Что мне запомнилось в слове о полку игореве
«Слово о полку Игореве» (предположительно — 1185-1187)
Цитата: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» (пер. Д. С. Лихачёва).
Сведения об авторе: Имя автора «Слова. » неизвестно и вряд ли когда-нибудь станет известно.
Литературный жанр: жанр «Слова о полку Игореве» определить сложно. Даже автор называет своё произведение по-разному: иногда «слово», иногда «песнь».
Однако вполне определённо можно сказать, что «Слово о полку Игореве» включает черты целого ряда традиционных жанров. Из числа эпических жанров, представленных в «Слове. », можно назвать и героическую песнь, и воинскую повесть, и прозаическое рассуждение (авторские отступления). Лирическое начало представлено в «Слове.» плачем Ярославны и прославлением князей.
Жанровые особенности: «Слово о полку Игореве» не имеет жанровых аналогов.
Время и место действия: поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев (1185 год), его поражение, плен и побег на Родину.
История создания
В 1187 г. было написано «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. Писалось оно как актуальная история современности: автор обращался к тем читателям, для которых история Игорева похода была известным событием.
Значение произведения
«Слово о полку Игореве» — это одновременно и рассказ о событиях и последствиях похода князя Игоря, и эмоциональная оценка этих событий. Для нас особую ценность представляет патриотический мотив «Слова». Автор говорит о необходимости централизации власти для скрепления единства русской земли.
Действующие лица
Образ Русской земли. Патриотизм автора позволил сделать неперсонифицированный образ Руси главным персонажем «Слова о полку Игореве». Картины природы не просто служат фоном для разворачивающихся событий: ветер, солнце, тучи принимают в этих событиях непосредственное участие. Так, солнечное затмение словно желает остановить князя Игоря и не пустить его в опасный поход. А когда пленённый князь решается на бегство, река Донец укутывает его тёплым туманом, обеспечивает князю зелёную постель на своих берегах.
Князь Игорь. Храбрый воин, возглавивший поход на половцев, не был всё же достаточно предусмотрительным. Заботясь о благе русской земли, князь недооценил возможности врага и потерпел поражение.
Всеволод, брат князя Игоря. Отважный и мужественный воин, патриот.
Ярославна, жена князя Игоря. Настоящая русская женщина — жена и мать, горячо любящая свою Родину. Переживает поражение в походе как личное горе. Тоскуя по мужу, обращается в своём плаче к природе — той самой природе, которая поможет её мужу бежать из плена.
Святослав, киевский князь, отец Игоря. Мудрый и справедливый персонаж. Произносит своё «золотое слово», чтобы уберечь князей от бездумных действий и излишней гордыни, чтобы объединить их силы и укрепить авторитет и мощь земли русской.
Краткое содержание
Князь Игорь отправился в поход на половцев. Солнечное затмение — плохой знак, но князь всё же не отступает от своего намерения. Тем более что первый бой завершился удачно. Однако на следующий день подошли основные силы половцев под предводительством ханов Гзака и Кончака. Храбро бились русские воины, два дня держались, но на третий день князь Игорь был пленён, а русские войска — разбиты.
А князю Святославу снится тревожный сон: накрывают его чёрным покрывалом, черпают синее вино, смешанное со слезами, сыплют жемчуг на грудь. На следующий день князь узнаёт о поражении Игоря.
И тогда князь Святослав произносит «Золотое слово»: упрекает Игоря и Всеволода в том, что они о Руси не думали, а себе славы желали; призывает всех князей русских помочь, отомстить за раны Игоревы, забыть о вражде и вспомнить, что они все — потомки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого.
В Путивле Ярославна, жена князя Игоря, плачет и призывает природу вернуть ей мужа.
Пленённый князь Игорь размышляет о бегстве. Ему помогает половчанин Овлур (подаёт сигнал), да и вся природа на его стороне.
За князем Игорем гонятся Гзак и Кончак. Но природа на стороне князя, и он успешно достигает земли Русской.
«Слово о полку Игореве» завершается величанием князей.
Главная мысль. Призыв русских князей к единству в тот момент, когда Русь была разделена.
Важное и интересное
Спустя более, чем 600 лет после создания «Слова о полку Игореве» граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей, совершил удачную покупку — приобрёл у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря рукописную (как мы помним, книгопечатание ещё не было изобретено) книгу под названием «Хронограф». В этой книге граф и обнаружил текст «Слова о полку Игореве».
В 1797 г. в немецком журнале появилась статья неизвестного автора (по всей видимости, Н. М. Карамзина), в которой древнерусская литературная находка упоминалась и сравнивалась с поэмами Оссиана, легендарного кельтского поэта. Эта статья стала предисловием к первому изданию «Слова о полку Игореве» (1800).
Оригинал списка (рукописной копии) «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара 1812 г.
«Слово о полку Игореве» повлияло на многие произведения последующей русской культуры. Отголоски «Слова. » мы находим в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкина, «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя. Нельзя не упомянуть также об опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и картинах В. М. Васнецова на сюжет «Слова о полку Игореве»
Экранизации
«Сказание про Игорев поход» (СССР, 1972); «Слово о полку Игореве» (Россия, 2010).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто помог князю Игорю бежать из плена?
Ответ. Половчанин Овлур. Именно он подал сигнал князю о возможности побега.
Как была найдена рукопись «Слова о полку Игореве»?
Ответ. Рукопись обнаружил граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей. Она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. К сожалению, оригинал рукописи утрачен во время московского пожара в 1812 году.
Назовите персонажа «Слова о полку Игореве», который произносит «Золотое слово».
Слово о полку Игореве Материал из Интернета
Со школьных лет запала нам в память неповторимая мелодия древней русской речи: «Не лепа ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича?» И, наверное, не только курянам запомнилось, как в величайшем произведении литературы, созданном ещё во времена Киевской Руси, воспеваются курские воины.
А мои-то куряне — опытные воины,
под трубами повиты,
под шлемами взлелеяны,
концом копья вскормлены,
пути их ведомы,
овраги им знаемы.
Луки у них натянуты,
колчаны отворены,
сабли изострены. *
* Здесь и далее «Слово» — в переводе Д. С. Лихачева
Ни о какой из русских ратей, участвовавших в походе Игоря против половцев, в «Слове о полку Игореве» не говорится так восторженно и столь красочно. Разумеется, на то были основания, в том числе — исторического свойства.
Курск X—XII веков был далеко выдвинутым форпостом Киевской Руси на ее юго-восточных рубежах, граничил с дикой степью, часто подвергался набегам кочевников. Яркая образная характеристика курских воинов, с детства приученных к ратному делу, позволяет представить и понять их полную опасностей жизнь.
Женщинам в пограничном городе и в самом деле доводилось пеленать детей, когда трубили очередную тревогу, призывая мужчин к оружию. Отцы, с честью вернувшиеся с поля боя, не успев снять боевого шлема, брали на руки бросавшихся им навстречу ребятишек. Образы «Слова о полку Игореве» не просто красочны, они ёмки и реалистичны. Курским воинам надо было все время быть начеку. Вот почему и луки у них заранее натянуты, и колчаны всегда отворены, и сабли отточены. Неоднократно предпринимавшие смелые вылазки против наседавших врагов, участвовавшие чуть ли не во всех походах на половцев, которые проводились русскими князьями, начиная со времен Владимира Мономаха, куряне крепко берегли свой город и примыкавшие к нему поселения и, используя знание округи, (умели врасплох напасть на противника, нанести ему ощутимый урон. «Археологический анализ русских крепостей X—XII веков показывает, что многие городища (особенно на пути к устью Сейма) в XII веке запустели от половецкого разорения, но все крепости курской земли продолжали существовать и в XII веке, несмотря на близость к половецким кочевьям. Восхваление курян в «Слове о полку Игореве» имело под собой реальную основу» (Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971, с. 90), — констатировал известный исследователь Древней Руси Б. А. Рыбаков.
И всё же в походе Игоря Святославовича против половцев не одна курская дружина отличилась неуёмной храбростью и умением биться с врагами. В летописном повествовании отмечается, что все русские воины «сражались мужественно» (Полное собрание русских летописей, т. 2. М., 1962, с. 643), причём ни Лаврентьевская, ни Ипатьевская летописи не выделяют курян, более того — вообще не упоминают о них. Между тем в «Слове о полку Игореве» курские воины занимают особое и притом почётное место. Правда, славословие в их честь не исходит непосредственно от автора. Славит курян князь Всеволод Святославович, в удел которого входили курские земли: «Мы куряне — опытные воины»
(В «Слове о полку Игоревом» имеются и орловские пути-дорожки).
И всё-таки остаётся неясным, почему Всеволод величает только курских воинов. Стольным городом князя являлся не Курск, а Трубчевск (впоследствии уездный город Орловской губернии), и в княжеской дружине видное, если не ведущее, положение должны были занимать трубчевцы. Повествуя о походе Игоря против половцев, летописи указывают на то, что взял он с «собой брата Всеволода из Трубчевска» (Ипатьевская летопись. Цит. по: Полное собрание русских летописей, т. 2. М. 1962, с. 368), что к Переяславлю, где собиралось войско Игоря, подошёл опять-таки «Всеволод из Трубеча» (Лаврентьевская летопись. Цит. по: Полное собрание русских летописей, т. 1. М., 1962, с. 397).
Однако «Слово о полку Игореве» ни Трубчевска, ни трубечан (в отличие от летописных источников) даже не упоминает, и Всеволода Святославовича представляет исключительно в качестве курского князя.
Чем объясняется такое перемещение акцентов в «Слове»? Не тем ли, что в нём отразилось ревнивое чувство курян к тому, что княжеский стол находился, не в их городе? Не желанием ли видеть Всеволода Святославовича прежде всего курским князем?
О Всеволоде Святославовиче «Слово» говорит особо уважительно, как о рыцаре без упрёка. Он чужд каких-либо своекорыстных расчётов, стремлений к личной выгоде, свято верен своему долгу перед старшим братом и сюзереном — Игорем Святославовичем. Когда Игорь задумал поход против половцев, Всеволод сразу же проявил готовность прийти к нему на помощь. И в каких трогательных словах выражена эта готовность!
Один брат, один свет светлый —
ты, Игорь!
Оба мы — Святославичи!
Седлай же, брат мой,
своих борзых коней,
а мои-то готовы,
оседланы под Курском заранее.
Кстати, летопись никак не удостоверяет точности данного утверждения. Напротив, в ней говорится, что Игорь «ждал два дня своего брата Всеволода, который шёл [к месту сбора. — И. Б.] иным путём из Курска» (Полное собрание русских летописей, т. 2, М., 1962, с. 638). В летописном рассказе о походе Игоря против половцев это, единственное упоминание о Курске.
В грозной сече Всеволод ведёт себя, как подобает храброму и опытному воину, не думает ни о ранах своих, ни о славе, ни о богатстве, ни об отцовском престоле в Чернигове, не вспоминает и о милой, желанной красавице своей Глебовне. Весь он поглощен битвой.
Ярый тур Всеволод!
Стоишь ты в самом бою,
прыщешь на воинов стрелами,
гремишь о шлемы мечами булатными!
Куда ты, тур, поскочишь,
своим золотым шлемом посвечивая,
там лежат поганые головы половецкие, —
восхищенно, непосредственно от себя говорит автор «Слова». И в заключительной части произведения, славя князей, вырвавшихся из плена, поэтическим эпитетом «буй тур» он награждает лишь одного Всеволода.
Особую расположенность к князю, который предводительствовал курскими воинами, как и воспевание самих курян, нельзя объяснить случайностью.
Географические горизонты «Слова» чрезвычайно обширны, но показательно, что оно не забывает о сравнительно небольших, близких к Курску городах тогдашней Руси: Путивле, Рыльске, Римове (О местоположении древнего Римова (Рима) см.: Александров (Липкинг) Ю. А. Далёкое прошлое соловьиного края. Воронеж, 1971, с. 79—90), как будто при приближении к Курску мы пользуемся уже не крупномасштабной, а более подробной картой. Не были ли эти места как-то по-особому знакомы автору «Слова»?
Предположение, что он был каким-то образом связан с Курским краем, подтверждается рядом наблюдений.
Сопоставление некоторых сравнительно «тёмных» выражений «Слова» с записями курского фольклора, проведенное С. И. Котковым, привело к любопытным результатам. Оказалось, что в отдельных случаях курские диалекты позволяют прояснить эти «тёмные» речения.
Автор «Слова» обращается к Бояну, соловью старого времени, который «ущекотал» бы полки Игоря. В переводах произведения на современный язык глагол «ущекотать» заменяется глаголом «воспел».
В селе Первое Скородное Золотухинского района ещё не так давно, по свидетельству старожила Г. Н. Сергеева, говорили: «Соловей щекочет», «соловей защекотал» (Котков С. И. Из к лексике «Слова о полку Игореве». — Учёные записки Орловского пединститута, т. 9, вып. 4. Орёл, 1954, с. 6—15). Трижды в «Слове о полку Игореве» упомянуты некие «галицы». В современном литературном языке не отмечено такого слова. Но оно неоднократно зафиксировано в записях курского фольклора в значении: «стая птиц». Именно в этом значении оно употребляется в «Слове». Сохранилось в курских говорах и характерное словообразование, восходящее к древнему «шелом, шеломяне», — «ошалманить», то есть ударить по шелому, лишить сознания. Выражение «лелеютъ месть Шароканю» также может быть объяснено при помощи обращения к курским говорам, в которых глагол «лелеять» употребляется в значении «вынашивать». И не очень ясные с точки зрения современного литературного языка «яруги», вполне понятны коренным курянам и ныне; яруга — не просто овраг, а овраг, поросший лесом, кустарником.
Языковые параллели, проведенные С. И. Котковым и рядом других учёных, подтверждают предположение С. П. Обнорского (а с этим предположением солидарны и многие современные исследователи), что «Слово» «. возникло, скорее всего, на Северщине» (Охрименко П. П. Проблемы хронологии, авторства и реставрации текста «Слова о полку Игореве». Сумы, 1975, с. 14), то есть в той части Руси, на которой ныне расположены территории Курской, Орловской, Брянской, Сумской областей. Курск, принадлежал к числу северских городов.
Исследователи «Слова о полку Игореве» давно отметили близость его поэтической образности к фольклорной традиции. Былинная гиперболичность в изображении земли русской, в описании силы и могущества русских князей, очеловечение природы, которая словно живет, горюет и радуется вместе со всей Русью, прямая речь персонажей (Игоря, Всеволода, Святослава Киевского), обращение к типично фольклорному жанру плача (плач Ярославны), параллелизм в описании явлений природы и в рассказе о человеческих судьбах, сравнение героев произведения с представителями животного царства, постоянные эпитеты, специфическая символика, связанная подчас с языческой древностью, — все это свидетельствует о том, что «Слово о полку Игореве» могло возникнуть лишь в той среде, для которой устное народное творчество было живым и органичным явлением художественной культуры. Такому условию вполне отвечала курская земля. Да и главная мысль поэмы о необходимости единства Руси перед угрозой нашествия степняков для курян, то и дело страдавших от набегов половцев, должна была быть особенно близкой и дорогой: она была по-настоящему выстрадана ими.
Однако гипотеза о курском происхождении автора «Слова» может встретить и ряд достаточно серьезных возражений. Само содержание этого произведения свидетельствует о высокой степени культуры и образованности его творца. Между тем Курск XII века как культурный центр не может быть поставлен ни в какое сравнение с Киевом, Черниговом или Великим Новгородом. Был ли в состоянии тогдашний окраинный Курск родить и воспитать гениального автора «Слова»? Вопрос этот вполне закономерен. Стоит, однако, вспомнить, что выдающийся деятель Древней Руси, настоятель Киево-Печерского монастыря Феодосии именно в Курске, да еще в Курске X века, изучил «грамматикею» так хорошо, что «поражались все, как смышлен он и разумен и как быстро всему научился» (Изборник. М., 1969, с. 95). Из текста «Жития преподобного отца нашего Феодосия игумена Печерского», принадлежащего перу знаменитого летописца Нестора, видно, что в Курске того времени были каменные храмы, а значит и священнослужители, люди по тогдашним меркам образованные.
Конечно, автор «Слова о полку Игореве», даже если он был по своему происхождению курянином, биографически никак не мог быть связанным с одним только Курском. Творец «Слова» хорошо знал и представлял и Киев, и Чернигов, и Новгород-Северский, и многие другие города и места русской земли, ее историю. Как подлинно великий художник, он органично входил в мир различных героев произведения. Достаточно вспомнить, сколь проникновенно звучит в его поэме «золотое слово» Святослава Киевского, с какой потрясающей искренностью воссоздан плач Ярославны. Создатели гипотез о черниговском, киевском или новгород-северском происхождении автора «Слова» в защиту своих версий привели немало самих по себе, казалось бы, убедительных фактов, сопоставлений, ссылок (См.: Новиков И. «Слово о полку Игореве» и его автор. М., 1938; Назаревский А. А. Автор «Слова о полку Игореве» и его общественно-политические взгляды. — Филологический сборник Киевского университета им. Т. Г. Шевченко, 1951, № 3; Федоров В. Т. Кто был автором «Слова о полку Игореве». М., 1956; Рыбаков Б. А. Кто же автор «Слова. »? — «Наука и жизнь», 1972, № 10), которые могут представиться доказательными, если брать их изолированно, без учета занимаемого места в общей ткани произведения. В совокупности же они позволяют заключить, что «Слово о полку Игореве» согрето любовью ко всей Руси. «Автор «Слова»,— как справедливо указывает академик Д. С. Лихачев,— мог быть приближенным Игоря Святославовича: он ему сочувствует. Он мог быть приближенным и Святослава Киевского: он сочувствует и ему. Он мог быть черниговцем и киевлянином» (Лихачев Д. С. Золотое слово русской литературы. — В кн.: «Слово о полку Игореве». М.—Л., 1961, с. 37). С не меньшими основаниями можно предположить, что он был курянином. И не только потому, что он хорошо знал Курский край, «свычаи и обычаи» курян и изобразил их с уважением и любовью, но еще и потому, что курские мотивы, отзвуки которых отсутствуют в летописи, в замечательном произведении древней русской литературы составляют принципиально важный элемент его общей поэтической структуры. Отважные и опытные курские воины, которые до последнего вздоха бьются за родную землю, подобный былинному герою на поле битвы буй тур Всеволод играют значительную, весомую роль в утверждении героического звучания произведения, в выражении его главной мысли: народ, объединенный общей целью, в состоянии дать сокрушительный отпор врагам, наседавшим на Русь. Как отмечал К. Маркс, «смысл поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 29, с. 16).
Мы свято чтим славные традиции давних лет. От них ведут прочные тяжи и к Курской дуге в годы Великой Отечественной войны, и к нашей современности. И не потому ли ждешь, что на одной из площадей древнего города тебя обязательно должна встретить скульптура воина, воспетого в «Слове»: в боевом шлеме, с копьем наизготове, с острыми стрелами в отворенном колчане.
Сочинение на тему чем мне запомнилось слово о полку игореве
9 вариантов
“Слово о полку Игореве” – это повествование о походе князя Игоря на половцев, во время которого погибла вся его дружина, но сам Игорь остался жив и вернулся домой. Все произведение пронизано чувством патриотизма, любви к земле русской, Отечеству своему. Перед началом похода ему было знаменование сверху, солнечное затмение, но князь не обратил на это внимания. Считалось, что солнечное затмение – это божий знак к добру или злу. Видимо, Игорь расценил это как доброе знамение, тем более, что затмение произошло сразу после его обращения к своим воинам, то есть перед походом. Именно так князь Игорь и отреагировал на солнечное затмение: “Игорь же возр?въ на небо и вид? солнце, стояще яко м?сяць, и рече бояромъ своимъ и дружин? своеи: „видите ли, что есть знамение се?“”. Воины растерялись, но тут Игррь, как настоящий сын земли русской воскликнул: „братья и дружино! таины божия никто же не в?сть, а знамению твор?ць богъ и всему миру своему, а намъ что сотворить богъ, или на добро, или на наше зло – а то же намъ видити“”, то есть он сказал, что постичь судьбу не дано никому, и следует идти ей навстречу. Это ли не русский характер, это ли не особенность великого русского народа?!
Сначала все было хорошо, и русские захватили золото и половецких красавиц, но через два дня половцы наступили, и после кровавой битвы князь Игорь попал в плен, а его дружина пала. Внутри Руси были междоусобные войны, снаружи тоже было много врагов, да еще и братья Ярослав Мудрый и Всеслав Полоцкий между собой все время не ладили.
А в это время жена князя Игоря, Ярославна, плачет так, что, наверное, весь мир слышит ее, а она упрекает даже солнце в том, что “Всем ты тепло и красно, почему же простерло горячие свои лучи на княжьих воинов?”. И Бог услышал ее слезы и молитвы, и половчанин Овлур помог князю сбежать, и хотя очень долгим и трудным был его путь домой, сама природа помогала ему и вредила Гзаку и Кончаку, и вернулся князь Игорь домой, где его встречают с великими почестями.
Заканчивается “Слово о полку Игореве” почестями русской дружине и её князьям.
Это произведение не может быть неинтересно современному человеку, ведь это ода воинской славе народа русского, чья национальная черта бороться за свою землю до конца, до победы. “Слово … ” будет всегда современно и интересно для истинно русского человека.
Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве
Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.
«Слово о полку Игореве» – шедевр древнерусской литературы, который уносит читателя в далёкое прошлое, в эпоху феодальной раздробленности Руси. Произведение было создано в 1185 году и описывает поход Новгород-северского князя Игоря против половцев.
События, описанные в произведении, приходились на тяжелую эпоху междоусобиц на Руси. Неудивительно, что основная идея «Слова» – призыв к объединению русских князей и отказ от войн между братьями.
Центральным героем произведения является князь Игорь. Он всей душой любит своё небольшое княжество и мечтает совершить ради его процветания подвиг, пожертвовать жизнью. Описывая князя и его дружину, автор рисует их храбрыми и отважными воинами, бескорыстно любящими свой край.
Один из важнейших эпизодов произведения – предсказания природы, свирепая гроза, которая кажется автору дурным предзнаменованием, но князь и дружина не обращают на это никакого внимания, что ещё раз подтверждает их храбрость. Тем не менее, в контексте произведения это свидетельствует ещё и о легкомысленности Игоря, которая помешала ему одержать победу над «погаными» половцами.
Показательно и то, что при описании князя и русских воинов автор использует слово «сокол», а половцев презрительно называет «воронами», что свидетельствует о сильном патриотическом настрое самого автора. Несмотря на положительное отношения автора к своему герою, Игорь всё-таки терпит поражение в битве с половцами. Таким образом, осуждается легкомыслие князя, необдуманность его спонтанного похода.
Важнейший, на мой взгляд, эпизод текста – так называемое «золотое слово», с которым глава государства – киевский князь – обращается к остальным князьям. Он просит их объединиться, сплотить силы для борьбы с сильным врагом. Мнение киевского князя – это позиция самого автора, который, очевидно, является противником междоусобных войн между князьями.
Идея автора «Слова о полку Игореве» не умерла со временем и была актуальна ещё много лет, предсказывая во многом дальнейшее развитие исторических событий русской истории.
Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.
Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска князя Игоря против половцев в 1185-ом году. При этом повествование выглядит совсем не последовательным, тут происходит некий анализ событий тех дней. Анализ, естественно, поэтический. «Слово о полку Игореве» писалось незадолго после событий, описываемых в нём, поэтому его очень сложно назвать «лёгким» для прочтения. В самой форме «Слова…» чувствуется патриотический призыв к современникам. При этом, это произведение очень тесно связано с культурой России, её языком, взглядами на жизнь, менталитетом.
«Слово о полку Игореве» — это не летопись, не трактат, это поэтический крик патриота, который правдиво и беспристрастно описывает трагические события того времени. Само повествование этого произведения начинается с размышлений поэта о том, что перед нами импровизация автора, отошедшая от Боянова письма. При этом манера повествования льётся очень искренне.
На протяжении всего «Слова о полку Игореве», поэт уходит от описания происходящего, применяя при этом различные отступления с описанием природы и пр. При этом складывается впечатление, что автор вместе с князем Игорем Святославовичем проходит весь его путь. Он оплакивает гибель князя вместе с Ярославной.