Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня

Свод законов царя Хаммурапи является одним из древнейших источников правовой культуры. Законы эти были созданы предположительно в XVIII в. до н. э. в Вавилоне, и многие десятилетия регулировали правовую жизнь шумерского общества.
Обнаружены они были в далеком 1901 году французскими археологами, и по сей день находятся в Лувре. Сохранились законы почти полностью благодаря тому, что были высечены на большом базальтовом столбе.

Условно законы Хаммурапи можно разделить на три категории:
1.Уголовные
2.Административные
3.Гражданские

Для удобства анализа ученые выделили в своде 282 статьи. С точки зрения современного правоведения законы эти несовершенны, т. к. не имеют общих принципов и системы изложения, а также не отражают всей полноты возможных правонарушений. Но, несомненно, кодекс Хаммурапи явился огромным достижением в сфере правового регулирования жизни и укрепления государственности.
Рассуждать на тему справедливости законов Хаммурапи достаточно проблематично. По меркам современного европейца были они очень жесткими и во многом несправедливыми. Но с точки зрения жителей древнего Вавилона соблюдение их было абсолютно естественным.

Хаммурапи законодательно закрепил разделение общества на три основные группы:
1.Авилум – полноправные граждане.
2.Мушкенум – свободные люди, ограниченные в правах.
3.Вардум – рабы, являвшиеся движимым имуществом своих хозяев.

Сословия эти были не равны перед законом. Так за причинение телесного вреда авилуму преступник обычно приговаривался к смертной казни, а за подобное же правонарушение в отношении мушкенума мог отделаться штрафом. Убийство раба и вовсе считалось лишь порчей имущества, соответственно необходимо было просто возместить его стоимость хозяину.

Можно сказать, что они справедливы и несправедливы одновременно. Одно ясно наверняка: законы Хаммурапи дали мощный толчок для развития мировой судебной системы.

Источник

Главные плюсы и минусы законов Хаммурапи

Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть картинку Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Картинка про Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня

Один из главных столпов современного гражданского общества – юридическая система, то есть совокупность правовых норм и институтов, позволяющая функционировать социуму в надлежащем режиме. Она подразумевает установление властных предписаний со стороны государства, которые стимулируют граждан соблюдать требования закона. За нарушение законодательных актов предусматривается применение наказания – неблагоприятных экономических, моральных или физических последствий для нарушителя.

Но очень важно помнить, что современная правовая система не возникла из ничего, не было ниспослана нам свыше, а стала итогом многовекового развития и колоссального труда огромного числа ответственных лиц. Среди них были правители, государственные служащие, законодатели, юристы, философы и даже богословы. Одними из самых древних правовых памятников, сохранившихся до наших дней, считаются законы Хаммурапи. Они послужили одновременно фундаментом для дальнейшего развития законов в других древних государствах и самым совершенным кодифицированным актом своего времени.

Общее значение законов Хаммурапи

Законы Хаммурапи были составлены ориентировочно почти 4 тысячи лет назад (предполагается, что они были высечены на знаменитом черном обелиске в 1760-1750-х годах до нашей эры). Автором этого правового памятника считается Вавилонский царь Хаммурапи. Несмотря на успешную деятельность по объединению практически всех земель Месопотамии в одном государстве, в веках он остался именно благодаря своей законотворческой деятельности. Законы Хаммурапи представляли собой высокий черный базальтовый столб, на котором были высечены 282 статьи, призванные регулировать общественную и частную жизнь всех жителей Вавилона. Историки утверждают, что большая часть законов не была разработана самим Хаммурапи, а представляла собой первый унифицированный свод законов древнего времени.

До его вступления в законную силу все спорные ситуации рассматривались по обычаям первобытного строя и на основании решения местного старейшины или мудреца. Не самая совершенная судебная система: нередко одно и то же деяние могло быть трактовано двумя ответственными за правосудие лицами противоположным образом. Законы Хаммурапи усовершенствовали правовую систему и позволили немного приблизится к единообразной практике рассмотрения противоправных действий, и надлежащего поведения для всех граждан.

Донесение предписаний Хаммурапи осуществлялось с помощью глиняных дощечек, на которые клинописью наносилось содержание норм и правил поведения. Наряду с традиционными постулатами, характерными для большинства обществ той эпохи, законы Хаммурапи содержали и несколько любопытных нововведений, значительно продвинувших законотворчество вперед.

Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть картинку Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Картинка про Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня

Положительные черты законов Хаммурапи

Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть картинку Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Картинка про Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня

Отрицательные черты законов Хаммурапи

Выводы

Законы Хаммурапи сыграли значительную роль в зарождении и становлении правовой системы и постепенном замещении первобытных обычаев конкретными законами. Они содержали ряд прорывных статей, позволившим более современным законодателям создавать все более совершенные нормы и законы, опираясь на опыт применения законодательства в Вавилоне. Большинство недостатков свода законов царя Хаммурапи продиктованы духом времени и обычаями тех лет.

Для современного общества законы Хаммурапи служат не только первым примером правового памятника, но и источником многих полезных концепций для современных правовых систем. Отдельной похвалы заслуживает четкая систематизация и практически полное отделение религиозных догм от процесса судопроизводства.

Источник

Жестокий закон как признак проявления государственности (3 фото)

В историю этот правитель Вавилона вошел совсем не благодаря войнам, завоеваниям и активно проводимой внешней политике. Почему законы Хаммурапи продолжают изучать и по сей день, считая актуальными и даже в своем роде эталонными?

Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть картинку Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Картинка про Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня

Имя этого правителя неразрывно связано с законодательством, а время его правления ознаменовано созданием свода законов. В кодексе Хаммурапи содержалось 282 статьи, в число которых входили и гражданские, и административные, и уголовные. Фактически кодекс представлял собой результат колоссальной работы по анализу, систематизации и актуализации правовых норм.

Законы были выбиты на гигантском базальтовом столбе, на внешней стороне которого было и изображение самого правителя. При подготовке сборника в качестве базы было использовано классическое право, дополненное новым законодательством. Вопреки расхожему мнению, в соответствии с которым считается, что практически за любые преступления свод предусматривал наказание в виде казни, это не так.

Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть картинку Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Картинка про Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня

Безусловно, наказания были жестокими. Но главной задачей законодательства Хаммурапи было закрепление государственности, ключевой силой в которой должна была стать прослойка мелких и средних рабовладельцев. В кодексе закреплялось право частной собственности. Ее было разрешено иметь правителям, храмам, общинам, отдельным гражданам. Поскольку одним из ключевых источников дохода были храмовые хозяйства, то функции управления ими брал на себя царь. Такая собственность могла передаваться отдельным категориям граждан – жрецам, воинам либо отдаваться в аренду. Общинная земля находилась в коллективном либо частносемейном владении. Крестьянин имел достаточно широкий спектр прав: мог обменивать участки, отчуждать их. В эпоху правления Хаммурапи частная собственность достигла очень высокого уровня развития, что стало причиной сокращения площадей общинных земель и постепенного упадка общин как таковых.

Суть законов Хаммурапи

Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть картинку Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Картинка про Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня

Кодекс Хаммурапи предусматривал ответственность за причинение вреда. Убившему раба нужно было вернуть его владельцу другого раба. Утопивший корабль корабельщик обязан был вернуть стоимость пропавшего имущества его владельцу. Рабы фактически не имели никаких прав и были живыми вещами. Владелец мог по своему желанию их продавать, дарить, передавать по наследству. Наказанием за кражу раба была смертная казнь.

Брачные отношения подтверждались только при наличии договора, заключенного в письменном виде между отцом девушки и ее будущим супругом. Семья базировалась на главенстве мужчины. Женщина за супружескую неверность подвергалась серьезному наказанию. При отсутствии возможности иметь детей ее супруг мог взять еще одну женщину, побочную жену. Но, выйдя замуж, женщина не превращалась в бесправное существо. Она могла иметь свою собственность, сохраняла приданое, могла развестись, унаследовать имущество вместе с детьми после смерти супруга.

Законы наделяли отца практически безграничной властью над детьми. Он мог отдавать их как выплату долга, продавать, отрезать языки за злословие в адрес отца и матери. Но при этом свод законов ограничивал такую внутрисемейную власть. К примеру, мужчина не мог лишить наследства сына, если тот не совершал никаких преступлений. Кодекс Хаммурапи признавал усыновление. Он также закреплял наследование по завещанию, но с рядом ограничений. Правом преимущественного наследования обладали дети, в том числе усыновленные, внуки, рожденные от рабынь дети при условии их официального признания отцом.

В общем и целом свод регулировал все ключевые аспекты жизни и хозяйственной деятельности. Основная масса положений, принятых Хаммурапи, логична и выглядит достаточно справедливо и в современных условиях за исключением, конечно, наказания в виде смертной казни даже за незначительные проступки.

А как вы считаете, были ли законы Хаммурапи излишне жестокими, или в те времена иначе регулировать отношения в обществе было просто невозможно?

Источник

Законы Хаммурапи и современные мировые проблемы

Вы никогда не задумывались о царе Вавилона Хаммурапи и его вкладе в человеческую историю? В историю каждого из нас? Мы привыкли говорить о Хаммурапи как о царе, который создал довольно жестокие законы. Но это самые древние из человеческих законов, дошедшие до нас. Примерно 1750 гг. до н.э.

Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть картинку Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Картинка про Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня

Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать руки. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому). Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему. Если кто-нибудь выбьет зуб у лица одинакового положения, то должно выбить зуб ему самому.

Чёткое разграничение жителей государства на три категории, которые по-разному несут ответственность перед обществом за совершённые преступления. Полноправные граждане почти всегда отделываются штрафами, неполноправные получают выбитый зуб за выбитый зуб, и рабы, которые являются просто имуществом, за повреждение которого хозяин получает компенсацию.

Почему я об этом вспомнил? Да просто потому, что в наше время ничего не изменилось. Только сегодня у нас не только люди делятся на полноправных и полноправных более других, но и государства. Есть государства, которым можно всё. Есть государства, которым вроде тоже можно, но за это можно остаться без зуба.

Наверное, нет сегодня человека, который бы не был уверен, что США могут нарушить любой международный закон, если это необходимо США. Украсть человека, ввести войска на территорию другого государства, арестовать счета человека или государства и прочее. И никто, до недавнего времени, не мог поступать так же по отношению к американцам.

Если жалко собственное «око», не трогай чужого

Да, увы, не могу сказать хорошо это или плохо, но законы Хаммурапи сработали и в наше время. В конце прошлой недели в Китай вернулась Мэн Ваньчжоу. Вернулась после тысячедневной войны с американской юстицией. Вернулась вопреки желанию американцев. Вернулась с победой, как бы не скрипели зубами американские прокуроры. Её отпустили, хотя дело не закрыли. Пока.

Многие уже подзабыли это громкое дело, когда по требованию американцев в Канаде, в Ванкувере, 1 декабря 2018 года была задержана Мэн Ваньчжоу, известная также под именем Сабрина Мэн или принцесса Хуавэй. Второй человек в китайской компании Huawei, дочь генерального директора компании и финансовый директор этой компании.

Практически мгновенно последовал ответ КНР. Были арестованы канадские разведчики Майкл Ковриг и Майкл Спейвор. Предъявлено им фактически расстрельное по УК Китая обвинение в шпионаже на территории Китая. Стало понятно, что два Майкла стали заложниками Китая. Почему канадцы? Ванкувер канадский город…

О каких законах вообще можно говорить, когда великие державы скатываются до уровня обычных уличных бандитов, причём малоуважаемых даже в криминальной среде. И как нам теперь воспринимать все те призывы, звучащие из США о демократии, о главенстве закона, о правах человека… Какие права? Существует только право сильного. У меня денег больше всех, значит я могу плевать на всех.

Мерзко как-то всё это выглядит. В современном мире люди стали расчеловечиваться! Мы возвращаемся в пещеры. Туда, где сильный всегда прав, где выживает только сильнейший. Мы скоро опять будем вспоминать оружейника Кольта и его револьвер, уравнивающий всех в правах.

Но на самом деле такая ситуация для нас уже давно привычна. Уже никто не возмущается тем, что Соединенные Штаты арестовывают граждан других стран в третьих государствах и судят их за нарушение внутренних американских законов. Сколько россиян сидит в американских тюрьмах. Сколько граждан других стран?

Президенты и правительства делают вид, что ничего не происходит. Все, кроме лидера КНР. Он первым в мире ответил на беспредел американцев в стиле голливудских боевиков. Поступил так же, как поступают США. И победил!

В зале суда обычно присутствуют родственники жертвы и родственники осуждённого. И их взгляды на вынесенный приговор кардинально различаются. Для одних приговор слишком мягок, для других слишком жесток. Вот для того и существует закон, чтобы точка зрения одной из сторон не стала приговором. Только в отношениях США к миру на законы плюют. В современном мире свободны только те, за кем стоит сильное государство. И не просто стоит, а защищает! Китай дрался за Мэн почти 3 года.

Очень показательны слова Мэн Ваньчжоу, сказанные ею уже на борту самолета, который летел в Китай. Вот она, вся суть международных отношений сегодня:

«Если бы у меня не было сильной родины, я не вернула бы сегодня себе свободу.»

Он меня послал куда-то, поэтому я его уважаю.

Мы привыкли к тому, что американцы могут объявлять санкции, могут выходить из любых договоров, могут действовать в любом государстве без каких-то разрешений. Мы привыкли к тому, что даже в ООН есть понимание того, что решения Совбеза не всегда обязательны для исполнения, если дело касается США. Мы привыкли к тому, что лидер почти любой страны мира с удовольствием поедет в Вашингтон, если его пригласит президент США.

Да, одни лидеры поедут сразу, бросив все дела, другие поставят задачу МИД своих стран подготовить визит, но поедут почти все. Кто-то мог представить себе другое? Это же Америка! Это же государство, которому невозможно противостоять ни в военном, ни в экономическом отношении! Даже сегодня об этом даже подумать боятся. А Китай не побоялся!

Почему так долго не было диалога между США и КНР? Не потому, что Вашингтон оттягивал переговоры или строил какие-то козни Пекину. Нет! Китай, говоря бытовым языком, послал американского президента и всю Америку куда-то далеко. «Мы будем говорить только тогда, когда вы вернёте нам заложницу и прекратите преследовать китайский бизнес. В том числе и Huawei». Примерно так звучал ответ китайского МИДа на все запросы США.

Более того, когда дипломатия США попробовала давить на китайцев в ответ, получилось плохо. Вспомните, как резво начинал торговую войну президент Трамп. Запретить ввоз китайских товаров, не давать комплектующие для китайских заводов и прочее, прочее, прочее.

И во что это вылилось? Да, китайские предприятия в некоторых отраслях сократили выпуск продукции. В той же Huawei сократился выпуск смартфонов и прочей электроники. Сократился, но не прекратился. А вот в США люди быстро почувствовали свою зависимость от китайских товаров. Сегодня даже экономистам не ясно, на кого санкции подействовали серьёзнее, на КНР или на США.

Очень краткие выводы

Активная фаза торговой войны между Китаем и Соединенными Штатами, по моему мнению, закончилась. В обеих столицах прекрасно понимают, что может быть дальше, в случае продолжения. И обе стороны готовы перейти к цивилизованным отношениям. Готовы к переговорам, готовы к компромиссам.

Кто победил? Никто. В торговых войнах либо обе стороны побеждают, либо обе стороны проигрывают. Обе страны будут пытаться договориться о выгодных для себя условий сотрудничества. Резких движений теперь не будет. Скорее всего, обычная тактика повышенных до невозможности требований к противоположной стороне и постепенный отход до реальных в процессе переговоров.

Другое дело, тактика и стратегия «горячей торговой войны». Те самые законы Хаммурапи. Не захотят ли и другие страны наплевать на законы и действовать по-бандитски? А что? У Талибана (запр. в РФ) такая тактика сработала с использованием военной силы, у Китая она сработала экономическими и бандитскими, аналогичными американским, методами. И что тогда? Мировое беззаконие и силовое принуждение стран к выполнению международных законов?

Безусловно, Пекин воспринимает готовность Вашингтона к сотрудничеству как собственную победу. Вашингтон тоже не воспринимает компромисс как поражение. А вот как это событие воспринимают другие, мы скоро узнаем.

Источник

Законы Хаммурапи: Правосудие по-вавилонски

Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Смотреть картинку Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Картинка про Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня. Фото Что мешает использовать некоторые законы хаммурапи сегодня

Царь Хаммурапи записал первые законы в истории

Шестой царь Вавилонии Хаммурапи правил с 1793 по 1750 год до нашей эры. Этот могущественный государь сумел объединить под своей властью земли от Персидского залива до Ассирии. А ведь на момент его воцарения Вавилония была сравнительно скромным и молодым царством. Достигнутые успехи позволили ему хвастливо заявлять в преамбуле к своему знаменитому сборнику законов: «Я — заботливый, покорный великим богам потомок Сумулаэля, могучий наследник Синмубаллита, вечное семя царственности, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада, царь, вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар».

Текст на базальтовом столбе

Создание единого свода законов, предназначенных для поддержания порядка в огромном царстве, было не менее выдающимся деянием Хаммурапи, чем успехи в битвах. Царь повелел высечь на каменном столбе высотой 2,25 метра полное содержание всех своих установлений. Он стоял в главном городском храме под названием Эсагила. Но во время бесконечных войн между Вавилонией и Эламом эламский царь Шутрук-Наххунте I (правил примерно в 1185-1155 годах до нашей эры) изгнал вавилонское войско со своих земель. Потом он совершил победоносный поход в Вавилонию, разграбил её города и увёз из Вавилона в Сузы (столицу Элама) богатую добычу. В том числе и камень с высеченными на нём законами.

В 1902 году французская археологическая экспедиция во время раскопок древних Суз нашла три чёрных базальтовых монолита почти цилиндрической формы с клинописными записями почти трёх сотен статей судебника Хаммурапи. Это оказался тот самый столб, разделённый на три части. Именно тогда мир узнал об их существовании и назначении, а парижский музей Лувр стал обладателем, пожалуй, самого прославленного образца вавилонской культуры.

Вверху монолита изображён сам законодатель, стоящий перед богом солнца Шамашем. Он почтительно принимает от божества свод законов, чем демонстрируется их небесное (сверхъестественное) происхождение. А дальше бежит текст, покрывающий весь столб с обеих сторон.

Первый в мировой истории юридический кодекс, определяющий права и обязанности свободных граждан (не рабов — они ещё долго будут считаться не людьми, а имуществом!), начинается историческим вступлением. Хаммурапи объявляет, что боги призвали его управлять «для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну для блага народа».

За введением следует изложение самих законодательных актов. Всего 282 статьи, охватывающие почти все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Завершается текст проклятием, призывающим всевозможные кары на головы нарушителей законов.

В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». Осуждённым даже за малейшие проступки прокалывали или отрезали уши, губы, пальцы, а иногда обливали лицо кипящей смолой.

Воины (царские наёмники) получали от государства земельные наделы, рабов и домашних животных, но обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл. Надел, пожалованный царём, оставался неприкосновенным.

Чтобы не уменьшалось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые оказались в тяжёлом материальном положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство, которое прежде было пожизненным, тремя годами работы на кредитора. После этого ссуда, независимо от суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год.

Немало места уделялось семье и браку. Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны мужа считалось преступлением, если он соблазнил жену свободного человека. Это деяние каралось большим штрафом. Но в отношении неверных женщин закон был значительно более суров — утопить. Если муж желал простить неверную жену, не только она, но и её соблазнитель освобождались от наказания.

О наказании нерадивых хозяек сообщалось следующее: «Если она много болтала, если пренебрегала своим домом и не воспитывала своих детей порядочными людьми, то надлежит бросить её в воду!». Что касается отца, он не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления, и обязан был научить их своему ремеслу.

Образец для Ветхого Завета

При Хаммурапи граждан стали судить не старейшины, как в прежние времена, а специальные чиновники-судьи, поставленные царём в каждом городе. Все дела решались в строго определённом порядке. Секретарь записывал весь ход судебного разбирательства. Если дело было сложным и судья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, где дело слушали в главном суде. Недовольные решением могли обжаловать его перед царём.

По сей день учёные спорят о том, содержатся ли в Ветхом Завете прямые заимствования из судебника Хаммурапи. Вероятно да, ведь библейский патриарх Авраам жил как раз во времена вавилонского законодателя. Это значит, что у древних евреев ещё не было своего государства. Но некоторые полагают, что законы Хаммурапи и Пятикнижия опирались на более общие древние правила, укоренившиеся повсеместно на Востоке к началу II тысячелетия до нашей эры.

Сравнивая законы Ветхого Завета и законы Хаммурапи, выдающийся русский востоковед Борис Тураев отмечал их сходство в деталях и в композиции. Так, например, отдельные статьи кодекса Хаммурапи соответствуют ветхозаветному принципу уголовного наказания («глаз за глаз, зуб за зуб» в Книге Исход). Много общего имеют брачные правила в кодексе Хаммурапи и законах Моисея. Похожа этическая направленность обоих кодексов.

Законы Хаммурапи не идеальны, но ведь они были одними из первых у людей. Древнейший в мире кодекс, хотя и был построен на фундаменте существовавших с незапамятных времён суровых обычаев, предлагал, безусловно, разумные и справедливые нормы права. Самой прогрессивной чертой в вавилонских законах являлось то, что индивидуальную месть за несправедливость, как правило, заменяла месть государственная. Так на смену родоплеменному строю постепенно приходили новые отношения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *