Что мне нужно сделать чтобы ты дал мне поиграть
Не надо демонизировать: почему видеоигры — это нормально
Разбираемся, почему от игр порой не оторваться и как они влияют на наш мозг. Рассуждают дети и объясняет киберпсихолог.
Влияют ли игровые предпочтения на развитие памяти, внимания или скорости реакции? Почему так сложно перестать играть? Сначала расспросили учеников «Фоксфорда» об их опыте в компьютерных играх, а потом обсудили с киберпсихологом, как устроена мотивация игроков и какие психологические приёмы используют разработчики игр.
киберпсихолог, кандидат психологических наук
Мотивация игроков
Если верить теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, люди играют в видеоигры, чтобы удовлетворить три потребности:
🙋 Автономия — вы сами контролируете свою жизнь.
«Никто меня не трогает и не может повлиять на мои решения; игры для меня — моральный и физический отдых»
🏆 Компетентность — вы успешны и эффективны, у вас всё получается.
«Это интересно, расслабляет, и я получаю удовольствие, когда достигаю успехов»
🧑🤝🧑 Отношения — вы нужны людям и связаны с ними.
«Я играю с друзьями, и для меня это расслабление после тяжёлого дня»
Эти потребности — основные для человека и за пределами компьютерных игр, если мы смотрим на мотивацию человека с позиции самодетерминации.
В психологии компьютерных игр есть ещё одна довольно популярная модель мотивации, предложенная Ником Йи на основе опроса нескольких тысяч игроков. Методом факторного анализа он выделил шесть основных компонентов:
Отчасти эта модель пересекается с моделью Деси и Райана, однако в ней есть и новые факторы. Например, мотивация погружения, описывающая всё множество мотиваций, связанных с желанием примерить на себя чужую роль, сбежать от проблем в реальности, погрузиться в другой мир и изучить его.
«Не могу сказать, что это даёт мне что-то невероятное, скорее это просто мне интересно»
«Помогает отвлечься от мира»
«Пройти сюжет. Поустанавливать моды. Создать моды»
Есть масса исследований, которые рассматривают желание играть в игры через призму мотивации потока. Концепцию опыта потока изначально предложил Михай Чиксентмихайи. Поток подразумевает, что некоторые виды деятельности так погружают в себя человека, что у него появляется определённый набор переживаний: чувство поглощённости и максимальная фокусировка на занятии, потеря чувства времени, ощущение, что действия следуют логично одно за другим, получение удовольствия от процесса, а не от какой-то определённой цели.
Состояние потока возникает, когда есть баланс между навыками и трудностью задачи.
Такой баланс научились воспроизводить создатели компьютерных игр. В процессе игры вы всё время растёте в навыках, и задачи, с которыми вы сталкиваетесь, тоже постоянно усложняются. Если эти процессы совпадают по скорости, то мотивация потока сохраняется и делает процесс игры увлекательным и привлекательным для игрока.
Влияние игр на когнитивное развитие
Компьютерные игры, как и любые другие виды деятельности, не бесполезны. Если игра увлекает, погружает, вызывает позитивные эмоции, позволяет получить удовольствие от процесса, — это уже замечательно. Не стоит игнорировать значение радости, удовольствия и опыта потока для нормального психологического состояния.
Если верить статистическим опросам, именно в России родители считают, что игры приносят больше вреда, чем пользы. При этом в Америке игры не так демонизированы.
Социализация
«Мне очень нравится гулять с друзьями и наслаждаться реальной жизнью, но так сложилось, что после переезда у меня нет ни одного друга в реальной жизни, все они лишь в интернете»
В целом, игры — это существенная часть социализации, если в них играют со сверстниками. Если это те игры, которые сейчас на слуху в детской аудитории, если все одноклассники обсуждают новую суперскую игру, а вы по какой-то причине не можете в неё играть, это тоже влияет на социализацию. Соответственно, если подросток вообще не играет в игры, то огромный пласт подростковой культуры оказывается для него недоступен, и это может быть проблемой.
Пространственное мышление
Компьютерные игры помогают развивать пространственное мышление — целую группу способностей человека, связанных с ориентацией в трёхмерных пространствах.
Исследования пространственного мышления начались в восьмидесятые-девяностые годы на материале тетриса и головоломок. Потом вектор интересов сместился на экшен-игры и шутеры, которые, как оказалось, также вносят вклад в развитие пространственных возможностей.
«Если это игры онлайн, то можно попрактиковать язык с иностранцами (правда, чаще всего это нецензурная лексика). Есть игры с элементами решения головоломок, что развивает мышление и заставляет думать. Есть игры на время, которые заставляют быстро действовать или принимать решение за персонажа»
В целом, учёные склоняются к тому, что видеоигры развивают зрительное внимание и рабочую память — тот объём информации, который мы можем временно удерживать в голове. Игры-стратегии развивают стратегическое мышление, а шутеры и аркадные игры — скорость реакции.
«Я думаю, почти все игры так или иначе развивают реакцию или что-то другое, ну и во все игры я играю на английском, так что немного помогает именно в разговорном английском»
При этом не все навыки, выращенные на компьютерных играх, успешно переносятся на другие виды деятельности. Особенно актуально это для мозговых тренажёров, которые обещают при регулярных тренировках улучшить некоторые когнитивные характеристики. В частности, предполагается, что такие тренажёры способны улучшать исполнительные функции — когнитивные процессы, необходимые для поддержания любой нашей деятельности (фокусировка на текущих задачах и переключение между различными делами, когда это необходимо). Такие тренажёры должны развивать и стабилизировать исполнительные функции, которые помогают нам сосредотачиваться на том, что мы делаем, не отвлекаясь на постороннее; при этом исполнительные функции позволяют нам переключиться на другие дела, когда нам это нужно. Исследования таких игр показывают, что, если мы получили некоторый прирост в решении онлайн-задачек, не всегда эти навыки переносятся за пределы игры.
«Люди начинают тупеть, ведь в гаджетах нет ничего полезного и они отнимают много времени от занятий другим делом»
Компьютерные игры не панацея в плане когнитивного развития. Тренировка внимания, памяти и скорости реакции — скорее приятный бонус. Не до конца понятно, насколько хорошо и устойчиво выращенные в играх навыки работают вне виртуального пространства, хотя некоторые учёные настроены весьма оптимистично.
Почему от игр не оторваться
«— Ну вот закончу и всё
— Ну вот пройду босса и всё
— Небольшой квест, ну ладно
— О, новый персонаж, надо прокачать
И так продолжается очень и очень долго…»
В цитате выше хорошо описывается, как в компьютерных играх работает эффект незавершённого действия, также известный как эффект Зейгарник. Суть феномена в том, что действия, которые мы по какой-то причине не завершили, намного лучше запоминаются. Нам психологически сложно прерываться на середине и бросать почти завершённую задачу как бы на полпути. В компьютерных играх практически не возникает ситуация, когда у игрока выполнены все задачи прежде, чем ему дадут пару других, от того и перестать играть так сложно.
Случайное подкрепление
Ещё один эффективный механизм — режим случайного подкрепления, который описал психолог Б.Ф. Скиннер. Подкрепление — это любое событие, которое следует за реакцией и увеличивает вероятность повторения такого поведения.
Когда мы что-то делаем и получаем за это награду, с большой вероятностью мы будем продолжать это делать. Когда человек не знает, в какой момент, за какое количество повторений или через какое время его поведение поощрят, подкрепление работает ещё лучше.
В различных RPG это реализуется через случайное выпадение предметов: редкий нужный предмет выпадает с шансом 0,001%. Игрок не знает, он выпадет сейчас или через тысячу повторений. Это провоцирует играть снова и снова. В других ситуациях — это очень эффективный способ выработки навыков, в играх — способ удержать внимание человека в игре.
В онлайн-играх мир продолжает существовать
«Забирают очень много свободного времени, которое можно было бы потратить на что-то более полезное»
В онлайн-играх мир продолжает существовать, даже когда игрок там не находится. Пока вы в своей жизни занимаетесь обычными делами, друзья и враги продолжают играть и развивать своих персонажей. В игре появляются новые события. Всё время возникает желание вернуться и проверить, что там поменялось. Не хочется отставать от других.
С офлайн-играми этого не происходит: они сохраняются в том виде, в котором их оставили. В них всё завязано на сюжете и раскрытии истории, банально интересно узнать, что будет дальше. Как главы книги и сериалы, игры заканчиваются в самом интересном месте. Хочется вернуться и продолжить.
Игровая зависимость
«Жизнь сама по себе интереснее гаджетов и выдуманных миров»
Когда говорят про игровую зависимость, часто обращаются к проблеме выработки дофамина. Дофамин— это вещество, которое участвует в системе мотивации и поощрения действий. Выработка дофамина происходит, когда мы чего-то достигли и чувствуем себя хорошо. Видеоигры тоже могут приводить к выработке дофамина.
Если у человека хорошо работает дофаминергическая система, то компьютерные игры, как и вкусный тортик или достижения в любой сфере, ведут к выработке дофамина. Если выработка дофамина нарушена, это может вести к сниженному настроению, плохому самочувствию и ощущению усталости даже без какой-то существенной нагрузки.
«Виртуальный мир затягивает, когда у тебя ничего кроме него нет, родителям не до тебя, друзьям тоже»
В процессе игры человек с нарушенной выработкой дофамина может почувствовать себя лучше. Но когда игра заканчивается, он чувствует себя ещё более уставшим и психически истощённым и уже не может ничего делать. Чтобы почувствовать себя хорошо, нужно снова поиграть. Получается замкнутый круг, который может стать существенным фактором риска возникновения игровой зависимости.
Другими факторами риска компьютерной игровой зависимости могут быть проблемы и неприятности в реальной жизни: плохие отношения в семье, неприятности в школе, конфликты и непонимание со стороны одноклассников. В этом случае компьютерные игры могут выступать своего рода способом совладать со всем этим, «убежать» от проблем и провалов в мир, где достижения даются относительно легко. Однако этот способ совладания в большинстве случаев не очень продуктивный, так как не позволяет решать проблемы, а только способствует временному улучшению эмоционального состояния.
Подростки проходят через определённые гормональные изменения, и у них часто бывают признаки психастении: быстрая утомляемость, пониженное настроение и работоспособность. Также часто возникают и различные социальные проблемы: конфликты с родителями, сложности в школе, непринятие в кругу сверстников. Получается, в подростковом возрасте немного выше риск возникновения аддиктивного поведения.
Как настроить «Семейный доступ» в Steam и дать доступ к своей библиотеке игр другу?
«Family Sharing» или «Семейный доступ» – отличная функция, которая открывает доступ к библиотеке другим пользователям, благодаря чему они могут играть почти во все ваши игры или наоборот. Это практически то же самое, если бы вы купили игру на диске и передали диск знакомому или другу.
Таким образом с компанией друзей реально сэкономить приличную сумму на покупках, ведь практически все новые игры можно в будущем приобретать совместно, если, конечно, у вас надёжные и проверенные друзья.
Как включить «Семейный доступ» в Steam?
Как отключить «Семейный доступ» в Steam?
Поругались или не поладили, поэтому теперь хотите закрыть доступ к своей библиотеке игр? Тогда вновь переходите во вкладку «Семья», но на этот раз переходите уже во вкладку «Другие компьютеры». В открывшемся окне будет представлен полный список компьютеров, которые имеют доступ к вашей библиотеке игр. И всё, что тут нужно сделать, так это нажать на кнопочку «Деавторизовать», после чего некогда верный и хороший друг лишится доступа к вашей библиотеке.
Почему некоторые игры недоступны в «Семейном доступе» Steam?
Да, функцию омрачает то, что некоторые современные новинки частенько выходят без поддержки семейного доступа. Как правило, разработчики не дают таких прав Steam исключительно из коммерческих соображений. Поэтому поиграть в некоторые новинки вся ваша дружная компания сможет лишь после того, как разработчики наконец-таки соберут долгожданные сливки.
Как захотеть играть: мягкие и доступные решения против игровой импотенции
Продолжаем самое глубокое исследование игровой импотенции в вашей жизни – ищем бытовые способы поднятия интереса к играм.
Собрал комп и не хочу играть: что такое игровая импотенция и кто такие геймеры
Теперь определим свойства импотенции и подумаем о том, какими очевидными и не совсем очевидными способами вернуть в жизнь маленькие игровые радости, ведь иногда достаточно не найти уникальный совет, а задуматься и начать движение к решению проблемы.
Что делать? Каким домкратом поднять интерес к играм?
Проблема даже не с тем, что игры перестали приносить удовольствие сами по себе. Смотрели мультфильм «Головоломка»? Там у девочки в голове были центры радости, которые держали ее на плаву в самые темные времена. Когда они разбились, она начала отравлять жизнь себе и окружающим, впав в состояние если не депрессии, то точно кризиса.
Огромный раздел с размусоливанием про понятие «геймер» в первой части статьи написан не ради самоудовлетворения автора (наверно). Определив, что игры стали для нас приятной привычкой, мы осознаём всю грусть потери вкуса от игр.
Возвращаясь к ярким метафорам из мультика, можно сказать, что жизнь пустеет, а пустота засасывает в себя радость жизни или зудит так, как будто где-то потерялась часть души, оставив рану. Старые шарики-воспоминания тускнеют, новые не создаются.
Что делать? Найти новые батарейки, а еще лучше – подход с другой стороны.
Батарейки для геймера
Батарейки эти подойдут только взрослым или подросткам. Как вернуть интерес к играм у школьников? Я не знаю. Интерес детей к различным вещам – отдельная тонкая сфера, а статью пишет не Сергей Супонев и не детский психолог, поэтому обнаружить и восстановить его у них не может.
Общение же со взрослыми осознанными геймерами привело к занятному и не всегда очевидному списку активностей, которые с высокой вероятностью помогают.
Надо: покупать лицензии
Здесь мы полагаемся на такие гадкие вещи, как: азарт, жадность и лень. То есть геймификацию гейминга. Азарт нам поможет составлять списки игр для прохождения, а также искать игры на распродажах. Это вернет в какой-то мере интерес к ресурсам с играми и трейлерами.
Даже если вы не начнете играть, вы вернетесь к культуре, сможете оценивать и одобрять игры, открывать достижения и расширить геймерское поле деятельности.
Лицензии также позволяет вернуть интерес к играм у поклонников торрентов. Многие из них в какой-то момент теряются в огромных ресурсах с играми, не могут выбрать нужный продукт. Как будто на барахолке их подвели к горе шмоток и сказали – ищи.
Лицензионные сервисы также решают проблемы с загрузкой патчей, игры быстрее устанавливаются из-за специальных алгоритмов сжатия, а также одновременной установки и загрузки, к тому же в том же Steam у любой игры есть сообщество – социализация поможет зацепить за культуру обратно.
Как не облажаться при выборе современной игры. Универсальная инструкция
Попробуйте: купить консоль
Да, покупка «плойки» может вывести из ступора. Она четко отделит игры от работы. За компьютером будете сидеть со своими Excel, Word, 1C, черчением, музыкой, арбитражем.
Игры оставьте консолям. Я даже не призываю вас купить новую консоль. Многие мои товарищи из принципа играют только на ретро-консолях, попутно развлекая себя пайкой и сменой контактов под аккомпанемент мата в адрес японских и отечественных разработчиков.
Обзор консоли Nintendo Switch
Или найдите Switch и здоровенный телик. Сейчас здоровенная махина, реалистичность цветов которой выжжет вам глаза постоянным мерцанием с гигантской диагонали экрана, обойдется вам ну где-то 20 тысяч рублей. Ладно, не бойтесь – LED-экран выгорит быстрее глаз.
Маленькая и стеснительная Switch – одна из лучших консолей в мире для мужиков. Особенно для тех, кто считает ее детской и плюется от выходящих на нее игр. Попробуйте, и останетесь в восторге.
Найдите ее. Она будет у вас ломаться, требовать новые стики, показывать невероятно мыльный 4K-опыт ремейков старых игр, вы будете ругаться, играть в аниме-игры и быть абсолютно счастливыми людьми на определенном отрезке времени.
Испытайте: самые бесплатные варианты
Предлагаю возбуждать себя просмотрами стримов, пользовательскими обзорами и списками от кураторов. Визуально, естественно, мы не призываем ни к чему такому.
Попробуйте играть вместе со стримерами. Или стримить самостоятельно, набирая зрителей с помощью максимально легальных способов. Например – познакомьтесь с другим игровым импотентом и используйте его слабость, питайтесь поддержкой как клещ или энергетический вампир.
Совместное время со стримерами вовсе не означает, что вы должны их домогаться. Просто найдите нужного и последовательно с ним проходите игру – вашему компу наверняка хватит мощности альтабат-просмотр или у вас есть смартфон / SmatTV / SmartХолодильник.
Можно воспользоваться и летсплеями, например, длинными прохождениями игр наших стримеров: Hollow Knight от Samsara, Craft The World от MrChaser или Kenshi от Green Penguin.
Они сыграют в игру вместо вас, а вы еще и посмотрите за этим. Я не настаиваю, но не могу, по соображениям этики, рекламировать сторонних стримеров. Но будьте уверены – вы точно найдете хорошего стримера. Вам нравится Gothic? Найди годные видео-прохождения или гайды. Кто-то из авторов точно будет стримить именно то, что интересно вам, но в подходящей манере, без тупых шуток и показа жопы в вебку.
Желательно, чтобы этот стрим был следующего типа: «стримеру без стрима тоже скучно». Такой подход «ламповит» атмосферу и позволяет распределять внимание между игрой и трансляцией.
В чем смысл? Хороший стример заражает страстью, увлекает игрой. Если он вам симпатичен, хочется повторить его подвиги, билды, руками пощупать те места, по которым он ходил и которые он показывал, про которые рассуждал.
Используйте списки
Почти все люди обожают оценивать вещи и составлять важные списки из них. Игровые сервисы с рекомендациями сейчас, очевидно, не тянут, умея собирать данные, но не работать с ними – банальные рекомендации Steam дадут фору любому такому сервису.
Поэтому рекомендую пробежаться по различным топам, составить перечень важных игр разных лет или даже изданий. Если идея самостоятельно составлять заметки вам не нравится, обратитесь к Яндексу, который превратил процесс оценок в игру с баллами, опытом и прочей мотивационной чепухой.
Во что поиграть? Лучшие кооперативные игры для ПК, которые нельзя пропустить
Take it easy
Плюньте в болото ААА-игр. Обратите внимание на сетевые мультиплеерные игры, на карточные стратегии, на игры с короткими игровыми сессиями или красивые инди-игры.
Лучше всего на одиночные или кооперативные – многие многопользовательские проекты вызывают стресс из-за столкновения с киберкотлетами разной степени дурости.
Например, Firewatch откроет возможность провести 3-4 часа в незабываемом приключении. Это как интерактивный мини-сериал с приблизительно похожим уровнем насыщения.
Или вам нужны захлебные игры? Тут все легко. Assassin’s Creed Odyssey, Batman: Arkham, Witcher, Kenshi, Original Sin, Total War и море различных проектов на 70+ часов.
Рекомендую проходить их без чипсов, пива и других сторонних вещей. (В трусах и с прямой спиной). Грамотно организуйте время. Да, к порядочному чистому геймингу надо приучаться и привыкать так же, как некоторые люди привыкают уделять время спорту или учебе не для изматывающих нагрузок, а для отдыха.
Кроме того, если вы не увлекаетесь спидранами или различными полусоревновательными игровыми дисциплинами в стиле «собрать самый высокий урон», то относитесь к играм проще. Используйте читы, не гонитесь за победой, позволяйте игре увлечь вас, но не до одержимости.
Многие игроки страдают от перфекционизма. Гонятся за трофеями, платиной и прочим. Хотят идеальных хороших прохождений, чем отравляют жизнь и себе, и разработчикам, пропуская значительную часть контента. Расслабьтесь. С таким отношением даже Cyberpunk 2077 не обрадует.
Отдохните
Свои способы отдыха вы наверняка знаете сами, но не пренебрегайте банальным игровым детоксом – главное, чтобы он не был слишком продолжительным и не повлек за собой полный отказ от игр из-за пропажи интереса. Если расчитываете на долгий отдых – не стесняйтесь документировать игры. Записывать на камеру или на листочек. А то вернетесь к игре и не вспомните, что вы там вообще делали.
Как зарабатывать деньги, играя в видеоигры: основные способы и главные риски
Интерес к играм можно расширить. Например, можно посвятить время изучению игровой культуры, посмотреть лекции геймдизайнеров, подписаться на социальные сети звукорежиссеров – дорогие нашему сердцу нытики бесплатно посвятят в подробности разработки, научат замечать мелкие детали, впитывать нарратив, понимать дизайнерские задумки. Благодаря повышенной осознанности новейшие проекты станут более интересными.
Поищите друзей и приглядитесь к себе
Знаете, что делают старые алкаши? Находят себе таких же алкашей для веселухи! Вот тут пригодится консоль – можно позвать соседа вечером и без каких-либо обязательств сыграть в Fifa.
Или одну из множества небольших кооперативных игр на двух или даже трех человек – наш сайт постоянно составляет такие списки. Многие из них достаточно нейтральны, чтобы увлечь на один диван врача и шиномонтажника, летчика и диджея, актера и слесаря.
К глубокому моему разочарованию, это не рекламный пост и я не могу предложить вам два стимулятора геймера по цене одного, килограмм БАД или книгу рецептов геймерского плова или майонезного торта с баклажанами, который точно вернет счастье в дом.
Отнюдь, единственная моя идея в том, что геймер должен сохранять привычный ему геймерский подход даже к играм, для чего требуются усилия и время – иначе говоря, перекладываю всю отвественность на вас.
Иначе мы наблюдаем картинку, наверняка знакомую всем: уставшие геймеры начинают интересоваться условными задачами в SolidWorks или Excel, играя с ними, как со сложной игрой уровня Factorio.