Что менее важно перед началом школьного обучения

Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению

Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть фото Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть картинку Что менее важно перед началом школьного обучения. Картинка про Что менее важно перед началом школьного обучения. Фото Что менее важно перед началом школьного обучения

Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть фото Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть картинку Что менее важно перед началом школьного обучения. Картинка про Что менее важно перед началом школьного обучения. Фото Что менее важно перед началом школьного обучения

Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.

Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть фото Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть картинку Что менее важно перед началом школьного обучения. Картинка про Что менее важно перед началом школьного обучения. Фото Что менее важно перед началом школьного обучения

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Чтобы меньше беспокоится за юного школьника и проверить, как проходит сложный (и часто проблемный) процесс адаптации к новым условиям, воспользуйтесь приложением родительского контроля «Где мои дети». С ним вы сможете слушать звук вокруг, связываться с ребёнком в любой ситуации и смотреть его передвижения по карте.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

Социально-личностная готовность

Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть фото Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть картинку Что менее важно перед началом школьного обучения. Картинка про Что менее важно перед началом школьного обучения. Фото Что менее важно перед началом школьного обучения

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть фото Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть картинку Что менее важно перед началом школьного обучения. Картинка про Что менее важно перед началом школьного обучения. Фото Что менее важно перед началом школьного обучения

Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.

«10 слов»

Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

«Повтори узор»

Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть фото Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть картинку Что менее важно перед началом школьного обучения. Картинка про Что менее важно перед началом школьного обучения. Фото Что менее важно перед началом школьного обучения

Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

«Четвёртый лишний»

Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.

Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть фото Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть картинку Что менее важно перед началом школьного обучения. Картинка про Что менее важно перед началом школьного обучения. Фото Что менее важно перед началом школьного обучения

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

Обучаем взаимодействию

Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть фото Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть картинку Что менее важно перед началом школьного обучения. Картинка про Что менее важно перед началом школьного обучения. Фото Что менее важно перед началом школьного обучения

Развиваем волю и контролируем поведение

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Источник

«Школа — это большой невроз для всех». Советы психолога, как подготовить к учебному году себя и ребенка

Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть фото Что менее важно перед началом школьного обучения. Смотреть картинку Что менее важно перед началом школьного обучения. Картинка про Что менее важно перед началом школьного обучения. Фото Что менее важно перед началом школьного обучения

О дистанционном образовании, навыках, знаниях и умениях детей, требованиях школы и ответах на требования, о подготовке детей, а главное — подготовке родителей — к новому учебному году — журналист Properm.ru Татьяна Зырянова поговорила с психологом Елизаветой Фалиной.

Елизавета Фалина — клинический психолог, семейный психолог, нейропсихолог. Специалист по работе с детьми и семьями, автор программ «Мегамозг. Школа внимания», «Мегамозг. Школа общения» для детей 6–10 лет, тренинга «Ветер перемен» для подростков

«Все немного одичали»

— Ковидный учебный 2020 год прошел большей частью онлайн. Многим детям понравилось дистанционное обучение (а многим родителям нет). Как детям объяснять, почему нельзя всегда учиться на дистанте? Что говорить?

— Дистант понравился детям в связи с легкостью аттестаций. Все смогли улучшить свои оценки. С другой стороны, школы разные. У некоторых школ отлично получилось на дистанте учить и получать хорошую обратную связь от детей и родителей. Не смотря на позитивный или негативный опыт дистанта, образование должно быть очным. Ребенку нужно объяснять, что школа, кроме обучения несет важную функцию социализации — это навыки работы в команде, пребывания в коллективе, когда учишься у других и учишь других, навыки самопрезентации. Без этих умений человек не сможет дальше взаимодействовать с обществом, работать в будущем не сможет.
Как показала практика, не только дети, но и взрослые немного «одичали» за время пандемии, не вылазили из пижам. У детей вообще все сложно с потребностью умываться, причесываться. Они готовы сидеть в кровати в пижаме и тащить туда еду, уроки и всё остальное.

Кроме того, среди важных функций школы есть такая как личное «живое» общение.

— Оно сейчас тоже в большей части виртуальное — личное общение.

— В ситуации, когда внеурочное общение практически все перешло в онлайн, школа остаётся единственным местом, где есть возможность видеть живых людей, с ними разговаривать. Детям приходится взаимодействовать с одноклассниками, учителями в рамках школы, выходить к доске и что-то рассказывать на публику.

— Многие дети «отстали» за учебный онлайн-год, как отмечают родители и учителя, «расслабились». И что делать с этой «расслабленностью»? Как их «напрячь» обратно? И надо ли?

— Сейчас лето, они в принципе все расслабятся. Конечно, надо начинать вспоминать о школе. В конце августа многие центры организуют смены с учебным уклоном, чтобы дети вспомнили учебные навыки, материал. Чтобы выход в школу прошёл гладко. Это касается начальной школы. Среднее и старшее звено уже более осознанно учатся, целенаправленно. Многие занимаются летом с репетиторами. Для начальной школы важно с середины августа вспоминать школьный материал.

Будь готов! Психологически

— Недавно видела спор в интернете: должны ли дети уметь читать, писать, знать цифры, когда приходят в школу?

— Это требования большинства школ. Это наша действительность. С точки зрения развития ребенка, он не должен этого уметь. С точки зрения требований школ, приходится. При нормальном развитии ребенок может это уметь. Или в норме обучиться в течение первого года. Что здесь важно понимать — читать, писать, считать, знать цвета и названия морских гадов — это знания и навыки. То, насколько быстро ребенок будет приобретать эти знания и навыки, зависит от его психологической готовности к школе. Если ребенок готов обучаться, если ему интересно, навыки он приобретет очень быстро.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

— Это готовность ребенка учиться, получать и осваивать новые знания, навыки, умения, в группе сверстников. Психологическая готовность к школе включается себя ряд компонентов : развитость эмоционально-волевой сферы — умение контролировать эмоции, поведение. Это общий кругозор, самостоятельность мышления, внятная речь. Это наличие мотивационных факторов: «я хочу учиться», «мне интересно учиться», «хочу знать что-то новое». Умение общаться со сверстниками, умение общаться со взрослыми, чувствовать разницу, соблюдать субординацию между ровесниками и взрослыми. Движущая сила не только «я хочу» в ребенке, а еще и «надо»: я не очень хочу, но надо. Умение удержать себя в этом состоянии, умение удержать внимание в течение урока, — всё вместе это и является психологической готовностью к школе.

— Как понять, что ребенок готов?

— Общаться с ним. Знает ли он, как себя вести в разных случаях, умеет ли он сдерживать свои импульсы, любознателен ли он, интересуется ли чем-то, доводит ли свою деятельность до конца. Легко или нет вступает в контакт со сверстниками. Более точно и детально сказать о нюансах готовности каждого ребенка, может психолог, специалист.

— Может ли быть, что родителям кажется, что ребенок готов к школе, а на самом деле нет?

— Конечно, потому что для родителей каждый ребенок прекрасен, уникален, волшебен и самый умный. Это абсолютно правильно. Так и должно быть. Поэтому здесь необходимо мнение воспитателей, педагогов, с которыми ребенок занимается. Они смогут определить, насколько ребенок заинтересован в учебной деятельности? Насколько адекватна его самооценка? Умеет ли он принимать критику, делать из неё выводы?

В школе ребенок может встретиться с не самыми прекрасными оценками своей деятельности со стороны сверстников, со стороны учителей. Ребенок должен уметь это правильно переживать.

— В принципе, мне кажется, школа заточена на то, чтобы указывать на ошибки, а не на то, чтобы указывать на какие-то достоинства.

— Школа сейчас — высококонкурентная среда. Как правило, она больше направлена на выполнение требований. Школа — это большой невроз для всех.

— Да, поэтому, наверное, не только для первоклассников важна психологическая готовность, но и для остальных учеников.
— Для тех, кто учится в выпускных классах важнее всего не психологическая готовность к школе, потому что она у них сформировалась. Важнее психологическая готовность к экзаменам, стрессоустойчивость, навыки самопрезентации, уверенность в своих силах. Это важно, начиная со среднего звена, ближе к старшему — 7–8 класс и далее. Наибольшей стресс у подростков вызывают экзамены, аттестации.

Если мы говорим про первоклассников, в первую очередь, психологическая готовность к школе исходит из готовности родителей. Начальная школа — это процесс привития любви к знаниям. Ребенок должен не столько какие-то конкретные знания получить, сколько полюбить учиться, научиться учиться.

В начальной школе огромное место занимает сам процесс, поэтому в первых классах практически не ставят оценки, потому что основная задача — обучение процессу обучения. Тем не менее важно — воспитывать в детях амбициозность и честолюбие, важно хвалить детей за их результаты, важно анализировать результаты ребенка, оценки, что получилось, в чем ты был молодец, какие твои знания, навыки, умения тебе помогли достичь успеха или наоборот, какая помощь тебе нужна, сего тебе не хватало и можно преодолеть неудачу. Надо научить ребенка анализировать свои результаты. И помнить, что негативный опыт порой полезнее позитивного, так как именно он заставляет нас развиваться

В среднем и старшем звене обучение уже целенаправленное, а мотивация к нему заложена (должна быть заложена) в начальной школе. От начальной школы в принципе зависят дальнейшие успехи в обучении. Плюс — насколько в семье благоприятна атмосфера, связанная с учебой.

Но всегда надо помнить и понимать, что учеба — это не все в жизни ребенка, это часть жизни, и относиться надо к ней, как к части жизни, не ставить на неё слишком много.

Любить ребенка надо потому, что вы его любите, а не потому, что он носит вам хорошие оценки.

Любить и разговаривать

— Как помочь ребенку сформировать психологическую готовность к школе?

— Этим занимаются психологи, специалисты, которые владеют знаниями, техниками и методиками, необходимыми для формирования нужных навыков. Для каждого ребенка приемы и механизмы будут свои. Специалисты помогут научиться справляться со стрессом, легче и быстрее адаптироваться к школе. Надо доверить дело профессионалам. Это школьные психологи, психологи в садике, психологи в центрах.

— Мне кажется, это об идеальном обществе или об идеальной школе, потому что школьные психологи максимум что могут — протестировать детей на наличие наркотиков и буллинга в классе.
— Их учили адаптировать детей. Если родитель обращается к ним за помощью, они должны ее оказать. Не у всех есть возможность сходить к частным психологам. Вопрос в том, что кому-то везет, и в их школе хороший психолог, а у кого-то их нет вообще в школе. Но это к вопросу о системе школьных психологов, большая тема, серьезная проблема.

— Как понять по своему ребенку, что стоит обратиться к школьному психологу за помощью?
— Если мы говорим про начальную школу, это любые проявления невроза у ребенка. Плохой сон, плохой аппетит, чесотка, повышенная тревожность, отказ идти в школу, — это все поводы обращаться к психологам, не затягивая. Если мы говорим о подростках, тут причин и поводов гораздо больше. Основное — отказ идти в школу. Тотальная неуспешность ребенка, плохие оценки — тоже повод обращения к психологу. Именно в школе диагностируется большое количество таких расстройств, как дислексия, дисграфия, дискалькулия, которые мешают процессу обучения.

— Это распространенные явления?

— Да. Сейчас дети должны перерабатывать очень большие объемы информации, возникают проблемы, связанные с этим. Еще один бич — это задержка речи в детстве. Как правило, это влечёт за собой сложности с чтением, письмом. Нельзя относиться к этому так: «заговорил, и славненько». Письменная речь — это верхушка формирования речи, речь закончила свое формирование, когда ребенок начал хорошо и грамотно писать.

Если есть подобные проблемы, нужно бежать к специалистам, чтобы клеймо тотального неуспеха не закрепилось за ребенком.

— Например, он не справляется с математикой, не дано ему, — всё, клеймо получено. А у ребенка, на самом деле, проблемы более серьезные, чем просто не справляется?

— Да. Это может быть гораздо более глубокими проблемами, связанными с развитием мозга, ребенок вообще в этом не виноват, хоть что вы делайте.

— А как понять, что это проблема именно такого характера?
— Родитель может заметить, что на протяжении длительного периода у ребенка возникают ошибки одного и того же характера. Однотипность ошибок — что бы вы ни делали, как бы вы с ребенком ни занимались, ни объясняли ему, ошибки так или иначе повторяются — это повод идти к специалисту.

— Вообще родители сами могут попробовать психологические приемы применять к детям, помогать им подготовиться к школе, экзаменам в психологическом плане, или велик риск навредить?
— Родители могут только разговаривать со своим ребенком. Основная опция родителя — это любить, создавать безопасную среду для изучения и познания мира, и разговаривать, разговаривать, разговаривать…

Основа любой учебной деятельности, развитие мышления — развитая речь, умение делать выводы, искать ответы на свои многочисленные «почему», которые возникают в детстве, экспериментировать, смотреть, что получилось, анализировать. Это то, что родители могут и должны делать. Играть с ребенком. Игры — репетиция взрослой жизни. Игры по правилам — один из больших инструментов формирования навыков саморегуляции: ты ходишь, теперь я хожу. Родители могут и должны читать детям вслух.

— А это как поможет?
— Во-первых, это прививает любовь к чтению. Во-вторых, прочитав вместе, вы вместе это обсуждаете, у ребенка появляется начитанность, расширяется кругозор. Он это время проводит с вами, с семьей. На спокойном эмоциональном фоне формируется правильное отношение к получению новых знаний, информации.

— Чем может обернуться, если игнорировать психологическую неготовность, а также другие психологические проблемы и трудности?

— Неуспешностью ребенка в школе. И не только в плане оценок. Если ребенок психологически, в плане поведения и отношения не готов к школе, отвлекает учителя, учитель так или иначе начинает транслировать, что с этим ребенком что-то не так, это поддерживают дети.

Ребенок получает вербально и невербально информацию от других, что с ним что-то не так, у него начинаются проблемы, он считает, что он плохой. Его нервная система не справляется, он начинает напрягаться еще сильнее, в связи с этим начинает еще больше дурить, чудить, не соответствовать. Он кажется неудобным для школы, и он это чувствует, так можно сформировать позицию изгоя, хулигана, «белой вороны» и так далее.

— Разные реакции, выходки — это реакция нервной системы на то, что она не справляется?
— Как правило, так проявляется импульсивность ребенка. По тем или иным причинам он был не обучен, не организован, не дозрел, не научился контролировать себя. Может, в связи с тотальной избалованностью в семье, вседозволенностью, может в связи с незрелостью нервной системы. В итоге он не может промолчать на уроке, не может сосредоточиться, в связи с этим получает кучу замечаний, опять начинает думать, что он плохой, падает самооценка, которую очень сложно — порой невозможно — вернуть. Особенно, если процесс затягивается годами.

— Есть ли какие-то лайфхаки, простые действия, которые могут помочь в адаптации и снижении психологической нагрузки?

— Во-первых, меньше личной — родительской — тревожности, больше личного спокойствия, больше поддержки ребенка во всем, что с ним происходит. Это все новое для него, интересное, разное. Нужно поддерживать ребенка в его хороших эмоциях, в его негативных эмоциях. Помогать ему с ними справляться, помогать проживать.

— Я видела, на занятиях вы используете разные шарики, непонятные рюкзаки, дети то катаются по ковру, то какую-то цепочку плетут…
— Двигательная кора мозга играет огромную роль в психологическом развитии человека. Любое движение помогает перезагрузиться, снять напряжение. Вы можете пойти погулять с ребенком, поплавать с ним в бассейне, покататься на велосипеде, на лыжах, позаниматься любым видом деятельности: порисовать, полепить. У ребенка должно быть хобби. Когда ему плохо, можно предложить позаниматься любимым делом. Это в принципе помогает всем, и взрослым тоже.

— Такой вопрос. Если дети не хотят разговаривать? Подростки чаще всего разговаривать не хотят.
— Если в семье принято разговаривать, то они будут разговаривать. Если родители делятся тем, как прошел у них день, какие у них были чувства и эмоции, хорошие и плохие, то и дети научатся готовить о себе и о своем дне. Эта привычка — говорить — также формируется, как и все остальные. Если так принято с детства, то у ребенка возникнет потребность в этом, и он будет с вами разговаривать. Но если вы ничего не говорите о себе ребенку, только ведете допрос с пристрастием, как у него день прошел, то с большой долей вероятности он начнет отвечать: «Нормально», и на этом все закончится. Мы учим детей личным примером, в том числе и говорить. Начинать надо это делать сразу, когда дети еще маленькие.

— Мне кажется, многие просто не представляют, как рассказывать маленьким детям о том, как у взрослого день прошел на работе. Как это делать?

— Простыми словами: «У меня сегодня на работе было интересно / я была молодец / у меня была ошибка. Я ошиблась, но потом исправила. Я очень устала, у меня был сложный день». Не обязательно вдаваться в детали, подробности. Вы эмоционально описывайте свое состояние по итогу вашего дня: «Сегодня было интересно / сегодня было скучно. А как у тебя? Что было у тебя интересного? А что было у тебя скучного?» И в более взрослом возрасте ребенок будет сам понимать: «Сегодня была такая тоска. Предметы были неинтересные. Мы проходили в школе то, что я уже знаю / Сегодня вообще плохой день, я поссорился с другом / подругой, поэтому я буду сидеть в своей комнате страдать, а вы меня не трогайте». В этот момент уважайте ребенка, не трогайте его. Объясните, что, если он захочет с вами поговорить, вы рядом.

Нужно вернуть ценность образования

— Какую психологическую помощь родители могут оказать сами себе? Чтобы не кричать, когда ребенок делает домашнее задание, не беспокоиться, что он что-то потерял, не позвонил, подрался с кем-то. Есть ли какие-то эффективные советы для родителей?

— Если вы устали на работе, если у вас неприятности, вам тяжело, не лезьте к ребенку с разговорами о том, как прошел его день в школе, сначала восстановите себя.

Если вы чувствуете, что вы закипаете, уйдите, попейте воды, займитесь любимым делом. Пока вы не поймете, что у вас есть силы продолжить разговаривать с ребенком… Если это необходимо, попросите вас подменить каким-то другим членом семьи. Если нет возможности, сделайте перерыв для всех. Если вы не сдержались, накричали на ребенка, попросите у него прощения, это не так страшно.

— Думаю, у многих родителей самая большая проблема — это делать с детьми домашнее задание…

— Вообще каждый должен делать то, что он умеет делать лучше всего. Если есть возможность, объяснением ребенку материала должны заниматься педагоги. Существующий раньше и сейчас возобновляемый механизм продленок несет великое благо для семьи. Задача родителей — любить своих детей. Они не учителя, не педагоги. Они не должны знать, как объяснить и преподать этот материал. Учите ребенка подходить к учителю, если он не понял что-то, переспрашивать, просить ему объяснить снова. Учите ребенка не стесняться говорить, если он что-то не понял, не расслышал или у него что-то не получается. Но непосредственно материал должны давать учителя.

— Какие вопросы родителям можно задать ребенку, чтобы понять, готов ли он психологически к школе? Есть какой-то экспресс-тест?

— Самое простое — спросите: «Хочешь ли ты в школу?» Если ребенок говорит «да», то зачем? Не почему, а зачем? Поиграть, пообщаться с ребятами — это одно, потому что все пошли —другое. Или: я хочу узнать что-то новое. Для чего тебе надо знать новое? Что ты будет делать с этими знаниями?

Мне кажется, единицы отвечают так, как предполагается с точки зрения психологической готовности.
— Нет. Дети, как правило, идут мотивированными в школу. Они хотят учиться и понимают, зачем. Другое дело, что через пару лет обучения, это проходит…

— Почему?

— Первый класс чаще всего — это повторение пройденного во многих школах, если мы не берем специализированные школы с усиленной программой, плюс эйфория от новой обстановки. Второй класс — уже сложнее, новая информация, знания. К концу второго класса мы имеем успешность или неуспешность ребенка. К концу третьего класса многие дети задаются вопросом: «Нафиг мне эта школа?» Если учесть, что вокруг нет ценности образования, а идет пропаганда ценности легких денег, для детей вообще не очень понятно, зачем им учиться, зачем им поступать в институт, они будут блогерами, рэперами, будут получать много денег, совсем не обязательно для этого учиться.

— Родителям, наверное, самим не справиться с таким трендом?
— Нет, конечно. Это должна быть общая политика в рамках страны. Создать мотивацию к обучению не так сложно, сложно ее поддержать. Осознанное обучение начинается лет в 14. И или ребенок хочет учиться, понимает, что он будет дальше делать, или окончательно убеждается в том, что этого не надо, что все это фигня и чушь, и тогда вы будете за руку водить ребенка до 9 класса, чтобы он хоть как-то закончил школу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *