Что мешает моей речи быть эффективной
Эффективная речь
Тырыгина Валентина Алексеевна
д.ф.н., профессор
Как сделать нашу речь эффективной? Почему мы иногда, несмотря на наши старания, остаемся непонятыми? Что нам мешает быть услышанными? Бедный словарь, скудная грамматика? Однако как быть с тем, что многие люди, великолепно владеющие языком, чувствуют себя совершенно беспомощными в некоторых сферах общения?
До недавнего времени лингвистическая наука была сконцентрирована на том, как язык устроен, другими словами на его анатомии. Но постепенно становилось все более очевидным, что тайны языка не исчерпываются знанием его анатомии, что существуют еще другие невидимые рычаги, которые приводят в движение механизмы языка. Обнаружилось, что одни и те же языковые единицы в разных обстоятельствах могут производить противоположный эффект, например, приветствие Здорово! в одних условиях вызывает у слушателя приятие, в других – отторжение. Это и побудило лингвистов переключить внимание с того, как устроен язык, на то, как он функционирует, т.е. работает, иначе говоря, на его физиологию.
Если вы владеете языком, но чувствуете себя беспомощным в какой–то ситуации общения, это может говорить о том, что вы знакомы скорее с его анатомией, чем с его физиологией, вы не владеете жанровыми формами данной ситуации общения. Язык – прежде всего средство общения. Общение наше происходит в разных местах, в разное время и с разными собеседниками. Легко заметить, что в зависимости от ситуации мы используем по–разному возможности языка. Одна из важнейших задач лингвистики – выяснить, как люди применяют язык в процессе общения, или по выражению ученых, в процессе коммуникации.
В непосредственном или опосредованном общении протекает почти вся наша жизнь. Общение – чрезвычайно многообразный, подвижный (и при этом незамкнутый, открытый) процесс. В нем много случайного, неопределенного, непредсказуемого. Но это не значит, что общение совершенно хаотично. В нем выделяются относительно самостоятельные участки, имеющие хотя и не абсолютно строгую, но достаточно определенную организацию и обслуживаемые характерными для них устойчивыми комплексами речевых жанров. Слово ‘жанр’ лингвистика ввела в свой обиход сравнительно недавно: именно тогда, когда под прицелом ее внимания оказались разнообразные ситуации общения.
Установлено, что наше дискурсивное мышление (обращенное непосредственно па речь) изначально имеет принципиально жанровый характер. Речевые жанры, по словам нашего выдающегося ученого М.М. Бахтина, организуют нашу речь почти также, как ее организме! грамматические формы. Мы научаемся отливать нашу речь в жанровые формы и, слыша чужую речь, мы уже с первых слов угадываем ее жанр, предугадываем определенный объем, определенное построение, предвидим конец, т.е. с самою начала обладаем ощущением определенного целого, которое только дифференцируется в процессе речи.
Любопытно, что деление на жанры пронизывает все виды деятельности человека. Если мы возьмем музыку, то увидим, что принадлежность к тому или иному музыкальному жанру определяется не обязательно только музыкальными признаками, но и его назначением, целью, ради которой произведение создается и средой функционирования. Отсюда выделение жанров непосредственно, связанных, например, с бытом: марша, вальса, колыбельной, застольной песни и т.д.
Примеры жанрового расслоения показывает храмовое зодчество Древней Руси. По тому, как характер составных частей архитектурного сооружения соотносился с назначением всего сооружения, выделялись придворно–княжеский, боярско–княжеский, дворцово–палатный, монастырско–крепостной, посадский, мемориальный (усыпальницы), приватный, колоколенный жанры. Мы уже не говорим о широком спектре жанров современной архитектуры, современных СМИ и т.д.
Жанры – это матрицы, которые накладываются на действительность, через которые воспринимается мир. С одной стороны, они упорядочивают, организуют деятельность человека, с другой, обеспечивают ориентацию в культурном пространстве, так как каждый жанр несет сигнал об обращении к определенным потребностям адресата, помогая ему прогнозировать и планировать предстоящий опыт в любом виде коммуникации.
Жанр несет информацию о его конкретных условиях общения, именно от них зависит главным образом использование языка.
Даже речь про себя тоже общение. Человек как бы одновременно исполняет две роли: партнера, который говорит и партнера, который отвечает.
Особенно важна цель коммуникации (главный признак жанра, от которого зависят все остальные признаки, это цель речи, общий речевой замысел говорящего или слушающего) т.е. то, для чего мы собираемся общаться: чтобы сообщить что–то, попросить о чем–то или просто провести время. За некоторыми целями общения закреплены особые формы выражения. Цель коммуникации определяет и подбор слов и интонацию.
Мы можем разговаривать с друг другом, а можем писать письма. Многие ученые считают, что существуют письменные и устные языки и что их системы очень сильно различаются.
Наша речь во многом зависит от того, с кем мы общаемся. Вряд ли к незнакомому человеку старше нас по возрасту мы обратимся на «ты» и скажем ему Привет! Такое поведение не соответствует условиям общения. Еще один важный параметр ситуации – характер отношений между партнерами коммуникации: родственные, нейтральные, официальные и т.д.
Речь во многом зависит и от предмета (темы) общения, (примеры).
Итак, речь человека меняется в зависимости от условий общения. Ситуация общения влияет на то как мы говорим. Если даже один из параметров ситуации (партнеры, их отношения, цель, предмет общения) изменится, речевые средства будут использоваться по–другому. Жанр, или, иначе говоря, повторяющаяся ситуация общения, в которой зафиксирована некоторая постоянная конфигурация параметров, служит фильтром, через который пропускаются едва ли не все языковые средства. Значит овладение речью, языком вне жанра нерационально, неэффективно, расточительно с точки зрения временных затрат.
Занимаясь в течение двух последних десятилетий лингвистическими проблемами жанра, могу констатировать в завершение, что в настоящее время лингвисты приходят к пониманию того факта, жанровому подходу в области обучения иноязычной речи нет альтернативы, так как наша речь носит изначально жанровый вектор (организацию). Следовательно, Это значит, сознательная ориентация на жанр, (т.е. овладению речью не самой по себе, а во всей совокупности факторов ее порождения: кто, с кем, каким образом, с какой целью) должна стать отправной точкой в овладении иноязычной речью. При этом, чем богаче жанровый репертуар языковой личности (пользователя языка, обладающего способностью воспринимать и создавать разнообразные тексты) тем она более развита и, следовательно, более эффективна в коммуникации.
Четкость речи — четкость мысли: как улучшить свою речь
Анна Веселко
Если окружающие и так понимают, что вы говорите, нужно ли лишний раз задумываться о том, как вы говорите? Особенно, если вы никак не связаны с профессиональным общением или публичными выступлениями? Ксения Чернова, тренер по технике речи, уверена, что да: по ее мнению, красивое звучание и четкая речь такая же базовая необходимость, как, например, опрятный внешний вид. Поговорили с Ксенией и узнали, зачем и каким образом можно самостоятельно развивать свои речевые навыки.
Ксения Чернова
Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»
Обычно у людей редко возникают вопросы «Зачем красиво одеваться?» или «Зачем ходить с помытой головой и ровными зубами?» (мы, конечно, говорим об определенной категории людей, которым не все равно как они выглядят и какое впечатление производят). Та же самая история и с голосом.
Голос — это очень гибкая и поддающаяся структура, которая может меняться точно так же, как может меняться наше тело
Но если в случае с телом это долгий процесс, минимум 3–6 месяцев, то натренировать голос можно достаточно быстро. Более того, увидеть какие-то первые, но значительные изменения, можно, скажем, за 16 часов занятий (это два дня полноценного обучения и тренировки), а остальное — уже вопрос регулярности.
Получив такой голос, который нравится ему самому, человек начинает чувствовать себя совсем иначе — чувствовать себя настоящего, более уверенного, имеющего контроль над ситуацией. Голос — это тренировка. Тренировка дыхания, звучания, артикуляционного аппарата. А еще — регулярный осознанный контроль в процессе разговора: важно хотя бы думать о том, как я дышу, куда я звучу, не потерял ли я свой резонатор, на котором мне удобно разговаривать, открывается ли у меня рот, хорошо ли у меня работает язык…
Что такое техника речи? По большому счету — это сумма правильного дыхания, звучания в правильные места, правильного открывания рта и работы артикуляционного аппарата и, самое главное, наполнение всей этой формы содержанием — своим естеством, искренностью, эмоциями и энергетикой. Именно это — то, на что реагируют люди, ведь главное, это когда мы, помимо того, что обладаем красивым звуком голоса, еще и умеем передавать им все, что у нас есть.
Что вы можете сделать самостоятельно, чтобы улучшить свою речь
Качественная тренировка речи — это процесс, который нужно проходить под контролем со стороны специалиста. Тем не менее, есть базовые, начальные шаги, которые каждый может проделать самостоятельно, чтобы увидеть какие-то первые изменения и, может быть, задуматься о том, чтобы впоследствии обратиться к профессиональному тренингу.
Дыхание и разминка
Прямо с утра, лежа в постели, посмотрев, как дышит ваш живот, когда вы расслаблены, сделайте вдох и выдох на «фууу» со слегка сомкнутыми губами. Обратите внимание, чтобы в этот момент ваша грудь не двигалась. После нескольких «фууу» делаем вдох и выдох на «с», как бы выдавливая из себя воздух мышцами живота, все остальные мышцы должны быть расслаблены. Представьте, что внизу живота у вас как бы находится резервуар с воздухом (воздух, который мы выдыхаем — это и есть наш потенциальный звук), и вот весь этот воздух из резервуара вы и выдыхаете под давлением в передние зубы. Не в макушку, не там в затылок, а именно в передние зубы и на звук «с». И так 6–8 раз, после чего нужно встать и попытаться сделать это же упражнение, но уже стоя.
Артикуляция
Вот несколько самых простых упражнений для разминки губ (вы легко можете посмотреть их наглядное выполнение в интернете):
— Вытягиваем губы «хоботком» и крутим ими из стороны в сторону. Важно крутить именно губами и не работать челюстью — она сомкнута и не помогает губам, работают только мышцы лица! Сделали так 8 раз из стороны в сторону и сбросили напряжение, как делают лошади, эдаким «пфррр» из живота в губы, чтобы затрепетали губы.
— Дальше делаем то же самое, но теперь двигаем губами вверх-вниз, тоже 8 раз и также сбрасываем напряжение.
— Теперь включаем язык и круговыми движениями с внутренней стороны нашего рта разминаем мышцы щек и губ, разминается и сам язык. Это тяжелое упражнение, мышцы от него устают, но это прекрасная усталость. Так надо сделать 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую, давя языком на щеки и губы. Сбрасываем напряжение.
— После того, как мы размяли язык и губы, разминаем челюсть. Сперва просто пальцами разминаем челюстные суставы около ушей, потом открываем рот, чтобы пальцы падали в эти околоушные впадины, потом можно подвигать челюстью из стороны в сторону.
— Есть и еще одно секретное упражнение — берем маркер, помаду, тушь, карандаш, в общем, что-то продолговатое, и вставляем его в рот поперек, зажав зубами, проверив, не напряжены ли мышцы лица — они должны быть расслаблены. В этом состоянии начинаем говорить, например, следующую чистоговорку: «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». Ваша задача — сделать так, чтобы слова звучали максимально четко даже в этом неудобном положении. Так у вас прекрасно разомнется челюсть, губы и язык, и когда вы вытащите маркер изо рта, вы сразу почувствуете, как говорить и звучать стало намного легче.
Дикция
Пример чистоговорки: «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, а поп под колпаком». Довольно часто, когда люди произносят ее в первый раз, они «проглатывают» половину звуков. Произнесите эту чистоговорку, четко и внятно проговаривая окончания (можете записывать себя на диктофон, чтобы слушать со стороны). Далее обратите внимание, как вы произносите ударные гласные. Они должны быть чуть длиннее по звучанию и более наполнены звуком, чем остальные звуки. Ударные гласные — это ядро слова, они отвечают за его объем и красоту.
И еще один момент, который необходимо отметить — плавность речи: постарайтесь каждую фразу говорить как одно слово, как единую конструкцию. Слова должны перетекать одно в другое, говорить нужно в перспективу, а не ставить точки после каждого слова.
сочинение
«Мой речевой пртрет»
Отвечая на эти вопросы так его можно составить.
Студенты пишут эссе на тему “Мой речевой портрет”. Написание эссе предполагает выполнение 8 заданий:
1. Проанализировать собственную речь в аспекте первого коммуникативного качества речи – правильности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие нормы литературного языка я чаще нарушаю (орфоэпические, грамматические, лексические)?
Что мешает моей речи быть правильной?
Какие способы развития правильности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
2. Проанализировать собственную речь в аспекте второго коммуникативного качества речи – выразительности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие средства выразительности я использую в своей речи?
Что мешает моей речи быть выразительной?
Какие способы развития выразительности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
3. Проанализировать собственную речь в аспекте третьего коммуникативного качества речи – ясности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть ясной?
Какие способы развития ясности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
4. Проанализировать собственную речь в аспекте четвертого коммуникативного качества речи – точности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть точной?
Какие способы развития точности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
5. Проанализировать собственную речь в аспекте пятого коммуникативного качества речи – краткости – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть краткой?
Какие способы развития краткости речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
6. Проанализировать собственную речь в аспекте шестого коммуникативного качества речи – логичности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие средства логичности речи я использую?
Что мешает моей речи быть логичной?
Какие способы развития логичности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
7. Проанализировать собственную речь в аспекте седьмого коммуникативного качества речи – этикетности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие средства этикетности речи я использую?
Что мешает моей речи быть этикетной?
Какие способы развития этикетности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
8. Проанализировать собственную речь в аспекте восьмого коммуникативного качества речи – уместности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть уместной?
Какие способы развития уместности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
[ссылка появится после проверки модератором]
Мой речевой портрет»
Мы так привыкли к речевому пространству, в котором живем, что почти его не замечаем. А ведь именно через слово мы выражаем наше отношение к себе, другим людям, миру. В поиске верного слова уточняются наши мысли и чувства.
Курс «Мой речевой портрет» поможет Вам
проанализировать речевое пространство, в котором Вы живете
овладеть приемами эффективной речевой коммуникации, необходимыми в повседневной и деловой жизни
скорректировать свой индивидуальный речевой портрет
изменить к лучшему Ваши отношения с другими людьми.
Курс построен в режиме диалога, в ходе которого затрагиваются самые актуальные проблемы жизни человека в информационном мире.
* принимаются заявки от корпоративных клиентов
[ссылка появится после проверки модератором]
Ещё
“Мой речевой портрет”.
festival.1september.ru/articles/509636/
Первые три сайта с линка тоже помогут
[ссылка появится после проверки модератором]
Мой речевой портрет утилитарен, прост и беден фразами, словами, интонацией. Ведь я его не слышу, говоря свои слова. Они лишь отражение скупое полёта мысли. Который, я надеюсь, лучше, чем абстрактный речевой портрет меня. Не слыша слов своих, я уповаю, что правильно меня воспринимают люди. И часто их дела и поведение мне нравятся, особенно касаемо меня. Одно лишь замечание здесь следует учесть. Речь письменна и устна разделяет на две части портрет. И появляется к портрету устному такое ж дополнение, как «решка» на монете дополняет сторону «орла». Уж если взять и погрузиться в визуальный образ, то письменный мой речевой портрет, казалось бы, начеркан с оборота. С той стороны, с которой не каждый, потрудясь, заглянет. Но уж поверьте, есть немало здесь людей таких, которые портрета устного ни разу не слыхали. Конечно, речь всего лишь о моём портрете.
А тот портрет, которым я пишу инструкции, как сделать то и это? Так это, по мне, и вовсе не портрет, а лозунг речевой для актового зала советской средней школы. А всё-то потому, что в школах все учились, а в институтах-вузах-пэтэушках точили зубы о гранит науки далеко не все.
Еще есть маленький портретик-марка речевая. При помощи которой мне удаётся строчить любовные короткие и длинные послания.
Что вам мешает красиво говорить: 3 недостатка речи – и как их исправить
Как Маргарет Тэтчер изменила свой визгливый голос – и стала Железной леди
Сильвия Энн Хьюлетт экономист, основательница аналитического Центра инноваций в сфере талантов
Если для вас важно добиться успеха, придется научиться красиво говорить — это одно из обязательных качеств современного лидера. Что именно сделать — убрать акцент, исправить грамматические ошибки или сделать голос ниже — вам подскажут педагоги по ораторскому мастерству и постановке голоса. Да, исправить недостатки речи возможно и во взрослом возрасте — берите пример с Маргарет Тэтчер.
Способности к коммуникации определяются умением говорить. Эта точка зрения довольно четко показана в оскароносном фильме Тома Хупера «Король говорит!». По сюжету картины заика Берти (Альберт), сын короля Георга V, должен стать королем Георгом VI — после того, как в 1936 г. его брат Эдуард отрекается от престола.
Супруга Берти Елизавета прекрасно понимает, что речевые дефекты мужа мешают английскому народу увидеть в Альберте лидера, и нанимает ему логопеда, использующего, прямо скажем, весьма нетрадиционные методы. Обучение было мучительным и унизительным, но его итогом стал триумф: Альберт справился с заиканием и обратился к народу по радио с воззванием, в котором отразилась решимость нации дать отпор Гитлеру.
К счастью, большинству из нас не приходится бороться с парализующим заиканием. Однако почти все мы все-таки страдаем от недостатков речи, которые оказываются ничуть не менее разрушительными: это невнятность, грамматические ошибки, неприятный тембр голоса, акцент, «э-э» или «ну» после каждого третьего слова.
Всему можно научиться. Проблема лишь в том, что перед тем, как вы начнете исправлять ошибки речи, вам на нее еще должны указать.
Как избавиться от акцента
Гардинер не стал искать помощи извне: «Никто не выделил мне на это денег, а государство пока не запустило программу по исправлению нью-йоркских акцентов». Однако он принялся корректировать свой лонг-айлендский выговор и развил привычку постоянно прислушиваться к себе. «Всякий раз, общаясь с партнерами, я, прежде чем начать говорить, прокручиваю свою речь в голове, — объясняет он. — А как только сажусь обратно на место, по новой прослушиваю, как прошла беседа. Просто воспроизвожу ее в уме. Это сознательный процесс. Я постоянно над этим работаю, ведь в нашей профессии нет ничего важнее навыков устного общения».
Если вы разговариваете как провинциал, это может пошатнуть ваш авторитет. А вот британский акцент, если судить по результатам наших фокус-групп, способен творить чудеса; как признались нам менеджеры банка Standard Chartered в Сингапуре, когда вы говорите на «королевском» английском, это автоматически выделяет вас в сфере международной торговли. «Возможно, виной тому историческая значимость или длина родословной, однако британский акцент придает речи весомость», — подтверждает доктор Джейн Шо — бывший председатель правления компании Intel и генеральный директор фармацевтического гиганта Aerogen Inc.
Однако прежде, чем вы помчитесь обзаводиться британским акцентом, позвольте напомнить о моем собственном опыте: с акцентом Туманного Альбиона тоже не все так просто. У него есть хорошие и плохие разновидности; но, даже овладев самой лучшей из них, вы можете попасть в беду, если вас сочтут оторванным от реальности снобом.
Ошибки в устной речи
Разговариваете как недоучка? Это, как я выяснила, тоже может пошатнуть ваш авторитет. И в самом деле: 55% респондентов назвали необразованность главным недостатком в общении. Однако мало кто рискнет поправить вашу речь, ведь подобное поведение лишь подчеркнет разрыв между собеседниками — социоэкономический, образовательный или этнический.
Кэтрин Филлипс, профессор Колумбийского университета, признается, что ей посчастливилось найти ментора, еще в начале ее академической карьеры помогавшего своей подопечной исправлять ошибки в речи. «Кэти, ты неправильно произносишь это слово, — говорила девушке ее покровительница, а по совместительству еще и научный руководитель. — Надо говорить вот так». «Многие белые, — продолжает афроамериканка Филлипс, — беспокоились бы, вдруг подобное замечание их чернокожей коллеге сочтут расистским, но она понимала, насколько важна правильная речь для моей карьеры».
Визгливая женщина не сможет быть лидером
Результаты исследований ошеломляют: звук вашего голоса в два раза важнее содержания выступления (это выяснила компания Quantifi ed Impressions, проанализировав в 2012 г. доклады 120 пресс-секретарей финансовых организаций). Кроме того, слушатели считают обладателей низких голосов более успешными, общительными и умными (согласно результатам исследования 2012 г., опубликованным в Journal of Voice).
Наше собственное исследование подтверждает, что высокий голос (особенно в случае с женщинами) может стать препятствием для карьеры. По словам наших респондентов и участников фокус-групп, ничто так пагубно не влияет на облик лидера у представительниц слабого пола, как визгливость.
Линн Аттер из компании Knoll вспомнила про одну из руководительниц, с которыми ей довелось поработать. У этой дамы была правильная речь, она четко излагала свои мысли — до тех пор, пока ее не обуревали эмоции. Тогда ее голос поднимался до визга («как железом по стеклу», по выражению Аттер) — «и все резко переставали ее слушать». И вот почему.
«В визгливых голосах присутствует нотка истеричности, приводящая слушателей в состояние паники, — утверждает британский хормейстер и преподаватель музыки Сьюзи Дигби. — И визгливую женщину трудно воспринимать не только в качестве лидера, но даже просто как человека, способного держать себя в руках».
Еще на заре своей политической карьеры Маргарет Тэтчер сумела осознать это обстоятельство и своевременно принять меры. Когда в 1970 г. Тэтчер стала министром в кабинете Эдварда Хита, ей предъявляли претензии за ее, как выразился один журналист, «говорок склочной домохозяйки».
Когда BBC начала все меньше освещать политическую деятельность Тэтчер из-за того, что ее голос был слишком резким, она поняла: карьера под угрозой. И обратилась к Кейт Флеминг — голливудскому специалисту по постановке голоса. Флеминг работала с Маргарет с 1972 по 1976 г., превратив то, что Чарльз Мур, биограф Тэтчер, прозвал «раздражающим визгом», в голос, который не только обеспечил ей в 1979 г. пост премьер-министра, но и создал имидж Железной леди — женщины, «чье самообладание редко давало трещину».
Желание обуздать свой излишне пронзительный голос отнюдь не означает, что вы хотите говорить как мужчина. Скорее, вы вырабатываете умение говорить на частоте примерно 125 Гц (как считают ученые из Университета Дьюка, именно это значение приятнее всего для слушателей). Похоже, люди предрасположены к тому, чтобы прислушиваться к низким голосам, и, разумеется, мы дольше слушаем тех, кто нас не раздражает.
Вы можете решить, что сделать свой голос ниже будет непросто. Однако, как показывает опыт Тэтчер, с надлежащей помощью вы справитесь — он как минимум перестанет раздражать коллег или заставлять слушателей покидать комнату. Занятия со специалистом по постановке голоса могут иметь серьезные последствия, поскольку на них вы будете получать то, что не решаются дать вам коллеги или начальство, — обратную связь о том, как звучит ваша речь.