Что лучше журналистика или филология

Журналистика или филология: что выбрать?

Если вы не знаете, какую специальность выбрать, – журналистику или филологию – стоит лучше познакомиться с обеими сферами. Они кардинально отличаются друг от друга, обладают преимуществами и недостатками в равной степени. Один из минусов – тяжелые вступительные экзамены. Поэтому многие абитуриенты стараются заранее найти репетитора.

Кто такой журналист?

Это сотрудник печатных, телевизионных, виртуальных СМИ, главная цель которого – собрать, обработать и изложить информацию определенного характера. В настоящее время в топе находятся политические, спортивные и экономические обозреватели. Высоко ценятся журналисты с глубоким знанием определенной сферы.

Действительность такова, что многие издания с большей охотой берут экономистов с задатками журналиста, чем журналиста, который самостоятельно старается разобраться в экономике. Это необходимо учитывать сразу же. Многие студенты повышают свой рейтинг с помощью второго дополнительного образования.

Если вы намерены стать корреспондентом, то вам придется продемонстрировать высокий уровень владения языком. Репетитор по русскому языку Москва поможет ликвидировать пробелы и подготовиться к ЕГЭ.

Чем интересен филолог?

Филология – это общее название для нескольких дисциплин, в частности, лингвистики, текстологии и литературоведения. Филолог занимается тем, что изучает культуру через текст или язык. Профессия предполагает научные исследования современного языка с его предшественниками, а также письменные переводы и адаптацию текстов и прочее.

Сфера деятельности филолога – огромна. В отличие от журналиста он создает первичный продукт – исследования, гипотезы, научные труды. Филолог – это универсальная специальность, поскольку позволяет работать и преподавателем, и научным сотрудником, и редактором, и переводчиком.

Если вам грозит литература ЕГЭ, но самостоятельно справиться с материалом нет возможности, воспользуйтесь услугами репетитора.

Источник

Что лучше журналистика или филология

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

Да, Инна, в этом вся фишка: оба фак-та выпускают действительно ТАЛАНТЛИВЫХ и ОБРАЗОВАННЫХ журналистов. И мой вопрос даже не в том, какой диплом предпочтительнее для журналиста, а в том, где качество знаний лучше, где интереснее учиться и какой фак-т из двух дает больше возможностей для самореализиции.:)

ахха:) подумаем, Алена, над вашим предложением;))

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

в прошлом году пошла на филфак, поступила на вечернее, через полгода поняла одно-зря. в этом году буду поступать на журфак( хотелось бы на дневной). Скажу, что учиться скучновато, вы постоянно будете прикованы к стулу и книгам, предметы так себе, есть, конечно, достойные преподаватели, но их по пальцам пересчитать. В общем сейчас я стремительно навёрстываю программу егэ. Реализовать себя? Ну, наверно если только в научной сфере.

Но всё же это ваш выбор, и я не отговариваю от филфака

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

Володя, я в вами и соглашусь, и не соглашусь. В том-то вся и загвоздка, что для того, чтобы начать работать, вам надо будет прийти в серьезную редакцию, а на задрищенном журфаке любого второсортного института такой возможности у вас не будет по определению. Лично я закончила именно такой вуз и потратила на него целых два года и кучу денег. Сидел там целый отряд женщин пенсионного и предпенсионного возраста, которые стригли бабло и выдавали под занавес (ПЛАТНЫЕ!) дипломы. Забавно об этом вспоминать, но после окончания этого так называемого АВТОРИЗОВАННОГО университета я не могла связать между собой и двух предложений. Никаких практических дисциплин, а уж тем более стажерских программ там не было и в помине. А у нас вполне можно сразу после поступления начать серьезно работать (не зацикливаясь особо на учебе).

Наталия Писанко
Боюсь вас разочаровать, но кондовых канцелярских дисциплин и у нас в избытке (советую посмотреть в Интернете хотя бы информацию о прохороведении, которое давно уже стало притчей во языцех). А достойных преподавателей тоже единицы. Поэтому сложно сказать, стоит ли заново поступать. Думаю, лучше узнать, можно ли перевестись с одного факультета на другой. Скорее всего (учитывая то, что наш факультет начал существовать как отделение вашего), это вполне реально.)

Источник

Журналисты VS филологи: кто есть кто

25 мая отмечается День филолога. Этот день является профессиональным праздником для всех, кто так или иначе связан с живым словом. Практиканты редакции novoetv.kz решили выяснить, в чем схожи и чем отличаются журналисты и филологи.

По этому поводу есть разные мнения. Филология в переводе с греческого языка означает «любовь к слову», а журналистика — «ежедневное известие». Так что филологи и журналисты схожи в том, что их главным инструментом работы является слово. Cтоит отметить, что специалисты этих областей — творческие личности. Мы решили собрать мнения учащихся и преподавателей самого популярного гуманитарного вуза шахтерской столицы — КарГУ им. Букетова и на этой основе сделать выводы.

Внимание: отнеситесь к материалу с долей иронии, ведь он создавался для настроения в качестве забавного эксперимента!

Профессиональным мнением поделилась преподаватель языковых дисциплин филологического факультета Елена Михайловна Антонова: «Филолог владеет главным оружием современного образованного человека — искусным словом. Способен управлять информацией, писать различные типы текстов: научные, публицистические, художественные и другие».

Журналист должен уметь делать то же самое, что в очередной раз доказывает близость этих специальностей. Также всем художникам слова нужно следить за грамотностью речи.

Своими мыслями поделились и студентки специальности «журналистика».

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филологияСевиль Тагиева, студентка

«Не сказала бы, что моя будущая профессия очень сложная, однако не каждый с ней справится, потому что она требует большой активности и социализации, нужно уметь находить общий язык со всеми людьми. Филологам в этом плане легче. Даже если они свяжут свою специализацию с журналистикой и будут редактировать тексты, им не придётся много контактировать с людьми. Так что даже самые «зажатые» смогут попробовать себя в этой сфере», — делится Севиль Тагиева.

«Журналистов считают четвёртой властью, их общественная значимость неоценима. Но есть и минусы. Например, ненормированный график, люди, которые не хотят идти на контакт, необходимость передавать информацию так, чтобы не создавать конфликтных ситуаций», — рассуждает Томирис Искакова.

Филология — универсальная специальность, позволяющая работать переводчиками, учителями-языковедами, библиотекарями, редакторами и журналистами. Они изучают историю языка и слова, создают первичный продукт исследования, гипотезы и научные труды. Журналисты, в свою очередь, ищут, собирают, обрабатывают и передают информацию обществу. Студентки филологического факультета поделились своей точкой зрения.

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

Ольга Салова считает: «У нас (филологов — прим. ред.) больше возможностей, потому что в самой филологии много направлений. Если же с научной деятельностью не срастется, то мы всегда можем пойти в школу, где постоянная нехватка учителей русского языка и литературы. Журналистом быть несколько сложнее, ведь ему нужно быть тактичным и использовать в своей деятельности нужные слова, которые передадут всю суть

«Журналистика тесно связана с филологией, потому что в журналистике важна грамотность и умение оперировать словом. Я не жалею о том, что поступила на филологический факультет, ведь у моей специальности есть главный плюс: где бы ты ни стал работать, знание языка пригодится всегда. Так, например, филолог может стать журналистом, но не наоборот», — делится мнением Виктория Вишницкая.

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

«Каждая лягушка хвалит своё болото, — смеётся студентка филологического факультета КарГУ Ксения Облаченко. — Мне как человеку, любящему покой и уединение, работа филолога нравится. Всё зависит от самого человека, от его характера. Мы всё время в библиотеке, а журналисты всегда в движении и в центре событий».

Филологию и журналистику сравнивать нельзя, так как они зависят друг от друга. В ряды первых идут более спокойные люди, любящие умиротворение и обладающие усидчивостью, в ряды вторых — наоборот, активные, которые не могут жить без движения, люди, которые все время хотят развиваться в разных направлениях. В каждой профессии есть положительные стороны и недостатки, но если человек учится или работает по любимой профессии, по призванию, то ему очень повезло!

Мы выяснили, что журналистика входит в разряд филологических наук. У служителей СМИ должна быть прочная филологическая база, потому что журналистика, являясь самостоятельной отраслью, отталкивается от слова, а само слово принадлежит филологии. Поэтому, если в вашем окружении есть журналисты, то их сегодня тоже можно поздравить с днём филолога.

Статью подготовили студентки второго курса КарГУ Яна Алексеева и Дарья Моргулец

Источник

Захар Прилепин: «Журналистика – лишь “аппендикс” филологии»

Обладатель «Русского букера» о языке и образовании.

Вчера в конференц-зале СурГПУ было не протолкнуться: студенты и преподаватели университета ждали встречи (она состоялась благодаря усилиям сотрудников Централизованной библиотечной системы в рамках проекта «Писатель- автор судьбы») с одним из самых модных писателей последнего десятилетия, Захаром Прилепиным. Автор культовых бестселлеров, журналист, яркий оппозиционер и общественный деятель говорил об искусстве, литературе, образовании, но особенно студентов заинтересовал его взгляд на журналистику:

Согласитесь, довольно спорное утверждение. Стало интересно, что об этом скажут сами филологи и журналисты, в частности сургутские.

Дмитрий Ларкович, декан филологического факультета СурГПУ

Евгения Никитина, специалист научно-исследовательского объединения «Этника», аспирант СурГПУ

«Бесспорно, сравнение журналистики с аппендиксом звучит необычно и может вызвать среди работников СМИ и журналистов, как негодование, так и … улыбку. Доля правды в этом сравнении есть. Если обратиться к анатомии, аппендикс играет в организме спасительную роль в деле сохранения микрофлоры, состояние которой напрямую влияет на иммунитет человека. Рассуждая таким образом, можно прийти к выводу, что журналистика по роду своей деятельности обязана вырабатывать уйму полезных бактерий-материалов для сохранения баланса в едином организме под названием Общество. Справляется ли она? Вот в чем вопрос!
Что касается журналистского образования, то для работника СМИ важно уметь пользоваться инструментами сбора и обработки информации. Для человека, который желает стать журналистом, учеба не ограничивается пятилеткой в университете. Своему мастерству он учится всю жизнь и не важно, какого он факультета выпускник. На Западе журналистов с успехом готовят также на экономических, юридических и других факультетах. Это в России исторически сложилось так, что журналисты, в основном, выходцы с филфака. Тем не менее, одной любви к слову, наличия аналитического склада ума и познаний в области психологии мало для того, чтобы стать журналистом, важно еще совесть не забыть и честь не потерять в погоне за деньгами и славой. И ещё, можно много читать, а мудрым так и не стать, а философский взгляд на жизнь журналисту просто необходимо иметь»..

Марта Артюхова, студентка 5 курса филологического факультета СурГПУ

Определенно, будучи филологом по образованию можно с легкостью попробовать себя на журналистском поприще и добиться в этом успеха. Пример – тот же самый Прилепин, руководящий рядом нижегородских редакций и ведущий колонки как минимум в десятке изданий. Но все же нужно правильно понимать значение слово «аппендикс», с которым писатель сравнивал журналистское дело. Это ни в коем случае не бесполезный орган человеческого тела, а часть пищеварительной системы, от которой и зависит состояние нашего иммунитета. Так может быть Евгения права, и именно журналистика помогает сохранить равновесие в «общественном организме»?

Источник

Что лучше журналистика или филология

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

Что лучше журналистика или филология. Смотреть фото Что лучше журналистика или филология. Смотреть картинку Что лучше журналистика или филология. Картинка про Что лучше журналистика или филология. Фото Что лучше журналистика или филология

В последние годы между филологией и журналистикой сложились отношения, которые без преувеличения можно назвать антагонистичными. Причём ярко выраженную противопоставленность проявляет одна сторона, а именно: журналистика, сформировавшая оценочное определение «филологического флюса», но при этом (главным образом, в контексте дискуссии о медиаобразовании) справедливо указывающая на проблематичность учёта при чисто филологическом подходе к современной медиареальности специфики медиапроизводства, медиапотребления и других характерных примет медиапродукта. В свою очередь, филология отвечает неведением и негласным отрицанием самого факта существования такой науки, как журналистика, в лучшем случае считая последнюю «недофилологией». В академической журналистской среде отнесённость в перечне научных специальностей журналистики к филологии объясняется прискорбной данью традиции, внутренне оправдывающей отступления и общее небрежение профилем специальности. Отсылки к западной интегрированной науке коммуникативистике, безусловно, правомерны и перспективны, однако не всегда полностью релевантны, учитывая литературный генезис российской прессы.

Для нас вполне очевидно, что литературоцентричная история журналистики способна методологически конституировать филологическую базу журналистики как области знания. Примечательное обстоятельство: западная «коммуникативная история» рассматривает, наряду со становлением журналистики как социального института или историей выраженных в прессе идей, также нарративный журнализм, обнаруживая тем самым корреляцию с коммуникативистикой в широком смысле (включая лингвистику и литературоведение).

Начнём с обсуждения правомочности обособления истории журналистики от истории литературы не просто в отдельную предметную область, но самостоятельную область знания (предполагающую собственные парадигмы изучения, методы и пр.). Такого рода институционализация истории журналистики представляется несколько проблематичной, хотя Г.В. Жиркову удалось построить целостную историю журналистики, охватывающую практически все основные периоды. Между тем каждый добросовестный историк журналистики должен задаваться вопросом: есть ли свой предмет изучения у истории журналистики? Выясняется: не существует такой предметной области истории журналистики, которой в большей или меньшей степени не занимались бы историки литературы (в аспектах периодизации, взаимоотношений журналистики и власти, типов изданий, персоналий, а также на уровне дидактики: историко-журналистская составляющая в обязательном порядке входит в вузовские курсы истории литературы).

Тем не менее историки журналистики убеждены, что у них есть собственная самобытная предметная область – публицистика. Как следствие, возникает вопрос о границах употребления самого термина «публицистика». Очевидным образом, скажем, средневековая «духовная публицистика» пересекается с понятием «древнерусская литература», со всеми её известными и описанными каноническими особенностями. Под «духовную публицистику» подводится определенный жанровый ряд древнерусских текстов, однако вопрос заключается в следующем: что в данном случае добавляет апелляция к родовому понятию «публицистика» вместо общепринятых определений: «духовная / учительная литература», образуемая каноническими «житиями», «поучениями», «молениями», «письмами»?

Само учение о публицистике (к слову, непонятное на Западе, имеющем дело с авторской журналистикой, журнализмом и пр.) сложилось в советское время в контексте формирования и утверждения новых, не вполне академических научных специальностей, прежде всего, благодаря работам В.В. Учёновой. Однако само понятие «публицистика», критерии его выделения, сферы применения нуждаются в настоящее время в уточнении (если не пересмотре), поскольку произошло отчётливое размывание терминологического статуса; «публицистика» стала просто словом с неоправданно широким спектром значений. При этом, скажем, сами медиевисты (ограниченные в корпусе текстов, а потому идущие вглубь) с большой осторожностью пользуются понятием «публицистика», хотя именно в рамках традиционной культуры функциональный аспект жанра – ведущий, поэтому так близки средневековые тексты медиатекстам.

В этом отношении говорить о протопублицистике или формировании публицистического стиля в средневековой литературе, безусловно, правомерно. В то же время, с нашей точки зрения, неприемлемо всерьёз говорить о публицистике по отношению к строгим жанровым канонам «стиля монументального историзма» (термин Д.С. Лихачёва). Ведь даже публицистическая полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского отмечена основным конфликтным противостоянием поэтики и риторики. Условное первенство Грозного имеет стилистической, языковой характер, основано на опоре на индивидуальный авторский стиль в противовес западной риторической традиции, а вовсе не аргументированном отстаивании политико-идеологических концептов. Центральный тезис Грозного относится к разряду общих мест в публичной полемике власти и оппозиции: «Посмотри на это, – пишет Грозный, – и вдумайся: кто противится власти – противится Богу; а кто противится Богу – тот именуется отступником, а это наихудшее из согрешений». Если же говорить о публицистике как таковой (в единстве формы и содержания), а не просто об истоках формирования общественно-политических и идеологических концепций в рамках устойчивых жанров, то её генезис, как кажется, следует связывать с подмётными письмами «бунташного» XVII века, «эпохи начал» (А.М. Панченко), а на Западе – с Реформацией (иначе подспудно неизменно получается, что и Христос был публицистом).

Аналогичные сомнения возникают и в отношении другой «святая святых»: традиционно считающейся «сильной стороной» теории и истории журналистики жанровой теории. Вообще-то затруднительно не обратить внимание на то несомненное обстоятельство, что разработка категории жанра в журналистике значительно уступает фундаментальным филологическим трактовкам жанров или непосредственно базируется на них (например, значение теория речевых жанров М.М. Бахтина для медиалингвистики). Ещё один внутренне неустойчивый, хоть и модный термин: «медиакритика». Теоретическая разработка концепции медиакритики принадлежит А.П. Короченскому, затем она была дополнена и расширена на пути анализа практики (главным образом, телекритики), а затем спроецирована и на историко-журналистский контекст. Между тем, на Западе медиакритикой ( Critical Media Studies) называют академический анализ медиа с разных методологических позиций (а вовсе не телекритику, кинокритику, литературную критику как таковую, пусть и адаптированную медиаформатами).

Если более автономные предметные области истории журналистики эмпирически, несомненно, ощутимы (публицистика, газеты, иллюстративный ряд), хотя и нуждаются в уточнении, в теоретико-методологическом смысле история журналистики обладает отдельно взятым уникальным инструментарием – типологическими построениями. И здесь можно говорить о наличии школ, со значительным представительством историков региональной журналистики. В остальном же приходится констатировать, что обращение к филологической методологии в историко-журналистской среде, в общем, осталось приблизительно на том уровне, когда журналистика стала обособляться от филологии.

Фактически весь ХХ век, с разнообразием методологических подходов, остался вне поля зрения историков журналистики. Наиболее близкой для историко-журналистских изысканий оказалась классическая культурно-историческая школа, сложившаяся в эпоху господства «толстого» журнала, выражавшего установку на доминирование направления, социальной доктрины. Однако неожиданным образом утвердившийся идеологизированный историко-журналистский подход обретает опору в современной западной истории литературы, проходящей по ведомству Liberal Studies. Последняя всё больше сближается с коммуникативистикой, будучи нацеленной на выявление в произведении социальной проблематики, свойственной эпохе. По существу, исследуются не столько сами историко-литературные феномены, сколько их корреляция с актуальной общественной повесткой (типы социальных конфликтов, гендерная проблематика, права меньшинств, глобальные вызовы и т.п.). В этом смысле Шекспир и массовая литература оказываются звеньями одной цепи, что само по себе дополнительно высвечивает опасность имеющей место в русле концептуализации процессов глобализации упразднения культурной иерархии.

Исходя из сказанного, какую позитивную программу действий можно было бы предложить? Во-первых, желательно воспринимать историю журналистики в более широком ключе как историю медиа (как это принято в западной науке). За точку отсчёта, за принцип выделения можно принять разную систему координат, например: теорию «публичного поля» Ю. Хабермаса. Тогда в одном ряду с системой прессы начнут рассматриваться институциональные и неинституциональные объединения (кружки, общества), историко-литературные феномены («литературный факт» во взаимодействии со смежными рядами). В противном случае классиков – «режем по живому» (здесь литература, там публицистика, «смесь, мелочь, заметки», а между тем выдающийся беллетрист вовсе не обязан быть рациональным мыслителем). По словам одного классика о другом, непреходящая заслуга великого поэта в том, что «через него умнеет все, что может поумнеть».

Во-вторых, нужен компаративистский подход; в-третьих, журналистские тексты и свертексты (типы изданий) «открываются» на пути филологического анализа. Филология как раз и снабжает исследователя важнейшим навыком анализа текстов, способствующим отходу от восприятия прямого авторского высказывания в качестве наиболее репрезентативного. Далее – это возможность преодоления принятых идеологических рамок (западники / славянофилы, либералы / консерваторы). На протяжении всего ХХ века именно филология была резистентной по отношению к застывшими идеологиями, прежде всего, тоталитарным. Вспомним хрестоматийную фразу марксистского историка М.Н. Покровского: «История – это есть политика прошлого, а политика – история настоящего». Советская интеллигенция пыталась найти опору главным образом в филологическом знании, в меньшей степени скомпрометировавшем себя обслуживанием идеологических интересов господствовавшего режима, сохранявшему установку на нонконформизм.

Научные разыскания М.М. Бахтина, С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана и московско-тартусской семиотической школы были больше чем наукой, выступали стратегией жизнестроительства. На протяжении всего Нового времени филология претендовала на статус основной гуманитарной метадисциплины, будучи тесно связанной с философией и историей культуры. Вопреки господству пиаровских и манипулятивных стратегий в условиях медийной условности постправды, филология продолжает играть значимую роль в мультикультурной среде и многополярном мире, сопротивляясь различным формам идеологического диктата (достаточно указать на публичные выступления вне майнстрима и ярко выраженную неполиткорректную позицию Ноама Хомского).

Противопоставление филологии и журналистики представляется деструктивным и надуманным. В реальности сфера применения различных инструментариев филологического анализа в коммуникативистике только расширяется: от получившей широкое признание модели коммуникации Р.О. Якобсона и структурно-типологического анализа, предпринятого в отношении древнейшего нарратива – волшебной сказки В.Я. Проппом, до медиалингвистических трактовок медиатекста. Остаётся надеяться, что риторическая острота неприятия снимется с введением научной специальности «Медиакоммуникации. Журналистика».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *