Что между патриархатом и матриархатом
Разница между патриархатом и матриархатом
Содержание:
Что такое Патриархат?
В патриархальном обществе даже такие философы, как Аристотель, считали, что женщины уступают мужчинам во всех аспектах. Это подчеркивало идею о том, что неполноценность женщин не ограничивается биологическими различиями, а идет дальше интеллектуальных различий. Однако феминистские теории патриархата подчеркивают, что это просто еще одна социальная система, созданная для угнетения женщин.
Что такое матриархат?
Однако мифы общества амазонок можно рассматривать как чисто матриархальное общество. Это потому, что в обществах амазонок женщины правили обществом. Чтобы быть более точным, королевы амазонок были избраны, чтобы править людьми. Они также выступали в роли воинов и охотников.
В чем разница между патриархатом и матриархатом?
Определения патриархата и матриархата:
Характеристики патриархата и матриархата:
Глава семьи:
Мощность:
Патриархат: В патриархальной системе отец имеет больше власти и контроля над другими.
Матриархат: В матриархальной системе у матери больше власти и контроля над другими.
Право собственности:
Патриархат: Право собственности на имущество переходит к мужчинам.
Матриархат: Собственность принадлежит женщинам.
Управление:
Патриархат: Обществом управляют мужчины.
Матриархат: Обществом управляют женщины.
2. Амазонки тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн [общественное достояние], через Wikimedia Commons
1. 6 Баланс доминирования. Патриархат и матриархат
1.6 Баланс доминирования. Патриархат и матриархат.
Каменный век. Мужик делает наскальный рисунок. Жена его спрашивает:
— Зачем ты рисуешь человека с копьем?
— Хочу, чтобы потомки видели, как я охочусь.
Мужик рисует дальше. Жена его спрашивает:
— Зачем ты рисуешь змей и тигров?
— Хочу, чтобы потомки видели, что я никого не боюсь.
Мужик продолжает рисовать. Жена его спрашивает:
— Зачем ты рисуешь лодку?
— Хочу, чтобы потомки видели, на чем плаваю.
Мужик делает еще рисунок. Жена его спрашивает:
— Зачем ты рисуешь хижину?
— Хочу, чтобы потомки видели, где я жил.
Мужик кладет краски и садится отдыхать. Жена его спрашивает:
— А как же я? Почему ты меня не нарисовал?
— Не хочу, чтобы потомки видели, как я мучался!
Доисторический анекдот
Рис. 10. Дисбаланс доминирования в обстановке альтруизма мужчин и эгоизма женщин.
Рис. 11. Дисбаланс доминирования в обстановке сытости и безопасности.
То есть, возникает дисбаланс сил, перекос в отношениях в сторону матриархата. Женщины начинают воспитывать мальчиков более удобными в управлении, чрезмерно альтруистичными, неагрессивными, слабыми, безынициативными, ориентированными на обеспечение сиюминутных желаний женщин. Ослабление мужчин означает прежде всего то, что инстинкт вожака с присущей ему активностью и ответственностью не включается ни у кого из мужчин. Напротив, у большинства мужчин племени работают наборы инстинктов среднеранговых и низкоранговых. С каждым новым поколением матриархат усиливается, а мужчины ослабевают. В конце концов, приходит отряд сильных агрессивных мужчин соседнего племени, убивает слабых мужчин, а женщин угоняет в свою пещеру. Все. Финита ля комедия. Матриархальное племя погибло. Этим и объясняется тот факт, что в реальной жизни матриархат в чистом виде не встречается нигде. А значительный матриархальный перекос в отношениях наблюдается крайне редко только у изолированных отсталых племен где-нибудь в джунглях. На эволюционной помойке человеческих социумов. Матриархат гибелен для человеческого общества. Поэтому и не
получил распространения. Выжили и развились только те человеческие социумы, в которых сложились культурные противовесы матриархату. Как только образовывался значительный матриархальный перекос в отношениях, племя погибало. Поэтому ошибочно вообще говорить, что был какой-то эволюционный период, когда господствовал матриархат. Не было такого и быть не могло. Был эволюционный период, когда матриархат встал на пути ускорившейся эволюции нашего вида. И этот период был преодолен. Последние племена с матриархальными пережитками были в основном истреблены приблизительно 20 тысяч лет назад.
Рис.12. Отражение баланса доминирования в изобразительном искусстве различных эпох.
Третью, последнюю редакцию «Учебника для мужчин» можно заказать с автографом на сайте автора http://humans-ethology.com/ Кстати, отличный подарок для мужчины любого возраста. Здесь же можно бесплатно скачать или удобно читать онлайн первую редакцию.
Авторская видео презентация третьей редакции здесь http://www.youtube.com/watch?v=cMwYI6irdyI
ВНИМАНИЕ! Настоятельно не рекомендуется обсуждать содержание этой книги с женщинами, если вы не имеете профессиональной подготовки психолога.
Что такое матриархат и есть ли он в современной России
Что такое матриархат
Матриархат (от греческого «мать» + «господство») — тип общественного строя, в котором главенствующая роль в семье и обществе принадлежит женщинам, а мужчины занимают подчиненное положение. Матриархат также иногда называют гинекократией или женовластием.
Термин «матриархат» обрел популярность благодаря книге швейцарского этнографа Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право». В 1861 году он опубликовал первую в истории науки тщательно проработанную гипотезу о существовании древнего матриархата. Согласно выводам Бахофена, в древности право собственности передавалось от матери к дочери — следовательно, женщины владели основными богатствами. Кроме того, это значило, что мужчина становился частью рода, а не наоборот. Исходя из этого Бахофен и его последователи сделали вывод, что «материнское право» давало женщинам привилегированное положение в обществе.
Составляющие матриархальной культуры
Сам Бахофен не дал в своей работе перечня конкретных составляющих матриархата. Анализируя существующие описания матриархата в науке и медиа, можно выделить несколько специфических признаков этого типа общественного строя, встречающихся полностью или частично:
Как устроена матрилинейность
Наследование по женской линии называют матрилинейностью. Такая практика появилась из-за особого восприятия материнства и родов древними людьми.
Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Долгое время женщины воспринимались как самовоспроизводящийся организм: казалось, что дети рождаются подобно тому, как земля «рожает» фрукты и ягоды. Роль отцов была неочевидной — следовательно, передавать имущество по мужской линии было не логично.
Когда и почему общество перешло к патриархату
После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву — важно подготовить семена и посадить их. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.
Постепенно отцовское начало стало восприниматься как главенствующее: ведь от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что вырастет в итоге. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин. Согласно этой теории патриархат установился около 12 тыс. лет назад.
Существует ли современный матриархат
На сегодняшний день в мире есть несколько обществ, в которых можно наблюдать отдельные черты, приписываемые матриархату:
Назвать хаси, мосуо или минангкабау полноценными матриархатами нельзя — скорее это матрилинейные общества с нестандартным распределением гендерных ролей.
Возможно, древний матриархат — это миф
Что не так с концепцией Бахофена
«Материнское право» Бахофена всегда воспринималась научным сообществом неоднозначно, поскольку автор делал большой упор на изучение мифов о Богине-матери у древних народов. Также сомнительной показалась и попытка экстраполировать на всю человеческую историю выводы, основанные на изучении греческой и римской мифологии. Описывая гинеократическую культуру, Бахофен не жалел красок и эпитетов, поэтому работа оказалась слишком художественной, что и вызвало критику научного сообщества. По словам противников матриархальной теории, описания ученого можно сравнить с викторианским видением женщин. Их описывали как «безупречных, целомудренных богинь с высокими помыслами», однако возвышенные описания никак не способствовали расширению прав женщин.
Дискуссия между патриархистами и матриархистами
В том же 1861 году была опубликована работа британского антрополога и юриста Генри Мэйна «Древнее право», в которой автор проанализировал источники по древнеримскому праву и высказал противоположную Бахофену точку зрения — согласно доводам Мэна, человеческая культура всегда была патриархальной. Позже эту идею развил финский социолог Эдвард Вестермарк, который доказывал, что матрилинейность не дает женщинам особых привилегий и может успешно существовать в рамках патриархальной модели.
Одновременный выход работ Мэна и Бахофена породил в интеллектуальных кругах Западной Европы противостояние между матриархистами и патриархистами. Сторонником теории о первородном женовластии выступал, в частности, Фридрих Энгельс, который отметил работу Бахофена в своем «Происхождении семьи, частной собственности и государства».
Современные ученые в большинстве отвергают концепцию первобытного матриархата. Например, российский антрополог Станислав Дробышевский уверен, что женовластие было невозможно как минимум из-за физического превосходства мужчин.
Как дискуссия о матриархате стала политической
На момент выхода работы Бахофена патриархальное моногамное устройство семьи воспринималось как естественная данность. О необходимости равноправного общества, где социальное положение не зависит от пола, говорили только суфражистки и передовые мыслители, потому «Материнское право» воспринималось несколько революционно. Постепенно концепция древнего матриархата политизировалась и стала одним из аргументов в пользу справедливости феминистских идей: раз в древности социальный статус женщин был высоким, значит, это естественно, и к подобному положению дел можно вернуться. В частности, русский историк и публицист Константин Кавелин еще в XIX веке писал: «Мнение, что женский пол есть слабейший, не вполне оправдывается историей, а потому не может быть принято за аксиому».
Концепцию матриархата также долгое время поддерживали советские этнографы, которые ориентировались на труды Фридриха Энгельса и Карла Маркса. В СССР идею о первичности патриархата воспринимали как пережиток феодально-буржуазного времени.
Мы можем неверно представлять древний матриархат
Многие сторонники концепции первобытного матриархата описывают его как эквивалент существующей патриархальной культуры. Однако, поскольку мужчины и женщины по-разному проявляют себя во власти, если матриархальное общество действительно существовало, оно могло быть более равноправным, чем патриархальное. Об этом, в частности, пишет американская антрополог Риан Айслер. Она утверждает, что матриархат предполагал партнерские отношения между женщинами и мужчинами, которые были разрушены с появлением «технологий войны», утвердивших превосходство грубой силы.
Современные исследования отчасти подтверждают эту точку зрения, поскольку их результаты показывают, что женщины, которые занимают лидерские позиции, склонны вести себя более демократично и проявляют заботу о подчиненных, тогда как мужчины чаще выбирают авторитарный стиль управления. Это связано с разницей в эмоциональном интеллекте у мужчин и женщин. Однако, нельзя сказать однозначно, какие факторы больше влияют на управленческое поведение — биологические или социальные.
Почему Россия — не матриархальная страна
В русскоязычной общественной дискуссии можно встретить мнение, что Россия — страна победившего матриархата. У сторонников этой концепции есть несколько популярных аргументов:
Бытовой матриархат не делает жизнь россиянок лучше
В одном из своих выступлений политолог Екатерина Шульман заявила: «Мы — страна бытового матриархата. Причем это настолько у всех перед глазами, что никто не замечает. Матери семейств определяют, где живет семья, как живет, как тратятся деньги, где учатся дети, когда делать ремонт, куда поехать в отпуск. Отцы семейств решают важные вопросы: кто виноват — Россия или Америка, или кто начал Вторую мировую войну».
Высказывание быстро стало аргументом в пользу «ненужности феминизма в России», однако позже Шульман объяснила, что люди неверно восприняли ее слова. «Когда говоришь «бытовой матриархат», люди слышат следующее: нам в России не нужен феминизм, у нас и так правят женщины. Нет, имеется в виду совершенно не это. Бытовой матриархат не делает жизнь женщин ни богаче, ни безопаснее, ни благополучнее», — объяснила политолог.
За детьми ухаживают женщины
На практике «бытовой матриархат» оборачивается для женщин «второй сменой». По статистике, россиянки тратят на неоплачиваемый домашний труд в среднем 4 часа 25 минут в день, мужчины — в три раза меньше: 1 час и 23 минуты. Сюда входит, в том числе, и уход за детьми (только 2% отцов уходят в декретный отпуск, хотя по закону у мужчин есть такое право).
После развода мужчины и сами не всегда хотят, чтобы дети оставались с ними — точных цифр по России нет, но в соседней Украине 70% отцов добровольно отказываются от воспитания. К тому же, судьи в своих решениях тоже могут полагаться на гендерные стереотипы, которые отводят женщине роль сиделки с детьми.
Женщины во власти представлены только на низших уровнях
Сексистские шутки в России позволяют себе даже представители высших эшелонов власти, а 51,2% россиян говорят, что не хотели бы работать под руководством женщины. Главными российскими гендерными проблемами на работе остаются стеклянный потолок и разрыв в доходах — он составляет до 24%. При этом, даже в тех сферах, где на низших уровнях сотрудников-мужчин меньше, например в школах, с повышением уровня власти гендерное распределение меняется — в сфере образования женщины руководят 42% компаний.
Чем выше уровень власти, тем меньше становится женщин
Сколько женщин-политиков в России:
Среди министров только одна женщина — министр культуры Ольга Любимова.
Доброжелательный сексизм
Часть женских «привилегий» и вовсе являются доброжелательным сексизмом. Доброжелательный сексизм — это социальная установка, представляющая женщин как хрупких, заботливых, слабых и нуждающихся в защите и идеализирующая подобные качества как «истинно женские».
На уровне государства беспокойство о женщинах приводит к спискам запрещенных профессий — например к запрету управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных ограничений связаны с риском для репродуктивного здоровья. При этом никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери. Заботой о женщинах, чей организм подорван родами, в Госдуме объясняют и разницу в возрасте выхода на пенсию.
С доброжелательным сексизмом связано и отсутствие женского призыва. Стереотипно мужчины воспринимаются как защитники Родины, а армия считается опасным местом, где нужна физическая сила — поэтому женщинам там, якобы, не место.
В избыточной мужской смертности виноват патриархат
Чем больше мужчины соответствуют традиционным нормам мужественности, тем больше они участвуют в «рискованных видах поведения», например, драках и небезопасном вождении. Поэтому среди мужчин выше избыточная смертность. К тому же они не склонны заботиться о здоровье и вдвое реже проходят профилактические осмотры. В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты уже не мужчина, а просто неудачник. Некоторые не выдерживают такого давления и стресса.
Патриархат, матриархат или равноправие?
В статье мы расскажем:
Семья – это, как правило, люди, которые дают друг другу возможность комфортного существования друг с другом. Это первичная ячейка общества.
Когда люди создают семью, то сразу возникают вопросы по распределению обязанностей в семье.
В этой статье поговорим о современных моделях семьи: патриархат, матриархат, равноправие. А вы решите, кто будет главный в вашей семье: мужчина или женщина.
Современные модели семей
С точки зрения психологии нет правильного ответа, что главным должен быть тот, или другой член семьи. Если задуматься об этом вопросе, то есть 3 варианта.
Типы семей:
Партнерская. Это партнерские отношения, когда муж и жена равны, когда нет у кого-то главного и решения принимаются сообща.
Патриархальная, когда муж главный в союзе.
Матриархальная, когда жена главная.
Для каждого человека подходит что-то свое. Если вы таким вопросом задаетесь, это повод заглянуть в себя.
Основы патриархальной семьи
Патриархальная семья – это союз, в котором главную роль играет мужчина. Он принимает все важные решения, обеспечивает родных, за ним остается право последнего слова.
Чем характеризуется?
Мужчина выступает авторитетом, поэтому он отвечает за честь рода;
Общество хорошо относится и охраняет право «собственности» мужа над женой;
Ответственность за жену и детей полностью ложится на плечи мужчины;
Обеспечение родных всем материальным выступает обязанностью мужчины;
В такой семье, как правило, детям с малых лет прививается любовь к труду и ответственность за свои поступки;
Муж должен почитать жену, и наоборот.
Выделяют два вида патриархата:
С жестким контролем. В наше время очень редко встречается. Это когда жена полностью должна подчиняться мужу и слушать все его решения.
Со средним контролем. Сейчас больше преобладает эта форма. В такой семье женщина тоже имеет право голоса, но последнее слово остается больше за мужем.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
Почему мужчина должен быть главой семьи?
Защита. Природой заложено так, что мужчина – защитник, лидер, а женщина – хранительница очага.
Ответственность. Женщины, как правило, живут эмоциями. А мужчины способны правильно, спокойно принимать решения.
Матриархат
Матриархальная семья – это союз мужчины и женщины, в котором главную роль играет женщина. Такой тип в России возник совсем недавно. После советской власти женщины усилили свою силу.
Чем характеризуется?
Женщина выступает главой союза;
Вся ответственность за детей и мужа лежит на ней;
Материальным обеспечением занимается так же жена;
Решение важных вопросов домашней жизни принимается женщиной;
Дети получают меньше внимания от мамы.
Почему женщина становится главой семьи?
Как правило, из-за того, что жена богаче, старше и умнее. Занимает высокий статус в обществе.
Влюбленность мужчины в молоденькую девушку. Мужчина не может отказать любимой.
Мужчина творческий человек: артист, художник, музыкант. В таком случае ему не остается времени на родных, а женщина пользуется этим и берет ответственность на себя. А потом уже диктует, что делать мужчине.
Возможно, что-то случилось, что заставило мужа сдаться и идти за женой.
Сначала было так, что она обижалась, если не соглашались с ней, а потом мужчина просто привыкает.
Семья партнерского типа
Партнерская семья – союз, где мужчина и женщина в равных мерах имеют права и несут обязанности. Равноправие в семье.
Чем характеризуется?
Домашние дела делятся между супругами в равном объеме;
Работают оба супруга;
Материальным обеспечением занимаются муж и жена;
Отношения складываются на взаимопонимании, честности, доверии;
Воспитанием детей занимается и мама, и папа. Что для ребенка является плюсом;
Женщина имеет равные права собственности.
Это форма союза мужчины и женщины, которая будет преобладать в будущем. В настоящее время все больше таких семей и все меньше тех, где навязываются нормы института брака.
Патриархат или матриархат. Современная семья: распределение ролей
Заключение
Патриархат, матриархат или равноправие? Стоит выбор? Стоит посмотреть в детство и вспомнить, что вы видели у своих родителей. Какую модель семьи вы видели? Было ли это равноправие, или это был патриархат, когда был главным отец, или наоборот – матриархат – когда была главной мать.
Если вы это видели, то так или иначе эту модель вы в себя впитали, потому что ребенок, когда растет, запоминает модель поведения, которая была в родительской семье. Ребенок впитывает те фигуры, которые видит, те образцы, которые вокруг. Такая модель может жить внутри вас.
Опять же, стоит еще посмотреть на свои потребности в отношениях, на свои ожидания, с которыми вы начинаете свои отношения сейчас. Здесь может быть много путаницы. Например, женщина может думать, что для нее подошла бы модель, где главный мужчина, потому что она что-то такое видела, что так принято в определенных социальных кругах. Но потом, когда начинают разбирать все, может оказаться по-разному:
что для нее действительно подходит такая форма взаимоотношений;
что ей это совсем не подходит, что ей более приемлемо подходящими являются партнерские отношения.
Здесь нет чего-то правильного, рекомендуемого. Здесь важно, чтобы вам было хорошо, чтобы все находилось в гармонии с вашими желаниями, чтобы вы себя хорошо чувствовали в таких отношениях.
Коренное отличие патриархата от матриархата.
Матриархат или патриархат (первенство женской или мужской воли) в первую очередь определяется тем, по какой линии ведется род. По материнской или по отцовской. Матрилинейность или патрилинейность. Если смотреть на это с точки зрения права (т.е. то, что контролирует первенство воль в обществе) то это будет значить – кому по общему признанию принадлежит то, что имеет значение для продолжения рода (главный предмет интереса в половых отношениях с точки зрения общества, ведь прибавление новых членов является главным его ресурсом, от которого зависит само существование общества) т.е. женское тело, ее репродуктивные способности – тому и принадлежит род, а значит и первенство воли. При матриархате женское тело принадлежит женщине, при патриархате – мужчине. В уголовном праве (системе наказаний вплоть до убийства виновного, т.е. то, что по большому счету и определяет поведение людей) это нашло свое отражение в наказаниях за половые преступления.
При матриархате жестоко наказывают за изнасилование свободной женщины (а при матриархате они все свободны) любое покушение на женскую половую свободу жестко наказывается, тело женщины находится под защитой всеобщей воли, где женщина признается его единоличным владельцем (мое тело – мое дело). При матриархате или нет вообще понятия «измена», или оно имеет маловажное значение, которое не относится к уголовному праву, поэтому при матриархате нет понятий «брак», «отец», или они в правовом смысле сильно приуменьшены.
При патриархате тело мужа принадлежит жене, а тело жены принадлежит мужу, поэтому при патриархате самое важное понятие это «измена», ведь для продолжения мужского рода (рожает-то жена, т.е. владение женским телом дает возможность продолжить именно мужской род) нужны гарантии женской верности. Никому из членов общества нельзя покушаться на замужнюю женщину в половом отношении, ведь от этого может пострадать отцовский род, поэтому особое значение имеет правовой институт брака (договор о передаче женщины мужчине, где предметом договора является тело жены, и поэтому это право мужа на владение телом жены находится под защитой законов общества). А, следовательно, только в патриархальном обществе есть понятие «прелюбодеяние», где и наказание за прелюбодеяние особо жестокое в отличие от ответственности за изнасилование. При патриархате или нет вообще понятия «изнасилование свободной женщины» (мужчина овладевший женщиной против ее воли, просто обязан взять в ее жены) или оно приуменьшено, и не несет какого-то особо криминального смысла.
Итак. В основании матриархата лежит эгоистичный принцип – мое тело мое дело. Наоборот патриархат основан на альтруистическом принципе – мое тело принадлежит супругу. Поэтому матриархальность общества связана с ужесточением правового наказания за изнасилование, патриархальность – за прелюбодеяние.