Что могла чувствовать лиза во время диалога матери и эраста

Почему во время прощания с Эрастом Лиза «не смела взглянуть» на мать? Какую роль в приведённом фрагменте повести играет пейзаж «утренняя заря..»? по повести Бедная Лиза (Карамзин Н. М.)

Во время прощания с Эрастом Лиза «не смела взглянуть» на мать, потому что на сердце у неё было неспокойно, она сильно любила Эраста и лгала об этом матери, она боялась, что та догадается об обмане и, стыдясь своего поступка, Лиза не нашла в себе силы посмотреть на неё.

Героиня любила Эраста «более нежели самоё себя», он запретил ей рассказывать об их отношениях и Лиза не могла открыться матери. Нетрудно догадаться, что Лиза чувствовала в этот момент: вынужденная ложь, о которой мать не подозревает, вызывает угрызения совести. Она стала преступницей, грешницей — вот какие чувства переживает героиня.

Лиза не может посмотреть на мать, потому что ложь противна сердцу.

«Утренняя заря» в приведённом фрагменте повести играет важную роль.

Природа — главный герой произведения. Она с самого начала рядом с Лизой, Эрастом и другими героями. Всё, что делает человека счастливым, даёт природа и мы жили бы счастливо, если бы не выдумывали предрассудки. В начале жизни каждый человек совершенен, но потом он подвергается влиянию общества.

«Утренняя заря», которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передаёт боль, тревогу и смятение героини. Природа прекрасна, когда чувства прекрасны, но на данный момент Лиза и Эраст разрушают свою любовь, свою жизнь, «Лиза прощалась с душой своей». Героиня утопилась в озере, около которого она встречалась с возлюбленным. А по «мрачным дубом», который наблюдал за счастьем героев, её похоронили.

Пейзаж природы помогает проникнуть в душу героев и их переживания. Именно природа раскрывает нам глубину мысли автора.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Что могла чувствовать лиза во время диалога матери и эраста

1.1.1. Почему во время прощания с Эрастом Лиза «не смела взглянуть» на мать?

1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение А. А. Фета «Ещё весны душистой нега…»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.

Наконец пять дней сряду она не видала его и была в величайшем беспокойстве; в шестой пришёл он с печальным лицом и сказал ей: «Любезная Лиза! Мне должно на несколько времени с тобою проститься. Ты знаешь, что у нас война, я в службе, полк мой идет в поход». Лиза побледнела и едва не упала в обморок.

Эраст ласкал ее, говорил, что он всегда будет любить милую Лизу и надеется по возвращении своем уже никогда с нею не расставаться. Долго она молчала, потом залилась горькими слезами, схватила руку его и, взглянув на него со всею нежностию любви, спросила: «Тебе нельзя остаться?» — «Могу, — отвечал он, — но только с величайшим бесславием, с величайшим пятном для моей чести. Все будут презирать меня; все будут гнушаться мною, как трусом, как недостойным сыном отечества». — «Ах, когда так,— сказала Лиза,— то поезжай, поезжай, куда Бог велит! Но тебя могут убить». — «Смерть за отечество не страшна,

любезная Лиза». — «Я умру, как скоро тебя не будет на свете».— «Но зачем это думать? Я надеюсь остаться жив, надеюсь возвратиться к тебе, моему другу». — «Дай Бог! Дай Бог! Всякий день, всякий час буду о том молиться. Ах, для чего не умею ни читать, ни писать! Ты бы уведомлял меня обо всём, что с тобою случится, а я писала бы к тебе — о слезах своих!» — «Нет, береги себя, Лиза, береги для друга твоего. Я не хочу, чтобы ты без меня плакала». — «Жестокий человек! Ты думаешь лишить меня и этой отрады! Нет! Расставшись с тобою, разве тогда перестану плакать, когда высохнет сердце мое». — «Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся». — «Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее! Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более нежели самое себя!»

Но я не могу описать всего, что они при сём случае говорили. На другой день надлежало быть последнему свиданию.

Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин ее должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи,— говорила она, — чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдет себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.

Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв ее в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза. » Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бледную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании. Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени,

подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.

(Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза»)

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

1.1.2. Какую роль в приведённом фрагменте повести играет пейзаж («Утренняя заря…»)?

1.2.2. Как последняя строфа стихотворения А. А. Фета соотносится с предыдущими?

1.1.2. Пейзаж не только знакомит нас с местом действия – он с самого начала повести соотносится с героями, их характерами, внутренней жизнью и даже судьбой. Прощание Лизы и Эраста происходит на рассвете. «Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Вся натура пребывала в молчании». Алая заря зловещего цвета крови, молчащая природа, воссиявшее солнце, которое не животворит, а напротив, лишает Лизу последних сил, созвучно состоянию героини, которая, прощаясь с Эрастом, расстается с душою своею. Утро прощания противопоставлено утру признания в любви.

1.2.2. Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зим-ние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в сморо-динном кусте»— не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках

Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую вес-ну, как ожидает ее и вся природа.

1.1.1. В приведённом отрывке описана сцена прощания Лизы с Эрастом. Лиза — девушка из бедной семьи — влюблена в богатого барина Эраста. У них роман, но мать не знает об этих отношениях. Вот почему она, прощаясь, надеется, что дочь вскоре выйдет замуж. Лиза потому и не может взглянуть на мать, что в её мыслях Эраст и есть жених, единственный и неповторимый. Мечты дочери не совпадают с желаниями матери, которая мыслит здравее, чем сама Лиза.

1.2.1. Перед нами монолог лирического героя, романтического, мечтательного человека, который влюблен в природу. С волнением ожидает он весну, грезит о ней, словно о чуде:

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти…

Весна — создание изящное, тонкое, хрупкое, легкое. Богатство чувственному образу весны придает аромат. Фет прав. Весна, пожалуй, самое ароматное время года, ᴨᴏᴛому что она пробуждает все наше существо. Мы от-крываемся навстречу ей целиком, до ᴨᴏᴛаенных уголков души, воспринимая остро, как в первый раз, и краски, и чувства, и запахи. Стихотворение проникнуто светлыми чувствами.

Источник

Что могла чувствовать лиза во время диалога матери и эраста

1.1.2. Как эпитеты, использованные в приведённом фрагменте, помогают передать авторскую позицию?

1.2.2. Как вы поняли строчку «Вздохи дня есть в дыханье ночном»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин её должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи, — говорила она, — чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдёт себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.

Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза. » Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании.

Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.

(Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза»)

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, —

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зелёным огнём.

1.1.1. Почему Лиза, прощаясь с Эрастом, «прощалась с душою своею»?

1.2.1. Чем можно объяснить использование безличных глаголов в первом четверостишии приведённого стихотворения?

1.1.1. Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.

Лиза добрая, честная, открытая, способна любить самозабвенно, отдаваясь чувству без остатка, она любит всем своим существом, растворившись в этой любви. Прощание с любимым для нее — прощание с самой собой. Именно поэтому в сцене прощания автор говорит, что девушка прощается «с душою своею».

1.2.1. Тема природы — одна из центральных тем творчества Фета. В стихотворении «Вечер» создается неповторимый образ вечера. Таинство вечерней природы передано необыкновенно ярко. Это достигается разными способами, в том числе использованием безличных глаголов, которые подчеркивают загадочность происходящего — что-то «прозвучало», что-то «прозвенело», «прокатилось», непостижимое человеческим сознанием. Тем самым Фет еще раз подчеркивает превосходство природы над человеком.

1.1.2. Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу (бедная, томная, горестная) — читатель может сделать вывод, что рассказчик был человеком, которому глубоко симпатична героиня, он жалеет ее. Рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, поэтому можно сказать, что Карамзин любит свою героиню.

1.2.2. Вечер завершает день. Днем было, видимо, теплее, чем будет ночью, поэтому «на пригорке то сыро, то жарко». Эти перепады автор сравнивает с дыханием и называет «вздохами дня».

Источник

«АльфаСтрахование» взяла под защиту автопарк Центральной больницы Морозовского района Ростовской области

Что могла чувствовать лиза во время диалога матери и эраста. Смотреть фото Что могла чувствовать лиза во время диалога матери и эраста. Смотреть картинку Что могла чувствовать лиза во время диалога матери и эраста. Картинка про Что могла чувствовать лиза во время диалога матери и эраста. Фото Что могла чувствовать лиза во время диалога матери и эраста

Как в повести «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства? Что позволяет отнести повесть «Бедная Лиза» к сентиментализму? Каким предстаёт повествователь в повести «Бедная Лиза»? Каково отношение автора повести к Эрасту? (По повести «Бедная Лиза».) Почему повесть называется «Бедная Лиза»? Какие нравственные проблемы ставит в повести «Бедная Лиза»?

Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слез удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин ее должен ехать на войну. Он принудил ее взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в мое отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи, – говорила она, – чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя еще раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдет себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.

Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв ее в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал; «Прости, Лиза. » Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура* пребывала в молчании.

Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил ее – она упала – стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.

    Что могла чувствовать Лиза во время диалога матери и Эраста? Почему Лиза, прощаясь с Эрастом, «прощалась с душою своею»? Какую роль в приведенном фрагменте играет пейзаж? Как эпитеты, использованные в приведенном фрагменте, помогают передать авторскую позицию?

Во фрагменте описывается расставание главных героев повести. Сравните его со сценой прощания Андрея Соколова с семьей в рассказе «Судьба человека». К каким выводам привело вас это сопоставление?

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий – пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей – не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передергивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый, год шел, Ирина моя. Такой я ее за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от ее слез не просыхала, и утром такая же история. Пришли на вокзал, а я на нее от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево. И детишки ее уговаривают, и я, – ничего не помогает!
Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой. Андрюша. не увидимся мы с тобой. больше. на этом. свете».
Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к теще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня! была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идет мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе.

Обратимся к Лизе. Наступила ночь – мать благословила дочь свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание её не исполнилось: Лиза спала очень худо. Новый гость души её, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза всё ещё сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. – Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рождён был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо своё: ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо своё? И здесь растёт зелёная трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою… Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошёл мимо и с пёстрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

    Какую роль в приведённом фрагменте играет пейзаж? Почему мысли об Эрасте тревожат и печалят Лизу?

Сопоставьте рассматриваемый фрагмент повести «Бедная Лиза» с фрагментом романа «Евгений Онегин». В чём Татьяна похожа на Лизу, мечтающую на берегу Москвы-реки?

. Душа ждала. кого-нибудь,

И дождалась. Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Всё полно им; всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нём. Докучны ей
И звуки ласковых речей,
И взор заботливой прислуги.
В уныние погружена,
Гостей не слушает она
И проклинает их досуги,
Их неожиданный приезд
И продолжительный присест.

Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идёт она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах,
И в слухе шум, и блеск в очах.
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит…

Наконец пять дней сряду она не видала его и была в величайшем беспокойстве; в шестой пришёл он с печальным лицом и сказал ей: «Любезная Лиза! Мне должно на несколько времени с тобою проститься. Ты знаешь, что у нас война, я в службе, полк мой идет в поход». Лиза побледнела и едва не упала в обморок.

Эраст ласкал ее, говорил, что он всегда будет любить милую Лизу и надеется по возвращении своем уже никогда с нею не расставаться. Долго она молчала, потом залилась горькими слезами, схватила руку его и, взглянув на него со всею нежностию любви, спросила: «Тебе нельзя остаться?» — «Могу, — отвечал он, — но только с величайшим бесславием, с величайшим пятном для моей чести. Все будут презирать меня; все будут гнушаться мною, как трусом, как недостойным сыном отечества». — «Ах, когда так,— сказала Лиза,— то поезжай, поезжай, куда Бог велит! Но тебя могут убить». — «Смерть за отечество не страшна, любезная Лиза». — «Я умру, как скоро тебя не будет на свете».— «Но зачем это думать? Я надеюсь остаться жив, надеюсь возвратиться к тебе, моему другу». — «Дай Бог! Дай Бог! Всякий день, всякий час буду о том молиться. Ах, для чего не умею ни читать, ни писать! Ты бы уведомлял меня обо всём, что с тобою случится, а я писала бы к тебе — о слезах своих!» — «Нет, береги себя, Лиза, береги для друга твоего. Я не хочу, чтобы ты без меня плакала». — «Жестокий человек! Ты думаешь лишить меня и этой отрады! Нет! Расставшись с тобою, разве тогда перестану плакать, когда высохнет сердце мое». — «Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся». — «Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее! Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более нежели самое себя!»

Но я не могу описать всего, что они при сём случае говорили. На другой день надлежало быть последнему свиданию.

Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин ее должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи,— говорила она, — чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдет себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.

Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв ее в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза. » Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бледную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании. Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.

    Почему во время прощания с Эрастом Лиза «не смела взглянуть» на мать? Какую роль в приведённом фрагменте повести играет пейзаж («Утренняя заря…»)?

Сопоставьте фрагменты повести «Бедная Лиза» и романа «Капитанская дочка». В чём сцена прощания Лизы и Эраста не похожа на сцену прощания Маши и Гринёва?

Василиса Егоровна ушла хлопотать об отъезде дочери. Разговор у коменданта продолжался; но я уже в него не мешался и ничего не слушал. Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная. Мы отужинали молча и встали из-за стола скорее обыкновенного; простясь со всем семейством, мы отправились по домам. Но я нарочно забыл свою шпагу и воротился за нею: я предчувствовал, что застану Марью Ивановну одну. В самом деле, она встретила меня в дверях и вручила мне шпагу. «Прощайте, Петр Андреич! — сказала она мне со слезами.— Меня посылают в Оренбург. Будьте живы и счастливы; может быть, Господь приведет нас друг с другом увидеться; если же нет. » Тут она зарыдала. Я обнял её. «Прощай, ангел мой, — сказал я, — прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!» Маша рыдала, прильнув к моей груди. Я с жаром её поцеловал и поспешно вышел из комнаты.

Источник

Урок литературы по повести Карамзина «Бедная Лиза»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Урок 20 Бедная Лиза.docx

Анализ эпизода повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении .

Литература. 9 класс.

Чуева Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Анализ эпизода повесть «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении .

Вид урока: практическая работа с текстом.

Тип урока: урок-практикум

Педагогическая технология : технология развития критического мышления.

Чтение и анализ текста по вопросам. Выполнение заданий ГИА в форме письменного ответа на вопрос в объёме 3-5 предложений.

Цель деятельности учителя:

способствовать формированию речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и п исьмо на уроках литературы; направлять деятельность обучающихся на создание собственного текста, учитывать возможности каждого ученика.

знать литературоведческую терминологию: пейзаж, эпитет; определять функции пейзажа в тексте, данном для анализа.

уметь рассуждать по поставленной проблеме, аргументировать ответ, используя приведённый для анализа текст; определить значение заявленной проблемы в теме урока.

формировать навыки самостоятельной работы, развивать творческие способности: выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме; брать ответственность за результаты работы на себя.

Действия учителя. Деятельность обучающихся.

Цели как деятельность учителя

Цели как деятельность ученика

Введение в тему. Презентация Слайд 1

Звучит музыка П. И. Чайковского « Сентиментальный вальс»

Вам нравится музыка? Вы знаете, как она называется? Почему именно с неё я начала урок?

Речь пойдёт о повести Карамзина «Бедная Лиза» Слайд 2

— Мы анализировали данное произведение в 8 классе, рассматривали ряд проблем на прошлом уроке, просмотрите фрагмент фрагмента фильма «Бедная Лиза»

и раздаточный материал и определите цели нашего урока? Слайд 3

(анализировать фрагмент текста, отвечать на конкретно поставленный вопрос)

— Прочтите внимательно задание к тексту и критерии оценивания ответа на вопрос. На что вам следует обратить особое внимание?

Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём– 3–5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

Какую роль в приведенном фрагменте играет пейзаж? («Утренняя заря…»)?

баллы

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос,

опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует

свою точку зрения; аргументирует свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом,

не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности

Вспоминаем алгоритм работы с текстом в формате ГИА?

1. Сначала прочесть задания к тексту.

2. При чтении выделять нужную информацию, делать пометы.

1 раз читаем про себя.

Во время чтения делаем пометы.

Наконец пять дней сряду она не видала его и была в величайшем беспокойстве; в шестой пришёл он с печальным лицом и сказал ей: «Любезная Лиза! Мне должно на несколько времени с тобою проститься. Ты знаешь, что у нас война, я в службе, полк мой идет в поход». Лиза побледнела и едва не упала в обморок.

Эраст ласкал ее, говорил, что он всегда будет любить милую Лизу и надеется по возвращении своем уже никогда с нею не расставаться. Долго она молчала, потом залилась горькими слезами, схватила руку его и, взглянув на него со всею нежностию любви, спросила: «Тебе нельзя остаться?» — «Могу, — отвечал он, — но только с величайшим бесславием, с величайшим пятном для моей чести. Все будут презирать меня; все будут гнушаться мною, как трусом, как недостойным сыном отечества». — «Ах, когда так,— сказала Лиза,— то поезжай, поезжай, куда Бог велит! Но тебя могут убить». — «Смерть за отечество не страшна, любезная Лиза». — «Я умру, как скоро тебя не будет на свете».— «Но зачем это думать? Я надеюсь остаться жив, надеюсь возвратиться к тебе, моему другу». — «Дай Бог! Дай Бог! Всякий день, всякий час буду о том молиться. Ах, для чего не умею ни читать, ни писать! Ты бы уведомлял меня обо всём, что с тобою случится, а я писала бы к тебе — о слезах своих!» — «Нет, береги себя, Лиза, береги для друга твоего. Я не хочу, чтобы ты без меня плакала». — «Жестокий человек! Ты думаешь лишить меня и этой отрады! Нет! Расставшись с тобою, разве тогда перестану плакать, когда высохнет сердце мое». — «Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся». — «Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее! Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более нежели самое себя!»

Но я не могу описать всего, что они при сём случае говорили. На другой день надлежало быть последнему свиданию.

Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин ее должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи,— говорила она, — чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдет себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.

Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв ее в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза. » Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бледную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании. Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.

(Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза»)

Представьте, что вы живёте в далёком 18 веке. Попробуйте под звуки музыки поприветствовать друг друга, как это делали тогда, покажите своё отношение друг к другу.

Самостоятельно формулировать проблему и цели урока.

Цели как деятельность учителя:

Создать положительный эмоциональный настрой и мотивацию к учению, способствовать обобщению имеющимся у учащихся знания по проблеме

Цели как деятельность учащихся:
работать с увеличивающейся и постоянно обновляющейся информацией, её систематизировать;

развивать читательскую грамотность.

Есть мнение, что Слайд 6

в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия.

Согласитесь с данной точкой зрения или опровергните её: обоснуйте свою точку зрения примерами из текста.

Как эпитеты, использованные в приведенном фрагменте, помогают передать авторскую позицию? Обозначаем эпитеты.

Выделяем фрагменты описания природы

-Можно ли начать ответ без вступления? Что можно написать во вступлении?

(Обсуждаем. Меняемся работами. Обсуждаем.)

Учитель предлагает вариант вступления для тех, у кого нет своего варианта

1. Большую роль в произведении играет описание природы, традиционно встречающееся в произведениях сентименталистов. Природа становится как бы еще одним героем повести, она смотрит на все происходящее и становится отражением душевных переживаний героини. Так,….

2. Пейзаж – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
Пишем основную часть

Учитель предлагает вариант ответа тем, у кого нет своего варианта

Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажных зарисовок недопустимо. Именно они помогают понять глубину мысли автора.

1.Самостоятельно вычитывать текстовую информацию.

2. Излагать содержание прочитанного.

Вырабатывать критерии оценки своей работы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Слушать и слышать других

Цели как деятельность учителя:

Способствовать развитию навыков письменной речи

Цели как деятельность учащихся:
развивать навыки чтения : учиться конструировать текст для достижения поставленной цели;

фиксировать мысли на бумаге;

учиться написанию собственных текстов на примерах; править свою работу.

— Читаем созданные тексты, оцениваем свою работу

Осущес твить самопроверку

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Сопоставьте фрагменты повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В чём сцена прощания Лизы и Эраста не похожа на сцену прощания Маши и Гринёва? Объём 5-8 предложений.

Василиса Егоровна ушла хлопотать об отъезде дочери. Разговор у коменданта продолжался; но я уже в него не мешался и ничего не слушал. Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная. Мы отужинали молча и встали из-за стола скорее обыкновенного; простясь со всем семейством, мы отправились по домам. Но я нарочно забыл свою шпагу и воротился за нею: я предчувствовал, что застану Марью Ивановну одну. В самом деле, она встретила меня в дверях и вручила мне шпагу. «Прощайте, Петр Андреич! — сказала она мне со слезами.— Меня посылают в Оренбург. Будьте живы и счастливы; может быть, Господь приведет нас друг с другом увидеться; если же нет. » Тут она зарыдала. Я обнял её. «Прощай, ангел мой, — сказал я, — прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!» Маша рыдала, прильнув к моей груди. Я с жаром её поцеловал и поспешно вышел из комнаты.

Зенин С.А., Сахаров В.И., ЧалмаевВ. А. Литература. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /М. « Русское слово», 2013.

Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы. http://www.examens.ru/otvet/1/11/1299.htm

Стахова Л. Л. Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/04/05/ispolzovanie-tekhnologii-razvitiya

Иллюстрации к повести «Бедная Лиза». Портрет О.А.Кипренского

Звуковой файл Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Критерии оценивания

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается(в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

баллы

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; аргументирует свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа, и/или искажает авторскую позицию, и/или ограничивается изложением своей точки зрения, и/или не все тезисы аргументирует, и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает одну-две фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает более двух фактических ошибок

2. Следование нормам речи

а) допущено не более двух речевых ошибок

б) допущено более двух речевых ошибок

3. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; аргументирует свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа, и/или искажает авторскую позицию, и/или ограничивается изложением своей точки зрения, и/или не все тезисы аргументирует, и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает одну-две фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает более двух фактических ошибок

Выбранный для просмотра документ для учащихся.docx

Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём– 3–5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

— Какую роль в приведенном фрагменте играет пейзаж? («Утренняя заря…»)?

Наконец пять дней сряду она не видала его и была в величайшем беспокойстве; в шестой пришёл он с печальным лицом и сказал ей: «Любезная Лиза! Мне должно на несколько времени с тобою проститься. Ты знаешь, что у нас война, я в службе, полк мой идет в поход». Лиза побледнела и едва не упала в обморок.

Эраст ласкал ее, говорил, что он всегда будет любить милую Лизу и надеется по возвращении своем уже никогда с нею не расставаться. Долго она молчала, потом залилась горькими слезами, схватила руку его и, взглянув на него со всею нежностию любви, спросила: «Тебе нельзя остаться?» — «Могу, — отвечал он, — но только с величайшим бесславием, с величайшим пятном для моей чести. Все будут презирать меня; все будут гнушаться мною, как трусом, как недостойным сыном отечества». — «Ах, когда так,— сказала Лиза,— то поезжай, поезжай, куда Бог велит! Но тебя могут убить». — «Смерть за отечество не страшна, любезная Лиза». — «Я умру, как скоро тебя не будет на свете».— «Но зачем это думать? Я надеюсь остаться жив, надеюсь возвратиться к тебе, моему другу». — «Дай Бог! Дай Бог! Всякий день, всякий час буду о том молиться. Ах, для чего не умею ни читать, ни писать! Ты бы уведомлял меня обо всём, что с тобою случится, а я писала бы к тебе — о слезах своих!» — «Нет, береги себя, Лиза, береги для друга твоего. Я не хочу, чтобы ты без меня плакала». — «Жестокий человек! Ты думаешь лишить меня и этой отрады! Нет! Расставшись с тобою, разве тогда перестану плакать, когда высохнет сердце мое». — «Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся». — «Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее! Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более нежели самое себя!»

Но я не могу описать всего, что они при сём случае говорили. На другой день надлежало быть последнему свиданию.

Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин ее должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи,— говорила она, — чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдет себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.

Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв ее в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза. » Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бледную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании. Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.

(Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза»)

1. Как эпитеты, использованные в приведенном фрагменте, помогают передать авторскую позицию?

2. Что могла чувствовать Лиза во время диалога матери и Эраста?

Сопоставьте фрагменты повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В чём сцена прощания Лизы и Эраста не похожа на сцену прощания Маши и Гринёва? Объём 5-8 предложений.

Василиса Егоровна ушла хлопотать об отъезде дочери. Разговор у коменданта продолжался; но я уже в него не мешался и ничего не слушал. Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная. Мы отужинали молча и встали из-за стола скорее обыкновенного; простясь со всем семейством, мы отправились по домам. Но я нарочно забыл свою шпагу и воротился за нею: я предчувствовал, что застану Марью Ивановну одну. В самом деле, она встретила меня в дверях и вручила мне шпагу. «Прощайте, Петр Андреич! — сказала она мне со слезами.— Меня посылают в Оренбург. Будьте живы и счастливы; может быть, Господь приведет нас друг с другом увидеться; если же нет. » Тут она зарыдала. Я обнял её. «Прощай, ангел мой, — сказал я, — прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!» Маша рыдала, прильнув к моей груди. Я с жаром её поцеловал и поспешно вышел из комнаты.

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

баллы

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; аргументирует свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа, и/или искажает авторскую позицию, и/или ограничивается изложением своей точки зрения, и/или не все тезисы аргументирует, и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает одну-две фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает более двух фактических ошибок

2. Следование нормам речи

а) допущено не более двух речевых ошибок

б) допущено более двух речевых ошибок

3. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; аргументирует свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа, и/или искажает авторскую позицию, и/или ограничивается изложением своей точки зрения, и/или не все тезисы аргументирует, и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает одну-две фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает более двух фактических ошибок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *