Что могут делать птицы глаголы
Птицы
В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).
Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь,
кормушка, птенцы, гнездо.
летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.
красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие
(коготки), зимующие (птицы).
Игра «Кто самый внимательный?»
Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие
встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?
Мне в проталинку видна
Горстка жёлтого пшена.
Крошки хлеба вижу слева,
Горстку сала вижу справа.
Где вертлявая синица?
Пусть приходит подкормиться!
Прилетай хоть воробей,
Если можешь, поскорей!
А по правде говоря,
Жду я в гости снегиря.
Красногрудый не летит,
У кого-то он гостит.
Я в проталинку дышу,
Прилететь скорей прошу,
Пожалей, снегирь, мой нос:
Он к стеклу совсем прирос!
Игра «Подбери слова»
ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.
Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?). (улетел).
Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).
Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные
действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.
Снегирь летит к кормушке (предлог к).
Синица улетает от кормушки (предлог от).
Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.
Игра «Чем больше, тем лучше»
Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.
Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и
продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими
словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты.
Выигрывает тот, у кого жетонов больше.
Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.
В одну кормушку — птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.
Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.
Игра «Отгадай слово»
Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое
слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитыва ется результат.
Первый звук [в], последний — [а] (ворона).
Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на
ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.
М О У Б К О С У Л Б Ё Т М — Клёст
Стихотворение для чтения и заучивания наизусть
РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ
Посвисти ещё, синичка,
Это добрая привычка:
Рано утром прилететь
У окошка посвистеть.
В январе в лихую стужу
Голос твой мне очень нужен.
А тебе за твой привет
Не забудь же, прилети,
Текст для пересказа
Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.
дятла на де реве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.
Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.
Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из
выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.
О какой птице говорится в рассказе?
Что делал дятел в лесу?
Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?
Как называют дятла?
Текст для пересказа
Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину
Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные
ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес
не казался угрюмым и безжизненным.
О каких птицах рассказ?
Что делали клесты на лесной полянке?
Где находилось гнездо клестов?
Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?
Педология
Автор: Елизова Наталья Владимировна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад №70»
Населённый пункт: Петропавловск – Камчатский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Составление предложений о птицах. Образование приставочных глаголов. Согласование глаголов с существительными в ед. и мн. числе. Лексическая тема: Зимующие птицы.
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию
лексико – грамматических категорий и развитию связной речи
Тема: Составление предложений о птицах.
Образование приставочных глаголов.
Согласование глаголов с существительными в ед. и мн. числе.
Лексическая тема: Зимующие птицы.
Учить образовывать глаголы с приставками в ед. и мн. числе.
Учить согласовывать глаголы с существительными в роде и числе.
Развивать активный словарь по лексической теме.
Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к живой природе.
Демонстрационный материал: предметные картинки (голубь, ворона, синица,
снегирь, сорока, воробей), схематическое изображение стаи, ёлка, кормушка,
Раздаточный материал: снегирь (зашумленное изображение).
1. Организационный момент.
— Я назову птицу, а вы назовёте её ласково. (Дети садятся)
— С этими птицами мы знакомы. Кто к нам прилетел? (Показывает картинку
синицы). К нам прилетела синица.
— Кто к нам прилетел? (Показ картинки вороны) (К нам прилетела ворона)
— Кто к нам прилетел? (Показ воробья). (К нам прилетел воробей).
— Кто к нам прилетел? ( Показ картинки снегиря) (К нам прилетел снегирь).
-Кто к нам прилетел? (Показ картинки голубя) (К нам прилетел голубь).
-Кто к нам прилетел? (Показ картинки сороки) (К нам прилетела сорока).
— Как назвать этих птиц? (Это зимующие птицы).
— Почему их называют зимующими? (Потому что они остаются на зиму. Потому
что они не боятся холода).
— Сегодня мы с вами будем составлять предложения про птиц. Предложение –
это несколько слов, которые дружат между собой.
Эта картинка называется стая (показ схематичной картинки стаи)
— Прилетела стая кого? (Ставит картинку стаи рядом с картинкой снегиря)
(Прилетела стая снегирей).
— Прилетела стая кого? (Прилетела стая ворон)
— Прилетела стая кого? (Прилетела стая воробьёв).
— Прилетела стая кого? (Прилетела стая синиц).
-Прилетела стая кого? (Прилетела стая сорок).
— Прилетела стая кого? (Прилетела стая голубей).
— Зимой птицам холодно и голодно. Птицы прилетают к кормушкам. В кормушки мы
насыплем что? (В кормушки мы насыплем крошки, семечки, семена).
— Это кормушка. Кто прилетел к кормушке? (Показывает картинки по одной)
(К кормушке прилетела ворона. К кормушке прилетел снегирь. К кормушке прилетел
голубь. К кормушке прилетела синица. К кормушке прилетел воробей)
— Скажите про кого я подумала. Прилетел…? (Прилетел воробей)
— Прилетел…? (Прилетел снегирь).
— Прилетел…? (Прилетел голубь).
— Прилетела…? (Прилетела синица).
— Прилетела…? (Прилетела ворона).
— Посмотрите на картинку и скажите про кого я сказала? Улетели…? (Улетели
воробьи. Улетели снегири. Улетели вороны. Улетели дятлы. Улетели голуби.).
Птицы сидели на кормушке, а потом от кормушки улетели. О ком я хотела сказать.
От кормушки улетел? (от кормушки улетел снегирь)
Улетела…? (от кормушки улетела синица)
Улетел…? (от кормушки улетел голубь)
Посмотрите, что сделала птица? Птица перелетела с кормушки на ёлку.
Кто перелетел с кормушки на ёлку? (Снегири перелетели с кормушки на ёлку.
Воробьи перелетели с кормушки на ёлку. Голуби перелетели с кормушки на ёлку.
Синицы перелетели с кормушки на ёлку. Вороны перелетели с кормушки на ёлку).
— Про кого я скажу: Перелетела…? (Перелетела ворона).
— Перелетела…? (Перелетела синица).
— Перелетел…? (Перелетел снегирь).
— Перелетел…? (Перелетел голубь).
— Перелетела…? (Перелетел ворона).
— Птица от вас улетела, птица к вам подлетела (руки накрест, машут одними
кистями рук), птица села на правое плечо, птица с правого плеча перелетела на
левое плечо, перелетела на правое плечо, вокруг нас облетела.
— К вам в гости пришёл Незнайка, он был в лесу. Вот как он говорит: « Я видел
на дереве сидел ворона». Правильно? (Нет)
— Исправь Незнайку. (Я видел, на дереве сидела ворона).
— Я видел, на дереве сидела снегирь. (Я видел на дереве сидел снегирь).
— С дерева на дерево перелетела воробей. (С дерева на дерево перелетел воробей).
— Синица улетел с дерева. (Синица улетела с дерева).
(Воробей прилетел на кормушку)
— Придумайте предложение про снегиря. (Снегирь сел на дерево).
— Что мы составляли про птиц? (Мы составляли предложения).
Упр. «Внимательные глазки».
— Какая птица спряталась на картинке? Обведите по контуру пальчиком птицу.
— Молодцы. Все узнали птицу.
— Встанет тот, кто придумает предложение о птице, которая облетела вокруг
ёлки. (Ворона облетела вокруг ёлки).
— Предложение о птице, которая улетела от кормушки. (Синица улетела от
— Что мы сегодня учились делать. (Мы учились составлять предложение про
Информационное оснащение уголка логопеда, для родителей детей 4–5 лет, по лексической теме «Зимующие птицы».
Нигматдьянова Анна Каримулловна
Информационное оснащение уголка логопеда, для родителей детей 4–5 лет, по лексической теме «Зимующие птицы».
Зимующие птицы.
Существительные: птица, сорока, ворона, воробей, снегирь,
синица, голова, туловище, грудка, брюшко,
спинка, хвост, крыло, лапка, коготь, перо, глаз,
корм, кормушка, зерно, крошка, голод, холод,
Прилагательные: большой, маленький, низкий, высокий,
длинный, короткий, острый, тупой,
пушистый, мягкий, твердый, толстый,
тонкий, грязный, чистый, красивый, легкий,
тяжелый, яркий, веселый, радостный, белый,
сильный, серый, трудолюбивый, пузатый,
красногрудый, зимующий, крупный, мелкий,
Глаголы: смотреть, видеть, наблюдать, играть,
прыгать, догонять, отдыхать,
любоваться, радоваться, веселиться,
летать, клевать, петь, щебетать, чирикать,
Наречия: весело, радостно, дружно, красиво,
ласково, чисто, грязно, быстро, медленно,
ловко, высоко, низко, впереди, сзади, справа,
слева, холодно, темно, голодно;
Местоимения: мой, моя, мои;
Предлоги: на, в, под, из, с, для, из-за, из-под.
Ребенок должен усвоить: названия нескольких зимующих птиц (ворона, воробей, синица, снегирь, сорока); их отличительные признаки; как они передвигаются; чем питаются, обобщающие слова зимующие птицы.
«Кто это?» Рассматривание диких (зимующих) птиц. Называние частей тела птицы.
Ребенок с взрослым рассматривает картинки с изображением зимующих птиц: «Посмотри на ворону (воробья, синицу, снегиря, сороку). Что у нее есть? У вороны есть голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, перышки». И так далее.
«Доскажи слово». Закрепление обобщающих слов.
Ворона, воробей, синица, снегирь, сорока все вместе – это … (зимующие птицы).
«Подбери признак» Обогащение словаря признаков.
Воробей (какой) – зимующий, веселый, серый, трудолюбивый…
Снегирь (какой) – зимующий, пузатый, маленький …
Ворона (какая) – большая, серая, крупная, важная …
«Кто как голос подает?» Подбор образных глаголов, учитывая междометия.
«Подбери действие». Обогащение глагольного словаря.
Воробей (что делает) – прыгает, чирикает, летает, смотрит, машет.
Снегирь (что делает) – …
«Скажи ласково» Формирование практического навыка образования уменьшительно – ласкательной формы существительного.
Воробей – воробьишко, воробушек …
Родителям рекомендуется:
1. Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встречаются
зимой в городе. Произнесите четко сами,а потом попросите ребенка повторить их названия: ворона, воробей, синица, снегирь, сорока.
2. Рассмотрите картинки с изображениями птиц. Показывайте
и называйте каждую картинку. Потом пусть ребенок показывает и называет их сам.
3. Помогите ребенку сделать кормушку для птиц из коробки
для молока. Насыпьте в кормушку пшена и семечек. Понаблюдайте за птицами.После прогулки задайте ребенку вопросы:
• Каких птиц ты видел на прогулке? (воробья, синицу, ворону, снегиря, сороку.) Что они делали? (Они клевали зернышки и крошки.) Чем ты угостил синичку?
(Я угостил синичку салом.)
4. Поиграйте с ребенком.
«Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными.
Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.)
Сколько у воробья крыльев?
Сколько у сороки хвостов?
Сколько у синицы клювиков?
Сколько у птицы глаз?
Сколько у птицы перышек?
«Вороны». Развитие звуковой стороны речи.
Ребенок – «ворона» произносит кар, взрослый заканчивает слово.
Кар (тошка, кар (тинка, кар (ман, кар (тон, кар (лик,
Составить описательный рассказ о зимующей птице по следующему плану:
• Кто это? (название). Какая это птица (зимующая).
• Какой внешний вид (размер, окраска перьев, части тела).
Подвижная игра «Снегири». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
Вот на ветках, посмотри, Делают 4 хлопка руками-
«крылышками» по бокам и 4 наклона
В красных майках снегири Делают 4 хлопка руками-
«крылышками» по бокам и 4 наклона
Распушили перышки, Часто потряхивают руками-
Греются на солнышке. «крылышками», опущенными вниз.
Головой вертят, Делают 2 поворота головой с
кивком – вправо, влево.
Улететь хотят. Делают 2 поворота головой с
кивком – вправо, влево.
Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая
руками как крыльями.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка». Развитие тонкой моторики, координация речи с движением, интонационной выразительности речи. Создание эмоционального положительного фона.
Сколько птиц Ритмично сжимают и разжимают
к кормушке нашей кулачки.
Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ла
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают
Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику, начиная с
Дятел в пестрых перышках. больших, на обеих руках.
Всем хватило зернышек! Трут большие пальчики об
указательные, как бы насыпают
Дыхательная гимнастика. Упражнение на развитие воздушной струи. Подуть на зеркало ротиком, «Сдуть снежинку» с ладошки.
В альбоме разукрасить, нарисованных родителями, снегиря и синицу.
Нигматдьянова Анна Каримулловна учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №395» г. Пермь
Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы». Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы».Задачи: 1. Закрепить понятие «зимующие» птицы; 2. Дать детям представление о видах.
Весёлые уроки для малыша Весёлые уроки для малышаВесёлые противоположности (сравнения) Большой-маленький Слон большой ушами машет, Муха маленькая пляшет. Слон.
Открытый урок «Приставочные глаголы»
Разделы: Логопедия
Цель: Закрепить понимание и правильное употребление приставочных глаголов движения в речи детей.
1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
2. Формировать навыки словообразования: образование звукоподражательных и приставочных глаголов.
3. Учить детей подбирать слова с противоположным значением (прилагательные, глаголы).
4. Работа над предложением с приставочным глаголом.
5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, объем вербальной памяти.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать способности у детей наблюдать за животным и растительным миром.
Ход занятия
— Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (- Зимующие.)
Логопед показывает картинки с изображением зимующих птиц (дятел, снегири, воробей, сорока). Предлагает детям отгадать загадки.
Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).
И зимой стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Кто это? (дятел).
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)
II. Закрепление лексического материала.
Викторина. – Я буду задавать вопросы. Кто ответит первый, тот получает фишку. У кого больше фишек, тот – победитель!
1) Ответьте на вопросы:
— Какая птица днем спит, а ночью летает? (- Сова.)
— Зачем клесту крестообразный клюв? (- Чтобы лущить шишки и доставать семена из шишек.)
2) Задание «Закончи предложение»:
3) Задание «Запомни, повтори, найди лишнее слово и объясни почему ты так думаешь»:
Медведь, дятел, барсук, лиса.
Скворец, синица, грач, ласточка.
Ворона, снегирь, соловей, воробей.
4) Задание «Что умеют делать птицы?»
«Подберите слова-действия к слову “птицы”. Птицы что делают?»
(летают, поют, клюют, пьют, машут, стучат. )
5) Задание “Как разговаривают птицы?”
Ворона говорит “кар-кар”, значит она что делает? – Каркает.
— Викторина закончена. Посчитаем фишки и узнаем кто победитель.
III. Объяснение нового материала.
Логопед предлагает послушать историю про воробья:
«Воробей крепко спал, рано встал, из гнезда вылетел. Воробей летал, корм искал. Вдруг увидел кормушку. Вокруг кормушки облетел, в кормушку залетел, крошки склевал. Воробей из кормушки вылетел. К гнездышку подлетел. В гнездышко залетел. Всю зиму так и перезимовал.»
1. Знакомство с символами слов-действий.
Логопед обращает внимание на слова-действия:
— Ребята, у меня в руках что за птица? (- Синица.)
(Логопед показывает картинку с изображением синицы.)
— Я начну предложение, а вы его закончите словом-действием. Эти слова-действия указаны стрелочкой на карточках. Попробуйте расшифровать их.
(На доске карточки с символами слов-действий.)
2. Подбор слов-действий с противоположным значением.
Игра с мячом «Наоборот»:
залетел – вылетел заскочил – выскочил прилетел – улетел подбежал – отбежал подлетел – отлетел прискакал – ускакал.
3. Закрепление нового материала.
— Я буду рассказывать историю про стаю воробьев, а вы будете подсказывать слова-действия. (Логопед рассказывая историю, показывает на соответствующий символ слова-действия, дети договаривают предложение.)
IV. Физминутка. «Воробушки». Зрительная гимнастика.
— Теперь вы воробушки – «воробьев веселых стайка, за кормами вылетай-ка!»
(Логопед дает задания, а дети их выполняют.)
— Воробушки подлетели к елке, отлетели от елки, облетели вокруг елки, залетели за елку, подлетели к кормушке, прилетели к домику, залетели в домик. А теперь, воробушки, глазками поморгали, крепко закрыли, открыли, посмотрели вправо-влево, вверх-вниз. Крылышками помахали, полетели на свои места.
V. Работа над приставочными глаголами в предложениях.
1. Игра «Исправь ошибку в предложении».
1) Вороны подлетели от кормушки. (отлетели)
2) Вороны через куст улетели. (перелетели)
3) Сова в дупло отлетела. (залетела)
2. Игра «Придумай предложение»
— Я скажу слово-действие, а вы придумайте с этим словом предложение.
Логопед:
— Прилетели. (Вороны прилетели к кормушке.)
— Облетел. (Дятел облетел вокруг дерева.)
VI. Закрепление понятия «Зимующие птицы».
(Логопед раздает картинку с контурным изображением птиц.)
— Найти зимующих птиц и обвести кружочком.
Картинки: ласточка, снегирь, голубь; дятел, снегирь, журавль.
(Дети выполняют задание.)
2. Закрепление падежной конструкции: существительные Род.п. ед.числа.
— Кого ты обвел(а)? (- Я обвел снегиря. Я обвела голубя. и т.д.)
VII. Итог занятия: Оценка работы детей.
Вы у меня были воробушками и я вас угощаю сухариками.
(Детям предлагаются “из кормушки” сухарики.)
Занимательный материал по теме «Перелетные птицы» в подготовительной группе
Елена Шнайдер
Занимательный материал по теме «Перелетные птицы» в подготовительной группе
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: Закрепить и расширить знания детей о перелётных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлёт, добывание корма).
Ввести в активный словарь:
— существительные: птица, ласточка, грач, скворец, гусь, утка, журавль, лебедь, жаворонок, дрозд, чиж, соловей, трясогузка, цапля, аист, пеночка, голова, туловище, шея, крылья, лапы, пальцы, когти, перепонки, клюв, глаза, хохолок, перья, пух, оперенье, скворечник, гнездо, птенцы;
— прилагательные: разноцветные, пёстрые, певчие, шумные, голосистые, крикливые, крылатые, быстрые, суетливые, прыгающие, скачущие, белокрылые, хохлатые, заботливые, перелётные, зимующие, длинношеий, длинноногий, красноклювый, ширококрылый, короткоклювый, перелётный, водоплавающий;
— глаголы: летать, нырять, плавать, клевать, ловить, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть, гоготать, петь, кричать, трубить, приземляться, гнездиться, вить, насиживать, выводить, заботиться.
1. Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков.
5. Заучивание скороговорок – автоматизация звуков.
6. Чтение и выборочное заучивание стихов, пословиц, поговорок и народных примет о птицах.
7. Упражнение «Весёлые задачки»— развитие слухового внимания и ФЭМП.
Физкультминутка «Птицы»
Птички начали спускаться (Дети изображают полёт птиц, бегают на носочках, махая руками).
На поляне все садятся,
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети приседают на несколько секунд).
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много
Стая птиц летит на юг,
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
Приземляться нам пора. (Дети приседают).
• Летели лебеди с лебедятами.
• Цапля клюквы поклевала,
Клюква в клюве кислой стала.
— Нет, я клюкву не люблю,
• Стояла цапля на крыльце
• Стоит цапля у болотца,
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальцу на обеих руках).
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями).
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями).
Пословицы, поговорки, народные приметы
• Гуси летят – зимушку на себе тащат.
• Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме.
• Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
• Красна птица перьями, а человек – знаниями.
• Птице крылья – а человеку разум.
• Всякая птица свою песню поёт.
• Воля птичке дороже золотой клетки.
• Всякая птица своё гнездо любит.
• Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
• Всякий считает своих гусей лебедями.
• Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Перелётные птицы).
• Белые полоски на груди,
В лес меня послушать приходи,
Всем одно и то же я твержу,
Беззаботно время провожу –
Мой птенец в чужом гнезде растёт,
Там куда яичко упадёт. (Кукушка).
• С виду птички не бывает проще,
Только запоёт он в тихой роще –
Замирают радостно сердца,
Услышав маленького певца. (Соловей).
• На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля).
• Из тёплых стран в апреле к нам они летят,
Под крышами из глины гнёзда мастерят.
Летят, как самолётики, изящны и легки –
Раздвоенные хвостики, собой невелики. (Ласточка).
• На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец).
•Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).
• Курлычет он, к нам прилетая,
Живёт в болотах и лугах,
Он птица серая, большая
На длинных тоненьких ногах. (Журавль).
• Перепончатая лапка,
Клюв широкий, как лопатка,
На воде она не тонет,
Полетит – перо уронит.
Осенью нам на прощанье
• В воде купался, а сухой остался. (Гусь).
• Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач).
Утка три яйца снесла,
Два из них лиса нашла.
Лисы тоже есть хотят…
Сколько вывелось утят? (3-2=1)
Лебеди у нас в пруду.
Трое черных, белых пять.
Кто успел их сосчитать?
Сколько было лебедей? (3+5=8)
Лексико-грамматические игры и упражнения
Перья, пух можно назвать опереньем.
Журавлиная стая, перелётная птица, разноцветное перо.
Таким образом, образовать существительные множественного числа родительного падежа.Например: птица – много птиц.
— Вы знаете, как птицы подают голоса?
Лесной конёк – цокает
Летят журавли на юг со своими … (журавлятами).
Летят утки на юг со своими … (утятами).
Летят гуси на юг со своими … (гусятами).
Летят лебеди на юг со своими … (лебедятами).
Летят аисты на юг со своими … (аистятами).
Летят скворцы на юг со своими … (скворчатами).
Летят ласточки на юг со своими … (ласточатами).
Летят грачи на юг со своими … (грачатами).
Ласточка любит тепло (какая ласточка) – теплолюбивая ласточка.
У ласточки острые крылья, поэтому её называют … острокрылой.
У ласточки быстрые крылья, поэтому её называют … быстрокрылой.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют. звонкоголосым.
У жаворонка короткие лапы, а у журавля (длинные).
— Где живёт? (На болоте, в лесу, в городе).
— Как зимует? (Улетает на юг).
— Какой имеет внешний вид?
— Голос. (Курлычет, поёт,).
Лебедь Т. А. Шорыгина
Солнце озарило бледный небосвод,
Лебедь белокрылый по небу плывёт.
Тает отраженье в зеркале воды,
Дремлют без движенья светлые пруды.
Капля серебрится в зелени листа.
Может быть, мне снится эта красота?
Соловей Т. А. Шорыгина
Ночи напролёт песни нам поёт.
Льются песни без конца,
Лучше нет в саду певца!
Журавли Т. А. Шорыгина
Высоко в голубой дали над землёй летят журавли.
Летят они, курлычут, нас за собою кличут,
Как будто говоря: «Летите вместе с нами!
За тёмными лесами, за синими морями
Там, в зелени долины,
Вернёмся в край родной!»
«Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь… Подожди!»
«Милые крошки! С вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете детки
А уж мы все понесёмся на юг.
Нет там ни тучи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…»
«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»
«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей.
И начнёт под вешним солнцем
Вся природа оживать…
Я вернусь, когда малютки,
Вы уж будете читать!»
Листья жёлтые облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлёту.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми берёзками, ивами,
Долго кружат они над лесами,
Над крутыми речными обрывами.
Возвращайтесь, птицы, весной,
Когда зеленью лес оденется,
Зашумит молодой листвой
Каждый куст и каждое деревце.
Тексты для пересказа
В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние тёплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города
высоко в небе летели журавли.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.
Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весной.
Конспект НОД «Перелетные птицы» Тема. Перелетные птицы. Цели. Уточнять и расширять знания о перелетных птицах, об отличительных признаках. Закреплять знания о признаках.
Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности Пояснительная записка По плану лексических тем в подготовительной группе в октябре реализуется тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».