Что мне делать как мне быть чтобы физику любить
Как полюбить физику в школе? От выбора профессии до знания интересных фактов
Физика считается одним из самых сложных и специфических предметов в школе. Поэтому многим кажется, что физика скучна, непонятна и неинтересна. Мало кто задумывается о том, что физика — это наша жизнь. Она в прямом смысле окружает нас и помогает справляться с ситуациями из реальной жизни.
Зачем нужна школьная физика? Как она может пригодиться в жизни? И, самое главное, как ее полюбить?
Отвечает на эти (и не только) вопросы Тимур Уктузов, преподаватель физики образовательной компании MAXIMUM Education.
Физика, Илон Маск и профессиональное определение
Безусловно, если знать и понимать законы физики, то с легкостью можно получать пятерки по этому предмету. Курс физики начинается в 7 классе и как раз в 7-9 классе закладываются ее основы. Поэтому если вы планируете сдавать физику на ОГЭ или ЕГЭ, изучение базовых положений с самого начала поможет получить высокие баллы на экзамене.
Однако это не самое важное. Каждому школьнику в 9 или 11 классе предстоит сделать выбор своего профессионального пути. Многие современные предприниматели часто начинали свой путь именно с инженерных направлений. Наиболее ярким примером является история успеха Илона Маска, основателя Tesla, SpaceX и PayPal. Именно любовь к физике привела его к успеху.
Физика — это интересно
На самом деле, считать физику скучным предметом — большая ошибка. Этот предмет не только про знание законов, умение применять формулы и решение задач. Эта дисциплина играет важную роль в нашей жизни. Именно поэтому знания из школьного курса пригодятся всем — даже истинным гуманитариям.
Как физика может пригодиться в реальной жизни? С помощью физики можно вычислить, какое время потребуется для закипания воды в кастрюле или чайнике. Эта дисциплина помогает ответить на вопрос, почему не смешиваются между собой масло и вода, если добавить одно в другое. Физика объясняет, почему воздушные шарики с газом легко поднимаются в небо.
Как выбрать автомобиль? Что нужно знать о прыжке с парашютом? Почему ракета летит в космос? Решением именно этих вопросов и занимается физика.
Учимся любить физику играя
Если вам кажется, что решать обычные школьные задачи достаточно скучно и однообразно, попробуйте превратить этот процесс в игру. Например, это может быть игра «Правда или ложь».
1. Для определения массы тела на другой планете можно пользоваться рычажными весами на другой планете.
Это правда! Конечно, ускорение свободного падения на другой планете будет иным. Однако и взвешиваемое тело, и тело эталонной массы (гири на весах) находятся в одинаковых условиях. Здесь работает правило: масса не зависит от силы тяжести.
2. Жидкости некоторых водоемов на нашей планете невозможно смешать между собой.
Это правда! Поскольку плотность жидкости в водоёмах разная. Например, плотность воды в Атлантическом океане = 1,02543 г/см3, а плотность воды в Средиземном море = 1,023 г/см3.
3. Сильную жару легче перенести в пустыне, чем в тропическом лесу.
Это правда! В пустыне воздух достаточной сухой, а в тропиках — высокая влажность. В сухом воздухе доля кислорода выше, чем во влажном, а поэтому легче не только дышать, но и переносить жару.
4. Чистый белый снег тает быстрее грязного снега около автомобильных дорог.
Это ложь! Черный цвет притягивает свет. Поэтому грязный снег притягивает солнечные лучи намного сильнее, чем белый чистый снег, так как он эти лучи отражает.
5. Если развернуть коробку сока так, чтобы горлышко коробки оказалось выше поверхности сока в ней, то наливать его в стакан будет проще.
Это правда! Часто сок наливают так, что горлышко оказывается внизу (ближе к стакану), и воздух не поступает в пакет, поэтому брызги от сока разлетаются в стороны.
На самом деле, любая деятельность может быть интересной, в том числе и процесс изучения физики в школе. Самое важное — понимать, зачем вам это и как процесс обучения можно разнообразить.
«Ученики бы меня кормили, а я бы им преподавал»: сколько зарабатывает консультант по физике
В Москве и иногда в регионах
Каждую неделю читатели Т—Ж рассказывают что-то новое о разных профессиях и доходах, которые они могут принести.
Артем Мусин поступил на физфак МГУ без экзаменов благодаря хорошему результату на олимпиаде, а потом сам начал тренировать новых олимпиадников. Он рассказал о том, кто такой преподаватель-консультант, какие вредные привычки детей мешают им как следует понять физику и в чем для него интерес бесплатных занятий.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Физика
Я участвовал в олимпиадах по физике и математике, которые проводили МГУ, МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, СПбГУ, ННГУ им. Лобачевского в Нижнем Новгороде. И практически везде получал дипломы победителя или призера: за 11 класс у меня их набралось 16. Благодаря одному из них я без вступительных испытаний поступил на физический факультет МГУ, выбрал специальность «общая физика, физическая электроника, компьютерное моделирование процессов на поверхности твердого тела и наноструктур, физика ионных пучков».
Сейчас я аспирант, пишу диссертацию. Параллельно с этим занимаюсь преподаванием.
Педагогика
Начинал я с того, что в школе в день самоуправления проводил уроки для классов помладше. Мне это очень нравилось: я получаю удовольствие, когда делюсь с кем-то знаниями, а если эти знания человеку пригодились, мне приятно вдвойне.
На первом курсе я напросился помогать в проведении Московской олимпиады школьников по физике — проверять работы участников. С тех пор тружусь там каждый год. Позже добавился Турнир Ломоносова, также я устроился в летнюю физматшколу для учащихся Сарова. Сначала был ассистентом своего наставника Игоря Тимофеевича, потом стал самостоятельно проводить занятия и впоследствии участвовал в работе летней и зимней физматшкол в течение нескольких лет.
На третьем курсе я попал в одну из московских школ: они искали преподавателя-студента для проведения кружка и я откликнулся на их заявку. Физика у них не была профильным предметом, но администрации хотелось улучшить результаты детей на олимпиадах. На кружок приглашали всех желающих: я верю, что научиться решать олимпиадные задачи может любой, вопрос в том, насколько человек готов для этого выкладываться. Как известно, нужно 5% таланта и 95% труда.
Я проводил два занятия в неделю и получал около 15 000 Р в месяц. Тогда я жил в общежитии МГУ, у меня была повышенная стипендия — было неплохо.
За годы обучения в МГУ у меня сложилось понимание того, что должен знать хороший физик и хороший математик-прикладник и как к этому уровню знаний прийти: как готовиться, какие темы нужно охватить, какие задачи научиться решать.
Миссия
Мою профессию трудно описать двумя-тремя словами. На то, чтобы объяснить суть своей работы будущей жене, я потратил целый вечер. В середине 1990-х — начале 2000-х таких, как я, называли тьюторами, но сейчас у этого слова много смыслов и я предпочитаю не использовать его. Я бы назвал себя преподавателем-консультантом.
Разница между преподавателем и консультантом — в соотношении. Когда человек учится учиться самостоятельно, я ему нужен не как пересказ учебника, а как тот, кто может сделать где-то акцент или рассказать что-то особенно важное или интересное, поделиться своими наблюдениями. Впоследствии вы можете даже вместе вести какие-то занятия, писать брошюры, составлять задачи, делать научные проекты. Ученик превращается в твоего младшего коллегу.
Я не стремлюсь быть еще одним репетитором, который натаскивает на ЕГЭ, а стараюсь научить людей думать и рассуждать.
Свою миссию я вижу в том, чтобы помогать школьникам получать знания, прежде всего в моей профессиональной области — физике и математике.
Во время работы я активно борюсь с «роботами», «попугаями» и «обезьянками». Так я называю школьников, которые решают задачу, не понимая, о чем она. Этот биотехногенный зоопарк всегда очень утомляет.
Вот, например, задача: «Вася и Петя попрощались в подъезде и пошли по домам. Вася живет на втором этаже, Петя — на шестом. Во сколько раз больший путь проделал Петя до своей квартиры?» Легко нарисовать картинку и подсчитать, что между первым и вторым этажом один пролет, а между первым и шестым — пять. Поэтому Петя проделал в пять раз больший путь. Люблю давать такие задачи детям при знакомстве, в том числе и старшеклассникам — в качестве блицопроса. Если взял из условия числа 6 и 2 и тупо поделил одно на другое — точно робот. И тогда начинаешь объяснять, что надо включать мозг и рисовать картинку.
Попугай — это тот, кто уверенно произносит формулировки определений и теорем, не понимая и не желая понимать их смысла. Иногда преподавателя начинают «мочить» формулами. Под таким пулеметным огнем многие сдаются, но только не я. Метод борьбы очень простой: просишь доказать формулу или даешь задачу, где эта формула не работает. При этом борюсь я не с формулировками, а с формализмом, когда в голове остается одна форма без содержания. Этот подход — когда человек что-то делает, потому что надо, но не понимает, зачем это надо, — вреден в принципе. Я за осознанность, и физика — отличная платформа для того, чтобы учиться действовать осознанно.
Обезьянки обычно любят тупо повторять то, что им когда-либо показывали. Они легко выявляются по фразе «мы этого не проходили». Даешь задачу, человек все выписывает, ответ правильный, все хорошо. До тех пор, пока не спросишь: «А что это такое у тебя в решении? Почему ты так сделал?»
Что такое настоящее знание — вопрос сугубо философский. Я объясняю так. Есть нулевой уровень знаний — это начало отсчета. На этом уровне человек в принципе ничего не знает, он белый лист.
Механическое заучивание, напротив, уводит в минус. Здесь уже нет дерева, лишь разрозненная россыпь фактов. Такую кашу в голове я называю антизнанием. «Анти» — потому что это гораздо хуже, чем незнание. Здесь требуется реанимация, на это всегда нужно много времени. Специалистом по реанимации был мой наставник, я так круто пока не умею, но видел, как это происходит, как ученик начинает докапываться до сути, читать наконец учебник, разбираться.
На занятиях я стараюсь показать детям, что все взаимосвязано, что физика — это не набор лоскутов, а нечто цельное. Чтобы убедить их в этом, в процессе решения задач я использую примеры из жизни, делаю отсылки к истории и культуре. Рассказываю, как необходимо выстраивать самостоятельную работу, даю литературу и так далее. Основные вещи о природе может понять каждый, это и есть базовая физика.
Больше всего в моей работе мне нравятся интересные люди. Это и коллеги, и, конечно, ученики, особенно когда они добиваются того, чего хотели. Мои ученики доходили до регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, побеждали в вузовских олимпиадах и поступали в лучшие вузы России: МГУ, МИФИ, МФТИ. Я еще молод, поэтому успехи еще впереди.
Самое трудное в работе тоже связано с людьми. Я много на себя беру, потому что хочется везде успеть, со всеми позаниматься, всем помочь. Бывает, устаю от общения. Когда у меня переполнение, случается, что и вообще ничего не хочется делать, но надо.
Формы работы
С местами работы у меня всегда получается по-разному : какие-то школы я находил сам, в другие меня предлагали друзья. В конце лета я встречаюсь с администрацией, мы обсуждаем, что делать в этом году, какие направления в приоритете. Я выполняю разные заказы: занимаюсь с учениками, составляю задания, провожу олимпиады.
Занятия в школе. Сейчас я работаю в двух школах и веду только дополнительные занятия, хотя раньше вел и обычные уроки. Я доволен своим выбором, потому что люблю заниматься с теми, кто хочет, и не вижу смысла тратить энергию на то, чтобы проводить урок в классе, где предметом интересуются всего несколько человек. Лучше собрать энтузиастов из нескольких классов на дополнительные занятия.
На очных занятиях группы бывают очень разные — и по возрасту, и по уровню. Я беру детей с 3 по 11 класс, в 7—11 классах преподаю физику, а в 3—6 — веселую интересную математику, которая потом понадобится для физики: тут требуется логика, важно решать нестандартные задачи, которых в школьном курсе мало.
В одной школе я занимаюсь дистанционно: выкладываю видео с заданиями и проверяю их. Это очень удобно: почти вся работа удаленная, нужно только изредка приезжать для записи видеороликов.
С некоторыми старшеклассниками — это, как правило, ученики, у которых есть интерес и кое-какие навыки, — я поделился кусочком своей диссертации. Мы сделали пару научно-исследовательских работ, которые ребята потом защищали на конференциях. Им это дает опыт научной работы и ее защиты перед аудиторией, а также небольшие дополнительные баллы при поступлении, а мне — дополнительную работу на общественных началах. Впоследствии мы опубликовали результаты в научном журнале.
Больше всего я не люблю всякого рода организаторскую работу, откладываю ее до последнего. Сюда входит организация групповых занятий, составление личного расписания и графика работы, написание учебных программ, планов и отчетов. Конечно, педагогов дополнительного образования с отчетностью прессуют меньше, чем штатных учителей, но программы составлять все равно нужно. Здорово облегчает жизнь « Гугл-календарь », также стало проще с появлением «Вайбера» и «Вотсапа»: я не люблю звонить, это долго и нудно — легче списаться.
Поездки в регионы. Периодически я выезжаю в регионы, провожу там занятия и олимпиады. По наследству от Игоря Тимофеевича мне достались хорошие отношения с некоторыми школами Нижнего Новгорода и лицеем в Дзержинске, в прошлом учебном году я приезжал туда каждый месяц на целый день и вел занятия: математику для 3—6 классов и физику для 7—8.
Репетиторство. Еще я провожу занятия за деньги родителей, готовлю детей к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам. Находят меня обычно благодаря рекомендациям знакомых. Много учеников стараюсь не брать, у меня и так большая нагрузка: наука, учеба, работа. Но если есть возможность позаниматься, то не отказываю.
Задолго до коронавируса я перевел частные занятия в онлайн-формат. Такая форма гораздо удобнее очной, лишь бы был интернет. Во время занятия мы пользуемся инструментами «Гугла» — доской и тетрадью. Все написанное остается и у меня, и у учеников, они в любой момент могут открыть этот конспект и готовиться по нему.
С москвичей можно было бы брать и больше, но в регионах людям трудно много платить, я это прекрасно вижу и не наглею. Поэтому хорошо, когда собирается группа: это и для родителей экономия, и мне проще.
Мне очень трудно обговаривать с родителями стоимость занятий — и особенно напоминать об оплате. Я не коммерсант, и деньги сами по себе меня не интересуют.
Если бы можно было жить на натуральном хозяйстве, я бы вообще о них не думал: ученики бы меня кормили, а я бы им преподавал 🙂
Но о деньгах думать приходится, чтобы было на что жить. Если я чувствую, что полученная сумма соответствует моим трудозатратам, то все нормально. В отношении оплаты я стараюсь быть деликатным, всегда спрашиваю, сколько занятий в неделю люди хотят, а не просто назначаю столько, сколько считаю нужным. Для меня важен не размер гонорара, а результат, и если ученик может заниматься самостоятельно и раза в неделю ему достаточно — хорошо.
Олимпиады и конкурсы. В течение учебного года я помогаю при организации различных олимпиад и конкурсов: Турнира Ломоносова, Московской олимпиады школьников по физике, Всероссийского конкурса научных работ школьников «Юниор» и некоторых других. Меня приглашают и как эксперта, и как члена жюри, и как составителя задач.
Обычно олимпиадная задача — это целая история, в рамках которой нужно что-то расследовать. Чтобы придумать такие задания, необходимо вдохновение. Например, можно переформулировать старую известную задачу и заменить легенду. Либо взять какое-то сложное явление из науки и техники, упростить его до школьного уровня и предложить посчитать.
Олимпиады — довольно важная часть моей деятельности. Они поддерживают мой статус: когда я представляюсь кому-то в новой школе, регалии отражают мой реальный опыт работы. Это, по идее, должно цениться. Кроме того, благодаря этой работе я знакомлюсь с преподавателями вузов, которые тоже сидят в жюри или оргкомитете, и мы с ними придумываем задачи, публикуем совместные статьи и даже как-то затеяли летнюю школу для лицеистов МИФИ.
Олимпиады бывают разные. Например, Всероссийская олимпиада школьников — это что-то типа профессионального спорта, высшая лига. Еще бывают олимпиады вузов — там дипломы победителей и призеров получают до 30% участников, потому что цель другая: вузы ищут себе студентов. Дипломы дают льготы при поступлении: 100 баллов ЕГЭ по соответствующему предмету или даже поступление без вступительных испытаний.
Официальные льготы — это хороший стимул для углубленного изучения физики: человек готовится, читает теорию, думает над интересными задачами, а не просто тесты решает. Я считаю, что с вполне средней подготовкой можно участвовать в вузовских олимпиадах и даже брать там дипломы.
За подготовку к олимпиаде я беру не больше, чем за обычное занятие. В конце концов, физика одна, нет отдельно школьной и олимпиадной физики — в отличие, например, от математики. Наша с учеником работа зависит от его уровня. Если уровень нормальный, то мы готовимся к ЕГЭ и олимпиадам параллельно, смотрим интересные задачи и из экзамена, и с олимпиад. В таком случае и мне нужно меньше усилий: я больше консультант, чем преподаватель.
Если ученик слабый, нужно наверстывать упущенное. На это требуется много терпения, сил, приходится много раз возвращаться к похожим задачам. Это скучно, муторно, но необходимо. Поэтому я склонен в таком случае брать плату повыше.
Моя главная установка — научить человека так, чтобы я ему был не нужен, чтобы он учился сам.
Подготовка к олимпиадам — процесс длительный и непрерывный. Если его налаживать в школе, на настройку уйдет не один год. К сожалению, сейчас более распространен ситуативный подход: закрыть дыру, достичь локальных результатов, продвинуться в рейтинге школ, чтобы получить финансирование, чтобы им опять закрыть дыру, и так далее. У школ материальная заинтересованность в олимпиадах очень большая, потому что количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады, Московской олимпиады школьников, а также некоторых вузовских олимпиад — один из критериев их оценивания. В зависимости от положения в рейтинге школа получает финансирование, новое оборудование, приоритетное участие в городских образовательных проектах. Сумм я не знаю, не интересовался, но если говорить, например, про покупку атомно-силового микроскопа — это могут быть миллионы рублей.
В подобной погоне за показателями я не вижу себя и соблюдения интересов ученика. Но есть школы и люди — учителя и директора, — которые могут и хотят работать содержательно. Друг за друга и держимся.
Отношения с администрацией школ у меня бывали разные, но в тех местах, где не возникало взаимопонимания, я надолго не оставался. Там, где преподаю сейчас, отношения отличные. Мне помогают собирать школьников, организовывают работу. А я стараюсь выкладываться на полную и делать то, что считаю важным для будущего России: создавать новые научно-инженерные кадры высокой квалификации. Я считаю, что наше высшее образование в области физики — лучшее в мире.
Конечно, не все мои ученики остаются в России, некоторые уезжают за границу — в магистратуру или работать. Научные кадры высочайшей квалификации мало востребованы в нашей экономике, это проблема. Хотя и у нас есть куда пристроиться: например, неплохую карьеру можно сделать в ГК «Росатом» или в так называемых «почтовых ящиках», то есть на оборонных предприятиях. Но не все хотят связываться с секретностью. Я на своем уровне не могу решить эту проблему. Я могу сделать так, чтобы специалистов стало немного больше, а задача государства — учиться применять этих специалистов в нашей стране, а не носиться с каким-нибудь «Роснано», например.
И даже когда мои ученики уезжают за границу, я не расстраиваюсь: если за рубежом будет много специалистов из России, это тоже неплохо — показывает наш высочайший уровень.
Как я физику полюбил
Как-то много лет назад, на первом курсе института вышли мы гулять с другом, назовем его Толиком, в центр, что бы с кем-то познакомиться. Т.к. мы вместе снимали квартиру, время от времени девушек приводили к себе.
В тот вечер мы познакомились с двумя очень красивыми девушками: первая была болтушка-простушка, пусть для рассказа будет Люся, примерно нашего с Толиком возраста, а вторая, как изысканная дворянская дама, прямо с бала 19 века. Вся легкая и нежная, флиртовала исключительно глазами, со словами очень лаконичная. Вера.
Под конец мы уселись под общагой по парам на разных лавочках. Было время позднее и холодное и надо было уже девушек либо отпускать, либо обольщать и уводить к себе. Я питался изо всех сил и умений, но немногословная Вера держала оборону своего целомудрия, как Сталинграда.
Домой мы с Толиком возвращались в в раздумье и разговаривали о звездах. Весь следующий месяц я учил законы термодинамики и что такое энтропия. Даже в туалете на дверях наклейку сделал.
Историй еще было много. Веру я больше не встречал, да и не искал, а вот физика зацепила и осталась в сердце навсегда.
P.s. за орфографию извините. Пост первый.
Орфография? Сдается мне ты не из России, потому как мало кто пишет «и» вместо «ы»
Эйнштейн? Ты ли это?
Аэродинамика
Пластиковая бутылка попала в поток воздуха за пикапом
С трудом нашел аудиторию, захожу, Владислав Евгеньевич укоризненно смотрит, к билетам не подпускает и предлагает злостному опоздавшему вариант: решить задачу (что-то из ядерной физики с электронами и энергией), а после ее решения, уже он решит допускать меня до коллоквиума или отправить на пересдачу.
Я других вариантов не вижу, спорить ни сил, ни желания нет. Получаю задачу, сажусь решать.
Задача оказалась не очень сложная. Решил, но вижу, что ответ неправильный, а ошибку найти не могу. В голове гудит, то в жар, то в холод бросает, но виду не показываю. Минут через 10 преподаватель подходит, спрашивает:
Владислав Евгеньевич уходит с листком. Проходит пару кругов по аудитории. Подходит к столу, что-то пишет. Возвращается ко мне:
Сердце уходит в пятки, он меня к коллоквиуму не допустил. Придется идти на пересдачу.
Уже на втором курсе я узнал, что именно точность определения величины ошибки «на глазок» и определила мой зачет.
О преподавателях
Прочитал комментарий #comment_169866892 и вспомнил свою ситуацию из студенческих времён.
с физикой у меня все отлично было, а вот с химией не очень. Химию вел Олег Геннадьевич Баранов (если кто из ЮУрГу есть, может в курсе). Очень принципиальный человек в плане шпор и тд. И очень он уважал Юрия Борисовича Пейсахова, который вел у него когда-то физику (тоже очень принципиальный человек, но офигенный преподаватель.. на физику к нему всё ходили с удовольствием). Юрий Борисович вел физику и у меня. В том семестре физику я сдал на 5, а вот к химии совсем не готовился по некоторым причинам.. на руках были только реферат и готовность идти на пересдачу. На экзамене я все же решил рискнуть и списать, что в свою очередь заметил химик. Сразу же вызвал меня отвечать, засыпая вопросами, на которые я не мог ответить. С его слов «не выгнал сразу, потому что первый попался». В итоге светит мне неуд, открывает он зачётку, а там 5 от Пейсахова. «Чё реально физику не 5 сдал Борисычу?», «Да». «Ещё и на стипендию идёшь, смотрю?», «Ну да». Такую зачётку, говорит, я испортить не могу, и поставил 4.. себя не оправдываю, но человека уважать начал очень сильно. Потом даже вместе пили, но это уже другая история))
Медицинская физика. Что это такое и с чем это едят?
Для начала я очень прошу не относиться к моим словам как к истине в последней инстанции, напоминаю, что учусь я на польском языке и, хотя я прочитала некоторое количество необходимой для поста информации по-русски, всё равно могут быть неточности, так как я не всё могу стопроцентно правильно рассказать и объяснить на русском языке.
В комментариях к моему предыдущему посту @OzzVeriN1985 предположил, что мы, медицинские физики (у меня защита через 9 месяцев, но можно я уже себя к ним припишу?), истязаем людей током во славу науке и был не так уж и не прав и немного ошибся с определением.
На самом деле, у медицинских физиков достаточно много практических применений, я тут видос на ютюбе раскопала, он довольно ёмко описывает специальность.
Для ЛЛ: обычно медфизы работают по двум основным отраслям: дозиметрия и медицинская визуализация. Кратко и своими словами: в дозиметрии медфиз отмеряет больному (чаще всего онкологически) необходимое количество излучения, целесообразность радиотерапии и всякое сопутствующее, в медицинской визуализации занимается расшифровкой и переводом в нечто более удобочитаемое, изображений, полученных с рентгена, томографа, УЗИ, эхоскопии и тд. Конечно, ещё можно уйти в разработку медицинского оборудования или начать учиться дальше на обычной медицине.
Теперь немного по самому обучению. В Польше есть несколько учёных степеней: обучение на гуманитарные специальности длится шесть семестров (3 года) и студент получает звание Лиценциат. Далее, по желанию, может стать Магистром и тогда во всех официальных инстанциях может подписываться как mgr Ivanov. Обучение на специальностях технических длится 7 семестров, заканчивается в феврале и студент получает звание Инженер и уже на этом этапе может везде писать, что он inz Borisov. Окончив магистратуру, inz Borisov плавно переходит в mgr inz Borisov’a.
Так вот, медицинская физика относится к техническим специальностям, обучение длится от 7 до 10 семестров, соответственно. Первые два года обучения мы учимся по одинаковому расписанию, все предметы обязательны, в программе общая медицина, физика, статистика, математика и программирование. На третьем году (5 семестр) выбирается специализация из двух возможных : дозиметрия и электроника в медицине, и медицинская визуализация (моделирование биообъектов) и биометрия. При желании не спать, не есть и не иметь личной жизни можно ходить на предметы обеих специализаций, но на моём потоке таких оригиналов нет. Теперь расписание у всех разное, кроме того, на третьем учебном году открывается ачивка в виде списка дополнительных предметов, из которых можно выбрать интересующие и на них ходить (а можно и не ходить). Если интересно подробнее о предметах, методах обучения кафедрах и тд, могу написать отдельно, а то в один пост всё не влезет 🙂
После 6 семестра нас ожидает первая практика, на которой мы наконец-то узнаем, чем, собственно, занимается конкретный медфиз в конкретной больнице. Да, собственно, это большой минус обучения: большинство полученных знаний исключительно теоретической направленности, а практику, которую студенты других специальностей начинают уже после первого/второго курса, мы получаем непосредственно перед дипломным семестром. Практика меня ждёт через два месяца, поэтому прокомментировать её на данный момент не могу 🙂
Пост снова отличается некоторой сумбурностью, поэтому, пожалуйста, если что-то интересно, задавайте вопросы, я постараюсь либо ответить, либо более структурировано написать новый пост.