Что мешает составлению идеального плана для всей страны
Что мешает строить планы на будущее
Временной горизонт планирования у россиян за последний год стал меньше, следует из данных октябрьского опроса «Левада-центра». Это признак роста неопределенности, неуверенности и связанной с ними тревожности у россиян, которые плохо вяжутся с заявлениями руководства страны о восстановлении экономики.
Доля тех, кто говорит, что может планировать свое будущее на ближайшие 5–6 лет, сократилась с 15 до 11%; на ближайшие 1–2 года – с 38 до 35%. Группа большинства – тех, кто не знает, что с ними будет даже в ближайшие месяцы, – напротив, выросла с 38 до 46%. Итого подавляющее большинство россиян демонстрирует неуверенность, смогут ли они осуществить свои жизненные планы.
Молодым и образованным жителям мегаполисов, конечно, легче строить планы на более отдаленное будущее. О планах на ближайшие 1–2 года говорят 47% респондентов в возрасте 18–24 лет (27% среди тех, кто старше 55 лет), 38% – с высшим образованием (28% – ниже среднего), 42% – из крупных городов (25% на селе). Та же картина в ответах о планах на ближайшие 5–6 лет: чаще других групп о них заявляют молодые, образованные, из крупных городов. А чем больше возраст, ниже уровень образования и меньше город, тем больше доля респондентов, которые не знают даже, что с ними будет в ближайшие месяцы. Так ответили 58% среди тех, кому за 55; 63% – с образованием ниже среднего.
Такие ответы часто скрытая жалоба, говорит социолог Алексей Левинсон из «Левады»: бывает, что респонденты воспринимают опрос социологов как заочный разговор с властью и пытаются выплеснуть свое недовольство и разочарование. Ответ, что будущего у нас нет, – это упрек власти, что вы у нас его отняли, говорит Левинсон.
Это не значит, что россияне вовсе отказываются от планов на будущее: частная жизнь человека продолжается и в кризис, и в застой и сам ход ее требует планирования вдолгую, в том числе с расчетом на лучшее. Даже во время сокращения горизонта планирования растет число заемщиков с открытыми ипотечными кредитами: по подсчетам Объединенного кредитного бюро, в III квартале 2015 г. их было 2,83 млн человек, а в III квартале 2018 г. – 4,39 млн. Конечно, все планируют расплатиться, но происходящее в стране уверенности не добавляет. 46% опрошенных «Левадой» говорят, что сейчас могут представить себе будущее России не дольше чем на пять лет (т. е. примерно до окончания четвертого президентского срока Владимира Путина), из них большинство, 27%, – на 1–2 года. Общая логика ответов такова: мы на происходящее влиять не можем, это вне нашей власти и ответственности, говорит Левинсон.
Динамика роста неуверенности связана с общим состоянием отношения людей к государству, которое сейчас сильно испорчено повышением пенсионного возраста. В стране плохо работают основные социальные институты – здравоохранение, образование, которые становятся все более затратными для россиян, что также отражается на их уверенности в будущем, заключает социолог Наталья Зоркая из «Левады».
Составлению ИДЕАЛЬНОГО плана для совокупности мешает в первую очередь то, что совокупность состоит из частностей, интересы которых нельзя учесть едиными стандартами.
Напишите, в чем, по вашему мнению, сходство, а в чем различие между категориями : 1?
Напишите, в чем, по вашему мнению, сходство, а в чем различие между категориями : 1.
Экономика и финансы, 2.
1. можно ли утверждать что теневая экономика будет существовать в любом государстве?
1. можно ли утверждать что теневая экономика будет существовать в любом государстве?
2. следует ли из этого что государство мешает нормальному экономическому развитию страны?
Еще пару слов об этих странах в плане экономики, пожалуйста.
Какие товары, по вашему мнению, наиболее выгодно продавать в супермаркетах?
Какие товары, по вашему мнению, наиболее выгодно продавать в супермаркетах?
Записать план своего сообщения о деньгах разных стран или основные сведения о них?
Записать план своего сообщения о деньгах разных стран или основные сведения о них.
ПОМОГИТЕ, ПЛИЗ В чем, по Вашему мнению, заключается культура предпринимательства?
ПОМОГИТЕ, ПЛИЗ В чем, по Вашему мнению, заключается культура предпринимательства?
Как, по вашему мнению, у человека формируются новые потребности?
Как, по вашему мнению, у человека формируются новые потребности?
Какую роль в этом процессе играют радио, телевидение, газеты?
Существует две противоположные точки зрения «Чисто там, где не сорят» и «Чисто там, где регулярно убирают»?
Существует две противоположные точки зрения «Чисто там, где не сорят» и «Чисто там, где регулярно убирают».
Какая изних по вашему мнению, ближе к истине?
Какую лучше взять тему для курсовой работы, на ваше мнение подскажите?
Какую лучше взять тему для курсовой работы, на ваше мнение подскажите.
Представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог – сбор с владельцев собак?
Представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог – сбор с владельцев собак.
Ваше мнение по поводу введения такого налога?
Ну это же просто. Составляешь таблицу, пишишь «Мама, папа, я, ну и если есть брат / сестра» потом первый столбик зарплата, подписываешь сколько получают родители и твои карманные деньги, второй столбик, ну например премия, у себя ставишь прочерк, сл..
Афтомобиль начальника сломался.
Б). начальник ездит на работу на собственном автомобиле.
Природные Материальные Денежные Финансовые Трудовые.
Отсутствие квалифицированного в сфере торговли персонала, материальные и товарные потери в процессе хозяйственной деятельности, отсутствие автоматизированных систем управления торговой компанией.
То, что используется людьми для изготовления благ. ( Порядок выбранных букв в приложении).
Для него богатством являются : его небольшая хижина, еда, вода, орудия труда и огонь. Деньги ему не нужны, потому что он один на острове и ему их не на чего тратить. Для него самое важное выживать, добывая себе еду и воду.
Где задача? Сделай фото.
57 + 49 + 24 + 26 + 37 + 39 + 58 + 34 = 324.
Почему в России невозможно строить долгосрочные планы развития
Это означает, что базой для новой программы будут «Сценарные условия функционирования экономики РФ на период до 2035 года», подготовленные Минэкономики. 17 мая министр экономического развития Максим Орешкин передал этот документ премьеру Медведеву.
Программа Минэкономики известна лишь в выдержках, но заведомо не предполагает радикальных решений. Вот как выглядят ее ключевые пункты:
— в течение ближайших 20 лет в заданных ограничениях на реформы существенных трансформаций экономики ожидать не следует — ни в консервативном, ни в базовом, ни даже в целевом варианте развития;
— меры по развитию «человеческого капитала» предполагается реализовать через «приоритетный проект по повышению производительности труда» (целевой сценарий предполагает рост производительности в 2017—2035 годах в 3,4 раза, консервативный при низких ценах на нефть — в 1,3 раза, базовый — в 1,7 раза), однако этот рост сопровождается сокращением доли образования и здравоохранения в ВВП;
— рост инвестиций будет наблюдаться в секторах недвижимости и строительства (рост доли в общих инвестициях с нынешних 22,4% до 26% в 2017—2020 годах и 26,7% к 2035 году), а также в обработке (с текущих 11,4% плавно до 14,7% в 2035 году);
— доля вложений в ТЭК будет медленно снижаться, в транспорт и связь — снижаться быстрее (с 17,4% до 12,2%), доля инвестиций в здравоохранение и образование в общих инвестициях снизится с 3,4% в 2017—2020 годах до 2,8% в 2035 году;
— рост реальных зарплат за 18 лет ожидается чуть более чем в полтора раза — при росте ВВП на 176% и производительности труда в 3,4 раза;
— номинальная средняя зарплата в оптимистичном варианте в 2035 году составит 121 тыс. рублей при «вечной» четырехпроцентной инфляции (она сократит доходы к номинальным к 2035 году в 2,1 раза);
В целом это означает, что за 20 лет экономика России вряд ли догонит ОЭСР по основным показателям. Что на деле готовит нам новая программа развития, будет ли она реализована?
— Программа развития экономики до 2035 года — это сочинение на свободную тему, — считает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Есть такой формат в общеобразовательной программе, когда учащийся фантазирует и пишет, что бог на душу положит.
Наша ситуация похожа: есть указание президента составить некую программу, олицетворяющую видение будущего — вот чиновники и берут под козырек, и начинают фантазировать. Замечу, фантазируют они в отношении людей, которые еще не родились — речь, напомню, идет о 2035 годе и снижении инвестиций в образование. Получается, эти не рожденные заранее приговорены, при этом сами авторы программы не просто доживут до 2035 года, но доживут в нынешнем неизменном состоянии.
На деле, на подобные цифры и прожекты не стоит обращать внимания. Люди, которые пишут сегодня прогнозы, не представляют, в каком состоянии экономика РФ будет даже через полгода.
«СП»: — Почему вы так считаете?
— Наша экономика и бюджет стоят, прежде всего, на добыче сырья и его экспорте. И никакой программы переориентации экономики с одного модуля развития на другой не существует. Предполагается, что те же экономические доминанты, которые мы имеем сегодня, перенесутся в 2035 год. Так же будет востребованы нефть и газ, такой же будет доля России в мировом производстве углеводородного сырья, таким же будет бюджет.
При этом совершенно не учитываются изменения, которые теоретически могут происходить — и наверняка произойдут — в сфере альтернативной энергетики, цифровой экономике, в качестве жизни людей.
Надо понимать: сегодня в России мы имеем дело с экономикой, которая на 60% является сферой услуг. И совершенно непонятно, какой эта экономика будет через 5−10 лет, не говоря о горизонте 2035 года. Тем более, гадают об этих горизонтах чиновники, срок полномочий которых ограничен весной 2018 года. Поскольку в 2018-м, после переизбрания президента страны, нынешнее правительство будет отправлено в отставку.
«СП»: — Какая судьба ждет новую программу развития?
— Все нынешние прожекты, которые предполагают сохранение текущего сырьевого статуса российской экономики, снижение бюджетных вливаний в образование и здравоохранение, а также в науку, культуру и поддержание национальной идентичности, будут красиво оформлены и представлены на рассмотрение президента. После этого они найдут достойное место в анналах правительства, наряду с концепциями долгосрочного развития «2020», «2030» и прочими фолиантами, которые ныне хранятся в архивах Белого дома. Благо, места в этих архивах еще очень много.
Делая такие программы, вбрасывая их в общественное поле, инициируя обсуждение и критику, чиновники подтверждают свой статус нужности в системе государственной власти. При этом эти чиновники прекрасно понимают, что от них абсолютно ничего не зависит — все ключевые решения принимаются не в Минэкономики, а в Кремле и на Старой площади.
«СП»: — Можно ли сказать, что экономический блок правительства отказывается от базовых установок на построение социального государства и развитие человеческого капитала?
— От базовых установок — на словах — никто не отказывается. Тонкость в том, что сегодня социальным является практически любое государство в мире. Вопрос только в том, каковы параметры социальной ориентации того или иного государства.
В России, по сравнению с США и ЕС, параметры социальности сейчас ниже. И у нас заявления властей о приверженности принципам социального государства и необходимости развивать человеческий капитал — всего-навсего пустые декларации.
Никто ничего здравого в российской системе координат не предлагает по простой причине. Движение в направлении социального государства предполагает увеличение финансирования образования, здравоохранения и повышение качества окружающей человека среды. Для этого требуются внятные программы развития, деньги на их реализацию, а главное — люди, которые будут воплощать эти планы в жизнь. В России ничего этого сегодня нет.
— Кабмин, составляя подобные программы, занимается нейроцифровым программированием, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Чиновники не могут объяснить, откуда берутся цифры в таких прогнозах, поскольку берутся они, я считаю, просто с потолка.
При этом речь идет сразу о трех вариантах развития — базовом, консервативном и целевом. Этого я вообще не понимаю, поскольку в реальном прогнозе должен быть только целевой вариант. Иначе получается, что правительство не управляет экономикой, а просто пытаетесь гадать.
Должен сказать, что российская экономика сегодня действительно неуправляема. Более того, в программах развития правая рука не ведает, что делает левая. Например, в документе «О стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года» сначала записано, что существует тесная взаимосвязь между экологической и экономической безопасностью государства, а спустя несколько десятков страниц — что в России избыточные расходы на охрану окружающей среды, и это является фактором ослабления экономической безопасности.
На мой взгляд, все это говорит об одном: авторы прогнозов и стратегий зачастую вообще не понимают, о чем они пишут. Если говорить по-профессорски, экономическому блоку нашего правительства нужно было бы поставить «двойку».
Отсутствие закона о ответственности и наказании депутатов,сенаторов и чиновников отсутствие совести у людей.
Бездействие и безграмотность.
Что мешает Националиным товаропроизводителям при миллионной армии специалистов уже знающих этот бизнес,
миллионов соотечественников, Национализировать рынок России.? Сменив систему реализации.
Безграмотность. в вопросах бизнеса.
Никто не запретит Россиянам покупать любую продукцию напрямую у производителей. Им нужно только организоваться и создать такую торговую площадку в России. Пусть только тогда кто помещает Развитию Национальной экономики. Во всех сферах жизнедеятельности можно навести идеальный порядок в государстве. Система станет подконтрольна 147 000 000 Россиян, заинтересованных в развитии своей страны.
Мирно и законно. Задать темпы развития государства превышающие любую мировую державу. Такой поддержки 147 000 000 человек, ещё никто и никогда не получал.
Среди политиков, бизнесменов, патриотов России грамотные у нас остались. Весь Народ страны станет на защиту своего государства от любого произвола. Тысячи специалистов страны возьмут под контроль любую отрасль. Пусть только их владельцы посмеют не соблюдать государственные интересы. Быстро при помощи этой системы им в государстве найдут замену.
А те кто поймёт систему, станет у истоков её реализации в России, станут самыми влиятельными, уважаемыми Народом и богатыми людьми мира.
Переведите предприятия на систему, где обманывать, грабить, предавать интересы государства и Народа становится невозможным.
Вся финансовая система мира боится такие предприятия, они выводят государства из зависимости всех финансовых кланов. Полностью меняется мировой «порядок». На экономику которую поддерживает и развивает весь Народ страны влиять невозможно.
Ни одному лидеру государства, ни одному олигарху, ни одному политику..становится невозможным идти против интересов своего Народа. Но МЛМ открывает им двери туда и к тому, о чём они сегодня и мечтать не смеют.
Законное обогащение и всенародное признание и поддержка. Выход в мировую политическую и финансовую элиту. Создание высокоразвитой Державы. Система с морально здоровым обществом.
Что мешает Народно патриотическим лидерам России возглавить экономическое движение по созданию системы реализации МЛМ для всех отраслей производство промышленного комплекса.? Бросить клич что такая система есть и провести разъяснительную работу среди всех слоёв общества что она даёт стране и каждому, и как она работает.
Что мешает Народно патриотическим лидерам при миллионной армии специалистов уже знающих этот бизнес,
миллионов соотечественников, Национализировать рынок России.? Сменив систему реализации.
Безграмотность. в вопросах бизнеса.
Никто не запретит Россиянам покупать любую продукцию напрямую у производителей. Народным лидерам нужно только организовать и создать такую торговую площадку в России. Пусть только тогда кто помещает Развитию Национальной экономики и таких предприятий. Во всех сферах жизнедеятельности можно навести идеальный порядок в государстве. Система станет подконтрольна обществу, интересам 147 000 000 Россиян, заинтересованных в развитии своей страны.
Мирно и законно. Задать темпы развития государства превышающие любую мировую державу, объединив все слои общества. Такой поддержки 147 000 000 человек, ещё никто и никогда не получал.
Ответьте пожалуйста кто тут есть. Что и кто мешает это сделать.
Что мешает. Безграмотность.
Но нет ни одного Национального предприятия в России с такой системой, чтобы Народ страны мог оказать им прямую поддержку в их развитии. Они один на один находятся сейчас с системой которая хочет их подчинить иностранному капиталу.
Что мешает всем Россиянам как один стать на защиту экономики своей страны. Будущего каждого из нас.
Что мешает Национальному бизнесу перейти на эту систему реализации чтобы Народ страны поддержал его развитие.
Вы ждёте когда Китай займёт все сферы в Российской экономике.
РАЗДЕЛ IV. ПРОВАЛЫ РЫНКА
— фактор времени: сбор информации для такого плана занимает так много времени, что к моменту завершения подобной работы собранная информация уже устаревает;
— неполнота данных: для составления идеального плана нужна такая информация, которую собрать практически невозможно, скажем надежная информация обо всей гамме современных и будущих предпочтений фирм и частных лиц при их взаимодействии с другими действующими лицами экономики;
— неопределенный характер данных: многие сведения, необходимые для составления такого плана, носят вероятностный характер, а потому описываемые в них события могут развиваться по- разному, в зависимости от конкретного сочетания всех факторов в данный момент.
2. Как вы думаете, почему во всех странах с директивным планированием существует «черный рынок»?
Поскольку директивное планирование в масштабах страны всегда было сопряжено с огромным количеством достаточно произвольных допущений и малообоснованных решений, то определяемый им объем производства товаров часто оказывался совершенно иным, чем реальный спрос, возникающий на внутреннем рынке. Стихийным механизмом выравнивания этих пропорций и становился «черный рынок», на котором формировались истинные цены, сохраняющие равновесие между спросом и предложением. На официальном рынке это происходить не могло, поскольку директивное государственное планирование всегда сочеталось с директивным установлением фиксированных цен (ведь при свободно колеблющихся ценах разработать жесткий план просто невозможно).
3. Почему некоторые люди так боятся экономики с преимущественно рыночными методами регулирования пропорций и предпочитают, чтобы все регулировалось государством?
Модель рыночного регулирования требует от каждого гражданина в трудоспособном возрасте самостоятельно и постоянно разрешать вопросы своего экономического поведения, самому нести полную ответственность за плоды таких решений.
4. В рыночной экономике существует свобода предпринимательства. Можно ли сказать, что предприниматель в рыночной экономике волен производить абсолютно все, что захочет?
В условиях рыночной экономики свобода предпринимательства достаточно полная, но не абсолютная; она ограничивается двумя факторами. Во-первых, государство может налагать запрет на определенные виды деятельности, например на производство и продажу наркотиков. Во-вторых, предприниматель ограничен в своих действиях желаниями и вкусами потребителей. Например, предприниматель хочет производить логарифмические линейки. Но потребители не желают ими пользоваться — они предпочитают калькуляторы.
5. Политики говорят о суверенитете государства, а экономисты — о суверенитете потребителя. Что общего между суверенным государством и суверенным потребителем?
Суверенитет означает право на независимость. Суверенное государство имеет право принимать и проводить в жизнь различные экономические и политические решения самостоятельно и независимо от мнения правительств других государств. Суверенный потребитель также имеет право на самостоятельное и независимое принятие решений относительно того, каким образом распорядиться принадлежащими ему экономическими ресурсами, а также каким образом использовать свой денежный доход.
Как другие страны не могут навязать свою волю суверенному государству, так и производители в рыночной экономике не могут заставить потребителя покупать те товары и услуги, которые он не желает потреблять.
6. В 1890 году в США был принят первый антимонопольный закон, который назывался акт Шермана.
а) ликвидацию крупных фирм;
б) ослабление конкуренции;
в) поощрение и развитие конкуренции;
г) усиление государственного контроля над промышленностью?
Ответ. (в). Острие антимонопольного законодательства с самого начала было направлено не против крупных фирм вообще, а против фирм, монополизировавших рынок средствами ограничительной практики. Речь идет о захвате ресурсов (сырья, энергоносителей и т.п.); слиянии и поглощении компаний, соглашении между компаниями о разделе рынков сбыта продукции. Используя подобные средства, фирма может изолировать область своей деятельности от конкурентов и будет рассматриваться как монополия. Следовательно, сама по себе монопольная власть как таковая не
является противозаконной, однако антимонопольное законодательство считает недопустимыми определенные действия, направленные на исключение соперников из конкуренции.
7. Анализ ситуации По материалам статьи «Дюжина ножей в спину»
из журнала «Коммерсантъ», 17 октября 1995 года Фирма Microsoft — пример монопольной власти
Скандалы с Microsoft начались в 1990 году. Тогда у Федеральной комиссии по торговле возникли подозрения о существовании «антиконкурентного соглашения» между Microsoft и фирмой IBM. Эти подозрения быстро развеялись, сыграв лишь роль «первого звонка».
Позже, в 1991 году, конкуренты Microsoft подали в комиссию жалобу на то, что компания Гейтса пытается монополизировать рынок операционных систем и прикладного программного обеспечения. Еще в одном из «сигналов» утверждалось, что фирма предоставляет скидки производителям компьютеров, которые выплачивают этой компании некоторую сумму с каждого проданного компьютера, в том числе и с тех, на которых не установлена операционная система MS-DOS. Это побуждает производителей компьютеров устанавливать на своей технике именно MS-DOS, что больно бьет по производителям конкурентных операционных систем.
На фоне многочисленных жалоб и разбирательств циркулируют и не дошедшие до суда истории о недостойном поведении. Например, Джерри Каплан, основатель GO Corp., поведал, как в 1989 году его компания, надеясь убедить Microsoft написать часть программного обеспечения для создания компанией перьевого компьютера, продемонстрировала Гейтсу и его разработчикам, как этот
компьютер работает. Microsoft якобы не проявила к новинке интереса, однако двумя годами позже выступила с конкурирующей системой Pen Windows, весьма напоминающей разработку GO Corp. Компания Microsoft называет это обвинение «весьма неточным».
А фирма Apple объявила, что в прошлом феврале Гейтс лично угрожал прекратить разработку прикладных программ для компьютеров Macintosh, если Apple не откажется от работы над конкурирующими с Microsoft средствами программирования. Как сообщил генеральный адвокат Apple Эдвард Стед, компания посчитала угрозу серьезной, поскольку Microsoft является крупнейшим поставщиком прикладных программ для Macintosh.
Насколько велика компания Microsoft? Если мерить по стандартам производителей компьютеров («железа»), она кажется относительно небольшой. Годовой оборот Microsoft составляет лишь половину годового оборота Apple и четырнадцатую часть оборота IBM. Но не будем забывать, что производство software неизмеримо прибыльнее. Apple, к примеру, на каждый доллар продаж получает 3,3% прибыли, а Microsoft имеет около 25%. В некоторых аспектах мощь Microsoft простирается над всей компьютерной индустрией сильнее, чем власть IBM в период ее расцвета. Восемь из каждых десяти компьютеров в мире оснащены операционными системами Microsoft — MS-DOS, Windows и Windows NT. Компания также доминирует во многих секторах рынка прикладных программ: в обработке текста (Microsoft Word), электронных таблицах (Excel), картотеках (Access), системах планирования (Project), не говоря уже о новом продукте, объединяющем эти пакеты (Office). Игра Flight Simulator — один из бестселлеров среди компьютерных игр всех времен. Электронная энциклопедия Encarta превосходит по числу продаж знаменитую Британскую. Финансовое положение Microsoft остается превосходным.
То, что другие компании воспринимают как слабый ветер, Microsoft рассматривает как бурю от надвигающихся конкурентов. Легкая форма мании преследования — не столь уж вредное свойство в бизнесе, связанном с программным обеспечением, где стремительные технологические изменения и сложные взаимозависимости делают планирование долгосрочных стратегий крайне рискованным. Никто, по-видимому, не способен ориентироваться в этом хаосе лучше Гейтса, который не только разбирается во всей технологии (он собственноручно написал первый продукт компании, Microsoft Basic), но и регулярно встречается с руководителями ведущих компаний компьютерной индустрии. Это позволяет ему предельно ясно определять назревающие тенденции и предвидеть будущее. Пол Грейсон из фирмы Micrografx, который более десяти лет работал вместе с Гейтсом, говорит: «Если Билл зайдет в комнату с людьми, равными ему по уровню, все равно какое-то время спустя оказывается, что он и знает больше, и видит дальше».
«Microsoft, подобно раковой опухоли, душит все вокруг себя. Меня тошнит от новоявленного Большого Брата. Microsoft на самом деле не является источником передовых технологий. Все мы виноваты в этом торжестве посредственности. Наш долг — не покупать продукты Microsoft. Выбросьте Microsoft Word. Потребуем от министерства юстиции продолжить расследование в отношении Microsoft. Пришла пора остановить Microsoft. » Это пишет некий Марвин Прайс, член «Фронта освобождения от Microsoft» (Anti-Microsoft Liberation Front). Десятки подобного рода воззваний распространяются сегодня по Internet, как некогда по отечественным ЭВМ типа СМ-4 и БЭСМ-6 гуляли тексты про антирусский заговор.
Если бы это была просто ненависть профессионалов к удачливому конкуренту, то ее можно было бы
понять. Но чем же не угодил Билл Гейтс американским студентам и домохозяйкам?
Microsoft нарушает устойчивое равновесие американского бизнеса, достигнутое многолетними усилиями честных предпринимателей и добросовестных законодателей. Не переступая закона, Microsoft сумела установить безраздельное господство над крупным сектором рынка. Так в Америке нельзя.
Во-первых, если есть Coca-Cola, то обязательно должна быть Pepsi, а если нет, то ее следует выдумать. На всякий Ford есть General Motors, на Levi’s — Wrangler. На Microsoft нет никого. Во-вторых, крупная фирма должна создавать работу компаниям помельче. Например, Ford не устанавливает на свои автомобили охранную сигнализацию, давая жить производителям этого товара. Ни один производитель компьютеров не производит для них защитных экранов или, скажем, ковриков для «мыши». И так далее.
Выпустив в конце августа операционную систему Windows 95, в комплект которой встроено беспрецедентное количество практически всех необходимых программных утилит, Билл Гейтс поступил, скажем так, не совсем спортивно. Как если бы Ford произвел автомобиль, оснащенный за обычную цену еще и несколькими видами чехлов для сидений, нарядными покрышками,
разнообразными прицепами, магнитолой, охранной сигнализацией и сборным гаражом. Windows 95 отбирает хлеб у великого множества мелких фирм, составляющих программы.
Таким образом, Microsoft нарушает нечто большее, чем писаные законы. Она нарушает биоценоз американского бизнеса.
8. Всегда ли, когда чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными, государственное вмешательство приводит к повышению эффективности? Впрочем, этот вопрос вы можете задать учащимся и в другой форме. Многие люди, не задумываясь, предполагают, что «государство действует в интересах общества». Но так ли это? Всегда ли оно так действует? Ответ.
В ряде случаев государственное вмешательство может привести не к повышению, а, наоборот, к снижению экономической эффективности. Предположим, что мы определяем общественные интересы как то, что было бы желательно для каждого, если бы тот обладал достаточной информацией и мог бы судить беспристрастно. Однако можем ли мы утверждать, что действия государственных органов будут основываться на достаточной информации и беспристрастных суждениях?
Мы знаем, что большие информационные трудности возникают в ситуациях с внешними эффектами. Количественно оценить эти последние в большинстве случаев очень сложно. Вследствие неизбежных ошибок при таком оценивании государственное вмешательство в работу рыночного механизма иногда оказывается чрезмерным: размеры штрафов, налоговых ставок и субсидий могут быть сильно завышены, что приводит к снижению экономической эффективности.
Даже предположив, что законодатели при выборе действий опираются на достаточную информацию, можем ли мы считать, что они будут действовать, руководствуясь исключительно общественными интересами? Заметим, что экономическое регулирование от лица государства осуществляют чиновники, т.е. обычные люди, которые в своих действиях могут руководствоваться личными интересами, нередко отличными от общественных.
Например, представители какого-либо государственного органа, отвечающего за снабжение населения определенным общественным благом (допустим, речь идет о национальной обороне), могут быть лично заинтересованы в расширении масштабов деятельности своего ведомства, в увеличении размеров его финансирования из средств государственного бюджета. Это связано с тем, что рост финансирования вызывает, как правило, повышение окладов, увеличение числа подчиненных, расширение ведомства, что, в свою очередь, сулит продвижение по службе работникам данного ведомства. Отсюда деятельность какого-либо государственного органа может стать чрезмерной и не оправданной с точки зрения экономической эффективности. Мы уже не говорим о коррупции — явлении, достаточно распространенном в среде государственных чиновников. Поэтому государственное управление экономикой — далеко не идеальный механизм, и в силу этого требуется действенный общественный контроль за деятельностью государственных
ведомств и служб. Следует иметь в виду, что законы, лежащие в основе экономического регулирования, как правило, весьма расплывчаты и дают работникам регулирующих государственных ведомств большую свободу в достижении своих собственных целей, а цели эти варьируются как во времени, так и по отдельным ведомствам.
9. Приведите примеры отрицательных внешних эффектов.
Ответы ребят могут быть различными. Вы, в свою очередь, можете привести следующие примеры.
а) Когда вы потребляете бензин при езде на машине, вы создаете отрицательный внешний эффект, поскольку загрязняете воздух выхлопными газами и не платите за это.
б) Химический комбинат, выпускающий через свои трубы сероводород, загрязняет воздух, которым дышит население города, на территории которого расположен комбинат, и тем самым создает отрицательный внешний эффект. Известно, что население городов с развитой химической промышленностью чрезвычайно подвержено таким заболеваниям, как туберкулез легких, астма, аллергия и т.п. Следовательно, возрастают затраты населения на лекарства и медицинское обслуживание. Это — пример внешних издержек.
10. Предположим, что институт экономических исследований рекомендует правительству страны ввести налог на единицу производства товаров и услуг. При этом промышленные и продовольственные товары предлагается облагать налогом по ставке 7% от цены единицы продукции, тогда как парикмахерские и юридические услуги предлагается облагать налогом по ставке 3% от цены услуги. Как вы думаете, почему институт экономических исследований рекомендует использовать различные налоговые ставки для этих отраслей экономики?
Производство промышленных товаров и продуктов питания приводит к большему загрязнению окружающей среды, чем оказание парикмахерских, а тем более юридических услуг. Если налоги, взимаемые с промышленных предприятий, будут использованы в целях финансирования охраны окружающей среды, тогда введение более высокого количественного налога на производство товаров по сравнению с аналогичным налогом на услуги будет вполне оправданным с точки зрения интернализации отрицательных внешних эффектов, создаваемых промышленными предприятиями.
11. Приведите примеры положительных внешних эффектов.
Естественно, ответы учащихся могут быть различными. Вы, в свою очередь, можете предложить им следующий пример. Ваш богатый сосед с близлежащего дачного участка нанимает охранников для охраны своего дома от грабителей.
Тем самым он приносит пользу не только себе, но и вам, и всем соседям, участки которых расположены в непосредственной близости от его дома. Потому что с большой долей вероятности можно предположить, что грабители не станут забираться в дома, недалеко от которых постоянно находятся вооруженные охранники.
12. Экономисты считают, что высшее образование создает положительные внешние эффекты. Согласны ли вы с экономистами? Если «да», то о каких положительных внешних эффектах идет речь? Если «нет», объясните, почему вы не согласны.
С точки зрения теории человеческого капитала, речь о которой шла на предыдущих уроках, частные выгоды получателей высшего образования очевидны: более образованные люди в развитых странах обычно получают более высокие доходы, чем люди, не имеющие высшего образования. Однако образование приносит большие выгоды и всему обществу в целом. Так, например, увеличение количества более образованных людей способствует уменьшению уровня преступности в стране, а также ускорению научно-технического прогресса. Последнее обеспечивает рост производительности труда и, следовательно, ведет к повышению уровня жизни. Кроме того, экономика выигрывает и от наличия более универсальной и более подготовленной рабочей силы. Определенное значение имеет тот факт, что люди с высшим образованием, как правило, более интеллигентны и вежливы в общении: они не так часто грубят, дерутся и нецензурно выражаются, как малообразованные люди. Поэтому государство берет на себя — по крайней мере частично — заботу о финансировании высших учебных заведений для того, чтобы как можно больше лиц, желающих получить высшее образование, смогли бы его получить.
13. Вопрос на сообразительность. Правительство Франции придумало очень забавный способ борьбы с загрязнением рек предприятиями, стоящими на этих реках, пользующихся водой из этих рек и сбрасывающих в них отходы промышленного производства. Заметим, что это не платежи за выбросы и не установление стандартов на выбросы. Догадайтесь, каким образом французское правительство заставило данные предприятия сократить сброс в реки вредных отходов производства. Ответ.
Правительство Франции законодательным путем определило, что предприятия, стоящие на реках, должны устанавливать механизмы для забора воды в целях использования ее в производственном процессе внизу по течению реки, а установки для сброса отходов — наверху по течению реки. Тем самым предприятия вынуждены пользоваться водой, которую они сами же и загрязняют. Эффект от загрязнения становится не внешним по отношению к данным предприятиям, а их внутренней проблемой, так как в производственном процессе нужна относительно чистая вода, а не загрязненная. Это вынуждает предприятия вкладывать деньги в создание довольно мощных очистительных сооружений и следить за чистотой рек.
14. Приведите примеры чистых общественных благ и докажите, что благо, приводимое вами в пример, действительно обладает обоими свойствами, которые отличают чистые общественные блага от других товаров и услуг: свойством неконкурентности и свойством неисключаемости.
Хорошим примером чистого общественного блага может служить обычный уличный фонарь. Действительно, свет от уличного фонаря потребляется коллективно всеми прохожими, и этот свет нельзя разделить на отдельные порции, «упаковать» и продавать каждому проходящему мимо человеку. Свойство неконкурентности в потреблении здесь соблюдается: одно и то же количество света необходимо и для одного, и для десяти, и для ста прохожих. Потребление света уличного фонаря одним пешеходом не может сделать недоступным потребление этого же света для других пешеходов. Это означает, что предельные издержки предоставления дополнительному потребителю права получить выгоду от уличного фонаря равны нулю. Действительно, когда фонарь сооружен и введен в эксплуатацию, дополнительный прохожий не увеличивает эксплуатационные расходы. Другое свойство чистых общественных благ — неисключаемость в потреблении — здесь также выполняется. В принципе было бы возможно исключить неплательщиков из рядов потребителей света уличных фонарей. Для этого можно было бы поставить возле каждого городского фонарного столба билетера, который бы продавал билеты пешеходам, проходящим мимо фонарей. Однако это было бы весьма невыгодным мероприятием, поскольку затраты на содержание армии фонарных билетеров оказались бы огромны, а плата за пользование светом фонарей не могла бы быть очень большой. При высокой оплате большинство пешеходов просто отказались бы от пользования уличными фонарями и ходили бы по темным закоулкам с карманными фонариками. Поэтому, хотя теоретически можно представить себе механизм исключения неплательщиков из пользования данным благом, практически реализовать этот механизм невозможно.
15. Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Приведите примеры товаров или услуг, которые являются не конкурентными, но исключаемыми, т.е. обладают лишь одним свойством чистых общественных благ.
Примером такого блага может служить кабельное телевидение, получившее в последнее время в нашей стране большое распространение. Это благо неконкурентно, ибо, как только телевизионный сигнал передан в эфир, предельные издержки телепередачи, доступной каждому дополнительному пользователю, равны нулю. Однако телевизионная компания может ограничить число потребителей, устанавливая за специальную плату декодирующую аппаратуру, которая позволяет декодировать телевизионный сигнал.
16. Приведите примеры товаров или услуг, которые обладают свойством неисключаемости, но не обладают свойством неконкурентности.
Например, городская магистраль. Все автоводители могут пользоваться этой дорогой независимо от того, хотели бы они оплатить проезд по ней или нет. Однако в часы пик — что хорошо известно москвичам — на центральных магистралях постоянно образуются автомобильные «пробки». Это означает, что дорога становится конкурентным благом: водители начинают конкурировать за доступ к ней, ибо наличие большого количества автомашин на дороге делает невозможным проезд по ней других автомобилей.
17. В современной экономике государство финансирует производство очень многих товаров и услуг общественного пользования. Это — автодороги и городской транспорт (например, метро), зоологические сады и национальные парки, школьное образование и здравоохранение, национальная оборона и пожарная охрана, маяки и уличные фонари. Можно ли сказать, что все товары и услуги, производство которых обеспечивается государством, являются чистыми общественными благами? Ответ.
Далеко не все товары и услуги, производство которых обеспечивается государством, являются чистыми общественными благами. Например, обучение в средней школе является и конкурентным, и избирательным в потреблении. Действительно, предельные издержки при обеспечении образования для каждого дополнительного ученика не равны нулю, так как с увеличением числа учащихся возрастают общие издержки: требуются дополнительные учебники, парты, школьные помещения и учителя. Следовательно, потребление образовательных услуг является конкурентным. Оно является одновременно и исключаемым, потому что при назначении платы за обучение очень легко исключить детей, чьи родители не в состоянии оплатить обучение, из образовательного процесса. Аналогичные рассуждения могут быть применены и к анализу системы здравоохранения. Медицинские услуги по своей сути являются чистым частным благом. Однако медицина, так же как и образование, создает столь мощные положительные внешние эффекты для общества в целом, что государство должно субсидировать эту отрасль, чтобы расширить производство и потребление медицинских услуг.
18. Пусть на рынке имеется 1000 человек, которые хотят продать свои подержанные автомобили марки «Москвич», и 1000 человек, которые хотят купить автомобиль этой марки. Нынешний собственник каждой машины знает какого она качества. Никто из покупателей в процессе рыночной сделки не в состоянии определить, является ли приобретаемая им машина «сливой» или она окажется «лимоном». Тем не менее каждый из покупателей знает, что вероятность приобретения «лимона» составляет 1/2. Все покупатели нейтрально расположены к риску. Собственник «сливы» желает ее продать за 20000 рублей, а собственник «лимона» легко с ним расстанется за 10000 рублей.
Потенциальные покупатели автомобилей готовы заплатить за «сливу» 24000 рублей, но за «лимон» только 12000 рублей.
а) Определите ожидаемую стоимость, отражающую среднее качество автомобиля, которую согласится оплатить типичный покупатель подержанного автомобиля в условиях информационной асимметрии.
б) Кто захочет продать автомобиль по цене, основанной на ожидаемой стоимости? Охарактеризуйте последствия, к которым приведет существующая на данном рынке асимметричная информация. Какая цена установится на рынке подержанных автомобилей в конечном счете?
в) Какова максимальная величина излишка (выигрыша) потребителей, создаваемого обменом в условиях рыночного равновесия?
г) Какова была бы максимальная величина излишка (выигрыша) потребителей, если бы информационная асимметрия отсутствовала и каждый покупатель в процессе рыночной сделки мог бы точно определить качество приобретаемого автомобиля? Сделайте вывод.
а) Используя данные из условия задачи, получаем, что ожидаемая стоимость, отражающая среднее качество автомобиля, составит:
1/2 • 12000+1/2 • 24000=18000 руб.
Однако, если покупатель уверен, что он получит «лимон», тогда он не захочет заплатить за него 18000 рублей. Фактически равновесная цена на этом рынке должна быть установлена где-то между 10000 и 12000 руб. При этой цене только собственники «лимонов» предлагали бы на продажу свои автомобили, а покупатели ожидали бы (и совершенно справедливо) получить «лимон». На этом рынке не было бы продано ни одной «сливы». Даже не смотря на то, что цена по которой покупатели готовы купить «сливу», превышает цену, по которой продавцы готовы ее продать, все равно такая сделка не будет иметь места на данном рынке. Если на рынке предлагается к продаже слишком много товаров низкого качества, тогда продавцам высококачественных товаров трудно продать свой продукт.
г) Если бы каждый покупатель мог определить качество автомобиля в процессе сделки купли- продажи, то при покупки «сливы» максимальный излишек потребителя от каждой сделки составил бы:
А общий излишек потребителей от приобретения 500 высококачественных автомобилей равен: 500 • 4000 = 2000000 руб.
При покупке 500 «лимонов» общий максимальный излишек потребителя определяется следующим образом:
Таким образом, суммарный максимально возможный излишек потребителей на рынке подержанных автомобилей составил бы: 2000000 + 1000000 = 3000000 руб.,
что на 2000000 руб. больше, чем величина излишка, полученная в п. (в).
На основании расчетов можно сделать вывод, что возникающий в ситуации информационной асимметрии неблагоприятный отбор, приводит не только к «вымыванию» с рынка товаров высокого качества, но и к неэффективности данного рынка. Последнее определяется значительным уменьшением величины излишка потребителей.
19. Столкнувшись с большим притоком в страну иностранных автомобилей, имеющих репутацию высококачественных товаров, американские автомобильные компании начали предлагать расширенные гарантии на выпускаемые ими машины. Объясните, почему это действие американских компаний можно рассматривать как реакцию на проблему «лимонов»? Ответ:
Информация о качестве американских автомобилей является асимметричной. Если бы
высококачественный импорт не являлся для потребителей достаточно хорошим заменителем
отечественной продукции, то американские производители могли бы просто прогнозировать
уменьшение спроса, вызванное появлением новых «лимонов». Однако многие американцы
рассматривают японские и немецкие машины как заменители отечественных моделей. Поэтому
американским производителям пришлось ответить улучшением качества своей продукции. Тем не менее асимметричная информация сохранилась, и поэтому общий спрос на автомобили оставался заниженным. Гарантии на новые автомобили сократили риск покупки «лимона». Таким образом, эта тактика увеличила спрос не только на отечественные автомобили, имевшие гарантии, но также вызвала тенденцию увеличения спроса на все американские машины.
а) Определите цену, которую покупатели согласятся заплатить за автомобиль в этой ситуации?
б) Фирма «Блеск» решает предоставлять гарантии на продаваемые ею автомобили. Она знает, что предоставление гарантии на N лет обойдется ей в 5000К рублей дополнительных расходов на каждый автомобиль в среднем. Она также знает, что если «Блеф» тоже предложит точно такие же гарантии, его дополнительные издержки составят в среднем 20000N рублей на автомобиль. Предположим, что «Блеск» предлагает гарантию на один год на все машины, которые он продает. Послужит ли такая гарантия достаточным сигналом о качестве? Станет ли в этой ситуации фирма «Блеф» тоже продавать свои автомобили с гарантией?
в) Стоит ли фирме «Блеск» предлагать гарантию на 2 года? А на 3 года? Ответ:
а) р = (1/2) • 100000+(1/2) • 70000 = 85000 рублей за автомобиль в среднем.
б) Если «Блеск» предлагает гарантию на 1 год, то для него средние расходы на каждый автомобиль возрастут с 80000 рублей до 85000 рублей. Предложив гарантии, фирма «Блеск» подтвердит высокое качество своего товара и сможет продать каждую машину за 100000 рублей. Поэтому прибыль «Блеска», полученная от реализации каждого автомобиля, увеличится с 5000 рублей (85000-80000) до 15000 рублей (100000-85000).
50000 рублей, а цена окажется равной 70000 рублям, так как потребители могут отличить «лимоны» от «слив». Следовательно, прибыль от продажи каждой машины составит 20000 рублей. в) Если фирма «Блеск» предоставит гарантию на 2 года, каждый автомобиль обойдется ей в 90000 рублей (80000+2-5000). Таким образом, она будет получать 10000 рублей прибыли с каждой машины, поскольку потребители признают высокое качество и согласятся платить по 100000 рублей за автомобиль.
Однако, фирма «Блеск» не станет предлагать гарантии на 3 года, потому что в этом случае ее средние издержки возрастут до 95000 рублей, а средняя прибыль понизится до 5000 рублей. Но точно такую же прибыль фирма могла получить без предоставления гарантий. То есть в данном случае ей не имеет смысла сигнализировать о качестве своих товаров.
а) Если стоимость страхуемого имущества 50000 долл., то какой тип полиса в большей степени поможет страховой компании решить проблему морального риска?
б) Изменится ли Ваш ответ на предыдущий вопрос, если стоимость страхуемого имущества составляет 200000 долл.?
в) В каком случае страховой компании безразлично, продавать ли ей полис второго или третьего типа?
г) Какой общий вывод Вы могли бы сделать? Ответ:
Прежде всего, нужно подчеркнуть, что продажа страхового полиса с полным покрытием потерь от возможного пожара не только не решает проблему морального риска, но, напротив, в значительной мере ее обостряет. После приобретения полиса со 100-процентным покрытием ущерба, страхующийся будет иметь минимальные стимулы для снижения вероятности наступления пожара. Скорее всего, он не станет принимать дополнительных противопожарных мер. Поэтому данный вид страховки невыгоден компании «Из искры возгорится пламя» в любом случае, независимо от стоимости страхуемого имущества. Таким образом, компании следует выбирать только между вторым и третьим типом полисов.
покрытие ущерба в случае пожара обойдется страховой компании в 0,8 • 50000=40000 долл. Клиент в
этой ситуации должен будет оплатить из своего кармана 10000 долл. ущерба. При использовании
вычетов клиент оплачивает 20000 долл., а компания только 30000 долл. Следовательно, в данном
случае компании предпочтительнее продавать полис с применением вычетов, а не с 80-процентным
покрытием, так как более значительные расходы клиента при потенциальном пожаре, будут стимулировать его к принятию и больших мер предосторожности.
в) Страховой компании будет безразлично, продавать ли полис второго или третьего типа в том случае, если стоимость страхуемого имущества составляет 100000 долл. Это объясняется тем, что 20 процентов от 100000 долл., которые должен оплатить клиент при совместном страховании, в точности равны 20000 долл., которые должен оплатить клиент при использовании компанией практики вычетов.
г) Общий вывод состоит в следующем. Если стоимость страхуемого имущества меньше 100000 долл., тогда компании для решения проблемы морального риска нужно предлагать своим клиентам третий тип полиса. Если же стоимость страхуемого имущества больше 100000 долл., тогда должен предлагаться к продаже полис второго типа. Полис с полным страховым покрытием ущерба не следует предлагать клиентам ни в какой ситуации.
а) Схема компенсационных выплат w = 2 при е=1 и w = 0 в противном случае не содержит никаких стимулов для рабочего обеспечивать уровень усилий, который превышал бы е = 1. Это связано с тем, что заработная плата, получаемая рабочим, не увеличится в том случае, если он приложит большие усилия. Например, при е = 2 или е = 3, оплата по-прежнему составляет 2 ден. ед. за определенный период. Прибыль фирмы, представляющая собой разность между выручкой и расходами фирмы на заработную плату, составит:
Отсюда оптимальный уровень усилий е = 4.
При данной схеме компенсационных выплат заработная плата, получаемая рабочим, ставится в зависимость от выручки фирмы. Результатом этого являются большие усилия, прилагаемые рабочим, и более высокая прибыль фирмы.
Условием максимизации чистого выигрыша является равенство нулю первой производной функции чистого выигрыша:
Мы видим, что система стимулирования рабочего в последнем случае оказывается еще более эффективной, чем та, которая была рассмотрена в пункте (б). Действительно, она вынуждает рабочего обеспечивать более высокий уровень усилий, а также увеличивает и его заработную плату, и прибыль фирмы. Это связано с тем, что здесь заработная плата ставится в более жесткую зависимость от выручки фирмы, чем в предыдущей схеме оплаты.
течение следующего года потеряет украшения на сумму 1000 долл. И существует только 20 шансов
из 100, что это случится с брюнеткой. Допустим также, что в данном регионе проживает одинаковое количество блондинок и брюнеток.
а) Пусть страховая компания, обслуживающая данный регион, предполагает, что все блондинки и брюнетки застрахуются от потери драгоценностей на условии полного страхового покрытия ущерба. Какой в этом случае должна быть действительно справедливая цена страхового полиса?
б) Предположим, что богатство каждой блондинки и каждой брюнетки составляет в рассматриваемый период времени по 10000 долл. Кроме того, функция полезности от уровня богатства является логарифмической для каждой женщины: Ц^) = 1п Будут ли при этой предпосылке блондинки и брюнетки покупать страховой полис по цене, вычисленной в п. (а)?
в) Что случится на данном страховом рынке при условии, заданном в п. (б)? Ответ:
а) При этих условиях справедливая цена страхового полиса составит: 0,8 • 0,5 • 1000 + 0,2 • 0,5 • 1000 = 500 долл.
Фактически, это средняя стоимость, по которой может быть куплен полис.
б) Если блондинки не будут страховаться, то их ожидаемая полезность составит: ЕЦ = 0,8 • 1п 9000 + 0,2 • 1п 10000 = 9,126
Если же блондинки купят страховой полис по цене 500 долл., то у них при любом раскладе на конец года сумма богатства составит 9500 долл. Действительно, если украшения не утеряны, то из первоначального богатства в 10000 долл. вычитается только цена, уплаченная при покупке полиса. Если же драгоценности потерялись, тогда страховая компания полностью покрывает ущерб, возвращая несчастным блондинкам по 1000 долл., что за вычетом 500 долл., уплаченных за полис, опять дает нам сумму богатства в 9500 долл. В этом случае величина полезности составит: ЕЦ = 1п 9500 = 9,159
Поскольку 9,159 > 9,126, то блондинки предпочтут покупать страховку по цене 500 долл.
Для брюнеток ожидаемая полезность при отсутствии страхового полиса будет равна: ЕЦ = 0,2 • 1п 9000 + 0,8 • 1п 10000 = 9,189 А при наличии страхового полиса: ЕЦ = 1п 9500 = 9,159