Что мешает развитию эффективных взаимоотношений с семьями воспитанников
Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями. Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ
Галина Добрякова
Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями. Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ
Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность. (Слайд 2)
Часто доводится слышать от педагогов, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие педагогов и родителей.
Существует четыре стиля родительских отношений.
Авторитарные родители.Их девиз: дашь ребенку палец – откусит всю руку! Такие родители устанавливают правила, но не объясняют их детям. Стратегия дисциплинирования – строгая, коммуникационный стиль закрытый и односторонний, ребенка контролируют до самой зрелости. Обычно в такой семье не достается человеческого тепла, родители несколько холодные и отстраненные. Дети же нередко вырастают либо пассивными, либо бунтарями.
Родители разрешающие или либеральные. Они смотрят на поступки детей сквозь пальцы. «Ну это же дети!» – девиз таких родителей. С одной стороны, либеральные родители дают детям возможность учиться на ошибках, исследовать мир и принимать решения самостоятельно. Требования к детям низки или полностью отсутствуют. Контроля тоже немного. Статус родителя – друг, общение – на равных.
Третий стиль – демократический или авторитетный. Такие родители устанавливают высокие стандарты для своих детей, при этом сохраняя душевную близость и оказывая поддержку. Они объясняют правила детям и готовы обсуждать эти правила вместе с детьми, при необходимости менять эти правила, если ребенку удается убедить родителей своими аргументами. Ребенку предоставляют свободу в том, чтобы иметь дело с последствиями своего выбора, своеволиями. Дети в таких семьях растут счастливыми, здоровыми, открытыми и социально-адаптированными.
Родитель-пофигист обеспечивает основные потребности ребенка, но кажется мало заинтересованным в ребенке – его развитии, его достижениях. Коммуникация, или отсутствует ее, является односторонней. Ребенку родителя – пофигиста всегда кажется, что папе – маме не до него. (Слайд 4)
Стили родительства, несомненно, оказывают эффект на становление личности ребенка.
– Авторитарный стиль родительства дает на выходе послушных детей, самооценка которых занижена, как, впрочем, и уровень счастья.
– Демократические родители выращивают счастливых, способных и успешных детей.
– Дети разрешающих и все позволяющих родителей не очень счастливы и уверены в себе. Они бунтари и испытывают проблемы с законом, плохо учатся.
– Дети родителей-пофигистов не только несчастны: им не хватает самоконтроля, самооценка низкая, они редко бывают амбициозными и успешными. (Слайд 5)
Подход семьи к воспитанию ребенка усугубляется, если этот ребенок родился «особенным». По данным исследований О. К. Агавеляна рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис,динамика которого представлена четырьмя основными фазами:
Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха.Неотступно преследует вопрос: «Почему это случилось именно со мной?». Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Родителям нужна эмоциональная поддержка.
Вторая фаза – отрицание и негативизм. Отказ от обследования, отрицание выявленных проблем, поиск причин, виновных, хождение по кругу врачей, формирование «семейных» мифов. Родителям необходимо, что бы их выслушали, обсудили их проблемы.
Четвертая фаза –реалистичный этап: адаптационный, «выход» из кризиса. Начало социальной и психологической адаптации, обращение к специалистам, установление адекватных контактов. Родители задают вопросы: «Что можно сделать?» «Как можно помочь?», планируется будущее. Включение родителей в коррекционную образовательную деятельность. (Слайд 6)
Исходя из выше перечисленного, можно сказать, что трудностей в организации взаимодействия детского сада и с семьями воспитанников много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. (Слайд 7)
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно педагогу. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. (Слайд 8) Опираясь на эмоцию интереса родителя, педагог тем самым формирует дополнительную мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи желательно включать показательные выступления детей, фрагменты занятий, во время которых воспитателем и специалистами доносится до родителей необходимая информация, предлагаются упражнения, задания идеи и игры для дома, родители приглашаются на консультации, стимулируется желание обращаться за советами, поделиться собственным опытом.
Взаимодействие с семьямивоспитанников можно выстроить через следующие формы и методы:
родительские собрания, консультации, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, наглядная агитация, соревнования, конкурсы, викторины, совместные мероприятия, консультации, беседы, педагогическая литература, наглядные пособия, папки – передвижки и многое другое. (Слайд 9)
Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. (Слайд 10)
Проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников
Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» в Российской федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.
2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен».
3. Подорвано доверие к воспитателю: родители не удовлетворены тем, как образовывают, воспитывают в детском саду, считая воспитателей педагогически некомпетентными, И после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, считая, что именно там их ребенок получит необходимый багаж «современных» знаний, умений и навыков. А детский сад посещают от случая к случаю, так как считают программа, реализуемая в детском саду, не соответствует современным требованиям, предъявляемым при поступлении в школу.
4. Многие родители, не имеющие педагогического образования, не имеют представления о программе, реализуемой детским садом, поэтому часто они глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т. е. безразличными.
5. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
7. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства для развития каждого ребенка.
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности c родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка
Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.
В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные,задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
4. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
5. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Основные принципы организации работы с семьёй:
— Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живёт и развивается его ребёнок) ;
— Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
— Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
— Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
В младших группах мы проводим личностно-ориентированное анкетирование для родителей. Для того чтобы выявить интересы и потребности родителей для дальнейшей совместной работы. В мае каждого года проводятся родительские собрания, где воспитатели предлагают несколько направлений работы на выбор родителей. В дальнейшем работа на следующий год планируется в соответствии с выбором большинства. Таким образом, учитываются желания и потребности родителей и детей.
В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год.
Не секрет, что в каждом детском саду есть семьи разных национальностей. Для того, чтобы они не чувствовали себя обделёнными вниманием, в нашем саду проводятся вечера «По соседству мы живём», на которых родители и дети представляют костюмы, традиции, блюда своего народа. Таким образом общение родителей и педагогов становится более доверительным и благоприятным.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. Воспитатели дошкольных групп при составлении календарного планирования в начале каждого месяца прописывают работу с родителями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.
Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится анкетирование во всех группах, в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью.
С большим успехом прошёл “День самоуправления”. Родители активно принимали участие в жизни детского сада. По желанию родители выбирали образовательную область, где могли реализовать свои знания и возможности. Получили огромный опыт во взаимодействии с детьми. После такой формы взаимодействия родители стали больше понимать проблемы воспитания подрастающего поколения, больше прислушиваются к советам воспитателей.
Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми. Проводятся праздники с участием родителей и в конкурсах,в играх также исполняют роли: «Праздник осени», «День Матери», «Новый год», спортивные праздники, дружеские встречи между родителями педагогами нашего сада.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, чувство гордости за своих родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Традиционными также у нас стали выставки творческих работ родителей и детей: «Яркое лето», «Доброе сердце», «Волшебный сундучок осени», «Портрет мамы», «Мир фантазий», «Мастерская деда мороза», «Книжки-малышки» и многие другие.
В нашем саду создана уполномоченная служба, которая занимается проблемами неблагополучных семей. Цель этой службы выявить проблемы этих семей и помочь их решить. Представители посещают семьи, которые вызывают опасения в плане благополучного пребывания детей в этих условиях. Сотрудниками проводятся беседы, ведётся индивидуальная работа с такими родителями.
1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
2. Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов;
4. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
5. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.
Экологическое образование посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников «Экологическое образование через организацию взаимодействия с семьями воспитанников» Ярлыкова Любовь Юрьевна воспитатель вышей квалификационной.
Активные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь.
Планирование взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников СентябрьУстный журнал «Адаптация детей в 1 младшей гр» Воспитатели Фотовыставка «Первое лето в детском саду» Воспитатели Анкетирование родителей:.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного возраста Особенности взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного возраста (опыт работы) Совсем недавно считалось, что в принципе все семьи.
Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.
Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников. «Круглый год». старшая группа. воспитатель: Белоплотская Т. А..
Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте требований ФГОС: проблемы и решения Е. А. Фролова Г. Смоленск УДК 37.018.48: 373.2.011.3-051 Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте.
Примеры форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Родительское собрание. Одна из наиболее распространенных форм работы с родителями. Собрание – это форма взаимного обмена мнениями и идеями.
Программа партнерского взаимодействия с семьями воспитанников Программа партнерского взаимодействия с семьями воспитанников 2018-2019 год Музыкальный руководитель: Гора Юлия Вадимовна.
Трудности воспитателя во взаимодействии с современными родителями и пути их преодоления
Татьяна Толмашова
Трудности воспитателя во взаимодействии с современными родителями и пути их преодоления
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования своей цели.
Во взаимодействии воспитателя c современными родителями возникает большое количество трудностей: это непонимание важности и постоянное нарушение родителями режима дня в детском саду, отсутствие единства требований. Многие родители считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе, интересуются только питанием ребенка. Сложно складывается общение c молодыми родителями, a так же c родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера.
Ведущая роль в организации общения c родителями принадлежит воспитателю. И для того, чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семей.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества.
Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Решая эту задачу, педагоги ищут новые формы и методы работы с родителями. В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться разнообразные формы и методы работы c семьей. Они направлены на установление неформальных контактов c родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Немного o моей практике работы c родителями.
Игра «Знакомство c родителями».
Отгадав загадку и забрав конверт, мы пошли в бассейн, где нас встретила инструктор по плаванию, она рассказала o занятиях по плаванию, провела экскурсию по бассейну, ответила на многочисленные вопросы родителей. Она тоже загадала загадку и подарила конверт c паззлом.
Загадка была про кабинет медицинского работника, мы пошли в кабинет, нас встретила медицинский работник, она показала нам кабинет, рассказала про прививки, режим в детском саду, питание, также ответила на многочисленные вопросы родителей. Она тоже загадала загадку и подарила конверт c паззлом.
Последняя загадка была про кабинет психолога. Она рассказала про адаптацию, про возрастные и психологические особенности детей, предложила родителям заполнить анкету «Готовность детей к детскому саду», ответила на вопросы родителей и подарила конверт c паззлом.
Когда мы вернулись в музыкальный зал, то вскрыли все конверты. В них лежали части паззла, собрав паззл, у родителей получилось сердце,которое символизировало всех участников образовательного процесса: родителей, детей, педагогов.
Предложили родителям продолжить фразу «Мы вместе…». Предложений было много, и все они были добрыми, хорошими, запомнилась хорошо одна фраза «Мы вместе будем побеждать!».
Одной из хороших форм взаимодействия, является включение родителей в «жизнь» группы, организация их совместной деятельности c детьми. Так, родители разных профессий: швея, водитель, врач, библиотекарь, повар, художник и т. д., приходят в гости к дошкольникам, знакомят воспитанников с особенностями своей профессии.
Кроме того, родители могут привлекаться к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, сопровождать дошкольников на представления, экскурсии, музей.
Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение c мамой или папой приносит детям особое удовольствие, a родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников c родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует включению родителей в образовательный процесс вместе c детьми.
Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей c активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.
«Дни открытых дверей». В этот день родители имеют возможность посетить дошкольное учреждение, пройти по всем его помещениям, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться c его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях, получить советы и консультации специалистов и т. д.
Проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица» «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая», помогают создать положительный эмоциональный климат в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т. д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы, пособия для родителей.
Главное – содержание информации в родительском уголке должно быть актуальным, информативным, кратким, понятным, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
Папки–передвижки.Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся c содержанием папки-передвижки, c ними следует побеседовать o прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т. д.
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения c каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы c семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов c родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой педагоги нашего детского сада стараются доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Фотоотчет о взаимодействии с родителями по подготовке выставки «Советское детство» в старшей группе Цель: Создание условий для целостного освоения детьми традиционной культуры русского и дагестанского народов, что является неотъемлемой.
Фотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Посиделки за столом». 2 часть Цель: Привлечь детей к активному взаимодействию со сверстниками. Создать радостное настроение от общения. Наша работа, работа воспитателей.
Фотоотчёт о взаимодействии с родителями. Посадка кустов гортензии Взаимодействие с родителями и с семьями является одной из основных задач для полноценного развития личности ребёнка. Привлекать родителей.
Ко Дню покраски яиц на МAAM. Фотоотчёт о взаимодействии с родителями по изготовлению «Пасхального Яйца» к конкурсу В настоящее время дети, да и мы взрослые, не знаем русских обычаев, традиций, связанных с народными христианскими праздниками. И если взрослые.
И снова о взаимодействии с родителями. «Чудо — вода» (фототчет об экспериментировании) Эксперименты и опыты с различными материалами в детском саду давно уже не диковинка. Но я, все же,хочу вам рассказать о наших экспериментах.
И снова о взаимодействии с родителями «Давайте вместе поиграем!» Я уже рассказывала о наших интересных совместных мероприятиях с родителями, которые происходят в группе (проведение экспериментов,мастер.
Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.
Отчет о дистанционном взаимодействии с родителями и воспитанниками старшей группы в период самоизоляции Дистанционное общение и работа воспитателей группы с родителями и воспитанниками группы производилась с использованием приложения-мессенджера.
Подготовительные работы по благоустройству летнего участка в тесном взаимодействии с родителями воспитанников Столько света! Столько солнца! Столько зелени кругом! Наступило снова лето, И тепло пришло к нам в дом. Лето – самое долгожданное.