Что марксизм считает объективным критерием общественного прогресса

Что марксизм считает объективным критерием общественного прогресса

Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.

В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса.

Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.

В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.

В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.

Источник

12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии

12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии

Марксизмэто диалектикоматериалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Существенным отличием этой теории от всех предшествующих учений в философии является то, что это практическая философия для применения в реальной политике. Если раньше философия пыталась только исследовать, понять и объяснить мир, то марксизм пытается сделать то же самое, но с единственной и главной целью — изменить мир.

Изменение мира понимается марксизмом как процесс политический, связанный с насильственными, принудительными действиями в социальной сфере. Таким образом, критерием истины в марксизме является не практика бытия, как в традиционной философии, а именно революционная практика, которая своими успехами в политических реалиях истории должна подтверждать теоретические выкладки марксизма.

Сама же эта революционная практика должна по марксизму осуществляться деятельностью масс, а именно пролетариатом, интересы, которого эта философия закладывала в главный смысл главной своей цели — изменения мира.

В начале Карл Маркс и Фридрих Энгельс мировоззренчески находились на позициях гегелевской диалектики. Затем, после их встречи в 1844 году, они совместно разработали новое мировоззрение, где диалектика сочетается с материализмом.

Разработанный ими диалектический материализм рассматривает мир и все существующее в нем как материю в её многообразных проявлениях. В мире существует только материя, материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Диалектический материализм утверждает первичность материи и вторичность сознания. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познавать мир и находить объективную истину.

С позиций диалектического материализма Маркс и Энгельс объясняли не только природу, но и историю общества. С их точки зрения в развитии общества определяющими факторами являются не потусторонние силы, не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения.

Вся человеческая история, исключая её первую ступень — первобытное общество, и высшую её ступень — коммунизм, является историей борьбы классов. Смысл истории состоит в том, что восторжествует новая, справедливая общественно-экономическая формация, коммунизм, и на этом исторические изменения общества закончатся. Это произойдет уже в обозримом будущем, когда капитализм сменится коммунизмом в результате пролетарской революции, которая установит диктатуру пролетариата сначала в развитых капиталистических странах, а затем и во всем мире.

Но это будет означать конец лишь предыстории человечества, поскольку начало его подлинной истории после победы коммунизма только начинается, так как содержание истории будет состоять в переходе от классового общества к бесклассовому, к процветающему обществу имущественного равенства всех людей.

Однако в диалектико-материалистической философии историческая практика понимается не как закономерный, но пассивный результат необходимых процессов экономических отношений. Фундаментальная идея марксизма в отношении исторической практики заключается в том, что она первична по отношению ко всему духовному миру, и к культуре, то есть обладает активностью в формировании результатов истории за счет целенаправленной деятельности людей и, таким образом, требует активной жизненной позиции каждого человека.

Создатели марксизма считали, что их философское учение будет изменяться, уточняться и обогащаться в ходе развития науки и появления новых факторов исторической практики.

В конце 19 в начале 20 века в теоретическое развитие марксизма внесли свой вклад последователи Маркса и Энгельса: Бабель, Каутский, Лафарг, Бернштейн, Плеханов и др. В основном они занимались популяризацией марксизма для его распространения и пропаганды в целях подготовки пролетарской революции в экономически развитых странах Европы.

Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философии уже в новых исторических условиях внес В.И. Ленин, отбросивший устаревшие положения марксизма, которые уже не имели силу в изменившемся мире. В этот период марксизм принял форму марксизма-ленинизма, который развил далее материалистическое понимание истории в форме учения исторического материализма.

Основные положения исторического материализма выглядят следующим образом:

1. Необходимым условием существования людей является производство материальных благ. Следовательно, материальное производство есть основа всей человеческой деятельности.

2. Материальное производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме. Общественная форма, в которой осуществляется процесс материального производства — это есть система производственных отношений.

3. Существует не один, а несколько типов производственных отношений. Таким образом, в истории существует несколько типов или форм общественного производства.

4. И поэтому с новой силой встает вопрос: почему в одну эпоху господствует одна система экономических отношений, в другую — другая, в третью — третья?

5. Ответ: характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества. Таким образом, в основе смены систем производственных отношений, а, тем самым, и способов производства, лежит развитие производительных сил.

Марксизм подразделяет все исторические формы человеческой цивилизации на пять общественно-экономических формаций:

первобытнообщинная,

рабовладельческая,

феодальная,

капиталистическая,

коммунистическая (включает две фазы — социализм и коммунизм).

При этом переходы человечества от формации к формации в марксизме считаются этапами общественного прогресса.

Общественный прогресс — это поступательное движение человечества к высшей цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Прогресс в его чисто логическом смысле — это развитие от низшего к высшему. Но встает вопрос о критериях, на основании которых можно было бы однозначно трактовать один тип общества, как более прогрессивный, по отношению к другому.

Поскольку проблемы человека являются центральными, то критерии прогресса должны охватывать все сферы жизни человека, включая не только прогресс окружающей его действительности, но и прогресс в развитии самого человека.

А поскольку основой любого развития является развитие способа производства, то критериями прогресса можно считать факты развития науки и техники, способствующие оптимизации и автоматизации производства, то есть критерии научно-технического прогресса (НТП).

И поскольку результатами НТП являются положительные сдвиги в темпах роста экономики, то экономические показатели также являются критериями общественного прогресса.

Но все вышеперечисленные критерии не должны заслонять главную проблему — повышение уровня жизни трудящихся, рост народного благосостояния и улучшение общего качества жизни, то есть, должны переходить в критерии социального прогресса.

Кроме того, в перечень критериев должны входить положительные изменения духовности человека, повышения его морального уровня, постоянного самосовершенствования, то есть, критерии духовного прогресса.

Таким образом, в сумме вышесказанного, критериями общественного прогресса являются:

1. Развитие науки и техники.

2. Темпы роста производства, производительности труда.

3. Степень свободы человека от природы в повседневной жизни.

4. Степень свободы человека от эксплуатации в процессе производства.

5. Уровень демократизации общественной жизни.

6. Уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека.

7. Увеличение человеческого счастья и добра.

ДИАЛЕКТИКА — метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА — власть рабочего класса, устанавливаемая в результате революции, и объявляющая право на использование силы для подавления противодействия этому других классов.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — марксистское учение о закономерностях исторического развития общества.

КАПИТАЛИЗМ — общество, в котором основной собственностью является промышленно-финансовый капитал.

КЛАССЫ (марксизм) — большие группы людей, различающиеся способами получения доли общественного богатства и размерами этой доли.

КОММУНИЗМ — сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.

КРИТЕРИЙ — признак, по которому что-либо считается истинным.

МАРКСИЗМ — материалистическая система философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса.

МАТЕРИАЛИЗМ — течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.

МАТЕРИЯ — то, из чего вещественно состоит мир.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — поступательное развитие теоретического научного знания, характеризующееся эффективной практической реализацией в технике.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — определенный, исторически сложившийся тип общества.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС — постепенное культурное и социальное развитие человечества.

ОБЩЕСТВО — система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.

ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ — бесклассовое человеческое общество до появления частной собственности и государства.

ПОЛИТИКА — деятельность, связанная с процессами получения власти, реализации власти или влияния на власть.

ПРОГРЕСС — развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному в своей организации.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА — количество материального продукта, создаваемого за единицу времени.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — применяемые в производстве орудия труда, технологии, транспорт, помещения, предметы труда и т. д., и люди, как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения людей в процессе производства.

ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНОЕ — процесс создания материальных благ.

ПРОЛЕТАРИАТ — наемный рабочий в капиталистическом обществе, продающий свой труд.

ПРОПАГАНДА — распространение идей для формирования у масс определенных политических взглядов.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ — общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы.

РЕВОЛЮЦИЯ — полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — исторически сложившийся способ добывания материальных благ.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ — общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.

Читайте также

1.2. Основные этапы развития логики

1.2. Основные этапы развития логики Из предыдущего раздела становится ясным, что взгляды на предмет и задачи логики не оставались неизменными на протяжении ее истории. Однако долгое время эти изменения были весьма незаметными, что дало повод, как упоминалось ранее,

§ 5. Основные этапы развития логики

§ 5. Основные этапы развития логики Логика как самостоятельная наука начала формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. На начальных этапах ее развития в Древней Индии большое внимание уделялось теории умозаключения, которое отождествлялось с

2. Общая характеристика античной философии Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители

2. Общая характеристика античной философии Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители Эллинские философы заложили основы классического типа философствования, то есть создали метод познания, опирающийся только на авторитет разума и

4. Общая характеристика средневековой философии Ее основные направления и виднейшие представители Теоцентризм средневековой философии

4. Общая характеристика средневековой философии Ее основные направления и виднейшие представители Теоцентризм средневековой философии Средневековье — это почти тысячелетний отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Религиозный

6. Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII) Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм)

6. Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII) Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм) В XVI-ХVIII веках начался период развития философии, который принято называть философией Нового времени. Новое Время

13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители

13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители Возникшая в 30–40-е годы XIX века во Франции философская школа позитивизма поставила задачу и предложила метод получения позитивного (хорошего, правильного) научного знания о

33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории

33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории Общество — это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество

47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура

47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура Прогресс в общем смысле — это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному.Общественный

Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и Энгельса

Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и Энгельса Москва, Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1988, 45 с.Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук в форме научного доклада.Специальность

ЛЕКЦИЯ № 2 Логика. Основные этапы развития науки

ЛЕКЦИЯ № 2 Логика. Основные этапы развития науки История логики продолжительна по времени. Как было сказано выше, во все времена человек стремился к истине, однако для возникновения учения о правильности мышления были необходимы определенные условия. Здесь и общее

§3. Современное конфуцианство в Китае: основные идеи, персоналии, этапы становления и развития

§3. Современное конфуцианство в Китае: основные идеи, персоналии, этапы становления и развития Историю современного конфуцианства как целостного философского течения можно разбить на несколько этапов:1. Период формирования и определение горизонтов проблематики

Источник

Тест по обществознанию Динамика общественного развития 10 класс

Тест по обществознанию Динамика общественного развития 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).

Часть 1

1. Сторонником регрессивной теории развития общества яв­лялся

1) Аристотель
2) Гераклит
3) Гесиод
4) Платон

2. Кто из названных философов рассматривал историю как циклический круговорот с повторением тех или иных ста­дий?

1) Аристотель
2) Гераклит
3) Гесиод
4) Сенека

3. Кто из названных мыслителей не являлся сторонником тео­рии линейного прогресса общественного развития?

1) А.Р. Тюрго
2) Вольтер
3) Ж.А. Кондорсе
4) Ж.Б. Вико

4. Период истории, в котором философ-просветитель А.Р. Тюрго не видел большого прогресса, поскольку им правили деспоты, которые мало заботились о прогрессе человеческого разума

1) Древняя Греция
2) Древний Рим
3) Средневековье
4) Новое время

5. Ж.А. Кондорсе считал прогрессивным шагом в истории че­ловечества первобытного периода

1) переход от пастушества к земледелию
2) разделение тру да
3) появление государства
4) все вышеперечисленное

6. Ж. Кондорсе считал периодом упадка

1) Древнюю Грецию
2) Средневековье
3) эпоху Возрождения
4) Новое время

7. Сторонником идеи, что всякий прогресс следует рассматри­вать через производительные силы, образующие основу всей истории людей, был

1) Ж.А. Кондорсе
2) Гегель
3) К. Маркс
4) Н. Бердяев

8. Переход от менее совершенных форм организации челове­ческой деятельности к более совершенным называется

1) общественным регрессом
2) общественным прогрессом
3) революцией
4) диалектикой

9. Марксизм объективным критерием общественного прогрес­са считает

1) развитие производительных сил и производственных от­ношений
2) степень гарантированности обществом индивидуальной свободы
3) уровень удовлетворения потребностей людей
4) положение человека в обществе

10. Представление о прогрессе как идее наступления Царства Божия на земле и как пути к спасению сформировалось

1) в Античности
2) в Средние века
3) в период Возрождения
4) в Новое время

11. В европейской культуре прогресс рассматривался прежде всего как увеличение власти человека над природой в период

1) Античности
2) Средних веков
3) Возрождения
4) Нового времени

12. Марксизм считал главной прогрессивной силой общества

1) крестьянство
2) рабочий класс
3) интеллигенцию
4) буржуазию

13. Отметьте ученых, ограничивавших понятие прогресса рам­ками отдельных культур и цивилизаций.

1) Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Гердер
2) К. Маркс, Ф. Энгельс
3) О. Шпенглер, А. Тойнби
4) И. Ильин, Н. Бердяев

14. Либерализм считает необходимой составной частью прогресса

1) приверженность традициям
2) всеобщую конкуренцию
3) стремление к нравственному самосовершенствованию
4) развитие производительных сил и производственных от­ношений

15. Теория, согласно которой в результате прогресса в обществе действуют механизмы естественного отбора, в результате которого должны выжить сильнейшие, называется

1) марксизмом
2) консерватизмом
3) социал-утопизмом
4) социал-дарвинизмом

Часть 2

1. С чьими именами связаны контрреформы, произошедшие после следующих событий?

1) Великая французская революция __________
2) реформы Александра II __________
3) Новая экономическая политика (нэп) ___________

2. В соответствии с теорией марксизма экономической причи­ной революционного скачка к новым общественным отно­шениям и новому социальному строю является нарушение закона соответствия между производительными силами и ___________.

3. Установите соответствие между философами и высказан­ными ими критериями прогресса: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Философы

А) Ж.А. Кондорсе
Б) А. Сен-Симон
В) Ф.В. Шеллинг
Г) Г. Гегель

Критерий прогресса

1) сознание свободы
2) постепенное приближение к правовому устройству
3) нравственный критерий
4) развитие разума

Запишите выбранные цифры под соответствую­щими буквами.

4. Вставьте пропущенные понятия: «Противоположные фор­мы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие либо поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, из­жившим себя формам, застой и деградацию, представляют собой __________ и ___________».

Часть 3

2. «Отвергать прогресс — такая же нелепость, как отвергать силу падения» (Н. Чернышевский).

3. «А жизнь видимо пошлеет от прогресса» (К. Леонтьев).

Ответы на тест по обществознанию Динамика общественного развития 10 класс
Часть 1
1-3
2-1
3-4
4-2
5-4
6-2
7-3
8-2
9-1
10-2
11-3
12-2
13-3
14-2
15-4
Часть 2
1.
1) Наполеон
2) Александр III
3) Сталин
2. Производственными отношениями
3. 4321
4. Прогресс и регресс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *