Что меньше макро или микро съемка
Макросъёмка и микрофотография
В этой статье мы расскажем Вам о том что такое макросъемка и микросъемка. Сравним их, покажем различия и некоторые их сходства.
Макросъёмка — вид фотосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:2—20:1, то есть, одному сантиметру изображения на светочувствительном элементе фотоаппарата соответствует 2-0,05 см объекта.
В пленочной фотографии макросъёмкой считалось получение увеличенного изображения на негативе. В цифровой фотографии этот критерий неприменим, так как светочувствительная матрица не является носителем информации, в результате, макросъёмкой считается получение увеличенного изображения приемлемого качества на экране монитора или на отпечатке.
Иногда под макросъёмкой понимают возможность фотографировать с близкого расстояния (примерно несколько сантиметров). Но такая съёмка не является технически правильной макросъёмкой, так как из-за большой разницы в расстояниях от разных частей объекта до объектива возникают искажения – дисторсия, кривизна поля изображения.
Микрофотография — техника фотографии малых объектов, с высоким увеличением. Микрофотография производится обычно с помощью оптической системы микроскопа. Многие современные микроскопы имеют приспособления для микрофотографии. Для получения фотографий очень мелких объектов, невидимых в оптический микроскоп, используют электронную микроскопию.
Макро- и микросъемка
Макро- и микросъемка
Иногда бывает необходимо сфотографировать какой-нибудь очень мелкий предмет (деталь механизма, насекомое и т. п.).
Съемка обычным фотоаппаратом без дополнительных устройств и принадлежностей практически ничего не даст, так как даже в лучшем случае, т. е. снимая аппаратом «Зенит», допускающим съемку с расстояния полуметра, мы получим на негативе изображение предмета линейно уменьшенным почти в десять раз. Другие аппараты дадут еще меньшее изображение.
Мелкие предметы надо снимать в натуральную величину или в большем масштабе. Только тогда можно получить технически хороший снимок.
Макросъемка занимает среднее, промежуточное место
Между обычной (нормальной) и микросъемкой, и, если когда-нибудь вы захотите ею заняться, вам понадобятся некоторые дополнительные знания теории и практики.
Прежде всего надо знать, что, согласно законам оптики, для съемки объекта в натуральную величину объектив фотоаппарата должен находиться от поверхности пленки на расстоянии, равном его двойному фокусному расстоянию. Таким образом, если вы снимаете, например, камерой «Зенит» или «Зоркий» с объективом, имеющим фокусное расстояние 5 см, то для съемки в натуральную величину объектив должен отстоять от пленки на 10 см. Когда же требуется снять предмет с увеличением, объектив надо выдвинуть еще больше.
Ни один из любительских фотоаппаратов не дает возможности выдвигать объектив на такое расстояние, поэтому не обойтись без дополнительных принадлежностей, таких, как репродукционная установка УРУ, насадочные линзы и удлиняющие переходные кольца.
Макросъемка представляет собой процесс, подобный репродуцированию, с той лишь разницей, что в данном случае имеется в виду съемка не только плоских, но и объемных объектов. Поэтому все, что было сказано о технике репродуцирования, верно и для макросъемки, только здесь требуется большая точность для получения необходимой глубины резко изображаемого пространства (табл. 16).
ГЛУБИНА РЕЗКО ИЗОБРАЖАЕМОГО ПРОСТРАНСТВА В мм ПРИ МАКРОСЪЕМКЕ С ПОМОЩЬЮ ОБЪЕКТИВА С ФОКУСНЫМ РАССТОЯНИЕМ 5 см
Как видно из таблицы, глубина резко изображаемого пространства при съемке в масштабе 2:1 даже при диафрагмировании объектива до 1:22 составляет всего 1,21 мм. При съемке в больших масштабах и при больших отверстиях диафрагмы глубина резко изображаемого пространства еще меньше, поэтому объектом макросъемки могут быть лишь невысокие предметы.
Поскольку при макросъемке приходится иметь дело с очень мелкими объектами, линейные размеры которых обычно не больше 10 мм, наиболее удобны для этого малоформатные фотоаппараты, особенно зеркальные камеры «Зенит» и др.
Отличные результаты дает применение как насадочных линз, так и удлиняющих колец, но с кольцами работать гораздо легче. Комплект из четырех свинченных вместе колец удлиняет растяжение камеры на 54 мм, что позволяет вести съемку примерно в натуральную величину. Во многих случаях этого бывает недостаточно, поэтому надо иметь по крайней мере два комплекта удлиняющих колец. Но проще и дешевле самим изготовить удлиняющие трубки нужной длины. Их можно склеить из картона или нескольких слоев бумаги. Всю внутреннюю поверхность трубок надо покрыть черной тушью. Для съемки в разных масштабах надо иметь трубки разной длины (табл. 17).
ДЛИНА УДЛИНЯЮЩИХ ТРУБОК ДЛЯ ОБЪЕКТИВОВ С ФОКУСНЫМ РАССТОЯНИЕМ 5 см
Следует помнить, что с увеличением расстояния между объективом и пленкой светосила объектива уменьшается, а экспозиция соответственно увеличивается. Уже при съемке в натуральную величину светосила снижается в четыре раза. Соответственно в четыре раза возрастает и экспозиция, а при увеличении масштаба изображения в два, три, четыре, пять раз выдержка соответственно возрастает в 9, 16, 25 и 36 раз.
Подобно репродукционной съемке макросъемку можно отлично производить с помощью фотоувеличителя. При этом увеличитель можно использовать двояким способам: для наводки на резкость по матовому стеклу и для фокусирования изображения определителя резкости в плоскости объекта съемки.
Первый из этих способов осуществляется так: с проектора увеличителя снимают корпус осветителя, а в негативную рамку помещают заматированную пленку (или тонкоматированное матовое стекло). Наводку на резкость производят, глядя сверху. Конденсор в это время выполняет роль лупы. После наводки на резкость матированную пленку вынимают и заменяют кассетой или адаптером (см. раздел «Репродукция»).
Матовую пленку можно изготовить из отрезка старой негативной пленки, смыв с нее теплой водой эмульсионный слой и протерев пленку мелкой пудрой пемзы, или засветить отрезок пленки, слегка проявить его в мелкозернистом проявителе — до появления легкой вуали, отфиксировать, промыть и высушить. Особенно подходит для этого позитивная пленка, как обладающая очень мелким зерном.
Второй способ состоит в использовании определителя резкости и в фокусировании его изображения на экран, подобно тому как это делается при репродуцировании (см. стр. 285).
Осветителями могут служить канцелярские лампы или софиты (см. стр. 282). Экспонирование осуществляется включением ламп.
В отличие от макросъемки, предусматривающей съемку мелких, но видимых глазом объектов, микросъемкой называется фотосъемка невидимых объектов в сильно увеличенном виде с помощью микроскопа.
Для большинства микрофотосъемочных работ вполне пригоден выпускаемый нашей промышленностью биологический микроскоп М-11. В качестве осветителя для несложных микросъемок можно пользоваться любым подходящим софитом, но лучше иметь специальный осветитель ОИ-9М. Для получения темного поля при освещении микрообъектов проходящим светом вам понадобится конденсор темного поля ЛИ-13.
Ни насад очные линзы, ни удлиняющие кольца мри микросъемке не нужны. Их заменяет микроскоп. Он же, по существу, заменяет и объектив, так как съемка производится без объектива фотоаппарата.
Рис. 144. Для микросъемки очень удобна репродукционная установка УРУ
Для микросъемки очень удобно пользоваться репродукционной установкой УРУ (рис. 144). Микроскоп помещают на экране установки и подводят окуляр микроскопа к объективному кольцу ее нижней плиты. Далее все совершается так же, как и при репродуцировании: наводят на резкость по матовому стеклу, а затем, переместив верхнюю плиту установки, подводят к микроскопу фотоаппарат и снимают.
Микросъемку можно производить с помощью только объектива микроскопа. В этом случае увеличение масштаба получается за счет очень короткого фокусного расстояния объектива микроскопа при малом расстоянии от него до объекта съемки и большом расстоянии между объективом и плоскостью фокусировки. Такую съемку можно производить только с очень слабыми объективами микроскопа. Линейное увеличение в этом случае равно отношению расстояния от объектива до плоскости фокусирования к расстоянию от объектива до объекта.
При микросъемке с помощью объектива и окуляра микроскопа линейное увеличение будет равно произведению увеличений объектива и окуляра. Фокусирование изображения в обоих случаях осуществляется с помощью микрометрического винта микроскопа.
Место стыка тубуса микроскопа с прибором УРУ надо закрыть снаружи резиновым кольцом или изоляционной лентой, чтобы не проник свет. Еще лучше сделать муфту, которая нижней частью будет надеваться на тубус микроскопа, а верхней — ввинчиваться в объективное кольцо установки УРУ. Муфту надо покрыть изнутри черной матовой краской. Если трудно выточить муфту из металла, ее можно склеить из картона так, чтобы верхнюю горловину можно было плотно ввинтить в объективное кольцо.
Здесь, как и для макросъемки, фотоувеличитель представляет собой исключительно удобный прибор, который нетрудно превратить в микрофотоустановку.
Верхний торец окулярной трубки микроскопа подводят под объективное кольцо фотоувеличителя, а просвет между ними закрывают светонепроницаемой муфтой.
Рис. 145. Микросъемку можно вести с помощью фотоувеличителя
На рис. 145 приведена микрофотоустановка, составленная из фотоувеличителя и микроскопа М-11. Колпак осветителя и конденсор удалены, а в негативную рамку вставлена мелкоматированная пленка для фокусирования изображения. Объект освещен обыкновенным софитом, свет которого направлен на отражающее зеркальце микроскопа.
После наводки на резкость производятся те же операции, что и при репродуцировании, т. е. матированную пленку в темноте заменяют кассетой с фотопленкой и затем экспонируют, включая осветитель.
Поскольку при микрофотографировании пленку после съемки сразу же проявляют, пользоваться адаптером нецелесообразно, лучше всего пользоваться простейшей бумажной кассетой.
Мы рассказали о самых элементарных технических основах макрои микросъемки, достаточных для того, чтобы сделать первые шаги в освоении этих областей фотографии.
Макросъемка — что это такое
Самым увлекательным видом любительской фотографии считается макросъемка. Суть ее заключается в фотографировании крупным планом мелких предметов так, чтобы на снимке было видно то, что в реальности скрыто от глаз. Макрофотографии делаются с небольшого расстояния, почти впритык.
Макрофото — что это и как его получить
Люди, не имеющие понятия о том, что такое макросъемка, ошибочно предполагают, что это изображение чего-либо в увеличенном виде. В этом предположении есть лишь незначительная доля правды. С профессиональной точки зрения макросъемка — это реализация масштаба предмета, растения или одушевленного объекта один к одному и более.
Чтобы фотография соответствовала всем требованиям, во время съемки автор должен находиться на незначительном расстоянии от цели. Для достижения максимального эффекта во время фотосессии используется специальное оборудование.
Что нужно знать для макросъемки
Чтобы научиться снимать macro, не достаточно знать, что такое макрофотография. Обязательным условием качественных снимков является наличие специального оборудования и знание некоторых важных нюансов, касающихся данного типа снимков.
Съемки макро будут отвечать всем требованиям только при выполнении следующих пунктов:
Перед тем как сделать снимок, обязательно нужно просмотреть изображение. Особое внимание надо уделять не общему фону, а углам. Рекомендуется каждый раз точно убеждаться в том, что на фото отсутствуют нежелательные объекты. Не рекомендуется снимать при ветреной погоде. Как показывает практика, даже легкий ветерок может покачивать фон и привести к тому, что изображение будет смазанным.
Обратите внимание! В процессе создания фотографий следует сконцентрироваться на одном предмете. Не стоит перегружать кадр.
После выполнения снимков улучшить их можно с помощью последующего редактирования. В таком случае поможет правильное кадрирование. Не запрещается экспериментировать с разными форматами. Макроснимки всегда получаются лучше, если предпочтение отдается квадратному кадрированию.
Технические нюансы
Практически во всех фотоаппаратах есть функция приближения объектива. Но в итоге при приближении изображение хоть и получается крупнее обычного, но его контуры становятся размытыми и сильно страдает качество.
Когда необходимо добиться четкого и красивого снимка, требуется приобрести качественный зеркальный фотоаппарат. Бывают ситуации, когда у человека уже есть неплохая камера, но она оснащена обычным объективом.
Обратите внимание! Сделать на таком устройстве качественный макро снимок практически невозможно. Улучшить качество снимков можно с помощью специальных макроколец.
В чем отличие макросъемки от микросъемки
Многие начинающие фотографы не до конца понимают, что такое макро- и микросъемка. Эти две разновидности создания фотографий отличаются особенностями и подходами, а также используемым оборудованием.
Создание макрофотографий — это разновидность фотосъемки, в процессе которой получаются снимки изображений объекта в масштабе 1:2-20:1. Что касается пленочной фотографии, то в таком случае специалисты сходятся во мнении о микросъемке, что это получение увеличенного изображения на негативе. Когда используется цифровой фотоаппарат, то данный критерий не применим. В таком случае существует общепризнанное мнение о режиме макросъемки, что это получение увеличенного, качественного изображения на отпечатке или экране монитора.
В некоторых случаях начинающие фотографы утверждают, что режим макросъемки — это возможность фотографировать с очень близкого расстояния. Но с технической точки зрения такая формулировка не является правильной.
Микросъемка — это техническая возможность фотографировать маленькие объекты с высоким увеличением. В основном микрофотографирование выполняется с помощью оптической системы. Между микросъемкой и макросъемкой прослеживается четкое различие, которое понимать должен каждый фотограф.
Реальное макро, какая нужна техника для такой съемки
Что такое макросъемка в фотоаппаратах, понять несложно. При этом получить качественный снимок можно только при наличии специализированной фототехники. Цифровой фотоаппарат должен быть правильно настроен, лучше всего, если это сделает профессионал. Необязательно приобретать дорогостоящий аппарат, добиться превосходных результатов можно с фотокамерой среднего класса. Большой популярностью среди фотографов пользуются аппараты из серии Canon или Nikon. Лучше всего сконцентрироваться на выборе объективов для макро камеры, которые должны быть оснащены следующими составляющими:
Обратите внимание! Профессиональные макросъемки осуществляются с использованием только качественных объективов и фотоаппаратов, которые отвечают всем перечисленным критериям.
Примеры объективов для макросъемки
В нынешнее время производители предлагают большой ассортимент объективов, предназначенных для макросъемки. Самыми распространенными и востребованными считаются следующие:
Обратите внимание! Выбирая объектив для макро и микросъемки, следует отталкиваться от предпочтений, финансовых возможностей и поставленных целей.
Альтернативные варианты для макросъемки
Перед тем как фотографировать макро, нужно позаботиться о наличии необходимого оборудования. Современная автофокусная макрооптика является серьезным и очень затратным инструментом, благодаря которому снимки получаются качественные, и гарантируется масштаб съемки. При этом можно воспользоваться более доступным и альтернативным вариантом:
Макрофильтры и макрокольца
Оптические макронасадки на объектив или макрофильтры внешне похожи на линзы. Они крепятся на резьбу к передней части объектива. Основной их задачей является уменьшение минимального расстояния фокусировки и оптическое увеличение. Это в свою очередь значит то, что в итоге получается масштабное изображение.
Обратите внимание! Любой макрофильтр функционирует по принципу лупы и обладает множеством достоинств.
По сравнению с макрокольцами макронасадки имеют различную диоптрийную силу, их можно комбинировать и использовать по несколько штук.
Специальные проставки между камерой и объективом, увеличивающие рабочий отрезок и позволяющие значительно масштабировать снимок, называются макрокольцами. С их помощью можно сделать качественные макроснимки и рассмотреть задний план. Большой масштаб достигается благодаря значительному удалению сенсора от фокальной точки и сокращению МРФ.
По конструктивным особенностям макрокольца отличаются простотой и отсутствием оптических элементов. Стоимость их сравнительно низкая. Присутствуют в линейке практически всех производителей. Лучше всего их использовать со среднефокусными и широкоугольными объективами. В таком случае можно добиться хороших результатов.
Обратите внимание! С телеобъективами ситуация не такая перспективная, так как результат будет менее проявленным.
Если сравнивать макрокольца с макрофильтрами, то первые отличаются универсальностью. Их можно устанавливать между камерой и любым объективом. Кроме этого макрокольца обеспечивают высокое качество снимков по всему кадру без прикрывания диафрагмы. В свою очередь макрофильтры выделяются тем, что не уменьшают фактическое относительное отверстие.
Люди, занимающиеся фотографией, услышав слово макро, что это такое знают не понаслышке. Этот жанр фотографирования подразумевает запечатление мелких предметов крупным планом. В результате этого на снимке становится четко видно то, что глаз человека не может рассмотреть в реальности. Большинство современных фотоаппаратов уже оснащены режимом макро. Но получить качественные снимки можно только при использовании специального макрообъектива. К его выбору следует подходить ответственно. Как показывает практика, запечатлеть все нюансы и гарантировать качественный снимок могут только профессиональные макрообъективы. При этом стоит запастись терпением, особенно на начальном этапе, так как макросъемка предназначена для терпеливых людей, которые любят экспериментировать. Только в таком случае можно получить отличные макроснимки.
Макро: от большого к малому
Здравствуйте, уважаемые читатели ресурса Geektimes! Этот пост — попытка систематизировать набиваемые мной шишки на поприще макрофотографии. Для этого собрал свои разрозненные наброски в один конспект. Возможно, информация окажется кому-нибудь полезной.
Часть 1. Теория
1. Что такое макрофотография
2. Чем фотографировать
3. Стекинг
4. Освещение
Часть 2. Практика
1. Мое «шишконабивание»
2. Примеры фотографий
1. Немного теории
Макрофотография – получение крупноплановых изображений малых объектов. Основным критерием принято считать масштаб съемки. Он вычисляется как отношение размера объекта на матрице или пленке к истинному физическому размеру. Если размер изображения превышает оригинал в 2 раза, имеем масштаб 2:1. Если же меньше в 2 раза – масштаб 1:2. А при равенстве – 1:1. Основное деление по масштабу:
макрофотография – от 1:5 до 5:1;
микрофотография – от 12:1 и крупнее.
2. Чем фотографировать макро?
Начну перечисление способов с простейших и бюджетных. Рекомендация по выбору тушки фотокамеры: предпочтительно с матрицей кроп-формата (т.к., ГРИП и размер изображения при прочих равных будет больше по сравнению с полным кадром), возможностью дистанционного управления по кабелю и функцией предподъема зеркала (если выбирать из зеркалок).
2.1. Способ наибюджетный. Нужно взять объектив и просто его развернуть. Для получения наибольшего масштаба можно использовать стандартный китовый объектив (например, 18-55мм). Для этого понадобится купить реверсивное кольцо под диаметр светофильтра своего объектива. Представляет собой переходник, с одной стороны которого накручивается объектив, другой стороной крепящийся в байонет камеры.
Рис. 2 Реверсивное и оборотное кольца:
Естественно, никакая автоматика не работает. Все параметры необходимо выставлять вручную. Но зато, во-первых, очень бюджетное решение. А во-вторых, если стандартный макрообъектив может давать картинку в масштабе 1:1, то получившийся _Франкенштейн_ легко снимает в масштабе до 4:1, если не больше (зависит от подопытного объектива). На мой взгляд, это небольшие неудобства за возможность фотографировать с таким масштабом.
Плюсы:
— Дешевизна (нужно купить только оборачиваемое кольцо).
Минусы:
— Диафрагма не контролируется штатным способом;
— Качество зависит от конкретного экземпляра и может быть отвратительным.
2.2. Стыковка двух объективов фронтальными сторонами к друг другу. Для этого нужно:
— Фикс с как можно более коротким фокусным расстоянием и хорошей светосилой (т.к. на нем диафрагму нужно полностью открывать);
— Объектив с как можно большим фокусным расстоянием (фикс или зум);
— Двустороннее оборотное макрокольцо для соединения этих объективов.
Плюсы:
— Получаем огромное увеличение из подручных объективов;
— Дешевизна (при наличии объективов, нужно купить только оборачиваемое кольцо);
— Автофокус и диафрагма работают (хотя автофокус при таких увеличениях бесполезен).
Минусы:
— Фотографировать на при масштабе, большем 2:1 только со штатива, плюс к этому, лучше будет использовать пульт;
— Задняя линза переднего объектива может быстро испачкаться, так что либо фотографировать дома, либо колхозить защитный фильтр собственными силами.
2.3. Удлинительные кольца. Стыковать можно с любым объективом. Позволяют фокусироваться с более близкого расстояния любому объективу.
Рис. 3 Набор удлинительных колец:
Плюсы:
— Позволяет любому объективу приблизиться к макрообъективу по масштабу.
Минусы:
— Световой поток уменьшается, особенно если чернение внутренней поверхности некачественное.
2.3.1. Макромеха. Смысл тот же, что и у удлинительных колец: позволяют фокусироваться с более близкого расстояния любому объективу. Позволяют регулировать фокусное растояние путем удаления\приближения объектива к плоскости проецирования изображения (фотопленке, матрице).
2.4. Линзы для макросъемки. Бывают разных конструкций (от простой линзы до миниобъективов). Разнятся ценой и, соответственно, качеством.
Плюсы:
— Увеличивает и приближает;
— Удобное крепление (про Raynox).
2.5. Специализированный макрообъектив. Их много и на разный кошелек. Чем больше фокусное расстояние, тем с более дальней дистанции позволяют фокусироваться, тем меньше шансов спугнуть «дичь». Но и цена возрастает соответственно фокусному расстоянию. Хочу отметить только один макрообъектив — Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo, позволяющий снимать с переменным увеличением от 1:1 до 5:1:
Рис. 3 Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo по сути представляет собой обычный перевернутый объектив:
Если бы я был Кенонистом, то мне не пришлось бы городить весь этот огород со стыковками объективов и т.д. Тут я завидую им белой завистью, т.к. у Никона аналога нет.
2.6. Использование непрофильных объективов. Например, от микроскопов и т.д.
В принципе, это все основные приспособления для получения макрофотографий.
3. Стекинг
Преодолев трудности, сопровождавшие поиски нужного масштаба увеличения, сразу же сталкиваешься с другой проблемой, вытекающей из высокой степени увеличения: ГРИП при таких увеличениях ничтожно мала и составляет доли миллиметра даже при наглухо закрытой диафрагме.
Рис. 4 Головка чтения-записи жесткого диска. ГРИП на этом снимке составляет
Соответственно, ничего путного снять не получится. Чтобы получить изображение с достаточной глубиной резкости, нужно использовать технологию стекинга — съемку нескольких кадров на разных расстояниях фокусировки с дальнейшим их объединением. Т.е., снимем несколько кадров одного объекта, сфокусировавшись последовательно на нескольких точках, начиная с ближайшей и заканчивая самой дальней. Объединив их, на результирующем кадре получим в фокусе гораздо больше, чем можно было сделать за один снимок.
3.1. Как получить снимки для стекинга? Я пробовал три способа:
— Ручной. Он же самый бюджетный: вручную после каждого кадра поворачивать на маленькое расстояние кольцо фокусировки объектива.
— Софтовый. Подключить фотокамеру к компьютеру, установив на нем специализированную программу, которая будет за вас последовательно фокусироваться. Или использовать комбайн, который может делать все: последовательно фокусироваться, делать снимок, сшивать и т.д. Пример такого комплекса Helicon Focus Pro. Либо, можно использовать родную программу фотокамеры для перемещения автофокуса и съемки, они такое позволяют. Для Nikon это Camera Control Pro.
— Механический. Использовать макрорельсы. Их великое множество и на самый разный кошелек. Подразделяются на ручные и моторизованные.
Рис. 5 Ручной режим фокусировки:
3.2. В какой программе объединять снимки в стек?
— Photoshop. Использую эту программу, если для стека есть не более 10 изображений. Когда больше — очень долгий процесс сшивки и множество ошибок. При этом, редактирование проводить трудно.
— Использование специализированной программы для стекинга. Например, Zerene stacker.
4. Освещение
При большом увеличении и прикрытой диафрагме естественного освещения недостаточно. Я пробовал два способа получения достаточной экспозиции:
— Использование источника постоянного освещения (на светодиодах, лампах накаливания и т.д.). При этом выдержка может быть достаточно большой и достигать секунды. Здесь-то и пригодится предподъем зеркала и дистанционный спуск, т.к. даже малейшие вибрации приводят к смазам изображения.
— Использование одной или нескольких вспышек. Вариант получше, т.к. дает возможность выставить короткую выдержку. Но тоже имеет свои подводные камни: очень резкий свет, который необходимо выстраивать и смягчать.
Часть 2. Практика
1. Мое «шишконабивание»
Я сижу на системе Никон, поэтому все перечисленные объективы и специализированные аксессуары относятся именно к ней. Используя их, экспериментировал, занимаясь поиском между степенью увеличения и качеством получаемого снимка.
1.1. Перевернутый с помощью реверсивного кольца китовый объектив 18-55мм. Нужно застопорить рычажок диафрагмы. Я это сделал кусочком зубочистки, поставив рычажок примерно в среднем положении. Если этого не сделать, то диафрагма будет прикрыта до своего минимального значения:
Рис. 6 Застопоренный рычажок диафрагмы:
На этом всё. Получившуюся конструкцию можно цеплять к тушке. Выглядит таким образом:
Рис. 7 Тушка с перевернутым объективом:
Рис. 8 Пример фотографии (без обработки, только 100% кроп и в уголке исходный снимок):
1.2. Перевернутые объективы. Я использовал 50мм 1,4 фикс и 70-210мм:
Рис. 9 Nikkor 50мм 1,4:
Рис. 10 Nikkor 70-210мм 4-5,6:
Изначально пробовал экспериментировать с китовым 18-55. Эта пара мне не очень понравилась, т.к. на полном формате изображение занимает только центральную часть кадра, а кропа у меня сейчас нет. Поэтому 18-55 был заменен на 105mm 2.8 VR micro. Кратность увеличения при этом составила 105/50 (т.е., 2:1). Это не очень впечатлило, поэтому 105mm 2.8 VR micro был заменен на телевик Никкор 70-210 мм. Соответственно, получился макро-зум. Масштаб увеличения получился: от 70/50 до 210/50. Т.е., от 1,4:1 до 4,2:1.
Рис. 11 Состыкованные передними линзами Nikkor 50мм 1,4 и Nikkor 70-210мм 4-5,6:
Рис. 12 Тюль, снятый штатным объективом:
Рис. 13 Он же с минимальным увеличением (70мм):
Рис. 14 Он же с максимальным увеличением (210мм):
1.3. Удлинительные кольца. Использую набор Kenko 36, 20, 12мм (Рис. 3). Если вы Никонист, покупайте простейшие. Поддержка отверточного привода не нужна, только деньги переплачивать. Добавил их к двум перевернутым объективам (2.2.), получил такого монстра. Рядом для сравнения китовый D40:
Рис. 15 Nikkor 50мм 1,4 + Nikkor 70-210мм 4-5,6 + 3кольца. Глядя на это сооружение, хочется плакать:
На самом деле, фотографировал этот «шЫдевр» на телефон, поэтому по факту провисание всей конструкции не такое большое. Но все равно, сразу вспоминается этот момент из «Пиратов Карибского моря»:
Несколько примеров ткани, снятых на этого монстра (Рис. 12):
Рис. 17 Тюль с минимальным увеличением (70мм):
Рис. 18 Он же с максимальным увеличением (210мм):
Удлинительные кольца с фиксом 50мм. По качеству и степени увеличения был моим любимым бюджетным вариантом:
Рис. 19 Nikkor 50мм 1,4 + 3 кольца:
Пример снимка, сделанного на такую конструкцию:
Рис. 20 Снято на Nikkor 50мм 1,4 + 3 кольца:
Рис. 21 Для сравнения, снято на Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro:
Лично я разницы не вижу. В итоге, с помощью трех удлинительных колец и стандартного объектива Nikkor 50мм 1,4 получаем макрообъектив, по качеству и масштабу практически не уступающий специализированному макрообъективу Nikkor 105mm. При этом, стоимость получается в два раза меньшая.
1.4. Линза на объектив. Я использую Raynox m-250. Вернее, это маленький объектив, т.к. конструкция состоит из нескольких высококачественных линз из просветленного стекла (3 элемента в 2-х группах). Вызывает одни положительные эмоции:
— быстросъемное крепление на объективы от 52 до 67 мм
— увеличение 8 диоптрий (х3 раза)
— качественное изображение
Рис. 22 Raynox m-250:
А уж если к предыдущему комплекту добавить линзу, то получится вообще красота!
Рис. 23 Nikkor 50мм 1,4 + 3 кольца + Raynox m-250:
1.5. Макрообъектив. У меня это Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro. Позволяет снимать макро с масштабом 1:1. Использую как 3 в 1:
— Очень классный портретник;
— Слабенький телевик;
— Ну и собственно, макрообъектив.
Минус только один — цена.
Рис. 24 Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro:
Рис. 25 Пример фотографии, полученной с помощью Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro:
1.6. Никоновский объектив для микроскопа Nikon CFI plan achromat 10x.
Рис. 26 Nikon CFI plan achromat 10x с переходным кольцом на 62мм:
Он через переходник стыкуется с передней линзой какого-либо объектива. Я пробовал стыковать с Nikkor 105мм, но увеличение показалось мне недостаточно большим. Поэтому остановился на варианте его стыковки с Nikkor 70-210мм.
Рис. 27 Nikon CFI plan achromat 10x + Nikkor 70-210мм:
При этом, масштаб съемки достиг 13:1. Для неспешной съемки дома использую именно эту связку. Для стека приходится делать, в среднем, 100 кадров.
1.7. Использую моторизованные рельсы Cognisys StackShot Macro Rail. Они позволяют задать все необходимые для съемки стека параметры и самостоятельно управляют фотокамерой. Я могу спокойно уходить и пить чай.
Рис. 28 Cognisys StackShot Macro Rail:
Рис. 29 Сейчас дома процесс выглядит подобным образом:
В качестве рассеивателя служит обрезанная бутылка из-под кефира.
Для съемки живых объектов использую Nikkor 105 mm + Кольцо 30мм + Raynox m-250. Фотографирую всегда с рук при диафрагме 25 (а иногда, о ужас, закрываю до 29!). Полный кадр он такой. Подсвечиваю одной или двумя вспышками. Если объект позволяет, то делаю несколько кадров, потом в Photoshop объединяю резкие зоны этих кадров вручную.
2. Примеры фотографий
Рис. 30 Перевернутые объективы Nikkor 50мм 1,4 +70-210мм + 2 кольца:
Рис. 31 Механизм наручных часов. Nikkor 105 mm + 3 кольца + Raynox m-250:
Рис. 32 Бабочка. Nikkor 105 mm + 3 кольца + Raynox m-250:
Рис. 33 Крыло бабочки. Nikkor 70-210мм + Nikon CFI plan achromat 10x:
Рис. 34 Клетки лука:
Рис. 35 Лапка бабочки:
Рис. 36 Пиксели дисплея фотоаппарата:
Рис. 37 Ячейки светочувствительной матрицы фотоаппарата (размер пикселя 0,00168мм Х 0,00168мм):
Рис. 38 Фасетки глаза бабочки:
Фотографии живой природы с помощью Nikkor 105 mm + Кольцо 30мм + Raynox m-250.
Рис. 39 Милая лапка шелкопряда травяного:
Рис. 40 Стрелка чашеносная:
Рис. 41 На что не пойдешь ради хорошего кадра! Пока этот вампир высасывал из меня драгоценную жидкость, я успел сделать около пяти кадров:
Рис. 42 Мини-чужой — призрачный богомол:
Рис. 43 Нимфа сеноеда из отряда Psocoptera: