Что мешает человеку учиться
Что мешает вам учиться
Сейчас речь не о мотивации. Она заслуживает отдельной статьи. Поговорим о более тонких вещах.
Легкие пути
Есть в области ваших занятий какая-то часть, которая вам особенно нравится? Любимое правило в иностранном языке, любимый алгоритм в программировании или любимое упражнение в бодибилдинге?
Скорее всего, это то, что вы уже поняли, выучили и отрепетировали.
Вообще, это хорошо. Избыточное повторение ведет к автоматизму. Скажем, если часто повторять какую-нибудь фортепьянную композицию, то в ответственный момент, во время концерта, когда от волнения пропадает возможность соображать, пальцы сыграют ее самостоятельно без участия сознания.
Но в обычных ситуациях избыточное повторение хорошо усвоенного материала только вредит. Оно не только бессмысленно отнимает время, но и приводит к ложному чувству собственной компетентности.
То, что вы научились анализировать целевую аудиторию, не означает, что вы стали грамотным интернет-маркетологом.
Важнее всего изучить не то, что получается легко, а то, что дается тяжело.
Это особенно важно, если вы учитесь самостоятельно и знания ваши некому контролировать. Когда вы заканчиваете курс обучения, убедитесь, что действительно освоили все его части. Быть недоучкой с иллюзией собственной компетентности – опасная ловушка, из которой сложно выбраться.
Зацикливание
Это связанная проблема. Вам кажется, что задачу можно решить только одним-единственным способом.
На самом деле способов может быть много, а решение часто находится совсем не там, где вы его ищете.
Особенно это актуально для творчества, где решения не бывают правильными или неправильными, а только более или менее удачными. С другой стороны, в точных науках можно вообще не получить никакого результата, если использовать неверный метод.
Бороться с зацикливанием просто: не зацикливайтесь. Используйте разные подходы, разные примеры решений задач.
Косность
Допустим, вы средневековый монах. Верите, что Земля неподвижна и находится в центре вселенной. И тут Галилей такой:
Чрезвычайно неприятным типом был этот ваш Галилей
В наше время людей и книги на кострах не сжигают, но косность – неспособность воспринимать новую информацию, если она противоречит нашим прежним установкам, – никуда не делась.
Самое интересное, что нельзя сказать, косный вы человек или нет, пока не столкнетесь с идеей, противоречащей вашим имеющимся знаниям.
Вы, кстати, в курсе, что глутамат натрия безвреден, от боли в горле лучше всего спасает мороженое, а вращение обруча не помогает похудеть? Меня, например, эта информация в свое время шокировала.
Но обычно знания не бывают такими радикально новыми. Они, скорее, дополняют существующую картину мира, а не опровергают ее.
Вообще, косность – это защитный механизм нашего сознания. Она помогает нам не верить мошенникам, рекламе и откровенному вранью. Но когда вы учитесь, она здорово мешает.
Кстати, тема борьбы с косностью тоже заслуживает отдельной главы.
Как бороться с косностью
В 1962 году философ Томас Кун выпустил книгу под названием «Структура научных революций». В ней он пришел к выводу, что самые глобальные научные открытия чаще всего совершают либо очень молодые люди, либо те, кто изначально занимался другой дисциплиной.
Это вот к вопросу косности. Люди, изучающие что-то очень долго, обычно полностью уверены в своей правоте. Им не приходит в голову взглянуть на проблему иначе.
К сожалению, с этим не так-то просто справиться. Идея в том, чтобы относиться к обучению не как к получению новых истинных знаний и построению единственно верной картины мира, а как к постоянному разрушению и пересмотру того, что вы знали раньше.
Не стоит тратить время и силы, доказывая чью-то неправоту. Скорее лучше узнать, почему он считает себя правым, какие приводит аргументы и есть ли в них смысл. Особенно если речь идет об образовании.
Учебный чекап: узнайте, что мешает вам учиться продуктивно
Тест про патологических отличников и тех, кто витает в облаках
Этот тест — ревизия ваших сильных и слабых сторон в учебе. В конце мы определим, как вы учитесь, и дадим советы, как делать это продуктивнее.
К сожалению, в этой постоянной гонке за новыми ачивками легко выгореть. Поэтому так важно уметь корректно рассчитывать свои силы и оставлять себе время для праздного ничегонеделания. Скорее всего, вы и так уже знаете и много чего умеете, ваша задача — научиться отдыхать. Вы — это не только ваши достижения, а для продуктивной работы мозгу нужно, чтобы его регулярно оставляли в покое от этой бесконечной погони за интересными вещами.
Скажите «нет» многозадачности: смена видов деятельности на самом деле отнимает много сил. А лучше возьмите творческий отпуск. Наш генератор поможет найти занятие, ради которого можно бросить все прямо сейчас.
Верите, что учеба — это путь длиною в жизнь, и уже имеете за плечами достойный багаж знаний, полученных в школе, университете и за их пределами. Для вас обретение новых знаний — неотъемлемая часть расписания, вы умеете планировать и легко находите для себя интересные курсы и другие учебные возможности.
Главное — помнить, что учеба существует не только ради самой себя. Не забывайте про практику и старайтесь применять полученные знания в жизни. Используйте свою любовь к учебе как возможность обрести опыт: скажем, перед тем как поехать в новую страну, выучите местный алфавит и самые распространенные разговорные фразы. Параллельно узнаете много нового.
Осваиваете все методом проб и ошибок, а к многочисленным курсам и лекциям, заполонившим интернет, относитесь с настороженностью и здоровой долей скептицизма. В таком подходе определенно есть свои плюсы: знания, обретенные в поле и проверенные делом, усваиваются гораздо лучше.
Возможно, вы пришли к такой системе осознанно, а может, это связано с неприятным опытом: строгой учительницей в школе, которая чуть что просила доставать двойные листочки, или некомпетентным преподавателем в университете, который мог лишь давить авторитетом.
Получать удовольствие от учебного процесса может помочь внимательный наставник или команда единомышленников, с которыми вы будете заниматься вместе. Многие читатели учились за границей — может, и вам стоит попробовать сменить обстановку? Почитайте истории о том, как образование может быть действительно работающим социальным лифтом и просто приятным времяпровождением.
Вероятно, у вас плотное расписание и без всякой учебы, поэтому задача выкроить на нее время и силы для вас не в приоритете. Учеба действительно требует ресурсов, но, если их нет, тревожиться не стоит. Возможно, перестав переживать по поводу неполученных знаний, вы и сможете лучше понять, что именно вам нужно и нужно ли вообще.
В учебе важна регулярность, и для многих из нас это главная проблема. Дисциплина — дело привычки, и тут можно начать с малого: выделить полчаса в день на учебные дела и подсчитать, сколько времени при таком расписании вам понадобится для прохождения интересующего курса. Следить за графиком помогут специальные таймеры, которые легко заменяет и будильник в телефоне. А строить выполнимые планы и следовать им можно с помощью методики WOOP, построенной на визуализации целей и эффектов от их достижения. У этой системы даже есть мобильное приложение.
Кстати, возможно, вы ищете редкого и необычного, поэтому популярные и общедоступные курсы просто не вызывают у вас достаточно энтузиазма. Но сейчас кроме юриспруденции, лингвистики и менеджмента можно получить диплом по активным видам отдыха, цитрусовым или упаковке чего бы то ни было. Узнайте, какую экзотическую специальность вы могли бы обрести.
Учитесь из любопытства и ради приятного времяпровождения с единомышленниками. Кажется, результат для вас не так важен, поэтому вам тяжело сосредоточиться на одном и вы записываетесь на курс то по машинному обучению, то по горловому пению. Скорее всего, вы знаете массу интересных фактов и легко бы взяли денежный приз в какой-нибудь интеллектуальной викторине.
Минусы такого подхода в том, что продвигаться в учебе может быть сложно и знания остаются поверхностными. Возможно, вас полностью устраивает такое положение дел. А если хотите копнуть в глубину, используйте свой запал эффективнее: определитесь с тем, что вам знать не только интересно, но и действительно полезно. Попробуйте нарисовать карту навыков, чтобы понять, в каких областях вам бы хотелось развиваться и как эти умения связаны между собой. Подойдет любая форма, например дерево навыков, как в компьютерной игре, ментальная карта или «осьминожка». Это поможет определиться, как учиться и чему.
Для начала вспомните, какими вообще бывают навыки: попробуйте отличить настоящий учебный курс от выдуманного в нашем тесте. Это вдохновит вас на нетривиальные учебные решения.
Научиться учиться: что нам мешает усваивать новые знания
Кто-то без конца повышает квалификацию, но так и не добивается карьерного роста, в то время как школьные троечники вырастают в успешных предпринимателей. Почему мы можем годами учить иностранный язык, но так и не заговорить на нем в отпуске? Система образования все время меняется, подстраиваясь под современный мир, но некоторые принципы обучения сохраняются от поколения к поколению. Рассмотрим самые распространенные мифы, которые не позволяют нам, наконец, научиться чему-то новому.
Alma mater
Общепризнанным эталоном образования является высшее учебное заведение, университет, институт. Считается, что именно живое присутствие на лекции позволяет максимально эффективно усвоить материал, а диалог с лектором, занятия в формате семинаров — закрепить полученные знания. Однако все чаще учениками (будь то студенты или специалисты, повышающие квалификацию) посещение лекций офлайн воспринимается как принудительное мероприятия с большими потерями времени.
Альтернативой живым лекциям может стать онлайн-обучение, ведь при наличии интернета по договоренности с преподавателем можно учиться откуда угодно в любое удобное время. Но стоит отметить, что такой формат наставничества, во-первых, снижает нашу способность мыслить, а во-вторых, не дает достаточно практики для отработки навыка. Можно изучать иностранный язык онлайн, свободно общаться со своим преподавателем, спрашивать у него аспекты употребления слов в тех или иных ситуациях. Но это не гарантирует того, что оказавшись в иноязычной среде, вы сможете применить все эти знания на практике.
Наличие постоянного помощника в лице лектора исключает необходимость самостоятельного анализа тонкостей изучаемого языка. Мы привыкаем впитывать материал и оперировать только теми знаниями, которые получили на лекции. Такой формат обучения должен быть обязательно подкреплен сильной мотивацией получения новых знаний, а самое важное — необходимости применения этих знаний на практике. При такой мотивации будет продуктивно происходить дополнительная самостоятельная работа, что позволит освоить изучаемую отрасль максимально эффективно.
Повторение — мать учения
Еще одно препятствие на пути эффективного изучения материала. Многие убеждены, что для максимального закрепления информации, ее необходимо выучить (порой даже наизусть). Да, это имеет под собой научную основу. Немецкий психолог Герман Эббингауз исследовал свойства памяти и открыл феномен, который был назван Кривой забывания Эббингауза. Он наглядно показывает, что изученный материал забывается на 60% уже через час, а через 10 часов в памяти остается только 35% от полученной информации. Чтобы данные сохранились на определенный срок, ученый предложил следующий алгоритм запоминания.
Чтобы запомнить информацию на ближайшие дни:
Чтобы запомнить материал надолго:
Однако эта механика направлена именно на закрепление информации в долгосрочной памяти, чтобы вы потом могли ее извлечь при необходимости. Простое зазубривание материала без его понимания не даст никакого эффекта. Повторение должно быть неотъемлемой частью обучения, но не единственным аспектом. Анализ изучаемого материала, его практическое применение, взаимосвязь с другими дисциплинами помогут сделать обучение эффективным.
Одна волна в эфире
Это касается, в основном, повышения квалификации персонала. Зачастую сотрудники выбирают (или их руководители организуют) обучающие мероприятия только в одном узком направлении. Считается, что повышать компетенции необходимо планомерно, одну за другой, поскольку переключение между разными областями только рассеивает внимание. Но это не так. Изучение разных направлений, прослеживание их взаимодействия, противопоставление, выявление закономерностей — все это делает наш мозг более гибким. Мы оцениваем полученные знания в целом, структурируем их, а в результате запускаются механизмы аналитического мышления. Это способствует расширению кругозора, повышению уровня интеллекта, генерации новых идей.
Дольше — значит, лучше
Слышали ли вы, что кто-то 10 лет в школе учил английский, а до сих пор не может связать пары слов? Может, вы сами сталкивались с подобным явлением? Это наглядный пример того, что длительность обучения не является мерилом его эффективности. Кому-то надо больше времени для усвоения теории, кто-то схватывает на лету, но ему нужно больше практиковаться. Это зависит от нашей способности к обучению — когнитивной, познавательной способности мозга. Она, в свою очередь, обусловлена работой остальных функций — внимания, памяти, мышления. Чтобы научиться чему угодно и как можно быстрее усваивать новый материал, нужно тренировать мозг. Хорошо подготовленный «инструмент» обеспечит правильное распределение ресурсов, не будет утомляться от большого количества новых знаний. Научитесь учиться с Викиум — тренируйтесь по 15 минут в день на когнитивных тренажерах и изучайте новое с легкостью.