Что лягушки на болоте громко выразить хотят ответ
Методика в действии
Методика А.САВЕНКОВА «Обучение детей умениям и навыкам учебных исследований» включает три блока: первый блок — «Культура мышления»; второй блок — «Логическое (конвергентное) мышление», третий блок — «Творческое (дивергентное) мышление».
Мы знакомим наших читателей с упражнениями, которые можно использовать в каждом из этих блоков.
Как увидеть проблему (упражнения из первого блока)
«Смотреть на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги. »
Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например — представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет; ворона, сидящая на дереве; зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество. Используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
В детской литературе есть немало стихотворений, чтение которых может стать хорошим помощником в выполнении заданий такого рода. В качестве такого примера, способного в значительной мере активизировать процесс коллективного обсуждения продолжений к аналогичным рассказам, вполне пригодно стихотворение одного мальчика, помещенное в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти».
Если б только мы умели
Понимать язык зверей,
То услышали б, наверно,
Что щебечет воробей,
Что лягушки на болоте
Громко выразить хотят,
Почему, когда уснете,
Мыши под полом пищат,
Что в листве поет синица
И зачем защелкал клест,
Почему сове не спится,
Что мурлычет серый кот
И зачем в тиши лесной
Громко плачет козодой.
В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить у детей эти способности.
Естественно, что от такого простого, условного перемещения на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способности талантливого творца, называющейся сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали.
«Сколько значений у предмета». Углубить и одновременно проверить уровень развития этой способности у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. Гилфордом. Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш и многое другое.
Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.
Правда, еще раз подчеркнем, что в этом задании также не следует спешить с уничтожающей критикой, но вместе с тем стоит засчитывать как правильные только те варианты, которые действительно применимы.
Это задание позволит ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.
Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 195 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 195 странице по предмету литературное чтение за 3 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
Учебник 1 часть — Страница 195.
Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели её.
(В. М. Гаршин)
Как жилось лягушке в болоте? Почему она решилась отправиться в дальние края?
Лягушке хорошо и спокойно жилось на болоте, пока она не узнала от уток, что на юге жить ещё лучше.
Прочитайте по ролям разговор уток и лягушки. Как сказочные герои проявили себя в этом разговоре? Покажи это голосом при чтении.
Утки громко голосили все вместе, не слушали друг друга, перебивали, спешили на юг. Лягушка слушала с интересом, не перебивала, быстро приняла решение лететь вместе с ними.
Удалось ли путешествие на юг? Когда лягушка забыла об осторожности? Прочитай текст так, чтобы передать переполнявшие её чувства гордости, восхищения своей сообразительностью. Вспомни басню Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?
Путешествие на юг не удалось. Лягушка решила похвастаться перед людьми, забыв об осторожности. Ей хотелось, чтобы все знали, что такой чудесный способ полёта придумала она. И она открыла рот.
Лягушка похожа на Ворону из басни И. Крылова, которая выронила кусок сыра из-за желания похвастать перед Лисой своим пением.
Расскажи, какой была лягушка. Выбери правильный ответ: изобретательной, сообразительной, смелой, хвастливой, находчивой, болтливой, любопытной, решительной, неунывающей, жизнерадостной, осторожной.
Лягушка была изобретательной, находчивой, сообразительной, смелой, решительной, хвастливой, жизнерадостной, болтливой и неунывающей.
Подходит ли поговорка «Хвастовство само себя наказывает» к прочитанной сказке?
Поговорка «Хвастовство само себя наказывает» отлично подходит к прочитанной сказке. Если бы лягушка не хвасталась, она бы достигла своей цели – прилетела бы на юг. Так как лягушка открыла рот и начала всем рассказывать, что этот способ придумала она, хвастунья полетела вниз.
Придумай смешную историю, когда эту поговорку можно было бы употребить.
Однажды девочка Юля пришла в школу, и весь день хвасталась перед одноклассниками новыми кроссовками:
– Это очень дорогие кроссовки, американские! – говорила она.
– Да, очень красивые, – подтверждали одноклассницы.
– А ещё они ночью светятся! – продолжала Юля.
– Светятся? Ну-ка покажи, – попросил Женя.
– Я же говорю, что светятся только ночью! Ну давайте я попробую, может, получится! Я знаю, что надо сильно топнуть, чтобы они начали светиться, – занервничала Юля.
Девочка начала стучать ногами об пол, прыгать, но ничего не получалось. Подошва не светилась. Она очень хотела, чтобы одноклассники ей завидовали. Юля со всей силы ударила левой ногой об стену и подошва отвалилась. Не зря говорят, что хвастовство само себя наказывает.
Составь план к сказке. Перескажи эпизод, который больше всего тебе запомнился.
1. Жизнь лягушки на болоте.
2. Разговор с утками.
3. Полёт.
4. Хвастовство лягушки.
5. Падение лягушки.
Мне больше всего понравился эпизод, когда лягушка разговаривала с утками.
Утки сели на болото и начали кричать про юг. Лягушка заинтересовалась. Она попросила уток рассказать об этом месте. Утки начали хором кричать о том, что там тепло, прекрасные болота и жирные червяки. Лягушке захотелось побывать в этой стране, она попросила уток взять её с собой. Утки сказали, что у лягушки нет крыльев.
Лягушка стала думать и придумала. Утки должны были взять в клювы прутик, а она бы за него уцепилась. И если утки не станут крякать, а лягушка не будет квакать, она благополучно долетит до юга. Утки согласились.
ЗАНЯТИЕ 28 «ЛАБОРАТОРИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ НАУК»
ЗАНЯТИЕ 18
· Наш город(село)стоит на реке__________________________________________
· На карте я нашёл реки__________________________________________________
· Также водоёмами считаются_____________________________________________
· На карте я нашёл водоёмы:______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Найди в таблице названия морских обитателей.
Попробуй нарисовать листовку «Болеет река- болеют люди…»
ЗАНЯТИЕ 19
· Отметь ( закрась) зелёным цветом объекты природы, жёлтым- явления природы. Соедини пары ( найди соответствие)
Подготовь небольшой рассказ о красоте природы, которую ты наблюдал сам. Это может быть поездка с родителями на природу, наблюдения за деревьями за окном, за комнатными растениями…А можешь нарисовать свои впечатления или вклеить фотографию.
|
ЗАНЯТИЕ 20
· Подчеркни одной чертой учреждения культуры, двумя- образовательные учреждения.
Школа, музей, цирк, гимназия, библиотека, театр, училище, колледж, университет, концертный зал, лицей, выставочный зал.
· Напиши, какие учреждения культуры и образования есть в твоём городе:
учреждения культуры: __________________________________________________________________________
учреждения образования: ____________________________________________________
Узнай, какие образовательные учреждения закончили взрослые в твоей семье, какую профессию они получили. Заполни таблицу.
Член семьи | Образовательные учреждения | Профессия |
А кем хочешь стать ты? Напиши____________________________________
Как ты думаешь, в каком образовательном учреждении можно получить эту профессию?______________________________________________________
Нарисуй свою будущую профессию. |
ЗАНЯТИЕ
ЗАНЯТИЕ 21
· Чем занимаются представители этих профессий?
· Что помогло тебе: интернет? помощь взрослых? литература?_____________________
Распиши вазу, как дизайнер посуды |
ЗАНЯТИЕ 22
· Подчеркни, какие домашние обязанности ты выполняешь.
Мою посуду. Желаю уборку в своей квартире. Убираюсь в доме. Ухаживаю за комнатными растениями. Ухаживаю за домашними питомцами. Хожу в магазин.
· Что ты ещё делаешь по дому?____________________________________________
· Какие дела в вашей семье выполняются совместно? ________________________
· Какие традиции существуют в твоей семье?________________________________
Нарисуй или приклей фотографию: традиции моей семьи, наши общие дела.
Если хочешь, подготовь сообщение на тему «Моя семья».
-Ты можешь перечислить своих родственников, называя их по имени и рассказывая, кто где живёт;
-можно рассказать о профессиях родных;
-можно рассказать об обязанностях всех членов семьи;
-ты можешь рассказать о семейных ценностях и традициях, общих делах. Это будет твоим первым ИССЛЕДОВАНИЕМ. Подумай, чем ты проиллюстрируешь своё сообщение- рисунками или фотографиями. Сообщение может быть устным или письменным ( напечатанным).
ЗАНЯТИЕ 23
В какие игры или игрушки вы обычно играете с друзьями? Напиши или приклей фотографию.
· Запиши имена одноклассников, чьи интересы и увлечения совпадают с твоими.
· Подбери и запиши пословицы и поговорки народов России ( укажи, какой народ ТАК говорит) о взаимопомощи, добре, справедливости, увлечениях.
· Попробуй вместе с одноклассником, чьи интересы и увлечения совпадают с твоими, исследовать проблемные вопросы, связанные с твоим увлечением. Можешь записать сообщение или выполнить иллюстрацию, подготовить краткий рассказ или показать одноклассникам эксперимент. Результаты исследования можете представить в паре ( группе) или самостоятельно.
Предполагаемые проблемные вопросы ( можешь придумать свои):
· Во что играли наши предки?
· Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
· Почему скисает молоко?
· Почему стреляет попкорн?
· Кто красит листья в зеленый цвет?
· Разумны ли муравьи?
· Мир «невидимок» вокруг нас, или Как поймать микроба?
· Как построить компьютерный город?
ЗАНЯТИЕ 24
· Продолжи ряд: ( запиши ещё 3-4 слова)
деревья- это ель, берёза,_______________________________________________
· Назови 5 самых правдоподобных причин того, почему птицы поют. Каждый ответ начни со слов:
Ø может быть, птицы поют потому, что___________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø предположим, они поют потому, что___________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø что, если_____________________________________________________________
С этих слов обычно начинаются гипотезы. Апроблемные вопросы,с которыми ты уже начал работать, это вопросы для выработки гипотез.
Подумай, что было б, если бы люди умели летать и были бы размером с птицу? Напиши небольшой рассказ, нарисуй иллюстрацию или запиши несколько гипотез.
ЗАНЯТИЕ 25
· В известной сказке ___________________________________
Золотая рыбка выполняла желания одного человека- старика, поймавшего её. Представь, что Золотая рыбка выполнила по 3 желания каждого человека на Земле. Что бы произошло? Запиши несколько гипотез.
· Если б только мы умели понимать язык зверей,
То услышали б, наверно, что щебечет воробей,
Что лягушки на болоте громко выразить хотят,
Почему, когда уснёте, мыши под полом пищат,
Что в листве поёт синица, и зачем защёлкал клёст,
Почему сове не спится, что мурлычет серый кот,
козодой |
И зачем в тиши ночной громко плачет козодой.
·
клёст |
Попробуй увидеть проблему путём анализадействительности. Ответь на вопросы:
Что щебечет воробей?
Что лягушки на болоте громко выразить хотят?
Почему мыши под полом пищат?
Что в листве поёт синица?
Зачем защёлкал клёст?
_________________________________________________________________________________
Раскрась |
Почему сове не спится?__________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ 26
· Что мурлычет серый кот?________________________________________________________________________________________________
· Попробуй найти ответ на вопрос: Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днём? Чтобы это узнать, можно:
-подумать, что сам знаешь об этом;
-спросить у взрослых;
-опросить одноклассников или друзей;
-понаблюдать за кошкой ( как она видит в темноте).
Это будет твоё исследование.
· Напиши небольшой рассказ, нарисуй иллюстрацию или запиши несколько гипотез.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если хочешь, проведи мини-исследование, чтобы ответить на один из предложенных вопросов:
Почему весной тает снег?
Почему цветы в южных странах имеют более яркую окраску, чес в средней полосе России?
Почему светит Солнце?
Почему зимой идёт снег, а летом- дождь?
Напиши небольшой рассказ, нарисуй иллюстрацию или запиши несколько гипотез.
ЗАНЯТИЕ 27
· Представь, что тебе надо рассказать инопланетянам как можно понятнее и короче, что такое карандаш________________________________________________
__________________________________ Соедини инопланетян и их тени.
Изучаем свет и тень.
Сядь рядом с настольной лампой или приготовь фонарик. Проверь, пропускают ли свет:
тетрадная бумага_____, альбомный лист_____, цветной картон______, полиэтиленовый пакет_____, несколько видов ткани:1_____, 2_____,3_______
Подведи итог исследования:все ли предметы хорошо пропускают свет?____________
нарисуй любые предметы ( не те, с которыми ты работал только что): слева в рамке- те, что хорошо пропускают свет; в середине- те, что пропускают его частично; справа- те, что свет не пропускают.
ЗАНЯТИЕ 28 «ЛАБОРАТОРИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ НАУК»
· Эксперименты с магнитом.
Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается воздействие магнита на внешние объекты.
Органы чувств человека не способны видеть магнитное поле, но вспомогательные устройства доказывают, что магнитное поле существует
Название предмета | Притягиваются | Не притягиваются |
· Помоги медвежонку провести подобное исследование: обведи предметы, которые притягиваются магнитом, раскрась те, которые он не притягивает.
Нашу Землю окружает магнитное поле. Так было всегда, во всяком случае, с момента возникновения Земли. И все, что находится на Земле, в том числе люди, животные и растения, подвергаются воздействию невидимых силовых линий этого поля. Но, в то же время, в теле человека имеется свое магнитное поле, возникающее вследствие протекания крови по сосудам. В разных органах оно может быть различно. В здоровом организме и в нормальных условиях имеется полное соответствие и взаимодействие внешнего и внутреннего магнитного полей.
Магнетизм столь же необходим всему живому, как вода, воздух, пища или солнечный свет. Свое воздействие на земной магнетизм оказывает Солнце.
Подготовь небольшой рассказ о магнитах и их применении.
Фрагмент занятия внеурочной деятельности «Проэктная деятельность». Тема: Проблема. Решение проблемы.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Фрагмент занятия внеурочной деятельности по проектной деятельности. Давляшева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов ИТЛ №24, г.Нерюнгри РС (Я), davlasheva @ mail . ru
Тема: Проблема. Решение проблемы (3 класс).
Цель: овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов; развитие умения видеть проблему и находить необходимые способы действия; воспитывать любовь к природе, любознательность и творческий интерес.
Предметные результаты: обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Личностные и метапредметные результаты : развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Предварительная подготовка к уроку: класс разделён на две группы, первая группа отвечала на вопрос «Почему цветы имеют яркую окраску?», вторая группа «Почему попугаи разговаривают?», ученики сами выбрали докладчиков.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки, не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный – сегодня у ребят урок уж очень важный.
-Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте удачи и хорошего настроения, улыбнитесь. Каждое занятие проектной деятельности – это научная работа, а вы – маленькие учёные. На занятиях вы делаете открытия и получаете знания. Проверим знания терминов, которые пригодятся нам сегодня.
II Подготовка к изучению нового материала
-Возьмите пульты. (Тестирование в программе QClick ). Определите к какому термину относится: 1. Замысел, идея, воплощённые в форму описания, чертежей, раскрывающих сущность замысла и его практическая реализация (проект). 2. Стадия, отдельная часть, промежуток времени в течение какого-либо процесса (этап). 3. Проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь (задача). 4. Предмет повествования, изображения, исследования (тема). 5. Увлечение, любимое занятие для себя на досуге (хобби)
Результат мы видим на диаграмме.
III Актуализация знаний учащихся.
1) На предыдущем занятии мы говорили о выборе темы проекта. От чего зависит выбор темы? (хобби) Это особенно важно знать тем ребятам, кто ещё не определился с темой.
-Существует понятие «актуальная тема», как вы его понимаете?(нужная, важная) Ребята перечисляют темы своих проектов.
-Как будет строиться работа над проектом (существуют определённые этапы).
2) Восстановите последовательность этапов над проектом (карточки на доске).
— Ребята, у меня остался ещё один этап «Выявление проблемы», куда мы его определим?
-Как вы понимаете слово «проблема»?(Подготовленный ребенок дает толкование слова: Это сложный вопрос, требующий решения, исследования. Толковый словарь, словарь Ожёгова )
IV Первичное осмысление и применение изученного
2)Над какой темой работала каждая группа? Значит у групп строго выбраны темы, тогда данные вопросы, чем являлись? (Проблемой) Что необходимо для её решения?
Вывод: мы с вами убедились, что вы провели исследование и в ваших рассуждениях прослеживается логическая цепочка. Так что такое проблема? Что необходимо для её решения?
V Первичное закрепление. Работа с рабочей тетрадью. Вам предстоит увидеть проблему путём анализа действительности. Послушайте стихотворение К.И.Чуковского «Если б только мы умели…» (подготовленный ученик)
Ответьте на вопросы:
1.Что щебечет воробей?
2.Что лягушка на болоте громко выразить хотят?
3.Почему мыши под полом пищат?
4. Что в листве поёт синица?
5. Почему сове не спится?
6.Что мурлычет серый кот? (ответы детей) Что помогало вам давать ответы?
Вывод: часто наблюдения помогают увидеть проблему. Предлагаемые проблемы для одних детей – сложные, а для других – нет. Найти решение проблемы можно, опираясь на знания, полученные ранее, а также с помощью анализа увиденного, услышанного и прочитанного. Как делали вы сегодня на занятии.
Дома самостоятельно вам необходимо предложить несколько вариантов для решения одной из проблем и записать в рабочую тетрадь:
1.Самые лучшие друзья поссорились.
2.Зимой в лесу не может заснуть медведь.
3.Дети и взрослые перестали читать книги.