Что маугли умеет делать так же как люди
«Она не умела говорить и прыгала на четвереньках, как собака»: ужасающие и реальные истории детей-маугли
Это только кажется, что в современном мире невозможно избежать контакта с цивилизацией. Если бы дела обстояли именно так, то понятия «дети-маугли» просто не существовало бы. Кстати, события все хорошо известной сказки, давшей название этому явлению, вовсе не случайно происходят в Индии. Наибольшее количество «детей-маугли» обнаружили именно в этой стране. Одна из последних историй произошла совсем недавно.
Местные полицейские нашли на территории заказника на севере страны девочку, которая жила в окружении обезьян, ходила на четвереньках и не умела разговаривать. На вид ребенку было около 8 лет.
— Было похоже, что ее просто оставили собственные родители. Ее локти и нога были в ранах. Она была очень голодна. Мы дали ей еды. Скорее всего, если бы мы не нашли ее тогда, ее бы съели дикие звери, — говорит инспектор Рэм Автар Синх.
Полицейские доставили девочку в больницу. После терапии малышка начала потихоньку привыкать есть руками и даже пытаться ходить на двух ногах, однако, по словам врачей, она все еще подвержена приступам агрессии и не понимает ни одного языка. Докторам пока не удалось прийти к единому мнению о том, сколько малышка-маугли находилась в дикой природе одна и как с ней быть дальше.
Историям детей, воспитанных в отрыве от цивилизации, английский фотограф Джулия Фуллертон-Баттен посвятила проект «Бездомные дети». Все фотографии здесь постановочные, но истории никого не могут оставить равнодушными.
Девочки-собаки
Одна из работ посвящена судьбе Оксаны Малой. Девочку нашли в начале 90-х в Херсонской области Украины. 8-летняя Оксана жила со стаей собак, издавала звуки, похожие на лай, и прыгала на четвереньках.
Предположительно, девочку в возрасте двух лет забрали у пьющих родителей, а из детского дома она каким-то образом попала на местную псарню. Когда Оксану нашли, она могла сказать лишь «да» и «нет» и старалась не подпускать к себе людей. Врачи заявили, что восстановление ребенка невозможно. Однако через через несколько лет, проведенных в доме-интернате для детей с дефектами развития, Оксана заговорила и избавилась от большинства собачьих повадок.
Впоследствии Оксана нашла работу и даже принимала участие в телепередачах. Журналистам девушка говорила, что никогда не жила с собаками, а вся история – ее детская выдумка. Специалисты склонны считать это попыткой забыть о прошлом.
Спустя почти 20 лет похожая история произошла в Чите. 5-летней Наташе Михайловой семью заменили три собаки. При этом родители девочки не видели в поведении дочери ничего плохого. Семью никак нельзя было назвать благополучной: в квартире, где девочка жила с отцом, бабушкой и дедушкой, царила ужасающая антисанитария, не было воды, тепла и газа. Как заявил отец малышки, хотя ребенок и не умеет разговаривать, зато отлично понимает животных. Наташу доставили в реабилитационный центр. Там выяснилось, что девочка вполне может ходить на двух ногах, но часто срывается — становится на четвереньки и лакает из миски. Полностью обследовав ребенка, врачи сделали хорошие прогнозы относительно коррекции ее поведения.
Все в том же году похожая история произошла в Уфе. В одном из спальных районов башкирской столицы жила с мамой маленькая Мадина. Мама девочки большую часть суток была пьяна, а отец бросил семью еще до ее рождения. До трех лет Мадина общалась только с собаками, ела добытую ими пищу, спала и грелась о них, когда ей было холодно. Если Мадина и выбегала на детскую площадку, то она не играла, а просто нападала на детей, ведь по-другому общаться не умела. При этом врачи дают оптимистичный прогноз будущему девочки, уверяя, что ей необходимы лишь адаптация и обучение.
Мальчик-птица
В 2008 году в одном из домов Волгограда был найден шестилетний мальчик. Говорить он не умел, зато отлично щебетал по-птичьи и размахивал руками, изображая крылья. После выяснилось, что зовут мальчика Ваня Юдин. Всю жизнь он провел в одной комнате с птицами его матери. Женщина с мальчиком не только не разговаривала, но и обращалась с ним, как с пернатым питомцем. Судя по всему, она страдала психическим расстройством: прикармливала птиц, брала их домой и целыми днями лежала на кровати, слушая их чириканье. На сына женщина совсем не обращала внимания. Физически ребенок никак не пострадал, но контактировать с людьми был неспособен. Ваню поместили в центр психологической помощи, где специалисты несколько лет пытались вернуть его из птичьего мира. 31-летнюю мать мальчика лишили родительских прав.
Далеко не всех одичавших детей воспитывали животные. Многих лишили человеческого облика их собственные родители. В 70-е годы США потрясла история девочки, известной под именем Джини. Это псевдоним, который дали ребенку ученые, чтобы обеспечить некоторую анонимность.
Дикая Джини
Когда Джини было 14 месяцев, ее отец из-за неосторожной фразы врача решил, что его дочь умственно отсталая. Тогда он запер ее в одной из комнат и полностью изолировал от общения с матерью и старшим братом. В этой комнате девочка провела 12 лет. Днём отец привязывал ее к детскому стульчику, а на ночь надевал самодельную смирительную рубашку и запирал в вольер. Он кормил Джини только детскими смесями и общался с ней, преимущественно имитируя собачий лай и рычание. Каждый раз, когда когда дочь пыталась говорить, избивал её палкой. В 1970 году его жена сбежала из дома, прихватив с собой дочь. На девочку обратили внимание социальные службы, но было уже поздно. Когда Джини поместили больницу, она весила всего 27 кг при росте 1,37 м.
Медики полагали, что ей не больше 6 лет, при том что развитие девочки соответствовало уровню годовалого ребенка. Она не умела бегать, не могла полностью выпрямить руки и ноги, с трудом ходила. Были отмечены значительные проблемы с её зрением и состоянием зубов. Поначалу она только откликалась на собственное имя и понимала слово sorry (извини). Через некоторое время девочка стала произносить две фразы, которые, по оценкам специалистов, имели ритуальный характер: stop it и no more (хватит и не надо). Медики, работавшие с девочкой, сделали вывод, что она родилась здоровой, но восстановить упущенное было уже невозможно. Специалистам удалось научить Джини лишь самым простым фразам и элементарным навыкам. До конца жизни она останется в учреждении для умственно отсталых.
Мальчик-волк
В 2007 году жители одной из деревень в Калужской области заметили в лесу мальчика, которому на вид было около 10 лет. Ребёнок находился в стае волков, которые, видимо, считали его «своим» — вместе с ними он бегал на полусогнутых ногах. Сотрудники милиции устроили облаву на «калужского Маугли» и обнаружили его в волчьем логове, после чего отправили в одну из московских клиник.
Обследовав мальчика, врачи заключили, что хотя он выглядел как 10-летний, на деле ему должно было быть примерно 20 лет. От жизни в волчьей стае ногти на ногах парня превратились практически в когти, зубы напоминали клыки, его поведение во всём копировало повадки волков. Молодой человек не умел говорить, не понимал по-русски и не отзывался на данное ему имя Лёша, реагируя, только когда его звали «кис-кис-кис». К сожалению, специалистам не удалось вернуть мальчика к нормальной жизни — всего через сутки после того, как он был помещён в клинику, «Лёша» сбежал. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Специалисты говорят, что ребенка-маугли можно научить говорить и вести себя, как подобает людям. Но адаптироваться к обществу ребенок способен только до наступления 12-13 лет. Однако даже в этом случае он все равно будет страдать от психических отклонений.
Феномен Маугли: какой могла быть предыстория зверей из книги
Выражение «закон джунглей» появилось около ста лет назад, когда великий поэт и писатель Редьярд Киплинг написал книгу «Маугли». И среди людей, и среди зверей есть настоящие Маугли, а законы природы действуют в том числе и там, где о природе и речи нет. Мы так устроили этот мир, что звери поделились на тех, кто бунтует против жизни с человеком, и тех, кто принял новые правила. Почему тигры начинают охотиться на людей? Может ли медведь подружиться с человеческим детенышем? Правда ли, что слоны втайне ненавидят людей? Об этом рассказывает программа «Как устроен мир» с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ.
Шер-Хан
В Индии от лап тигров и леопардов-людоедов до сих пор гибнут люди. А виноваты в нападениях громадных кошек на людей… дикобразы. Тигры с удовольствием охотятся на этих животных, но и они в ходе эволюции научились защищаться от хищников.
Шер-Хан из произведения Редьярда Киплинга «Маугли», судя по описанию, был амурским тигром – у азиатских шерсть жиденькая, чтобы не было жарко. А вот полосок у русского хищника меньше, чем у его азиатских собратьев, но зато сам он в два раза больше азиатского тигра, это самая крупная дикая кошка на планете.
Медвежата нередко становятся сиротами, и в этом не всегда виноваты браконьеры, но всегда – человек. Звук пилы лесозаготовителей, рев техники или лай собак будят медведицу, и она бросает логово. Руководит ею инстинкт самосохранения, а материнский – крепко спит до весны.
Новорожденный медвежонок – крошечное, размером с кошку слепое существо, покрытое серым пухом. Частенько брошенных медвежат подбирают жители окрестных поселков, их растят как обычных домашних животных. С точки зрения зверей, эти медвежата – все равно что для нас ребенок, выросший в волчьей стае. У таких животных одна дорога: в цирк или в зоопарк. Если люди кормили медвежонка хотя бы две недели голыми руками, да еще и разговаривали с ним, в природе он сразу погибнет.
Добряк и недотепа Балу из произведения Киплинга, по всей видимости, был малайским медведем. Эти звери не любят людей и вряд ли полезли бы в драку, защищая Маугли. Во многих азиатских странах есть «медвежьи фермы», где звери живут в тесных клетках, а в боку у них – трубочка, по которой из желчного пузыря выкачивают желчь. Азиаты считают, что в ней содержится некая энергия Ци, продлевающая молодость.
В таком плачевном состоянии медведь живет пять лет, а потом его убивают, потому что падает производительность. Шкуру, клыки и мясо продают, особенно выгодно продавать лапы, в Китае они считаются деликатесом.
Табаки
Бандерлоги
У Киплинга описано, как обезьяны-бандерлоги затащили Маугли в древний город, в свои «холодные берлоги», которые когда-то они отняли у людей. Во многих странах обезьяны считаются священными животными, их учат приносить из джунглей лечебные травы и коренья.
Обезьяны всегда любили занимать заброшенные города, например, Ангкор-Ват, величественный древний город в Камбодже, столицу могущественной кхмерской империи. В XV веке жители покинули Ангкор, и постепенно его поглотили джунгли. Именно тогда его и захватили бандерлоги. Местные уверены, что обезьяны унаследовали этот древний храмовый комплекс у самих богов.
Хатхи
Говорят, что африканские слоны – исключительно хитрые, умные и жестокие животные, и людей они не любят. Наверное, из-за того, что люди долгое время охотились на слонов, но мясо не ели, кожу не трогали, а убивали их сотнями ради одних только бивней.
Киплинг рассказывает, как Маугли отомстил людям, натравив на деревню слонов. Эти животные в ярости не замечают ничего вокруг себя. Первые отряды боевых слонов появились в Древнем Китае примерно за 1,5 тысячи лет до нашей эры. Великий карфагенский полководец Ганнибал использовал боевых слонов, чтобы остановить наступление римлян.
Азиатские слоны гораздо меньше африканских и легче дрессируются. Если к ним относиться с уважением, они отвечают искренней дружбой.
Рыжие собаки
История пока еще не знает ни одного случая, когда красный волк был бы приручен человеком. Примерно до года или до полутора лет они ведут себя как щенки, а потом матереют и начинают подчинять себе человека. Даже Маугли, который смог договориться с серыми волками, общаться с красными не мог.
Красных волков называют пираньями дикого мира – они действительно могут разорвать жертву за считанные минуты. Хоть в их челюстях зубов и меньше, чем у остальных псовых, но сила укуса такова, что они без труда раскусывают бедренную кость.
Акелла
Среди животных, описанных Киплингом, одни из самых мирных по отношению к человеку – серые волки. По статистике, в год от их клыков погибает около десяти человек – пчелы убивают в пять раз больше. Волков приручают, пожалуй, даже чаще, чем медведей, однако непрофессиональному зоологу этим лучше не заниматься: сколько волка ни воспитывай, собакой он не станет.
Волка ноги кормят, трусость оберегает, злобность возвышает. Вожаком стаи часто становится самый агрессивный самец, а добряков изгоняют.
Совет стаи
Волки Киплинга живут по закону джунглей, который предписывает им отдавать часть добычи для кормления детенышей и стариков. В реальной жизни звери изгоняют из стаи тех, кто уже не может охотиться. Они бросают умирать от голода своих соратников, которые никакой пользы уже не приносят. Более того, в случае опасности больной старик будет обузой, поэтому стая должна от него избавиться до того, как опасность наступила.
Волки – хищники, но при этом могут есть фрукты и орехи. Объем желудка – 12 литров, а чувство насыщения отсутствует напрочь. Пасть у волка такая же, как и у лайки, только сила укуса больше – 250 килограммов на квадратный сантиметр. К сравнению, у взрослого мужчины сила укуса всего 60 килограммов, поэтому ребенку Маугли отрывать куски мяса было бы явно сложно, и питался он мелкой добычей волков – лягушками, мышами, улитками, рыбой и падалью.
Маугли
Даже если у ребенка оказался крепкий иммунитет и он адаптировался к жизни в стае, его поджидает другая опасность – постоянная боль.
Даже если ребенок выживет и адаптируется, он никогда не станет вожаком стаи, потому что вожаком становится сильнейший, а человек по сравнению с животным может похвастать только интеллектом.
В книге Маугли успешно прожил с волками до 17 лет и вышел к людям сильным и общительным. В реальности одичавшие дети никогда не возвращаются к нормальной жизни.
Немного легче детям, воспитанным приматами: 30 лет назад в Уганде обнаружили мальчика-дикаря. Три года он жил со стаей обезьян, заблудился в джунглях. После реабилитации «Маугли» рассказал, что обезьяны сами в первый раз подошли к нему и принесли орехи и фрукты.
Еще больше о том, как устроен этот мир, самые интересные факты и истории смотрите в выпуске программы «Как устроен мир» с Тимофеем Баженовым. Новые выпуски смотрите на РЕН ТВ.
Маленькие дикари: откуда берутся «дети-маугли» и есть ли у них шанс на нормальную жизнь. Большой разбор
© Коллаж Кристины Савельевой
Истории детей, которые вынуждены были выживать самостоятельно
В 1893 году Редьярд Киплинг написал сборник рассказов о Маугли — человеческом мальчике, воспитанном волками и живущем среди диких животных. История о Маугли крепко полюбилась читателям, а позже была экранизирована целых восемь раз. С тех пор имя Маугли стало нарицательным — оно используется для описания детей, которые выросли среди животных в отрыве от общества и без надлежащей социализации. К сожалению, до сих пор, в XXI веке, таких детей время от времени продолжают находить.
Дикие дети
Детей, которые на долгое время были изолированы от социума и не обладают базовыми социальными навыками (вроде умения спать на кровати, пользоваться унитазом и есть ложкой), называют «дикими детьми» (а еще — «одичавшими» или «феральными»). Легенды о «диких детях» начали появляться задолго до произведения Киплинга, самой популярной из них является история Рема и Ромула — братьев-близнецов, основавших Рим, которых, по преданию, выкормила дикая волчица.
Позже стали появляться и задокументированные случаи обнаружения «детей-маугли» — и их было намного больше, чем вы можете себе представить. «Диких детей» находили (и продолжают находить) по всему миру: во Франции, в США, в России, в Румынии, Чили, Камбодже, Узбекистане, и во многих других странах.
Условно «одичавших детей» можно разделить на три категории: тех, кто вынужден был долгое время самостоятельно выживать в дикой природе, тех, кто был «воспитан» дикими животными, и тех, кто был выращен в заточении без контакта с другими людьми.
Среди историй «диких» детей есть подтвержденные документально, сомнительные и даже фальшивые — случаи, когда родители или опекуны детей выдавали их за «дикарей» ради публичности или финансовой поддержки. Существуют задокументированные случаи, когда детей «воспитывали» обезьяны, волки, собаки, медведи, овцы, коровы, козы и даже страусы.
История каждого «дикого» ребенка уникальна, однако причины у нее, как правило, схожие — дети вынуждены были выживать в диких условиях (или в условиях жесткой социальной изоляции) либо вследствии смерти своих родителей, либо в результате жестокого обращения родителей. При этом некоторые дети оказывались среди животных, сбегая от жестокости собственных родителей, а другие из-за нее же оказывались в изоляции.
Собрали для вас несколько известных историй о «детях-маугли» — от XVII века до наших дней.
Фантастическая история маленькой коренной американки
Один из самых ранних случаев, когда ребенок в одиночестве выживал в дикой природе, датируется 1731 годом.
Девочку по имени Мари-Анжелик Мемми ле Блан обнаружили возле французского селения Сонжи. У нее были черные руки и ноги «как у негритенка», она была одета в шкуры и вооружена короткой и толстой палкой. Селяне приманили девочку при помощи ведра воды и поймали ее — так начало возвращение Мари-Анжелик к цивилизации.
Позже выяснилось, что Мари-Анжелик — коренная американка, которую в 1721 году перевезли во Францию для работы (предположительно тогда девочке было девять лет). Однако в ноябре 1721 года Мари-Анжелик сбежала из Марселя вместе с темнокожей рабыней, которую привезли во Францию из Палестины (согласно другой теории, корабль, на котором плыла Мари-Анжелик, потерпел крушение, и ее, вместе с другой рабыней, вынесло на берег Франции, после чего они были вынуждены выживать в дикой природе).
На протяжении десяти лет девочки самостоятельно выживали в лесах Франции — за это время они научились охотиться, подзывать птиц, выкапывать съедобные коренья и спасаться от холода. Найти общий язык и научиться разговаривать друг с другом они так и не смогли, и общались при помощи криков, свиста и жестов.
Напарница Мари-Анжелик умерла в 1731 году (позже выяснится, что ее застрелили), а саму ее поймали жители Сонжи при попытке добыть питьевую воду. Селяне отмыли девочку и накормили ее (она ела только сырое мясо). Жизнь в дикой природе сильно ее изменила: Мари-Анжелик не разговаривала, не спала на кровати и не переваривала приготовленную пищу. Также у девочки были очень длинные пальцы рук, большие пальцы были шире, чем обычно, она была очень устойчива к холоду.
Мари-Анжелик отправили в приют, а затем — в монастырь. Примечательно то, что девушке удалось полностью восстановить речь и социальные навыки — она бегло говорила по французски, легко обучалась новому, делилась своими воспоминаниями о жизни в лесу. Женщина умерла в 1752 году.
История Мари-Анжелик скорее напоминает легенду, чем реальную историю — в ней много разночтений (например, возраст девочки, согласно разным записям, сильно колеблется) и неясностей. Также тот факт, что она так быстро смогла ресоциализироваться и выучить язык после десяти лет в лесу, вызывает у современных ученых сильные сомнения в правдоподобности этой истории. В отличие от следующего «дикого ребенка», история Мари-Анжелик почти не подтверждена документально.
Виктор из Аверона
В 1794 в лесу Аверона (это регион на юге Франции) заметили обнаженного мальчика шести-семи лет. Его удалось поймать только около 1799 года, но и после этого мальчик (на тот момент уже подросток) неоднократно сбегал от своих многочисленных опекунов.
Те, кто имел дело с «дикарем из Аверона», отмечали, что его не интересовало ничего, кроме еды (он питался преимущественно сырыми овощами), сна и попыток побега. Чуть позже аббат и профессор биологии Пьер Жозеф Бонатерре, у которого мальчик прожил какое-то время, обнаружил, что «дикий мальчик» оказался невосприимчив к низким температурам и мог спокойно резвиться в снегу без одежды.
Ученые, которые обследовали мальчика, пришли к выводу, что он, вероятно, страдает глухотой, немотой, а также безнадежно психически болен, что делает его социализацию невозможной. 1801 году студент-медик Жан Марк Гаспар Итар забрал мальчика к себе и дал ему имя Виктор (определить настоящее имя ребенка, как и его происхождение, так и не удалось).
На протяжении шести лет Итар пытался социализировать Виктора, научить его понимать речь, говорить, и проявлять эмпатию. Результаты своих стараний Итар тщательно записывал, и позже его признали основателем «устного образования глухих, использования модификации поведения с детьми, имеющими тяжелые нарушения, и специального образования умственно отсталых и физически неполноценных». Также принято считать, что педагогические находки Итара вдохновили Марию Монтессори на создание ее собственной системы развития и обучения детей. Несмотря на признание Итара в профессиональных кругах, ему не удалось достичь значительных успехов в социализации и обучении Виктора из Аверона.
За шесть лет мальчик научился говорить лишь два слова: «молоко» и «о, Боже», что Итар считал своим личным провалом — он верил, что мальчик на самом деле не глухой, однако не мог понять, почему тот принял решение не говорить.
В 1811 году Виктора передали на попечение экономки Итара, мадам Герен, которая ухаживала за ним на протяжении 17 лет. Умер «дикий мальчик» в 1828 году, в возрасте около сорока лет. Ученые двадцатого века, занимающиеся исследованиями медицинских документов Виктора из Аверона, диагностировали у него среднюю степень аутизма (а еще раннюю шизофрению и инфантильный психоз) — мальчик явно демонстрировал симптомы психических заболеваний, которые усилились без надлежащего ухода и коррекции.
Дети, выращенные собаками
А вот куда более современный случай — история Оксаны Малой, украинской девочки, которую на протяжении четырех лет воспитывали собаки. В девяностые об истории «девочки-собаки» из украинского села Новая Благовещенка рассказывали по всем телеканалам. Родители-алкоголики с трехлетнего возраста отдали Оксану на «воспитание» собачьей стае, в которой девочка и социализировалась.
Когда в 1991 году Оксаной и ее семьей заинтересовались социальные службы, девочка ходила на четырех ногах, лаяла, спала на полу и умывалась как собака.
Оксану отправили в Одесский интернат, где и началась ее реабилитация, в результате которой девочка освоила беглую речь и навыки самообслуживания, социализировалась — однако статус пациентки психоневрологического диспансера остался с ней навсегда.
Когда Оксане было 30 лет (в 2013 году), она приняла участие в ток-шоу на украинском телевидении и рассказала о том, что работает на ферме, где общается с коровами и лошадьми. Вместе с Оксаной на передаче был еще один «дикий ребенок» Иван Мишуков, который в четырехлетнем возрасте сбежал от матери-алкоголички и ее любовника и два года прожил с дикими собаками, которые считали его «своим» и защищали его.
Благодаря своей «стае» Иван трижды сбегал от сотрудников полиции и социальной службы, которые пытались забрать ребенка от его «опекунов». С четвертой попытки у них это получилось, но, по словам самого Ивана, полицейским пришлось целый день возить его по городу, чтобы собаки потеряли его след.
Судьба Ивана сложилась немного лучше, чем судьба Оксаны — как и она, он сперва попал в детский дом, но затем его усыновили. Благодаря тому, что мальчик провел с собаками всего два года, он довольно быстро сумел восстановить речь и социальные навыки, закончил военную школу и отслужил в армии.
«Прекрати» и «хватит»
Иногда «дикие дети» вырастают в диких условиях, которые создают для них собственные родители. Одной из самых ярких историй ребенка, выращенного в условиях жесткой социальной депривации, стала история Джини. Это псевдоним, который дали девочке, которую в ноябре 1970 года обнаружили социальные работники Лос-Анджелеса. До этого девочка тринадцать с половиной лет провела в заточении без контакта с людьми.
Джини стала четвертым и последним ребенком в своей семье — из них выжил только ее старший брат и она сама — двое других сиблингов умерли в младенчестве. Отец Джини не любил детей, они казались ему слишком шумными. Его жена, мать Джини, испытывала серьезные проблемы со зрением из-за перенесенной в детстве неврологической травмы и прогрессирующей катаракты, из-за чего она была почти слепой и сильно зависела от своего мужа.
Когда Джини было около полутора лет, отец перевез ее семью в дом своей матери — ее насмерть сбил пьяный водитель. Отец хотел защитить свою семью от угроз внешнего мира, что в итоге привело к еще более трагичным последствиям. Он поселил Джини в отдельной спальне, где девочка находилась целыми днями. Днем отец на 13 часов привязывал ее к унитазу, а по ночам одевал девочку в самодельную смирительную рубашку и укладывал спать в клетку.
Поскольку отец Джини не переносил шума, все попытки Джини заговорить или издать звук он пресекал, избивая девочку, царапая ее, а также общаясь с ней посредством рычания и лая.
Спасение пришло неожиданно осенью 1970 года мать Джини уговорила мужа отпустить ее на встречу с родственниками, а чуть позже — обратиться в отдел социальной поддержки за выплатами по инвалидности. Женщина взяла с собой Джини. Истощенная девочка, ходящая странной «заячьей» походкой, привлекла внимание социальных работников, которые тут же вызвали полицию.
Родителей Джини арестовали, а девочку отправили в больницу, где ей занялись специалисты по детскому развитию, психиатры и психологи. Чуть позже отец Джини застрелился, не дождавшись суда, а ее мать была оправдана (она доказала, что ввиду собственной слепоты и постоянных избиений со стороны мужа не могла оказать дочери необходимой помощи).
На момент начала своей терапии Джини была полностью не социализирована, она не умела говорить, не различала людей, из-за долгого времени, проведенного в клетке, ее конечности не разгибались до конца.
Джини демонстрировала частые вспышки гнева, во время которых она направляла агрессию на себя — при этом она всегда вела себя максимально тихо, не кричала и не плакала. В ее словарном запасе было две фразы: «прекрати» и «хватит».
На момент поступления в больницу уровень развития Джини соответствовал уровню годовалого ребенка — примерно в этом возрасте она и попала в домашнее заключение. Спустя четыре года исследований и кропотливой работы психиатров Джини начала говорить и научилась распознавать несколько сотен слов, однако говорила она все равно рваным «телеграфным» стилем — просто перечисляя слова, а не связывая их в предложения. Освоить грамматику она так и не сумела.
Позже Джини даже смогла посещать ясли, а затем и начальную школу для детей с ограниченными возможностями — исследователи отмечали, что языковые проблемы девочки не были связаны с какими-то врожденными отклонениями и предполагали, что изначально она была совершенно психически здоровой.
После больницы Джини сменила несколько приемных семей. Несмотря на свой возраст, по поведению она продолжала оставаться двухлетним ребенком, который мочился в кровать, не умел выражать сильные эмоции и разговаривал несогласованными фразами. На данный момент Джини должно быть 63 года, а ее судьба и местоположение неизвестны — их засекретили ради безопасности женщины, как и ее настоящее имя. По некоторым данным, она живет в интернате где-то на юге Калифорнии.
Долгая дорога домой
История Джини превратилась в одно из крупнейших исследований психического и интеллектуального развития «ребенка-маугли», выросшего в отрыве от общества. В 1967 году психолог Гарвардского университета Эрик Хайнц Леннеберг выдвинул гипотезу «критического периода».
Она заключалась в том, что существует определенный возрастной порог, за которым человек не в состоянии овладеть языковыми навыками. Критическим периодом Леннеберг называл промежуток между двумя годами и возрастом завершения полового созревания — он предполагал, что после этого мозг человека полностью сформирован и не способен овладеть языком.
Тот факт, что Джини, начавшая реабилитацию в 13-летнем возрасте, научилась говорить и распознавать некоторые слова, опровергает теорию Леннеберга, однако лишь отчасти. Джини так и не осилила грамматику, которая, по мнению лингвиста Ноама Хомского, и отличает язык людей от языка животных.
Дальнейшие исследования показали, что Леннеберг в чем-то был прав. Человеческий мозг обладает наибольшей нейропластичностью в период от двух лет и до полового созревания, а потому все те познавательные процессы, которые происходят в этот период, невероятно важны для развития мозга ребенка.
Это значит, что именно в это время мозг ребенка должен научиться синтезировать и распознавать как можно больше ментальных объектов — в этом ему помогает общение со взрослыми и сверстниками, чтение, ролевые игры, рисование, головоломки — в общем, все нормальные детские дела.
«Дикие дети», изолированные от общества и лишенные возможности полноценно развивать свой мозг, частично или полностью упускают этот самый «критический период», что иногда делает их возвращение к нормальной жизни невозможным.
Плюс ко всему успех реабилитационных мероприятий во многом зависит от психиатрического статуса «ребенка-маугли» — у нейротипичных детей больше шансов восстановиться (как, например, в случае с Иваном Мишуковым), чем у тех, кто изначально страдал психическими расстройствами или задержками в развитии.
Изучение «детей-маугли» сделало внушительный вклад в вечный конфликт «природа против воспитания» (nurture vs nature).
В основе конфликта лежит многовековой теоретический спор о том, что определяет человеческую натуру — гены или же воспитание и окружение.
С одной стороны, феномен «диких детей», которые по поведению приближаются к диким животным, когда растут в отрыве от общества, подтверждает, что воспитание важнее — нет никакой специальной «человеческой природы», которая неизбежно проявляется в любых условиях. Человек учится вести себя определенным образом, распознавать эмоции, понятия и явления только тогда, когда он живет в обществе.
С другой стороны, случаи Джини и Оксаны Малой — девочек, которые большую часть своего «критического периода» провели в отрыве от общества, но позже все равно смогли научиться говорить и понимать речь (пусть и не в совершенстве), показывают, что, несмотря на детство, проведенное в изоляции, их «человеческая природа» позволяет им освоить упущенные с рождения навыки.
Далеко не всегда «дети-маугли» способны вернуться к жизни в обществе — это зависит от множества факторов, среди них: возраст, в котором они оказались изолированы от общества, продолжительность изоляции, психическое здоровье, психологическая устойчивость и эффективность реабилитации.
К сожалению, подавляющее большинство «диких детей» становились таковыми по вине своих родителей, что автоматически обрекает их на жизнь в детских домах и интернатах, где им зачастую не могут организовать полноценный уход, заботу и условия для восстановления.