоррозийных присадок антифризы или тосол условно делят на две основные группы: силикатный и карбоксилатный антифриз, тосол.
Силикатные антифризы, тосолы — это старая группа охлаждающих жидкостей. В качестве антикоррозионной присадки в них используются, как следует из названия, силикаты, которые при нагревании и кипении создают слой накипи, постепенно снижая эффективность системы охлаждения за счет отложений образовавшихся в системе. Как правило, силикатные антифризы при их изготовлении окрашиваются в зеленый или синий цвет (каким мы привыкли видеть тосол), что однако, не является строгим правилом.
Карбоксилатный антифриз, тосолы имеет в своем составе ингибиторы коррозии на основе органических кислот, которые образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии. Поэтому расход присадок в процессе использования карбоксилатного антифриза, тосола невелик, и срок эксплуатации такого антифриза выше. Карбоксилатный антифриз, тосол выпускается чаще всего в виде жидкости красного цвета (каким мы привыкли видеть антифриз). Кроме того, ингибиторы коррозии на основе карбоксилатов входящих в состав охлаждающей жидкости имеют более низкий класс опасности (вредности) и более экологичны нежели традиционные силикатные ингибиторы.

Рекомендации при выборе тосола или антифриза

Наши рекомендации будут на стороне охлаждающих жидкостей, что говорится нового поколения, будь то тосол или антифриз, но на основе карбоксилатов. При приобретении тосола или антифриза внимательно изучите упаковку. Именно в составе ОЖ и должно быть упомянуто, какие присадки являются основными, для данной охлаждающей жидкости.
Для примера ниже, приведены картинки в случае применения силикатного тосола или антифриза (справа) и для карбоксилатного тосола или антифриза (слева)

Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Смотреть фото Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Смотреть картинку Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Картинка про Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Фото Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз

Из рисунка видно, что тосолы и антифризы на силикатной основе намного хуже сопротивляются коррозии материалов, что влечет за собой физико — химическое изменение и как следствие разрушение и отложение. Данные отклонения естественно отражаются и на проходимости системы охлаждения и возможностью справляться с отводом тепла. То есть, ограничивают основную функцию системы охлаждения.
В мире так и не сложилось единственного стандарта для антифризов и тосолов, видимо исходя из причин:
— различных климатических районов;
— до настоящего времени проблема с коррозионной агрессивностью тосола решается разными путями.
Добавление присадок и поиском новой основы для антифриза и тосола — пропиленгликоль и др. Так на сегодня существуют следующие стандарты:

ГОСТ28084-89 — Россия
BS 6580: 1992 — Великобритания
AFNOR NF R15-601 — Франция
ASTM D 3306 и SAE J 1034 — США
ONORM V5123 — Австрия
JIS K2234 — Япония
CUNA NC9566 — Италия

Кроме того, как и в отношении моторных масел многие производители автомобилей постоянно совершенствуют и обновляют свои собственные спецификации. По требованиям данных спецификаций выпускаются ряд охлаждающих жидкостей. Например, нормы General Motors USA — Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M или система нормативов G концерна Volkswagen:
— G 11 — для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов) Требуют замены в строгий период времени, так как силикаты разлагаются и могут в последствии забить каналы охлаждающей системы.
— G 12+ ; G 12++ ; G 12+++ — для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют), то есть антифризы класса G 12 не содержат силикатов и как раз имеют удлиненный интервал замены в системах охлаждения автомобилей. Что мы вам и рекомендуем.

Почему тосол называется тосолом, а антифриз антифризом

В случае с антифризом все банально, происхождение слова антифриз, это заимствование с английского языка т.к. на англ. «antifreeze» – незамерзающий. Тосол же является фактически абривиатурой с окончанием.
ТОС — расшифровывается как «Технология органического синтеза» (наименование отдела ГосНИИОХТ, создавшего антифриз еще во времена СССР. ОЛ – окончание, характерное для группы спиртов (например — этанол, бутинол, метанол).
Этот антифриз был разработан еще в 1971 г. в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) для автомобилей ВАЗ, взамен итальянского антифриза с наименованием «ПАРАФЛЮ». Торговая марка «ТОСОЛ» не была зарегистрирована, что собственно и не практиковалось во времена СССР, поэтому ее применяют до сих пор, многие производители охлаждающих жидкостей.

Основные задачи охлаждающей жидкости – тосола или антифриза

Вот теперь мы подошли пожалуй к самому главному, с чего стоило начать, но у нас осталось на потом. Ведь нельзя рассказать обо всем сразу. Вот мы оставили обязательное, но не столь эммоцианально — интересное под конец.
На настоящий момент к тосолам и антифризам предъявляются строгие, обязательные требования:

— повышение температуры кипения до температуры порядка +110 градусов по Цельсию;
— предотвращение пенообразования;
— низкая температура замерзания до – 60 градусов по Цельсию;
— низкая вязкость;
— ингибирующие свойства в отношении материалов двигателя (алюминий, чугун);
— долговременная химико-физическая устойчивость (на срок эксплуатации от 3 лет или порядка 60 000 км пробега);

Есть заблуждение, что в антифризы или в тосол добавляют специализированные присадки влияющие на смазывающие свойства. На самом деле «смазывающие» свойства в антифризах и в тосоле обеспечиваются основным составом тосолов и антифризов — этиленгликолем.

В чем различия между тосолом и антифризом

Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Смотреть фото Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Смотреть картинку Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Картинка про Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз. Фото Что лучше заливать в радиатор автомобиля тосол или антифриз

Теперь о насущном, так скажем подведем итог. Ни в одной стране мира нет разделения между охлаждающими жидкостями по их названию – антифриз или тосол. Просто есть более совершенные и менее совершенные жидкости, вернее ОЖ. Все зависит от присадок описанных выше. Поэтому выбор остается только за вами и зависит от ваших пристрастий, от ваших финансовых возможностей и конечно, от целесообразности.
В настоящий момент, лучшими являются тосолы антифризы с карбоксилатными присадками, чаще всего это антифризы, поэтому и рекомендации по применению будут на стороне антифризов. Дополнительно хотелось отметить следующее, что у автомобилей различных марок, моделей, года выпуска нет конструктивной предрасположенности к определенной охлаждающей жидкости будь то тосол или антифриз.
Тем не менее, мы бы хотели дать несколько рекомендаций, по использованию тосола или антифриза в вашей машине.

Можно ли смешивать или доливать тосол антифриз если вы не знаете на основе каких присадок он создан.

Конечно, хотелось бы сказать красные жидкости смешивайте с красными, зеленые с зелеными, а синие с синими, но к сожалению это не так. Цвет тосола или антифриза это не явное проявление какого — либо основного присутствующего химического компонента, а всего лишь краситель, то есть нельзя смешивать охлаждающие жидкости основываясь только на цвете.
При смешивании тосола или антифриза с различными присадками (карбоксилатными и силикатными) одни просто напросто могут прореагировать с другими, напрямую данные реакции не вызовут никаких побочных явлений в двигателе, просто они разрушат сами себя, тем самым потеряв ряд свойств, в том числе смазывающих и ингибирующих. В итоге, система охлаждения будет работать без ингибиторов и дополнительной смазки, что скажется на ресурсе и износе деталей.

Зимние и летние тосолы и антифризы

Иногда психология нашего поведения подводит нас, в следствии того, что мы мыслим в рамках сформировавшихся обстоятельств. На доминирующей территории России примерно одинаковая температура эксплуатации автомобилей зимой, и соответственно с одними и те же требованиями к охлаждающей жидкости — тосолам и антифризам. Но существуют уголки в мире и с другими климатическими зонами, например Америка, Европа, с которых к нам нередко приходят подержанные иномарки. Также возможно это южные регионы России, где возможно ранее эксплуатировались автомобили, до того, как попали в более холодный климат. Именно в этих местах антифриза или тосола не столь требователен по своим характеристикам к низким температурам замерзания.
Поэтому обязательно меняйте охлаждающую жидкость, на автомобиле если вы не знаете его истории, чтобы избежать проблем зимой. Ведь тосол, антифриз применяемый в теплых регионах имеет более высокие температуры замерзания, нежели для северных районов. В итоге, в случае замерзания тосола антифриза зимой, у вас может возникнуть непроходимость в системе охлаждения и перегрев двигателя. Может растрескаться радиатор, из за расширения охлаждающей жидкости (если этиленгликоля совсем мало), под действием мороза.
Тем кто все таки хочет проверить приблизительную температуру замерзания антифриза, основываясь на плотности, можно воспользоваться рекомендациями абзаца «Определение замерзания тосола антифриза по его плотности» (см ниже).
Определение замерзания тосола антифриза по его плотности.

Антифриз или тосол что лучше заливать в автомобиль.Разное соотношение этиленгликоля и воды соответственно образуют разную плотность. Так в частности 1 литр воды весит 1 кг, а вот 1 литр этиленгликоля уже 1,120 кг, таким образом из определения веса в 1 литре, то есть фактически из определения плотности можно сделать вывод о содержании этиленгликоля в воде и как следствие резюмировать температуру замерзания для данного раствора.
Измерение плотности тосола, антифриза производится ареометром или другими аналогичными, несложными в применении прибором. Как правило это обычный поплавок, который тонет в зависимости от плотности на разную глубину. Ведь при разной плотности сила Архимеда будет тоже различна, сила Архимеда — это сила равная массе вытесняемого раствора объемом погружаемого в него тела.

Как правильно менять тосол или антифриз в системе охлаждения двигателя автомобиля

Конечно, лучше всего воспользоваться инструкцией по эксплуатации, на ваш конкретный автомобиль. Но общие требования все же для всех моделей и марок одинаковы. В случае замены ТОСОЛа или антифриза в системе охлаждения автомобиля, заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт (если имеется), то есть надо прогреть всю систему охлаждения (вместе с отопителем салона). Остановить двигатель, слить ТОСОЛ или антифриз из радиатора (удалив глухую пробку) и блока (открыв кран или вывернув пробку), залить чистую воду, можно добавить жидкость для промывки системы охлаждения, радиатора, дайте поработать двигателю порядка 5-10 минут, после этого слить воду повторно, через сливную пробку радиатора и блока двигателя. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым ТОСОЛом или антифризом.

Срок хранения тосола или антифриза

Вообще вода с этиленгликолем достаточно устойчивое соединение. Но к сожалению присадки содержащиеся в тосоле и антифризе разлагаются примерно через 3 — 4 года (60 — 80 тысяч пробега), поэтому охлаждающая жидкость теряет свои свойства, а то и того хуже начинает забивать отложениями выделившихся солей каналы системы охлаждения автомобиля. Но все же есть частные случаи в результате появления которых антифриз или тосол лучше заменить раньше рекомендуемого срока.
Антифриз, тосол на протяжении срока эксплуатации упомянутого выше, как правило, не должен кардинально менять цвет, но если антифриз, тосол приобрел оттенок ржавого металла – это значит что он не справляется со своими обязанностями и не предотвращает детали системы охлаждения от коррозии. Если ОЖ стала такой через очень короткое время (цвет свежей жидкости стал коричневым), значит, вы залили подделку, в которой нет ингибиторов коррозии.
При проявлении подобного факта тосол или антифриз также подлежит замене, не дожидаясь положенного срока или пробега. Появление пены свидетельствует о нарушении структуры, либо о изначально некачественном тосоле антифризе. Пены должно быть как можно меньше, и исчезать она обязана в считанные секунды. Если пена сохраняется в составе, то система завоздушивается и двигатель начинает перегревается.
Кроме того, одним из признаков поддел является резкое полное обесцвечивание жидкости. Такой «антифриз» необходимо быстрее заменить.

Новые технологии тосолов и антифризов делают нашу жизнь лучше

Естественно мировое сообщество постоянно развивается и последними тенденциями которые обеспечивают экологичность и продление срока службы элементов системы охлаждения является применение пропиленгликоля. Антифризы и тосолы на основе пропиленгликоля более экологичны, он не токсичен для человека, пропиленгликоль применяется в производстве продуктов, лекарств и парфюмерии, а также в системах отопления жилых помещений. Большинство муниципального транспорта в Европе уже переведено на пропиленгликоль. Пропиленгликоль, в отличие от этиленгликоля, менее агрессивен к металлам и обладает лучшей теплопроводностью, то есть более эффективно отводит тепло от двигателей автомобилей.

Источник

Что лучше: тосол или антифриз? Что лучше залить, можно ли смешивать, чем отличается и что лучше зимой?

Очень частый вопрос, который я слышу от владельцев автомобилей, звучит так: «Что лучше: тосол или антифриз?» Как правило, многие сторонятся тосола и заливают только антифриз, который дороже. Прочитайте внимательно статью, и вы будете точно знать, в чём их разница, что лучше для охлаждения двигателя.

Тосол — это охлаждающая жидкость (сокращённо – ОЖ), которую придумали ещё во времена СССР. А антифриз — это обобщающее название всех охлаждающих жидкостей, к нему относится и советский тосол. Их заливают в систему охлаждения авто для снижения высокой температуры двигателя. Дополнительные присадки в ОЖ предотвращают развитие коррозии на деталях системы охлаждения.

Только в России и странах СНГ все автомобильные охлаждающие жидкости условно делят на тосол и антифриз.

Более трети всех проблем с работой двигателя связаны с неправильным обслуживанием системы охлаждения мотора. Это такие ошибки, как

Чтобы сохранить работу двигателя, надо не допускать ошибок, которые указаны выше, ведь это поможет вам сократить расходы на ремонт и техническое обслуживание автомобиля.

При выборе охлаждающей жидкости для марки своего автомобиля надо узнать, что рекомендует производитель. Как правило, указывается список марок и названий всех жидкостей, которые прошли официальные тесты именно для вашего авто.

К сожалению, в России имеются лишь поверхностные и искажённые данные про охлаждающие жидкости для автомобилей. Это произошло из-за отсутствия научных центров, грамотных специалистов и государственных заказов на разработку ОЖ. Поэтому среди работников автосервисов, магазинов и обычных автолюбителей имеется множество мифов, про которые я обязательно упомяну в статье.

Но для начала давайте выясним, для чего вообще нужны охлаждающие жидкости в машинах.

Роль охлаждающих жидкостей в автомобиле

Охлаждающая жидкость необходима для того, чтобы двигатель не перегревался в процессе своей работы. Чаще всего двигатель достигает максимальных температур в жаркое время и при повышенных оборотах. Если случится перегрев, то мотор может вообще выйти из строя (его заклинит) и придётся вызывать эвакуатор.

Главное отличие при выборе производителя ОЖ – это качество присадок, которые обладают антикоррозийными, морозостойкими и другими свойствами.

Факт! В России и странах СНГ среди автомобилистов принято различать антифриз и тосол. Антифриз – это абсолютно любая охлаждающая жидкость, да и переводится с английского она как «морозостойкий». Тосол – это скорее нарицательный термин, который придумали очень давно.

Давайте выясним, что такое тосол и антифриз, и чем же они отличаются друг от друга.

Тосол

Тосол создали в СССР в ответ на импортный антифриз. Из чего состоит слово «ТОСол»? «ТОС» — расшифровывается как «Технология Органического Синтеза» (так назывался отдел, где придумали тосол), а окончание «ОЛ» указывает, что в состав ОЖ входит спирт. Разрабатывали тосол в течение 3 лет в конце 1960-х годов в институте ГосНИИОХТ. Впервые тосол применили для автомобиля Жигули. Поэтому у многих слово «тосол» ассоциируется с «Жигулями».

Тосол бывает только двух цветов: красный и синий. Но некоторые производители могут окрашивать его в такие цвета, какие захотят, что может вызвать недоумение среди автомастеров и автомобилистов.

В состав тосола входят:

Секрет работы тосола – в присадках. Они имеют химическое происхождение: нитриты, фосфаты, бораты (буры), силикаты и другие. Их польза – защита деталей системы от коррозии, которую со временем могут вызвать вода и спирт. Тосол меняют полностью один раз в два года. Если это не сделать, то сухой остаток забьёт патрубки, что приведёт к заклиниванию мотора.

Химический состав тосола не менялся уже лет 40, его как готовили раньше, так и делают до сих пор в точно таком же составе. Никаких научных разработок по совершенствованию формулы не происходит. В настоящее время оригинальной рецептуры никто не придерживаются. Частные компании изготавливают тосол по своему рецепту, а по-настоящему никто так и не улучшил его состав. Здесь есть высокий риск нарваться на ОЖ плохого качества.

Виды тосола

Тосол разрабатывался специально для отечественных автомобилей. Расскажу, какие виды тосола продаются на авторынке.

Тосол А. Это концентрат. Перед эксплуатацией его надо развести дистиллированной водой в соответствии с рекомендацией на упаковке. Буква «А» расшифровывается «автомобильный».

Тосол А-40М. Главный компонент этого российского тосола – гликолевый спирт. В него добавляется около десяти добавок, которые защищают от ржавчины и предотвращают появление пены. У тосола А-40М нет запаха. Цвет – светло-зелёный или голубой. Жидкость очень ядовита, следите, чтобы она не попадала на кожу. Мешать эту ОЖ с другими антифризами запрещено.

Свойства тосола А-40М:

В тосоле А-40М есть присадки, которые защищают медь, сталь, латунь и чугун от ржавчины. Алюминий же эта жидкость защитить не способна. Поэтому такой тосол не применяют в иномарках, а только в наших ВАЗах и грузовых автомобилях.

Менять этот вид тосола следует один раз в 40-60 тыс. километров пробега или раз в 1-2 года.

Главный компонент тосола А-65М – этиленгликоль, который иногда разрешается смешивать с другими ОЖ на этой основе (в экстренных случаях).

Свойства тосола А-65М:

С тосолом теперь всё понятно, перейдём к более современным антифризам.

Антифриз

Антифриз – это жидкость, которая не замерзают. Их применяют, например, с солями и другими химикатами, которыми щедро посыпают дороги в зимнее время.

В автомобилестроении используется термин Antifreeze Coolant, его же часто и пишут на ёмкостях с антифризом. Это обобщающее название различных охлаждающих жидкостей для автомобиля. Абсолютно все охлаждающие жидкости между собой отличаются дополнительными компонентами (присадками).

Интересен тот факт, что базовый состав антифриза идентичен тосолу.

Несмотря на то, что состав одинаковый, некоторые виды антифриза имеют огромную разницу с тосолом. Как правило, чем дороже ОЖ, тем качественнее присадки и добавки.

Поэтому самое главное отличие между тосолом и антифризом – это наличие органической (или неорганической) кислоты и химических присадок. Какая же польза от добавок и присадок?

Если вдруг вздумается смешать несколько разных видов ОЖ с разными присадками, чтобы получить более «мощную» ОЖ, то это может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому не надо экспериментировать.

Обратите внимание! По цвету антифризы не делятся на классы, от этого не зависят их характеристики. Жидкости специально окрашивают в разные цвета, чтобы автомастера и автовладельцы могли их отличать друг от друга и визуально определять их температурный режим. Но некоторые производители меняют цвет на своё усмотрение, поэтому часто происходит путаница.

А какие классы антифриза существуют? Ответ – ниже.

Виды антифриза

На самом деле нет никакой официальной классификации антифризов. Поэтому среди автомобилистов используется классификация, которую разработали в концерне Фольксваген (Volkswagen) для своих охлаждающих жидкостей.

G11. Это силикатный зелёный антифриз. Также встречаются бирюзовые, голубые, синие и сине-зелёные цвета. По составу – это и есть наш советский тосол. Присадки в G11 обладают защитными свойствами, покрывая патрубки системы охлаждения плёнкой, предотвращая ржавчину. Добавки здесь используются дешёвые. Минус – защитный слой ухудшает теплоотдачу на 20%. Также со временем может появиться осадок. Срок службы антифриза G11 до полной замены – 1-2 года. Его часто покупают для автомобилей старше 1996 года, где требуется много ОЖ, а также в коммерческих и грузовых автомобилях.

G12. Это карбоксилатный красный антифриз. Состав примерно такой же, как и у G11, но без силикатов, которые могут вызвать загустение ОЖ. Основная присадка в G12 – это карбоновая кислота. Она образует защитный слой только там, где образовалась ржавчина, моментально её устраняя. Это обеспечивает отличный теплообмен. Но при этом имеется слабая защита от коррозии. Это самый популярный вид антифриза. Срок его работы – 3-5 лет.

G12+. Это гибридный красный антифриз (Lobrid) с минеральными присадками, которые менее агрессивен по сравнению с G12. G12+ одновременно защищает от коррозии и точечно уничтожает появившуюся ржавчину. Эта ОЖ и более улучшенные версии применяются для автомобилей старше 2008 г.

G12++. Улучшенная формула лобрида G12. Имеет длительный срок работы — без замены он достигает 10 лет.

G13. Это сбалансированный тип антифриза. Его цвет – фиолетовый или жёлтый. Это экологичные охлаждающие жидкости, которые изготавливают на основе пропиленгликоля, более безопасного двухатомного спирта. Такой антифриз подходит как легковым машинам, так и мотоциклам и даже гоночным авто. Срок службы такого антифриза неограничен(!). Иногда эту ОЖ обозначают как G12+ или G12++, что тоже верно. G13 обеспечивает как нужный уровень защиты деталей системы, так и устраняет ржавчину.

G13+. Это улучшенный G13. Отличие только в повышенной экологичности охлаждающей жидкости.

Теперь, когда мы выяснили, что такое тосол и антифриз, давайте их сравним, чтобы определиться, что лучше.

Чем отличается тосол от антифриза и что же всё-таки лучше?

Давайте разбираться, какая охлаждающая жидкость лучше – ТОСОЛ или антифриз и как сделать правильный выбор? Некоторые могут так сформулировать вот такие вопрос: «Что лучше заливать в радиатор?», «Что лучше заливать в машину?», «Что залить в двигатель?». Это у многих может вызывать улыбку. Повторюсь, на самом деле жидкость заливается в расширительный бачок, а никак не в мотор.

Ещё раз повторюсь, антифриз – это общий термин всех существующих охлаждающих жидкостей. А тосол – это советская разработка, который имеет идентичный основные компоненты, которые используются в ОЖ. Тосол считается минеральным антифризом.

Самое главное отличие тосола от антифриза – в присадках (добавках). Именно они определяют характеристики и цену ОЖ. Основа у всех ОЖ абсолютно одинаковая.

Дополнительные параметры, по которым различаются тосол и антифриз:

Тосол разрешено применять в российских автомобилях, а для иномарок он может оказаться вреден из-за отсутствия защиты алюминиевых деталей.

Что касается стабильности. Антифриз более стабилен, чем тосол, поэтому он увеличивает срок службы радиатора охлаждения, гильз цилиндров мотора и водяного насоса до 50% из-за пониженной кавитации (схлопывания пузырьков газа у лопастей помпы). На пластмассовые и резиновые детали антифриз и тосол влияет одинаково, не причиняя им никакого вреда.

Со временем тосол может принять гелеобразную форму из-за силикатов, что может нарушить циркуляцию антифриза в системе охлаждения. А фосфаты в тосоле провоцируют выпадение осадка. Все эти отложения забивают радиатор и патрубки, что нарушает нормальную работу системы охлаждения.

Что быстрее нагревается? Быстрее нагревается тосол из-за того, что защитная плёнка (толщиной до 0,5 мм), образующаяся на деталях, ухудшает теплоотвод. Это приводит к быстрому износу мотора из-за его перегрева (особенно летом). А антифриз образует очень тонкую плёнку (толщиной всего 0,0006 мм) только там, где появляется коррозия, обеспечивая прекрасный отвод тепла от деталей.

Также некоторые спрашивают, что лучше греет (у кого лучше теплоотдача). Отвечаю: самая лучшая теплоотдача у воды, затем у антифриза и тосола. Но на самом деле на нагрев печки в автомобиле больше влияет сам двигатель, чем ОЖ.

Что служит дольше? Тосол служит меньше, чем антифриз. Срок службы тосола – 30-50 тыс. км пробега (примерный), а антифриза – 100-250 тыс. км пробега, а некоторые виды могут служить от 2 до 10 лет и более. Антифриз более экологичен, чем тосол.

Что лучше для двигателя? Тосол обеспечивает плохую защиту при температуре мотора свыше +105°C, а антифриз обеспечивает защитные свойства до +135°C. Поэтому при повышенной работе мотора или высокой температуре окружающей среды рекомендуется применять антифриз. При этом не имеет значения, дизельный двигатель в автомобиле, или инжекторный.

Что обозначает цвет ОЖ? Объясню, как по цвету определить, какой вероятнее всего подходит для вашего автомобиля. Красный антифриз подходит при наличии меди и латуни в деталях системы (у радиатора желтоватый оттенок). Антифриз зелёного цвета подходит для системы охлаждения с алюминием, которые имеются в большинстве современных автомобилей (здесь радиатор имеет серебристый цвет). Тосол же идеально подходит для многих марок ВАЗа и других отечественных производителей машин, особенно при наличии чугунных деталей под капотом.

Также среди автомобилистов бытует такая примерная классификация среди всех антифризов:

Сразу скажу – антифризы и тосолы на самом деле – прозрачные. Производители в них добавляют окрашивающее вещество для придания ему особенности и чтобы его не перепутали с водой. Также подкраска и флуоресцентное вещество в ОЖ помогает определить место утечек в системе охлаждения.

К сожалению, некоторые, особо «умные» производители, специально подкрашивают плохие антифризы в более «дорогие» цвета, чтобы «навариться». Всегда смотрите на состав, а не на цвет. В некоторые хладагенты также добавляют горькие вещества, чтобы ребёнок не смог её выпить и отравиться.

Смазываемость. Также никаких специальных смазывающих средств в антифриз не добавляют. Только базовые компоненты «охлаждайки» влияют на смазочный показатель.

Резерв щёлочности. Также есть такой интересный показатель, как резерв щёлочности. Он подходит только для Тосола, для которого и был разработан ГОСТ 28084–89, где и был впервые указан этот показатель. Чем больше резерв щёлочности, тем лучше. За эталон берётся показатель 10. Но для современных антифризов этот показатель может быть ниже, потому что в них отсутствуют химические вещества, влияющие на эту самую щёлочность.

Что лучше? Поскольку найти по-настоящему качественно сделанный Тосол непросто (производитель вместо оригинального рецепта используют свой), то лучше всего в систему охлаждения лить антифриз, который имеет допуск производителя вашего авто. Это может быть как G12, так и более дорогой G13. Всё зависит от размера вашего кошелька.

Как отличить поддельный антифриз?

Всегда покупайте ОЖ в одном и том же магазине (даже если лучший друг подсказал место, где её можно купить за очень низкую цену). В этом случае шанс нарваться на подделку очень мал. Ёмкость не должна быть прозрачной, этикетки должны быть наклеены ровно. ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть отметки о допуске, товарный знак, название фирмы, с каким автопроизводителями имеется сотрудничество.

При дефектах пластика или при наличии протеканий, откажитесь вообще от этой марки. Ведь если при производстве охлаждающей жидкости сэкономили на упаковке, то какая может идти речь о качестве самого продукта. Отмечу, что поддельный антифриз причинит больше вреда, чем качественный «ТОСОЛ».

Если вы на канистре увидели такие надписи, что антифриз соответствует требованиям или спецификациям автопроизводителей (далее указывается длинный список разных марок Ford, Toyota, Mercedes и пр.), либо «разработан с учётом требований», «соответствует международным стандартам», «рекомендован для», то не верьте этим маркетинговым надписям. Это рассчитано на наивных автомобилистов, которые видят свою марку на ёмкости с антифризом, и думаю, что он подходит для их автомобиля. Если взглянуть на официальном сайте указанных автомобильных марок список разрешённых антифризов, то вряд ли можно там найти эту ОЖ.

На ёмкости должен быть список допусков, если они имеются. Всё остальное – полная чушь. Только после проведения испытаний тот или иной автопроизводитель выдаёт допуск на применение антифриза для своих транспортных средств, вносит её в сервисные книжки и официальные списки. Все испытания должна оплатить фирма, которая производит антифриз.

Также не верьте продавцам, которые нахваливают так называемую смачиваемость антифриза. Это свойство никак не влияет на качество работы системы охлаждения, ни в одной из спецификаций про это не сказано ни слова. Смачиваемость никак не измеряется.

Если вы вдруг захотели проверить качество ОЖ, то для этого существуют следующие способы.

Если продукт по-настоящему качественный, то даже под маркой «ТОСОЛ» можно купить очень хороший продукт. Главное тщательно подойти к выбору производителя.

Можно ли смешивать ТОСОЛ и антифриз?

Это тоже довольно частый вопрос, который задают автовладельцы. Тосол – это один из видов антифриза, поэтому здесь более корректный вопрос – можно смешивать разные виды антифриза?

Запомните! Смешивать жидкости разных производителей между собой можно только при экстренных ситуациях. Даже если состав смешиваемых жидкостей будет одинаков, то присадки могут не совпадать. Отсюда следует, что качество получившейся смеси будет плохим. Доливать можно понемногу, иначе жидкость может загустеть, или выпадет сильный осадок. Поэтому не заливайте первую попавшуюся ОЖ во избежание поломки всей системы охлаждения.

Также некоторые «специалисты» советуют доливать ОЖ, ориентируясь на цвет. Это тоже неверно, потому что производители красят охлаждающие жидкости на своё усмотрение. Поэтому лучше смотреть на класс ОЖ и состав, а не на цвет.

Запрещается смешивать синтетические и минеральные охлаждающие жидкости, иначе при нагреве смесь может превратиться в гелеобразную массу или возникнет осадок.

К тосолу можно доливать G11 и G12. Также G11 можно смешивать с G12 (одного производителя). Но при смешивании зелёного G11 и красного G12 двигатель может перегреться, поэтому их смешивать не следует.

G13, G13+ и G12++ нельзя смешивать с G11 и G12, а также тосолом, то есть вообще ни с какими ОЖ. Смесь выпадет в осадок, а автомобиль придётся сдать на ремонт из-за серьёзной поломки системы охлаждения.

Со смесью разных антифризов нельзя ездить долгое время. При возможности залейте ОЖ, предварительно промыв охлаждающую систему автомобиля.

Если у вас сомнения, какой антифриз залит в систему, то слейте всю ОЖ полностью и залейте ту, которая рекомендована производителем автомобиля.

А можно ли смешивать антифриз с дистиллированной водой? Поскольку в антифризе большой процент воды, то в него можно долить воду, но только в экстренном случае и в летнее время года. После этого поскорее найдите магазин и долейте нормальной охлаждающей жидкости. А некоторые бывалые автолюбители утверждают, что летом часть воды из охлаждающей жидкости выпаривается, и ОЖ становится более концентрированной. Поэтому туда иногда доливают туда воду.

Если зимой долить воду в антифриз, то может треснуть расширительный бачок или патрубки (причём трещины найти не так уж просто), а также ОЖ может попросту замёрзнуть.

Видео: эксперимент! Смешиваем антифризы и тосол

Что дороже и что дешевле? За 5 литров тосола надо заплатить 300 р., антифриз G12 – 800 р., а G13 – 1500 р. Это минимальные цены.

Но если вы вдруг захотите сэкономить и залить более дешёвый тосол, то при поломке деталей автомобиля вам откажут в проведении гарантийных работ. Поэтому не экономьте на охлаждающей жидкости, которую надо менять несколько раз за весь цикл работы автомобиля. Также учтите, чем выше допуск антифриза (G12++ и G13), тем он более экологичен. Это больше подходит для Европы, где все помешаны на экологии. У нас же с этим пока не так строго.

Всегда при выборе ОЖ ориентируйтесь не на цену, а на информацию об одобрении (допуске) производителя на использование той или иной марки охлаждающей жидкости.

Посмотрите очень полезное видео:

Видео: тосол или антифриз (antifreeze)?

Видите, не так уж сложно определить, что лучше, тосол или антифриз именно для вашей марки автомобиля. Для импортных авто всегда используйте только антифриз G12 и G13, чтобы защитить алюминиевые компоненты системы охлаждения от коррозии. Поэтому у владельцев иномарок редко возникает вопрос, что выбрать тосол или антифриз.

А тосол идеально подходит для старых машин и всей нашей линейки ВАЗов, где используются другие виды металлов. Также уточню, охлаждающая жидкость G11 – это тот же самый тосол, будьте внимательны при покупке.

Запомните, что промывка системы и смена ОЖ на более дорогой антифриз никак не улучшит динамику и мощность двигателя. В плане работы при очень высокой и низкой температуре выигрывает антифриз, он же и служит дольше. А все тосолы, которые выпускаются на рынке, не соответствуют оригиналу. Если вы нашли по-настоящему качественный тосол – то нет проблем, используйте его.

Для тех, кто особо не разбирается в марках тосолов и антифризов, разница очевидна – лучше не рисковать, а взять ОЖ, которая имеет допуск к использованию в вашем автомобиле.

Обязательно напишите свой комментарий, мне важно знать, что именно для вас лучше – тосол или антифриз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *