Что меня волнует в современной жизни эссе

Что меня волнует в современной жизни эссе

Лев АЙЗЕРМАН — родился в 1929 г. в Москве. Окончил пединститут имени В. П. Потемкина. В средней школе преподает 57 лет, в настоящее время — в школе № 303. Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, автор двух десятков книг и целого ряда статей о преподавании литературы, постоянный автор “Континента”. Живет в Москве.

Что волнует юных в современной жизни

Этот сюжет возник непреднамеренно. Так вышло, что сочинение на тему “Что меня волнует в современной жизни” за двадцать семь лет я давал своим ученикам трижды — в октябре 1981 года, в сентябре 1993-го и в сентябре 2008-го. Писали десятые и одиннадцатые классы — выпускные и предвыпускные, — то есть ребята шестнадцати-семнадцати лет.

Мы жили изо дня в день, разрешали очередные мелкие и крупные проблемы, которые ставила перед нами повседневность, и не думали о том, что существуем в потоке стремительно меняющейся истории и сами ее творим. И потому я был немало удивлен, когда вдруг оказалось, что написание школьных сочинений о нерве современности всякий раз совпадало с важнейшими вехами в жизни страны. И сегодня мне представляется показательным сопоставить размышления моих учеников, разделенных во времени дистанцией, рассмотреть эти работы в перспективе прошедших лет, в контексте движения истории.

Вот эти документы эпохи — точнее, трех разных эпох. Естественно, я привожу их не целиком.

Итак, 1981 год, октябрь.

Во главе СССР — Леонид Ильич Брежнев. Жить ему остается чуть больше года. Шутки о том, что семидесятипятилетний вождь правит страной, не приходя в сознание, становятся повсеместными. В одном из классов нашей школы № 232 учится Роман Абрамович. Не у меня. Но, как окажется потом, мои ученики его хорошо помнят…

* Я хочу написать о лжи, которая нас окружает. Страшно звучит, правда? Но я сейчас все объясню, что я хочу сказать, и это покажется таким обыденным. На нашем доме уже три года висит табличка “Дом образцового содержания”. Красным по белому, чтобы видели все. Стыд, позор. Ложь, которая кричит сама за себя, ложь красным по белому. Зайдите в этот “дом образцового содержания”! Грязный подъезд, вечно сломанный лифт. В нашей квартире с потолка течет, штукатурка сыпется. А дом новый, ему всего шесть лет. Кого обманываем? Себя? Или других? Да никого не обманешь! На нашей уличке такая табличка не одна, и везде такая же история. Так зачем же эта ложь? Самое страшное, что мы перестаем ее замечать. Ну, висит себе неправда, пусть висит. Нельзя так. Но все смирились, терпят: “Да ладно, чего уж там!” И вот одна ложь, вторая, третья, они цепляются друг за друга, прямо как аминокислоты в молекуле белка, и в конце концов мы оказываемся прочно и надежно опутанными этими цепями лжи и уже не пытаемся вырваться. Все по мелочам, по мелочам, а в результате жизнь превратилась в сплошной обман. Вам нравится так жить? Мне нет. Но что я могу сделать одна? Я что-нибудь скажу, а мне заткнут рот и шипят в уши: “Молчи, глупая! Ты что хочешь неприятностей?” Нет, неприятностей я не хочу, и я послушно смолчу, так же, как и все. Хорошо молчим …

* В позапрошлом году я наблюдала такую сцену: учительница русского языка и литературы выбрала мальчика из нашего класса для конкурса чтецов отрывков из поэмы Маяковского, которые заучивали уже много раз на этом и других конкурсах. На его возражение, что это затертая вещь, она возмущенно ответила: “Это же Маяковский. Как это может быть затерто!” К сожалению, может. Взять хотя бы книги Л. И. Брежнева “Малая земля”, “Возрождение”, “Целина”. Как эти книги принимаем мы, ученики? Мне, например, противно видеть громадные афиши прямо на улицах, на бульварах с изображением обложек этих произведений. Многие из моих одноклассников и из прочих знакомых, даже иногда взрослые люди из-за этого броского рекламирования подозрительно относятся к этим книгам, хотя те ни в чем не виноваты. Спрашивается: какой же это способ пропаганды, когда он оказывает такое отрицательное воздействие? Я еще хочу сказать о том мальчике-чтеце. Он репетировал прямо на уроке. И мне было смешно, потому что он в который раз читал:

Слова у нас, до важного самого,

* Я человек своего времени. Могу трезво обо всем судить, для меня “розового цвета” нет. В нашем мире нужно жить без иллюзий. Человек нашего времени — умный, веселый, расчетливый, целенаправленный, безжалостный. Довольно неприглядное зрелище, но только такой человек не пропадет в нашей жизни. “Идеал” далеко не идеален, но что поделаешь?

* “Я верю, следовательно, я существую”. И раньше люди действительно верили в бога (тогда слово “бог” писали с маленькой буквы. — Л. А. ). Но почему-то у людей сейчас отсутствует какая-то вера, хоть какой-то критерий обуздания “внутренних страстей”. Я совершенно не ратую за то, чтобы в школе открыть преподавание “закона божьего”. Но я говорю о том, что нет веры в добро. Все смешалось кругом, нет уже часто возможности отличить плохое от хорошего. У каждого появилась своя правда, а ведь должна быть одна для всех, иначе какая же это правда?

* Конечно, наивно сейчас требовать от человека какой-то веры или святой преданности своим идеалам: наше время жестко в этом отношении. Но ведь сомневаться, не соглашаться, критиковать можно только в том случае, когда не холодная ирония, презрение и человеконенавистничество владеют мыслями, а любовь к людям и боль за несовершенство жизни. Но как многим не хватает этого чувства. Мы говорим, говорим, говорим. Об ошибках с осуждением и недовольством, о проблемах — снисходительно, как о чьих-то не касающихся нас оплошностях, о трудностях — жалостливо, как обиженные дети. Откуда берется такое плаксивое, потребительское, озлобленное отношение к жизни у молодых, полных здоровья и сил людей? Почему же мы так слабы и беспомощны, почему у нас не хватает ума, чтобы понять всю сложность и противоречивость жизни, которую легко изменить только на словах? Почему мы не умеем, предъявляя к жизни, к окружающим высокие требования, так же строго относиться к себе?

* Меня волнует очень многое, но напишу только об одном — о том, что волнует меня больше всего. Это — любовь, святое человеческое чувство, а для меня — всеобщий краеугольный камень, на котором зиждется все. И мне очень больно смотреть, как вырождается любовь, как она превращается в маленькие романчики. Времена благородных рыцарей прошли. Их сменил ХХ век, “фирменные” мальчики и наглые девочки, которые низвергли любовь с пьедестала. Мне говорят подруги: “Ты — тургеневская, а это все ушло. Ты ищешь идеал — а его не будет. Все стало проще”. Я не хочу, чтоб было проще!

В этих сочинениях звучат тревога, сомнение, порой даже ледяное отчаяние. Но думаю, самое главное в них не это, а жажда истины, справедливости, твердых нравственных опор, душевной цельности. Недаром психологами давно уже отмечено, что гиперкритицизм — оборотная сторона жажды идеала, свидетельство духовного поиска.

Прошло двенадцать лет. И каких лет! И вот я предлагаю эту же тему для домашнего сочинения в трех своих одиннадцатых классах. Работы мне сдали 20 сентября 1993 года. Я особо обращаю внимание на эту дату: на другой день в течении нашей истории произошел крутой поворот. Указ президента Ельцина резко обострил противостояние исполнительной и законодательной власти, что в первых числах октября привело к кровавой развязке.

Только треть учеников не касались происходящего в стране и писали лишь о себе. В этой группе работ многое было довольно ожидаемо:

* Кем я стану? Что меня ожидает?

* Понять себя, понять, что ты есть на самом деле…

Но преобладало иное. Две трети писавших размышляли, так сказать, “о времени и о себе”: сорок один человек из шестидесяти трех написали о том, что происходит в стране и как происходящее отражается в их умах и сердцах. Впервые на страницах ученических сочинений я читал слова о родине. Никогда за все прежние десятилетия ни с чем подобным сталкиваться мне не приходилось: раньше на эту тему либо не писали вообще, либо воспроизводили казенные пошлости, и мои ученики, за редчайшим исключением, предпочитали об этом не распространяться, хорошо чувствуя, как легко здесь оказаться на пути казенного пустословия. Сейчас же все переменилось. Старшеклассники рассуждали о родине, и в их голосах звучало свое, личное, кровное — и уже потому истинное.

* Если мы не можем защитить наших пограничников в Таджикистане, то о крупном вторжении извне и говорить не стоит. Какая у нас была мощная, боеспособная армия, готовая дать отпор врагу!

* На прилавках только импортные продукты. Почему? Что мы — хуже? Мы тоже умеем делать не хуже, даже лучше!

* Началось заметное расслоение общества на богатых и бедных. Первые готовы загребать деньги любыми способами, не останавливаясь ни перед чем. А что остается другим, не уверенным в завтрашнем дне, разочарованным, охваченным апатией, озлобленным?!

* Неужели некоторые хотят возвратиться в жестокий мир Раскольникова?

* Как жить будем? Что будет дальше? Куда заведут нас бездарные политики, которые занимаются трепотней и набивают карманы денег?

* Тогда многие спрашивали за боль и горечь жизни с себя. Сейчас никто. Во всем виноваты ОНИ: “Но все это зависит от нашего высшего руководства, простой человек не в силах что-нибудь изменить ”.

* Все это не должно быть поводом для отчаяния …

Жить так, чтобы ничего не волновало, — не получается. О том, что это не получается у большинства юных, свидетельствуют лежащие передо мною сочинения. В этих размышлениях многое можно подвергнуть сомнению. Но — за малым исключением — несомненны неравнодушие писавших, искренность их переживаний. Эти сочинения, на мой взгляд, и есть те самые крупицы, из которых складывается, говоря словами моего ученика, подлинная мозаика истории : ведь правда отношения к жизни — необходимая часть самой правды жизни.

Пятого сентября 2008 года два моих десятых класса вновь пишут сочинение на тему “Что меня волнует в современной жизни”.

Двадцать семь человек из пятидесяти четырех — то есть каждый второй — писали о трагических событиях в Южной Осетии. Однако только трое из них поддержали официальную версию событий: “ Саакашвили — всего лишь кукла на веревочке, а за веревочку дергает правительство США ”. Надо заметить, что ни одного пассажа против Грузии как таковой ни у этих троих, ни в сочинениях других ребят не было. И только один десятиклассник написал, что “ нас должны бояться и уважать, как боялись и уважали Советский Союз ”.

Все остальные из писавших на эту тему говорили о боли, страданиях и страхе:

Впервые в своей жизни я читал сочинения, в которых звучала национальная тема. Впрочем, это не совсем так: в 90-е было немало сочинений, наполненных болью уязвленного русского национального самосознания. Но теперь, после августовских военных событий, национальная тема звучала совершенно иначе. Таких работ на моем учительском столе прежде не бывало.

* Больше всего меня волнует Карабахский вопрос. При распаде СССР эти земли были заняты Арменией. Я считаю, это несправедливо: Карабах еще с незапамятных времен принадлежит Азербайджану. Там жили мой отец, мой дед, моя бабушка и все мои предки по отцовской линии. Там похоронен мой дед, которого я так и не увидел (его убили во время Карабахской войны). Но даже теперь я не могу почтить его память, так как он похоронен в одном из районов Карабаха, и мне больно это осознавать …

Шестеро (и не русские, и русские) писали о ксенофобии.

* Я считаю, что люди, которые прославляют свастику, память своих предков предали! Ведь не за то сражались и боролись они. А случай, который произошел в одном из городов России, когда вандалы осквернили вечный огонь!

Но были работы, в которых звучали иные ноты. Не скрою, такие сочинения особенно огорчили меня:

И все же главным в работах моих учеников были размышления о человеке, об изменениях, произошедших в обществе, о человеческих ценностях. Пусть само слово “ценности” встретилось мне только однажды, этой теме посвящено девять десятых всех сочинений.

Десятиклассники писали о том, что ценностные координаты окружающего мира изменились в принципе:

Самое больное для авторов сочинений — равнодушие человека к человеку.

* Лично меня волнует равнодушие человека ко всему, что не касается лично его самого. Человек перестает чувствовать чужое горе, сопереживать ему. В парке люди спокойно пройдут мимо лежащего человека. “Пьяный”, — подумают они. А вдруг ему просто стало плохо? А вдруг от вашего участия может зависеть его жизнь?

Для меня было полной неожиданностью, что шесть человек (то есть каждый десятый) высказались против интернета. Интернет, ставший сегодня символом прогресса, для этих ребят символизирует отступление от вековечных ценностей:

Пусть и не все, но все-таки часть учеников писали о боли и страданиях других людей:

* Медицина очень катастрофически подорожала, и теперь она дорогая и не для всех. Есть деньги — иди в частные медицинские центры, с тобой будут вежливы, обходительны и все сделают, но вот если денег нет …

В ряде сочинений звучали ностальгические ноты — тоска по сказочным временам, когда все было лучше, чище и справедливей. Из двух десятых классов только трое родились до 26 декабря 1991 года, то есть еще в СССР. Остальные увидели свет уже после распада Советского Союза. Думается, именно поэтому “золотой век” многие поместили в идиллическое советское прошлое.

Особенно сильно ностальгические ноты звучали в размышлениях о любви. Тут вспоминалось уже не только о советском, но и о гораздо более далеком прошлом.

Причину всех деформаций в нашей жизни многие видят во всевластии денег:

* Сейчас каждый может поступить в свой университет, пусть у него даже на интеллектуальном уровне планка ниже пятиклассника, но ему все под силу, потому что деньги есть. А вот что сейчас будет делать обычный старшеклассник, у которого денежных средств не так много?

Другая тема — единый государственный экзамен:

* Когда ты сидишь один в незнакомой школе и в незнакомом классе, это невольно давит на психику …

И только один человек сказал о том, о чем болит сердце и у меня, учителя литературы с почти шестидесятилетним стажем:

Такие вот три потока сочинений… Думаю, не нужно объяснять, насколько чутко уловлены в них те действительно важнейшие темы, которые волновали тогда все российское общество, насколько полно и выразительно отражены главные события, происходившие в нашей истории. Не буду гадать, в какой мере эти сочинения показательны с точки зрения статистики и социологии. Всякий, кто хочет с этой целью использовать предоставленный мною материал, может им воспользоваться. Однако то, о чем писали мои ученики, не было заботой только молодежи, те же проблемы волновали всех, и в этом смысле нет никакой разницы между моими старшеклассниками и остальным населением страны. Мне же хотелось бы сконцентрировать внимание читателей на другом.

Читая эти тексты, нельзя не заметить, что во все три исторических периода, сталкиваясь с довольно разными проблемами и ставя во главу угла совсем не одинаковые актуальные события, старшеклассники в массе своей подходили к этим проблемам и событиям с точки зрения соответствия происходящего нравственному закону, обличая ложь, бездуховность, равнодушие. Конечно, я понимаю, что подкупающая искренность и чистота нравственного посыла — это свойства молодости. Все еще может круто измениться. Но о том, как сложится взрослая жизнь моих теперешних учеников — тех, чьи сочинения процитированы в этой части статьи, я скорее всего уже не узнаю…

За несколько дней до начала этого учебного года я встретил своего ученика, который окончил школу двенадцать лет назад. Это был один из лучших учеников класса, умный, думающий, читающий. Но неулыбчивый, хмурый, часто печальный. Оно и понятно: не так давно умерла его мать, отец собирался через год жениться на ее подруге, они поехали на дачу, и отец погиб в автомобильной катастрофе. Как бабушка их с братом, которого я потом тоже учил, поставила на ноги, даже не представляю. Мне запомнилось его сочинение, написанное в десятом классе на тему “Что значит жить хорошо”:

“ Однажды мне пришлось добрую четверть часа, когда я ехал в метро, смотреть плакат, висевший на противоположной стене. Там был нарисован мужичок, карикатура на русского, он что-то пил, лежа на огромном кошельке золота. Рядом море, пляж и пальмы. Все пятнадцать минут у меня было навязчивое желание сорвать этот рекламный плакат. Мне был ненавистен этот пухлый мужичок, похожий на нахальную и самодовольную свинью. Его ухмыляющаяся мордочка всем своим видом говорила, что все существующее в сравнении с его жизнью и медного гроша не стоит. Но он, подобные ему люди и даже сам художник, нарисовавший этот плакат, серьезно ошибаются. Не только в этом заключаются счастье и радость жизни. Никогда деньги не приносили счастья человеку, они давали только обеспеченную жизнь. Деньги я ценю только как средство для достижения цели …

Я учился в пятом классе с одной девочкой, которая приходила в школу каждый раз в новой одежде. Причем она ни разу не надевала то, что хоть раз носила. Ее наряды вызывали зависть и восхищение у моих одноклассниц. Она, похоже, была заражена опасной формой вещизма. Эта девочка презирала остальных ребят, в том числе и меня, считая ниже своего достоинства общаться с нами. Этот пример — одна из причин моей ненависти к мужичку на кошельке, похожему на эту девочку ”.

И вот теперь в метро встретились мы. Он вырос: в школе я был выше его, теперь он меня обогнал. Элегантный, стройный, радушный, ироничный, благополучный. Было уже около часа дня, но он только ехал в свой банк (“Я сам решаю, кода мне нужно быть на работе”). Не женат (“Никак не найду…”). Спросил, что интересного я прочитал в последнее время. Я назвал роман Владимира Маканина “Асан” в недавних номерах “Знамени”.

— Нет, этого читать не буду. Хочется читать книги мажорные, оптимистичные, поднимающие тонус жизни.

Я, конечно, рад, что жизнь у него сложилась. Только вот опечалила, — как бы это помягче выразиться, — смена “литературных ориентиров”…

Читая работы школьников, я никогда не забывал Александра Блока, поставившего рядом “порывы юных лет” и “крайность мнений”. Когда-то, лет тридцать пять назад, я показал работы своих учеников писателю Василю Быкову. “Не преувеличивайте значение этих юношеских сочинений, — сказал он мне. — Выйдут они в жизнь, и она так их крутанет, так обломает”…

У Быкова тогда были резоны сказать так. Сейчас, прочтя его посмертно изданные воспоминания, я особенно хорошо это понимаю. Да и у меня уже тогда особых иллюзий не было. Тем более не обольщаюсь я теперь. Расстояние от ученического сочинения до человеческого поступка достаточно велико. И сегодня я мог бы рассказать еще немало горьких историй из дальнейшей жизни некоторых авторов процитированных мною работ.

И вместе с тем не следует недооценивать эти работы — и не только как документ времени. Они важны как факт нравственного самосознания. Они свидетельствуют о том, что и сегодня, и пятнадцать, и двадцать семь лет назад юные испытывают, — и будем надеяться, во веки веков будут испытывать, — тоску по высшим идеалам, потребность в чистоте и нравственном совершенстве, неудовлетворенность обывательским, потребительским, скотским. По большому счету в отважной наивности семнадцатилетних кроются немалое мужество, надежда и залог вечного обновления жизни. Пылкий идеализм юности — это уже немало, по-своему это тоже поступок.

Чтение этих сочинений еще и еще раз убеждает меня: юность по-прежнему стремится к тому, что стало главным дефицитом нашего общества, нашего образования, всех средств массовой информации. Остро жаждет нравственных опор, веры в добро, в положительные начала жизни.

Источник

Мое эссе о проблемах современного общества.

Мы все являемся частью вредной, низкоэффективной общественной системы, созданной для ублажения меньшинства: элит и олигархии. В настоящее время большая часть населения живет подобно ничего непонимающему скоту.
Я не хочу говорить о том, кто за всем этим стоит, и когда это началось. Для меня главное – понять, почему мы допускаем существование этой системы.

1. У нас нет осознания того, что все мы часть одной большой семьи – человечества.
Общество, телевидение, коммерция, реклама, магазины, книги, образовательные институты – все это буквально отрывает человека от других людей. Нас заставляют глубоко верить в свою уникальность, индивидуальность, в то, что мы особенны и заслуживаем гораздо большего, чем окружающие. Благодаря этому у людей вырабатывается культ «жизнь для себя», который в дальнейшем перерастает в культ «жизнь для себя и моих близких». Это совершенно неправильно. Все мы – одна большая семья. Мы должны заботиться, любить и ценить ее. У нас нет желания узнавать окружающих нас людей, нет доверия к другим людям, нет веры в них. Мы живем в своем мире, который состоит из определенного круга лиц, а остальное человечество просто фон.

2. У нас нет общей цели, а, следовательно, нет желания сделать мир лучше.
Благодаря господствующим сейчас культам, у большинства из нас глобальные цели посвящены именно себе. Люди хотят иметь большой и уютный дом, красивую машину, финансовую независимость. Некоторые мечтают о славе, популярности, редко о семье и настоящей любви, многие хотят увидеть мир. Да, кое-какие из этих целей прекрасны, но они не несут пользы человечеству, почти все они эгоистичны.
Если бы мы думали о других людях, хотели улучшить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих, то качество жизни человечества выросло бы значительно.

3. В нас убивают желание учиться. Растаптывают стремление к саморазвитию.
Я учился в 6 школах, но могу вспомнить лишь несколько учителей, которые действительно хотели поделиться с нами знанием. Нынешняя система образования не представляет из себя почти ничего хорошего. Унылые, сухие, скучные уроки, ведутся учителями, которые безразличны к ученикам. Большая загруженность, рутина, стресс, прочие неприятные вещи убивают в детях тягу к знаниям, ставят на учебу клеймо: «скучно и сложно». Кто-то скажет, что если ребенок сам хочет учиться, то, не смотря ни на что, окончит школу со знаниями. Как по мне, если ребенок хочет учиться, понимает полезность данного занятия – он и без школы будет много знать и уметь.
В школах вводят все больше и больше бесполезных уроков, например: основы православия, борьба. Уже давно работает система под названием: «натренируйся решать однотипные задания, чтобы сдать экзамен». Детей не умеют и не хотят учить хорошо, почти никто даже не пытается. Обществу остается лишь оправдывать нынешние школы. Считается, что во время обучения у детей вырабатываются социальные навыки, столь необходимые в жизни.
В детстве нам говорят: «учись хорошо, у тебя будет достойная работа, будешь зарабатывать много денег». Но большинству из нас никто никогда не говорил, что мир вокруг удивителен, прекрасен и бесконечно интересен.

4. Мы получаем образование, чтобы иметь возможность зарабатывать деньги.
Огромное количество выпускников школ стремится получить такое образование, которое позволит в будущем зарабатывать достаточно денег. А нравится тебе эта работа, хочешь ли ты вообще работать по данной специальности – это уже дополнительный критерий. Вследствие чего университеты наполнены толпами молодых людей, которые не хотят учиться, и тратят свое время впустую. Люди не хотят делать ничего полезного, они хотят зарабатывать деньги, чтобы выжить, а после чего удовлетворять свой культ.
Всем тем, кто действительно желает помогать людям, хочет трудиться на благо общества – система дает пощечину в виде недостаточного количества бюджетных мест, высокой стоимости образования, плохого качества обучения, низкого уровня будущей заработной платы.

5. Мы живем навязанными извне ценностями и убеждениями. За нас давно формируют вкусы, желания, интересы. Нас делают тупыми, превращают в стадо.
Общество потребления вырабатывает в нас безмозглое желание подчиняться всему, что, так или иначе, воздействует на наш разум. Из нас делают циников и эгоистов, формируют нормы поведения, взгляды на мир. Негативное отношение к другим людям, открытая пошлость, продажность – все это уже давно является чем-то нормальным. Агрессивная информационная среда стремится уничтожить в нас хоть какой-то зачаток свободного и независимого мышления. На федеральных каналах уже давно ведется абсолютно тупая, грубая пропаганда. Часы эфира состоят из «ржачных» передач, фильмов, сериалов, бесконечно антинаучной ахинеи, информационного мусора. В нас уничтожают адекватное восприятие мира, набивают наш мозг ненужной информацией, нас приучают потреблять эту информацию и хотеть еще.
Так или иначе, все люди должны понять, что их превращают в бездумных животных и перестать беззаботно потреблять все то, что щедро подбрасывают в грязную миску.
Мы должны хотеть каждый день становиться лучше, стремиться к новому знанию, а не ждать новую серию сериала или фотографировать себя в зеркале. Мы должны добиваться благополучного мира для всех людей.
Мы живем убеждением, что достойную жизнь заслуживает лишь тот, кто упорно ломал себя трудом на протяжении многих лет. Разве человек не имеет права на достойную жизнь по умолчанию?

6. Мы не хотим ничего понимать. Мы не хотим изменений.
На историю человечества выпадали гораздо более тяжелые годы, по сравнению с которыми наша нынешняя жизнь похожа на рай. К тому же, мы прожили много лет, благополучно дожив до определенного возраста. Все это позволяет нашему мозгу считать нашу жизнь абсолютно нормальной и вполне неплохой. Это приводит к тому, что мы уничтожаем в себе глобальное стремление к чему-то лучшему и довольствуемся малым. Нам просто комфортно жить в созданных для нас условиях и совершенно не хочется ничего менять. Несмотря на провокационный абзац в самом начале эссе, многие люди не продолжат чтение, им это просто не интересно.

В завершение скажу, что у меня недостаточно знаний, опыта, мудрости понимать этот мир более ясно, многие мои мысли выглядят наивно, но это не мешает мне желать справедливой и лучшей жизни для всех людей. И для начала, всем нам необходимо осознание хоть малой части окружающих нас проблем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *