Что меняют зайцы и белки осенью
Летом серый, зимой белый – как маскируется заяц, и почему он меняет окраску
Содержание
Одни считают, что зимой все зайцы белые, а летом – серые, другие же думают, что все представители вида одного цвета. Однако эти утверждения в корне неверны, ведь некоторые животные вообще не меняют окраску при линьке.
Узнаем, какие зайцы меняют окраску, почему так происходит, и с чем связано это явление.
Линька зайцев
Одним из способов спасти свою жизнь от зубов и когтей хищника является линька. Меняющий цвет заяц сливается с окружающей средой, становится менее заметной добычей. С наступлением холодов происходит постепенная смена шерсти: вместо летней серой появляется более теплая и пушистая белая.
Некоторые считают, что осенняя линька у зайца начинается одновременно с выпадением снега, однако это утверждение неверно. На начало процесса влияет уменьшающийся световой осенний день, а также температурные условия – чем теплее осень, тем медленнее линяет косой.
Интересно, что почувствовать изменения погоды заранее серому животному помогают уши – уникальный природный термометр.
Весенний процесс идет в обратном направлении. Световой день увеличивается, и заяц меняет окрас – из белого снова становятся серым. Новая серая шерсть вырастает менее густой и теплой.
Осенью линька животных длится с сентября по ноябрь. Шерсть меняется с серой на белую с задней части тела по направлению к голове. Весенняя смена шерсти стартует в самом конце зимнего сезона или начале весны и продолжается около полутора месяцев. При этом заяц начинает менять цвет с белого на серый с головы.
Интересно! Затянувшееся лето может отодвинуть начало осенней линьки, а долгая зима – отложить начало весенней.
Окрас животных
Не все животные полностью отвечают понятиям «белый» и «серый». Например, беляк в холода действительно меняет свою летнюю рыжевато-бурую (но не серую) окраску на абсолютно белоснежную шерсть.
Окрас кончиков ушей не меняется – они остаются темно-серыми. Зато с приходом тепла животик и внутренние стороны лап заяца-беляка так и остаются желтовато-белыми. Русака, который бывает буро-серого цвета летом, в холодный период можно встретить не белым, а лишь светло-серым.
Южно-американский заяц зимой не становится белым, а полярный круглый год не снимает зимнюю белоснежную шубу и никогда не бывает серым.
Важно! Чисто белой шерстью зимой может похвастаться только заяц-беляк.
Встречаются зайцы, у которых в летний период не серая, а коричневатая, серо-бурая или рыжевато-серая расцветка шубки с темными полосами. К морозам окрас этих животных становится более светлым, но не безупречно белым.
Интересно! Зайцы-беляки, которые обитают в США – на Юконе и в Пенсильвании, а также южнее – перестали быть полностью белыми зимой. Существуют виды, которые совсем не меняют летний наряд на зимний, другие становятся белыми лишь частично.
Как зайцы готовятся к зиме
Подготовка к холодам начинается еще до их начала. Меняется как цвет заячьей шерсти, так и привычки животного. Ведь в морозы ему придется не бегать по лесу, а копать норы в снежной толщи, чтобы защититься от холода.
В жестокие морозы косой способен вырыть в снегу нору длиной от 50 см до полутора метров, и покидать убежище лишь при опасности и в поисках еды.
От логова к месту кормежки животные ходят по одному и тому же пути – они натаптывают тропы, которые использует одновременно несколько особей. Животные, которые живут в тундре, с наступлением холодов перебираются в лес, а по весне, когда появляется первая трава, возвращаются в родные места.
Никаких запасов на зимний период зайцы не делают, в холодное время года они питаются молодым ивняком или лиственницей, зеленой корой осин, ветками берез, кленов, дубов, орешника, найденным сеном. В тундре едят семена ягод, побеги злаков, орехи. Русаки ищут под снегом остатки травы, грызут кору акаций и яблонь.
Основная подготовка косых к зиме заключается именно в линьке и смене цвета с серого на белый. Посветлевшая и потеплевшая шкурка помогает им спастись не только от холода, но и от хищников. Но во время линьки заяц не только поменяет окрас с серого на более светлый.
Шерсть станет длиннее и гуще, особенно на животе – это позволит животному не застудить внутренние органы во время зимних морозов. Удлинившаяся шерсть на мордочке защитит нос от холодов.
Густая опушка подошв даст возможность животному скользить по сугробам, не проваливаться, уверенно чувствовать себя на льду, а также не позволит замерзнуть лапам.
Почему у зайца зимой шубка белая
Зайчики – любимое лакомство многих хищных животных и птиц. Большие уши сигнализируют им об опасности, быстрые ноги помогают уйти от погони, маскировка делает незаметным среди окружающей среды.
Летом животному есть, где спрятаться – среди высокой травы и кустов его трудно заметить. Весной и осенью серо-бурые особи хорошо маскируются среди жухлой серой растительности и голых веток. А вот зимой на белом снегу серого зайца далеко видно. Поэтому белая шерсть так необходима животному для маскировки зимой.
На снежной поверхности полые и бесцветные волоски зимней заячьей шубки рассеивают свет и кажутся белыми. Это позволяет животным сливаться с местностью и сохранять жизнь. Кроме того, такое строение волосков делает шерсть зайцев густой, легкой и теплой.
Светлая шерсть зимой и серая летом – отличная маскировка и залог безопасности любого зайца.
Как животные готовятся к зиме
Автор: Violetta · Опубликовано 11.12.2020 · Обновлено 18.11.2021
Животные начинают готовиться к зиме еще в теплое время года.
Осенью можно увидеть белок, несущих орехи в свое дупло или закапывающих их в землю, чтобы через несколько месяцев откопать их и перекусить зимой.
Мыши и бобры приносят в свои дома дополнительную еду, чтобы иметь пропитание, когда будет слишком холодно, а пчелы запасаются медом все лето и осень. Большинство млекопитающих наедают лишний жир в теплые месяцы, чтобы продержаться зимой. Он не только согреет их в холодную пору, но и не оставит голодным.
Другие животные приспосабливаются к зимней погоде, меняя свой внешний вид. Мех становится толще и тяжелее также, как мы меняем осеннюю куртку на зимнюю. Такие животные, как кролик или песец, полностью меняют цвет своей шерсти, переходя от темных цветов летом к белым зимой. Это свойство порой спасает им жизнь, т.к. позволяет лучше маскироваться в снегу, делая их более незаметными.
Некоторые животные готовятся к зимней спячке. Например, медведи, скунсы, ежи готовят уютные берлоги и спят почти всю зиму. Они впадают в оцепенение, которое переходит в состояние пониженной физиологической активности, что позволяет им снижать температуру тела и скорость метаболизма. Это позволяет им выжить без большого количества еды. Другие, например бурундуки, сурки, летучие мыши и даже змеи, погружаются в еще более глубокий сон, когда их тело замирает на несколько месяцев, часто не просыпаясь до весны. Это позволяет животным экономить энергию и некоторое время не беспокоиться о еде и холоде. Они просыпаются голодными и часто недовольными, но, по крайней мере, они смогли избежать самой суровой непогоды.
Некоторые существа вообще не хотят иметь дело с зимой! Вместо этого они перемещаются в такие места, где они могут легко найти еду и не замерзнуть от холода. Это называется миграцией. Карибу и некоторые виды оленей совершают зимние походы, а также киты и некоторые рыбы, проплывают на большие расстояния в поисках более теплой воды. Даже бабочки-монархи летают из Канады и США в Мексику в поисках более солнечных дней. Весной миграция происходит в обратном направлении, туда, где, наконец, закончилась зима.
Рассмотрим подготовку некоторых животных к зиме более подробно.
Как белка готовится к зиме?
Многие люди предполагают, что белки впадают в спячку, поскольку зимой их редко можно увидеть. Однако это не так. Вместо того, чтобы впадать в зимнюю спячку, они, на самом деле, проводят большую часть своего времени во сне в дуплах деревьях и выходят наружу только утром и вечером.
Зимой белки выживают, поедая сохраненную пищу и поддерживая постоянную температуру своего тела. Их еще называют гомеотермы, это означает, что они теплокровные животные, которые могут поддерживать стабильную температуру тела в широком диапазоне условий окружающей среды, регулируя метаболические процессы производства и потери тепла. Этот акт регулирования их температуры является способом достижения баланса в теле.
Чтобы контролировать уровень температуры, датчики в кровеносных сосудах постоянно передают информацию о температуре тела обратно в гипоталамус в головном мозге. Белки поддерживают стабильную температуру своего тела (в пределах гомеостаза) за счет совместного сна. Это форма теплопроводности, при которой тепло может передаваться между двумя соприкасающимися белками. Белки также являются эндотермами, что означает, что они могут создавать собственное тепло посредством метаболизма. Это объясняет, почему белки максимально потребляют пищу при подготовке к зиме. Когда зимой очень холодно, белки также используют дрожь, чтобы согреться, поскольку это способ выработки тепла.
Как еж готовится к зиме?
Для некоторых наших диких животных хорошая подготовка к зиме – это вопрос выживания.
Поскольку ежи ведут ночной образ жизни, мы порой не замечаем, как они снуют по нашему саду, помогая нам бороться со слизнями, улитками и даже насекомыми, которые повреждают растения, которые мы тщательно выращиваем.
С приближением зимы ежи начинают готовиться к спячке. Животные, находящиеся в спячке, замедляют свое сердцебиение и частоту дыхания, снижают температуру тела и метаболизм для экономии энергии, поэтому наличие хорошего запаса жира и стабильной среды для укрытия жизненно важно.
Обычно ежи впадают в спячку с октября по март, и им нужно полагаться на свои жировые запасы, чтобы выжить до весны. Однако может быть много причин, по которым еж мог не набрать достаточно веса. Например, плохая погода может быть тому причиной. Или молодой возраст, т.е. животное прожило недостаточно долго, для набора достаточного веса.
Так что по мере приближения сезона гибернации не помешает протянуть ежикам руку помощи в вопросе поиска еды. Вы можете оставить в саду корм, подойдет мясной корм для кошек и собак (без рыбного вкуса), семечки, орехи, творог. Вы также можете найти специальную еду для ежей в магазинах. Однако ни в коем случае нельзя кормить ежа хлебом или молоком, так как они такую еду плохо переваривают.
Если вам повезло, что в вашем саду живет ежик, вы можете сделать одну важную вещь – сделать для него собственный домик! Чем раньше вы поместите такой домик в своем саду, тем больше вероятность, что у вас появится новый сосед. Разместите дом в тихом месте и засыпьте его сухими ветками, листьями и палками. Если вы подозреваете, что ежик спит в вашем саду, будьте осторожны, чтобы не потревожить его.
Как заяц готовится к зиме?
Зайцы не впадают в спячку, но пережить зиму им помогает ряд поведенческих и физиологических приспособлений. У них густой мех и низкое соотношение площади поверхности к объему, которое сохраняет тепло тела. Зайцы иногда роют укрытия в снегу и сбиваются в кучу, чтобы согреть друг друга.
Главная подготовка зайцев к зиме заключается в их способности менять шубку два раза в год для лучшей маскировки. Осенью их тонкий коричневый мех постепенно превращается в более густой белый, что дает им возможность маскироваться как на летнем, так и на зимнем фоне. Весной мех снова становится коричневым в ответ на увеличение длины светового дня.
Чтобы защитить себя, когда они чувствуют опасность, молодые зайцы обычно остаются неподвижными, чтобы слиться с окружающим фоном, но обычная стратегия взрослых состоит в том, чтобы убежать и запутать хищника, бросаясь в разные стороны. Взрослые зайцы могут преодолевать расстояние до трех метров за один прыжок и развивать скорость до 45 километров в час.
Как медведь готовится к зиме?
По окончании летнего сезона воздух становится свежим, листья опадают с деревьев, а медведи становятся более активными. Они ищут еду. В осенние месяцы медведи едят и пьют практически без перерыва, могут съедать около 40 кг (90 фунтов) пищи в день. Им нужно набрать вес, чтобы подготовиться к зимней спячке. Этот процесс называется гиперфагией (это процесс набора веса медведя, чтобы подготовиться к зиме).
Медведи делают свои берлоги под корнями в дуплах деревьев, в расщелинах скал или под старыми бревнами и палками. Гризли обустраивают новую берлогу почти каждый год, лишь изредка возвращаясь в предыдущую. В основном этот процесс занимает 3-7 дней. Они приносят подстилочный материал, например, ветки деревьев, это делается не только для того, чтобы сделать постель мягче, но для сохранения тепла тела медведя зимой.
Во время сна у медведей падает температура тела, снижается пульс и замедляется дыхание. Частота сердечных сокращений снижается с типичных 40-50 ударов в минуту до 8-19. Для сравнения: частота пульса во сне человека колеблется в пределах 40–100 ударов в минуту.
В обычном состоянии температура тела медведей составляет от 100 до 101 градуса по Фаренгейту (37 ° C). Во время долгого и глубокого сна, она падает примерно до 88 градусов (31 ° C).
Хотя большинство животных нелегко вывести из такого состояния, медведи быстро просыпаются, если им угрожают опасность, и, что примечательно, могут даже родить детенышей.
Беременные самки медведей родят детенышей в берлоге, скорее всего, в течение первых двух месяцев спячки, приблизительно в конце января или начале февраля. Они будут оставаться в берлоге всю зиму, пока медведица спит, а детеныши кормятся грудью и растут. Тело самки использует жир, который она накопила за лето и осень, в качестве энергии.
Весной, когда начнет таять снег, медведи просыпаются и выходят из берлоги в поисках пропитания.
Мы уже выяснили, что гризли переживают три различных фазы в году. Нормальная активность весной и летом; осенняя гиперфагия, когда медведи набирают вес, чтобы подготовиться к зиме; и гибернация. Спячка может длиться от 4 до 7 месяцев, в зависимости от низких температур и снежного покрова. Медведи не выделяют никаких телесных отходов во время зимнего сна. Время, проведенное в спячке, зависит от условий окружающей среды, пола и репродуктивного статуса медведя. Самцы проводят в спячке меньше всего времени, а самки с новорожденными детенышами – больше всего.
Считается, что эта более длительная спячка помогает детенышам вырастать больше и сильнее, прежде чем покинуть логово.
«Жизнь животных осенью». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Татьяна Кононова
«Жизнь животных осенью». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Тема: «Жизнь животных осенью»
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
1. Совершенствовать фонематический слух.
2. Закрепить навык звукового, слогового анализа слов.
3. Активизировать и расширить словарь по темам «Животные осенью»,
4. Закреплять знания детей о диких животных средней полосы (лиса, заяц, волк, медведь, лось, еж, белка).
5. Познакомить детей с ролью покровительственной окраски в жизни животных и с приспособлением животных к среде обитания в разные времена года.
6. Закреплять понятия «хищные и растительноядные животные»
7. Учить решать логические задачи.
1. Развивать тонкие движения пальцев рук и координацию движений.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление и творческое воображение.
3. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового.
4. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.
5. Развивать умение строить высказывания типа рассуждений.
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
3. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
Оборудование: Картинки с изображением животных, цветные нитки, игрушки-ежик, три коробки разного размера и формы; у каждого ребенка и у воспитателя набор цифр, знаки арифметических действий, знак «равно», геометрическая игра «Танграм»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
1. Рассматривание на иллюстрациях животных;
2. Чтение «детской энциклопедии о животных»,
3. Художественной литературы (Б. Житков «Про волка», И. Акимушкин «Жила-была белка», И. Соколов-Микитов «Листопадничек»);
4. Прослушивание аудиозаписи «Лесная азбука. Пушистые истории» В. Зотова; фотовикторина «Узнай по портрету».
Форма проведения НОД: групповая.
Общая продолжительность образовательной деятельности: 25 минут
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображениями зверей и разложить их на две группы по способу питания (растительноядные и хищники).
Дети раскладывают и объясняют, почему они отнесли того или иного зверя к определенной группе.
Воспитатель: Сейчас поздняя осень, скоро наступит зима. Что меняется в жизни зверей в это время года? Например, что делает белка осенью?
Воспитатель: А какие еще изменения происходят в жизни белок? Такие изменения происходят у всех зверей, но у зайца и белки свои особенности. (Мех у зверей становится более теплым, пушистым; звери линяют. А заяц и белка меняют и цвет. Так их меньше заметно зимой).
По группе заранее разложены цветные нитки. Где они совпадают или не совпадают с фоном. Воспитатель просит собрать эти нитки. Где труднее было найти нитки? Почему?
Воспитатель: Так звери приспосабливаются к условиям жизни. Такая окраска называется покровительственной. Это слово вы будете запоминать в школе, а мы только должны понять и запомнить, для чего нужно менять этим зверькам цвет своей шубки в ходе линьки. А почему не меняет цвет своих шубок волки, лисы, медведи и лоси.
Воспитатель: Лось – хищное животное или растительноядное?
Воспитатель: А почему он не боится хищных зверей?
Воспитатель: Защищает ли окраска лося зимой?
Воспитатель: А почему лиса и волк не меняют окраску шубы? (У лисы меньше врагов, чем у зайца, она сама хищница).
Воспитатель: Кто из зверей опасен для лисы?
Воспитатель: А медведь не опасен для лис? (Медведь зимой спит.)
Воспитатель: А почему медведь зимой спит, а другие звери не спят? (Медведю трудно найти зимой еду.)
Воспитатель: А кто из зверей еще спит зимой?
Воспитатель: Молодцы, правильно… Ой, кажется, где-то музыка играет….
Звучит песенка ежа.
Воспитатель: Кто же к нам пришел? Еж пришел не с пустыми лапами. У него есть письмо, а в письме задачки для ребят. Попробуем их решить?
Решаем логические задачи
В лесу зайцев и белок поровну. А ежей меньше, чем зайцев. Кого больше – ежей или белок? (белок).
Если елка ниже березы, береза ниже дуба, то какое дерево выше – дуб или ель? (дуб).
Белка сорвала с ели 5 орешков и еще 2 нашла на земле. Сколько орешков у белки? (два, на елке орехи не растут).
Воспитатель: Молодцы, с лесными задачками вы справились хорошо, а теперь давайте пройдем за наши столы и займемся задачами математическими.
Пищевые связи. Медведица – рыбок.
Воспитатель:В семье у медведицы 3 медвежонка: один большой – пестун и два маленьких. Из скольких медведей состоит семья?
Решение выкладывается из карточек: 2+2=4
Воспитатель: Пестуну она дала на 1 рыбку больше, чем каждому из малышей. Сколько рыбок досталось пестуну? Сколько рыбок получил каждый малыш?
Воспитатель: Как узнать, сколько рыбок дала медведица пестуну?
Дети выкладывают решение: 2+1=3
Воспитатель: У мамы осталось еще 3 рыбки. Сколько всего поймала мама-медведица рыбок? Как узнать? Давайте вспомним, сколько рыбок отдала мама-медведица малышам?
Воспитатель: Верно, четыре. Покажите, где мы это с вами узнали.
Дети показывают на первую запись, которая сохранена на наборном полотенце. Воспитатель находит еще карточку с цифрой «4» и ставит ее справа от записи решения первой задачи.
Воспитатель: Сколько мама дала пестуну? Найдите ответ на этот вопрос.
Воспитатель: Покажите, где мы это решение записали.
Дети показывают на вторую запись. Воспитатель ставит еще одну цифру»3» справа от записи решения второй задачи.
Воспитатель: Сколько же рыбок она дала малышам? Сколько пестуну?
Воспитатель: А сколько рыбок у нее еще осталось? Кто помнит?
Воспитатель: Верно, у медведицы осталось 3 рыбки.
Воспитатель выставляет карточку с цифрой «3» справа, ниже записи решений задач.
Снять отдельно стоящие справа цифры и поставить их в ряд.
Воспитатель: Мама-медведица поймала несколько рыб. Четыре рыбки она отдала малышам, три рыбки – пестуну, и у нее осталось три рыбки. Сколько рыб всего поймала мама-медведица? Как узнать?
Дети записывают решение с помощью карточек с цифрами.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем с медвежатами.
Физминутка: Медвежата в чаще жили,
Головой они крутили.
Вот так, вот так головой они крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата воду пили,
Друг за дружкою ходили,
Вот так, вот так друг за другом все ходили.
Медвежата танцевали, кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так, кверху лапы поднимали.
Воспитатель: А пока мы с вами играли, ежик успел спрятаться. Правда, я видела, куда он спрятался и немного вам подскажу.
Ежик спрятался не в овальной коробке и не в той, которая находится справа. Где спрятался еж?
Воспитатель: Давайте посмотрим. … Да, действительно, еж сидит в коробке слева. А еще здесь конверт с какими-то деталями. Что это за детали? (Это геометрические фигуры – игра «Танграм»)
Воспитатель: Из каких деталей она состоит?
Воспитатель: Верно, и из этих деталей мы сейчас будем составлять портрет еще одного лесного жителя, про которого сегодня уже говорили.
На наборном полотне размещается фигурка зайца, выполненная из деталей танграма.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим.Как расположены детали: где большие треугольники, где все остальные фигуры. А теперь еще раз внимательно посмотрите на фигуру, «сфотографируйте» ее и постарайтесь сложить без образца.
Фигура закрывается, если у детей возникает трудности. Можно приоткрыть ее на несколько секунд.
Воспитатель: Молодцы, все хорошо справились с заданием. Нашему гостю очень понравилось, как вы работали. Давайте еще раз вспомним, чем мы сегодня занимались. (Краткое подведение итогов занятия).
Ежик благодарит детей.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема:”На встречу к звездам” Цель: Познакомить детей.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Любимые цветочки» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: «Любимые цветочки» Задачи: Образовательная: Познакомить.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Беседа о диких животных» Программное содержание: •Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. • Развивать умение сравнивать предметы по цветы, форме,.
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Такие разные овощи и фрукты» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Такие разные овощи и фрукты» Ирина Лимарева Конспект.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «Транспорт» Цель: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1) Закрепить виды транспорта: водный, наземный, воздушный. 2) Расширять знания детей.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В мире стекла» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема «В мире стекла». Технология: познавательно-исследовательская.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Составление описательного рассказа о диких животных весной» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Составление описательного рассказа о диких животных весной».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему: «Что нам осень подарила?» Программные задачи: Учить детей составлять рассказ с опорой на схему- описание; соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные нашего края» Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных. Задачи занятия: Образовательные • Закрепить названия диких животных и их детенышей.