Что мог издать претор
Преторское право
Вы будете перенаправлены на Автор24
Преторское право как часть римского права
Преторское право – представляет собой особую часть римского гражданского права. Данное право сложилось в республиканский период римской истории, и было основано на осуществлении преторами совей деятельности.
Римское право – представляет собой определённую систему правовых и юридических норм, которые были составлен и приняты в период существования Римского государства.
Римское государство – государство, возникшее в Италии и распространившее свою власть на бассейн Средиземного моря. Развитие римского права повлияло на дальнейшее становление уже феодального и буржуазного права стран Западной Европы.
Источниками римского права являлись – обычаи (обычное право), законы, императорские указы и т. д
Хронология существования и развития римского права:
В римском праве правовые нормы были разделены между следующими видами права:
Цивильное право – национальное право городской римской общины. Распространялось сначала исключительно на граждан данной общины, называемых также квиритами.
Готовые работы на аналогичную тему
Право народов – в его основе была практика по урегулированию взаимоотношений между римскими гражданами и приезжими иностранцами – перегринами. Отсюда ещё одно его название – перегринское право. Дела связанные с перегринами были в подчинении перегринского претора.
Преторское право возникло вследствие развития римского общества, и несоответствия прежнего цивильного права новым требованиям времени, в частности в связи с развитием торговых отношений. В результате прежние установленные Законами 12 Таблиц правила приходить в противоречие и с новыми правовыми нормами и правилами.
В IV веке до н. э.( 367 г. до н. э) в Риме создается магистратура которая занимается судебными делами. Её возглавляет городской или цивильный претор, Претор был выходцем из верхов военной и гражданской администрации Древнего Рима.
Первоначально должность претора была доступна лишь высшему слою римского общества – патрициям.
Однако, после уравнения патрициев и плебеев в политических и гражданских правах эта должность также стала доступна и представителям плебеев. Это произошло в 337 году до н. э.
Несколько позднее в помощь претору был направлен и претор по делам перегринов, иноземных купцов. Они взаимодействовали по делам в которых принимали участие граждане Рима.
Права и обязанности претора
Претор мог издавать эдикты, которые имели обязательную силу и интердикты, приказы, исполнение которых было обеспечено соответствующими санкциями.
Отметим также, что претор, несмотря на более низкий статус, чем у консула, не подчинялся ему. Это было связано с заведенным порядком о невмешательстве одной римской магистратуры в дела другой.
Эдикт, который издан претором был обязательным к исполнению. И формально действовал год, ровно столько, сколько претор исполнял свои обязанности.
Однако на практике новый претор мог оставить от предыдущего эдикта, что то на его взгляд нужное и верное, и добавить уже своё. Таким образом, каждый новый вкладывал в развитие римского права свои идеи, которые считал нужными и оправданными основанными на его представлениях о законности и справедливости.
Преторы не могли отменять законодательные акты. Для этого существовали в римском праве народные собрания и специальные постановления сената – сенатусконсульты. Однако, как отмечается практика отмены законов, была довольно нечастой.
Развитие деятельности преторов активизируется, когда на смену нормам традиционного цивильного права приходят новые требования обусловленные изменениями экономического и политического плана.
В середине II века до н. э. в римском праве появился новый порядок гражданского процесса. Он назывался формулярным. Согласно этому правилу претор устанавливал, действительно ли иск истца стоит внимания со сторон судебного органа. И в случае положительного мнения претор мог вырабатывать особую инструкцию – формулу для судьи
Ещё одной формой правотворческой деятельности претора стало появление такого элемента как юридической фикции.
Данное понятие означало привнесение заведомо не существующего факта, или наоборот, отказ от какого – либо четкого и ясного доказательства.
Таким образом, претор мог отказать в иске, который был законным с точки зрения национального, но уже устаревшего цивильного права, но входил в противоречие с действующими условиями социальной и экономической жизни римского общества.
Преторское право в период Империи
В период перехода к империи к империи преторская деятельность постепенно стала заменять указами императора постановления сената.
В результате в 130 году н. э. согласно указу императора Адриана был создан свод эдиктов преторов. Данный документ права был важным правовым источником римского права, вплоть до появления кодекса императора Юстиниана.
В ходе развития римского права преторское, цивильное (вобравшее в себя перегринское) право стало сливаться в одно известное нам классическое римское право, которое дошло да наших дней.
ПРЕТОР В ДРЕВНЕМ РИМЕ
В период до законодательства децемвиров (возможно и позже) претор – наименование высшей магистратуры в Риме; с 367 г. до н. э. – наименование должностных лиц Римской республики, избиравшихся сроком на один год и отвечавших за гражданское судопроизводство, а впоследствии также за управление отдельными провинциями.
Этимология латинского слова praetor (от praeire – «идти впереди»), что буквально можно перевести как «полководец», указывает на военное происхождение этого термина. В источниках прослеживается отчетливая связь термина «претор» с военной организацией, которая проявляется и в названии частей военного лагеря. Свидетельства Ливия (Liv., III, 55, 12) и Феста (Fest., s.v. praetoria porta) указывают на то, что термин претор первоначально употреблялся по отношению к высшим магистратам республики.
В 367 г. до н. э. в результате законодательства Лициния-Секстия в качестве компенсации патрициату за утрату монополии на высшую магистратуру судебные полномочия высших должностных лиц были выделены третьему претору, добавленному к двум первым, которые получили название консулов. Первым претором из плебеев, избранным в 337 г. до н. э., стал Квинт Публилий Филон. Претор, являясь младшим коллегой (collega minor) консулов, имел в основном те же властные полномочия, что и они, наделялся империем и потому мог командовать армией, хотя основной сферой его деятельности являлось городское судопроизводство. В силу своего статуса в коллегии он имел только 6 ликторов, то есть, вдвое меньше, чем каждый из консулов. К претору перешли также функции понтификов по толкованию правовых норм, что завершило процесс секуляризации римского права. Вновь вступивший в должность претор издавал эдикт (edictum), в котором определял правила судопроизводства, которыми он будет руководствоваться в своей деятельности.
Преторские эдикты со временем стали одним из основных источников римского права. Около 242 г. до н. э. к городскому претору (praetor urbanus) был добавлен еще один, ведавший судебными делами между римскими гражданами и иноземцами (praetor peregrinus). Учреждение римских провинций привело к появлению новых должностей преторов – с 227 г. до н. э. преторы избирались для управления Сицилией и Сардинией, а со 197 г. до н. э. – для Ближней и Дальней Испании. Распределение преторов по сферам деятельности определялось жребием.
Со времен Гракхов особый претор был поставлен во главе судебной комиссии, созданной в 149 г. до н. э. для разбора процессов о вымогательствах провинциальных наместников (quaestiones perpetuae repetundarum). В результате реформы судопроизводства при Сулле были созданы еще 5 специальных палат (quaestiones perpetuae) для разбора различных категорий уголовных преступлений, с преторами во главе и присяжными судьями, список которых составлялся претором. При Сулле количество преторов возросло до 8, при Цезаре – до 16, а в дальнейшем – до 18.
Во времена Цицерона 40-летний возраст считался законным для замещения претуры, причем предполагалось предварительное прохождение низших должностей. В эпоху Империи должности преторов потеряли былое значение, но служили необходимой ступенью для замещения целого ряда высших административных постов и офицерских должностей на пути к сенаторскому званию.